Свобода совести

Литература

  • Адамишин А. Л. «СССР и международное сотрудничество в области прав человека». М.: Международные отношения, 1989
  • Бердяев Н. А. «Опыт парадоксальной этики». М.:АСТ, 2003. С. 13
  • «Свобода совести». Литературно-философский сборник. Издательство И. Д. Сытина, 1906
  • Федотов В.В., Ткаченко А.А. Римская империя и проблема тоталитарного типа культуры. // Античность и общечеловеческие ценности. Вып. 6.- Алматы: Изд-во Казахского гос. ун-та, 1999. — ISBN 9965-01-289-X. С. 252 – 265.
  • Федотов В.В. Свобода совести в Римской империи. // Античность и общечеловеческие ценности. Вып. 7.- Алматы: Изд-во Казахского гос. ун-та, 2000. — ISBN 9965-408-53-X. С. 188 – 202.
  • Иванов В. Н. «Основные права и обязанности граждан СССР». М.: Государственное издательство юридической литературы, 1953
  • Кириченко М. Г. «Свобода совести в СССР». М.: Юридическая литература, 1985
  • Коркунов Н. М. «Русское государственное право». М., 1908
  • Орландо В. Э. «Принципы конституционного права». Издательство В. М. Саблина, 1907
  • Савельев В. Н. «Свобода совести: история и теория». М.: Высшая школа, 1991. ISBN 5-06-001989-6
  • Струве П. Б. «Избранные сочинения». М.: РОССПЭН, 1999. С. 25-34
  • Фуров В. Г. «Буржуазные конституции и свобода совести». М.: Политиздат, 1983
  • «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России». Справочник. М: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996. — 208 с.

История

Реформация

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Билль о правах

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.

Декларация прав человека и гражданина

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина ( г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь г.). Французский гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.

Конституция США

Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Свобода совести и отделение церкви от государства

Связь между свободой совести и отделением Церкви от государства, по-видимому, неоднозначна. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этом государстве свободы совести.
Например, шариат включает в себя нормы и правовые и религиозные. Так, например, в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни Абдул Рахмана — мусульманина, сменившего религию. С другой стороны, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а неотделение её не исключает. Так, известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархических государств Европы), тем не менее, обеспечивающие своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделённой церковью (все коммунистические режимы, Ирак, Турция) адепты многих религий подвергались дискриминации.

Отделение церкви от государства происходило: в России — 1918 год (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), Франция — ратифицировано в 1905 году. Колумбия — 1853 год. США — 1787 год.

Свобода вероисповедания в России

Император Николай II 17 апреля 1905 года издал именной высочайший указ, данный Сенату — Указ об укреплении начал веротерпимости, где впервые в российской истории законодательно утверждались не только права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, но и устанавливалось, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию. Кроме того, было легализовано старообрядчество и отменены существовавшие ранее запреты и ограничения для других христианских конфессий.

Религия с 20 января 1918 года считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР.

На практике советская власть проводила политику государственного атеизма.

По Конституции РФ (Часть 2 Статьи 14):

Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры».

История

Древняя Персия (VI в. до н. э.) — Кир, Древняя Индия (III в до н. э.) — Ашока. Рим — терпимость к тем, кто признавал наряду со своими и римских богов.

313 — Миланский эдикт: письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.

после 1206 — Великая Яса Чингисхана, которой среди прочего провозглашена ограниченная веротерпимость: не запрещалось верить в своих богов, но требовалось верить в единого Бога.

1568 — закон о свободе совести и вероисповедания, принятый парламентом Венгрии в городе Торда.

1573 — Варшавская конфедерация в Речи Посполитой.

Почтовая марка США

1598—1685 — действие Нантского эдикта о веротерпимости (к гугенотам) во Франции.

1689 — Акт о веротерпимости в Англии.

1789 — Декларация прав человека и гражданина во Франции.

1791 — свобода вероисповедания закреплена Первой поправкой к Конституции США.

1844 — Эдикт о веротерпимости в Святой земле.

17 апреля 1905 г. — императорский указ об укреплении начал веротерпимости в России.

17 октября 1906 г. — именной Высочайший Указ, данный Сенату «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия сектантов».

14 декабря 1906 г. — отменена статья 185 Уголовного кодекса Российской империи, каравшая за отпадение от христианства в нехристианство.

1917 — отмена черты оседлости.

1918 — отделение церкви от государства в Советской России (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви).

Литература

  • «Свобода совести». Литературно-философский сборник. //Издательство И. Д. Сытина, 1906
  • В. Э. Орландо «Принципы конституционного права»//Издательство В. М. Саблина, 1907
  • Н. М. Коркунов. «Русское государственное право».//Москва, 1908
  • Н. А. Бердяев «Опыт парадоксальной этики»//из-во АСТ, 2003, стр.13
  • П. Б. Струве. «Избранные сочинения».//Москва, Росспен, 1999, стр. 25-34
  • В. Н. Иванов «Основные права и обязанности граждан СССР».//государственное издательство юридической литературы, 1953
  • В. Г. Фуров «Буржуазные конституции и свобода совести». //Издательство политической литературы, 1983
  • М. Г. Кириченко «Свобода совести в СССР».//из-во Юридическая литература, 1985
  • А. Л. Адамишин «СССР и международное сотрудничество в области прав человека»//из-во Международные отношения, 1989
  • В. Н. Савельев. «Свобода совести: история и теория»//Издательство: Высш. шк., 1991. ISBN 5-06-001989-6
  • И. П. Зуев, Л. А. Баширов, Е. Г. Балагушкин. «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России»//Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1996

Современность

Франция

Во Франции действует принцип «светскости», то есть отделения политической и государственной власти от религиозных организаций и непризнания государством ни одной из религий. Государство и все его институты призваны оставаться одинаково нейтральными ко всем конфессиям и верованиям при одновременной гарантии полной свободы совести, культа и вероисповеданий вплоть до отказа от религии. Республика через секуляризацию общества не ведет борьбы с религиями или убеждениями, но сознательно вытесняет их из области осуществления политической и административной власти.

Все религиозные, духовные и философские идеи оставляются во Франции в исключительной области индивидуального сознания и частного выбора отдельных граждан.

Религиозные организации обязаны обеспечивать соблюдение общественного порядка. Ни одно вероисповедание или убеждение не может быть выше других (религия, атеизм, агностицизм или свободомыслие). На этом строится республиканский принцип «Свобода, равенство, братство».

Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Например, упоминание о религиозной принадлежности при переписи населения является запрещённым. С другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.

История

Реформация

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Билль о правах

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.

Декларация прав человека и гражданина

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина ( г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь г.). Французский гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.

Конституция США

Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector