Первые военные автомобили царской россии

Первые автомобили в России с ДВС

По сведениям некоторых историков-исследователей, первый автомобиль с ДВС был сконструирован в 1882 году в маленьком городке на Волге. Авторами машины были инженеры Путилов и Хлобов. Однако официальных документов, достоверно подтверждающих этот факт, так найдено и не было. Поэтому считается, что самые первые автомобили в России, оснащенные жидкотопливными двигателями, были ввезены из-за границы.

В 1891 году Василием Навороцким, работавшим редактором одной из одесских газет, в Россию был ввезен французский автомобиль «Панар-Левассор». Получается, что впервые в нашей стране бензиновый автомобиль увидели жители Одессы.

До столицы Российской Империи прогресс в виде бензиновых авто дошел только спустя 4 года. 9 августа 1895 года Санкт-Петербург увидел первую бензиновую самодвижущуюся машину. Немногим позже в столицу привезли еще несколько таких автомобилей.

Видимо, появление импортных образцов на мировом рынке подтолкнуло к действию и отечественных инженеров-конструкторов.

Пионеры русского автомобилестроения.

В 2016 году российские автомобилисты отметили 120-летие отечественного автотранспорта. Начало этому знаменательному событию было положено Постановлением Министра путей сообщения царской России от 11.09.1896 г., которое определяло условия и порядок перевозки пассажиров и тяжестей в самодвижущихся экипажах. А вот началом автомобильной эпохи в целом принято считать 1895 г., когда К.Бенц и чуть позже его соотечественник Г.Даймлер построили самодвижущие экипажи с бензиновым ДВС. Впрочем, это не явилось заслугой одного-двух человек. Без гениальных разработок изобретателей всего мира более раннего периода, в том числе и выдающихся русских механиков, нельзя представить развитие технической мысли в области автомобилестроения. Среди основоположников русского автомобилестроения исследователи называют В.П.Гурьева, выпустившего в 1836 году свою работу “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. Под “сухопутными пароходами” Гурьев подразумевал паровые автомобили, т.к. автомобилей с ДВС еще не было. Не будучи конструктором автомобилей, он внес большой вклад в развитие стратегии автомобилизма. Другие исследователи склонны считать, что пионерами русского автомобилестроения были: крепостной-самоучка Леонтий Шамшуренков и выдающийся механик Иван Кулибин. Свою самобеглую коляску Л.Шамшуренков продемонстрировал 1.11.1752 г. Это была четырехколесная коляска, которую приводили в действие два человека посредством устройства, похожего на ворот. Экипаж мог перевозить двоих пассажиров со скоростью 15 км в час. К сожалению, гениальное устройство отдали придворным для развлечений. Не менее выдающимся изобретением явился трехколесный педальный самоходный экипаж И.П.Кулибина, который он продемонстрировал в 1791 году на улицах Петербурга. Самокатка Кулибина имела практически все основные узлы автомобиля: перемену передач, рулевое управление, подшипники качения, тормозное устройство и развивала скорость до 16,2 км в час. В 1801 году мастер с Урала Артамонов построил двухколесную самоходную коляску — первый педальный самокат, ставший прообразом будущего велосипеда. В 1830 г. К.Янкевич изобрел колесный самоходный экипаж с паровым двигателем “Быстрокат”, скорость которого достигала 30 км в час. Однако, тяжелые и громоздкие паровые установки не давали возможности построить простую компактную машину. Необходимо было создать мощный, быстроходный и легкий двигатель. Таким источником мощности стал ДВС.

Применение паровых машин на практике.

Машина Ньюкомена вскоре стала известна повсюду и, в частности, была усовершенствована, разработанной Джеймсом Уаттом в 1765 году системой двойного действия. Теперь паровая машина оказалась достаточно завершенной для использования в транспортных средствах, хотя из-за своих размеров лучше подходила для стационарных установок. Уатт предложил свои изобретения и в промышленности; он построил также машины для текстильных фабрик.

Первая паровая машина, используемая в качестве средства передвижения, был изобретена французом Николя Жозефом Куньо, инженером и военным стратегпм-любителем. В 1763 или 1765 году он создал автомобиль, который мог перевозить четырех пассажиров при средней скорости 3,5 и максимальной – 9,5 км/час. За первой попыткой последовала вторая – появился автомобиль для транспортировки орудий. Испытывался он, естественно, военными, но из-за невозможности продолжительной эксплуатации (непрерывный цикл работы новой машины не превышал 15 минут) изобретатель не получил поддержки властей и финансистов. Между тем в Англии совершенствовалась паровая машина. После нескольких безуспешных, базировавшихся на машине Уаттa попыток Мура, Вильяма Мердока и Вильяма Саймингтона, появилось рельсовое транспортное средство Ричарда Тревисика, созданное по заказу Уэльской угольной шахты. В мир пришел активный изобретатель: из подземных шахт он поднялся на землю и в 1802 году представил человечеству мощный легковой автомобиль, достигавший скорости 15 км/час на ровной местности и 6 км/час на подъеме.

Паровая Карета Гарни

Карета Хилла

Паровая карета


Превью — увеличение по клику.

Приводимые в движение паром транспортные средства все чаще использовались и в США: Натан Рид в 1790 году удивил жителей Филадельфии своей моделью парового автомобиля. Однако еще больше прославился его соотечественник Оливер Эванс, который спустя четырнадцать лет изобрел автомобиль-амфибию. После наполеоновских войн, во время которых «автомобильные эксперименты» не проводились, вновь началась работа над изобретением и усовершенствованием паровой машины. В 1821 году ее можно было считать совершенной и достаточно надежной. С тех пор каждый шаг вперед в сфере приводимых в движение паром транспортных средств определенно способствовал развитию будущих автомобилей.

В 1825 году сэр Голдсуорт Гарни на участке длиной 171 км от Лондона до Бата организовал первую пассажирскую линию. При этом он использовал запатентованную им карету, имевшую паровой двигатель. Это стало началом эпохи скоростных дорожных экипажей, которые, однако, исчезли в Англии, но получили широкое распространение в Италии и во Франции. Подобные транспортные средства достигли наивысшего развития с появлением в 1873 году «Реверанса» Амедэ Балле весом 4500 кг и «Манселя» – более компактного, весившего чуть более 2500 кг и достигавшего скорости 35 км/час. Оба были предвестниками той техники исполнения, которая стала характерной для первых «настоящих» автомобилей. Несмотря на большую скорость кпд паровой машины был очень маленький. Болле был тем, кто запатентовал первую хорошо действующую систему рулевого управления, он так удачно расположил управляющие и контрольные элементы, что мы и сегодня это видим на приборном щитке.

транспортное средство Болле-Марселя

Машина Бордино


Превью — увеличение по клику.

Несмотря на грандиозный прогресс в области создания двигателя внутреннего сгорания, сила пара все еще обеспечивала более равномерный и плавный ход машины и, следовательно, имела много сторонников. Как и Болле, который построил и другие легкие автомобили, например Rapide в 1881 году со скоростью движения 60 км/час, Nouvelle в 1873 году, которая имела переднюю ось с независимой подвеской колес, Леон Шевроле в период между 1887 и 1907 годами запустил несколько автомобилей с легким и компактным парогенератором, запатентованным им в 1889 году. Компания De Dion-Bouton, основанная в Париже в 1883 году, первые десять лет своего существования производила автомобили с паровым двигателями и добилась при этом значительного успеха – ее автомобили выиграли гонки Париж-Руан в 1894 году.

Машина Хенкока

Трехколесник Пекори


Превью — увеличение по клику.

Успехи компании Panhard et Levassor в использовании бензина привели, однако, к тому, что и De Dion перешел на двигатели внутреннего сгорания. Когда братья Болле стали управлять компанией своего отца, они сделали то же самое. Затем и компания Chevrolet перестроила свое производство. Автомобили с паровыми двигателями все быстрее и быстрее исчезали с горизонта, хотя в США они использовались еще до 1930 года. На этом самом моменте и прекратилось производство и изобретение паровых машин

Военные коляски Бориса Луцкого

Всю свою сознательную жизнь Борис Григорьевич Луцкой жил и работал в Германии, где его имя затерялось на фоне легендарных немецких изобретателей, но в России ему придавали ореол одного из самых талантливых отечественных конструкторов автомобилей и двигателей.

Свою деятельность Луцкой начал в 1899 году со сборки простейших моторных колясок. Когда же его фирма прогорела, изобретатель направил письмо российскому военному представителю в Берлине, где писал:

На самом деле Борис Григорьевич не придумал ничего иного, как использовать для этой цели свой четырехколесный «самокат» с моторчиком в полторы лошадиные силы, на который водрузил пулемет и ящик с патронами.

Схема одноместной пулеметной коляски с подписью изобретателя

Дорожная коляска Луцкого модели А, собранная в Берлине. 1899 год

Вряд ли он не знал, что в 1897-м русский изобретатель Двиницкий предлагал Артиллерийскому комитету построить подобную машину для несения малокалиберного вооружения, а год спустя такую «тачанку» построил англичанин Фредерик Симмс. В 1900 году русские военные чины осмотрели две боевые коляски Луцкого, но отказались от них, не выплатив изобретателю договорные 4000 рублей. С тех пор он стал играть роль коммивояжера и вольнонаемного самородка, работавшего с немецкими компаниями Daimler, Stoewer, Argus и другими.

Первый двигатель внутреннего сгорания

Стационарный одноцилиндровый двигатель Отто

Для того чтобы рассказать историю развития автомобиля, надо начать с двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно он является ключевым элементом любого автомобиля. ДВС служит для преобразования энергии сгорания топлива в механическую работу. В качестве топлива обычно используется бензин или дизельное топливо. Итак, краткая история ДВС по годам:

1807 — Франсуа Исаак де Ривас из Швейцарии разработал и собрал первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Этот поршневой двигатель работал на водороде и имел искровое зажигание. В том же году, изобретатель установил свой мотор на карету, таким образом первый примитивный автомобиль был создан еще в начале 19-го века.

1824 — инженер Сэмюэль Браун адаптировал паровой двигатель Ньюкомена под работу на водороде. Между тем, его двигатель имел водяное охлаждение и мощность около 4 л.с.

1858 — изобретатель из Франции Ленуар Этьен собрал ДВС с искровым зажиганием, который работал на угольном газе. В отличие от предшественников, французу удалось сделать свою разработку коммерчески успешной. Его двигатель мощность 12 л.с. использовался в промышленности, а также как лодочный двигатель.

1862 — француз Альфонс Бо де Роша запатентовал, но не построил четырехтактный ДВС.

1876 — Николаус Август Отто изобрел, а затем запатентовал успешный четырехтактный двигатель. Этот мотор был экономичнее и мощнее предшественников. Между тем, изобретение Отто стало исторически значимым. Именно его конструкция легла в основу всех последующих ДВС на жидком топливе.

1885 — Готлиб Даймлер сконструировал бензиновый двигатель в привычном для нас понимании. Этот агрегат имел вертикальное расположение цилиндра и карбюратор. Установка последнего совершило революцию в двигателестроении. Достаточно экономичный и компактный карбюраторный ДВС как нельзя лучше подходил для самоходных транспортных средств.

Первые дореволюционные русские автомобили с ДВС.

Создателями первого русского двухместного автомобиля с ДВС стали Е.А.Яковлев, занимавшийся выпуском ДВС, и П.А.Фрезе — владелец каретных мастерских. Испытание автомобиля произошло в мае 1896 г. Машина мощностью 2 л.с. имела двухместный кузов, максимальную скорость- 20 км в час. В 1902 году на предприятии Фрезе был создан первый российский автомобиль с расположением двигателя спереди, с мотором 8 л.с., с карданной передачей и пневматическими шинами. Однако из-за конкуренции иностранных фирм серийный выпуск отечественных машин не удавался. Первым предприятием, начавшим выпускать русские автомобили с отечественными деталями, была автомобильная мастерская И.П.Пузырева. В 1911 г. предприятие выпустило модели «28-34» и «28-40», всего с 1911 по 1914г.г. на предприятии было собрано 38 машин. Автомобиль Пузырева был крепким, довольно тяжелым, с большим дорожным просветом, прекрасно подходил для российских дорог. И.П.Пузырев совершил на нем успешный пробег из Петербурга в Париж, где автомобиль произвел на всех благоприятное впечатление. К сожалению, пожар 1914 года уничтожил большую часть завода и 8 автомобилей, в результате предприятие было закрыто. С 1910 года начинает выпуск отечественных автомобилей с собственными запчастями предприятие «Руссо-Балт» в Риге. Автомобили завода неоднократно принимали участие в различных автопробегах, показывали отличные ходовые качества, выделялись изящным видом, завершенностью отделки и с честью выдерживали конкуренцию с зарубежными моделями. В это же время И.А.Фрязиновский со своей группой сумел выпустить серию спортивных и гоночных автомобилей, принесших мировую известность русской марке. Однако, в начале XX века в крестьянской России, в отличие от крупных промышленных стран, мало пользовались автомобилем. Перед войной 1914 г. было принято решение о строительстве 6 крупных заводов по выпуску отечественных автомобилей и запчастей к ним. Но этому помешала война и последовавшие революционные события.

Что такое автомобиль

Слово «автомобиль» состоит из двух частей. «Авто» – имеет греческое происхождение и означает «сам», и «мобиль» в переводе с латинского означает «движение».

Получается, что автомобиль – это устройство, которое может двигаться самостоятельно

То есть, эта конструкция должна иметь свой двигательный механизм – паровой, газовый, электрический, бензиновый, дизельный – неважно какой, лишь бы с его помощью крутились колеса. Значит, первый автомобиль в России появился именно тогда, когда изобретенная каким-то умельцем конструкция, смогла передвигаться без помощи конной тяги или мускульных усилий человека

Но все же родоначальниками отечественного автомобилестроения следует считать тех российских «левшей», которые смогли заставить двигаться свои конструкции без участия лошадей, и не упомянуть о них было бы несправедливо.

АМО: от «Фиатов» к «Автокарам»

Московский АМО в 1917 году оказался наиболее подготовленным к производству. Иностранного капитала в нём не было – вкладывались отечественные промышленники, финансисты и меценаты Рябушинские.


Сборку FIAT 15 Ter из импортных комплектов в Москве начали в 1917-м и вели до 1919-го. Лишь в 1924-м машина превратилась в АМО-Ф15

Завод был рассчитан на выпуск 3000 авто в год и был ориентирован на сотрудничество с Западом. Между французской фирмой Hotchkiss и итальянской FIAT владельцы выбрали последнюю и начали выпуск простого и надёжного грузового автомобиля FIAT 15 Ter. До 1919 года предприятие собирало автомобили из импортных комплектующих, а затем завод перепрофилировался на ремонт машин.


Во время войны в России на импортных шасси строили бронеавтомобили. «Броневик революции», с которого, как считалось, весной 1917 года на Финляндском вокзале выступал Владимир Ленин — Austin, выпущенный Путиловским заводом. Правда, знатоки говорят, что именно эта машина — 1919 года

Только в 1924 году удалось наладить выпуск грузовиков из комплектующих отечественного производства. АМО-Ф15 копировали итальянский автомобиль АМО-Ф15, выпущенный лет этак 10 назад. У 1928 году с конвейера сошло 1 000 АМО, что было для Советов бесспорной победой.

Несбывшиеся проекты


Собирать трехтонные грузовики Packard планировал завод «Аксай». Но до революции наладить их выпуск не успели

Ещё до революции в Филях в Москве начали строительство большого завода. Заработать он так и не успел – национализировали. Уже при новой власти «Промбронь» под именем 1-го БТАЗ (Бронетанковый и автомобильный завод). В 1920-х на предприятии собрали порядка 20 модернизированных «Руссо-Балтов», а позже на заводе организовали выпуск самолётов. В настоящее время этот завод известен как ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.


Реклама уважаемой в Великобритании компании Crossley, которая готова была прийти в Россию вместе с британскими кредитами

Завод «Аксай» в Ростове-на-Дону занимался выпуском сельхозтехники и ещё в 1904 выпустил пару десятков копий американских колясок Olds. Когда началась Первая мировая, предприятие получило заказ на сборку американских грузовиков Packard, которые пользовались в России огромной популярностью. Но не сложилось. Эталонный Packard прибыл в Россию только в августе 1917, а после революции все контакты с западным миром были оборваны. После национализации профиль завода сохранился, а конце XX века на предприятии собирали корейских Daewoo. Сегодня это Ростовский автобусный завод.


Ярославле собрали лишь одну или две машины Лебедь-А (Лебедев-А) по типу британского Crossley

Во время первой мировой в Мытищах при сотрудничестве с британскими финансистами и промышленниками был заложен Казенный завод военных самоходов. Предприятие было государственным, и на нём планировали производить Crossley 20/25 HP – санитарную и штабную модель. И даже на брендовой английской эмблеме появились буквы КЗВС. Но с началом войны оборудование и кредиты начали задерживаться. В результате на заводе до революции так и не было собрано ни одного авто.

В 1925 году, уже при большевиках, на предприятии начали полукустарно собирать грузовики с двигателями АМО. После Великой Отечественной завод перепрофилировали на выпуск грузовиков с дизелями конструкции GMC, а позже на заводе начали выпускать двигатели.

Кто покупал машины в 19 веке

К 1914 году в России было всего лишь 13 000 машин, а в «Московском автомобильном обществе» состояло 600 любителей. Кто же покупал первые самоходные повозки? Ошибочно мнение, что позволить себе такое удовольствие могли только члены дворянских семей и промышленники. Однозначно, импортные лимузины покупали только состоятельные люди. Но авто попроще могли приобрести и россияне среднего сословия.

Зарплаты в те времена составляли в год:

  • министры – 26 000 руб.;
  • члены Госдумы – 4 500 руб.;
  • губернаторы – 8 000 руб.;
  • профессора вузов – 4 000 руб.;
  • инженеры – 2 000–3 000 руб.;
  • учителя гимназий – 1 000 руб.;
  • приставы – 1 000 руб.;
  • квалифицированные рабочие – 400–700 руб.
  • рабочие без квалификации – 150–300 руб.

Справочно! Самым доступным транспортом тех времен был мотоцикл. Его можно было купить за 150–400 руб.

Автомобили не стали обязательным атрибутом даже состоятельных семей не по причине высокой стоимости, а из-за отсутствия соответствующих дорог и дорогого обслуживания. Кроме этого, первые самоходные повозки были ненадежными, и содержать их в работоспособном состоянии было проблематично. До 90% автовладельцев нанимали шоферов, так как не умели самостоятельно водить транспорт.

Узнайте, сколько сегодня в России платят водителям.

Рис. 9. Ломались первые машины регулярно

В среднем содержание машины обходилось в 2 500–3 000 руб. в год. Основными статьями расходов были:

  • жалование шофера – 600 руб.;
  • смена и ремонт шин – 620 руб.;
  • текущий ремонт – 250 руб.;
  • бензин – 180 руб.;
  • масло – 45 руб.;
  • налог на авто – 39 руб. (3 руб. с л. с.);
  • аренда гаража – 240 руб.

Кроме этого, ежегодно с 15 марта по 30 апреля нужно было проходить техосмотр и сменить номер.

Примечание! Сегодня самые дорогие в обслуживании автомобили обходятся владельцам в 1 000–3000 $.

Желающие научиться водить брали уроки у монтеров, которым выплачивали по 4 руб. в сутки. Но даже те, кто решался купить машину, вынуждены были ожидать до года, предварительно оплатив 30% стоимости и доставку, которая могла составлять порядка 100–200 $.

О популярных моделях авто конца 19 – начала 20 века смотрите в видео:

Германия — родина автомобиля с двигателем внутреннего сгорания

Обе машины Зигфрида Маркуса (Siegfried Samuel Marcus) не представляли с точки зрения дальнейшего технического развития никакого интереса. Не было в них и экономической целесообразности, но этот уроженец маленького немецкого городка Мальхин (Malchin) оснастил свои Motorwagen двигателями других производителей. По одним сведениям, у этого изобретателя, запатентовавшего около 130 изобретений в самых разных областях, не хватало средств для производства моторов. По другим, перебравшемуся в Вену Маркусу не хватило веры в будущее своих «экипажей», а может быть, и технических навыков.

Лавры изобретателей автомобиля достались сразу трем немцам — Карлу Бенцу, Готтлибу Даймлеру и Вильгельму Майбаху. 29 января 1886 года Карл Бенц (Carl Benz) получил имперский патент (Reichspatent 37435), а независимо от него Готтлиб Доймлер (Gottlieb Däumler), позже сменивший фамилию на Даймлер (Daimler), и Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach) представили свою версию прототипа современного автомобиля.

Наши конструкторы не были первыми, но они были самобытными. Спустя два года после появления на Нижегородской ярмарке, когда Яковлева не стало, к сожалению, его наследники не проявили должного интереса к двигателям внутреннего сгорания. Фрезе вынужден был приобретать моторы за рубежом. Русская автопромышленность на долгое время сделалась заложницей иностранного опыта.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Самые первые автомобили с паровыми двигателями

Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом.

В 1770 и 1771 году Николя-Жозеф Кюньо демонстрировал свой экспериментальный тягач артиллерийских орудий с паровым приводом fardier à vapeur (паровая телега). Такая машина могла на дороге развить скорость до четырёх с половиной километра в час, однако воды и пара в ней хватало всего на двенадцать минут движения.

Чтобы обеспечить машине движение, необходимо было наполнить котёл водой и разжечь под ним костёр, так как собственной топки в ней не было. Инженер выполнял заказ французских военных, а именно – военного министра Этьена Франсуа. Во время проведения испытаний, произошло несколько несчастных случаев, и проект был закрыт. У первого автомобиля имелись существенные минусы – неэффективная тормозная система, необходимость в частых остановках для разжигания топки, быстрое падение давления в котле.

В 1802-ом году английский изобретатель Уатт представил свой вариант автомобиля, который развивал скорость на прямой дороге до пятнадцати километров в час. В 1790-ом году американец Натан Рид представил свою модель парового автомобиля. Другой американец Оливер Эванс создал спустя ещё четырнадцать лет автомобиль-амфибию.

В девятнадцатом веке, получив широкое распространение, машины с паровым двигателем использовались для перевозки людей. Управляющий ею человек назывался водителем, тот же, кто разжигал паровой котёл, именовался шофёром. Следует отметить, что автомобили множество раз усовершенствовались, но оставались для эксплуатации очень неудобными. Самыми известными автомобилями второй половины девятнадцатого века были «Реверанс» и «Мансель». Их скорость не превышала тридцати пяти километров. Эти машины называют предвестниками первых настоящих автомобилей.

Уже после появления двигателей внутреннего сгорания, энтузиасты и почитатели автомобилей с паровыми двигателями продолжили их использование, произведя ряд усовершенствований. Удалось уменьшить время запуска двигателя до шестидесяти секунд. Известно, что до сороковых годов двадцатого века Европа и США продолжала выпускать автобусы и грузовики с паровыми двигателями, которые отличались малошумностью и плавностью хода.

Финишная черта для первого бензинового авто

История машины, собранной Фрезе и его компаньоном, закончилась быстро. В 1898 году инженер и промышленник Яковлев скончался, что, по сути, стало началом конца и для первенца отечественного автомобилестроения. Смерть компаньона вынудила Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно же, было для него крайне невыгодно. В 1910 году он продал все налаженное производство Русско-Балтийскому заводу.

Тем не менее то, что первые автомобили в России отечественного производства появились благодаря именно Фрезе и Яковлеву, навсегда вписано в историю отечественного автомобилестроения, а РБВЗ стал следующей ступенью в развитии производства российских автомобилей.

«Императорский разряд»

По словам Девятова, в Императорском гараже сразу сложились три группы автомобилей. В первый разряд — для самой царской семьи — вошли автомобили лучших европейских производителей: немецкие Мегсеdes, французские Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot.

В 1911 году для императора были закуплены два Rolls-Royce «Серебряный призрак». Этот автомобиль позиционировался как «лучший в мире». Такое название было выбрано из-за покраски в серебристый цвет и покрытия серебром отдельных деталей кузова, также из-за очень тихой работы двигателя. Это была очень надежная машина для очень богатых людей.

На Парижской автомобильной выставке в декабре 1913 года для матери Николая II — вдовствующей императрицы Марии Федоровны — был приобретен роскошный автомобиль марки Вгаsier.

К началу 1916 года «императорский разряд» насчитывал девять автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector