«солнечный удар», бунин: анализ рассказа, краткое содержание

Краткое содержание

Во время путешествия на одном из волжских пароходов поручик знакомится с прекрасной незнакомкой, которая возвращается домой после отдыха в Анапе. Она не раскрывает своего имени новому знакомому, и на его настойчивые просьбы каждый раз отвечает «простым прелестным смехом».

Поручик поражен красотой и природным очарованием своей попутчицы. В его сердце разгораются пылкие, страстные чувства. Не в силах сдерживать их в себе, он делает женщине весьма недвусмысленное предложение сойти на берег. Неожиданно она легко и непринужденно соглашается.

На первой же остановке они спускаются по трапу теплохода и оказываются на пристани небольшого провинциального городка. Молча едут в местную гостиницу, где снимают «страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер».

Не сказав друг другу ни слова, они «так исступленно задохнулись в поцелуе», что в дальнейшем еще много лет будут вспоминать это сладкое, захватывающее дух мгновение.

На следующее утро «маленькая безымянная женщина», быстро одевшись и вернув утраченную было рассудительность, собирается в дорогу. Она признается, что ранее никогда не оказывалась в подобной ситуации, и для нее эта внезапная вспышка страсти, словно затмение, «солнечный удар».

Женщина просит, чтобы поручик не садился вместе с ней на теплоход, а дождался следующего рейса. В противном случае «все будет испорчено», а она хочет сохранить в памяти только эту нечаянную ночь в провинциальной гостинице.

Мужчина с легкостью соглашается и провожает свою спутницу на пристань, после чего возвращается в номер. Однако в этот миг он понимает, что что-то в его жизни кардинально изменилось. Пытаясь отыскать причину этой перемены, он постепенно приходит к выводу, что влюблен в женщину, с которой провел ночь, что мир без неё опустел.

Он мечется, не зная, чем себя занять в захолустном городишке. В его памяти еще свеж звук голоса незнакомки, «запах ее загара и холстинкового платья», очертания ее крепкого упругого тела. Чтобы немного отвлечься, поручик отправляется на прогулку, но это не успокаивает его. Неожиданно он принимает решение написать телеграмму своей возлюбленной, но в последний момент вспоминает, что не знает «ни фамилии, ни имени ее». Все, что ему известно о незнакомке, так это то, что у нее есть муж и трехлетняя дочь.

Изможденный душевными муками, поручик садится на вечерний теплоход. Он удобно размещается на палубе и любуется речными пейзажами, «чувствуя себя постаревшим на десять лет».

В ролях

Актёр Роль
Мартиньш Калита Поручик
Виктория Соловьёва Незнакомка
Сергей Карпов Егорий
Анастасия Имамова Татьяна
Сергей Серов батюшка
Ксения Попович Оля
Андрей Попович Петя
Александр Устюгов морской офицер
Виталий Кищенко ротмистр
Денис Васильев студент
Александр Адабашьян фотограф
Эдуард Артемьев ассистент фотографа
Максим Битюков Тригорин
Мириам Сехон Розалия Землячка
Сергей Бачурский Бела Кун
Кристина Кириллова Лизонька
Алексей Дякин Георгий Сергеевич
Нина Сизова Наденька
Авангард Леонтьев факир
Иван Оранский арапчонок
Милош Бикович Кока
Денис Васильев студент
Кирилл Болтаев есаул
Алёна Спивак-Бычкова дама на корабле
Олег Граф офицер
Александр Мичков юнкер
Сергей Комаров поручик
Дмитрий Богаченко капитан
Максим Спивак донской казак
Николай Алексеев чекист
Владимир Алфёров пленный белогвардеец
Александр Обласов стюард
Александр Борисов матрос
Наталья Суркова хозяйка гостиницы
Анна Воркуева горничная
Александр Половец чекист
Николай Бушанский Казак
Анастасия Исакова пассажирка
Владимир Юматов полковник
Дарья Белоусова телеграфистка
Илья Кипоренко студент

Список и краткая характеристика персонажей «Солнечного удара»

Главные герои:

  • Поручик — ничем не примечательный офицер с «выгоревшими от солнца усами» и голубыми глазами. Этого мужчину нельзя назвать покорителем женских сердец. Испытав «солнечный удар», он умоляет попутчицу сойти на берег, а не следующий день покорно соглашается с ее требованием.
  • «Прекрасная незнакомка» — так главная героиня в шутку называет себя. Эта женщина намного рассудительнее и тверже характером, чем ее случайный любовник. Она замужем, имеет трехлетнюю дочь. «Солнечный удар» она переносит легко и почти не испытывает стыда за эту мимолетную связь. Даже под влиянием страсти «незнакомка» не раскрывает своего имени. Она твердо уверена, что ничего подобного никогда больше не повторится. Муж ее ни о чем не узнает.

Второстепенные герои:

Извозчик — безымянный герой, который доставляет пару в гостиницу, а на следующий день увозит мужчину одного обратно на пристань. Для поручика он является последним напоминанием о прекрасной попутчице.

История создания, подбор актеров и съёмки

Идея снять фильм по мотивам прозы Ивана Бунина пришла к режиссёру давно; ещё в 2013 году он уточнял: «Более 37 лет назад, когда Бунин был просто запрещён». Но к реализации своей задумки Никита Михалков смог приступить только в 2010 году.

Подбор актёров

На главные роли Никита Михалков пригласил не звёздных актёров, завоевавших профессиональное признание и общественную любовь, а молодых людей, которые только делали первые свои шаги в актёрской профессии.

Поручика играет латвийский артист Мартиньш Калита (дублирует Евгений Миронов), а «незнакомку» — выпускница ВТУ им. ЩепкинаВиктория Соловьёва. Эпизодические роли в «Солнечном ударе» исполняют соавтор режиссёра по сценарию Александр Адабашьян и композитор Эдуард Артемьев, написавший музыку к картине.

Места съёмок

Натурные съёмки проводились в Павлове-на-Оке, Гороховце и Одессе.
Они начались летом 2012 года в городе Гороховец Владимирской области, где была воссоздана уникальная атмосфера и быт уездного города начала XX века, а также в Павлово. Позже съёмки продолжились в Одессе, где была отснята часть картины, повествующая о событиях 1918—1920-х годов, описанных в дневниках «Окаянные дни».

Съёмки сцен на пароходе проходили в Швейцарии, на Женевском озере. Только здесь удалось найти действующие колёсные пароходы, которые были необходимы для съёмок и воссоздания оживлённого пароходного движения, существовавшего в России в начале XX века. Павильонные съёмки велись на киностудии «Мосфильм». В одном из павильонов был построен трюм баржи, где снимались финальные сцены картины с главным героем и массовкой около 450 человек.

Съёмка картины осуществлялась на цифровой носитель с пяти камер: две снимали общие планы, три — детали.

Съёмочная группа

Оператор фильма — Владислав Опельянц, для которого «Солнечный удар» стал четвёртым проектом с Никитой Михалковым. Монтаж картины помогал осуществлять Мича Заец, монтажёр ряда фильмов Эмира Кустурицы.

2 вариант

Бунин поведал историю, почти лишенную сюжета. Встречаются на палубе речного парохода мужчина и женщина, между ними завязывается мимолетный роман. Молодой поручик, увлекшись хорошенькой женщиной, почти не тратит время на ухаживания и делает ей пошлое, лаконичное, даже грубоватое предложение одним словом: «Сойдем». Она соглашается. Оставшись наедине, оба словно задохнулись от страсти, пораженные «солнечным ударом» счастья. После бурного свидания она уезжает, отклонив его просьбу продолжить путь вместе. Он провожает ее и возвращается в гостиницу, радуясь такому приятному, ни к чему не обязывающему, дорожному приключению. Все просто, как в скабрезном анекдоте. Но Бунин показывает, что там, где есть настоящее чувство, не может быть грязи.

Но после возвращения в номер гостиницы с молодым человеком начинает происходить нечто странное. Что-то изменилось. Он чувствует, как опустела без нее комната. Вещи напоминают о ее присутствии: чашка, из которой она пила, шпилька, которую она забыла. Сердце его сжимается, когда он понимает, что потерял ее навсегда. Поручик испытывает почти физическую боль, ощущая теперь ненужность своей жизни без нее. Спасаясь от нахлынувшего чувства, он пытается отвлечься чем-нибудь. Бредет на базар и чувствует себя в толпе беззаботных, занятых какой-то непонятной, бестолковой суетой людей очень одиноко.

Заходит в собор, но и там нет успокоения и утешения. Уединяется в скверике, но думает только о ней. Как много он хотел бы ей сказать, провести с ней хотя бы еще один день. Метнулся на почту, на ходу сочиняя текст телеграммы, словно забыв, что не знает ее имени, адреса. С удивлением разглядывает на витрине счастливые лица на фотографиях, понимая, что его лицо не будет таким уже никогда. Заказывает еду в трактире, но не может есть, только пьет, не пьянея. Уезжая из гостиницы, дает изумленному лакею пять рублей чаевых, потом и извозчику столько же, деньги по тем временам немалые. Но они потеряли для него свою ценность. Как вся жизнь потеряла смысл. И, поднявшись на палубу парохода, почувствовал себя постаревшим на десять лет.

Так, после мимолетного романчика, в течение одного дня изменилась судьба героя. Любовь, которую ему довелось испытать, как бы живет по своим внутренним, неподвластным человеку законам. Чувство любви, подаренное судьбой прекрасно, но, как правило, почти всегда обречено.

Новые чувства

О чем еще поведает нам краткое содержание? «Солнечный удар», рассказ И. А. Бунина, далее повествует о новых чувствах главного героя. Память о запахе её загара, её холстинкового платья; память о живом, таком счастливом и в то же время простом звуке её голоса; память о недавних испытанных наслаждениях всей её чувственностью и женской соблазнительностью – всё еще было живо в нём безмерно, но уже стало вторичным. На первое место вышло иное чувство, доселе ему неведомое, о котором он даже и не подозревал, затевая накануне это забавное знакомство на одну ночь. Что это было за чувство – он объяснить себе не мог. Воспоминания стали неразрешимой мукой, а вся дальнейшая жизнь, то ли в этом забытом Богом городишке, то ли в ином другом месте, представлялась теперь пустой и бессмысленной. Его охватили ужас и отчаяние.

Нужно было срочно что-то делать, чтобы спастись от наваждения, не выглядеть нелепым. Он вышел в город, прошелся по базару. Вскоре возвратился в гостиницу, зашёл в столовую — большую, пустую, прохладную, и залпом выпил две или три рюмки водки. Вроде всё было хорошо, во всём ощущалась безмерная радость и счастье – и в людях, и в этом летнем зное, и в этом сложном смешении базарных запахов, а у него сердце нестерпимо ныло и разрывалось на части. Ему нужна она, и только она, хотя бы на один день. Для чего? Чтобы сказать ей, чтобы высказать ей всё то, что у него в душе – о своей восторженной любви к ней. И вновь вопрос: «Зачем, если ничего уже не изменить ни в его, ни в её жизни?» Он не мог объяснить это чувство. Он знал одно – это важнее самой жизни.

Состояние незнакомки

Образ молодой женщины, которую поручик встречает на корабле, Бунин рисует без прикрас и не наделяет ее особыми характеристиками. У нее нет имени – она просто женщина, с которой некий поручик провел ночь.

Зато автор очень тонко подчеркивает ее переживания, тревоги и волнения. Женщина говорит: «Я совсем не такая, какой вы могли бы меня себе представить». Возможно, она искала в этой мимолетной связи потребность любить и быть любимой. Возможно, для нее все, что произошло – не более, чем случайность, неожиданность. Должно быть, в супружеской жизни (о наличии которой упоминается в рассказе) она не получала достаточно тепла и внимания. Мы видим, что незнакомка не строит никаких планов, ничем не обязывает поручика. Именно потому она не считает нужным сообщать свое имя. Ей горько и больно уходить, покидая навсегда поручика, но она делает это, повинуясь своей интуиции. Она подсознательно уже знает, что их отношения ничем хорошим не закончатся.

Гостиница

Через минуту, собрав необходимое, минули «сонную конторку», ступили на глубокий песок и молча сели к извозчику. Бесконечная, мягкая от пыли дорога. Вот проехали площадь, какие-то присутственные места и остановились возле освещённого подъезда уездной гостиницы. Поднялись по старой деревянной лестнице и оказались в большом, но страшно душном, горячо накалённом за день солнцем номере. Вокруг чисто, опрятно, на окнах – белые опущенные занавески. Как только переступили порог, и за ними закрылась дверь, поручик резко кинулся к ней, и оба, не помня себя, задохнулись в поцелуе. До конца дней своих будут помнить они это мгновение. Никогда прежде и после ничего подобного не испытывали в своей жизни ни он, ни она…

Действующие лица

В рассказе Ивана Алексеевича «Солнечный удар» было не так много героев.

Краткая характеристика каждого поможет читателям ближе познакомиться с ними:

  1. Незнакомка. Из повествования автора становится ясно, что у нее есть семья — трехлетняя дочь и супруг, которые дома ждут ее приезда из Анапы (скорее всего, женщина пребывала там на лечении). Знакомство с поручиком стало для героини настоящим солнечным ударом — помутнением рассудка. Она намеренно не представляется мужчине, понимая, что их встреча — минутная слабость, истинная жизнь для нее состоит совершенно в другом.
  2. Поручик — пылкий молодой человек, для которого встреча с героиней стала роковой. Он по-настоящему смог осознать то, что произошло, только после отъезда незнакомки. Мужчина хочет найти и вернуть возлюбленную, но уже поздно. Настоящая любовь заставила его страдать от понимания потери избранницы. Переживания сильно отразились на нем.
  3. Образ России, которая предстает перед читателями беспечной. Волга несет господ по волнам, предоставляя им все наслаждения богатой жизни. Невероятной красоты пейзажи выступают в контрасте с небольшим убогим городком, где предались страсти главные герои. Офицеры и дамы отворачиваются от нищеты другого мира, который в дальнейшем поглотит их.

Реакция на фильм и рецензии

  • «Московский комсомолец» назвал ленту одним «из самых обсуждаемых кинособытий года».
  • «Независимая газета» признала, что работа режиссёра вызвала «серьёзную дискуссию в обществе».
  • Н. Михалков предлагал свой фильм отборочной комиссии Венецианского кинофестиваля, но не получил от них ответа.
  • «Московская правда» отметила:
  • В журнале «GQ» заявили, что фильм стремится быть «русской Библией».
  • На кинопортале «Film.Ru» оценили фильм на 3/5 заключив, что в фильме множество лишних персонажей, крадущих экранное время у главных героев.
  • Интернет-сайт «The Village» указал:
  • «Газета.Ру» нарекла фильм «Русской историей глазами Никиты Михалкова».
  • Кинокритик Антон Долин написал:

Композиция

Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности

Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.

Выдержки из истории написания текста

Итак, как мы уже отметили выше, датой рождения этого шедевра является 1825 год. Тот факт, что автор уже был занят работой над другими текстами, посвященными любовной тематике, объясняет глубину психологизма «Солнечного удара». По мере написания рассказа, автор иногда делился подробностями и новостями с друзьями. Так, Г. Кузнецова после бесед с писателем, отмечала, что Бунин вдохновляется, прежде всего, природой. Иван Алексеевич может увидеть какую-то картину, которая потом будет постоянно вспоминаться ему, крутиться в воображении. Причем – по большей части – это даже бывали не целостные картины, а лишь фрагменты. Из какой же картины, из какого образа родился «Солнечный удар»? Все до банальности просто: Бунину вдруг вспомнилось, как приятно прогуляться по палубе в послеобеденное время, когда глаза еще с болью чувствуют ярко солнце после мрака корабельной ночи. Это – путешествие Волгой. На дворе – лето, жара. А вот чем закончится «Солнечный удар», писатель придумал намного позже.

О тематических нюансах произведения

Обращаясь к анализу этого произведения, стоит, прежде всего, поразмышлять о ключевых проблемах. При характеристике этих проблем особенно ярко прослеживаются мотивы, которые – и в российской, и в европейской литературе – приобрели огромную популярность. Это, конечно, любовь, боль, разлука. К раскрытию этих мотивов автор подходит с позиции тонкого и мастерского психолога. Поэтому – из-за своего подхода – в каком-то смысле Бунин все-таки оригинал, потому что автору удалось окутать свое творение атмосферой, которая воплотилась даже в художественных фильмах по мотивам «Солнечного удара».

Бунин интересуется искренностью, открытой, пылкой любовью, а также проблемами, которые, в конце концов, порождает любовь. Взаимоотношения, особенно если речь идет о чувствах между мужчиной и женщиной, всегда параллельны определенным проблемам и конфликтам. Вспоминается французская философия, в частности Жак Лакан, который считал, что другой человек («Другой») всегда будет для нас темным. То есть другого человека невозможно познать. Поэтому взаимоотношения наполнены внутренними противоречиями, потому что чувства и обстоятельства жизни часто несовместимы. Иван Алексеевич демонстрирует, что любовь возникает по внутренним причинам, но продолжает жить и развиваться именно по причинам внешним.

Художественные и сюжетные особенности произведения

Как мы отметили выше, основный акцент автор делает на психологизме. Иван Алексеевич выстраивает лабиринт из образов, но какой бы запутанной ни была картина, в центре повествования все равно остается пара людей. Речь идет о главных героях бунинского шедевра: это поручик и незнакомка, которую этот мужчина встречает на корабле.

Повествование открывают события, развернувшиеся в послеобеденное время на палубе. Люди вышли на прогулку после жары и мрака корабельной ночи. Так, гуляя, здесь же знакомятся двое молодых людей. Нетрудно заметить, что между поручиком и незнакомой красавицей мгновенно возникла симпатия. Страсть оказалась настолько сильной, что мужчина предлагает незнакомке сойти с корабля на ближайшей станции и провести ночь в гостинице. Отметим, что отношения эти строились не только на платоническом притяжении. Здесь присутствовало и телесное взаимодействие. Ночь, полная страсти, пролетела совсем незаметно. На утро пришло время расставания. Как ни странно, несмотря на то, что молодые люди познакомились лишь вчера и почти не знали друг друга, разлука оказалась делом не из легких.

Состояние поручика

Как показано в рассказе, вероятно, вначале главный герой оказался не готов к тому, чтобы оценить возникшее чувство к незнакомой женщине. Поэтому он так легко отпускает ее от себя, полагая, что их ничто не связывает.

Лишь возвратившись к себе в номер, он ощущает признаки начинающейся «лихорадки» и понимает, что ее невозможно избежать. Он больше не принадлежит себе, он не свободен. На него вдруг невероятным образом подействовала атмосфера номера, в котором они вместе провели ночь: «еще стояла на столе недопитая чашка кофе, еще оставалась неубранной постель, а ее уже не было». Поручик не может принять это чувство, всячески отталкивает его от себя, едва не доходит до исступления.

Реакция на фильм и рецензии

  • «Московский комсомолец» назвал ленту одним «из самых обсуждаемых кинособытий года».
  • «Независимая газета» признала, что работа режиссёра вызвала «серьёзную дискуссию в обществе».
  • Н. Михалков предлагал свой фильм отборочной комиссии Венецианского кинофестиваля, но не получил от них ответа.
  • «Московская правда» отметила:
  • В журнале «GQ» заявили, что фильм стремится быть «русской Библией».
  • На кинопортале «Film.Ru» оценили фильм на 3/5 заключив, что в фильме множество лишних персонажей, крадущих экранное время у главных героев.
  • Интернет-сайт «The Village» указал:
  • «Газета.Ру» нарекла фильм «Русской историей глазами Никиты Михалкова».
  • Кинокритик Антон Долин написал:

История создания

«Солнечный удар» был написан И. Буниным в 1925 году. Стоит отметить, что год написания совпал с периодом, когда писатель работал над рассказами, посвященными теме любви. Это один из факторов, объясняющий психологическую глубину произведения.

Об истории создания И. Бунин рассказывал Г. Кузнецовой. После разговора женщина написала в своем дневнике следующее: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А. (Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»

Затмение или солнечный удар?

Десять часов утра. За окном солнечный, жаркий и непременно, как бывает только летом, счастливый день. Спали мало, однако она, в секунду умывшись и одевшись, сияла свежестью семнадцатилетней девчонки. Была ли она смущена? Если да, то совсем немного. От нее исходила всё та же простота, веселье и уже рассудительность. Поручик предложил дальше ехать вместе, но она отказалась, иначе всё будет испорчено. Отродясь ничего подобного тому, что случилось с ней, не было, да и не будет больше. Может, это было затмение, а может, с ними случилось нечто, схожее с «солнечным ударом».

Он на удивление легко согласился с нею. Счастливо и беззаботно довёз её до пристани, как раз к самому отходу розового парохода. В этом же настроении возвратился он и в гостиницу. Однако что-то уже изменилось. В номере всё еще чувствовался её запах – пахло её дорогим одеколоном. На подносе всё еще стояла её чашка с недопитым кофе. Постель ещё не убрана, а ширма так и стояла отодвинутой. Всё до последнего сантиметра было полно ею – и пусто. Как же так? Сердце поручика сжалось. Какое странное дорожное приключение! Ведь ничего особенного ни в этой, по сути, нелепой женщине, ни в этой мимолётной встрече – всё это уже не впервой, и всё-таки что-то не так… «В самом деле, точно какой-то солнечный удар!» Рассказ И. А. Бунина на этом не заканчивается.

Примечания

  1. Сергей Сычёв. . Filmpro.ru (31 октября 2014 года). Дата обращения 17 ноября 2014 года.
  2. Constance. . Новости кино (14.10.2014).
  3. ↑ . VTBRussia.ru (8 октября 2014). Дата обращения 19 октября 2014.
  4. Илья Ерусланов. . Утро.ru (5 августа 2014). Дата обращения 19 октября 2014.
  5. . HELLO! Russia (24 сентября 2014). Дата обращения 19 октября 2014.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2014.
  7. Олег Иванов. . Деловой еженедельник «Эксперт», приложение «Культура» (13 ноября 2014 г.). Дата обращения 17 ноября 2014 г..
  8. . Еженедельник «Собеседник» (14 ноября 2014 г.). Дата обращения 17 Ноября 2014 г..

В ролях

Актёр Роль
Мартиньш Калита Поручик
Виктория Соловьёва Незнакомка
Сергей Карпов Егорий
Анастасия Имамова Татьяна
Сергей Серов батюшка
Ксения Попович Оля
Андрей Попович Петя
Александр Устюгов морской офицер
Виталий Кищенко ротмистр
Денис Васильев студент
Александр Адабашьян фотограф
Эдуард Артемьев ассистент фотографа
Максим Битюков Тригорин
Мириам Сехон Розалия Землячка
Сергей Бачурский Бела Кун
Кристина Кириллова Лизонька
Алексей Дякин Георгий Сергеевич
Нина Сизова Наденька
Авангард Леонтьев факир
Иван Оранский арапчонок
Милош Бикович Кока
Денис Васильев студент
Кирилл Болтаев есаул
Алёна Спивак-Бычкова дама на корабле
Олег Граф офицер
Александр Мичков юнкер
Сергей Комаров поручик
Дмитрий Богаченко капитан
Максим Спивак донской казак
Николай Алексеев чекист
Владимир Алфёров пленный белогвардеец
Александр Обласов стюард
Александр Борисов матрос
Наталья Суркова хозяйка гостиницы
Анна Воркуева горничная
Александр Половец чекист
Николай Бушанский Казак
Анастасия Исакова пассажирка
Владимир Юматов полковник
Дарья Белоусова телеграфистка
Илья Кипоренко студент
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector