Матильда кшесинская
Содержание:
Карьера Матильды Кшесинской
Балерина Матильда Кшесинская
Матильда поступила в петербургское Императорское театральное училище и успешно закончила его. Ей тогда исполнилось 18 лет. По правилам заведения, выпускники должны были выступить перед комиссией, возглавляемой императором Александром III. Это что-то вроде выпускного вечера, где учащиеся стараются продемонстрировать все, чему их научили в училище.
В тот день, о котором идет речь, кроме комиссии в зале присутствовали родители учеников, аристократическая знать и члены императорской семьи. Был среди них и Николай, старший сын императора и будущий наследник престола.
Представление прошло успешно, после чего начался торжественный обед. То ли случайно, то ли по чьей-то воле, но Матильда Кшесинская оказалась за императорским столом, причем усадили девушку рядом с двадцатидвухлетним Николаем.
Матильда Кшесинская
В те времена, как, к сожалению, зачастую и сейчас, чтобы добиться чего-то в жизни, мало одного таланта и знаний — нужна влиятельная «рука». Кшесинская это понимала, поэтому очень обрадовалась соседству за одним столом с царской семьей. А когда Александр III похвалил выступление девушки и сказал, что она, несомненно, станет великой балериной, счастью Матильды не было предела.
Вскоре Матильда начинает работать в Мариинском театре, где уже служила ее старшая сестра Юлия. В труппе их называли так: Юлию — Кшесинская Первая, Матильду — Кшесинская Вторая.
Матильда Кшесинская
А спустя шесть лет Матильда и вовсе стала первой примой Мариинского театра. Не удивляет, не правда ли? Кто из руководителей, даже понимая, что главных ролей заслуживают другие танцовщицы, решится пойти против семейства Романовых, которое явно продвигало Кшесинскую Вторую по карьерной лестнице?
Понятно, что таких не любят, и случай с Матильдой не стал исключением — отношения у нее с труппой были не особо приятными. Усиливало отчуждение то, что неоднократно по указке «сверху» для нее ставили балеты, не вошедшие в золотой фонд Мариинки.
Более того, Кшесинскую боялись, поскольку понимали, что пойти против ее воли, значит, рискнуть остаться без работы.
Но Матильда не была бездарной карьеристкой. Она много работала и стала первой примой в русском балете, сделавшей 32 фуэте.
Но наш рассказ не о карьере Матильды Кшесинской.
Личная жизнь и начало творческого пути
Мать будущего наследника престола Николая, Мария Федоровна, была крайне озабочена поведением сына по отношению к девушкам. Его не увлекали ни красота, ни молодость красавиц и это вызывало беспокойство матери. Встреча же с Матильдой перевернула его отношение к женщинам в целом, и он в серьез увлекся танцовщицей, что не могло не радовать в данной ситуации его мать. Николай как будто бы ожил после знакомства с Матильдой. Их чувства были взаимны. Он бывал на всех ее выступлениях, а она танцевала только для него одного, вкладывая в свой танец всю душу.
В подтверждение своих чувств Николай подарил девушке дом, расположенный на Английском проспекте. Это место стало их домом свиданий. В 1891 году будущий наследник престола отправился в кругосветное путешествие, но оно продлилось недолго, будучи в Японии, на молодого человека было совершено нападение. Он вынужден был прервать путешествие и вернуться в Россию. В тот же день, после приема во дворце, он отправился в дом к Матильде.
Матильда и Нколай II
В 1984 году их отношения закончились, поскольку Николай решил жениться, остановив свой выбор на подходящей ему по статусу партии, это была внучка королевы Виктории, Алис Гессен-Дармштадская. Матильде пришлось принять выбор своего возлюбленного и она даже поддержала его в этом решении, но после того как совершилось венчание Матильда стала вести затворнический образ жизни.
Позднее, став уже императором Николай II дал задание своему двоюродному брату Сергею Михайловичу заботиться о Матильде. Забота видимо была чрезмерной и вскоре у них возникла любовная связь.
Матильда стала фавориткой царского двора, и это во многом помогло ей устроить карьеру. Покровительство самого императора сделало свое дело, и девушка чувствовала себя уверенно и непринужденно, как будто весь театр принадлежит ей. Она могла позволить себе разговор на повышенных тонах и первая из русских балерин получила роль Эсмиральды. До этого партия доставалась только лишь итальянским актрисам. Из-за ряда конфликтов, в том числе и с ней покинул место директора театра князь Волконский.
На сцене балерина появлялась неизменно в драгоценностях, она любила красивые наряды и блеск. От нее исходил заряд энергии и обаяния. Это не осталось незамеченным для еще одного двоюродного брата Николая, Андрея Владимировича. Он был очарован красотой и талантом молодой танцовщицы. Несмотря на разницу в возрасте, Матильда была на 6 лет старше Андрея, у них завязался бурный роман. Он держался в тайне, поскольку мать Андрея Владимировича никогда бы не благословила и не приняла эти отношения. В 1902 году родился их сын Владимир. Девушка едва пережила тяжелые роды. Врачи сначала думали, кого спасать – роженицу или новорожденного, но удалось спасти обоих, поскольку при родах присутствовали самые грамотные специалисты.
В 1921 году состоялось их венчание. И только после смерти матери Андрей решился на законный брак и усыновление своего ребенка. Матильда стала Светлейшей княгиней Романовской.
Матильда Кшесинская с Великим князем Андрем Владимировичем и их сыном Владимиром
Гастроли по разным странам
Матильда Кшесинская стала известной балериной не только в России, но и далеко за пределами ее. Она гастролировала в таких странах как Польша, Англия, Австрия, Франция. В 1903 году ее пригласили в Америку, но танцовщица отказалась от предложения, предпочитая выступать на подмостках Мариинского театра.
Матильду Кшесинскую уже в начале прошлого столетия можно было назвать обеспеченной женщиной. Она владела особняком, подаренным ей в память о любви с Николаем II. В Стрельне у нее была дача. Множество нарядов и драгоценностей, одним словом она привыкла к роскошной, богатой жизни.
Единственное, что ее беспокоило, это насколько долго она сможет быть примой в Мариинском театре. Несмотря на огромные связи и влияние двора возраст брал свое и на смену приходили более талантливые и молодые балерины. В 1904 году было принято решение покинуть сцену, но совсем удалиться от балета не получилось и Матильда продолжает выступать в некоторых спектаклях. В это же время состоялись успешные гастроли во Франции. А поскольку балерина очень любила своего сына, она и его часто брала с собой на гастроли.
Карьера же балерины в России была закончена в 1917 году с началом революции. Семье удалось эмигрировать во Францию. Там Кшесинская открыла свою балетную школу, которая имела большой успех. Прожила балерина долгую жизнь и умерла в возрасте 99 лет, похоронена во Франции, рядом с могилой мужа.
с 1929 года Матильда Кшесинская преподавала в собственной балетной студии в Париже
Бриллиантовая балерина
Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами – подарками мужчин из рода Романовых.
Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение – играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.
После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали.
Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.
Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.
Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. Специально для Кшесинской Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка».
В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.
Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.
Первая ученица
Свои воспоминания, написанные в конце жизни, Кшесинская начала с легенды. Когда-то юный отпрыск графского рода Красинских бежал из Польши в Париж от родственников, охотившихся за его громадным состоянием. Спасаясь от наемных убийц, он сменил фамилию на «Кшесинский». Его сын Ян, прозванный «златогласным словиком», то есть соловьем, пел в варшавской опере, прославился и как драматический актер. Умер в 106 лет, передав потомкам не только долголетие, но и тягу к искусству. Сын Феликс стал танцовщиком, блистал на сцене Мариинского театра, уже немолодым женился на балерине Юлии Доминской, матери пятерых детей. В новом браке родилось еще четверо, все они, кроме рано умершего первенца, сделали успешную карьеру в балете.
В том числе младшая Матильда, которую в семье звали Малечкой.
Владимир Васильев: Сержу Лифарю я обязан знакомством с Кшесинской
Миниатюрная (153 см), изящная, большеглазая, она покоряла всех веселым и открытым нравом. С первых лет жизни обожала танцевать, охотно посещала репетиции вместе с отцом. Тот смастерил дочке деревянную модель театра, где Малечка с сестрой Юлией разыгрывали целые представления. А вскоре игры сменились тяжелым трудом — девочек отдали в театральное училище, где приходилось заниматься по восемь часов в день. Впрочем, балетную науку Матильда постигала легко и сразу вышла в первые ученицы. Уже через год после поступления она получила роль в балете Минкуса «Дон Кихот». Скоро ее начали узнавать на сцене, появились первые поклонники…
От праведных трудов Малечка отдыхала в родительском имении Красницы под Петербургом. Ей навсегда запомнились походы за ягодами, катание на лодке, многолюдные приемы — отец обожал гостей и сам готовил для них экзотические польские кушанья. На одном из семейных приемов юная кокетка расстроила чью-то свадьбу, влюбив в себя жениха. И рано поняла, что нравится мужчинам — не красотой (нос слишком длинный, ноги короткие), а яркостью, энергией, блеском глаз и звонким смехом. И, конечно, талантом.
Великий князь Андрей Владимирович
Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ. Под очарование русской Эсмеральды попал и кузен Николая Андрей Владимирович. Он стал ее верным поклонником, по достоинству оценив несомненный талант танцовщицы.
Матильда писала в своем дневнике:
Несмотря на разницу в возрасте (он был моложе на 7 лет), у них случился роман. Встречались влюбленные тайно от матери князя: она никогда бы не дала добро на их союз. Князь безумно любил Кшесинскую и очень ревновал. Одному из партнеров по сцене в порыве страсти он прострелил нос на дуэли.
Осень 1901 года они провели вместе, путешествуя по Европе. В романтичном Париже Матильда сообщила князю, что беременна. Новым развлечением для театральной семьи стало обсуждать, кто настоящий отец ребенка Матильды. Большая часть приписывала малыша князю Сергею Михайловичу, оказывающему самую действенную поддержку приме. Были и такие, кто знал о связи Кшесинской с Андреем Владимировичем и верил, что отец он. Ходили слухи, что малыш может быть от Николая II или же от партнера по театральной сцене Козлова. Сама Матильда не особенно откровенничала по этому поводу, предоставляя злым язычкам полную свободу. Она была королевой, и эта возня ее только забавляла.
Выходить на сцену Кшесинская продолжала почти до пятимесячного срока. Ни ее фигура, ни движения по сцене не давали ни малейшего сомнения в ее здоровом физическом состоянии. Публика ни о чем не догадывалась. К марту Матильда перебралась на дачу под Стрельню. Там летом 1902 года пара стала счастливыми родителями. Судьба подарила им сына Владимира. Процесс родов был сложным, но здоровый молодой организм справился, и скоро молодая мама пошла на поправку и вновь заговорила о сцене.
Князь Сергей Михайлович, считавшейся для всех вокруг ее любовником, был в курсе, кто биологический отец ребенка. Но его любовь к прекрасной Терпсихоре переломила обиду и разочарование. Он остался рядом, как добрый друг, и позволил дать малышу свое отчество. Все свободное время Великий князь Сергей Михайлович проводил с маленьким Володей. Он обожал его, дарил подарки и баловал. Для Матильды это время было очень радостным и наполненным любовью и творчеством. Позже она напишет:
В Стрельне появился детский домик для маленького Вовы. Там были обустроены две небольшие комнаты со всем необходимым: посудой, мебелью, серебром. Дом был окружен деревянным забором с красивой калиткой. Малыш имел свой автомобиль, подаренный приемным отцом Сергеем Михайловичем. За рулем этого маленького авто он ехал от дачи до своего домика, где по традиции отмечались все детские праздники.
Практически сразу после рождения сына балерина продолжила концертную деятельность. Она по-прежнему исполняла все главные партии в театре, активно гастролировала по миру. Ей аплодировали в Польше, Англии, Австрии и Франции. Получила приглашение поехать в Америку. Но предпочла свой театр. В деньгах она не нуждалась, жизнь ее была обеспеченной, ей хотелось как можно дольше блистать на родной сцене.
Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской всегда были предметом интереса и отечественной, и зарубежной прессы. О ней писали театроведы, хореографы, бульварные журналисты. Одних интересовало ее творчество, других – подробности личной жизни. И те, и другие находили богатейший материал для статей. Биография и фото балерины Матильды Кшесинской украшали страницы самых известных изданий мира.
Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем
Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).
Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.
Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.
Матильда в своем загородном доме
Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов
Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.
В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.
Матильда Кшесинская и Николай Александрович
С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.
Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.
Карьера в Мариинском театре
Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».
После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».
Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра
Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.
Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.
Прима-балерина Матильда Кшесинская
Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.
В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.
Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).
Последние статьи
-
Зачем в Питере построили 8-угольный дом, или Какие тайны хранит «колодец» на Петроградской стороне сегодня, 14:16 -
Почему у художника Куинджи было 3 паспорта и другие малоизвестные факты из жизни великого русского пейзажиста сегодня, 12:28 -
15 знаменитостей, посмертным доходам которых можно только позавидовать сегодня, 11:40 -
Как на Руси предсказывали будущее и искали ответы на сложные вопросы: Крестьянские гадания сегодня, 10:43 -
Судьбы детей из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»: Кем стали продолжатели династий Плисецких и Рукавишниковых сегодня, 09:05 -
+1 Какие секреты открыли руины ацтекского дворца, найденные во время ремонта здания в Мехико 28.08.2020, 21:59 -
Как сын крепостной и князя стал любимым художником императрицы и московской знати: Федор Рокотов 28.08.2020, 19:56 -
10 незаслуженно забытых киношедевров великих режиссёров 28.08.2020, 17:31 -
Как в немецких концлагерях манипулировали людьми, и Почему эта стратегия работает и сегодня 28.08.2020, 16:21 -
+1 Как прозвища мужья давали своим женам на Руси, и Почему современные женщины обиделись бы 28.08.2020, 14:26
Все статьи
Эмиграция
Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу.
Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея.
После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. «Я, конечно, рассчитывала осенью вернуться из Кисловодска в Петербург, когда, как я надеялась, освободят мой дом», — наивно считала она.
«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». И действительно, в 1918 году великий князь Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске.
13 июля 1917 года Матильда с сыном покинула Петербург, прибыв в Кисловодск на поезде 16 июля. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её.
После революции Андрей с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске (туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой). 7 августа 1918 года братья были арестованы и перевезены в Пятигорск, но через день отпущены под домашний арест. 13 числа Борис, Андрей и его адъютант полковник Кубе бежали в горы, в Кабарду, где и скрывались до 23 сентября. Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской (будущей женой Бориса Владимировича) и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской (с 2 до 19 октября), откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причём великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса.
Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии
В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причём кругом свирепствовал сыпной тиф. 19 февраля (3 марта) 1920 года отплыли на пароходе «Семирамида» итальянского «Триестино-Ллойд». В Константинополе они получили французские визы.
12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где 48-летней Кшесинской принадлежала вилла. Её старший брат Иосиф остался в России, продолжал работать в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди её учениц была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников.
В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось в 1992 году.
Репертуар
— принцесса Аврора, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
— Флора*, «Пробуждение Флоры» Мариуса Петипа и Льва Иванова
— Млада, «Млада» на музыку Минкуса, хореография Льва Иванова и Энрико Чеккетти, возобновление Мариуса Петипа
— богиня Венера, «Астрономическое pas» из балета «Синяя борода», хореография Мариуса Петипа
— Лиза, «Тщетная предосторожность» Мариуса Петипа и Льва Иванова
— богиня Фетида, «Фетида и Пелей» Мариуса Петипа
— королева Низия, «Царь Кандавл» Мариуса Петипа
— Готару-Гиме*, «Дочь Микадо» Льва Иванова
— Аспиччия, «Дочь фараона» Мариуса Петипа
— Эсмеральда «Эсмеральда» Жюля Перро в новой редакции Мариуса Петипа
— Колос, царица лета*, «Времена года» Мариуса Петипа
— Коломбина*, «Арлекинада» Мариуса Петипа
— Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
— Риголетта*, «Риголетта, парижская модистка» Энрико Чекетти (благотворительный спектакль в зале Офицерского собрания на Литейном проспекте)
— Принцесса*, «Волшебное зеркало» Мариуса Петипа
— Эвника*, «Эвника» Михаила Фокина (Актея — Анна Павлова, Петроний — Павел Гердт; выступила только на премьере)
— Нирити*, «Талисман» Легата по Петипа
10 марта — Бабочка*, «Бабочки» Михаила Фокина (Пьеро — Михаил Фокин; благотворительный спектакль Литературного фонда)
28 ноября — Девушка*, «Эрос» Михаила Фокина (Юноша — Анатолий Вильтзак, Эрос — Пётр Владимиров, Ангел — Фелия Дубровская)
— Жизель, «Жизель» Мариуса Петипа
- (*) — первая исполнительница партии.
Интриги и личная жизнь
Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.
Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.
Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.
Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.
Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.
Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.
«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.
Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.
Матильда Кшесинская и Николай Александрович
На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».
17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.
30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
Матильда Кшесинская с мужем, великим князем Андреем