Вальпургиева ночь 2020: история, традиции и обряды

Исторические корни

И. Преториус. Шабаш на ведьминой горе, 1668

Поверья о неистовом разгуле нечистой силы в ночь перед 1 мая были распространены только у германоязычных народов (немцы, австрийцы, народы Скандинавии). В горных районах Шотландии, у гэлов-хайлендеров 1 мая отмечался как древний кельтский скотоводческий праздник Бельтана, связанный с культом солнца. В наши дни отголоски древнекельтского культа сохраняются в разжигании огромных костров на вершинах холмов и молитвенном обращении к солнцу. В равнинной Шотландии праздник принял общеевропейские черты: «майское дерево», «майская зелень», выбор «майской королевы». В народном календаре 1 мая — большой народный праздник весны, который отмечался (и отмечается) очень ярко и весело во всех странах Европы. Первомайский праздник был так популярен, что церкви не удалось ввести его в рамки своего календаря, хотя попытки к этому и делались.

В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу (ср. Иван Купала).

Русскому поверью о полёте ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших:

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году, далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса.

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождественские ночи, накануне великого поста (нем. fastnacht), на Светлой неделе, на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь.

Особенности сюжета

Написанный в гротесковой манере, роман сочетает традиционные для Майринка элементы — мистику, основанную на смешении различных эзотерических доктрин, и язвительную иронию над миром косных обывателей, в данном случае — над австрийскими аристократами из Градишина и связанными с ними чиновниками-бюргерами.

События романа происходят во время Первой мировой войны в Праге, любимом городе Майринка, который уже был местом действия его первого романа, и которому писатель приписывал магическую сущность.

Сюжет разворачивается вокруг двух пар персонажей — императорского лейб-медика Тадеуша Флугбайля и его бывшей любовницы, впавшей в нищету старой проститутки по прозвищу Богемская Лиза, и юного скрипача Оттакара Вондрейка, внебрачного сына графини Заградки «из рода Борживоев», и его возлюбленной, племянницы графини, Поликсены.

К этому списку примыкают таинственный актер Зрцадло, в котором Флугбайль в миг озарения прозревает потустороннюю креатуру, не человека, но лишь точку, в которой концентрируются демонические силы, и посвященный в восточные мистерии татарин Молла Осман, единственный из персонажей, на которого эти силы не действуют.

Основные события связаны с колдовской Вальпургиевой ночью, когда, согласно поверью, приоткрывается зазор между мирами, и на время перестают действовать обычные причинно-следственные связи. Развивая эту мифологему, использованную некогда Гёте, Майринк конструирует образ Космической Вальпургиевой ночи, позволяющий объяснить ужас мировой войны и грядущей социальной революции вторжением в человеческий мир демонических потусторонних сил.

Кульминацией романа становится кровавое восстание в Праге, воскрешающее картины времён Гуситских войн.

Впоследствии роман Майринка воспринимался как своего рода предостережение, так как через год в Праге действительно произошло , подавленное, как и в романе, имперскими войсками.

В «Вальпургиевой ночи» в той или иной форме, часто пародийной или гротескной, использованы эзотерические сюжеты, проходящие сквозной нитью через все романы Майринка: инициация, магический путь претендента, алхимический брак, исполнение героем, в котором оживает череда предков, родового предназначения.

В ночь с 30 апреля на 1 мая

Накануне дня святой Вальбурга во всех городах Германии уже традиционно проводят фестивали и концерты. Люди верят, что Высшие Силы первого мая становятся ближе и попросят поддержку и защиту, а также пытаются приоткрыть завесу над своим будущим.

Для немцев важно украсить дом к Первомаю в зеленых и красные цвета, символизирующие возрождение и любовь. Поверье гласит, что чем богаче весной будет украшение, тем лучше осенью получится урожай

В Вальпургиеву ночь в Германии с 30 апреля на 1 мая обязательно выбирают Королеву праздника и чествуют Хозяина этого торжества. С этой целью зажигают костры, вокруг которых устраивают танцы и пляски. Гуляние продолжается в течение всей волшебной ночи на Первомай.

Утром 1 мая праздник продолжается: молодежь с почетом проносит по улицам майское дерево — символ победы весеннего тепла над непогодой и слякотью. По своей сути, это деревце изображает всемирную ось Вселенной, а кругом вращается наша планета Земля. Украшают майское дерево семь ленточек различной расцветки, а все вместе они символизируют радугу после дождя, а также урожайную погоду.

Изображения в культуре

В литературе
  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте.
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка.
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме» происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге «Маленькая Баба-Яга» писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев».
  • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Венедикта Ерофеева.
  • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
В музыке
  • 5-я часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
  • Балет «Вальпургиева ночь» — Шарль Гуно в опере «Фауст» создал необыкновенно яркую по музыкальному языку, колоритную хореографическую картину «Вальпургиева ночь», которая на многих балетных сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет.
  • Песня шведской группы Ghost — Stand By Him посвящена Вальпургиевой ночи.
  • Петр Эбен «Вальпургиева ночь» из органного цикла «Фауст».
  • Песня «Walpurgis Night» группы «Running Wild» из мини-альбома «Walpurgis Night» (1984).
  • Песня «Вальпургиева ночь» группы «Сектор Газа» из магнитоальбома «Плуги-вуги» (1989) и альбома «НУМ» (1997).
  • Песня «Die Walpurgisnacht» группы Schandmaul из альбома Narrenkönig (2002).
  • Песня «Танцы в Вальпургиеву ночь» из альбома «Чёртова Мельница» российской рок-группы «Полнолуние» (2005).
  • Альбом «Walpurgisnacht» американской металлик хардкор группы Integrity.
  • Песня «Walpurgisnacht» группы Faun из альбома Luna (2015).
  • фортепианная пьеса «Вальпургиева ночь» Антонина Дворжака — 3-я часть его сюиты «Из Шумавы», ор.68.
  • Кантата Феликса Мендельсона «Вальпургиева ночь», op. 60.
В кинематографе и мультипликации
  • В аниме Bible Black основные события связаны с жертвоприношением в Вальпургиеву ночь.
  • В аниме «Девочка-волшебница Мадока Магика» финальные события связанны с убийством самой сильной ведьмы в Вальпургиеву ночь.

Традиции Вальпургиевой ночи

В некоторых частях Германии люди наряжаются в костюмы, что делает этот праздник похожим на Хэллоуин в Соединённых Штатах.

Некоторые люди любят «отгонять злых духов» при помощи фейерверка.

На праздник люди могут развешивать весеннюю листву вокруг своего дома, чтобы притянуть удачу. Существует также традиция оставлять кусочки хлеба, покрытые маслом и мёдом для собак-духов, которые, по древним поверьям, путешествуют от дома к дому.

В тех странах, где отмечают этот праздник, обычно устанавливаются огромные костры, которые могут быть более 8 метров в высоту.

Вальпургиева ночь в Германии

Вальпургиева ночь в городе Бад-Шлема, Саксония, Германия, 30 апреля 2015 г.

В Германии эту ночь также иногда называют Hexenbrennen — сжигание ведьм.

По легенде именно в Германии происходили те сборища ведьм, где они якобы встречались с сатаной и планировали всевозможные беды для людей.

В 21-м веке традиции немного изменились. Но этот праздник продолжает быть одним из любимых.

Самым главным городом этого праздника считается город Тале в районе Гарц, именно там, по преданиям, ведьмы и собирались.

Деревни и города рядом с Брокен (гора, на которой встречались ведьмы) в это время года заполняются тысячами гостей, которые гуляют вокруг огромных костров. Многие поднимаются и на вершину горы.

В Германии люди наряжаются в костюмы, как на Хэллоуин. Этот праздник проходит с шумом, песнями и танцами. Продолжает существовать традиция с кострами. Всё это, по легенде, отгоняет злых духов.

Вальпургиева ночь в России

В эту ночь в России существует несколько традиций:

  • либо сжигать накопившийся зимой мусор;
  • либо идти на сбор целебных трав;
  • либо написать своё заветное желание на ленточке, и привязать её к «майскому шесту» или к дереву.

Однозначно эта ночь и в России считается особенной, хотя сам праздник Вальпургиева ночь ещё не так популярен.

Вальпургиева ночь у славян

Славяне отмечали начало весны и плодородие, одновременно существовало и поверье про главный шабаш ведьм на Лысой горе.

У древних славян этот праздник назывался «Живин день». Он был посвящён Живе, богине плодородия и рождения. В этот день осуществлялись различные обряды на удачу в любви, на очищение и т. д.

В этот день люди пытались задабривать богов, чтобы получить урожайный год.

Примечания

  1. ↑ , с. 473.
  2. Calendarium Perpetuum (S. 89): «Den nehesten Tag vor Philippi Jacobi zu Abend pflegen Zeuberer viel Teuffeley zu uben / damit sie die Leute viel beleidigen» — aber in demselben Abschnitt auch: «Wenns an S. Walpurgis Abend regnet / oder dieselbe Nacht tawet / so hoffet der gemeine Mann auf ein gut Jahr.»
  3. (Blockes-Berges Verrichtung, Leipzig 1668): «Ausführlicher Geographischer Bericht / von den hohen trefflich alt- und berühmten Blockes-Berge: ingleichen von der Hexenfahrt / und Zauber-Sabbathe / so auff solchen Berge die Unholden aus gantz Teutschland / Jährlich den 1. Maij in Sanct-Walpurgis Nachte anstellen sollen.»
  4. , с. 233.

История

Письменное упоминание о торжестве сохранилось в записях инквизиции в XII века. Название ему придумали немцы. В писаниях немцев сохранилось множество фактов о чудесной девушке Вальпургии, обладавшей способностями исцеления. Вальпургия родилась в Девоншире в VII веке в знатной семье  Ричарда, управлявшего Западной Саксонией. Ее братьев после смерти канонизировали.

Король поручил свою совсем еще маленькую дочь аббату Уинборнского монастыря. Он славился в английской земле строжайшими правилами. Девушка жила там 26 лет. За время пребывания в монастыре она выучила иностранные языки. Примером превосходного владения латынью стало написание рассказа о путешествии ее брата в Палестину.

В 748 году дядя девушки принимает решение открыть в разных регионах Германии сеть монастырей. Аббат обители Вальпургии отправляет от себя на корабле монахиню. Во время переезда начался страшный шторм. Девушка начала молиться богу о спасении на палубе и море успокоилось через считанные минуты. Моряки рассказали о чуде немцам и те встретили ее восторженно.

Именно поэтому святую называют покровительницей моряков. По приезду Вальпургия руководила монастырем в Ханденхайме, а после смерти брата и мужской обителью. За свою долгую жизнь она помогла сотням немцев, просящим о помощи, совете, приюте и излечении.

Похожие праздники: Имблок и Иван Купала

Имблок – национальное ирландское торжество, в переводе слово обозначает «молоко». Празднуют его 1 февраля, потому что этот месяц для народа самый тяжелый. Продукты питания и запасы провизии заканчиваются, а до весны еще далеко. В последнюю ночь перед постом ирландцы устраивают пышный пир.

Это день считается днем очищения богини Земли, поэтому с этого времени постепенно почва просыпается и в скором времени даст первые плоды. Как и в Вальпургиеву ночь здесь принято зажигать огни. Они очищают землю и готовят ее к новому урожаю.

Интересной традицией у ирландцев было очищение в этот день. Подобно нашему Крещению, они купались в открытых источниках для обретения силы и исцеления.

Иван Купала отмечают славянские народы в начале июля. В нем также переплетаются языческие корни древних поселений и христианские традиции. В этот день церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя.

Славяне собирают травы, плетут из ярких цветов венки, украшают дома зелеными ветками. Как и кельтские народы на Руси зажигают огонь, гадают и борются с неправедной силой.

В современности в российских городах 7 июля во всех парках, скверах и открытых площадках устраивают масштабные гуляния. Они не обходятся без ярких народных костюмов, музыки, славянских забав и состязаний на ловкость, точность и силу. Девушки гадают на суженного и будущий урожай (успешную работу).

Шире всего праздник проходит в культурных и этнографических центрах и клубах отдыха. Здесь гостей ждут огромный костер, яркие номера артистов, стилизованная обстановка и славянские яства.

Магические ритуалы

Обычно я не пишу про магические ритуалы, но все-таки, майская ночь, как тут устоять. Как уже говорилось, Вальпургиева ночь — мистическое время, и волшебное и страшное одновременно. Конечно, и ритуалов к ней много приурочено, я расскажу про три:

  • привлечение богатства;

  • красоты;

  • и счастье.

Богатство

Для привлечения богатства в жизнь надо ночью (с 30 апреля на 1 мая) смазать сосновым маслом 1 золотистую свечу, 6 зеленых и 9 белых, потом установить все это в центре стола.

В самый центр ставим золотую свечку, потом по кругу зеленые, а потом все это заключаем в круг из белых свечей. Получается два круга из белых и зеленых свечей, а в самом центре золотая.

В первую минуту после полуночи вокруг свечей делается круг из соли и зажигается первая, золотая, свеча. А затем, по часовой стрелке, сначала зеленые, а затем белые. Дальше надо обойти стол три раза, при этом напевая:

Только не забывайте представлять, сколько именно денег вам нужно для полного счастья.

Красота

Чтобы стать еще красивее и увереннее в себе, следует умыться росой на рассвете. Это очень, очень древняя традиция, еще древние кельтские девушки так делали, чтобы стать прекраснее. Только в современном ритуале, нужно еще сказать заветные слова:

Счастье

Чтобы привлечь счастье и удачу, а так же избавиться от различного негатива нужно зажечь свечу, потом взять лист бумаги и написать на нем все, что вам не нравится, эдакий список неприятностей.

После нужно сжечь этот листок над пламенем свечи, при этом приговаривая:

Свечу надо оставить в покое, догореть она должна сама и до конца.

Вот, в принципе, и все

И, прежде, чем попрощаться, напомню, что в наше время Вальпургиева ночь носит карнавально развлекательный характер, однако эзотерики и все, кто верят в высшие силы, рекомендуют с осторожностью и почтением относиться к этому времени, все-таки, как ни как, это Ночь силы

И даже если вы не собираетесь никаких ритуалов проводить и не верите в это, все равно, зажгите в доме огонь

Не важно, будет ли это костер во дворе, камин или свеча. Вот увидите, как улучшится настроение, а мысли выстроятся в позитивную линию

Это умиротворяющая «магия» огня =)

Вот и все. Удачи, друзья!

Традиции

Часть традиций у Вальпургиевой ночи такая же, как и у Белтайна (ссылка на статью была выше), но есть и свои, уникальные.

  • В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п.

  • Славяне, тоже, например, считали, что ночь с 30 апреля на 1 мая особенная: травы набирали магическую силу, а ведьмы становились еще опаснее. Некоторые мужчины, даже предпочитали не общаться с представительницами прекрасного пола в это время. Вдруг под маской красавицы скрывается злобная ведьма? Хорошо об этих поверьях написано у Афанасьева в книге «Поэтические воззрения славян на природу».

  • Так как Вальпургиева ночь — время разгула нечистой силы, то надо уметь постоять за себя, в это верили наши предки. Поэтому амулетики-талисманчики было очень желательно иметь под рукой. Даже цвет в одежде имел значение. Например, хорошими цветами для этого времени считались оттенки красного, оранжевого и голубого.

  • Надо жечь огонь, хотя бы свечу — это защищает от злых духов.

  • Убрать подальше от себя все, что вызывает негативные эмоции, или держит отрицательную энергетику. Например, одежда, в которой была перенесена болезнь. Такие предметы привлекают злых духов.

  • Наши предки, и те, кто придерживается древних традиций по сей день, очень осторожны в словах в Вальпургиеву ночь: нечисть не поминают, а то явится. Так же не бранятся, не ругаются и не ведут себя агрессивно.

  • Эта ночь отличное время для гаданий! Духи рядом, они могут дать ответы на все вопросы. Даже сны могут быть вещими.

  • В праздничные дни (30 апреля и 1 мая)лучше не приносить в дом сирень. Бытует мнение, что ее аромат дурманит, вызывая стремление уйти в другой мир. Особенно это опасно для больных людей.

Обряды на Вальпургиеву ночь

Очень хорошо накануне праздника собрать в лесу или парке букет из 12 разных трав, куда обязательно должны войти цветущий хрен (усиление сексуальной энергетики), чертополох и крапива (защита от сглаза и чужого воздействия), а также мелисса, ромашка и ветки калины (женская прелесть и очарование). Этот букет необходимо обязательно украсить лентами красного, желтого и зеленого цвета, поставить в хрустальную вазу в центр стола.

Над рукотворным оберегом шепчем три раза заговор: «всегда молодая, любимая, желанная – счастье найду, весь мир красотой покорю!» Благодарим Луну за помощь и оставляем на столе на три дня, затем из целебных трав необходимо сделать ванну, добавив в теплую воду ароматические масла, три столовые ложки соли, а также шесть столовых ложек соды. Заговоренные травы передадут Вам на энергетическом уровне свои волшебные свойства и станут незримым защитником и помощником в любовных делах. 

Чтобы жить долго и счастливо, обязательно нужно разжечь костер на открытой местности и прыгнуть через него как можно выше. Чем выше окажется прыжок – тем более благополучной и полной здоровья будет жизнь в этом году. В эту магическую ночь советуем обязательно запомнить приснившийся в эту волшебную ночь сон. Хорошо если приснится подушка, белый кролик или медведь (к счастливому замужеству) или входная дверь (новая жизнь в счастливом браке). Если приснится кольцо, серьги, ожерелье или браслет – Ваш брачный союз укрепится и станет еще более счастливым. Очень хорошо, если снится красивая обувь, которая Вам впору, это означает, что скоро Вы создадите благополучную и гармоничную пару с подходящим человеком. Как правильно гадать на Вальпургиеву ночь, советуют гадалки на нашем сайте Магистика.

Особенности сюжета

Написанный в гротесковой манере, роман сочетает традиционные для Майринка элементы — мистику, основанную на смешении различных эзотерических доктрин, и язвительную иронию над миром косных обывателей, в данном случае — над австрийскими аристократами из Градишина и связанными с ними чиновниками-бюргерами.

События романа происходят на третьем году Первой мировой войны в Праге, любимом городе Майринка, который уже был местом действия его первого романа, и которому писатель приписывал магическую сущность.

Сюжет разворачивается вокруг двух пар персонажей — императорского лейб-медика Тадеуша Флугбайля и его бывшей любовницы, впавшей в нищету старой проститутки по прозвищу Богемская Лиза, и юного скрипача Оттакара Вондрейка, внебрачного сына графини Заградки «из рода Борживоев», и его возлюбленной, племянницы графини, Поликсены.

К этому списку примыкают таинственный актер Зрцадло, в котором Флугбайль в миг озарения прозревает потустороннюю креатуру, не человека, но лишь точку, в которой концентрируются демонические силы, и посвященный в восточные мистерии татарин Молла Осман, единственный из персонажей, на которого эти силы не действуют.

Основные события связаны с колдовской Вальпургиевой ночью, когда, согласно поверью, приоткрывается зазор между мирами, и на время перестают действовать обычные причинно-следственные связи. Развивая эту мифологему, использованную некогда Гёте, Майринк конструирует образ Космической Вальпургиевой ночи, позволяющий объяснить ужас мировой войны и грядущей социальной революции вторжением в человеческий мир демонических потусторонних сил.

Кульминацией романа становится кровавое восстание в Праге, воскрешающее картины времён Гуситских войн.

Впоследствии роман Майринка воспринимался как своего рода предостережение, так как через год в Праге действительно произошло , подавленное, как и в романе, имперскими войсками.

В «Вальпургиевой ночи» в той или иной форме, часто пародийной или гротескной, использованы эзотерические сюжеты, проходящие сквозной нитью через все романы Майринка: инициация, магический путь претендента, алхимический брак, исполнение героем, в котором оживает череда предков, родового предназначения.

Культурное влияние

В 1963 роман был издан во французском переводе с обширным предисловием известного писателя-эзотерика («гностика») Раймона Абеллио и глоссарием, составленным энтузиастом «тайных доктрин» Жераром Эймом, возродившими у широкой публики интерес к полузабытому австрийскому автору.

Текстами французских исследователей, содержащими любопытные, но не всегда достоверные сведения, пользовались популяризаторы творчества Майринка в России Е. Головин, Ю. Стефанов, В. Крюков.

В России роман был известен ещё в 1920-е годы, и комментаторы Майринка предполагают, что образ Арчибальда Арчибальдовича у Булгакова содержит отсылку к одному из персонажей «Вальпургиевой ночи»: господину Венцелю Бздинке, хозяину заведения «Зеленая лягушка».

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает её на дорогу. На Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым мая юноши ставят деревца — «май» (словацк. maj). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них — на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей.

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić): парни с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

В Скандинавии жгут костры, чтобы призвать весну, отпугнуть духов и избавиться от мусора, накопившегося за зиму, а также едят граавилохи — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.

Культурное влияние

В 1963 роман был издан во французском переводе с обширным предисловием известного писателя-эзотерика («гностика») Раймона Абеллио и глоссарием, составленным энтузиастом «тайных доктрин» Жераром Эймом, возродившими у широкой публики интерес к полузабытому австрийскому автору.

Текстами французских исследователей, содержащими любопытные, но не всегда достоверные сведения, пользовались популяризаторы творчества Майринка в России Е. Головин, Ю. Стефанов, В. Крюков.

В России роман был известен ещё в 1920-е годы, и комментаторы Майринка предполагают, что образ Арчибальда Арчибальдовича у Булгакова содержит отсылку к одному из персонажей «Вальпургиевой ночи»: господину Венцелю Бздинке, хозяину заведения «Зеленая лягушка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector