Башлачёв, александр николаевич

Дмитрий Селиванов

Новосибирский гитарист играл не только в «Гражданской обороне», но и в «Коммунизме» – абсурдном сайд-проекте Летова. Короче, ценился, благодаря гитарным импровизациям, и был близок к светочам русского панка. Но особо не высовывался: был интровертом и предпочитал второстепенные роли. 

А в 25 лет Селиванову вдруг надоело жить. Он поборол легкую депрессию, казался жизнерадостным и веселым, но однажды отправился в НЭТИ (нынешний НГТУ) – повидаться с ребятами из знакомой группы. Правда, не успел поздороваться. Вместо этого выдал шикарную фразу – «Ладно, у меня тут еще делo в конце коридора» – вышел и повесился на трубе. 

И да, здесь Летов вновь применил сверхспособности. На этот раз, экстрасенсорные. Он возвращался с гастролей, не зная о смерти Селиванова, но предугадал неладное и заранее написал трек «Лоботомия». 

Уходили в себя

Александр Башлачев

Звукорежиссер «Аквариума» Вячеслав Егоров называл дачу Левшаковой дьявольской гостиницей. Любой, кто оставался там дольше трех дней, терял рассудок и погружался в депрессию. Главный бард русского рока Александр Башлачев – не исключение. Он приезжал на дачу и лопал мухоморы – и все под влиянием злобной ведьмы Ирки. 

Башлачев нуждался в женской аудитории. Без слушательниц он не мог записывать песни: раздевался перед микрофоном догола, ползал на четвереньках, но звук будто бы оставался внутри. А потом приходила Ирка, и Александру становилось легче. 

Башлачев и Левшакова

Левшакова хвасталась, что подсадила знакового рокера на травку, а Саша ушел в себя и увлекся шаманизмом. Однажды он сидел на даче в окружении музыкантов группы «Алиса» (Кинчева не было, он Левшакову не любил) и барабанил топором по пустым ведрам. Через несколько месяцев после этого 27-летний бард вышел в окно. 

Александр Башлачёв

Погиб в 27 лет

Александр Башлачев / VK

Утром 17 февраля 1988-го СашБаш, как его называли друзья и поклонники, разбился, выпав из окна питерской 9-этажки. Считается, что выбросился сам. Это произошло в квартире его фиктивной жены Евгении Каменецкой, с которой он зарегистрировался ради ленинградской прописки.

Со страницы сестры СашБаша Елены Башлачёвой / VK (фото А. Родимцева)

Как Каменецкая потом рассказывала в документальном фильме «Смертельный полет», накануне вечером Саша пребывал в расстроенных чувствах и хотел разговаривать с собравшимися друзьями, но все сильно устали и разошлись спать. А утром ее разбудил звонок в дверь. На пороге стоял милиционер, который сообщил о трагедии.

Башлачев совершал неоднократные попытки суицида. По словам знакомых, тяжелейшим ударом для него стала смерть болевшего трехмесячного сына Вани в 1986 году (мать – Татьяна Авасьева, они расстались сразу после). Это случилось во время записи альбома «Вечный пост» с песней «Ванюша» – он пронизан мрачными интонациями.

Александр Башлачев / VK

В то же время сам рок-бард рассказывал другие истории. Музыкальный критик Артемий Троицкий вспоминает в МК: «В 1987 году мы встретились с Башлачевым на питерском рок-фестивале, и я спросил: «Саш, есть что-нибудь новенькое?» – «Нет, что-то не пишется». А потом он стал рассказывать странные вещи… Говорил, что в конце 1986 года попал в «черную компанию», связанную с наркотиками. Причем там ставили своего рода эксперименты с наркотиками, дело доходило до суицида… А к смерти он был готов всегда. Последние два года он балансировал на тонкой грани… Он часто говорил о смерти – и почти все его последние песни были о смерти».

Елена Башлачёва / VK

С другой стороны, в его жизни появилась новая любовь Анастасия Рахлина. На момент гибели Башлачева она была беременна и позже родила сына Егора. Из-за этого часть друзей и поклонников не верят, что поэт добровольно ушел из жизни. Либо считают, что он был под действием алкоголя и наркотиков.

С Анастасией. Рок-БарДачоК / VK

Но сама Анастасия отрицала, что у него в тот момент были проблемы такого рода.

«Сашкино решение уйти из жизни не было внезапным, — цитирует ее МК. — Мы не встраивались в быт. У нас не получалось иметь квартиру и магазин под боком. Не получалось заработать деньги. Он больше не мог жить на улице. Это был замкнутый круг, пробить который мы не сумели».

Александр Башлачев / VK

Каким он парнем был

Однокурсник Башлачева Виктор Мещеряков рассказывал: «Учился Саша не просто легко — играючи. Я никогда не видел его за учебниками или конспектирующим лекции. Занимался он только в сессии, заимствуя на ночь конспекты (отказать в чем-то ему было невозможно) у старшекурсниц. Близких отношений на курсе у него так и не возникло, хотя со всеми он поддерживал ровные отношения. С 3 курса мне часто приходилось отмазывать его от прогулов (я был старостой). Большую часть учебного года он пропадал в Череповце. К третьему курсу у него явно начали пробиваться бардовские наклонности. На лекциях он писал тексты для своей группы из Череповца „Рок-сентябрь“, которая стала лауреатом конкурса среди рок-групп, организованного „Комсомольской правдой“. Помню такие песни, как „О, радио“, „Батюшка-царь“, которые он исполнял сам или в дуэте с Сергеем Нохриным. Были в его репертуаре и песни Высоцкого. С третьего курса мы часто с ним вдвоем выезжали на нашу с женой дачу (к тому времени я уже женился) в Палкино, в 20 км. от Свердловска. И он непременно брал с собой гитару.

Проблемы у Саши были связаны в основном с военной кафедрой. Правдами и неправдами он привозил из Череповца очередные медсправки, которые необходимо было подтверждать в студенческой поликлинике. Был случай, когда после летних каникул он отправил телеграмму на адрес военной кафедры (а у нас даже вывески ее не было!) о своей задержке ввиду болезни, за что ему позднее сильно попало. На третьем, кажется, курсе Саша проговорился мне, что в четырехлетнем возрасте его водили к психиатру по причине того, что он в уме перемножал большие цифры и получал правильный результат.

Примерно в это же время я начал замечать у него симптомы МДП (маниакально-депрессивный психоз), т.е. резкую смену эйфории и депрессии, что, по-видимому, было следствием его ночного образа жизни, который он тогда вел. Ему как художнику выделили небольшую комнатку в общежитии, возле туалета. Лекции он посещал довольно редко. Бывал только на семинарах, на которых частенько клевал носом.

Хотя Саша и был легок в общении и вел себя непосредственно, в свой внутренний мир он не пускал никого. Он был абсолютно аполитичен. Из преподавателей он больше всего уважал В.В. Кельника, который читал курс зарубежной журналистики. Начиная с 3 курса он писал курсовые, а затем и диплом только у В. Кельника. Наиболее близкие отношение у Саши сложились с Женей Пучковым (он учился на курс старше нас) и с Сергеем Нохриным (учился курсом младше). Женя был сыном главного прокурора Орска. С ним Саша последние два курса проживал в полуподвале знаменитого сейчас дома Агафурова. Кстати, именем купца Агафурова называется областная психбольница, что находится под Екатеринбургом: Агафуровские дачи. Свой полуподвал они, кажется, не топили — там всегда было холодно и сыро. И ужасно запущено.

Смерть Пучкова осенью 1987 года, я думаю, была одной из причин гибели Башлачева. Между ними существовала какая-то мистическая духовная связь. Последний раз я виделся с Сашей в середине декабря 1986, когда он почти на месяц приезжал в Свердловск по случаю рождения своего сына Вани. Он был на нашей квартире, где исполнял знаменитые свои песни. Мои дети (старшему тогда было 5 лет) до сих пор помнят маленькие колокольчики на его правой руке. В двадцатых числах декабря я уговорил Сашу дать домашний концерт на квартире моих друзей. Нас было человек десять, в том числе известный теперь екатеринбургский поэт и писатель Игорь Сахновский. Тогда же Саша показал мне свой паспорт, где на обороте обложки были нарисованы рукой А. Пугачевой сердце и капля крови…»

Яна Дягилева

Королеву сибирского рок-андеграунда шипперили с Егором Летовым. Это были советские Сид и Нэнси. Временные рамки лав-стори размыты, но известно, что Янка и Егор познакомились в 1987 году. А навсегда расстались в 1991-м: Дягилева утопилась. 

Это официальная версия. Следствие уверено: произошел несчастный случай. Рокерша покинула дачное застолье, решила прогуляться и упала в речку Иню. Либо утопилась по собственной инициативе. Знакомые Дягилевой рассказывают о депрессухе и предсмертных посланиях Янки. 

История стандартная: кто-то считает, что 24-летнюю рокершу довели тяжелые отношения с Летовым, а кто-то (как и сам Егор) связывает смерть Дягилевой с криминалом. Убийца – либо таинственный знакомый, либо пьяные гопари.

Не обошлось без мистики. После смерти Яны Летов нашел в себе мифический дар. Расстроенный панк распорол руку до самой кости, но не заметил ни боли, ни крови. Оставался только шрам – как напоминание о Дягилевой. 

Александр Башлачев

Так повелось: о Башлачеве либо хорошо, либо никак. Его даже с Пушкиным сравнивают, если не по уровню влияния, то хотя бы по таланту. Но Саше все равно: он утопал в депрессиях и кризисах, зависал на наркоманских дачах и изредка лабал на гитарке. А в 27 лет шагнул в окно.

Поначалу Летов не любил Башлачева. Бард казался ему «разломанным» и «уничтоженным», но вскоре Егор столкнулся с тем же состоянием души и понял: «Это величайший человек, который был у нас». Что удивительно: Летов не плакался в подушку, а вместо этого идеально отрецензировал смерть близкого товарища. 

Газета и жизнь

Окончив учебу в университете, Башлачев вернулся в Череповец и устроился на работу корреспондентом в газету «Коммунист», попав в партийный отдел. Мама Нелли Николаевна рассказывала: «Мучился ужасно. Не лежала у него душа к этим комсомольским ударным стройкам и молодежным бригадам.

Саша хотел работать в отделе культуры или в отделе писем, которым заведовала тогда Людмила Мамченко. У них были отличные отношения, он там и практику проходил…» Помимо написания идейно выдержанных статей Саша начал вести свою рубрику «Семь нот в блокнот» на молодежной странице «Горизонт». Это была по тем временам очень авангардная рубрика, в которой он написал аналитическую статью о проблемах группы «Рок-Сентябрь», рассказал об участниках второго фестиваля ленинградского рок-клуба и предлагал создать музыкальный центр, где могли бы репетировать и выступать рок-музыканты.

Позже вокалист рок-группы «Рок-сентябрь» Олег Хакман рассказывал: «Башлачев был у нас очень шикарным поэтом. Саню на руках, помню, в день рождения в зал несли. Он был именно тем поэтом — фирменным, настоящим. Ему эти хиты написать ерунда была. Для него это вообще не главное было. Хотя эти хиты по всей России знают. „Эй, помогите! мне очень трудно одному…“ — гений написал! Сейчас я думаю, что Башлачев гений. Слова, послушай слова:

Дождь все дороги заливает,
Небо как будто решето.
Мой островок остался с краю
И не плывет сюда никто.
Где вы, друзья?
Что стало с вами
В мире, затихшем как во сне?
Только прощальными гудками
Ваш телефон ответил мне.
Эй, помогите!
Мне очень трудно одному.
Эй, вы поймите то,
Что и сам я не пойму.

Он время опережал…жизнь расставляет все на свои места во времени. Я теперь понимаю, почему Саша сгорел-то. В общем — то он тоже не человек мегаполиса. Он добрый нормальный человек, который думал, можно сказать, сидя у себя там, на Энгельса 61 .Он видел больше и знал больше, он был очень умным талантливым человеком. Он видел, он знал все. Я сейчас пою эти песни и они, будто написаны вот-вот, только что»…

Игорь Тальков

Погиб в 34 года

В ноябре 2018-го в Петербурге возобновили расследование убийства певца, которое произошло за 27 лет до этого. В то время следствие сочло, что в Талькова выстрелил (неумышленно) его собственный директор Валерий Шляфман, который еще до начала допросов уехал в Израиль и возвращаться не собирается, тем более теперь.

Игорь Тальков / VKТрагедия разыгралась за кулисами сборного концерта в питерском дворце спорта «Юбилейный» 6 октября 1991 года. Представители двух артистов – Азизы и Игоря – устроили полубандитские разборки в типичном стиле 90-х из-за очередности выхода на сцену.

Сначала все происходило без участия певцов и ограничивалось словесной перепалкой. Но затем телохранитель и любовник Азизы ранее судимый Игорь Малахов, по слухам, связанный с крупными ОПГ, выхватил револьвер. Шляфман позвал на помощь Талькова, у которого был газовый пистолет. Тот выскочил из гримерки и произвел несколько выстрелов. Это сыграло роковую роль.

На одном из последних концертов. Александр Поляков / РИА Новости

В задымленном коридоре, при практически нулевой видимости, грохнули выстрелы из револьвера. Дважды – вхолостую, а на третий раз единственная пуля попала Талькову в грудь. Он умер до приезда «скорой».

Следствие тогда решило, что Шляфман в ходе драки изловчился отнять оружие у Малахова и случайно попал в Талькова. По словам Азизы, Шляфман пытался спрятать револьвер в бачке унитаза, но его вернули хозяину, и тот сбросил улику в реку, где она бесследно исчезла.

Фото Людмилы Николаевой. Игорь Тальков / VK

Малахов в итоге получил лишь условный срок за незаконное хранение. А за убийство Талькова никто так и не был наказан.

Больше всех досталось, пожалуй, Азизе – ее карьера прервалась из-за всеобщего осуждения зрителей и многих коллег, считавших ее виновной в случившемся. Однако сын певца Игорь Тальков-младший активно способствовал ее реабилитации.

Сын Талькова поет с Азизой на концерте памяти отца. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Враги сожгли родную хату

Сегодня ночью — дьявольский мороз.
Открой, хозяйка, бывшему солдату!
Пусти погреться, я совсем замерз,
Враги сожгли мою родную хату.

Перекрестившись истинным крестом,
Ты молча мне подвинешь табуретку,
И самовар ты выставишь на стол,
На чистую крахмальную салфетку.

И калачи достанешь из печи,
С ухватом длинным управляясь ловко.
Пойдешь в чулан, забрякают ключи.
Вернешься со своей заветной поллитровкой.

Я поиграю на твоей гармони.
Рвану твою трехрядку от души.
— Чего сидишь, как будто на иконе?
А ну, давай, пляши, пляши, пляши.

Когда закружит мои мысли хмель
И «День Победы» я не доиграю,
Тогда уложишь ты меня в постель,
Потом сама тихонько ляжешь с краю.

А через час я отвернусь к стене.
Пробормочу с ухмылкой виноватой:
— Я не солдат. Зачем ты веришь мне?
Я все наврал. Цела родная хата.

И в ней есть все — часы и пылесос.
И в ней вполне достаточно уюта.
Я обманул тебя — я вовсе не замерз!
Да тут ходьбы всего на три минуты.

Известна цель визита моего —
Чтоб переспать с соседкою-вдовою.
А ты ответишь: — Это ничего…
И тихо покачаешь головою.

И вот тогда я кой-чего пойму,
И кой о чем серьезно пожалею.
И я тебя покрепче обниму
И буду греть тебя, пока не отогрею.

Да, я тебя покрепче обниму
И стану сыном, мужем, сватом, братом.
Ведь человеку трудно одному,
Когда враги сожгли родную хату.

Александр Башлачев – биография

Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году. Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года. На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:

Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит. Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе. Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам. По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур. Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.

Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность. В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году. После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе «Победа»
Был потрепанный старенький «ЗИЛ».
А при нем был Степан Грибоедов,
И на «ЗИЛе» он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица…
И приснился невиданный сон —
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.
Он услышал раскаты стрельбы
И заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали «Ура!»

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на нас водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

Завтракали фекалиями

Свин

Вся грязь русского панка стеклась к ногам Андрея Свина Панова – лидера группы «Автоматические удовлетворители». Каждый его концерт превращался в адский перфоманс: Свин непременно нажирался и эпатировал публику. На одном из выступлений даже грохнул котенка, за что заслужил пожизненное презрение Егора Летова. 

Панов и Цой

Это была советская копия Джи-Джи Аллина. Свин и калом питался в лучших традициях своего американского коллеги. Говорят, мог положить на стол, заточить и даже не поморщиться. 

Его считали психом, легендой и создателем русского панка. Но для мамы, выдающейся балерины Лии Пановой, копрофаг Андрюша оставался таинственной и ранимой личностью. Она поддерживала сыночка, спасала его от хулиганов и водила в театр. А Свин все понимал, но, видимо, не мог иначе. 

Биография[ | код]

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.
— Булат Окуджава, 1988

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. После окончания школы в 1977 году пробовал поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова, однако не поступил из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв познакомился с будущим журналистом Леонидом Парфёновым. В 1977—1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 годах учился в Свердловске в Уральском государственном университете на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках.
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка». В это же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни. Позже эта запись вышла под названием «Третья столица». С этого момента Фирсов считал себя директором Башлачёва.

На следующий год Башлачёв окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года был официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Весной 1987 года был занят на съёмках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв погиб, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

В июне 1987 года выступил на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, затем выступил на рок-фестивале в Черноголовке. В августе 1987 года участвовал в съёмках фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался. 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Смерть | код

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна кухни съёмной однокомнатной квартиры № 281, расположенной на 8 этаже дома № 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Погиб на месте. Истинные причины падения точно не установлены. По словам его фактической жены Анастасии Рахлиной, Башлачёв был очень одинок, так как его духовное видение было особенным, а взаимопонимание с людьми было возможно лишь до некоего барьера, который невозможно преодолеть, поскольку ты видишь то, что не видят другие. Невзирая на то, что люди были ему интересны (а он, в свою очередь, им), и были люди, которых Александр любил (равно как и были те, кто любил его), в общем и целом он был одинок, даже несмотря на свою общительность. Кроме того, по воспоминаниям людей, общавшихся с Башлачёвым, примерно с середины 1986 года он испытывал серьезный творческий кризис, который мог послужить причиной самоубийства (об этом подробно рассказывается, в частности, в книге Льва Наумова «Александр Башлачёв. Человек поющий»).

23 февраля был похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в т. н. клуб 27 наряду с другими известными музыкантами, погибшими в 27 лет.

Почему он?

Александр Башлачев оставил потомкам совершенно уникальное наследие. За короткий промежуток времени он создал более шестидесяти песен, на формирование стиля которых и его поэтического языка, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия.

Александр Башлачев создал свой собственный художественный мир.

Константин Кинчев рассказывал: «Ко мне попали записи квартирных концертов, и не побоюсь этого слова, потрясли — так это было мощно, неожиданно и самое главное — высокохудожественно, если говорить о слове. Посмотрев, как он работает над песнями, я понял, что любой человек, пишущий песни, должен отвечать за свои слова и не зазорно над этими словами, в принципе, и поработать. Замечательно, когда существует импульс и его можно зафиксировать на бумаге, но потом его нужно обязательно поправить, подравнять, сделать более четким. Этим Башлачев и занимался. Планку он всем поставил, будь здоров. Человек показывает свои тетрадки, показывает формулу написания — какое слово за какое цепляется. Целая структура у него была разработана, и здесь технологии очень много. И он чертил графики и схему, стрелочки рисовал, как одно слово с другим должно соотноситься. Не в рифме дело, а должно соотноситься именно смыслово. Да, он так работал. Он научил меня шлифовать и заниматься огранкой. Песня написана, а он ее лопатил и чистил, чистил, чистил… Как настоящий поэт трудился…»

В 1991 году издательство «Новый Геликон» выпустило собрание песен и стихов Башлачева «Посошок», а с 1989 года были изданы несколько десятков его пластинок, кассет и компакт-дисков с концертными записями. Творчество нашего земляка стало одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке.

Борис Гребенщиков рассказывал: «Мне кажется, он взял больше, чем уже мог вытащить, и надорвался. Московская интеллигенция подняла его на щит и с криком понесла. Не надо было это делать. Очень сложно чувствовать себя гением, когда ты еще совсем молодой человек. И вот ему говорят, что он гений, а он еще не успел свои ноги найти, не успел материал переварить. Если бы он больше знал, ни хрена бы он из окна не выкинулся. По-моему, его подвело то, что от него ждали очень многого. А он полгода или больше, год — сухой, ничего из него не выжать. Это страшно, я знаю по себе. Это страшно… Но мне-то, простите, за пятьдесят, я могу с этим жить, потому что знаю, что это пройдет, а он-то этого не мог знать в свои двадцать семь лет…»

Александр Башлачев похоронен в Санкт-Петербурге на Ковалевском кладбище.

По материалам открытой печатиЕлена ПрекраснаяСамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

Выживали на морозе

Юрий Хой

Пьяные гастроли чуть не убили Юрия Хоя. Музыканты «Сектора Газа» ехали в поезде Иркутск-Чита и методично уничтожали запасы водки. В итоге заблевали туалет, прокурили тамбур и мирно разошлись по плацкартам. Не спал только Хой. Юрец искал, где можно вывести токсин из организма, но не решался заходить в туалет. Там было слишком грязно. 

Пьяный мозг сообразил: нужно открыть окно, высунуться наружу и наконец проблеваться. Так Хой и сделал. Но вывалился из поезда и оказался на тридцатиградусном морозе. Проснувшись, музыканты обалдели: Чита уже близко, а вокалист потерялся. 

Но Хой сильнее сибирской зимы. Он бежал по путям в майке и джинсах и наткнулся на будку железнодорожника. Тот отправил музыканта на аэродром, где Юру уже ожидали военные. Через пару часов Хой пел им песни и вновь бухал любимую водяру. 

Главное по теме «Дичь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector