На троих: как было подписано соглашение о создании снг

АЛМА — АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Независимые Государства

— Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно — стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства — участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации.

Президент Азербайджанской Республики Президент Республики Армения Председатель Верховного Совета Республики Беларусь
А.МУТАЛИБОВ Л.ТЕР — ПЕТРОСЯН С.ШУШКЕВИЧ
     
Президент Республики Казахстан Президент Республики Кыргызстан Президент Республики Молдова
Н.НАЗАРБАЕВ А.АКАЕВ М.СНЕГУР
     
Президент Российской Федерации (РСФСР) Президент Республики Таджикистан Президент Туркменистана
Б.ЕЛЬЦИН Р.НАБИЕВ Л.КРАВЧУК
     
Президент Республики Узбекистан Президент Украины  
И.КАРИМОВ Л.КРАВЧУК  

↑ Предыстория

Беловежское соглашение – итоговый документ, разработка которого фактически началась задолго до его подписания.

В последние годы существования СССР между его республиками вспыхивали и множились конфликты, часто имевшие национальную подоплёку.

В периоды экономического роста многонациональному советскому народу удавалось жить в мире и дружбе, хотя отдельные конфликты всё-таки происходили. Когда же тоталитарный режим оказался в глубоком кризисе, что повлекло за собой кризис экономический, в более выгодном положении неожиданно оказались более развитые Российская, Украинская и Белорусская ССР, Молдавия и республики Балтии.

Разногласия росли между развитыми республиками – они воскресили историческую неприязнь населявших их народов друг к другу. Кризис явился толчком для создания национальных и сепаратистских движений. Осознав, что развала не избежать, лидеры советского государства задумали преобразовать СССР в мягкую федерацию или даже конфедерацию, существенно расширив автономию республик.

Перестройка, провозглашённая Михаилом Горбачёвым, запустила процесс массовой либерализации общественной жизни. Экономические свободы должны были преодолеть кризис и восстановить хозяйственную жизнь всей страны.
Девять республик в апреле 1991 года провели Новоогарёвский процесс, в котором обсуждалось создание нового союзного договора.
Союз суверенных государств (ССГ) – новое государственное образование, о создании которого планировалось объявить 20 августа 1991 года

Однако внезапный путч 19 августа помешал осуществлению этого важного события.

Последовавший раскол образовал 15 независимых стран, причём стабильность России также была под угрозой: в её состав входили автономные республики, округа, а также области и края со значительным нерусским населением, и все эти регионы также в любой момент могли объявить о независимости (что и сделала, к примеру, непризнанная Ичкерия).

Можно ли было выйти из СССР законно?

Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Упрощенно схема была следующей:

  1. Республика проводит референдум, который считается успешным только при условии, что 2/3 проголосовавших поддержали предложение. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться.
  2. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов.
  3. Создается переходный период с переходными положениями. Срок этого периода не может превышать 5 лет. За это время урегулируются все спорные вопросы между сторонами.

Подобный порядок был закреплен специальным законом, который приняли 3 апреля 1990 года

Поэтому важно отметить, что существовали правовые нормы, по которым любой член Союза мог выйти из него. Достаточно сказать, что этими правовыми нормами воспользовались прибалтийские страны, которые показали, как законным путем республика может выйти из состава СССР

Предпосылки распада Советского Союза

Эпоха старцев завела огромное государство в тупик, выйти из которого было не под силу даже молодому и энергичному Горбачеву. В конце 80-х противоречия между республиками и Москвой усугубились. Некогда сплоченный Советский Союз трещал по швам. Политические конфликты вылились в принятие деклараций о государственном суверенитете всеми республиками. Проще говоря, с 1990 года в первую очередь соблюдались законы республики, а лишь потом законы Союза.

Михаил Горбачев осознавал, что все идет к распаду СССР. Чтобы остановить этот процесс, он провел 17 марта 1991 года референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняли участие около 80% населения. 76,4% высказалось за сохранение СССР. Результаты всесоюзного референдума имели законную силу. Политики обязаны были выполнять волю народа.

По итогам референдума была создана рабочая группа, занимавшаяся разработкой проекта нового союзного договора. Документ составлялся всю весну и лето. 20 августа 1991 года планировалось подписать соглашение о заключении Союза Советских Суверенных Республик. Он предполагал создание децентрализованной федерации. Но в планы вмешался августовский путч ГКЧП.

Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать…

Итак, не вызывает сомнений, что этот референдум был очередной невероятно подлой подрывной  акцией врагов народа против СССР.

Но также не вызывает сомнений, что народ на референдуме в большинстве своем был за сохранение старого Родного СССР, своей Родины и шел голосовать именно за это.

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение СССР проголосовало большинство граждан.

В шести республиках (Литве, Эстонии, Латвии, Грузии, Молдавии, Армении) перестройка уже сделала все, что надо, поэтому высшие органы власти отказались проводить референдум. То есть совершили тем самым государственную измену и не дали народу выразить свою волю.

В остальных республиках результаты получились следующие.

Путч вместо союза

Такой результат референдума стал поводом для разработки проекта нового государственного объединения — Союза суверенных республик, который, по идее Михаила Горбачева и его сподвижников, должен был прийти на смену СССР. Однако и этим планам не суждено было сбыться: крест на них поставила попытка государственного переворота, предпринятая 19-21 августа 1991 года членами ГКЧП. Эти события стали своего рода спусковым крючком для процесса настоящего бегства национальных республик: в период с 30 августа по 9 сентября о выходе из состава Советского Союза заявили все еще остававшиеся в нем, кроме РСФСР и Казахской СССР.

За сохранение Советского Союза еще до проведения референдума высказывалось подавляющее большинство взрослых жителей СССР

Стремление национальных республик СССР отправиться в самостоятельное плавание изо всех сил поддерживали государства по ту сторону уже качающегося, но еще существующего «железного занавеса». Достаточно привести такой пример: проведенный в Грузии референдум о независимости день в день признали США, а Эстония уже 17 сентября 1991 года была принята в ООН. Подливали масла в огонь и стремительно формирующиеся национальные и националистические партии в бывших советских республиках, которые в качестве своей главной задачи ставили достижение полной государственной независимости. С учетом всего этого очередная попытка сохранить Советский Союз хотя бы в виде эрзац-структуры под названием Союз суверенных государств, подписание договора о котором сорвал августовский путч ГКЧП, тоже была обречена на неудачу. И тем не менее, переформатировав идею союза в идею конфедеративного государства, ее инициаторы во главе с Михаилом Горбачевым продолжали работу над проектом договора. Они рассчитывали на его подписание в начале декабря 1991 года, однако и этим планам не суждено было сбыться.

СОГЛАШЕНИЕ О СОВМЕСТНЫХ МЕРАХ В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (РСФСР) и Украина, именуемые в дальнейшем «государства — участники»,

подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия,

стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать укреплению международной стабильности, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств.

Статья 2

Государства — участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первыми.

Статья 4

До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств — участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами — участниками.

Статья 5

1. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях.

2. Государства — участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения.

Статья 6

Государства — участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем.

Статья 7

Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации (РСФСР), Украины обязуются представить Договор по СНВ на ратификацию в Верховные Советы своих государств.

Статья 8

Настоящее соглашение подлежит ратификации. Оно вступит в силу на 30 день после сдачи всех ратификационных грамот на хранение Правительству РСФСР.

Совершено в г. Алма — Ате в одном подлинном экземпляре, на белорусском, казахском, русском и украинском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

Реакция руководителей СССР

События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена:

  1. Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик.
  2. Сохранение названия государства.
  3. Проведение референдума о статусе СССР.

Как известно референдум о статусе СССР прошел 17 марта 1991 года. В нем приняло участие чуть более 185 млн жителей СССР, что составляло чуть более 80% от всех жителей СССР наделенных правом голоса. 76,4% проголосовавших поддержали тему референдума о сохранении СССР. По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Референдум поддержало 90% проголосовавших.

Горбачев: герой или предатель?

Виноват ли Горбачев в том, что появилось Беловежское соглашение 1991 года? Бюджет СССР во многом строился на продаже ресурсов. Страна все более увязала в кредитах. Постепенно перед Горбачевым встал выбор — либо он проводит реформы, выгодные США, и за это получает кредиты от МВФ, либо действует в интересах своей страны. Он выбрал первый вариант. Также весьма популярна точка зрения, что он пришел к власти с помощью США. Изначально у него было мало шансов, так как большинство членов Политбюро склонялись к кандидатурам Романова и Гришина. Долго не могли договориться, поэтому было несколько заседаний. В итоге «вдруг» остановились на Горбачеве. Как бы то ни было, но он подвел страну к роковой черте, после которой уже не было возврата.

Кризис власти: последствия «перестройки»

В июне 1988 года на XIX партийной конференции Михаил Сергеевич Горбачев выступил с докладом, согласно которому было необходимо отказаться от руководящей роли коммунистическо партии. Были поставлены новые цели и задачи, продиктованные тем временем (построение правового демократического государства). В рамках данного понятия необходимо было осуществить реализацию в стране следующих системных объектов: многопартийная система, демократические выборы, гласность. 

По такому образцу были проведены и первые мероприятия – альтернативные выборы народных депутатов 1989 года. Однако ситуация не только не улучшилась, она усугубилась. Причиной тому послужил и экономический кризис государства. 

В такой обстановке наибольшее недовольство государственной властью выражали союзные республики. Ведь коммунистическая партия со своим жестким режимом являлась для них сдерживающим фактором. 

Поскольку КПСС уже не обладала былой мощью, то она не имела подавляющего влияния над республиками. Они поочередно, одна за другой, заявляли о своем твердом намерении выйти из состава Советского Союза. Как следствие, обострился национальный вопрос. Усилилась борьба за власть между центром и республиками. Начался «парад суверенитетов» — конфликт, возникший между союзным центром и союзными республиками. Союзные республики хотели независимости. «Парад суверенитетов» подразумевал то, что законодательство в каждой республике станет более важным, чем общесоюзное законодательство. Все эти явления ставили дальнейшее существование Советского Союза под вопрос.

Согласно Конституции СССР, теоретическая возможность выхода была предусмотрена, но детальный механизм данного процесса разработан и оговорен не был. И все же, воспользовавшись нерешительность действующей власти, о своем государственном суверенитете объявили почти все союзные республики.

О неминуемости распада СССР говорили следующие события:

  • демонстрации и митинги в Алма-Ате против русификации в 1986 году;
  • столкновения в Карабахе в 1988 году;
  • конфликт между Азербайджаном и Арменией;  
  • конфликт в Приднестровье;
  • национальные конфликты в Баку и Ошской области; 
  • волнения в Грузии в 1989 году;
  • волнения в Риге и Вильнюсе в 1991 году.

В июне 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете главной республики СССР – РСФСР.

Правительство СССР не сидело сложа руки, а пыталось повлиять на сложившуюся обстановку. Так, по новому союзному договору предполагалась постройка новых взаимоотношений между союзными республиками на демократической основе. 

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором рассматривался вопрос – «будет ли существовать обновлённый Советский Союз». Участвовала каждая республика, т. к. референдум представляет собой решение какого-либо вопроса путем голосования. Большинство участников проголосовали за сохранение Советского Союза как федерации суверенных республик. За это было отдано 76% голосов. Однако разрушение центральной союзной власти остановить не удалось. Сразу после референдума начался «новоогарёвский процесс» — переговоры глав 9 республик. В них входили:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Кыргызстан;
  • Туркменистан;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан.

В переговорах обнаружилось много противоречий. 24 июля 1991 года Горбачев закончил работу над проектом нового союзного договора. По этому проекту СССР трансформировался в Союз суверенных государств (ССГ). Все Республики, входящие в союз, обладали равными правами. Также республикам предоставлялись дополнительные полномочия. Этот шаг сокращал власть центральных структур. Становилось ясно, что если договор вступит в силу, большинство центральных структур потеряют свои полномочия.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Не всем в правительстве нравились происходящие события. В то время, когда Горбачёв работал над проектом нового договора, в правительстве активизировались консервативные силы. Ещё 28 ноября 1990 года министр обороны Язов высказывался о том, что пора восстановить порядок в стране. Этим он подразумевал необходимость проведения призыва в армию. Затем происходят некоторые замены на высоких должностях. Шеварднадзе, сторонник политики нового мышления, покинул пост главы Министерства иностранных дел. Бакатин покинул пост министра внутренних дел.

Противники идеи о подписании нового договора считали, что это действие приведёт к краху экономической системы страны.

Суверенное бегство

1990 год навсегда вошел в историю позднего СССР как период «парада суверенитетов». В это время республики Советского Союза одна за другой начали в одностороннем порядке заявлять о своей независимости. Первыми это сделали страны Балтии: 11 марта объявила себя независимой Литва, 4 мая — Латвия, а 8 мая — Эстония. 23 августа 1990 года декларацию о независимости приняла Армения, а 28 октября о переходном периоде к независимости заявил Верховный совет Грузии. Ответом Москвы на этот процесс стала выдвинутая президентом Михаилом Горбачевым в декабре того же года идея подписания нового Союзного договора, который учитывал бы стремление союзных республик к независимости и в то же время позволил бы сохранить СССР как единую государственную структуру. Но с учетом центробежных тенденций в стране это было утопическое предложение: уже в марте 1991 года состоявшийся в Грузии референдум большинством голосов поддержал объявление республики независимой, что и было формально объявлено 9 апреля.

Митинг в поддержку независимости Эстонии, конец 1980-х

Не изменил ситуацию и проведенный 17 марта 1991 года первый и единственный всесоюзный референдум, на который был вынесен единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» О своем отказе от участия в этом голосовании объявили уже назвавшиеся независимыми республики — Армения, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия. В итоге голосовали жители только девяти союзных республик, население которых в подавляющем своем большинстве — 76,43% — ответили «Да» на вопрос референдума.

Ночь на доработку договора

Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.

Михаил Горбачев с семьей в сопровождении охраны по прилету в Москву из Крыма после провала путча ГКЧП 22 августа 1991 года

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.

События августа 1991 года

19-21 августа, 1991 год. История пишется победителями, потому вполне естественно, что в учебники информация вошла как попытка государственного переворота. Хотя на самом деле это была попытка предотвратить развал страны. Крючков, Пуго, Болдин, Шенин, Бакланов, Павлов и Язов попытались силой захватить власть в свои руки. Отстранив президента, они хотели насильно подчинить себе республики, которые жаждали независимости. Таким образом они сохранили бы целостность страны. Но мало кто знает, что назначенное на 20 августа подписание договора о создании СНГ устраивало лидеров всех 9 сепаратистки настроенных республик и сохраняло СССР в целостном состоянии.

Вся правда заключалась в том, что Горбачев сумел договориться с ними. С одной стороны, согласившись на создание СНГ, Михаил Горбачев пошел на поводу у США, а с другой стороны, республики получали право на независимость, но в составе федерации. Основные вопросы продолжала бы решать за них Москва. В силу ряда причин этот сценарий многих не устраивал. Горбачева и его семью посадили под домашний арест в Крыму (он в тот момент отдыхал на море).

Влияние извне на роспуск СССР

Резко во многих республиках прошли местные референдумы по вопросу независимости. Ничего не напоминает? Украину, например? Резкое появление кучки маргиналов с требованием независимости с балаклавами не настораживает? Михаил Горбачев пытался усидеть на двух стульях одновременно. С одной стороны, стране нужны кредиты, а их можно получить, претворяя в жизнь навязанные реформы, а с другой стороны, он хотел как лучше для СССР. Об этом свидетельствуют события ноября 1990 года и решение Горбачева провести всесоюзный референдум, чтобы поставить на место зарвавшихся националистов.

В ноябре 1990 года лидеры трех прибалтийских республик прибыли в Париж на подписание Хартии единой Европы. И только благодаря протесту Горбачева их выдворили из зала. Поэтому нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что вина за роспуск СССР целиком лежит на нем и он предал Родину. Другой вопрос в том, на каком основании этих лидеров вообще допустили на заседание ОБСЕ. Все это говорит, что ситуация накалялась искусственно. Кому это выгодно?

Контрреволюция сверху.

Для начала вспомним, какая обстановка сложилась к моменту референдума.

Первый удар по СССР был осуществлен в 1953 году. В марте умер Сталин, а все решения XIX съезда ВКП(б), по которым власть фактически передавалась от партийной верхушки полностью в руки Верховного Совета СССР, то есть избираемого законодательного органа власти, как и положено по Конституции, были отменены. То, что было оправдано в период войны, подготовки к войне и восстановления после нее, к 1953 году становилось опасно, ведь партия могла превратиться в безответственных паразитов, что в итоге и произошло.

Второй мощнейший удар по СССР был нанесен Хрущевым в 1956 году в результате его лживого предательского антисталинского доклада на XX съезде КПСС.

Постепенно партийная верхушка СССР в результате своей безответственности перед народом загнивала и в итоге решила «строить коммунизм» не для всех граждан, а лично для себя. Этому мешал Союз, значит, его надо было уничтожить.

С приходом Горбачева к власти и началась полная вакханалия, подробности которой у многих на памяти, поэтому не будем все описывать.

С 1985 года началась сумасшедшая кампания по промыванию мозгов населению, дискредитации Советского Союза, коммунизма и всем, что с этим связано. Кто-то скажет, народ был жизнью не доволен. Куда там! Жилось народу, как сейчас выясняется, не намного хуже, чем в европах и намного лучше, чем сейчас. И темпы роста экономики были хорошие. Просто была осуществлена контрреволюция сверху, по населению наносились ядерные пропагандистские удары фальшивками,  подтасовками, американскими фильмами и джинсами, тоннами лжи и умышленными акциями дискредитации (вродя запрятывания товаров массового потребления по складам и т.д.). Вся мощная пропагандистская машина работала на это. Внешние враги, естественно, всячески помогали и аплодировали «пятой колонне». Народ был дезориентирован, растерян, страна оказалась беззащитна перед врагами, находящимися на самом верху.

Как из Ельцина героя делали

На 21 августа готовился штурм Белого дома в Кремле. Планировались силовой захват Ельцина и переправка его в Завидово. Но «вдруг» обнаружилось огромное количество жаждущих прикрыть его своими телами. Белый дом окружила толпа численностью примерно 50 000 человек. Задумайтесь! Вдруг такое количество населения встало и пошло к Кремлю. Там бесплатно поили и кормили, раздавали пирожки с чаем, готовили в производственных масштабах пищу.

Естественно, были жертвы. Кровавые. Несколько человек с коктейлями Молотова (мирные люди) попали под танки. До сих пор не совсем понятно, с какой целью ввели танки на Красную Площадь. Они эффективны только на открытой местности. И военные, устроившие путч, не могли этого не знать. Или же это была просто попытка запугивания. Конечно же, наготове дежурили западные корреспонденты, и вы запросто можете представить картинку в эфире. Министр обороны Язов дрогнул и дал команду к выводу войск из Москвы. На этом путч закончился, а его зачинщики очутились в СИЗО.

Этот случай наглядно показывает, что из военных крайне редко получаются грамотные и дальновидные политики. Самое интересное, что после освобождения первые звонки Горбачев сделал Б. Ельцину и Джорджу Бушу. Это тоже говорит о многом. После этих событий он сильно изменился. Его политический авторитет упал и с ним уже мало кто считался. Он выглядел бледно на фоне раскрученного образа уверенного в себе, энергичного Б. Ельцина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector