Две триумфальный арки в краснодаре

История

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Популярные арки

Из триумфальных арок нового времени знаменита арка в Париже на площади Шарля де Голля .

В России триумфальные арки впервые устраивал Пётр Великий. Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 году по возвращении из-под Азова и в 1703 году, когда Пётр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот:

  • у Заиконоспасского монастыря,
  • у Ильинских ворот и
  • у Мясницких ворот.

Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота были украшены разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: «Орёл не мух ловит», что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата «Элефант». По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации:

  • против церкви на Троицкой пристани,
  • Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и
  • Аничковы ворота (см. Аничков мост).

По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились — Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве — у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку знаменитого Кваренги. Вследствие спешности работы ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

Посвящённые Победе в Великой Отечественной войне

Традиция возведения триумфальных арок была продолжена и в Ленинграде. После грандиозного празднования 9 мая 1945 года Дня Победы и проведения 24 июня Парада Победы на Красной площади в Москве, в Ленинграде началась подготовка к исторической встрече Гвардейского Ленинградского корпуса с жителями города, которая состоялась 8 июля. Для торжественного прохода подразделений Красной армии были установлены три триумфальных арки: в Автове, на Средней Рогатке и у завода «Большевик» на проспекте Обуховской Обороны. В декоре всех арок использовали барельефы, лепные гирлянды и надписи, прославляющие героев-победителей.

Эти арки считались временными и были разобраны через три года после установки.

В 2007 году Международный фонд имени Лихачёва в лице председателя Даниила Гранина обратился к губернатору города Валентине Матвиенко с предложением восстановить одну из них, построенную по проекту архитектора А. И. Гегелло.
Возможное место установки ворот — Комсомольская площадь.

Арка на Кутузовском проспекте

К идее восстановления арки вернулись много лет спустя в 1965 году. Перед самым наступлением нового года Совет Министров СССР рассмотрел возможность строительства Триумфальной арки по сохранившимся чертежам и фотографиям и принял решение соорудить памятник на новом месте. Кутузовский проспект был выбран не случайно: поблизости располагался музей-панорама «Бородинская битва».

Работы возглавил архитектор-реставратор В. Либсон, под руководством которого в столице были восстановлены десятки памятников архитектуры. Специалисты-реставраторы использовали в работе чертежи и зарисовки, сделанные во время демонтажа арки Осипа Бове. Осуществить восстановление ворот с возможно большей точностью помогла модель арки, сделанная самим Бове и хранившаяся в московском архитектурном музее.

Отличия арки 1965 года от ворот Бове все же имелись. Во-первых, материалы: кирпич и белый камень из села Татарово были заменены на железобетон и крымский известняк. Во-вторых, помещение для караула и решетки ворот решили не восстанавливать. В-третьих, скульптуры и чугунные рельефы, хранившиеся в Донском монастыре, использованы не были. Вместо оригиналов на заводе в Мытищах изготовили полторы сотни новых изображений и деталей. И наконец, реставраторы изменили текст на обеих сторонах аттика. Новая надпись содержала призыв М. И. Кутузова к солдатам русской армии. В нем полководец обращался к победителям и называл воинов спасителями Отечества.

Церемония торжественного открытия триумфальных ворот на Кутузовском проспекте состоялась в ноябре 1968 года. Сегодня Триумфальная арка Москвы внесена в список объектов культурного наследия регионального значения.

В процессе подготовки торжеств по случаю 200-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года триумфальные ворота были отремонтированы и обновлены. В ходе восстановительных работ была заменена облицовка, расчищены скульптурные группы и прямо на месте отреставрированы элементы арки, которые невозможно было демонтировать. Скульптурную композицию колесницы и богини Ники очищали от коррозии и затем устанавливали на прежнее место.

Триумфальная арка была вновь торжественно открыта в сентябре 2012 года. В планах московских властей – сооружение смотровой площадки на триумфальных воротах.

История строительства Триумфальной арки

В мае 1814 года все российские губернии получили постановление, в котором говорилось о скором возвращении из Франции русской армии и необходимости организовать победителям торжественный прием. В столице за дело взялся граф Ростопчин, и под его руководством Москва начала готовиться к пышной встрече доблестных победителей.

Тверская застава, где обычно московская администрация и купечество торжественно встречали императоров, была выбрана местом сооружения триумфальных ворот. Деревянная арка на Тверской заставе стала одной из многих, построенных на пути следования российской армии.

Однако, император Александр I, опасавшийся больших скоплений народа и возможных бунтов, в июле 1814 года внезапно отменил все планируемые торжества. Подготовка к парадным мероприятиям была остановлена, но деревянная триумфальная арка на Тверской заставе к тому моменту была почти закончена.

Адреса и авторы триумфов

Войдя под своды Триумфальной арки, мы первым делом подойдем к Вечному огню на могиле Неизвестного солдата, погибшего в одном из сражений Первой мировой войны. Могила, расположенная прямо на уровне мостовой, появилась здесь в 1921 году (на снимке внизу). А когда вы поднимете взгляд, то увидите два огромных полотнища, укрепленных под аркой, – государственный триколор Франции и звездный флаг Евросоюза.

Ну а теперь можно полюбоваться шестью барельефами и четырьмя горельефами, повествующими об «этапах большого пути» наполеоновской армии. Что такое барельеф, мы с вами знаем с детства, а вот горельеф (haut-relief) попадается реже – это скульптуры, как бы выходящие из стены.

Самый знаменитый из четырех горельефов – «Марсельеза» работы Франсуа Рюда (François Rude). О чем скульптор пытается нам рассказать?

Когда в 1792 году прусская армия вторглась в Лотарингию (споры за эту провинцию между Францией и Германией не утихали столетиями), в бой отправились волонтеры, охваченные революционным энтузиазмом. В том числе Марсельский добровольческий батальон. Для него за одну только ночь военный инженер Жозеф Руже де Лиль (Joseph Rouget de Lisle) написал свой марш, вскоре ставший страшно популярным и получивший название «Марсельеза», то бишь песня из Марселя.

Спустя всего полтора года «Марсельеза» по решению Конвента стала гимном Франции и остается им до сих пор. Вы не поверите: между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года она была еще и гимном России!

На другом горельефе – «Триумф 1810 года» работы Жан-Пьера Корто – мы с вами видим самого Наполеона, увенчанного славой побед над Австрией и Пруссией.

Еще один называется «Сопротивление 1814 года», скульптор Антуан Этекс. Сопротивлялся Бонапарт, как вы понимаете, антифранцузской коалиции во главе с Россией.

Ну и, наконец, композиция «Мир 1815 года» (на фото внизу) того же автора: император уже отрекся, война окончена, поэтому на горельефе воин вкладывает меч в ножны, крестьянин ладит плуг, мать ласкает ребенка, мальчик «тычет в книжку пальчик», место боевого коня занял тучный телец – символ если не богатства, то достатка. И над всем этим покоем — Афина, богиня и войны, и мудрости.

На четырех пилонах — опорах арки вырезаны имена 558 генералов и маршалов Великой армии, а рядом – названия 128 мест ее победоносных сражений. На восточном пилоне арки можно отыскать и наши, русские города и села. Те, где Наполеон, по его мнению, одержал победы: Могилев, Смоленск, Валутина гора (с правописанием наших географических названий у завоевателей было не очень, поэтому на арке значится некая «Valontina»), Полоцк, Красное (если честно, там начертано «Krasnoï» – как у русских слышим, так по-французски пишем). А вот Бородина на восточном пилоне нет. Выходит, даже верноподданные Бонапарта, не говоря уже о просто подданных, не признали виктории своего императора в Бородинском сражении.

Новый большой триумф французского оружия арка увидела лишь спустя век после поражения Наполеона. В честь Дня взятия Бастилии 14 июля 1919 года впервые после окончания мировой войны 1914–1918 годов под Триумфальной аркой промаршировал военный парад: пехотинцы, кавалерия, авто и даже танки. А вот авиаторов на парад не позвали. И тогда летчик Шарль Годфруа решил взять реванш за всех своих товарищей. Он лихо пролетел 9 августа на своем самолете под сводами арки, а журналисты сумели заснять его подвиг. Взгляните на фото. Ох, какой же был скандал!..

Ну и, конечно, невозможно забыть о параде на Елисейских полях в честь освобождения Парижа от гитлеровцев, который 26 августа 1944 года принимал руководитель «Сражающейся Франции» генерал де Голль.

И сейчас здесь, на Елисейских полях и на площади Звезды, проходят военные парады – 14 июля, в День взятия Бастилии, в годовщину Великой французской революции. А 8 мая, в День Победы, и 11 ноября, в День окончания Первой мировой войны, к могиле Неизвестного солдата руководители государства возлагают венки.

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Галина Еремина

История

Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.

В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.


Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.

В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.


В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.

Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.

Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.

Николай I написал посвящение:

Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.


Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга

В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.

В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.

Триумфальные арки, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне

Традиция возведения триумфальных арок была продолжена и в Ленинграде. После грандиозного празднования 9 мая 1945 года Дня Победы и проведения 24 июня Парада Победы на Красной площади в Москве, в Ленинграде началась подготовка к исторической встрече Гвардейского Ленинградского корпуса с жителями города, которая состоялась 8 июля. Для торжественного прохода подразделений Красной армии были установлены три триумфальных арки: в Автове, на Средней Рогатке и у завода «Большевик» на проспекте Обуховской Обороны. В декоре всех арок использовали барельефы, лепные гирлянды и надписи, прославляющие героев-победителей.

Эти арки считались временными и были разобраны через три года после установки.

В 2007 году Международный фонд имени Лихачёва в лице председателя Даниила Гранина обратился к губернатору города Валентине Матвиенко с предложением восстановить одну из них, построенную по проекту архитектора А. И. Гегелло.
Возможное место установки ворот — Комсомольская площадь.

Музей-памятник

Внутри Нарвских ворот (в аттике — верхней части сооружения) работает Музей «Нарвские Триумфальные ворота». К экспозиции ведет узкая винтовая лестница, рассчитанная на одного человека. В музее представлены тематические выставки и историческая экспозиция, проводятся экскурсии.

Экспозиция музея, Нарвские Триумфальные ворота

Режим работы и стоимость билетов

Музей Нарвских ворот работает по следующему графику: в среду с 14:00 до 20:00, касса до 19:00; четверг-воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:30. Понедельник и вторник — выходные дни.

Билеты стоят 150 рублей, для льготных категорий граждан — 50 рублей. Подробности по телефону: +7 (812) 786-97-82.

Архитектура

Парижская арка — самая большая в мире: ширина — около 45,00 м, высота — 50,00 м, высота сводов — 29,20 м. Арка в Париже имеет классическую П-образную форму и выполнена в античном стиле. Монумент украшен историческими барельефами. Над арочным проёмом (в углах) расположены барельефы работы скульптора Жан Жака Прадье с изображением крылатых дев — аллегорий славы. Верх Триумфальной арки увенчан пятиметровым фризом, барельефы которого рассказывают о великих победах французской армии.

Скульптурные группы

Скульптурные группы

Ворота в Париже украшены четырьмя скульптурными группами, которые были спроектированы известными мастерами Жаном-Пьером Корто, Франсуа Рюдом, Антуаном Этексом.

Барельефы

Шесть барельефов выше скульптурных групп на четырех сторонах и по бокам арки, словно краткая презентация тех событий:

со стороны Елисейских Полей:

«Триумф 1810 года» по случаю подписания Шёнбруннского мира (слева);

«Выступление волонтёров» против прусских войск, оккупировавших Лотарингию (1792), популярное название — «Марсельеза» (справа);

вторая со стороны авеню Гранд-Арме:

  • «Мир 1815 года» (слева);
  • «Сопротивление 1814 годa» (справа).

Барельефы

со стороны Елисейских Полей:

  • «Битвa при Абукире 25 июля 1799 годa», скульптора Сёрра Старшего;
  • «Похороны генерaлa Мaрсо 20 сент. 1796 года», скульпторa P. H. Лемэра;

со стороны авеню де ла Гранд-Арме́:

  • «Бой при Арколе 15 ноября 1796», скульптора Фёшера;
  • «Битва за Каноб в Египте 3 июля 1798», скульптора Шапоньера;

по бокам:

  • «Сражение при Жемаппе 6 ноября 1792», скульптора Марокетти;
  • «Битва под Аустерлицем 2 декабря 1805», скульптора Гештера.

На стенах арки во Франции выгравировано около 130 названий сражений (можно найти и знакомые русские названия) и имена более 500 французских офицеров. Фамилии павших в боях перечеркнуты. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями. Тумб всего ровно сто, в честь 100 дней (с 20 марта по 22 июня 1815 года) правления Наполеона I, после его возвращения с Эльбы.

Наполеоновская арка во Франции стала подобием арки Тита в Риме. Ее своды и колонны имеют аналогичное строение по виду и форме. Арка имеет центральный проем и сбоку еще два проема. В углах малых аркад — аллегорические фигуры, изображающие пехоту, кавалерию, флот и артиллерию. На внутренней стороне малых аркад располагаются имена государственных деятелей времен Революции и Империи. В углах больших арок — аллегорические фигуры из римской мифологии (богини молвы и богини победы с лавровыми венками).

Своды Триумфальной арки

Музей и вид на Триумфальный путь.

Внутри монумента находятся: мультимедийный экран для просмотра барельефов, музей и магазин сувениров, наверху смотровая площадка.

Билеты можно купить онлайн или в туристическом агентстве. Подниматься на смотровую площадку и спускаться вниз предстоит пешком — около 300 ступеней винтовой лестницы. Можно подняться на лифте и затем еще преодолеть 46 ступенек. Информация о работе лифта размещена на странице музея в интернете.

Адрес: Place Charles de Gaulle, 75008 Paris, Франция

Как добраться:

  • Метро: линии 1, 2 и 6, станция Charles-de-Gaulle-Etoile;
  • RER: линия A, станция Charles-de-Gaulle-Etoile;
  • Автобусы: № 22, 30, 31, 52, 73, 92.

Внимание! Пройти к арке можно через подземные переходы. Стоимость билета:

Стоимость билета:

  • Взрослые — 12 евро*;
  • студентам 18-25 лет — 9 евро*;
  • детям до 18 лет — бесплатно.

Режим работы музея:

  • 2 января — 31 марта — с 10.00 до 22.30;
  • 1 апреля — 30 сентября — с 10.00 до 23.00;
  • 1 октября — 31 декабря — с 10.00 до 22.30;
  • Закрыт — 1 января, 1 мая и 25 декабря.
  • 8 мая, 11 ноября и 14 июля — открыт только во второй половине дня.

С арки открываются изумительные виды на Париж в солнечные дни и вечерами, когда Париж в огнях и иллюминациях. Отсюда отлично видно Эйфелеву башню, Монпарнас, Сакре-Кер, Дефанс и Елисейские поля и четкую геометрию «Триумфального пути».

Название дороги «Триумфальный путь» или «Королевская перспектива» актуально и сейчас. Путь представляет собой ряд зданий, памятников и проспектов, расположенных по одной оси. Начало он берёт у Лувра, проходя через сады Тюильри, площ. Согласия, Елисейские Поля, площ. Звезды, бульвар Великой Армии и закачивается Большой аркой Дефанс. На исторической оси расположены три арки:

  • Триумфальная на площ. Звезды;
  • Каррузель в саду Тюильри;
  • Большая в новом квартале.

Триумфальная арка Осипа Бове

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа

Триумфальные ворота, 1883 год

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал

Триумфальные ворота, 1931 год

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.

Демонтаж (1936)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector