Кумандинцы

Традиции

Традиционный праздник манси носит название «медвежий». Его проводят каждый раз, когда убивают медведя, которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником. Подготовка начинается еще в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап. Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень. Если убита медведица — праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь — 5 дней. Это связано с верованием манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на все время праздника.

Название

Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов — «маньть» и «мась», и самих манси — «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка». В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» — оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой — из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

Характер

В средние века манси считали отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Однако многовековое притеснение народа, навязывание христианской веры, желание обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили на характер его представителей серьезный отпечаток.В конце XIX века в журнале «Природа и люди» их описывали ленивыми и безынициативными, предпочитающими отдыхать и наблюдать за происходящими событиями со стороны. Часто можно было видеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако отмечались и положительные их качества: гостеприимство, сострадание и сдержанность.

Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценилась сосредоточенность, рассудительность и настороженность. В женщинах редко превозносили красоту и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбивой, сдержанной и хозяйственной. Этнографы отмечают и такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам российских и заморских купцов, приезжавших к аборигенам за ценной пушниной, манси не спешили сразу демонстрировать весь свой товар. Сначала они показывали ничем не примечательные образцы, постепенно доставая из запасов все более ценные экземпляры меха

Возможно, что подобное поведение было также признаком осторожности: продавец сначала присматривался к покупателю из присущей ему настороженности.Еще одно свойство, которое было замечено за аборигенами, — невоздержанность в алкоголе. Долгое время существовал миф, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, однако ученые опровергли эту информацию

Возможно, увлечение коренных жителей севера веселящими напитками связано с отсутствием устойчивости к ним. В отличие от южных регионов, изобилующих виноградниками, на севере не было подходящего для производства алкоголя сырья. К манси он попал лишь с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность их организма, выменивали на водку ценнейшую пушнину, шкуры оленей и медведей.

Сеоки

У кумандинцев (къуманды, къубанды) — алтына куманды, калар, караба, керсагал, кузен, куманды, найман (тайман), оре куманды, со (солу), табыска, оре табыска, тастар (суг тастар, таг тастар), тоон, тонгул, чедыбер, челей, чоот, шабат (алтына шабат, оре шабат);

П.И. Каралькин упоминает о двенадцати сеоках кумандинцев: атына-куманды, калар, оре-куманды, тастар, тон/тоон/тонар, тонгул, чаты, челей, четыбер, шабат/чебат, алтына-шабат, орешабат. Из этого перечня сеоки калар, тонгул, четыбер и шабат не признавались кумандинцами как исконные,так как вошли в их состав позднее.

Н.П. Дыренкова зафиксировала у кумандинцев десять родов-сеоков: алтына-куманды, калар, кузен, оре-куманды, тастар,тонгул, чедыбер, челей, чоты, шабат

По Ф.А. Сатлаеву, в состав кумандинцев входили семнадцать следующих сеоков и их подразделений: алтына куманды/тюбюре куманды, калар, караба, керсагал, кузен, куманды, найман/тайман, оре куманды, со/солу, табыска (с подразделениями алтына табыска, оре табыска), тастар (с подразделениями суг тастар, таг тастар), тоон, тонгул, чедыбер, челей, чоот, шабат (с подразделениями алтына-шабат и оре-шабат). .

Семейный уклад

К XVIII столетию у кумандинцев сложился патриархальный уклад семьи. Счет родов велся по мужской линии, наследство передавалось младшему сыну, остававшемуся вместе с новой семьей жить с родителями. Старшие сыновья, создавая семьи, уходили в собственные жилища, строившиеся перед свадьбой. Практиковались левират, сорорат, групповые семьи.Брачный возраст юношей составлял 16-17 лет, девушек — 13-15 лет. Практиковались свадьбы по сговору, в ходе которых выплачивался калым и устраивались пышные празднества. Популярный вариант — похищение невесты по предварительному согласию или тайно: способ подразумевал значительную экономию, поскольку торжеств не устраивали. У кумандинцев бытовала строгая экзогамия, поэтому юноши и девушки выбирали пары во время общих родовых сборов и торжеств. В день свадьбы невесту, лицо которой окутывали тканью, привозили в дом жениха, для чего строили специальный свадебный шалаш. По традиции молодожены варили в шалаше мясо, которым затем угощали гостей. На следующий день ехали к родным невесты, устраивая обряд «прощения». Новоиспеченные муж и жена вместе с родственниками жениха садились на пороге родительского дома девушки. С собой привозили оговоренный ранее калым и подарки. Суть обряда — дождаться прощения со стороны родителей невесты за уход из дома: иногда ожидание длилось двое суток. Вместе с тем женщин в кумандинской семье не притесняли, относились к ним с почетом и уважением. Они частично принимали участие в обсуждении общих вопросов, выступали в роли шаманов. Почтительное отношение к женщинам имеет глубокие матриархальные корни, восходит к материнскому культу, когда главой семьи выступали женщины. Это нашло отражение в фольклоре: в легендах часто упоминаются рыжие девушки, духи-хранительницы тайги. Они являлись охотникам, становились их женами, награждали добычей.

Ранняя исламизация Сибири

Историк Елена Гловацкая, ныне эмигрировавшая в США, изучала вопрос верования народностей Урала и указывает, что судить о том, насколько племена охотников и рыболовов понимали ислам и как ему следовали, невозможно. Письменных источников на этот счёт не сохранилось. Но известно, что когда в Сибирь пришли казаки Ермака, на стороне хана Кучума (а он был из сибирских татар) с ними сражались и вогулы, и остяки.

В тридцатых годах XVIII века полковник Григорий Новцкий, охранявший миссионерские поездки митрополита Фалофея Лещинского, был свидетелем вооруженного сопротивления местных народов-мусульман. По словам полковника, они «начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи», то есть начали называть себя мусульманами и воздвигали минареты.

Власти государства российского предпочли обложить местных пушным налогом и не трогать. В 1685 году тобольскому экзарху Павлу предписывалось «…тобольских татар и бухарцов и иных земель приезжих иноземцов не ожесточать, и от Государской милости их не отгонять, и Сибирскому государству какого повреждения не учинять». Миссионерская деятельность РПЦ началась только в XVIII веке.

Научный сотрудник тюменского краеведческого музея Рашид Рахимов опровергает теорию Катанова, и считает, что версия, по которой исламизация Сибири началась только в XIV веке, не верна, поскольку к 1394 году Накшбанди аль-Бухари был уже мертв, а в Бухаре началось правление Тимура, и никакого хана Шейбана там в это время не знали.

В соответствии с найденной самим Рашидом Рахимовым «Грамотой хранителя Юрумской Астаны», написанной на арабском языке, можно предположить, что поход с целью исламизации Сибири состоялся ещё в XII веке по указу Багаутдина аль-Балти, отца светоча мусульманской науки и поэзии Джалялетдина Руми. В «Грамоте» прямо сказано про 360 святых, которые погибли. «Народ Прииртышья был многочисленным и от их враждебного отношения 360 святых приняли мученическую смерть…» Именно Руми послал на Урал своего мюрида Джагфара, чтобы он нашел могилы шейхов-шахидов и записал их имена.

Попытка исламизации не прошла бесследно, сейчас на территории Ханты-Мансийского автономного округа находятся 18 мечетей, 5 молельных комнат, 4 молельных дома, и работают 25 служителей, округ входит в двадцатку самых исламизированных регионов страны. Правда, не известно, есть ли в округе мусульмане ханты и манси, ведь численность населения автономии составляет 1 646 078 человек, из которых только 19 068 – ханты и 10 917 – манси.

Генетика кумандинцев[править | править код]

Основная доля Y-хромосом в субпопуляциях кумандинцев относится к мутации R1b-M73 (49 %). Встречаются также Y-хромосомные гаплогруппы R1a, N1a2b и N1a1[источник не указан 333 дня]. Оригинальные (в пользу неметисированности этой выборки свидетельствует полное отсутствие безусловно доминирующих на Алтае гаплогрупп R1a и Q) кумандинцы — гаплогруппа N (xN1c1) (60%), плюс N1c1 (10%). Не очень понятно, откуда у метисированных кумандинцев взялась гаплогруппа R1b , так как кроме собственно кумандинцев её на Алтае ни у кого не обнаружено почти вообще ни в каком количестве. Возможно, эта разница на самом деле отражает не разницу между оригинальными и метисированными кумандинцами, а просто между разными группами оригинальных кумандинцев. Возможно даже, что R1b более автохтонны.

По аутосомным ДНК ближе к тубаларам и челканцам.

По данным изучения Y-хромосомных гаплогрупп, кумандинцы входят в западно-евразийский кластер.

Возрастная структура коренных малочисленных народов

Национальность моложе трудоспособного трудоспособный старше трудоспособного
Абазины 20,1 63,5 16,4
Алеуты 25,7 59,8 14,5
Бесермяне 10,2 64,3 25,5
Вепсы 5,6 48,7 45,7
Долганы 30,4 61,4 8,2
Ительмены 26,0 60,5 13,5
Камчадалы 22,5 60,0 17,5
Кеты 27,0 64,1 8,9
Коряки 28,4 64,4 7,2
Кумандинцы 15,8 63,2 21,0
Манси 30,7 61,1 8,2
Нагайбаки 11,8 59,4 28,8
Нанайцы 25,8 63,8 10,4
Ненцы 34,5 58,1 7,4
Нивхи 29,8 61,1 9,1
Саамы 25,7 60,0 14,3
Селькупы 25,7 64,4 9,9
Сойоты 31,4 59,1 9,5
Теленгиты 32,7 58,8 8,5
Телеуты 21,3 63,4 15,3
Тубалары 26,9 61,2 11,9
Тувинцы-тоджинцы 32,3 59,4 8,3
Удэгейцы 24,1 64,9 11,0
Ульчи 28,3 59,9 11,8
Ханты 31,5 61,1 7,4
Чуванцы 25,7 63,2 11,1
Чукчи 31,3 62,3 6,4
Шапсуги 17,4 63,1 19,5
Шорцы 20,5 66,1 13,4
Эвенки 29,6 61,7 8,7
Эвены (ламуты) 29,2 60,9 9,9
Эскимосы 28,2 64,0 7,8
Юкагиры 33,7 59,0 7,3

Почти у всех КМН среди мужчин доля состоящих в браке ниже среднероссийского показателя и составляет от 33,3% у кетов до 60,4% у абазинов. Лишь у бесермян, нагайбаков, теленгитов и тубаларов, состоящие в браке составляют 2/3 мужчин и более. Доля никогда не состоявших в браке выше четверти всех мужчин у большинства КМН, а у кетов, коряков и чукчей она превышает 50%. По высокой доле никогда не состоявших в браке (свыше 30%) выделяются женщины таких КМН, как долганы, ненцы, тувинцы-тоджинцы, ульчи, чукчи, эвенки, эвены и юкагиры. А среди женщин вепсов более трети — разведенные или разошедшиеся.
Среди КМН значительная часть населения (более 100 человек из каждой тысячи соответствующего возраста) не имеет основного общего образования среди бесермян, вепсов, кетов, нагайбаков и хантов. А у ненцев такие люди составляют около четверти населения в возрасте 15 лет и более. При этом среди ненцев доля лиц с профессиональным образованием ниже 30% населения в возрасте 15 лет и более. В целом уровень образования КМН характеризуется в основном более низкой, чем в среднем по России, долей лиц с профессиональным образованием.
Государственным языком Российской Федерации – русским – владеют менее 90% коренных малочисленных народов лишь тувинцы-тоджинцы (71%) и теленгиты (86%). Родной язык, соответствующий национальности, преобладает у абазин, бесермян, долган, камчадалов, нагайбаков, нганасан, ненцев, сету, сойотов, теленгитов, телеутов, тувинцев-тоджинцев и челканцев. У большинства остальных КМН в качестве родного преобладает русский язык. Исключение составляют три народа: большинство шапсугов родным языком считают адыгский, а почти половина эвенков и эвенов – якутский.

Общественная деятельность

В начале 1990-х годов кумандинцев признали самостоятельным этносом. Именно из-за этого начали появляться национальные территориальные общины в местах компактного проживания кумандинцев. Это Чилгай в Красногорском районе, Шатобальский национальный сельсовет в Солтонском районе. В Горно-Алтайске в 1999 году начала работу общественная организация «Возрождение кумандинского народа».

В городах Алтайского края были созданы общественные организации: «Исток» в Бийске и «Кардаш» в Барнауле. Но пока не сложилось единого центра, который смог бы объединить всех кумандинцев и отстаивать их интересы на разных уровнях.

Кумандинская интеллигенция, обеспокоенная угрозой исчезновения своего народа, предпринимает конкретные шаги по сохранению своей культуры. В августе 2007 года в Горно-Алтайске состоялась конференция «Культура и традиции коренных народов Северного Алтая», по итогам которой был издан сборник материалов.

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Краткая справка

ООО «Доступные Технологии» зарегистрирована 22 мая 2017 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Руководитель организации: директор Угрюмова Римма Муртазаевна. Юридический адрес ООО «Доступные Технологии» — 454090, Челябинская область, город Челябинск, проспект Ленина, дом 35, помещение 25.

Основным видом деятельности является «Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах», зарегистрировано 17 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» присвоены ИНН 3576084829, ОГРН 2950476386117, ОКПО 23806548.

Жизнь манси

Основные занятия манси — охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детенышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Основное место добычи — река Верхняя Сосьва, где до сих пор вылавливают сосьвинскую селедку, во все времена считавшуюся деликатесной. Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.Неизменный источник питания народности — собирательство. Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику. Охотились манси с помощью луков. Это оружие считалось священным, женщинам запрещалось его трогать и переступать через него. Охота была запрещена на сакральных животных, к которым относились в разных родах выдры, бобры, гуси. Поскольку языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок.Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды. Традиции оленеводства сохранились и по сей день: самое большое стадо насчитывает порядка 20 тысяч голов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector