День лицея — 19 октября. сценарий

Цели учебного заведения. Программа

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 12 (24) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М. М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.[источник не указан 2171 день] Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус.
В —1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

История учреждения и традиции празднования даты

Всероссийский день лицеиста прочно вошел в жизнь россиян еще в 90-х годах, до этого он отмечался негласно, поскольку ему не придавали особого значения. Именно в этот период на территории России стали открываться первые за долгие годы лицеи, чей образовательный план был полнее и углубленней школьного. Конечно, большинство мероприятий организуется на родине учреждений — в петербургском Пушкине, бывшем Царском селе. Иногда комплекс информационных и развлекательных мероприятий столь обширен, что на его реализацию необходимо несколько дней. За это время учредители и спонсоры открывают тематические выставки, проводят научные конференции, семинары, вручение художественных премий.

Воспитанники лицеев по обычаю собираются в стенах родного заведения, чтобы вновь встретиться с одноклассниками и преподавателями, распаливших в них тягу к знаниям. Для виновников торжества действующие ученики подготавливают творческие концерты и капустники.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища – Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт…

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники – Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский Александровский лицей, в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом – «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры – сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

Уехавшие

Через несколько месяцев после выпуска в Могилеве погибнет поэт 73-го курса Влас Данилов. В декабре 1917 года под Таганрогом убьют Михаила Неклюдова, в 1918м под Ростовом — Бориса Климонтовича, там же в 1919м умрет от холеры граф Николай Граббе. Сын известного армянского общественного деятеля Григорий Султан-шах Гирей убит в Армении в 1919 году на бронепоезде. В 1920 году под Каховкой смерть нашла участника Белого движения Михаила Киселевского. В ноябре-декабре того же года в Крыму расстрелян большевиками Сергей Хвостов…

За редким исключением все выпускники последнего лицейского курса оказались в эмиграции. Многие были непримиримыми противниками советской власти. Некоторых, как Михаила Семенова, ненависть к Советам настолько ослепила, что во время Второй мировой войны он занимался подготовкой добровольцев для заброски в советский тыл. Принял германское подданство, дослужился до полковника…

Но для большинства лицеистов на этой войне не было альтернативы. Дмитрий Александрович Голицын воевал с фашистами в составе французского кавалерийского полка, награжден орденом Почетного легиона.

Николай Максимилианович Гамильтон служил начальником разведки дивизии на Ленинградском фронте.

Редактор первой русской фронтовой газеты Андрей Кайсаров погиб в бою

Николай Николаевич Давыдов, правнук Дениса Давыдова, в 1942 году вступил в партизанский отряд «За Родину».

А из тех, кто не воевал, но кого обязательно нужно вспомнить в год 100-летия последнего выпуска — и религиозный философ, поэт, прозаик, литературный критик, мемуарист Николай Дмитриевич Татищев; и писатель, исследователь Африки Александр Гвидонович Больто фон Гогенбах; и киноактер Иван Васильевич Лебедев — благодаря благородной внешности и изысканным манерам он был очень востребован на роли русских аристократов и авантюристов, снялся во многих известных американских фильмах, в том числе в «Снегах Килиманджаро».

День лицеиста – откуда взялся праздник

История возникновения этого праздника очень
интересна. В далеком 1811 году был открыт известный Императорский
Царскосельский лицей. Хотя по приказу Александра Первого учрежден он был
официально для просвещения и воспитания детей знати и дворян Российского
государства, предполагалось, что обучаться в нем будут два младших
императорских брата, Михаил и Николай.

Под них и создавалась программа, которая включала в
себя такие дисциплины:

  • математика;
  • физика;
  • этика и этикет;
  • иностранные языки;
  • гимнастика;
  • изящные искусства.

Планы по образованию императорской родни так и не
осуществились. Зато лицей остался и стал подготавливать для России
государственных деятелей и чиновников высшего ранга. Принимались в него
подростки раз в три года и проходили обучение в течение шести лет.

 Первый выпуск
оказался самым успешным и знаменательным, он подарил государству таких талантливых,
прославленных людей, как всемирно известный поэт Пушкин, декабрист Пущин,
канцлер Горчаков, мореходец Матюшкин и др. Позже еще немало выпускников лицея
стали известными деятелями, оставившими значимый след в развитии России, но
тот, первый, выпуск оказался самым уникальным и плодотворным.

История Царскосельского лицея


Всероссийский день лицеиста — прекрасный повод заглянуть на страничку истории.

Учебное заведение, подарившее миру отточенный талант А.С. Пушкина, появилось в нашей стране в 1811 году благодаря неординарности мышления государственного деятеля М.М Сперанского. Да-да, это тот самый известный реформатор, выступавший за уравнение социальных классов в правах. Стараниями Сперанского царь Александр I подписал в августе 1810 года указ о создании Императорского Царскосельского лицея. Предназначалось это заведение для обучения дворянских отпрысков с целью пополнения в будущем государственных чиновничьих рядов.

Лицей являлся исключительно мужским учреждением. Его воспитанникам было от силы 12 лет. В учебном заведении шла подготовка всего лишь 30-ти мальчиков, зато период обучения совпадал по длительности со сроками в современном ВУЗе – 6 лет. Императорский Царскосельский лицей служил для учащихся и местом получения образования, и школой жизни, и домом. Воспитанник обязан был находиться в пределах заведения все годы обучения, включая выходные, праздники и каникулы.

Суровые условия? Может быть, но такая особенность укрепляла дружбу между лицеистами, закаляла духовно, приучала к самостоятельности. Поднимались воспитанники с зарей – в 6.00 утра, ложились в 10 вечера. Встреча нового дня и отход ко сну сопровождались молитвой. Распорядок был построен таким образом, что мальчики успевали и на занятиях побывать, и подготовить домашнее задание, и повторить пройдённое, и погулять, и отдохнуть. А.С. Пушкин находился в числе первых выпускников учебного заведения. Учился он плохо (4-е место с конца в итоговом табеле по успеваемости), но, несмотря на это, после окончания обучения воспел родной лицей ни в одном поэтическом произведении. Именно там, в Царском селе у Александра Сергеевича проявился литературный талант. К точным же наукам, например, арифметике у «пиита» не обнаружилось не малейшей способности. Есть некоторые сведения о том, что у Пушкина по математике в табеле красовался… ноль.


Касательно судьбы лицея: в Царском селе учебное заведение просуществовало 32 года. В 1843 году оно переехало в Петербург и получило новое название — Александровский. А спустя 75 лет Императорский Царскосельский лицей закрыли по инициативе организации «Совет Народных Комиссаров». Правда, здание не осталось брошенным: в его стенах расположился Пролетарский политехникум. Так как бывшие ученики лицея принадлежали к дворянскому сословию, то есть «белым», репрессий многим из них избежать не удалось.

К своим культурным истокам Императорский Александровский лицей вернулся по воле судьбы в 1974 году, когда в первом здании учебного заведения, что в Царском селе, (ныне город Пушкин) открылся музей. Сегодня учреждение это – своего рода «машина времени», очутившись в которой, можно перенестись на десятки лет назад, в прошлое, увидеть своими глазами, как жили воспитанники, окунуться в атмосферу пушкинской эпохи. И не только пушкинской, ведь Александровский лицей окончил еще один знаменитый литератор – писатель Михаил Салтыков-Щедрин.

Современные лицеи, по мнению многих граждан нашей страны – обычные образовательные учреждения, не имеющие существенных отличий от ПТУ. Ведь красивое название само по себе ничего не дает – уж тем более не влияет на качество и уровень преподавания. Это в большинстве случаев действительно так. Хотя изначально создание лицеев на старте XX века ставило определенные цели, в частности, осуществление творческого партнерства учителя и учащегося, пропаганда и утверждение моральных и общечеловеческих ценностей. Давайте пожелаем лицеистам, чтобы процесс обучения был плодотворным, соответствуя выше перечисленным тезисам. Как не крути, а молодежь – будущее страны!

Мы от души поздравляем всех учеников лицеев с праздником, с Всероссийским днем лицеиста!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: праздник 19 октября,
Всероссийский день лицеиста

Исток культуры русской: как развивалась деятельность учреждения

В августе 1810 года Александр Первый подписал указ, регламентирующий создание Царскосельского лицея, в котором планировалось обучать исключительно детей дворян. Император полагал, что первыми студентами должны стать Николай и Михаил, младшие братья правителя, но Отечественная война 1812 года отодвинула эту идею на второй план. Программу обучения разработал граф Михаил Сперанский. Уже спустя год лицей официально открыли, а дату этого события,- 19 октября (по старому стилю — 31 октября), стали считать праздничной.

К учебе принимали мальчиков 10-14 лет из семей высокопоставленных чиновников. Два курса по три года студентов обучали ряду основополагающих дисциплин:

  • Нравственные науки — история, этика, правоведение, Божий закон, логика;
  • Математические — физика, математика, статистика;
  • Словесные — родная словесность, латынь, французский и немецкий языки;
  • Искусство — фехтование, плавание, езда верхом на лошади, танцы, рисование и чистописание.

Царскосельский лицей стал для студентов местом обучения, досуга и проживания. Условия содержания были достаточно суровы: ранний подъем, строгий режим дня, обязательные утренние и вечерние молитвы. Во время каникул и праздников воспитанники обязаны были оставаться на территории имения.

Спустя 34 года заведение переехало в Петербург и сменило название на Александровское. В 1918 году организацию закрыли решение Совнаркома. В опустевшем здании открыли новый техникум, а Царскосельская библиотека переквалифицировалась в Уральский государственный университет.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский

, известный государственный деятель во время александровского царствования.

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года.

Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года.

Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14.

Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

Дуэль и смерть

В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Поэт был глубоко оскорблен, поскольку это звание давали лишь неоперившимся юнцам, а ему было уже тридцать пять. В то же время титул камер-юнкера давал доступ ко двору, а Николай желал, чтобы Наталья Пушкина присутствовала на императорских балах. Что касается самой Натали, которой было всего двадцать два года, она страстно желала танцевать, блистать и ловить на себе восхищенные взгляды.

Пока император платонически ухаживал за Натальей Николаевной, Александр Сергеевич тщетно пытался поправить финансовые дела. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако все его проекты оказались убыточными, а долг перед казной все возрастал.

1836 год оказался несчастливым для Александра Сергеевича. Он много работал, пытаясь разобраться с долгами. Весной умерла его мать, и поэт очень горевал. Далее последовали сплетни, связанные с именем Натальи Николаевны и гвардейцем-французом бароном Дантесом, который без стеснения ухаживал за супругой Пушкина.

Первая дуэль стараниями друзей поэта все же не состоялась, хотя Александр Сергеевич готов был с оружием в руках защищать честь своей Натали, в верности которой был абсолютно уверен.

Вскоре по столице вновь поползли слухи, да и сам Геккерн интриговал против Пушкина и его жены, стараясь опорочить обоих. Взбешенный поэт отправил послу оскорбительное письмо. Геккерн не имел возможности лично драться на дуэли, поскольку это означало крах его дипломатической карьеры, и Дантес, выступая в защиту своего приемного отца, вызвал Александра Сергеевича на дуэль.

Роковая встреча противников состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Пуля, выпущенная французом, пробила шейку бедра и попала в живот Пушкину. Это и стало причиной смерти поэта, поскольку в то время такое ранение было неизлечимо. Два дня прожил Александр Сергеевич в страшных мучениях.

Не теряя мужества и присутствия духа, Пушкин переписывался с императором, который пообещал взять на себя заботу о его семье, исповедался священнику, попрощался с близкими и скончался 29 января (10 февраля – по новому стилю) 1837 года.

Отпевали солнце русской поэзии в церкви Спаса Нерукотворного Образа, а похороны состоялись 6 февраля в Святогорском монастыре. Могила поэта, согласно его желанию, расположена рядом с могилой матери.

После смерти Пушкина благодарные потомки воздвигли множество памятников в его честь. Только в Петербурге и Москве их насчитывается около сорока.

Литература

  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. — СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н.Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг. Тт. I—III. — СПб., 1912—1913.
  • Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., Лениздат, 1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 с. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
  • Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 с. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
  • И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. — СПб., 1992.
  • Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз… — М., 1991.
  • Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817 гг.): Историко-педагогический очерк. — М., 1999.
  • Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 с. — ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
  • Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — М.: Вита Нова, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93898-151-5 — Тираж: 1200 экз.
  • Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. — М.: Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector