Почему «король эпизода» николай парфенов умер в полной нищете и забвении?
Содержание:
Актер Николай Парфенов: личная жизнь
Коля в юности не отличался характером ловеласа, он был обаятельным и чем-то напоминал Есенина. Николай Парфенов — актер, семья для которого не стояла на втором месте после карьеры. Он вырос в атмосфере взаимопонимания и взаимоподдержки.
актрисе Ольге Васильевой,
Разочаровавшись в женщинах, Николай не спешил завязывать новые отношения, но вмешались друзья, они познакомили актера с Ларисой Алексеевной. Она работала в Моссовете, была интеллигентной и утонченной женщиной. С ней Парфенов обрел семейное счастье. Детей у них общих не было, они вместе заботились о сыне Ларисы от первого брака. С дочкой Ириной отношения Николая тоже были теплыми.
Идиллия семейной жизни закончилась, к сожалению, печально. Деньги, заработанные за годы съемок и игры в театре, пропали (кризис 92-го года), квартиры своей у него не было. Жена умерла, после смерти жилье перешло к ее внучке. Приемные дети не оставили Парфенову ничего из вещей, позволив доживать свой век в полупустой, не принадлежащей ему квартире, на старом диване.
В это трудное для известного актера время поддерживали его два родных человека – сестра Антонина и дочь Ирина.
Биография
Николай Парфёнов родился 26 июля 1912 года в селе Сергиевы-Горки Владимирской губернии (ныне Вязниковский район Владимирской области). Его отец служил помощником капитана парохода, ходившим по Волге, а мать, имея на руках шестерых детей, занималась домашним хозяйством. После Октябрьской революции отца назначили директором льномяльного завода, но вскоре он умер.
После смерти отца вся нагрузка по обеспечению семьи легла на старших братьев, Николая и Бориса, которые целый день трудились в поле, и постепенно им удалось поднять хозяйство. В начале 1930-х годов в период коллективизации семья была раскулачена.
Чтобы спасти детей, мать отправила их в Пермь, а сама была отправлена на торфоразработки. В Перми Николай и брат Борис поступили в ВУЗ, но впоследствии были отчислены. В Москве они устроились работать арматурщиками на завод «Серп и Молот», а три сестры из четырёх поступили учиться в МГУ. После получения сёстрами образования они устроились на работу, а братья подали документы на поступление в вузы. Николай поступил в студию при Московском театре им. Моссовета, тогда называвшемся театром МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов), которую окончил в 1935 году. Его однокурсником был Владимир Зельдин.
В 1935—1989 годах — актёр Государственного академического театра им. Моссовета, в котором сыграл большое число характерных ролей.
Семейная могила Парфёновых. Химкинское кладбище.
Основной герой Парфёнова — администратор-бюрократ среднего уровня: управдом, заведующий, бухгалтер, начальник поезда, замдиректора, председатель месткома, прокурор. Его персонаж бывает трусоват, ограничен, упрям, лишён чувства юмора, долго подбирает нужные слова. Но вместе с тем, герои Парфёнова никогда не остаются равнодушными к общественным проблемам и делают все, чтобы окружающая жизнь стала справедливее и стабильнее.
Парфёнов был одним из самых снимающихся актёров 1960—1980-х годов. На его счету более 130 ролей в кино. Актёр стал своеобразным рекордсменом киножурнала «Фитиль» по количеству снятых эпизодов с его участием: от самых первых выпусков (1963 — «Большой фитиль») и до последних выпусков советского периода он появлялся в кадре практически ежегодно. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет. Главными увлечениями Н. И. Парфёнова были стихи и спорт, он любил шахматы, был довольно сильным игроком.
Скончался 7 января 1999 года в Москве на 87-м году жизни. Похоронен на 59-м участке Химкинского кладбища 10 ряд 15 могила от центральной аллеи.
Семья и детство
Сергей Парфенов (фото см. выше) родился в 1958 году (8 октября) в столице Эстонии – городе Таллине. Никто в его семье не имел отношения к театральной сцене и кинематографу. Отец Сергея был военным человеком. С ранних лет он приучал сына к дисциплине и занятиям спортом. Что же касается его матери, то она много лет проработала учительницей в местной школе.
Сережа с детства проявлял интерес к искусству. Ему нравилось рисовать, танцевать и петь. Также он пробовал играть на пианино. В школе мальчик учился неплохо, играл в спектаклях, участвовал в смотрах художественной самодеятельности. Его уважали педагоги и одноклассники.
Об окупаемости фильмов
Павел Лунгин: Сейчас у меня нет ничего в производстве, потому что все производства остановлены на год из-за карантина. Я скорее пишу, сюжеты разрабатываю. Есть группы, которые уже работали у нас, мы их работу заморозили, платим определенный минимум, надо будет искать новые деньги, но пока не хочется об этом думать.
Леонид Парфенов: К сожалению, реконструкционные документальные фильмы обходятся довольно недешево, они не окупаются ни коммерчески, ни прокатом, ни чем-либо еще. Иногда встречаются люди, которые заказывают создание таких фильмов, мне на них везет. Но это все исключения, общих правил нет.
Павел Лунгин: Я могу сказать, что мне надоело делать фильмы, которые люди скорее хвалят, которые им нравятся, но на которые не ходит большая публика. Поэтому я начал думать о создании фильма с тематикой цифровизации. Я сказал себе, что могу сделать фильм, на который люди пойдут. Я проверяю себя тем самым на вшивость, на слабость.
Леонид Парфенов: Я помню, как (Сергей) Соловьев рассказывал, что на фильм «Чужая белая и рябой» никто не шел, хотя он получил какой-то приз в Венеции. И тогда он стал снимать фильм «Асса» для того, чтобы люди на него пошли.
Отдавая другим, не забывать про себя?
Николай Парфенов в последние годы жизни
Почему же актер умер в нищете? Скорее всего, виной тому обесценившиеся вклады в советских банках, когда произошла смена экономической формации. Возможно, львиная часть вкладов «сгорела». Но немаловажную роль в таком трагическом исходе сыграл и любимый театр, которому актер прослужил более полувека, но который перестал интересоваться судьбой народного любимца почти сразу после того, как тот ушел со сцены. Времена были трудные, но разве это оправдание?!
Многие, наверное, воскликнут: «Такое возможно только у нас, на Западе это исключено!» С этим нетрудно поспорить, достаточно вспомнить судьбу Поля Мориа и ряда других кумиров. Скорее всего, дело тут не в системе
Наверное, многое зависит от того, насколько правильно человек сумел распорядиться не только собственным талантом, но и собственным временем и вниманием. Можно быть кумиром многих людей одновременно, но при этом нельзя забывать и о себе, о родных и близких
И сделать все, чтобы в глубокой старости никакие «молодые львы» не вынесли все из квартиры…
А вот как это сделать? Гамлетовский вопрос…
Николай Иванович умер на руках у своей родной сестры Антонины. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя.
Семейная могила Парфёновых. Химкинское кладбищеФото: ru.wikipedia.org
Ни малейшего указания о том, что там покоится заслуженный артист России, нет. На скромном обелиске только надпись: Парфеновы.
А может, так и надо? Ведь он играл обычных, «бытовых» людей…
Актер Николай Парфенов (биография): детские годы
Родился Николай в небольшом селении под названием Сергеевы Горки Владимирской губернии. Случилось это событие в 1912 году 26 июля. Семья будущего актера была обеспеченной и дружной. Мать воспитывала шестерых детей. Иван Парфенов, отец семейства, служил помощником капитана и хорошо зарабатывал. Но после революции семейство лишилось единственного кормильца – умер внезапно отец.Оставшись одна с малолетними детьми, мать Николая не растерялась и вместе с детишками — старшему в то время только исполнилось 14 лет — занялась хозяйством. Даже старенький дедушка, живший с ними, помогал, чем мог. Казалось бы, жизнь наладилась, но очередная беда разбросала всю семью по разным уголкам страны. В 30-м году Парфеновы попали под раскулачивание. Мать сослали на Север, дети разъехались — кто во Владимир к тетке, кто в Москву.
Творчество
Роли в театре
— «Недоросль» Д.И. Фонвизина — Митрофанушка
— «Апшеронская ночь» Н.Н. Никитина — Ростиславский — Режиссер: Евсей Любимов-Ланской
— «Порт-Артур» Л. В. Никулина — молодой солдат — Режиссер: Иван Берсенев
— «Путь к победе» А.Н. Толстого — казак — Режиссер: Евсей Любимов-Ланской
— «Трактирщица» Карло Гольдони — слуга кавалера — Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Н. Темяков
— «Надежда Дурова» А.С. Кочеткова, Константина Липскерова — Режиссер: Юрий Завадский
— «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца – вахтенный матрос — Режиссеры: Юрий Завадский, С. А. Марголин, С. А. Бенкендорф
— «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре — Точильщик — Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Г. Лебедев
— «Обида» А.А. Сурова — Митька, сын кулака Возжаева, гармонист — Режиссер: Василий Ванин
— «Закон чести» А. П. Штейна, Режиссер: Юрий Завадский — Курчатов
— «Рассвет над Москвой» А.А. Сурова — Алексей Силыч Рыжов — Режиссер: Юрий Завадский, Александр Шапс
— «Чаша радости» Н.Г. Винникова — Оверя Тарас — Режиссер: В. Колесаев
— «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова — Племянников — Режиссер: Юрий Завадский, Александр Шапс
— «Товарищи москвичи» И. Б. Кашкадамова и С. Ф. Королькова — Володя — Режиссер: Юрий Шмыткин
— «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского — Шалай — Режиссер.: Юрий Завадский, Елена Страдомская
— «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Слуга банкомёта — Режиссер.: Юрий Завадский, Ирина Анисимова-Вульф
— «Большие хлопоты» Л
Ленча — секретарь парторганизации «Справкоиздата» Струнников — Режиссер: Александр Шапс
— «История одной любви» (Константин Симонов) — Капитан — Режиссер: Тенгиз Кандинашвили
— «Трое» А.М. Горького — Терентий, горбун, дядя Ильи — Режиссер: Михаил Сидоркин
— «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты — Степкин — Режиссер: Юрий Завадский
— «Летом небо высокое» Н.Е. Вирты — Ермаков, пенсионер — Режиссер: Юрий Завадский
— «Осторожно, листопад!» С.В. Михалкова — Сосед — Режиссер: Оскар Ремез
— «Антеи» Н. Я. Зарудного — Матвей Рябой — Режиссер: Юрий Завадский, М.Г. Ратнер
— «Обручальное кольцо» А.В
Софронова, Реж. А.Л. Шапс — Иванов Иван Петрович
— «Они сражались за Родину» (Михаила Шолохова) — Некрасов — Режиссер: Алексей Зубов
— «Шторм» (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ) В.Н. Билль-Белоцерковского — продразверстник — Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Алексей Зубов
— «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Кох — Режиссер: Юрий Завадский
— «Спектакль-концерт» Б.В. Яковлева
— «Рим, 17, до востребования» Н. Я. Зарудного — Пуд Пётр Степанович — Режиссер: Алексей Зубов
— «Третьего не дано» В. Азерникова — Золотухин — Режиссеры: Юрий Завадский, И.А. Данкман
— «Возможны варианты» В. Азерникова — Дядя от тёти Зины — Режиссер: Павел Хомский
— «День приезда — день отъезда» В.К. Черных — Самсонов, начальник участка — Режиссер: Юрий Завадский, Павел Хомский
— «Братья Карамазовы», по роману Ф. М. Достоевского — Трифон Борисыч, хозяин постоялого двора — Режиссер: Павел Хомский
— «Цитата» Л. Г. Зорина — Бобров — Режиссер: Павел Хомский
Радиоспектакли
- «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам» (Валентин Азерников) — дядя от тёти Зины
- «В пути» (по мотивам рассказов Константина Паустовского) — Иван Лукич
- «За Быстрянским лесом» (по мотивам романа Василия Шукшина «Любавины») — Елизар
- «Пятый день осенней выставки» (Евгений Носов) — Иван Тихонович
- «Народ бессмертен» Василий Гроссман — Родимцев
- «Четыре ступеньки вниз» А.Кулик — Фурлетов
- «Разгром» (Александр Фадеев) — Морозка
Список фильмов Николай Парфёнов
1992
- ОтшельникАктер (начальник ЖЭКа)
- Давайте без фокусов…Актер (сосед Грицаюк)
- На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дождиАктер (полковник Петренко)
- Официант с золотым подносомАктер (охранник)
1991
- Щен из созвездия «Гончих псов»Актер
- Маэстро с ниточкойАктер (завклубом)
- Плащаница Александра НевскогоАктер
- Пять похищенных монаховАктер (посетитель тира)
1989
- Князь Удача АндреевичАктер (Илларион Северьянов)
- Мой муж – инопланетянинАктер
- Частный детектив, или Операция «Кооперация»Актер (чиновник)
1988
- ЦитатаАктер (Бобров)
- Гулящие людиАктер
- Вам что, наша власть не нравится?Актер (сторож на кладбище)
- Радости земныеАктер
1983
- Духовой оркестр / Duhovoy orkestrАктер
- Человек на полустанкеАктер (Скрыпник)
- ВзяткаАктер
- Витя Глушаков – друг апачейАктер (инспектор электросчетчиков)
- Слезы капалиАктер (Кузякин)
1982
- Операция на сердцеАктер (Кочетков)
- Не ждали, не гадалиАктер (раздражённый сосед)
- Профессия – следовательАктер (представитель ЖЭКа)
- Инспектор ЛосевАктер (начальник охраны)
- Инспектор ГАИАктер (Василий Кириллович)
- ЧародеиАктер (начальник поезда)
1980
- Желаю успехаАктер
- Вечерний лабиринтАктер (гардеробщик)
- Ночное происшествиеАктер (начальник колонны таксопарка)
- Мы, нижеподписавшиесяАктер (кондуктор)
- Гражданин ЛешкаАктер (метрдотель)
1978
- Близкая дальАктер (Василий Кузьмич Буланов)
- Срочный вызовАктер (Егор Пацайкин)
- Последний шансАктер: Хроника, В титрах не указан (Нефёдов, в титрах не указан)
1977
- ДобротаАктер
- Гонки без финишаАктер
- Есть идея!Актер
- По семейным обстоятельствамАктер (Трошкин)
- И это все о немАктер (Суворов)
1975
- Ольга СергеевнаАктер (Филипченко)
- Ау-у!Актер (моряк)
- ПузырькиАктер (физрук)
- Алмазы для МарииАктер
- АфоняАктер (Борис Петрович Фомин)
1974
- ЕралашАктер
- В восемнадцать мальчишеских летАктер (Петр Константинович, библиотекарь лётного училища)
- Кыш и ДвапортфеляАктер (Бузукин Николай Иванович, заведующий лабораторией-вивария)
- Свой пареньАктер
- СовестьАктер (сослуживец Кудрявцева)
- ДачаАктер
1973
- Эффект РомашкинаАктер
- Ни слова о футболеАктер
- Неисправимый лгунАктер (прохожий)
- Нейлон 100%Актер
- Высокое звание: Я – Шаповалов Т.П.Актер: Хроника, В титрах не указан (начальник патруля, в титрах не указан)
1972
- ШтормАктер (продразверстник)
- Без трех минут ровноАктер
- Самый последний деньАктер (Петрович)
- Любимые страницыАктер: Хроника, В титрах не указан (Пришибеев, в титрах не указан)
1970
- Денискины рассказыАктер (отдыхающий на скамеечке в парке)
- Красная площадьАктер
- Серебряные трубыАктер
- Вас вызывает ТаймырАктер (разгневанный мужчина)
- Сохранившие огоньАктер (начальник станции)
1969
- Вчера, сегодня и всегдаАктер (ведущий дискуссии о моде)
- Последние каникулыАктер (контролер в электричке)
- ТроеАктер (Терентий)
- ВальсАктер (Фёдор Семёнович)
1968
- Урок литературыАктер (Пантелей Иванович, завхоз школы)
- КрахАктер (Порфирий Игнатьевич)
- Наши знакомыеАктер (сотрудник милиции)
- Семь стариков и одна девушкаАктер (Сухов)
- Братья КарамазовыАктер (буфетчик)
- Служили два товарищаАктер (белый офицер)
1965
- Двадцать лет спустяАктер
- Дети Дон-КихотаАктер (Афанасий Иванович)
- Тридцать триАктер (Прохоров)
- Дайте жалобную книгуАктер (Иван Семенович Постников)
1964
- Верьте мне, людиАктер (начальник колонии)
- ПредседательАктер (секретарь райкома Клягин)
- Ко мне, Мухтар!Актер: Хроника, В титрах не указан (проводник Губарев, в титрах не указан)
1963
- Первый троллейбусАктер (усатый водитель)
- Большой «Фитиль»Актер (Иван, новелла «Дачурка»)
- При исполнении служебных обязанностейАктер (Иван Иванович)
- ТишинаАктер
Биография
С детства Парфенов проявлял особую любовь к литературе и к шестому классу уже освоил всю школьную программу. Точные науки молодому человеку не поддавались, но в литературе и истории он всегда преуспевал. В 1977 году молодой человек поступил в университет имени Жданова, выбрав профессию журналиста. После успешного окончания университета он успел поработать журналистом во многих печатных изданиях, после чего начал покорять телевидение.
Изначально Леонид работал на местных телеканалах, но его талант постепенно стал давать отголоски и по центральному телевидению. Переломным моментом в карьере тележурналиста стала его авторская программа «Намедни», которая сделала его популярным по всему СССР. Пиком его телевизионной карьеры стала работа на Первом канале и НТВ. За время работы на телеэкране, Леонид успел получить множество наград, в том числе премию «ТЭФИ».
После успешной работы на телевидение, Парфенов стал заниматься собственными проектами. Сейчас он пишет книги и снимает документальные фильмы, получающие большой отклик от его читателей и зрителей.
Парфенов с женой
Из арматурщика в артисты
Николай с братом Борисом устроились арматурщиками на завод «Серп и молот», сестры учились. Мария и Антонина окончили МГУ, Борис — пединститут имени Крупской, Евдокия стала историком, и только Анна решила посвятить себе семье и воспитанию детей. Кадр из фильма «Семь стариков и одна девушка»
А вот Николая манил театр. С первой же попытки ему удалось поступить в театральную студию при театре Моссовета, и в 1935 году его приняли в труппу этого театра. Забегая вперед, можно сказать, что Николай Иванович прослужил в театре почти 60 лет…
Еще до выпуска из студии Парфенов женился. Его избранницей стала актриса Ольга Васильева, но этот брак, несмотря на рождение дочери Ирины, довольно быстро распался и принес молодому папе больше разочарования, чем радости. Он вообще стал избегать женского общества, но любил повторять, что его спутницей теперь навсегда стала профессия.
А постигал ее молодой актер не только с помощью мастеров сцены, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов (с ними он играл в одних спектаклях), но и на практике. С этой целью в свободное от репетиций и спектаклей время он часто пропадал на Черемушкинском рынке, недалеко от которого жил. Часами бродя по торговым рядам, он присматривался к людям, к их поведению, жестам, мимике. Это была неплохая школа…
Мечты сбываются
В столице пришлось устраивать свою судьбу Николаю вместе с братом Борисом. Они устроились на завод «Серп и молот», но должности арматурщиков совсем их не устраивали. Николай Парфенов — актер уже тогда бредил миром искусства — ждал удобного случая, чтобы поступить в театральное училище. Все его братья и сестры получили образование, только сестра Анна посвятила себя семье. Борис стал педагогом, Антонина получила диплом МГУ, Мария окончила химфак. Николай при первой возможности попытал счастья и предстал перед приемной комиссией театральной студии Моссовета. Неотесанный, простоватый, но полный желания играть паренек так насмешил преподавателей, что они не смогли отказать ему. Мечта Коли сбылась, он был зачислен в студию, и перед ним открылась дорога в царство театра.
Дети
У мужчины имеется сын и дочь. Оба учились за границей, и связывать свою жизнь с профессией журналистов, не хотят. Сына Парфенова зовут Иван. Он учился в Англии и Германии, получил экономическое образование в Миланском университете. Недавно Иван обручился со своей девушкой и сделал это очень романтично, в День святого Валентина. Дочь Мария окончила школу Британского совета в Италии и собирается заниматься бизнесом, связанным с обустройством гостиниц и ресторанов.
Елена отзывается о муже, как об очень заботливом отце. С ее слов он всегда помогал по дому, стирал пеленки, гладил, как бы ни был загружен работой, всегда находил время для сына и дочки.