Транссибирская магистраль

Населённые пункты

Основные статьи: Список остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали (Москва — Омск), Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Омск — Иркутск) и Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Иркутск — Владивосток)

Ниже приводится северный маршрут Транссиба, действующий с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва/Москва-Пассажирская-Ярославская
— Ярославль/Ярославль-Главный
— Данилов
— Буй
— Шарья
— Киров
— Балезино
— Верещагино
—Пермь/Пермь II
— Кунгур
— Первоуральск
— Екатеринбург/Екатеринбург-Пассажирский
— Тюмень
— Называевск/Называевская
— Омск/Омск-Пассажирский
— Барабинск
— Новосибирск/Новосибирск-Главный
— Юрга/Юрга I
— Тайга
— Анжеро-Судженск/Анжерская
— Мариинск
— Боготол
— Ачинск/Ачинск I
— Красноярск/Красноярск-Пассажирский
— Канск/Канск-Енисейский
— Иланский/Иланская
— Тайшет
— Нижнеудинск
— Зима
— Иркутск/Иркутск-Пассажирский
— Слюдянка/Слюдянка I
— Улан-Удэ
— Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
— Чита/Чита II
— Карымское/Карымская
— Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
— Могоча
— Сковородино
— Белогорск
— Архара
— Биробиджан/Биробиджан I
— Хабаровск/Хабаровск I
— Вяземский/Вяземская
— Лесозаводск/Ружино
— Уссурийск
— Владивосток

Интересные факты о Транссибирской магистрали1

  • Общая протяженность железных дорог к 1865 году — на тот момент учреждения Министерства Путей Сообщения не превышала 3 тыс. км.
  • За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО «РЖД» — царское наследие.
  • У идеи строительства Транссиба имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. Министр внутренних дел Иван Дурново за два года до начала строительства утверждал, что создание Транссиба приведет к массовому переселению крестьян в Сибирь, и во внутренних губерниях возникнет дефицит рабочих рук.
  • «Первое, что следует ожидать от дороги — это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем явятся скупщики, цены поднимутся, губерния наводнится иностранцами, наблюдение за сохранением порядка станет невозможным», — тревожился тобольский губернатор.
  • Антон Чехов в 1890 году добирался от Москвы до Сахалина три месяца.
  • Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей.
  • Стоимость Транссибирской магистрали — 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов).
  • Регулярное движение началось уже 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию.
  • Первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
  • Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в. форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
  • На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники — миф. 
  • Самые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество. 
  • Часть грузов для строительства доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
  • Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, в связи с чем работы затянулись на 11 месяцев.
  • На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
  • Паровозы, вагоны и 27-аршинная модель моста через Енисей стали гвоздем Всемирной выставки в Париже в 1900 году и получили там Гран-при. Французские журналисты называли Транссиб «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».
  • К услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены сейчас в Железнодорожном музее в Петербурге.
  • В 1930-х годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге специально отправляли множество муляжей.
  • Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
  • Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
  • Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем.

Утверждение проекта железнодорожной трассы

В марте 1841 года Николай I приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен А. Х. Бенкендорф, в числе других в неё вошли П. П. Мельников и Н. О. Крафт. В сентябре 1841 года комиссия представила доклад-проект с финансово-экономическими расчётами постройки и эксплуатации железной дороги

Между Петербургом и Москвой большая часть грузов направлялась в сторону Санкт-Петербурга, при этом город снабжался главным образом по водным путям. Так, в 1839 году внутренними водными путями в Петербург прибыло 1,3 млн т грузов. В сравнении с этим показателем железная дорога, по проекту, должна была перевозить существенно меньшее количество грузов — 0,4 млн т. Дорога проектировалась как ещё один вид путей сообщения, способный частично разгрузить водный и гужевой транспорт и обеспечить более быструю доставку грузов и пассажиров. Согласно проекту, стоимость трассы должна была составить 43 млн рублей, из них: земляные работы — 10,4, верхнее строение пути — 9, подвижной состав — 7,8, искусственные сооружения — 3,5 млн рублей. Ежегодная чистая прибыль — 2,6 млн рублей. Объём земляных работ, при двухпутной железной дороге кратчайшего направления и максимальных уклонах в 2,5 ‰, рассчитывался в 50,5 млн м³. Проект предусматривал ежегодную перевозку 400 тыс. тонн грузов и 270 тыс. человек при скорости в 16 км/ч — для грузовых и 37 км/ч — для пассажирских поездов.

Комиссия, рассматривавшая данный проект, сочла завышенными показатели грузо- и пассажирооборота и эксплуатационные расходы. По её расчётам, чистая прибыль составляла 0,79 млн рублей. Проект и оба варианта экономических расчётов рассматривались комитетом министров, где большинство выступило против постройки железной дороги. Однако, несмотря на это, Николай I выступил за строительство магистрали, и 1 февраля 1842 года императором был подписан указ о сооружении железной дороги Петербург—Москва.

Руководство строительством дороги было возложено на Особый межведомственный комитет под председательством наследника престола цесаревича Александра Николаевича (будущий император Александр II). В него входили министры, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями К. Ф. Толь, генерал-адъютанты А. Х. Бенкендорф, П. А. Клейнмихель и другие. При комитете учреждена Строительная комиссия. Линия была разделена на два строительных участка, разграниченных в районе Бологое: Северная дирекция во главе с П. П. Мельниковым и Южная, возглавляемая Н. О. Крафтом. Решением межведомственного комитета в качестве главного консультанта строительства из США был приглашён инженер Джордж Уистлер, имевший опыт строительства железных дорог. После смерти Уистлера в 1849 году на его место пригласили инженера Томпсона Брауна. 1 августа 1842 года руководство строительством линии было передано от межведомственного комитета в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Вместо скончавшегося К. Ф. Толя главой управления был назначен П. А. Клейнмихель. Упразднялась Строительная комиссия. В Главном управлении путей сообщения учреждён департамент железных дорог во главе с К. И. Фишером. В департамент входила комиссия по надзору за проектированием и строительством дороги (глава — инженер М. Г. Дестрем).

Рекогносцировочные изыскания начались в феврале 1842 года, и в конце апреля 1843 года трасса дороги была нанесена на карту, утверждена и принята к руководству при строительстве. Одновременно с трассированием линии проводились гидрометрические и инженерно-геологические изыскания. Общая протяжённость исследованных вариантов трассы составила 6000 км. Изыскания производились по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург — Новгород — Вышний Волочёк — Москва. Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, но несколько увеличивал объёмы перевозок. На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились. Точку в обсуждении поставил Николай I, приняв решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.

Через какие города России проходит Транссибирская магистраль

Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки

  1. Непосредственно исторический маршрут (красная линия на карте) — с вышеперечисленными городами.
  2. Байкало-Амурская магистраль (зеленая линия): Тайшет — Братск — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
  3. Северный маршрут (синяя линия): Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Тюмень — Красноярск — Тайшет — и далее переход в Байкало-Амурскую магистраль.
  4. Южный путь (черная линия показывает отрезок Южного пути где он отличается от других маршрутов): Тюмень — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет.

Модернизация

2 апреля 2013 г. по итогам заседания госкомиссии по развитию Дальнего Востока премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил внести 260 млрд руб. из федерального бюджета в уставный капитал ОАО «РЖД» на реализацию в 2013-2017 гг. первоочередных проектов по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

21 июня 2013 г. на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин поручил правительству модернизировать Транссиб на средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). 28 июня того же года на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию глава РЖД Владимир Якунин предложил направить деньги не только на развитие Транссиба, но и на БАМ. Средства из ФНБ предоставляются лишь на возвратной основе.

В марте 2015 г. РЖД получили первые 50 млрд руб. из ФНБ. Всего на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в общей сложности из ФНБ, федерального бюджета и собственных средств РЖД будет потрачено 562 млрд руб. Программа будет завершена в 2019 г. После модернизации магистралей грузопоток по ним планируется нарастить до 124,4 млн т в год.

Создание Министерства путей сообщения (МПС)

15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.

Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников — выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга «О железных дорогах», многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог. Труды П.П. Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий. Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.

В структуре МПС было образовано:

  • Управление строительства (1867 г.)
  • Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.);
  • Управление казённых железных дорог (с 1880 г.);
  • Инспекция железных дорог (с 1892 г.).

Будучи профессором, П.П. Мельников воспитал плеяду выдающихся инженеров. Одним из них был Константин Николаевич Посьет — министр путей сообщения в 1874-1888 гг., с именем которого тесно связано строительство железных дорог в Европейской части России. В период работы Посьета министром формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию.

Описание

Общая длина путей — 10378,4 км, развёрнутая длина путей — 13323,762 км.

Крупнейший узел — Санкт-Петербург, где находится Управление дороги.

Все участки Октябрьской железной дороги, за исключением участка Свирь — Мурманск и участка Бабаево — Кошта, электрифицированы постоянным током 3 кВ. Участок Свирь — Мурманск и Бабаево — Кошта электрифицированы переменным током 25 кВ.

Перегон Токсово — Пери, Приозерское направление

Главным ходом Октябрьской железной дороги считается историческая Николаевская железная дорога.

Перегон Малая Вишера — Бурга

Современная Октябрьская дорога простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. км), при этом свыше 900 км расположено за Полярным кругом[нет в источнике]. В транспортной системе Северо-Западного региона России на долю железной дороги приходится 75 % грузоперевозок и 40 % пассажирских перевозок. На 2009 год число работников Октябрьской железной дороги составило 69781 человек. На 2010 год в состав дороги входит 655 станций, 31 локомотивное и моторвагонное депо (включая ремонтные, эксплуатационные и оборотные), 24 вагонных депо (включая ремонтные и эксплуатационные), 39 дистанции пути, 23 дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи, 13 дистанций электрификации и энергоснабжения, 11 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, 3 дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

Пригородный поезд Выборг — Хийтола на перегоне Гвардейское — Возрождение (2009)

В связи с проводимыми реформами Российских железных дорог количество структурных подразделений и их названия могут меняться в обозримом будущем. Так, например, в 2008 году выведены из состава Октябрьской железной дороги Октябрьская дирекция связи (8 региональных центров связи) численностью 2702 человек, Октябрьская дирекция по ремонту пути «Путьрем» (11 путевых машинных станций, 2 опытные путевые машинные станции, 2 рельсосварочных завода и Лодейнопольский завод силикатных изделий) численностью 5098 человек, предприятия по производству материалов верхнего строения пути (Чудовский завод железобетонных шпал, Бологовский шпалопропиточный завод, Гавриловский, Медвежьегорский и Оленегорский щебёночные заводы) общей численностью 1058 человек. Итого выведено 8858 человек.

Начальник Октябрьской железной дороги: Голомолзин Виктор Георгиевич (с января 2020 года).

Октябрьская железная дорога проходит по территории одиннадцати субъектов РФ — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия.

Комбинированные железнодорожно-водные перевозки грузов (в том числе экспортно-импортные) осуществляются через Петербургский и Мурманский морские порты, порты Белого моря (Кандалакша, Витино, Кемь, Беломорск) и Беломорско-Балтийский канал (на линии Медвежьегорск — Беломорск).

Пригородные пассажирские перевозки на полигоне дороги осуществляются Северо-Западной и Московско-Тверской пригородными пассажирскими компаниями.

Главный ход — линия Санкт-Петербург — Москва с момента постройки и по сегодняшний день — одно из самых загруженных направлений в России. В 1980-е годы руководством СССР было принято решение об организации на нём скоростного движения. В результате путь из Санкт-Петербурга в Москву стал первой и единственной железной дорогой в СССР со скоростью движения более 200 км/ч.

Факты

  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции Мыс Астафьева и Восточный порт.
  • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10 259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 002Щ/001М «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 019Ч/020Ч «Восток» Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд «Россия».
  • На Ярославском вокзале Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).
  • В 1970-х — 1980-х годах по Транссибу планировалось запустить беспересадочный вагон Москва — Ханой, который стал бы длиннейшим в мировой истории (длина маршрута — 11 967 км), однако он совершил только несколько рейсов.
  • Единственный в мире вокзал из мрамора (Слюдянка-1) расположен на Транссибе.

Примечания

  1. . www.aif.ru. Дата обращения 23 сентября 2018.
  2. , с. 56.
  3. , с. 56—58.
  4. , с. 62.
  5. , с. 145—148.
  6. , с. 64—65.
  7. , с. 139.
  8. Великая Сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  9. , с. 150, 160.
  10. , с. 65—66.
  11. Комитеты железнодорожные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. , с. 151, 158, 160.
  13. , с. 150, 157, 173.
  14. ↑ , с. 154—155, 160.
  15. , с. 150—151, 154-155, 160.
  16. ↑ , с. 150, 155-157, 160.
  17. ↑ , с. 157—160.
  18. Портсмутский мирный договор. Викитека. Дата обращения 20 мая 2017.
  19. , с. 156—157.
  20. Зиновьев Дмитрий. . Паровоз ИС.
  21. , с. 177.
  22. История железнодорожного транспорта России / Под общ. ред. В. Е. Павлова и М. М. Уздина. — СПб., 1997. — Т. 2: 1917-1945 гг. — С. 20, 31. — 416 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85952-005-0.
  23. Вольфсон Л. и др. Развитие железных дорог СССР. — Трансжелдориздат, 1939. — С. 74, 81. — 179 с. — 20 000 экз.
  24. . Российская газета (11 ноября 2014).
  25. Рустем Фаляхов. . Газета (27 июля 2013).
  26. . ТАСС (21 августа 2017). Дата обращения 21 августа 2017.
  27. . Транссиб. Дата обращения 20 мая 2020.
  28. на марке блока изображён тоннель, проложенный в Яблоновом хребте (Забайкалье), с выходящим из него паровозом, 2002, 12 рублей (ИТЦ 728, Скотт 6683)

Транссибирская магистраль – мировой гигант среди железных дорог всего мира!

Первое место по праву занимает Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) общей протяженностью 9288, 2 км. Легендарная дорога, открытая в 1916 году, по праву занимает первое место не только на территории РФ, но и в мире. Она пролегает через Евразию и соединяет Центральный и Дальневосточный регион. Время пути от начальной станции в Москве и до конечного пункта во Владивостоке составляет примерно 167 часов или около 7 суток. За время следования поезда будет совершено 120 остановок.

Уникальный туристический недельный тур ждет всех пассажиров поезда, двигающегося по Транссиб. Главное, что путь по такому маршруту откроет для путешественников красивые места не только новых городов, но и естественной природы, нетронутой цивилизацией. Ко всему прочему, двигаясь по данному маршруту, пассажиры пересекают 11 часовых поясов.

Дальневосточная железная дорога – ведущее направление на территории РФ

Второе место по своей протяженности занимает Дальневосточная железная дорога. Длина эксплуатируемого пути составляет 6826,2 км. Сегодня транспортный путь пролегает через Хабаровский и Приморский край, Республику Саха, Сахалинскую, Амурскую и Еврейскую автономную область. На данный момент управление этой железной дороги находится в Хабаровске. На всем пути пассажиров ожидает 416 станций и 3 погранперехода.

Для туристов данный путь имеет особое значение: он проходит через зоны вечной мерзлоты, национальные заповедники. К тому же пассажиры могут быть уверены: движение они будут осуществлять в комфортных и теплых вагонах современных поездов.

Горьковская железная дорога – один из крупнейших железнодорожных маршрутов в стране

В тройку лидеров вошла Горьковская железная дорога. Она была образована в 1936 году и имеет протяженность 5296 км. Данный маршрут представляет собой два параллельных широтных направления: Москва – Киров и Москва – Екатеринбург.

Особенность этой железной дороги – постоянная модернизация. Благодаря этому в 2010 году был пущен скоростной электропоезд «Сапсан», который смог доставлять пассажиров гораздо быстрее. Например, путь из Москвы в Нижний Новгород начал составлять 3,5 ч, что является гарантом быстрых переездов во время путешествия.

По Горьковской железной дороге ежегодно перевозками пользуется 52,7 млн. пассажиров. Путешественников привлекает этот железнодорожный маршрут инфраструктурой городов и их достопримечательностями, а также густыми лесами, степями и рядом других уникальных ландшафтов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых значимых транспортных артерий России

Четвертое место однозначно принадлежит Байкало-Амурской железнодорожной магистрали общей протяженностью 4 324 км. Строительство данного железнодорожного пути длилось с 1938 по 1984 г. Ее путь проходит через 11 крупных рек России и 7 горных хребтов.

Такой долгий срок возведения оправдывает география магистрали и сложность проекта. Потребовалось дополнительно построить 2230 мостов разного размера, пробить 8 тоннелей. Помимо этого возникла необходимость организовать 200 железнодорожных станций в более чем 60 крупных городах и малонаселенных пунктах.

Туристы выбирают эту дорогу во многом из-за близости к озеру Байкал – бассейн, в котором хранится 1/3 пресной воды на земле. Одной из достопримечательностей, с которой столкнутся все пассажиры поездов данного маршрута, – Северо-Муйский тоннель. Он считается самым большим в России.

Восточно-Сибирская железная дорога – живописный путь России

Замыкает рейтинг Восточно-Сибирская железная дорога протяженностью 3876 км. Особенность данного пути заключается в том, что он является частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В ее состав также входит и Байкало-Амурская железная дорога.

Для путешественников она станет одним из самых интересных маршрутов, который может познакомить пассажиров поездов с уникальными географическими ландшафтами Бурятии, Амурской и Читинской области. Забайкальский национальный заповедник в Бурятии – это особое место для каждого туриста, способное покорить не только красотой нетронутой природы, но и своей фауной.

На территории Читинской области располагается Ивано-Арахлейский заказник, в котором была сохранена естественная экосистема. Амурская область богата на уникальные природные достопримечательности. На ее территории находятся заповедники, где обитают самые редкие животные мира.

Населённые пункты

Основные статьи: Список остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали (Москва — Омск), Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Омск — Иркутск), Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Иркутск — Владивосток)

Ниже приводится северный маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва/Москва-Пассажирская-Ярославская
— Ярославль/Ярославль-Главный
— Данилов
— Буй
— Шарья
— Киров
— Балезино
— Верещагино
—Пермь/Пермь II
— Кунгур
— Первоуральск
— Екатеринбург/Екатеринбург-Пассажирский
— Тюмень
— Называевск/Называевская
— Омск/Омск-Пассажирский
— Барабинск
— Новосибирск/Новосибирск-Главный
— Юрга/Юрга I
— Тайга
— Анжеро-Судженск/Анжерская
— Мариинск
— Боготол
— Ачинск/Ачинск I
— Красноярск/Красноярск-Пассажирский
— Канск/Канск-Енисейский
— Иланский/Иланская
— Тайшет
— Нижнеудинск
— Зима
— Иркутск/Иркутск-Пассажирский
— Слюдянка/Слюдянка I
— Улан-Удэ
— Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
— Чита/Чита II
— Карымское/Карымская
— Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
— Могоча
— Сковородино
— Белогорск
— Архара
— Биробиджан/Биробиджан I
— Хабаровск/Хабаровск I
— Вяземский/Вяземская
— Лесозаводск/Ружино
— Уссурийск
— Владивосток

Автодороги федеральные магистральные

Данная нумерция устарела. Сейчас используются другие правила, из-за которых изменены учетные номера большого количество дорог. Так, например, М20 «Псков» стала Р23 «Псков», М18 «Кола» стала Р21 «Кола», Р53 стала 49К-13.

По новым правилам учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

  • M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ. Именно по этому лишились своих старых номеров М18 «Кола» и М20 «Псков».
  • Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.
  • А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств; для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.
  • К — для прочих автодорог регионального значения.
  • Н — для автодорог межмуниципального значения.

Учетный номер автодорог регионального и межмуниципального значения начинается группой знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01К-XXX либо 01Н-ХХХ, где XXX — порядковый номер автомобильной дороги.

  • M1 «Беларусь» (Москва — граница с Белоруссией (на Минск), подъезд к Смоленску)
  • М2 «Крым» (Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной (на Харьков), подъезды к Туле, Орлу. Курску, Белгороду)
  • МЗ «Украина» (Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной (на Киев), подъезды к Калуге, Брянску)
  • М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, подъезды к аэропорту Домодедово, Липецку, Воронежу, Ростову-на-Дону, Краснодару)
  • М5 «Урал» (Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск, подъезды к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу)
  • М6 «Каспий» (Москва (от Каширы) — Тамбов — Волгоград — Астрахань, подъезды к Тамбову, Саратову, Элисте)
  • М7 «Волга» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа, подъезды к Владимиру, Иванову, Чебоксарам, Ижевску, Перми)
  • М8 «Холмогоры» (Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск, подъезды к дачам РАН Абрамцево, Костроме)
  • М9 «Балтия» (Москва — Волоколамск — граница с Латвией (на Ригу), подъезд к Пскову)
  • М10 «Россия» (Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург, подъезды к госкомплексу «Завидово» (с проездами по его территории), Твери, Новгороду)
  • М10 «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией (на Хельсинки))
  • M11 «Нарва» (Санкт-Петербург — граница с Эстонией (на Таллин))
  • М18 «Кола» (Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск)
  • М29 «Кавказ» (Краснодар (от Павловской) — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном (на Баку). Подъезды к Майкопу, Ставрополю, Черкесску, Владикавказу, Грозному, Махачкале)
  • — «Вятка» (Чебоксары — плотина Чебоксарской ГЭС — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар, подъезд к Кирову)
  • М51, М53, М55 «Байкал» (Граница с Казахстаном — Омск — Новосибирск (М51) — Кемерово — Красноярск — Иркутск (М53) — Улан-Удэ — Чита (М55), подъезды к Тюмени, Томску)
  • М52 «Чуйский тракт» (Новосибирск — Бийск — граница с Монголией, подъезды к Барнаулу, Горно-Алтайску)
  • М54 «Енисей» (Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией)
  • М56 «Лена» (Невер — Якутск)
  • М60 «Уссури» (Хабаровск — Владивосток)
  • — «Амур» (Чита — Невер — Свободный — Архара -Биробиджан — Хабаровск, подъезд к Благовещенску (строящаяся))
  • — Хабаровск — Hиколаевск-на-Амуре (987км) + Комсомольск-на-Амуре(396км) как часть трассы.
  • — «Колыма» (Якутск — Магадан (строящаяся))

Упоминания

  • Башкирский писатель Мажит Гафури путь в литературе начал с книги «Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт» (баш. «Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
  • Александр Розенбаум в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
  • В девятом студийном альбоме группы U.D.O. была записана песня Trainride in Russia, вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеяны личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России: «Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».
  • «Алеф» — роман 2011 года писателя Пауло Коэльо. Литератор принимает решение отправиться в долгий путь через всю Европу и Россию по Транссибирской магистрали на поиски своего счастья. Все говорят, что Коэльо движется по Транссибу из Москвы во Владивосток, но для бразильского писателя это Транссибирская магистраль проходит через него.

Первые железные дороги в России

История железных дорог в России начинается в 30х годах XIX столетия. 1834 год ознаменован приездом австрийского инженера Франца фон Герстнера. Именно он внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В этом же году в Нижнем Тагиле на заводе Демидовых Е.А. и М.Е. Черепановы закончили строительство первого русского паровоза, который мог везти по специально построенной дороге состав весом в 3,3 тонны, развивая скорость до 15 верст в час.

Вокзал станции Тверь. Паровоз серии Г. Служащие Николаевской железной дороги

Первый поезд который стал ездить на постоянной основе – поезд Санкт-Петербург / Царское село. Протяженность железнодорожного пути составляла 26,3 км. Однако для данной ветки были закуплены иностранные поезда, так как в России производства вагонов еще не было. Так, были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов: закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты.

Все железные дороги строились по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 миллиметра. Она стала стандартной для всех дорог России.

В период с 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога принесла российской казне в размере 360 тыс. руб.

За первые годы строительства железных дорог инженерам, рабочим и строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых мостов. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм.

Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги.

1 ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра.

Железнодорожный транспорт начал активно развиваться стимулируя российскую промышленность. В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. Для изготовления паровозов и вагонов нужен был метал, кожа, резина и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector