Названия таллина

Подъем в гору

На вершину Синюхи ведет пологая тропа, не вызывающая неудобств у новичков. Поэтому восхождение не требует специальных навыков и экипировки. Подъем станет приятной прогулкой по живописным местам со скалами интересных форм. Нужно только взять с собой теплые вещи, так как на вершине дует сильный ветер. Не рекомендуется посещение после дождя, когда размытая дорога может представлять опасность.

У подножия горы — два озера, расположенные с разных склонов. Наиболее распространенные маршруты подъема проходят по ним:

  • через Моховое озеро: тропа на северо-западном склоне идет по старой заброшенной дороге, а затем по лесу. Путешественники советуют выбирать тропу от Мохового озера любителям историческим мест. Так как она идет через урочище Колыванстрой и здесь можно посмотреть заброшенные штольни. Моховое озеро со временем мелеет и превращается в болото. Оно расположено на высоте около 600 метров в тектонической котловине. Его берега окружают гранитные скалы причудливой формы, а само оно представляет уникальную экосистему с 54 видами растений. Расстояние между озером и заброшенным рудником Колыванстрой — 4 км. В целом, этот маршрут займет дольше времени, поэтому можно остановиться с палаткой у горы.
  • через Белое озеро: это дорога на северо-восточном склоне, большая часть маршрута идет через лес. На середине пути можно будет насладиться чистой водой в источнике. Здесь всего одна тропа, она хорошо протоптана, что не дает заблудиться. Белое озеро находится возле поселка имени 8 марта. Вода в нем — чистая, подходит для купания и рыбалки, по воде можно прокатиться на катамаране. В центре озера — скальный остров-останец, о котором ходят легенды, что там работала тайная мастерская по изготовлению фальшивых серебряных монет. В окрестностях озера — турбаза и кемпинг.

Весь путь наверх отмечен своеобразными указателями — повязанными на деревьях красными ленточками. Сверху открывается потрясающий панорамный вид. С одной стороны будет видна красота степи, а с другой — тайга и вершины хребта. На посещение горы следует выделить целый день: восхождение займет в среднем 3 часа.

Вид с вершины, STALKER

Колывань

Основная статья: Колывань (Таллин)

Название города Колывань использовалось в известных древнерусских письменных источниках с 1223 года. Повсеместно встречается в официальных документах до конца XVIII века, а позже постепенно выходит из употребления, оставаясь в устной традиции.

История упоминаний

Впервые название Колывань встречается в сочинении арабского географа Аль-Идриси «Книга Рожера», написанном в 1154 году на Сицилии. В разделе, содержащем описание района Балтийского моря, упомянута страна Astlanda (восточная земля), то есть Эстланда, Эстландия, и говорится: «К городам Астланды относится также город Колуван (Quoluwany). Это маленький город вроде большой крепости. Жители его землепашцы, и их доход скуден, но у них много скота». Свои сведения географ, как правило, заимствовал у мореплавателей, вероятно норманнов.

В древнерусских источниках название Колывань упоминается под 1223 годом в суздальской летописи по академическому списку: «прииде князь Ярослав (Всеволодович) от брата в Новгород с всею областию и поиде к Колываню, и повоева всю землю Чюдьскую; а полона приведоша бес числа, но города не взяша и злата много взяша». Затем Колывань упоминается в летописях под годами , , , , , , , и прочее.

Таллин продолжает называться Колыванью ещё в XVII и XVIII столетиях. Так, в ноте Карлу XII, которой Россией объявлялось война Швеции, Таллин упоминался под этим названием. При этом Шафиров, указывая на законность притязания русских на Эстонию, выводит имя Колывань от русских слов кола (ограды) Ивана. Это показывает насколько русские считали имя Колывань национальным наименованием. Колывань фигурирует в документах в начале XVIII века, когда Петр Первый в письме фельдмаршалу Б. П. Шереметеву от 5 августа 1702 года, касаясь военных действий в Прибалтике, писал о желательности продвинуться к Колывани.

После завоевания Эстляндии Таллин (тогда — Ревель) официально уже перестал называться Колыванью, тем не менее, в народе название сохранялось ещё в течение XVIII века, вместе с памятью о переименовании. Так, в солдатской песне времен Петра Великого о взятии Ревеля, записанной в Рязанской губернии, поется: «как во славном то во городе в Колывани, что по нонешнему названьицу славный город Ревель, там стояли полатушки белы-каменныя» и прочее. Вариант этой песни, с именем города Колыванова вместо Колывани, был записан ещё в 1893 году на Кавказе. Фамилию «Колыванова» получила родившаяся в 1780 году в Ревеле внебрачная дочь князя А. И. Вяземского, в замужестве Екатерина Андреевна Карамзина. В 1891—1892 годах в Ревеле издавалась газета «Колывань».

Этимология

Наиболее расхожая версия происхождения названия выводит его не из русского, а из финно-угорских языков. Предания о национальном карело-финском и эстонском богатыре Калеве были распространены во всей области проживания карелов, финнов и эстонцев и отождествлялись, как правило, с местностью, на которой возник Таллин. Так, одна старинная эстонская песня о смерти Калева говорит, что он похоронен под горой близ города.

Есть и сказание об основании города сыном Калева Калевипоэгом. По всей стране эстов и ливов рассеяны воспоминания о геройском сыне Калева. Главные герои финской Калевалы носят эпитет сынов Калева. Таким образом, по этой версии русское «Колывань» происходит, возможно, от Kaleven или Kalevan — древнеэстонской формы родительного падежа слова «Kalev», относящегося к древнему эстскому городищу, называвшемуся, возможно, «Kaleven linna» или «Kalevan (Kałevan) litha» — «город Калева». M. Фасмер связывает проникновение в древнерусскую литературу названия «Колывань» со встречавшимся в русских былинах именем Колыван, и только само имя опосредованно возводит к герою эстонского и карело-финского эпосов.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 24 апреля 2020.
  2. ↑ Le Petit Fute: Новосибирская область. Указ. соч. — 2000. — С. 152.
  3. Le Petit Fute: Новосибирская область. Указ. соч. — 2000. — С. 153.
  4. Le Petit Fute: Новосибирская область. Указ. соч. — 2000. — С. 154.
  5. ↑ Le Petit Fute: Новосибирская область. Указ. соч. — 2000. — С. 155.
  6. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  7. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  8. .
  9. .
  10. . Дата обращения 14 января 2015.
  11. . Дата обращения 2 января 2014.
  12. . Дата обращения 5 апреля 2016.
  13. . Дата обращения 31 мая 2014.
  14. . Дата обращения 16 ноября 2013.
  15. . Дата обращения 2 августа 2014.
  16. . Дата обращения 6 августа 2015.
  17. (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 октября 2009.

Известные жители и уроженцы

  • Первый начальник Колывано-Воскресенских заводов Андреас Бенедиктович Беэр.
  • Российский изобретатель И. И. Ползунов.
  • Российский геолог, ботаник и краевед П. И. Шангин.
  • Мастер камнерезного дела и изобретатель Ф. Стрижков, работы которого украшают залы Эрмитажа, а также другой умелец, завершивший обработку «царицы ваз», Михаил Лаулин.

В Колывани неоднократно бывали известные учёные и путешественники:

  • Естествоиспытатель, немецкий учёный-энциклопедист Пётр-Симон Паллас.
  • Один из основателей географии как науки, известный путешественник и натуралист Александр Гумбольдт.
  • Основатель первой русской школы флористов-систематиков в России, первым совершивший большую ботаническую экспедицию по Алтаю Карл Ледебур..
  • Немецкий зоолог Альфред Брем, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных» (Brehms Tierleben) с восторгом писал о красоте природы Алтая, называя его «жемчужиной России».
  • Исследователь Сибири и Урала, немецкий естествоиспытатель на русской службе, врач, ботаник, этнограф и путешественник, Иоганн Гмелин.
  • В Колывани прошли детские годы писателя С. А. Баталова.

Мужики баб не били

Колывань в переводе с тюркского означает «город у воды». Но специалисты полагают, что, скорее всего, наша Колывань получила название от Алтайской земли. Предположительно, некоторые семьи селились вокруг Чаусского острога, а работали на Колывано-Воскресенских заводах по добыче меди Алтая. Таким образом за населённым пунктом могло закрепиться название местности, где трудились его жители. А ещё Колывань знаменита тем, что через неё проходил знаменитый Московско-Сибирский тракт. По нему проехали десятки декабристов, их жён и невест. Например, писатель и критик Николай Бестужев, генерал-майор Михаил Фонвизин. В 1890 году здесь ожидал очередную подводу Антон Павлович Чехов, когда ехал на Сахалин. Позже он в своих очерках охарактеризовал сибирячек как женщин независимых и способных принимать решение. «А мужики баб не били, потому что они были дородные и могли дать сдачи», – процитировали нам великого автора сотрудники музея.

Гостям рассказали об истории Колывани. Фото: АиФ/ Наталья Сухорученкова

В ту пору Колывань населяли целые династии купцов. В местном музее жизни и быту этого сословия посвятили целый зал. Гости посмотрели, как выглядели кабинет купца с массивным столом и канцелярией, убранство гостиной и столовой.

«Сибирские купцы очень любили пить чай, – указывает нам на огромный пузатый самовар Нина Зацепина. — При этом они любили пить чай с солёной рыбой и капустой».

Работы Колыванских мастеров. Фото: АиФ/ Наталья Сухорученкова

«У меня папа любит пить крепкий чай с солёным салом. Значит, он потомок купцов», – улыбается одна из участниц экспедиции, и все разражаются дружным смехом.

А ещё, как рассказали нам музейные работники, купцы были азартными людьми. В экспозиции представлен раскладной стол для игры в карты. Мы не знаем, сколько ему лет, но сохранился он потрясающе – зелёный бархат не утратил яркости. А вот стоит резной комод, за ним – сервант и этажерка. Несколько участников автопробега вспоминают, что у их бабушек когда-то были такие. Всех настигает нотка лёгкой ностальгии из самого детства.

Посмотрели путешественники и как жили простые крестьяне Колывани. В основном они селились в маленьких домах, которые назывались «пятистенки»: по площади – как современные однокомнатные квартиры. Только вместо отдельной благоустроенной кухни там был «бабий кут», где женщины справлялись по хозяйству и стряпали на всю семью угощения. А главной комнатой считалась горница, где хранилось самое ценное – сундуки с добром и ткацкий станок.

Фотомастерская музея. Фото: АиФ/ Наталья Сухорученкова

Много ещё удивительного мы увидели в музее. Например, стенды, посвящённые великим людям, прославившим Колывань, – трёхкратному олимпийскому чемпиону Александру Карелину, герою ВОВ Ольге Жилиной и известному детскому писателю Александру Волкову. В конце гости устроили фотосессию в ретростиле на территории музея. Словно попав в машину времени, девушки из экспедиции превратились в утончённых леди из 19 века, а мужчины – в смелых и отважных воинов. Напоследок команда оставила на память музею письмо с добрыми пожеланиями и тёплыми словами.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 июня 2011.
  2. Киреевский П. Песни, вып. 8, стр. 216
  3. Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа, вып. XV, 1893 г., стр. 278
  4. ↑ Колывань, старинное русское название Ревеля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. «Kõne Tallinna minevikust ja Tallinna linna esialgulisest Eesti keelsest nimest „Lindanisa“». («Kohalised sõnumed.») — Uus Aeg 07.02.1902, Nº16, lk 1
  6. «Tallinna praegusest nimest» Saareste, A. — Eesti Kirjandus 1934; Nº 3, 4 lk.120-127, 164—174. (Tartu)
  7. «История Таллина (до 60-х годов XIX века)», Составитель Раймо Пуллат, стр. 51 — 52. «Eesti raamat», Таллинн, 1983 г.
  8. ↑ , с. 408—409.
  9. Йосеф Кац. . STOLITSA.EE (29.03.2010).
  10. Закон Эстонской Советской Социалистической Республики «О внесении изменений в русский текст Конституции (Основного закона) Эстонской ССР» // Девятая сессия Верховного Совета Эстонской ССР одиннадцатого созыва, 5—7 декабря 1988 года: стенографический отчет. — Таллинн: OLION, 1990. — С. 308. — ISBN 5-460-00085-8.
  11. Викулов Р.  (недоступная ссылка). Кренгольмский проспект. Дата обращения 15 сентября 2009.
  12. Пялль П. . Eesti keele instituut (1989).

Водоёмы

Ещё одной площадкой, на которой каждый найдёт развлечение по душе, является озеро Колывань. Алтайский край здесь предлагает не только аскетичные прогулки по равнинам и холмам, но и пляжные развлечения и отдых. Берега водоёма покрыты крупным песком, вода прозрачна, нет перепадов глубины. Туристы снимают специальные домики, останавливаются в зонах кемпинга или ставят палатку отдельно и живут «дикарями». Водное блюдце окружено скалистыми образованиями, по периметру растёт древний орех чилим. Всё это для тех, кто не любит нежиться на солнце или кататься на «банане».

Одним из любимых маршрутов туристов является Колывань (Алтайский край) — озеро Белое. Для проживания останавливаются на турбазе, которая находится неподалёку. Также есть возможность поставить палатку в кемпинге или на государственной стоянке. В самом водоёме можно купаться и ловить рыбу.

Многие люди по разным причинам путешествуют без личного транспорта. А из этого пункта можно пешком добраться до многих интересных мест. Так можно посетить завод по обработке камня, подняться на Синоху, увидеть необычное Моховое озеро в каменной чаше, побывать «в пасти» чудовища Очаровательной скалы.

Тем, кто интересуется историческими событиями, рекомендуется посетить рудники. Там можно увидеть карьеры и россыпи, в которых ещё полтора столетия назад трудились старатели. До этих мест можно добраться только на полноприводном вездеходном автомобиле.

Этимология

Удовлетворительного объяснения происхождения названия нет. Считают, что Колывань в Новосибирской области появилась в результате переноса названия с Алтая. Однако этот топоним встречается в Западной Сибири довольно часто: Колыванка — бывший населённый пункт (Чаинский район), Колыванная тропинка и Колыванов спуск (Томский район), Колыванский ключ (Яшкинский район), Колыванский столб — место (Черепановский район). Такое распространение частично может быть связано с фамилией Колыванов. Объяснение топонима Колывань через тюркское колы — «город» и ван — «озеро» (О. Ф. Саблина) или через «кол Ивана» очень сомнительно. По мнению В. А. Никонова, вероятным источником (первоначально, — для личного имени) может служить предложенное литовское слово кaльвe — «кузница».

Священное восхождение

Гора Синюха считается священным местом Горной Колывани. На ее вершине установлен крест,вокруг — скалистые арки и колонны,которые действительно чем-то напоминают основание храма.

Здесь природные гранитные чаши наполняются дождевой водой,которая считается целебной,а на склоне располагается святой источник,к которому часто приходят паломники. Кроме того,у подножия горы находится озеро Моховое. Только купаться в нем нельзя: в озере очень чистая вода,но дно поросло водорослями и тиной.

Чтобы добраться до подножия Синюхи,нужно пройти всего пару километров от поселка 8 Марта. От подножия идут две тропы: по северо-западному и северо-восточному склонам. Восхождение будет под силу даже туристу-новичку. С вершины открывается впечатляющий пейзаж: отсюда можно увидеть озера,близлежащие горы и город Змеиногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector