Членство россии в вто. досье

Список стран-членов ВТО

# Страна год принятия
1  Австралия 01.01.1995
2  Австрия 01.01.1995
3  Антигуа и Барбуда 01.01.1995
4  Аргентина 01.01.1995
5  Бангладеш 01.01.1995
6  Барбадос 01.01.1995
7  Бахрейн 01.01.1995
8  Белиз 01.01.1995
9  Бельгия 01.01.1995
10  Бразилия 01.01.1995
11  Бруней 01.01.1995
12  Великобритания 01.01.1995
13  Венгрия 01.01.1995
14  Венесуэла 01.01.1995
15  Габон 01.01.1995
16  Гайана 01.01.1995
17  Гана 01.01.1995
18  Германия 01.01.1995
19  Гондурас 01.01.1995
20  Гонконг (зависимая территория Китая) 01.01.1995
21  Греция 01.01.1995
22  Дания 01.01.1995
23  Доминика 01.01.1995
24  Европейский союз (международная организация) 01.01.1995
25  Замбия 01.01.1995
26  Индия 01.01.1995
27  Индонезия 01.01.1995
28  Ирландия 01.01.1995
29  Исландия 01.01.1995
30  Испания 01.01.1995
31  Италия 01.01.1995
32  Канада 01.01.1995
33  Кения 01.01.1995
34  Коста-Рика 01.01.1995
35  Кот-д’Ивуар 01.01.1995
36  Кувейт 01.01.1995
37  Люксембург 01.01.1995
38  Маврикий 01.01.1995
39  Макао (зависимая территория Китая) 01.01.1995
40  Малайзия 01.01.1995
41  Мальта 01.01.1995
42  Марокко 01.01.1995
43  Мексика 01.01.1995
44  Мьянма 01.01.1995
45  Намибия 01.01.1995
46  Нигерия 01.01.1995
47  Нидерланды 01.01.1995
48  Новая Зеландия 01.01.1995
49  Норвегия 01.01.1995
50  Пакистан 01.01.1995
51  Парагвай 01.01.1995
52  Перу 01.01.1995
53  Португалия 01.01.1995
54  Румыния 01.01.1995
55  Эсватини 01.01.1995
56  Сенегал 01.01.1995
57  Сент-Винсент и Гренадины 01.01.1995
58  Сент-Люсия 01.01.1995
59  Сингапур 01.01.1995
60  Словакия 01.01.1995
61  Суринам 01.01.1995
62  США 01.01.1995
63  Таиланд 01.01.1995
64  Танзания 01.01.1995
65  Уганда 01.01.1995
66  Уругвай 01.01.1995
67  Филиппины 01.01.1995
68  Финляндия 01.01.1995
69  Франция 01.01.1995
70  Чехия 01.01.1995
71  Чили 01.01.1995
72  Швеция 01.01.1995
73  Шри-Ланка 01.01.1995
74  ЮАР 01.01.1995
75  Республика Корея 01.01.1995
76  Япония 01.01.1995
77  Тринидад и Тобаго 01.03.1995
78  Зимбабве 05.03.1995
79  Доминиканская Республика 09.03.1995
80  Ямайка 09.03.1995
81  Турция 26.03.1995
82  Тунис 29.03.1995
83  Куба 20.04.1995
84  Израиль 21.04.1995
85  Колумбия 30.04.1995
86  Сальвадор 07.05.1995
87  Ботсвана 31.05.1995
88  Гвинея-Бисау 31.05.1995
89  Джибути 31.05.1995
90  Лесото 31.05.1995
91  Мавритания 31.05.1995
92  Малави 31.05.1995
93  Мали 31.05.1995
94  Мальдивы 31.05.1995
95  Того 31.05.1995
96  ЦАР 31.05.1995
97  Буркина-Фасо 03.06.1995
98  Египет 30.06.1995
99  Польша 01.07.1995
100  Швейцария 01.07.1995
101  Гватемала 21.07.1995
102  Бурунди 23.07.1995
103  Сьерра-Леоне 23.07.1995
104  Кипр 30.07.1995
105  Словения 30.07.1995
106  Мозамбик 26.08.1995
107  Лихтенштейн 01.09.1995
108  Никарагуа 03.09.1995
109  Боливия 12.09.1995
110  Гвинея 25.10.1995
111  Мадагаскар 17.11.1995
112  Камерун 13.12.1995
113  Катар 13.01.1996
114  Фиджи 14.01.1996
115  Эквадор 21.01.1996
116  Гаити 30.01.1996
117  Сент-Китс и Невис 21.02.1996
118  Бенин 22.02.1996
119  Гренада 22.02.1996
120  ОАЭ 10.04.1996
121  Руанда 22.05.1996
122  Папуа — Новая Гвинея 09.06.1996
123  Соломоновы Острова 26.07.1996
124  Чад 19.10.1996
125  Гамбия 23.10.1996
126  Ангола 23.11.1996
127  Болгария 01.12.1996
128  Нигер 13.12.1996
129  Демократическая Республика Конго 01.01.1997
130  Монголия 29.01.1997
131  Республика Конго 07.03.1997
132  Панама 06.09.1997
133  Киргизия 20.12.1998
134  Латвия 10.02.1999
135  Эстония 13.11.1999
136  Иордания 11.04.2000
137  Грузия 14.06.2000
138  Албания 08.09.2000
139  Оман 09.11.2000
140  Хорватия 30.11.2000
141  Литва 31.05.2001
142  Молдавия 26.07.2001
143  Китай 11.12.2001
144  Китайская Республика (частично признанное государство) 01.01.2002
145 Республика Армения 05.02.2003
146  Северная Македония 04.04.2003
147  Непал 23.04.2004
148  Камбоджа 13.10.2004
149  Саудовская Аравия 11.12.2005
150  Вьетнам 11.01.2007
151  Тонга 27.07.2007
152  Украина 16.05.2008
153  Кабо-Верде 23.07.2008
154  Черногория 29.04.2012
155  Самоа 10.05.2012
156  Россия 22.08.2012
157  Вануату 24.08.2012
158  Лаос 02.02.2013
159  Таджикистан 02.03.2013
160  Йемен 04.12.2013
161  Сейшельские Острова 26.04.2015
162  Казахстан 30.11.2015
163  Либерия 14.07.2016
164  Афганистан 29.07.2016

История ВТО[править | править код]

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

 — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
 — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
 — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Обзор

Присоединение РФ к ВТО вызывает противоположные точки зрения.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 164 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
  • Возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО — обязательное условие)..

Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

«Вопрос о последствиях присоединения России к ВТО невозможно рассматривать вне вопроса о нынешнем состоянии экономики России. Это состояние, как мы знаем, довольно тяжелое.

Когда Россия присоединялась к ВТО, у переговорной делегации было ощущение, что вот-вот начнутся серьезные экономические реформы, а прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила. Для экспорта нефти и газа не нужно быть членом ВТО.

После кризиса 2008-2009 годов у нас было самое серьезное падение внешнеторгового оборота среди стран двадцатки. Потребление углеводородов в мире уменьшилось, и мы очень сильно просели в экспорте.

Тогдашняя глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала, что если мы хотим иметь положительное сальдо торгового баланса, нам нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

То есть нужно изменение модели экономики, развитие хайтека. Только в таком случае можно было получить выгоду от членства в ВТО. Тогда говорили, что значительные позитивные последствия для экспорта можно будет ощутить уже через 7-10 лет после вступления. Но пока, к сожалению, этого эффекта мы даже не предвидим.

Пока мы ощутили лишь небольшие выгоды. В частности, от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта (например, стали или транспортных услуг) на внешних рынках: в Евросоюзе, в Китае, в США. Но основной эффект ощущается, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.

Также мы стали участвовать в многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. На последних министерских конференциях — на Бали в 2013 году и в Найроби в 2015 году — мы вели себя достаточно продуктивно и способствовали достижению компромисса между участниками.

О негативных последствиях присоединения к организации вряд ли можно говорить, поскольку все причины нынешнего состояния экономики России находятся внутри, и ВТО не оказывает никакого эффекта.

Торговые споры с Россией, которые были начаты после вступления, — это обычный рабочий процесс для членов ВТО. Одновременно идут десятки споров между ЕС и Соединенными Штатами на миллиарды долларов: например, по гражданскому авиапрому. Это обычная рутинная вещь, никакой политики здесь нет».

Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС

«Последствия от вступления в ВТО — минимальные: ни большого плюса, ни большого минуса. Само по себе присоединение не сильно меняло обязательства России, которые она и так на себя взяла.

Подготовка к ВТО растянулась на 20 лет и уже подразумевала большое количество изменений в торговой политике. При непосредственном присоединении они были частично дополнены. Поэтому никаких значительных эффектов от этого ожидать было нельзя, хотя в целом эффект положительный. Его можно оценить в несколько десятых долей процентного пункта ВВП.

В условиях санкций ВТО стало ограничением для партнеров по введению более значительных защитных мер, поскольку теперь Россия может оспаривать меры, явно противоречащие нормам организации. Если бы Россия не была членом ВТО, то торговых ограничений было бы, на мой взгляд, намного больше.

Санкции западных стран и контрсанкции России сделаны с поправкой на статью генерального соглашения о тарифах и торговле, где говорится, что по соображениям национальной безопасности государства вправе вводить ограничения. Просто обычно этой статьей не злоупотребляют. Но в данном случае именно на нее ссылаются и Европа, и Россия, и никто эти санкции даже не оспаривает. То есть ВТО говорит, что если некоторые вещи вызваны политическими вопросами, то она в это дело не вмешивается».

Россия в ВТО: основные недостатки

Возможность появления безработицы на отечественном рынке является первым и основным недостатком. Российские предприятия могут попросту не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Ситуация может обостриться в так называемых «заводских» городах — где большая часть населения задействована на производстве.

Импортные пошлины были понижены. Это привело к тому, что целый ряд товаров стало невыгодно производить в России. Это продукты сельского хозяйства, а главное — автопром. Так, таможенная пошлина на ввоз поддержанных автомобилей упала в 4 раза. Власть уже активно борется с этим явлением. Она старательно, хоть и не очень успешно продвигает политику «импортозамещения».

Помимо импортных, могут быть понижены и экспортные пошлины. Из-за этого в убытке может оказаться бюджет страны. Однако увеличения государственного долга пока можно не бояться: власть создала себе множество других проблем.

Задачи ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Лучшее впереди?

«К сожалению, пока нельзя сказать, что Россия использует в полной мере возможности, которые даёт ей членство (в ВТО. — RT), — поделился с RT главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик. — Тем не менее вступление было целесообразным, оно позволило России проводить более независимую и более активную политику по заключению внешнеторговых альянсов и более активно работать на направлении региональной интеграции».

«Хотя были сняты дискриминационные ограничения по целому ряду направлений, речь пока не идёт о масштабных выгодах, которые мы могли бы получать, резко нарастив экспорт готовой продукции, ибо мы пока в достаточном количестве её не производим. Поэтому по прошествии пяти лет мы ещё в полной мере не ощутили всех тех преимуществ, которые даёт нам членство в ВТО», — заключил Портанский.

Членство России в ВТО

22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Основными целями вступления России в ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствии с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Указанные цели и преимущества вступления России в ВТО не исключают угроз в разных сферах экономики страны. Участие в ВТО не гарантирует выгод, а лишь даёт шанс их получить и минимизировать издержки.

Почти 20 лет ведения переговоров о вступлении России в ВТО, эксперты и аналитики вели дискуссию о целесообразности этого шага. Часть из них полагала, что вступление — уничтожит отечественный бизнес с его неконкурентоспособными товарами и заполнит рынок импортом. Другие, напротив, утверждали, что став членом ВТО, отечественные предприятия активизируются, и с целью выживания в конкурентной борьбе с товарами иностранного происхождения будут вести свой бизнес более эффективно, используя преимущества ВТО по экспорту товаров.

Эксперты и аналитики солидарны лишь в одном: оценить выигрыш или проигрыш от вступления России в ВТО не удастся в ближайшее время, на это потребуется минимум пять-семь лет. Разберёмся детально в возможных позитивных и негативных последствиях, которые может оказать членство России в ВТО. Самое очевидное позитивное последствие — политическое, поскольку членство в этом клубе повышает престиж страны в глазах рейтинговых агентств и способствует увеличению иностранных инвестиций.

Согласно правилам ВТО, она может вмешиваться в процесс принятия законов в странах-членах и способствовать их отмене, в случае если они ограничивают конкуренцию. Другими словами, участие в ВТО, возможно, обеспечит безусловное выполнение законодательных норм, победит коррупцию и развернёт бюрократическую машину лицом к бизнесу. В этом плане присоединение к ВТО отвечает интересам, как населения, так и основной части бизнеса. Однако фактически речь идёт о подчинении законодательной власти РФ ВТО. Став 156 членом этой организации, Россия передала ей своё право суверенного государства регулировать экономику — право ВТО стало выше законов РФ. Как считают западные эксперты, членство РФ в ВТО позволит другим странам на правовой основе добиваться изменения российской политики благодаря тому, что появятся средства для принудительного осуществления этих правил и обязательств России в отношении доступа к рынку..

Вступление России в ВТО встретило сильное сопротивление в США. Альфа-банк по просьбе российских властей лоббировал вступление России в ВТО. Лоббистская кампания продолжалась 9 лет и на нее было потрачено 3,48 млн долларов. За вступление России в ВТО и отмену поправки Джексона — Вэника выступали американские производители мяса кур, компании «Боинг» и «Хьюлет-Паккард». В Сенате США вступление России в ВТО поддерживали председатель комитета по финансам Макс Бокус и Оррин Хэтч. Бокус в 2011 году в России встречался с Дмитрием Медведевым. Их аргументы сводились к тому, что вступление России в ВТО — подарок для американских фермеров, рабочих и предприятий. За 2012 год более 30 раз в Конгрессе США Бокус говорил одно и то же (с некоторыми изменениями): в США будут новые тысячи рабочих мест, а объем американского экспорта в Россию удвоится за пять лет. В Палате представителей Конгресса США за вступление России в ВТО выступал председатель бюджетного комитета Д. Кэмп

Другие компании требовали от России дать обязательство о защите интеллектуальной собственности: Майкрософт, Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) и Американская ассоциация звукозаписи (RIAA). Кроме того, были сторонники сохранения поправки Джексона — Вэника: сенатор Бен Кардин и старший член бюджетного комитета Палаты представителей С. Левин. Они хотели увязать торговлю с Россией и соблюдение прав человека в России. В итоге Россия в ВТО вступила, поправка Джексона — Вэника была отменена, но принят закон Магнитского.

Решения по искам

Первое решение в отношении России в суде ВТО было принято 12 августа 2016 г. Дело касалось иска, поданного Евросоюзом против России 31 октября 2014 г. с целью добиться отмены высоких пошлин на ввоз в Россию бумаги, холодильников и пальмового масла (пошлины ввела ЕЭК в январе-июле 2014 г.). Согласно постановлению арбитров ВТО, ввозные пошлины превышают суммы, определенные графиком их снижения, который Россия приняла при вступлении в организацию, «что затрудняет торговлю в важных секторах».

По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, бывшего главы российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максима Медведкова, «Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах». В ходе разбирательства пошлины на часть указанных товаров были полностью приведены в соответствие с обязательствами, таким образом, экономического эффекта решение суда иметь не будет.

19 августа 2016 г. было вынесено решение относительно иска Евросоюза от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Арбитры ВТО заявили, что Россия не запросила у ЕС дополнительную информацию и не пересмотрела введенный запрет «в разумные сроки». Указывается, что ЕС доказал наличие на его территории зон, свободных от АЧС. Исходя из этого, суд признал запрет, введенный Россией, несоответствующим соглашениям ВТО. При этом не было поддержано обвинение России в непрозрачности ее мер.

Спорный вопрос

Ещё одним положительным результатом участия России в ВТО опрошенные RT экономисты называют активную позицию страны в урегулировании торговых споров в рамках организации. Начиная с 2012 года Россия приняла участие в 47 процессах в качестве третьей стороны, при этом сама семь раз выступала инициатором разбирательства и восемь раз — ответчиком.

Также по теме


Большой вопрос: Россия подала иск в ВТО из-за американских пошлин на сталь и алюминий

В пятницу, 29 июня, глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил об иске России в ВТО. Власти приняли такое решение, чтобы обжаловать…

Любопытно, что удовлетворение жалоб России началось только в 2018 году. Так, из семи поданных исков в июле Россия сумела одержать победу в споре о пошлинах с Украиной, а уже в августе третейская группа ВТО поддержала Москву в деле против применения ЕС мер «третьего энергопакета». В то же время остальные пять процессов по-прежнему остаются открытыми. Последний из них был инициирован Россией против США в июне после введения Вашингтоном ограничений на импорт стали и алюминия.

«Россия начала одерживать победы в спорах. Это говорит о том, что ВТО становится эффективным инструментом в руках российской экономической дипломатии в деле защиты интересов национальных производителей от необоснованного протекционизма со стороны других стран», — заключил Лисоволик.

В 1995 году ВТО заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшее с 1947 года. Основная цель работы организации заключается в либерализации международной торговли и урегулировании торгово-политических споров. Всемирная торговая организация действует на основе принципов предоставления странам — участницам режима разрешения торговых споров путём консультаций и переговоров, а также гласность торговой политики. Последний пункт включает в себя открытую публикацию законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность. На сегодняшний день членами организации являются 164 государства, которые контролируют 97% мировой торговли.

Повестка ВТО

«Главный вопрос в повестке такой международной организации (ВТО — прим. ТАСС) должен заключаться в том, что нужно понять отношение данной организации к тем торговым войнам и экономическим санкциям, которые страны стали применять достаточно широко, опираясь на принцип угрозы требованиям национальной безопасности, трактуя эти положения достаточно широко», — уверен Саламатов.

Он добавил, что как только страны поймут необходимость определенного отношения к этим санкциям и передачи части ответственности ВТО, перспективы будут более очевидны. По его мнению, пока они являются неочевидными.

«Существующая модель многосторонней торговой системы, скорее всего, серьезно изменится. Правила ВТО уже сейчас не всегда могут обслуживать новые направления торговли, например, цифровую, где товар физически не проходит через таможню», — отмечает Медведков.

Экономист также напомнил, что летом 2020 года в Нур-Султане пройдет очередная конференция министров стран — членов ВТО, от которой во многом зависит вектор развития многосторонней системы. «Каким он будет — узнаем через несколько месяцев. Но при любом раскладе ВТО сохранится, хотя бы потому, что никто пока не придумал ничего более рационального», — не сомневается эксперт.

По оценке Минэкономразвития, сейчас на повестке организации вопрос налаживания эффективной работы механизма по разрешению торговых споров, обеспечение своевременного и неукоснительного выполнения членами ВТО своих обязательств в организации, оптимизация работы регулярных рабочих органов ВТО, продвижение переговорных процессов на площадке организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector