Фз о религиозных объединениях

Устали бояться

Протесты в Подгорице сопровождались повышенными мерами безопасности. Помимо полиции в полной боевой экипировке на каждом перекрестке города дежурили патрули. Во время крестного хода в городе отключали мобильную связь и интернет. У правительственных зданий за ограждениями стояли телекамеры, которые дотошно снимали участников шествия.

Следует отметить, что такого рода давление не имело успеха. Напротив, люди начинали позировать на камеры, показывая троеперстие как знак своей приверженности к Сербской православной церкви. На вопрос корреспондента ТАСС, не боятся ли люди так себя вести, ведь еще недавно многие в стране боялись упоминать, что они сербы по национальности из страха потерять работу, один из участников шествия по имени Неманья высказался так: «Знаешь, мы устали бояться».

На протесты, которые проходят два раза в неделю, выходят свыше половины населения республики. Идея борьбы за веру предков вдохновляет выходить на митинги даже тех, кто еще недавно не был даже крещеным. Для наблюдателя со стороны, регулярно посещающего Черногорию, страна за последние два месяца разительно изменилась, страх сменился решимостью и готовностью отстаивать свои права.

Массовые протесты и задержания

За короткий срок число протестующих выросло от нескольких сотен до тысяч, несмотря на показательные задержания в столице. Опираясь на такую поддержку населения, оппозиция предложила власти отозвать закон для доработки.

Однако премьер-министр Душко Маркович остался непреклонен даже перед словами митрополита Амфилохия. После этого оппозиция попыталась добиться внесения поправок в законопроект, однако профильный комитет парламента отказался принимать их.

Тем временем протестующие в Никшиче — главном индустриальном центре Черногории — прорвали полицейское оцепление и выдвинулись маршем на столицу страны. По данным организаторов, в шествии приняло участие несколько тысяч человек. Еще столько же протестующих к этому моменту собралось в Подгорице у оцепленного полицейскими парламента.

Власть приняла решение идти на обострение и применила жесткие меры. Начались задержания протестующих в разных городах страны. После попытки оппозиции сорвать окончательное голосование в парламенте при помощи слезоточивого газа и потасовки, стражи порядка добрались и до политиков. Впервые в новейшей истории страны полиция задержала всех без исключения депутатов оппозиционного «Демократического фронта», которых набралось 22 человека.

В отсутствие оппозиции правящая коалиция поочередно отклонила каждую из предложенных поправок, а затем единогласно, 45 голосами, приняла противоречивый закон.

Последние поправки, внесенные в закон о свободе совести и религии

Как было сказано в статье, последний раз ФЗ 125 был изменен 6 июля 2016 года. В частности, поправки были внесены в следующие статьи:

П 2 ст 13

Представительство формирования, которое было позаимствовано из-за рубежа, не имеет право заниматься культурной или религиозной деятельностью. Поэтому статус объединения, занимающего деятельностью, связанной с религией, на подобное формирование не распространяется.

П 3 ст 17 был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что печатные издания, видео и аудио материалы, которые распространяются религиозным иностранным объединением, должны иметь маркировку в специально отведенном месте о полном названии такой организации.

П 2 ст 20

Религиозные формирования могут приглашать иностранных жителей для совместного ведения деятельности, связанной с религией на территории РФ по гражданско-правовому контракту или трудовому договору, в котором в обязательном порядке должны присутствовать данные организации.

Ст 24.1 и ст 24.2 были добавлены в главе 3.1. В статье 24.1 описывается содержание миссионерской сферы деятельности. Миссионерская работа — это одна из сфер религиозного объединения, которая направлена на распространение данных о собственном вероучении среди лиц, которые не являются участниками религиозного объединения в качестве вовлечения конкретных лиц в состав участников.

Подобная деятельность проводится:

  • В специальных строениях и сооружениях;
  • В постройках, которые принадлежат общерелигиозным организациям;
  • В домах, находящихся в собственности религиозных объединений;
  • В крематориях и на кладбищах;
  • В местах паломничества.

В жилых домах проводить миссионерскую деятельность запрещено. Но существует и исключение, которое предусматривается частью 2 статьи 16 ФЗ 125. Проведение деятельности собственного вероучения в другом религиозном объединении запрещается. Чтобы таковое было разрешено, руководящий орган общерелигиозного объединения должен предоставить письменное согласие об этом.

В ст 24.2 описывается порядок осуществления миссионерской деятельности.

Если граждане проводят миссионерские занятия от имени религиозного объединения, они должны обладать письменным разрешением. На бумаге фиксируются данные о подлинности документа и о наличии полномочий граждан. Миссионерской деятельностью занимаются:

  • руководитель конкретной организации;
  • священник;
  • член коллегиального органа.

Вышеописанное правило не распространяется на миссионерскую деятельность, которая предусматривается пунктом 2 ст 24.1 ФЗ 125. Если иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации, хотят провести миссионерскую деятельность, делать они могут это только от имени своей религиозной организации и лишь при наличии разрешающего документа.

Если цели и действия организации, занимающейся деятельностью, связанной с религией, противоречат законодательству Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность запрещается.

Также осуществить миссионерскую деятельность невозможно в случае:

  • Нарушения общественного порядка;
  • Принуждения к скорейшему разрушению семьи;
  • Посягательств на права человека;
  • Склонения к самоубийству;
  • Создание препятствий к получению обязательного образования;
  • Принуждения членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества;
  • Создание опасности, как причинение вреда имуществу, здоровью и жизни.

Религиозное объединение несет ответственность за ведение миссионерской деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

В ФЗ 125 ст 3 ч 5 говорится о том, что никто не обязан сообщать другим людям о том, как он относится к соответствующей религии и никто не может быть к ней принужден.

Статья 5 ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях гласит о том, что каждый человек может получить религиозное образование по индивидуальному выбору или совместно с другими людьми.

Наказания за нарушение

Нарушение влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказание за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, пропаганду неполноценности человека по признаку отношения к религии:

  • штраф в размере 500—800 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда);
  • ограничение свободы сроком до трех лет или лишение свободы сроком до четырех-пяти лет.

За воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания предусмотрена ответственность:

  • штраф 200 МРОТ;
  • исправительные работы до 1 года;
  • арест до 3 месяцев.

Оскорбление, унижение другого лица через СМИ, вандализм, осквернение зданий, порча имущества предусматривает административную ответственность.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Закон о свободе совести и религиозных объединениях

Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания состоит из:

  • норм Конституции Российской Федерации;
  • Гражданского кодекса РФ;
  • Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года.

В соответствии с данными нормами принимаются иные правовые акты, которые регулируют отношения в области прав человека и гражданина, а также правовое положение верующих.

В законе четыре главы.

  1. Общие положения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Права и условия деятельности религиозных организаций. Порядок осуществления миссионерской деятельности.
  4. Надзор и контроль за исполнением законодательства.

В пункте 3 статьи 2 ФЗ говорится, что ничего в законах не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав, которые гарантирует Конституция и международные договоры Российской Федерации.

Не допускаются ограничения и иные формы дискриминации или установление преимуществ из-за отношения к религии.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ гласит, что право человека на свободу вероисповедания и совести может быть ограничено только в той мере, чтобы обеспечить защиту конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С момента публикации в правовой акт были внесены поправки. 28 ноября 2015 года Президент подписал Закон «О внесении изменений в Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации». Поправки изменили порядок контроля. Последняя редакция документа проводилась в 2017 году.

По закону о религиозных организациях в 2017 году неоднократно выносились судебные решения как в пользу верующих, так и в пользу органов государственного контроля.

Отрицательные и положительные стороны закона

Закон 1997 года с дальнейшими поправками имеет как положительные стороны, так и отрицательные. До перестройки в России допускалось немало нарушений прав и свобод верующих, но дела, связанные с религией не рассматривались органами правосудия. С принятием закона у верующих появилась возможность защищать свои права через суд.

Конституционный суд периодически вносит поправки, которые вызывают неоднозначную оценку лидеров и представителей различных конфессий.

Религиозные деятели дали отрицательную оценку самому закону и принятым к нему поправкам по следующим причинам:

  • несоответствие Конституции, нечеткие формулировки;
  • не обозначен механизм реализации норм;
  • лоббирование интересов православной церкви, необоснованное включение понятия «традиционные конфессии»;
  • ограничения деятельности верующих;
  • невозможность в полной мере реализовать права среди осужденных;
  • ужесточение контроля за деятельностью проповедников и миссионеров.
  • несоответствие закона для военнослужащих уголовному кодексу, который предусматривает уголовную ответственность за отказ от участия в военных действиях.

На занятиях по общественно-государственной подготовке (ОГП ) среди служащих в вооруженных силах ведется работа по реализации потребностей верующими военнослужащими.

Таким образом, Закон 125 нуждается в тщательной переработке: в уточнении понятийного аппарата, приведении в соответствие с Конституцией РФ.

Религиозные объединения и их типы

Религиозным объединением (РО) считается добровольное объединение граждан и иных лиц, на законных основаниях постоянно живущих на территории страны, образованное с целью совместного распространения и исповедания веры.

Имеют следующие признаки:

  • наличие вероисповедания;
  • совершение обрядов, богослужений и церемоний;
  • обучение и воспитание своих последователей.

Верующие могут объединяться в виде организаций и групп. Организации в установленном порядке регистрируются в качестве юридического лица, а группы осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Организации подразделяют на централизованные и местные в зависимости от территориальной сферы деятельности.

Нельзя создавать группы, цели и действия которых противоречат действующему законодательству.

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в жилых помещениях.

3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Проведение религиозных обрядов и церемоний в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

4. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

5. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Вопреки истории

Последние 15 лет истории Черногории убедили лидера страны Мило Джукановича, что при должной подготовке народ примет любые перемены политического курса.

Народ Черногории смирился с массовыми подтасовками 2006 года, когда Джуканович вывел страну из состава союзного государства с Сербией. Затем, вопреки духу исторического развития страны и трагическим событиям 1999 года, когда Черногорию бомбили самолеты Североатлантического альянса, власти втянули страну в НАТО и ввели санкции против России.

Завершающим этапом переформатирования страны атеист Джуканович считал решение церковного вопроса. Черногорцев, принадлежащих к СПЦ, он решил по украинскому сценарию «обратить в новую веру». Для этого была использована НПО «Черногорская православная церковь», которую объявили «истинной и исторической» церковью Черногории.

«Черногорский томос»

Ранее в интервью ТАСС архиерей СПЦ митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий рассказал, что впервые о так называемой черногорской церкви власти заговорили еще в 70-80-е годы прошлого века. Однако, по его словам, «черногорская церковь» никем не признана, кроме украинских раскольников.

Джуканович ранее обвинил СПЦ в попытке сохранить религиозную монополию в стране. Он заявил, что будет добиваться автокефалии для «черногорской церкви» по примеру Украины. В свою очередь Амфилохий, комментируя высказывания Джукановича, отметил, что президент «сам пытается быть главой церкви» и что «это первый случай в истории, когда атеист создает церковь».

Президент Сербии Александар Вучич в связи с этим попросил правительство Черногории еще раз рассмотреть целесообразность закона, который «неминуемо ухудшит добрые отношения между Белградом и Подгорицей». В ответ из Подгорицы прозвучал резкий комментарий, в котором Белграду напомнили о черногорской независимости и указали, что правительство Черногории самостоятельно формирует свою законодательную систему и никому не позволит влиять на этот процесс.

О свободе совести и религиозных организациях

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИКЗАКОН

О свободе совести и религиозных организациях

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Задачи закона

Статья 2. Законодательство о свободе совести и религиозныхорганизациях

Статья 3. Право на свободу совести

Статья 4. Равноправие граждан независимо от их отношенияк религии

Статья 5. Отделение церкви (религиозныхорганизаций) от государства

Статья 6. Отделение школы от церкви (религиозныхорганизаций)

Глава II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССРСтатья 7. Религиозные организации

Статья 8. Религиозное общество

Статья 9. Религиозные управления, центрыи объединения

Статья 10. Монастыри, братства и миссии

Статья 11. Духовные учебные заведения

Статья 12. Уставы религиозных организаций

Статья 13. Религиозные организации — юридические лица

Статья 14. Регистрация уставов религиозных организаций

Статья 15. Отказ в регистрации устава религиознойорганизации

Статья 16. Прекращение деятельности религиозныхорганизаций

Глава III. ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙСтатья 17. Пользование имуществом, являющимся собственностьюгосударства, общественных организаций или граждан

Статья 18. Собственность религиозных организаций

Статья 19. Производственная и хозяйственная деятельностьрелигиозных организаций

Статья 20. Распоряжение имуществом религиозных организаций,прекративших свою деятельность

Глава IV. ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН,СВЯЗАННЫЕ СО СВОБОДОЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯСтатья 21. Религиозные обряды и церемонии

Статья 22.  Религиозная литература и предметы религиозногоназначения

Статья 23. Благотворительная и культурно-просветительскаядеятельность религиозных организаций

Статья 24.  Международные связи и контакты верующих и религиоз-ных организаций

Глава V. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ИХПРЕДПРИЯТИЯХ

Статья 25. Трудовые правоотношения в религиозныхорганизациях

Статья 26. Трудовые права граждан, работающихв религиозных организациях

Статья 27. Трудовые правоотношения граждан на предприятияхи в учреждениях религиозных организаций

Статья 28. Социальное обеспечение и социальноестрахование граждан, работающих в религиозныхорганизациях

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИСтатья 29. Государственные органы по делам религий

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательствао свободе совести и религиозных организациях

Статья 31. Международные договоры

Статья 19. Духовные образовательные организации

1. Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2. Духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

3. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также с согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо уполномоченного централизованной религиозной организацией руководящего или координирующего органа вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения.

Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, выдают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями. Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования.

Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и (или) дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, выдают лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию или итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Духовные образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Толкование положений статьи 28 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 16-П от 23.11.1999г.

…Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы статьи 18 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), , 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (пункты «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско — правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п

На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А no.260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции..

Продолжение следует?

На улицы вышли не только сторонники оппозиции, но и сотни священников и монахов, поэтому предновогодние дни в Черногории обещают быть неспокойными.

Принятый парламентом закон, с одной стороны, отрезает протестующим пути к отступлению, а с другой — объединяет на религиозной почве непримиримых политических оппонентов. Тот факт, что политологи подозревают США в навязывании Черногории спорного закона, связывая его принятие с недавним визитом посла США по вопросам международной религиозной свободы Сэма Браунбека, отметившегося в религиозном расколе на Украине, лишь усугубляет ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector