Два капитана

Военно-морские плавбазы

Поддерживают и обеспечивают, в первую очередь, виды военно-морских сил, не способные к длительным автономным плаваниям. Например, катера и подводные лодки, несущие сравнительно небольшой запас топлива и не оборудованные возможностями для полноценного отдыха экипажей. Помимо этого на плавбазах могут находиться ремонтные мастерские для кораблей небольшого тоннажа — эсминцев, сторожевиков катеров и тому подобное.

Старый шведский броненосец «Svea», переоборудованный в плавбазу подводных лодок

На плавучих базах, кроме кают, имеются помещения штаба, плавучий госпиталь и посты санитарной обработки, душевые, помещения культурно-бытового назначения, склады оружия, боеприпасов, провианта, запчастей, и различного имущества, а также запасы топлива, смазочных масел, пресной воды и так далее, мастерские по ремонту вооружения и техники, погрузочные средства.

В зависимости от класса обеспечиваемых кораблей плавучие базы подразделяются на плавучие базы подводных лодок (ПЛ), плавучие базы ракетных или торпедных катеров (РКА, ТКА) и так далее. Плавучая база подводных лодок имеет запасы для снабжения подводных лодок боеприпасами, топливом, горюче-смазочными материалами, необходимое ремонтное и станочное оборудование, средства для зарядки аккумуляторных батарей подводных лодок, а также каюты культурно-бытовые и хозяйственные помещения служащие для размещения и отдыха экипажей подводных лодок. Первые плавучие базы появились в ходе Первой мировой войны.

Американские и британские плавбазы

Во Второй мировой войне в составе ВМС США участвовали 11 плавбаз для подводных лодок, а в составе Королевского флота Великобритании (Royal Navy) — 3 плавбазы для подводных лодок и 2 плавбазы эсминцев. В частности, реквизированные торговые суда «Эбердониэн» (Aberdonian), «Вена» (Vienna) и «Бельфор» (Belfort) использовались Береговыми силами Британского Королевского Флота в качестве плавучих баз. «Вена» оперировала в Средиземном море, «Эбердониэн» — вдоль берегов Британии.

ВМС США вплоть до 1975 года имели плавучие базы эсминцев, патрульных (сторожевых) катеров, а до 1955 года — гидросамолетов.

Плавучая база «ПБ-101»

До 3 февраля 1947 года представляла собой германский «Граф Цеппелин»(«Graf Zeppelin»). Авианосец был заложен 28 декабря 1936 года на верфи «Deutsche Werke» в Киле (Голштиния, Германия). Спущен на воду 8 декабря 1938 года. Недостроенным 6 июля 1940 года переведен в Готенхафен, 21 июня 1941 года переведен в Штеттин и 5 декабря вновь прибыл в Киль на достройку. Однако, уже 30 января 1943 года достройка была прекращена. 21 апреля 1943 года авианосец перевели в Штеттин, где 24 апреля 1945 он был подорван и притоплен немцами.

По соглашению о разделе немецкого ВМФ, корабль вошел в советскую долю, относясь к группе «C». 3 февраля 1947 года авианосец переклассифицирован в плавбазу и передан в распоряжение ЦНИИВК. К 14 августа 1947 корабль был поднят и отбуксирован в Свинемюнде. В ночь на 16 августа авианосец отбуксирован на морской полигон для испытаний. После подрыва закрепленных на палубе бомб и бомбардировок 17 августа корабль затоплен торпедами «ТК-503» и эсминца «Славный».

Первый рейс!

Захаров шагал домой уже совсем другим человеком. Если б мог петь, запел бы! Но лучше всех песен было только что услышанное в капитанской каюте: «Постараюсь помочь, Василий Никитич».

И помог!

В крабовую экспедицию 1948 года они пошли на «Сибирцеве» вместе. Манжолин флагманским капитаном. Захаров — матросом палубной команды. Такая запись была сделана в судовой роли плавзавода.

Конечно, он был никакой не матрос. Просто Никитич. Когда мог хоть чем-то при случае подсобить, всегда оказывался в нужном месте. Старался никому не мешать. Выбирал деликатную позицию и смотрел, смотрел… На все, что вокруг, что так знакомо, чему отдана жизнь. И не мог наглядеться.

Вот опять заштормило, но уходят на поиск крабовых полей мотоботы. Вот они возвращаются к плавзаводу, нагруженные твердой колючей добычей. Вот в цехах огромной плавучей деревни на 700 «жителей» движется по лентам транспортера знаменитая «Chatka». Баночка за баночкой, рекорд за рекордом. Десятки тысяч ящиков самых вкусных в мире консервов…

Дневник погибшей экспедиции помог построить дорогу Абакан-Тайшет

Когда позволяла оперативная обстановка, Никитич, боясь расплескать переполнявшую душу радость, поднимался в рубку и любовался действиями капитана, комсостава, штурманов. Всё красиво, слаженно, будто в хорошем оркестре. А как иначе у одного из лучших капитанов Кработреста?!

Ударно отработав на путине, «Всеволод Сибирцев» вернулся во Владивосток. Флагмана экспедиции встречали с оркестром. А в управлении Кработреста прославленного капитана Манжолина ожидал «сюрприз»:

— Что это за пассажир был у тебя на борту?

Присутствие на судне старого больного капитана Захарова никто, конечно, не афишировал. Значит, понял Манжолин, кто-то капнул начальству.

— Добреньким хочешь быть за счет государства, Николай Платонович? Решил устроить дом инвалидов на плавзаводе — правофланговом краболовной промышленности страны? Не выйдет! Прекратить самовольство! — бушевало начальство.

Спорить капитан плавзавода не стал. Захаров в рейсе буквально расцвел. Собирается в следующий рейс. Списать его на берег — значит убить.

А значит, выбора нет.

Доброфлот вакансии

Холдинговое предприятие «Доброфлот» включает в себя 4 структурных компании специализирующееся
на добыче, переработки и сбыта готовой продукции рыбной промышленности.
АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир» – 12 судов в составе флота,
10 судов типа сейнер-траулер рефрижераторных и два рыболовных сейнера.
Компания “Южморрыбфлот” – Сфера деятельности переработка и консервирование рыбы,
ракообразных и моллюсков.
Жестяно-баночная фабрика снабжает жестяной тарой плавзавод
«Всеволод Сибирце» и завод «Южморрыбфлот».
Наличие судоремонтного предприятия позволяют группе компаний занимать
ключевые позиции на и задавать динамику положительного роста и развития экономики рыбной
отрасли на всей территории Дальнего Востока.

Сфера сервисной деятельности предприятия ГК Доброфлот:

Добыча морепродуктов
Рыбообработка (морского или берегового значения)
Грузоперевозки морским транспортом
Перевалка и временное хранение грузов
Судоремонтно – судостроительная деятельность
Транспортная логистика (Морская и железнодорожная)
Производство «Жестеупаковки»
Сетепошивка и ремонт промыслового вооружения
Обучение морских специалистов в собственном УТЦ

Наличие штатного персонала «Доброфлот» более тридцать три тысячи сотрудников.

Доброфлот вакансии вахтовым методом:

Боцман
Мастер-технолог по ремонту судового электрооборудования
Матрос 1 класса на СТР
Третий помощник капитана
Мастер-технолог по ремонту электрооборудования (судоремонт) в Ливадийский РСЗ
Механик рефрижераторных установок
Мастер корпусно-сварочного участка (судоремонт, судостроение)
Заведующий технической лаборатории (судоремонт, судостроение) в п Ливадия
Второй механик на СТР
Сварщик полуавтоматической сварки 4/6 разряд на проект (судостроение) в г Большой Камень
Слесарь ТО на СТР
Менеджер по управлению проектами в судоремонте
Менеджер по управлению заказами судоремонта в Ливадийский РСЗ
Боцман на Плавдок в Находку
Второй помощник капитан
Моторист-токарь на СТР
Боцман на Док, г Находка (р-он БАМРа) , график работы 5/2, бесплатное питание
Старший помощник капитана
Сборщик корпусов металлических судов 3 или 6 разряд на проект (судостроение) в город Большой Камень
Мастер контрольный / мастер ОТК (судоремонт)
Матрос-электрогазосварщик
Наладчик КИПиА (судоремонт) в Ливадийский РСЗ
Старший мастер по обработке рыбы
Слесарь-судоремонтник ДВС 4/6 квалификационного разряда
Моторист – сварщик на Плавмастерскую в Находку
Моторист-сварщик на ПМ 662 (г Находка, р-он БАМРа)
Электромонтажник судовой 4/6 разряд в судоремонт
Мастер по добыче рыбы
Слесарь-сантехник
Токарь
Мастер-технолог участка по окраске судов в Доке (судоремонт)
Мастер-технолог малярного участка (судоремонт)
Слесарь по ремонту регуляторов оборотов двигателей (в судоремонте) в Ливадийский РСЗ
Четвертый механик на СТР
Третий механик на СТР
Мастер по обработке рыбы
Третий помощник капитана

Рыболовецкие плавбазы

Основная статья: Рыбоконсервная плавучая база

Основная статья: Китобойная база

Плавбаза «Всеволод Сибирцев» во Владивостоке

В 1958—1971 годах в ПНР (преимущественно в Гданьске), по заказу СССР, было построено свыше 20 транспортно-рыбоперерабатывающих плавбаз трёх основных типов:

  • Тип «Северодвинск», назван по имени первой рыболовецкой плавбазы. Плавучая база «Северодвинск» была оснащена новейшей по тем временам техникой и сочетала в себе конструктивные элементы рефрижераторного, танкерного и грузового судов. Вступила в строй в 1958 году, в -м вошла в состав Севрыбхолодфлота (СРХФ). Первый капитан-директор «Северодвинска» С. И. Кавалеров был консультантом при проектировании плавбазы и наблюдал за её постройкой на Гданьской верфи. В дальнейшем в Польше были построены и другие плавбазы данного типа — «Рига», «Иван Фёдоров», «Иоханнес Варес».
  • Тип «Пионерск» («Пионерск», «Даурия», «Рыбный Мурман», «Маточкин Шар», «Виктор Кингисепп» и др.).
  • Тип «Профессор Баранов» («Профессор Баранов», «Арктика»).

Нетто-тоннаж всех вышеперечисленных плавбаз — до 4 тыс. т (каждая). Автономность плавания — 75 суток. Располагали рыбофабриками и складами готовой продукции, а также мощными рефрижераторными установками. Выпускали готовую продукцию — консервы, пресервы, морозили рыбу. Экипажи — по 150—200 человек (более половины — рыбообработчики).

В 1989 году экипаж плавбазы «Алексей Хлобыстов» принял участие в спасении команды АПЛ «Комсомолец».

В дальнейшем, в ходе акционирования рыболовного флота (начало 1990-х гг.), ряд плавбаз был списан на металл («Рига», «Рыбный Мурман»), другие были перепрофилированы.

Сердце капитана

Капитан с помполитом собрали палубную команду — восемь здоровенных матросов. Спросили прямо: списываем инвалида Захарова? Или согласны работать за девятерых?

— Так мы же так и работали, Николай Платонович! — удивились в ответ мужики. — В чем проблема?

— Учтите, поблажек не будет.

— Да ладно… Оформляйте Никитича в рейс!

… Рыбаки уже не представляли, как это прежде обходились без улыбчивого безмолвного старика. С ним и в каюте, и в Красном уголке, и на мостике, и в кают-компании становилось уютней, светлей. К нему потянулись с секретами и новостями, судовыми и долетавшими с берега, хорошими и скверными. А Никитич, будто хороший психолог, слушал внимательно, разговаривая глазами. И лишь когда спрашивали совета, задавали, как говорится, вопрос ребром, брал бумагу, карандаш и что-то медленно, трудно писал в ответ.

Главный правитель Русской Америки всегда ставил честь выше жизни

Не откровенничал с ним, пожалуй, только один человек — капитан-директор Николай Платонович Манжолин. Старый друг и без этого знал, как капитанам достаются победы. Невероятным напряжением сил, персональной ответственностью за каждого матроса и каждый центнер краба. Из года в год, из путины в путину, десятками лет. И только по возрастающей. В 30-е государство требовало от плавзавода 14 тысяч ящиков крабовых консервов в год, в сороковые — 27 тысяч, в пятидесятые — 50! Это в войну на мостике может убить осколок. А в мирное время рыбацкого капитана убивает работа на износ.

В Приморском краевом архиве в личном фонде капитана Н.П. Манжолина хранятся его заявления в трест о предоставлении отпуска:

«Мое состояние здоровья (усталость, расшатанность нервной системы, болезнь сердца) требуют более спокойной работы. Я неоднократно просил предоставить мне летний отпуск, дать замену. Прошу учесть, что с 1932 года я имел только один отпуск в 1940 году».

Ответ: «Замены нет. О возможности предоставления отпуска вам будет сообщено по возвращении из рейса».

В 1950 году капитана Манжолина опять наградили (на этот раз орденом Ленина). Пожелали здоровья и успехов в работе. И …вновь не пустили в отпуск.

Однажды, видимо, уже в отчаянии, Николай Платонович подключил к тягучей многолетней переписке главврача флотилии.

«Сообщаю, — говорилось в медсправке на имя начальника Кработреста, — что капитан-директор плавзавода «Всеволод Сибирцев» Манжолин Н.П. болен. Диагноз: дистрофия миокарда, гипертоническая болезнь, общий артериосклероз, функциональное расстройство нервной системы… Заключение: нуждается в длительном отпуске и лечении на берегу».

Арестант вышил на платке послание сыну и выбросил из камеры на улицу

Рвались не только сосуды и нервы. В шторма до одиннадцати баллов лопались якорные цепи. «В течение двух лет я и руководство трестом добивались получения цепей, положенных по калибру, — писал министру Госконтроля СССР капитан Манжолин, — но так ничего и не добились. Во имя выполнения плана я вынужден был пойти на риск… Кроме того, судно «Всеволод Сибирцев» в течение 7 лет не имело докования…»

Но и его плавзаводу отказывали в отпуске и ремонте. Продолжали хвалить капитана. Награждать. Перестали цепляться к «присутствию на борту постороннего», особенно после того, как на «Сибирцеве» побывал министр рыбного хозяйства СССР и прилюдно отметил «высокогуманный поступок капитана Манжолина». Мол, именно так и должны поступать советские люди, в духе товарищества и взаимовыручки.

Так они ходили в море за крабом — старый пароход, его измотанный орденоносец-капитан и дружный трудовой коллектив, в составе которого нашел себе достойное место пенсионер-инвалид Василий Никитич Захаров.

А потом наступил 1954 год. И наконец-то пришло известие: по окончании путины работяге-плавзаводу предстоит капитальный ремонт в Шанхае.

Знали ли Манжолин и Захаров, что это их последний рейс на «Сибирцеве»?

«Коля, возьми гальюнщиком…»

«Не могу жить без моря», — эта фраза может показаться банальной только нам, сухопутным. Старый рыбак-мореход Захаров, уйдя на пенсию, попытался жить без моря. И — не смог. Понял: идет ко дну.

Вообще-то о заслуженном отдыхе 54-летний капитан — какие его годы! — и не думал. Но сразу после войны, в 1946-м, прямо в рейсе с ним случилась беда. «В результате переутомления, — сообщалось в радиограмме, — у капитана Захарова произошло кровоизлияние в мозг. После помещения в стационар состояние стабильно тяжелое…»

Каким-то чудом он выжил. Но инсульт отнял речь. И через год приказом по Кработресту капитан-директор плавзавода «2-й краболов» В.Н. Захаров был исключен из списков работников «ввиду длительной болезни и инвалидности».

Следующий год оказался мучительно беспросветным. Василий Никитич, как списанный по старости пароход, «встал на прикол». Сидел дома и, разговаривая сам с собой, перебирал в памяти светлое прошлое. Как лихо морячил до революции в Сибирской военной флотилии. Как партизанил в Гражданскую войну. Как молоденьким старпомом стоял на мостике «Алеута», первой советской китобазы. Как во время Второй мировой ходил в огненные рейсы по ленд-лизу через Тихий океан в Америку под прицелом вражеских подлодок и авиации…

Математик Анатолий Китов: Обогнать США, не догоняя!

Всё многотрудно, всё на пределе. Но мирный пенсионный год оказался неизмеримо тяжелее. Бездействие на берегу, безмолвие. Никому не нужен. И когда весной, как обычно, готовился выйти в рейс крупнейший в стране крабозавод «Всеволод Сибирцев», Захаров уже точно знал, что ему делать. Вышел из дома. Поехал в порт. Пока шагал по причалу, трудно поднимался по трапу на борт и шел в капитанскую каюту, твердил про себя одно: «Манжолин поможет. Не откажет. Возьмет».

Постучал, переступил порог.

— Василий Никитич?! — бросился к гостю капитан-директор Николай Платонович Манжолин. — Проходи, дорогой!

Сиял, как ясное солнышко, и помполит Громов. Все трое были знакомы еще с 30-х годов, когда вместе добывали краба в Охотском море. А потом пересекали туда-обратно Тихий океан с военными грузами, участвовали в десантных и транспортных операциях на Сахалине и Курилах, год назад скромно отметили в капитанской каюте Манжолина годовщину победы над Японией. На груди у хозяина каюты поблескивали ордена Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени…

Захаров подошел к столу, показал глазами на бумагу и карандаш.

— Хочешь что-то написать? — догадался капитан.

Василий Никитич кивнул и взялся за дело. Медленно, мучительно выводил, складывал в слова большие неровные буквы. Получилась фраза: «Коля, возьми меня гальюнщиком». Все, точка. Подвинул листок к Манжолину.

Теперь уже онемели капитан с помполитом. Позже, делясь воспоминаниями, Николай Платонович сознается: день, когда старый товарищ, бывший капитан-директор пришел к нему наниматься в уборщики, он не забудет никогда. А тогда только и смог сказать в ответ: «Вася, как же ты?..»

И отвернулся, чтоб никто не заметил, как заблестели глаза.

Общие технические характеристики

  • Водоизмещение — 162 456 т
  • Длина — 179,4 м
  • Ширина — 28 м
  • Высота борта до верхней палубы — 25,95 м
  • Осадка средняя в грузу — 7,9 м
  • Регистровая валовая вместимость — 180 096 т
  • Дедвейт (чистая вместимость) — 78 302 т
  • Грузоподъемность — 23 850 т
  • Двигатели — 2, мазутных, 8-ми поршневых, по 4 400 л. с. каждый, марка — Wartsila Vasa 8R32
  • Энергетическая мощность — около 3 МВт. Максимально 3 дизель-генератора могут выдавать до 6 МВт
  • Скорость — до 18 узлов (около 32 км/ч)
  • Автономность плавания — 120 суток и более
  • Экипаж — свыше 795 чел. (кол-во коечных мест — 630)
  • Рефрижераторные трюмы, количество и общий объем — 2 х 5 270 м³
  • Объем помещений для хранения консервов — 20 000 м³
  • Объем помещений для хранения рыбной муки — 9 500 м³
  • Объем цистерн жировых — 3 450 м³
  • Неохлаждаемые грузовые помещения — 4 306 м³
  • Температура в трюмах — от -8 С до -28 С; +15 С

Производительность технологических линий:

  • Мороженая продукция — 750 т в сутки
  • Консервы из краба в банке №6 — 250 тыс. банок в сутки
  • Рыбные консервы в банке №6 — 2 000 тыс. банок в сутки
  • Рыбные пресервы — 300 т
  • Рыбная мука и технический жир — 600 т

плавбаза «Всеволод Сибирцев»:

  • Может безотходно переработать — более 600 т рыбы в сутки (обычная норма — до 500 т)
  • Производит в сутки — около 400 т мороженой рыбы, до 450 тыс. консервных банок, 15 т рыбной муки и 5 т рыбьего жира
  • Водоизмещение — около 9 000 т
  • Длина — 126,3 м
  • Ширина — 18,2 м
  • Высота борта до верхней палубы — 10,3 м
  • Осадка средняя в грузу — 5,7 м
  • Регистровая валовая вместимость — около 8 200 т
  • Дедвейт (чистая вместимость) — около 2 450 т
  • Грузоподъемность — 1 571 т
  • Двигатель — 1, мощностью 3 600 л. с., марка — 6VDS 48/42 AL-2U
  • Энергетическая мощность — около 3,6 МВт
  • Скорость — до 13 узлов (около 24 км/ч)
  • Количество коечных мест — 136
  • Рефрижераторные трюмы, количество и общий объем — 3 х 2 797 м³
  • Объем помещений для хранения рыбной муки — 156 м³
  • Объем помещений для хранения консервов — 148 м³
  • Объем цистерн жировых — 50,6+16,9 м³
  • Температура в трюмах — от -8 С до -28 С

Производительность технологических линий:

  • Мороженая продукция неразделанная — 26 т в сутки
  • Мороженая продукция разделанная — 40 т в сутки
  • Рыбная мука — 30-35 т в сутки
  • Соленая сельдь в бочках — 11 т в сутки
  • Соленая сельдь-иваси в бочках — 27,5 т в сутки
  • Пресервы из сельди в банке №27 — 13 т в сутки
  • Пресервы из сельди-иваси в банке №25 — 24,5 т в сутки
  • Консервы из печени трески в банке № 22 — 1 800 банок в сутки
  • Икра в банке №22 — 3 т в сутки
  • Рыбий жир — 1 т в сутки

Примечания

  1. Французское судно.
  2. Coastal Forces of the Royal Navy.
  3. По-английски: «Depot ships», буквально — «корабли-депо».
  4. Длина — 262,5 м, ширина — 27 м, осадка — 7,6 м. Вооружение: 8×2 — 150 мм, 6×2 — 105 мм, 11×2 — 37 мм, 28 — 20 мм.
  5. Группа «C» — затопленные, поврежденные или недостроенные корабли, на приведение которых в готовность средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода.
  6. Севрыбхолодфлот — рыбохозяйственная организация. Создана 1 января 1965 г. в Мурманске. Располагала транспортными рефрижераторными судами, плавбазами и танкерами (в 1990 г. — более 80 плавсредств). Главные задачи: доставка промысловым судам топлива, воды, тары, прием уловов в море, переработка их и доставка в порт. СРХФ в разное время руководили Г. М. Бородулин, В. П. Журавлев, В. Ф. Корельский, А. Ф. Леванов. С 1992 г. — акционерное общество. К апрелю 2002-го располагала 41 единицей флота, в том числе 28 транспортами, 3 танкерами, 10 промысловыми судами и лишь одной плавбазой — это построенная на Гданьской верфи «Даурия».
  7. По непроверенным сведениям — также «Даурия».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector