Завершение введения заповедных лет и отмена юрьева дня

«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»

Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.

Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»

Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.

Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.

Так кто же автор запрета?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.

Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.

Так кто же автор запрета?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.

Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.

Отмена урочных лет

Новый век сменил предыдущий. Стране требовалось огромное количество налогов, которые могло дать, по сути, почти единственное что-то производившее многочисленное сословие – крестьяне. Ввод урочных лет в этих условиях был уже не нужен. В 1649 году был принято Соборное Уложение, полностью отменившее урочные лета. Общество отнеслось к появлению документа по-разному: дворяне остались удовлетворены, поскольку теперь крестьяне становились их полной собственностью, которой можно было распоряжаться как угодно. У крестьян же пропала последняя надежда на освобождение от кабалы. Это было уже настоящее крепостное право, последствия введения которого со временем отбросили Россию за рамки развитого государства. Произошло то, с чем справиться удалось только в 1861 году: огромный пласт населения России был обращен в рабство. На первых этапах это дало плоды: дворяне получили поддержку государства и сами стали мощной опорой трона, а государственная казна исправно пополнялась. Однако со временем этот средневековый уклад начал сильно тормозить развитие России. И отмена его в 1861 году далась обществу непросто.

Закрепощение крестьян

Историки уделяют много внимания вопросу поиска конкретных царских указов относительно действия заповедных лет. Существует две гипотезы, раскрывающие суть процесса закрепощения крестьянского населения. Р. Скрынников указывает на возможность проведения «указного» и «безуказного» закрепощения.

В. Татищев утверждал, что процесс закрепощения стал следствием принятия законодательного акта Б. Годуновым в 1592 г. Однако текст этого закона не обнаружен. Считается, что он был утерян. Безуказная теория характерна для работ В. Ключевского. Он утверждал, что переход крестьян между феодалами прекратился вовсе не по причине принятого нормативного акта. Причинами стали конкретные условия жизни крестьянского населения в тот период времени и рост задолженности крестьян. Именно эти факторы и обусловили постепенное прекращение переходов. Заповедные лета упоминаются в текстах грамот, принятых в 1581-1582 гг.

Почему приписывают отцу

Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).

Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.

Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.

Почему приписывают отцу

Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).

Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.

Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.

Ограничение свободного выхода крестьян

В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.

В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.

В 1597 году (правление Федора Ивановича, находившегося под влиянием Бориса Годунова) вводится понятие «заповедные лета». Оно означало, что в определенные годы, когда шла перепись российских земель, крестьяне не могли переходить к другому владельцу. Причиной введения заповедных лет явилась необходимость учета государственного имущества. Для крестьян же это означало фактически конец всякой свободе. Временная приостановка действия Юрьева дня оказалась постоянной.

Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.

Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.

Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.

Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.

Гипотеза Корецкого

В. Корецкий выдвигает гипотезу, согласно которой отмена Юрьева дня в масштабах всего Русского государства произошла на основании указа русского царя. Закон датирован периодом 1592-1593 гг. Подтверждает факт принятия этого документа отсутствие сведений о действии заповедных лет после 1592 г. О последнем упоминании заповедных лет есть данные из грамоты двинского судейки от 14.04.1592 г.

В соответствии с положениями указа царя Федора Иоанновича был введен запрет на крестьянский выход. Указом был решен вопрос писцовых книг. Работа над ними осуществлялась в течение 1581-1593 гг. В них и фиксировалась связь крестьянского населения с конкретным землевладельцем. Именно писцовые книги выступили юридическим основанием для проводимой процедуры закрепощения. Корецкий утверждал, что заповедные лета не применялись к южным регионам страны. В этих уездах ориентировались на ст. 88 Судебника 1550 г., где конкретизировался вопрос крестьянского отказа.

В то же время концепция Корецкого не принимается другими исследователями. У историка Г. Анпилогова есть обоснованные сомнения относительно нее, поскольку он уверен, что заповедные лета применялись и на территории южных уездов. А вот Р. Скрынников вообще уверен в отсутствии какого-либо указа 1592-1593 гг. по данному вопросу. Он утверждает, что от крестьянского перехода в южных землях Русского государства не отказывались — этот режим формально так и не был отменен.

Выбери ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector