Юлианский и григорианский календари: в чем разница

Введение юлианского календаря

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Юлианский календарь в богослужении

Православие

См. также: Православный календарь

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла (точнее, вернулась к нему) Польская православная церковь.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия и украинское викариатство), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Католицизм

Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

Главная разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты

Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие

Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года. Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

История юлианского календаря

В 46 году до нашей эры правитель Древнего Рима Юлий Цезарь ввел в стране календарь, за основу которого было взято летоисчисление по египетскому образцу. В нем год был равен солнечному году, длившемуся немного больше астрономического. Он составлял 356 суток и ровно 6 часов. Поэтому для выравнивания времени был введен дополнительно високосный год, когда в один из месяцев было на один день больше, високосным объявлялся каждый 4 год. Начало года перенесли на 1 января.

В благодарность за реформу летоисчисления решением сената календарь получил название юлианского по имени императора, а месяц Квинтилис, в который был рожден Цезарь, был переименован в Юлиус (июль). Однако вскоре император был убит, а римские жрецы начали путать календарь, они объявляли високосным каждый наступающий 3 год. В результате с 44 по 9 год до н. э. вместо 9 было объявлено 12 високосных лет.

Спасать положение пришлось императору Октивиану Августу. Он издал распоряжение, по которому в последующие 16 лет високосных годов не было совсем. Таким образом, был восстановлен ритм календаря. В честь императора месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

История возникновения

История знает сотни и тысячи попыток сделать логичное и точное «расписание» жизни в календарном виде. Ученые, астрологи и исследователи разрабатывали разнообразные модели, кладя в основу исчисления разные мотивы.

Любопытно, что такой порядок просуществовал не одно столетие. В его правилах прописано, что год длится 365,25 суток. Один раз в четыре года набегает «лишний» день и тогда в феврале 29 дней. Такой календарь пришелся не по нраву ученым и счетоводам XVI, они объявили о том, что счет по юлианскому собрал большую погрешность и не связан с сезонами в природе. (см. Чревоугодие: что это за грех?)

Пришлось даже сменить день весеннего равноденствия, состояние окружающей среды не соответствовало установленному календарю. В день принятия нового исчисления все даты переместились на десять суток вперед. Занятно, что для людей того времени вслед за 5 октября сразу наступило 16.

Структура календаря

Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера столетия которых на 9 в остатке будет 2 или 6. Начиная с 200 года таковыми являются: сам 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.

Таким образом, год считается високосным, если:

  • а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Григорианский год: 365,2425 = 365 + 0,25 − 0,01 + 0,0025 = 365 + 1/4 − 1/100 + 1/400.

Новоюлианский год: 365,242222 = 365 + 0,25 − 0,01 + 0,002222 = 365 + 1/4 − 1/100 + 2/900.

Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток, или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет. Для сравнения в григорианском календаре ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий накопится примерно за 3280 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением[значимость факта?]. Однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского, только если считать тропический год в атомном или эфемеридном времени, не привязываясь к вращению Земли. Но в любом реальном году число суток от восхода до восхода — целое, и отдельные секунды не являются решающими (важны только отдельные сутки). Также период осевого вращения Земли изменяется, продолжительность тропического года (определяющего времена года), выраженная в солнечных сутках (а не в сутках СИ, равных 86 400 атомным секундам), в настоящее время ближе к 365,2424; эта величина в течение нескольких тысячелетий колеблется между 365,2423 и 365,2424; и, вероятно, следующие несколько тысяч лет будет вести себя подобным образом. Средняя продолжительность календарного года в григорианском календаре равна 365,2425 суток. К тому же мировое время периодически корректируется — к нему добавляют секунду.

Новоюлианский календарь на 2018 год
Январь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Март

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Апрель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Май

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Август

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Октябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Ноябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Декабрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Примечания

  1. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 97. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  2. Городецкий М. Л. К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 289—293.
  3. Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
  4. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—309. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  5. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  6. Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
  7. В. С. Непомнящий. Пушкин Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия (). — Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Нестеренко Ю. В. Диофантовы приближения, церковные календари и пасхалия // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. — М.: Физматлит, 2010, C. 215—288.
  9. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  10. Україна від найдавніших часів до сьогодення: Хронологічний довідник. — К., 1995 . — С. 261
  11. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  12. Всемирная история. Т. 11, С. 100—101. Минск: Литература, 1997.
  13. Настольный календарь на 1919 год. — Томск, Министерство народного просвещения, 1919. — С. 3.
  14. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—318. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  15. Chandler, David G. From the Rhine to the Danube // The Campaigns of Napoleon. — New York : Scribner, 1 March 1973. — P. 383. — ISBN 0-02-523660-1. (англ.)

Примечания

  1. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 97. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  2. Городецкий М. Л. К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 289—293.
  3. Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
  4. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—309. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  5. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  6. Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
  7. В. С. Непомнящий. Пушкин Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия (). — Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Нестеренко Ю. В. Диофантовы приближения, церковные календари и пасхалия // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. — М.: Физматлит, 2010, C. 215—288.
  9. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  10. Україна від найдавніших часів до сьогодення: Хронологічний довідник. — К., 1995 . — С. 261
  11. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  12. Всемирная история. Т. 11, С. 100—101. Минск: Литература, 1997.
  13. Настольный календарь на 1919 год. — Томск, Министерство народного просвещения, 1919. — С. 3.
  14. Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—318. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  15. Chandler, David G. From the Rhine to the Danube // The Campaigns of Napoleon. — New York : Scribner, 1 March 1973. — P. 383. — ISBN 0-02-523660-1. (англ.)

Месяцы[править | править код]

Счёт по костяшкам рук. «Бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

Месяц Количество дней
1 Январь 31
2 Февраль 28 (в високосном году — 29)
3 Март 31
4 Апрель 30
5 Май 31
6 Июнь 30
7 Июль 31
8 Август 31
9 Сентябрь 30
10 Октябрь 31
11 Ноябрь 30
12 Декабрь 31

Правило запоминания количества дней в месяцеправить | править код

Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек».

Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней. Известно, что февраль, в зависимости от конкретного года, содержит 28 или 29 дней. Все же остальные месяцы содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.

Разница в датах между юлианским и григорианским календарями

См. также: Високосный год

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём (делящиеся без остатка на 4). В григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но годы, также кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400. Таким образом, скачок, увеличивающий разницу между календарями на один день, происходит 1 марта завершающего столетие года, номер которого кратен 100 и не кратен 400.

Дата 5 октября по юлианскому календарю соответствует дате 15 октября 1582 года по григорианскому календарю; остальные даты периодов соответствуют датам 1 марта — 29 февраля по юлианскому календарю.

Разница дат юлианского и григорианского календарей по периодам (в вековые годы разница дана с точки зрения григорианского календаря, при этом отсутствующие в григорианском календаре дни 29 февраля принимаются за 1 марта):

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

В связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января, хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). В России принято отмечать события, произошедшие после 15 октября 1582 года, по григорианскому календарю, кроме случаев .

По какому времени и календарю мы живем. Отличия старого и нового стиля

Итак, чем отличается юлианский календарь от григорианского?

  • В отличие от григорианского, юлианский был принят намного раньше, и он на 1 тыс. лет старше.
  • На данный момент старый стиль (юлианский) используют для расчета празднования дня Пасхи у православных христиан.
  • Летоисчисление, созданное Григорием, намного точнее предыдущего и в будущем не будет подвержено изменениям.
  • Високосный год по старому стилю — это каждый четвертый год.
  • В григорианском же високосными не являются те года, которые делятся на четыре и оканчиваются на два нуля.
  • По новому стилю отмечаются все церковные праздники.

Как мы видим, между юлианским календарем и григорианским разница очевидна не только по расчетам, но и по популярности.

Встает интересный вопрос. По какому календарю мы живем сейчас?

Русская православная церковь использует юлианский, который был принят во время Вселенского Cобора, католики же пользуются григорианским. Отсюда и разница в датах празднования Рождества Христова и Пасхи. Православные христиане справляют Рождество 7 января, следуя решению Вселенского Собора, а католики — 25 декабря.

Эти два летоисчисления получили названия — старый и новый стиль календаря.

Область, где применяют старый стиль, не очень то и велика: Сербская, Грузинская, Иерусалимская Православная Церкви.

Как мы видим, после введения нового стиля жизнь христиан по всему миру изменилась. Многие с радостью приняли изменения и стали жить по нему. Но остались и те христиане, которые верны старому стилю и живут по нему и сейчас, хоть и в очень малых количествах.

Разногласия между православными и католиками будут всегда, и это не связано со старым или новым стилем летоисчисления. Юлианский и григорианский календари — отличие не в вере, а в желании использовать тот или иной календарь
.

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Таблица соответствия календарей

Графа «век» означает период времени с 1 марта последнего года предшествующего века по последний день февраля (28 или 29) последнего года указанного века.

Остальные три графы означают разницу (в днях) между новоюлианским и юлианским, григорианским и юлианским, новоюлианским и григорианским календарями, соответственно.

век новоюлианский − юлианский григорианский − юлианский новоюлианский − григорианский
I −2 −2
II −1 −1
III −1 −1
IV +1 −1
V +1 +1
VI +2 +2
VII +2 +3 −1
VIII +3 +4 −1
IX +4 +4
X +5 +5
XI +6 +6
XII +6 +7 −1
XIII +7 +7
XIV +8 +8
XV +9 +9
XVI +9 +10 −1
XVII +10 +10
XVIII +11 +11
XIX +12 +12
XX +13 +13
XXI +13 +13
XXII +14 +14
XXIII +15 +15
XXIV +16 +16
XXV +16 +16
XXVI +17 +17
XXVII +18 +18
XXVIII +19 +19
XXIX +20 +19 +1
XXX +20 +20
XXXI +21 +21
XXXII +22 +22
XXXIII +23 +22 +1
XXXIV +23 +23
XXXV +24 +24
XXXVI +25 +25
XXXVII +26 +25 +1
XXXVIII +27 +26 +1
XXXIX +27 +27
XL +28 +28

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector