Пулинович, ярослава александровна
Содержание:
Крепкие театральные связи и Тарковский
Наша беседа продолжается во время экскурсии по театру. Экскурсии, к слову, получилось две – одна по пустому театру, а вторая на следующий день: Ярослава отложила мне билеты на спектакль «Похороны по-эстонски».
– У театра были трудные времена, после распада Союза, когда многие говорили, что Русский театр не нужен в Эстонии, но это быстро пресекли, – рассказывает Ярослава. В пустом большом зале выключен свет. Мы светим телефонами на огромный расписной потолок. – У каждого театра есть своя история, и она не может состоять только из побед. Сейчас мы находимся в относительной стабильности. Недавно прошёл ремонт, пристроили здание.
У Русского театра действительно богатая история. На его сцену за 70 лет выходили многие большие звёзды Советского Союза. Здесь ставили Роман Виктюк, Виталий Черменёв, играл Анатолий Солоницын. К слову, режиссёр Владимир Седов ставил здесь спектакль «Милый лжец», художественным руководителем которого был Андрей Тарковский.
– Связи с Россией остаются, – продолжает Ярослава. – Много режиссёров приезжают сюда ставить спектакли. Эстонские театры приглашают наших режиссёров тоже. Театральные взаимосвязи очень крепкие. В России сейчас происходит абсолютный театральный расцвет. Много талантливых режиссёров, актёров, драматургов. И в Эстонии происходит примерно то же самое. Это две страны рядом, и им интересно обмениваться идеями, концепциями.
– Кого-нибудь из Екатеринбурга хотели бы здесь увидеть? – спрашиваю я.
– Всех бы рада была видеть, – смеётся Ярослава. – Уральцы бы здесь могли навести шороху в культуре.
Мы выходим на крыльцо попрощаться.
– Эстония – очень красивая страна, здесь есть много чего посмотреть, – заключает Пулинович на фоне заснеженных шпилей Старого города. – Рядом Финляндия, Швеция. У нас здесь появилось много хороших знакомых и приятелей. Тут немало разных людей, с которыми всегда интересно общаться. К примеру, я совершенно случайно познакомилась с людьми, которые приглашали в Эстонию… екатеринбургскую группу «Курара». Говорят: «Олег Ягодин, знаете?». А я закричала: «Так это же наши!».
Опубликовано в №24 от 09.02.2019
Премьеры на большой и малой сценах
Самым громким событием предстоящего сезона должна стать премьера на большой сцене «Гамлета», постановкой которого занимается сам Владимир Петров. Режиссер рассказал, что в главной роли зрители увидят совсем молодого артиста драмтеатра Евгения Чистякова, выпускника Института искусств 2016 года. По словам Владимира Петрова, текст в спектакле останется на 100% шекспировским, но трактовка будет неожиданной.
Еще одним спектаклем на большой сцене станет комедия «Брак по-итальянски», постановкой которой займется режиссер Никита Рак. Литературная основа спектакля – киносценарий одноименного фильма 1964 года с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. По словам Никиты Рака, он давно присматривался к пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», ставшей основой для киносценария. Однако киноверсия пьесы, созданная легендарным сценаристом Тонино Гуэрро, показалась режиссеру более живой.
– Когда в театре есть определенная актриса и определенный актер, руки сами тянутся к «Филумене Мартурано». Но просто ставить классический текст пьесы нам показалось не очень интересным и, главное, не очень современным. Поэтому мы решили использовать сценарий Тонино Гуэрро, он немного отличается от пьесы. Основной сюжет сохранен, но сделан более динамичным, – рассказал Никита Рак.
Во второй половине сезона, после Нового года, Никита Рак поставит на малой сцене новую пьесу известного российского современного драматурга Ярославы Пулинович «Тот самый день». Воронежский драмтеатр станет первой площадкой, где создадут спектакль по этому тексту. По словам Никиты Рака, другие театры побаиваются браться за это произведение, так как оно довольно острое и злободневное.
– Пьеса «Тот самый день» – про простых людей, которые живут рядом с нами, о простых человеческих проблемах. Но что отличает Ярославу Пулинович, она умеет находить очень острые современные перипетии. Я надеюсь, что спектакль будет бомбой. В тексте очень много новых острых тем, самые важные болевые точки нашего общества в нем отражены. У меня есть четкое ощущение, что его надо ставить прямо сейчас, – подчеркнул Никита Рак.
Никита Рак
Фото – Михаил Кирьянов
К Новому году драмтеатр также планирует выпустить детскую сказку, которую будут показывать на елках. Владимир Петров назвал имена еще нескольких драматургов, к которым он присматривается, – это испанский драматург XVII века Педро Кальдерон и французский мастер водевилей XIX века Эжен Скриб. Но за постановки по текстам этих авторов в театре возьмутся, если будет хватать бюджетных средств.
Спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Входит свободный человек», премьера которого состоялась в 2014 году, сняли с репертуара драмтеатра. По словам Владимира Петрова, в последнее время постановка не пользовалась популярностью у зрителей.
– Честно говоря, воронежский зритель для меня – загадка. Например, ставя «Вишневый сад», я думал, что на него вообще не будут ходить. Все-таки это крупная серьезная вещь, Чехов. Тем временем, сегодня это один из самых кассовых наших спектаклей. «Входит свободный человек» ставил очень хороший режиссер, сам текст интересный, актеры, на мой взгляд, прекрасно играли, звучала живая музыка. Но при всех этих позитивных компонентах спектакль не нашел отклика у местных зрителей и оказался невостребованным, – пояснил Владимир Петров.
Административные перестановки
Директор драмтеатра Игорь Чижмаков уходит на пенсию после 50 лет служения театру, сообщил Владимир Петров. Пока место директора остается вакантным. Найдут ли театру руководителя к началу нового сезона, еще неизвестно.
– Решение о найме нового директора будет принимать наш учредитель, департамент культуры Воронежской области. Эта фигура должна быть согласована на самом верху. Директором должен быть серьезный, компетентный, опытный человек, который знает, любит и понимает театр и не конфликтует со мной. Я с трепетом жду этого кадрового решения, – признался худрук драмтеатра.
Владимир Петров также отметил, что совмещать художественное руководство театром и выполнение обязанностей директора не просто сложно, а невозможно, поэтому сам он не рассматривает варианта занять место Игоря Чижмакова.
Владимир Петров также заявил о намерении создать попечительский совет драмтеатра. По словам худрука, в него должны войти 5-6 меценатов, которые будут готовы безвозмездно помогать труппе.
– Нам хотелось бы иметь какую-то денежную базу для форс-мажорных случаев. Например, чтобы у театра была возможность заказать авторский реквизит, купить видеокамеру, съездить на фестиваль в другой город
Словом, чтобы мы имели возможность выйти за рамки нашего ограниченного бюджета, что позволит нам выполнять некие акции, которые донесут информацию о нашем театре за пределы Воронежской области, что очень важно. Мы уже разработали устав попечительского совета, обязанности и права, технологию взаимодействия попечителей с руководством театра, продумали систему отчета о затраченных деньгах
Мы планируем регулярно собираться, советоваться, интересоваться мнением попечителей, приглашать их на все премьеры. Это должна быть меценатствующая организация. Но пока у меня нет гарантии, что наши планы увенчаются успехом. Мы находимся в поиске спонсоров, – рассказал Владимир Петров.
Биография
Ярослава Пулинович с мужем (Екатеринбург, август 2017 года)
В 2009 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (отделение драматургии Николая Коляды).
Стипендиат Союза театральных деятелей. Автор пьес «Карнавал заветных желаний» (вошла в шорт-лист фестиваля драматургии «Евразия — 2005»), «Учитель химии» (финалист литературной премии «Дебют», лауреат премии «Голос поколения» от Министерства культуры и кинематографии), «Мойщики» (лауреат фестиваля драматургии «Евразия — 2007», шорт-лист фестиваля «Новая драма»), «Наташина мечта» (лауреат премии «Дебют») и других.
Пьесы Ярославы Пулинович публиковались в журнале «Урал» и сборниках «Всё будет хорошо», «Театр в Бойлерной», «Пьесы в Щелыково», в книгах премии «Дебют» и др. изданиях, ставились в более чем сорока театрах России, а кроме того в театрах Англии, Польши, Украины, Эстонии, США. Лауреат премий «Голос поколения», «Дебют», «Евразия», «Новая пьеса» (в рамках «Золотой маски»), «Арлекин», «Текстура», «Долг. Честь. Достоинство» и др. По версии газеты «Moscow times», пьеса «Наташина мечта» входит в десятку лучших русских пьес начала XXI-го века.
Фильм, снятый по её сценарию, «Я не вернусь» удостоился специального упоминания на фестивале Трайбека 2014 в Нью-Йорке, получил главный приз фестиваля Film by the Sea (нидерл.) (Влиссинген, Нидерланды, 2014 год), а также приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» на XXI Минском международном кинофестивале «Лістапад» (Минск, 2014 год). На международном кинофестивале фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва, 2014 год) сценарий «Я не вернусь» получил приз имени драматурга Валерия Фрида за лучший сценарий.
В 2018 году получила премию имени Бажова в номинации «Мастер. Проза» за сборник пьес «Победила я».
Живет в Екатеринбурге. Замужем за российским прозаиком и критиком
Романом Сенчиным.
С 2018 года является штатным драматургом Русского театра Эстонии.