Михаил румянцев (карандаш) — биография, информация, личная жизнь

Белое лицо

Есть два основных типа клоунов. Грим первого типа клоуна (тип Пьеро) имеет белое лицо с подчеркнутыми чертами лица, такими как брови. Он более умный и изощренный клоун, контрастирующий с грубыми или гротескными типами Огюста. Франческо Кароли и Гленн «Фрости» Литтл являются примерами этого типа.

Второй тип белолицего клоуна — это шутоватый клоун типа Бозо. У этого типа есть гротескно подчеркнутые особенности, особенно красный нос и красный рот, часто с редкими (главным образом рыжими) волосами. В комедийном партнёрстве Эбботта и Костелло Бад Эббота был бы классическим белолицым клоуном, а Лу Костелло — комическим белолицым клоуном или Огюстом

Традиционно клоун с белым лицом использует белый клоунский макияж, чтобы покрыть все лицо и шею, не оставляя видимой кожу. Европейские клоуны с белым лицом, окрашивают уши в красный цвет.

Макияж белолицего клоуна был первоначально разработан Джозефом Гримальди в 1801 году. Он начал с нанесения белой основы на лицо, шею и грудь, а затем добавил красные треугольники на щеках, густые брови и большие красные губы, сложенные в озорную улыбку. Дизайн Гримальди используют многие современные клоуны. По словам биографа Гримальди Эндрю Макконнелла Стотта, это был один из самых важных театральных проектов 1800-х годов.

Первым великим американским клоуном с белым лицом была сценическая звезда . Вслед за англичанином Джозефом Гримальди в первой половине XIX века Фокс популяризировал в США истории Шалтая-Болтая.

Цитаты

  • «Когда клоун смеется, с ним смеется весь мир, когда клоун плачет, плачет он один». — Олег Попов
  • «Мне всегда нравилось в цирке и так обожал клоунов, что мечталось, как и многим детям, стать таким же». — Юрий Никулин
  • «Хорошие клоуны смешат молча.» — Эрнест Хемингуэй
  • «Клоуны – очень хорошие люди, очень. Думаю, самые интересные в искусстве. Те, кто не боится говорить о вещах серьезных, но смешно». — Армен Джигарханян
  • «Никакой самый яркий костюм или самый невообразимый грим сами по себе невызовут смеха. … напротив, самый, казалось бы,обычный облик, самый простой костюм принимается зрителями, если в клоуне есть обаяние, если клоуна узнают» — Карандаш

В искусстве

  • Ганс Шнир главный герой романа «Глазами клоуна» немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года Генриха Бёлля.
  • Джокер, враг Бэтмена, стилизуется под клоунов и стилизует своё оружие под клоунский реквизит.
  • Квага из мультсериала «Чёрный плащ» тоже стилизуется под клоуна.
  • Эот Линг — оживший деревянный клоун из повестей Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Огненный бог Марранов».
  • Пеннивайз в романе Стивена Кинга «Оно» и его экранизаций.
  • Клоуны-убийцы из космоса — пародийный фильм ужасов про кровожадных пришельцев, имевших облик, похожий на цирковых клоунов. Их космический корабль был похож на цирковой шатёр, а оружие — на клоунский реквизит.

Художественные фильмы о клоунах

Постер фильма «Мой любимый клоун» (СССР, 1986)

  • Путь на аренусоветский художественный фильм с Леонидом Енгибаровым в главной роли. ()
  • Моё имя Клоуниндийский художественный фильм режиссёра Раджа Капура ()
  • Солнце в авоське — музыкальный фильм-концерт с Олегом Поповым в главной роли. ()
  • Клоун — советский художественный фильм о цирке. Экранизация повести Виктора Драгунского «Сегодня и ежедневно» ()
  • Рассмешите клоуна — советский художественный телевизионный двухсерийный фильм. ()
  • Мой любимый клоун — художественный фильм по мотивам одноимённой повести Василия Ливанова.()
  • Шоколад — французская биографическая драма, основанная на реальных событиях. ()

Документальные фильмы

  • «Жили-были клоуны»: док. фильм, реж. Валентин Донсков.
  • «Советский цирк»: док. фильм о советском цирке и артистах. Национальная география.
  • «Цирк моего детства»: видеопроект о советском цирке прошлых лет, а также о клоунах: Карандаше, Ю. Никулине и М. Шуйдине, А. Николаеве, О. Попове, Л. Енгибарове, Б. Вяткине и многих др.
  • «Великие клоуны»: док. фильм, .
  • «Клоуны» (итал. I clowns): телефильм, реж. Федерико Феллини, 1970. Фильм является частично документальным, частично художественным.

ТВ-программы

  • АБВГДейка — с 1978 года в телепередаче принимали регулярно участие клоуны, цирковые артисты: Ирина Асмус, Валерий Лёвушкин, Юрий Шамшадинов, Виталий Довгань.
  • Каламбур (тележурнал), в рубрике «Деревня дураков».

Профессия

Выступление французского клоуна Жана-Батиста Ориоля

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист, а также публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты, сатирики и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах. Часто артист использует приёмы весьма сложных жанров циркового искусства, например, эквилибристики, акробатики или жонглирования.

Выдающийся мастер чехословацкого цирка Карел Клудский, в своей книге «Жизнь на манеже» говорит:

Хотите — верьте, хотите – нет, душа цирка – это не директор, не режиссер, не дрессировщик «большого номера», не самый знаменитый укротитель.
Душа цирка – всегда самый лучший клоун… Цирк может остаться, даже если в нем уже нет тигров, львов, шутов, батутов и манежа, но перестает быть цирком, когда теряет клоуна. Покажите мне своего клоуна – и я скажу, каков ваш цирк.

Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актёра. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе — цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического характера (Ю. Никулин, Л. Енгибаров, В. Кремена, А. Марчевский).

Джозеф Гримальди в роли клоуна Джоя

Биография

Родился в 1751 году в Москве. Получил домашнее образование, не проявляя при этом склонности к учению.

Военная деятельность

С малолетства записанный в военную службу, в январе 1759 года был произведен в сержанты гвардии. Действительную военную службу начал в феврале 1763 года прапорщиком лейб-гвардии Преображенского полка; с января 1766 года — подпоручик.

В 1768—1769 годах находился в отпуске по болезни. В эти годы сблизился с наследником престола цесаревичем (будущим российским императором) Павлом Петровичем.

В 1771 году был произведен в поручики. В июне 1771 года в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов, был назначен генерал-адъютантом при своем отце, который отослал его в боевое подразделение. Командуя батальоном, принял участие в сражении под Бухарестом и взятии Журжи, в осаде Браилова и Силистрии, во взятии Базарджика. За храбрость в этих сражениях был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.

В 1774 году был послан отцом к императрице Екатерине II с известием о переходе русских войск через Дунай, в результате чего был пожалован императрицей в полковники. Затем вновь был послан отцом к императрице с известием о заключении Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией и пожалован в генерал-майоры (июль 1774).

В 1777 году занимался набором рекрутов в русские войска для военных действий в Крыму.

В июне 1782 году был произведен в генерал-поручики. В 1783 году в армии князя Г. А. Потёмкина занимался формированием гренадерских батальонов, затем командовал кавалерией в составе 12 полков.

В начале русско-турецкой войны 1787—1791 годов находился в корпусе генерал-поручика М. В. Каховского, действовавшем в Крыму, но в результате болезни уехал в Санкт-Петербург.

В 1791—1795 годах участвовал в военных действиях в Польше, командовал войсками в Литве, а после третьего раздела Польши принимал участие в переезде бывшего польского короля Станислава Понятовского из Гродно в Санкт-Петербург.

В период с 29 ноября 1796 года по 10 апреля 1797 года — был шефом Апшеронского 81-го пехотного полка.

Государственная деятельность

Вступивший на престол в ноябре 1796 года император Павел I в день своей коронации (апрель 1797 года) пожаловал Румянцеву чин действительного тайного советника и в том же месяце назначил его сенатором.

В 1807 году он был назначен обер-шенком Высочайшего Двора и по этой должности принимал участие в придворных празднествах.

В ноябре 1809 года у Румянцева обнаружилось сильное расстройство здоровья вплоть до припадков безумия. В начале 1811 года он был по болезни уволен со службы и отправился на Кавказские минеральные воды, где и скончался 10 июня 1811 года.

Был похоронен на офицерском кладбище при крепости Константиногорской, которое находилось у древних курганов.

«Сценка в парке»

Без нее рассказ о творчестве Карандаша не может быть полным.

Уголок парка. Скамейка, урна, скульптура Венеры. Сторож метет дорожку, парк еще закрыт. Тут появляется человек — он явно идет из бани. В руках у него тазик, через плечо — полотенце. (Типичная картинка 30-х годов. Все живут в коммуналках и моются в бане неподалеку.) Сторож замечает раннего посетителя, гонит его. Карандаш (это, конечно, он) прячется за спину дворника. Тот вертится, не может найти нарушителя порядка, убегает на поиски его

Оказавшись хозяином положения, Карандаш важно разваливается на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. Скамейку только что покрасили! Собираясь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло

Но мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук. Карандаш очень потешно ловит его. Поймал! А оно опять ускользает, на этот раз… в штаны. Извлечь его никак не удается. Оно, холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкается на Венеру. Скульптура падает и разлетается на куски. Бежать? Или восстановить скульптуру? Собирает поспешно, не соображая, в какой последовательности устанавливать отдельные части. Надумал: снимает ремень с брюк, измеряет «осколки», чтобы хоть так определить порядок их установки. Мешают сползающие брюки, мешает мыло, все еще «гуляющее» в них. А тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. Ее удается высвободить, но носок остался зажатым скульптурой. Работа вроде бы завершена. Клоун отходит и смотрит со стороны, что у него получилось. Ужас!

Венера перекручена как штопор. С досады Карандаш хлопает себя по щеке, и на лице появляются зеленые разводы. Забирается на пьедестал и пытается исправить ошибку. Скульптура снова падает, куски летят наземь… И в эту самую минуту возвращается сторож. Бежать поздно. Клоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изображает на пьедестале… Венеру. С кепкой на голове и зелеными пятнами на лице. Когда сторож приходит в себя от изумления, он метлой сгоняет разрушителя, тот с криком убегает, сторож гонится за ним. На манеже разбитая вдребезги Венера…

Номера, где разбивались статуи, и раньше существовали на манеже. Обычно клоун вставал на место статуи, дурачил прохожих и влюбленных. Успех сценки зависел от дарования и выдумки исполнителей, но они, как правило, повторяли друг Друга.

Карандаш постарался воссоздать средствами клоунады реальную жизнь. Маленький человек со св

оими маленькими заботами и интересами разбил прекрасную статую. Он не сбежал, он не так уж плох. Пытается исправить содеянное. Но разрушить прекрасное легко, а восстановить дано не всякому. В номере смешно и трогательно показана трагедия маленького человека.

Михаил Николаевич Румянцев прожил большую и яркую жизнь. В марте 1983 года его не стало. В том же году его дочь, кандидат искусствоведения, Наталия Румянцева издала небольшую книжку о своем отце. Открывается она словами: «Когда Карандаша спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он улыбнулся: «Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь».

Литература

  • Радунский И. С. Записки старого клоуна / Под ред. Ю. А. Дмитриева; В подготовке книги принимал участие Я. В. Энгель; Всероссийское театральное общество. — М.: «Искусство», 1954. — 160,  с. — 30 000 экз. (в пер.)
  • Жан Старобинский. Портрет художника в образе паяца. Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2. — М., 2002, с. 501—579.
  • «Энциклопедия цирка»: том 1, Клоуны.
  • К. Плучс. «Белый клоун». Воспоминание о цирке. — Рига, 1963.
  • Эдуард Успенский. «Школа клоунов». — 1988.
  • McConnell Stott, Andrew. The Pantomime Life of Joseph Grimaldi. — Edinburgh : Canongate Books Ltd, 2009. — ISBN 978-1-84767-761-7.

Фильмография

Фильм «Высокая награда», 1939 год

Роли

  •  — Весёлые артисты (короткометражный) (музыкальный фильм)
  •  — Новая Москва — клоун на карнавале
  •  — Высокая награда — клоун в цирке
  •  — Девушка с характером — официант в вагоне-ресторане
  •  — Неистовый рыболов (короткометражный) — главная роль
  •  — Старый двор
  •  — Концерт фронту — клоун Карандаш (номер с собакой «Речь министра пропаганды Геббельса»)
  •  — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
  •  — Иван Никулин — русский матрос — итальянец
  •  — Карандаш на льду (короткометражный) — клоун Карандаш
  •  — Самоуверенный Карандаш (короткометражный) — клоун Карандаш
  •  — Соберите Венеру (фильм-спектакль) — Карандаш-киномеханик
  •  — Две улыбки (киноальманах) (новелла «Выкрутасы»)
  •  — Парад-алле (клоунада «Венера» («Случай в парке»)) (фильм-концерт с участием артистов цирка)

Участие в фильмах

  • — Это очень, очень серьёзно… (из документального цикла «Великие клоуны»)
  • — Юрий Никулин (из документального цикла «Великие клоуны»)
  • — День цирка на ВДНХ (документальный)
  • — Цирк нашего детства (документальный)

Биография

Афиша «Карандаш. Цирк на ВДНХ СССР (с 26 декабря 1964 г. по 25 января 1965 г.)». Художник: А. В. Борисов

Михаил Румянцев родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге.

В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.

В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра. В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.

В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году. После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).

С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина, но в 1932 году решил отказаться от этого образа.

С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.

С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.

Почтовая марка СССР, 1989 год

О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы».

В 1940—1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.

Неоднократно гастролировал за рубежом.

Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).

Семья

  • Жена — Тамара Семёновна Румянцева.
  • Дочь — Наталья Михайловна Румянцева (род. 1938), искусствовед, автор книги об отце «Карандаш» (1983, первое издание — 1976)
  • Внучка — Овенэ Гагиковна Румянцева (род. 1972), поэт и драматург.

Рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет.

Цирковые выступления

В начале 1930-х годов Румянцев начал самостоятельную взрослую карьеру и устроился в смоленский передвижной цирк. Труппа состояла из артистов разного жанра, и молодой человек стал перенимать опыт и записывать наблюдения в дневник. На основе этих заметок начинающий клоун вносил коррективы в собственные выступления и дополнял их песнями, танцами и акробатическими номерами.

Клоун Карандаш на арене Московского цирка

Обучение на практике продолжилось в республиканском Бакинском цирке, где Михаил оказался в 1932 году. Потом творческий поиск привел артиста на арены Казани и нынешнего Волгограда, но душа тянула его на родину, в Ленинград. Именно там, в стенах цирка, построенного усилиями великого итальянского дрессировщика Гаэтано Чинизелли, на сцене впервые появился клоун Карандаш, одетый в мешковатые брюки и странную шляпу с узкими полями.

Интермедии, тщательно подготовленные за годы творческого поиска, до слез смешили зрителей и других артистов и, вопреки ожиданиям, приносили исполнителю вполне достойный доход. В 1935 году клоун перебрался в московский Цирк на Цветном бульваре и сразу завоевал сердца избалованной столичной публики.

Клоун Карандаш на цирковой афише

Однако самому артисту чего-то не хватало, и он начал задумываться о сценическом партнере. Поскольку среди людей такого не нашлось, у Карандаша возникла идея сделать интермедию с собакой породы дворняжка, но среди доступных животных не нашлось подходящего по размеру, окраске и внешнему виду. Трудно представить, насколько нелепо Румянцев с ростом 142 см выглядел бы на фоне «барбосов», походивших на сенбернара или немецкую овчарку.

Поиски продолжались до тех пор, пока клоуна не познакомили с маленьким черным шотландским терьером по кличке Никс, который на красном сукне арены смотрелся как настоящая чернильная клякса. Четвероногого друга быстро переименовали и представили публике.

Вообще у Карандаша было несколько животных, натренированных для участия в той или иной репризе. Независимо от того, какую кличку маленький «артист» имел по документам, на манеже он неизменно был милой и забавной собакой Кляксой.

Карандаш и собака Клякса

В годы Великой Отечественной войны лохматый партнер играл роли лидеров фашистского движения и яростно лаял с трибуны в микрофон в пародиях на Гитлера, Геринга и Геббельса. Во время показа этих номеров Карандаш заметил, что публике нравится острая политическая сатира, и в последующей карьере отдал предпочтение именно этому жанру.

В послевоенные годы клоун разыграл десятки сценок из жизни советских граждан, но ни разу не пересек границу дозволенного, позволяя зрителям самим додумать содержание и выйти за установленные государством рамки.

Карандаш и Юрий Никулин

Ярким примером такого подхода стали номер, посвященный дефициту, когда клоун молча ходил по манежу с сетчатой сумкой, полной редких продуктов, и интермедия с разрушением статуи и провальной попыткой ее восстановить. Подобные сценки позже стали визитной карточкой раннего творчества комического дуэта Михаила Шуйдина и Юрия Никулина, в 1940-1950-х годах бывших учениками и сценическими партнерами Карандаша и Кляксы.

В общей сложности Михаил Румянцев провел на манеже 55 лет и за это время на представлениях с его участием неизменно собирались аншлаги. В последний раз публика увидела любимого клоуна в 1983 году, когда до его смерти оставалось 2 недели. Сейчас выступления Карандаша можно увидеть в цикле передач «Как уходили клоуны» и документальных и художественных фильмах «Концерт фронту», «Парад-алле», «Это очень, очень серьезно…» и других.

Биография

Михаил Николаевич Румянцев родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге.

В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.

1922 — переехал в город Старицу (ныне Тверская область). Там устроился писать плакаты для городского театра.

1925 — будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году М. Н. Румянцев переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.

1926 — увидев рядом с собой Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса-старшего, М. Н. Румянцев решает стать артистом. Он поступает на курсы сценического движения, после чего поступает в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре Марк Соломонович Местечкин.

С 1928 года М. Н. Румянцев стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина.

1930 год — окончил школу циркового искусства (ныне — ГУЦЭИ). После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).

1932 год — решил отказаться от образа Чарли.

С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.

С 1936 года переведён в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.

Почтовая марка СССР, 1989 год

О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда Карандаш громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы».

В 1940—1950 годы Карандаш стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии Карандаш относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.

Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти. Умер 31 марта 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок № 10).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector