Плащаница христа: факты, исследования, доказательства подлинности
Содержание:
Происхождение
Изначально в поздневизантийском (начиная с XIV века) богослужении Великой субботы использовался, по-видимому, сравнительно небольшой литургический покров — «возду́х», не имевший в ходе предпасхальной службы самостоятельной функции (им покрывалось Евангелие во время «входа с Евангелием» на утрене). С течением времени, однако, этот покров превратился в самостоятельный богослужебный предмет, роль которого в богослужении Страстной седмицы значительно увеличилась. Появились особые возду́хи, предназначенные для богослужения Великой субботы, хотя довольно долго их вынос совершался во время того же входа на утрене. После него плащаницу возлагали на престол, где она оставалась в течение послепасхального периода (сначала на протяжении Светлой седмицы, затем — вплоть до отдания Пасхи). Сам термин «плащаница» в этом контексте начинает употребляться в русских богослужебных книгах с конца XVI века.
Дальнейшее развитие обрядов, связанных с плащаницей, происходило прежде всего в соборах и монастырях. Требования Устава, действующего в русской церкви и по сей день, сохраняли изложенный выше порядок (плащаница выносится из алтаря на утрене Великой субботы), однако в действительности священнодействия с плащаницей все более усложнялись. На практику русской церкви в этом отношении оказывала влияние практика восточных православных церквей (на которую, в свою очередь, могли влиять католические богослужебные традиции). Плащаница постепенно приобрела ту же роль, которую в других случаях имеет икона того или иного праздника. Её стали выносить из алтаря не в конце утрени Великой субботы, а ранее, причём размещали её посреди храма (или перед царскими вратами) для поклонения и целования.
Ещё в конце XIX века, по наблюдениям А. А. Дмитриевского, в России существовали разные традиции выноса плащаницы. В некоторых местах (включая Успенский собор Московского Кремля) вынос и положение плащаницы на символическом «гробе Господнем» совершались вне богослужения, перед вечерней Великой пятницы. Однако общепринятой стала практика, совпадающая с обыкновением церквей православного Востока: плащаница выносится в конце вечерни, во время пения последней стихиры «на стиховне» или (чаще всего) тропарей «Благообразный Иосиф…». Изображая помазание тела мертвого Христа благовониями, плащаницу иногда помазывают ароматическими маслами. Молящиеся совершают перед плащаницей поклонение, целуя раны изображенного на ней мертвого Христа («на целование плащаницы» положено петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»).
На утрене Великой субботы пение (или чтение) надгробных «похвал» совершается перед плащаницей. Во время пения Великого славословия священнослужители совершают каждение плащаницы, затем с пением Трисвятого начинается крестный ход. Плащаницу поднимают и обносят кругом храма (причём под плащаницей, которую несут священники или причетники, идет настоятель храма, держащий в руках Евангелие). Этот крестный ход представляет собой развитие упоминавшегося выше входа с Евангелием на утрене Великой субботы, однако после него плащаница не уносится в алтарь: её подносят к царским вратам и возвращают на её место посреди храма. Там она пребывает до позднего вечера Великой субботы. Непосредственно перед пасхальной заутреней, во время полунощницы, плащаницу уносят в алтарь (обыкновенно во время пения ирмоса «Не рыдай Мене, Мати») и полагают на престол, где она остается до отдания Пасхи. Хотя все эти священнодействия подразумевают наличие в каждом храме только одной плащаницы, сейчас в храмах отдельные плащаницы обычно возлагаются перед началом пасхального богослужения не только на главный престол, но и на престолы в алтарях приделов.
В XIX веке под влиянием поздней иерусалимской традиции в Русской церкви возникает обычай использования в богослужениях праздника Успения плащаницы с изображением Богоматери, ставший в настоящее время практически общепринятым.
Отношение католической церкви к Туринской плащанице
Научный интерес к этой реликвии пробудился
в 1898 году. До того времени господствовало убеждение,
что изображение на плащанице нарисовано красками.
Но первые фотосъёмки полотна показали, что изображение
на нём выглядит, как фотографический негатив. Это побудило
некоторых исследователей заявить, что изображение является
нерукотворным, что ни один художник не смог бы добиться
такого жизнеподобия, которое проявилось на фотографических
негативах. Однако все попытки получить изображение человеческого тела
на холсте иными, нехудожественными средствами оказались
безуспешными.
Католическая церковь никогда не делала официального заявления
по поводу подлинности плащаницы. В XX веке плащаница
несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние
её показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах.
После выставки 1978 года к плащанице был разрешён ограниченный
доступ исследователей. Тогда группа учёных, в основном
из США, провела первое всестороннее обследование реликвии.
Полученные результаты были представлены в 1981 году
на выставке, организованной в Коннектикутском университете
в Гротоне. Был сделан вывод, что на плащанице изображена
реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию
на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин.
Верующие в подлинность плащаницы утверждают,
что на ней изобразилось тело Иисуса под действием энергии,
исходящей из него во время воскресения. Однако
в 1989 году после радиоуглеродных исследований (используемых для определения возраста предметов органического происхождения),
независимо проведенных учёными трёх различных лабораторий, было
доказано, что плащаница изготовлена не ранее XIII века.
Допуская истинность этого вердикта, католическая церковь призвала своих
членов почитать плащаницу как живописное изображение Христа.
Католическая церковь не признаёт Туринскую плащаницу как
реликвию и официально считает её иконой. «Плащаница является
отображением, рассказом в иносказательной форме о страданиях
Христовых, описанных в Евангелии», — поясняет вице-президент комиссии по плащанице, толкователь библейских текстов Дон Джузеппе Гиберти.
Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая
1998 года папа Иоанн Павел II в своей приветственной речи
сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой
сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим
смиренным и в то же время живым умом.
Её таинственное свечение ставит вопросы о происхождении
и жизни исторического лица — Иисуса из Назарета.
И так как это не имеет никакого отношения к вопросам
веры, то церковь не может взять на себя смелость
и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования
того, что же случилось с полотном, в которое,
по преданию, было завёрнуто тело нашего Спасителя. И церковь
при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были
представлены общественности
Она предлагает учёным работать
с чувством внутренней независимости и в то же время
с вниманием к чувствам верующих
Для нас, христиан, Туринская плащаница прежде всего является
зеркалом евангелизма. И когда мы при этом рассматриваем
изображение, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную
связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях
и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся
к покрывалу замечает, что плащаница не вызывает почтения
к себе, а указывает на того, чьё доброе провиденье
доставило оно нам. И мы должны всегда осознавать
это драгоценное значение изображения Иисуса, которое мы видим
здесь перед собой. Таким образом, плащаница является единственным
в своём роде знаком, указывающим на Иисуса Христа, воплощённое
слово Создателя, и призывает нас сверять нашу жизнь
с ним, который пожертвовал собой ради нас».
Всё ещё только начинается…
Казалось бы, радиоуглеродное датирование должно было поставить
точку в истории с плащаницей. Как бы не так!
Сразу же после публикации этих результатов появились сомнения,
связанные с отклонением от Туринского протокола при процедуре
взятия пробы; напомню — на отклонениях настояла церковь.
Действительно, непрерывная и документированная идентификация
образцов не была проведена. Упаковки образцов осматривались только
тремя представителями церкви, и, к сожалению, всё это
не фиксировалось фотокамерой.
В среде журналистов это неизбежно привело к возникновению теории о заговоре.
Однако независимые эксперты считают, что образцы взяты честно
и исследование выполнено на высоком уровне. У всех трёх
лабораторий в пределах ошибок совпал не только возраст
плащаницы, но и возраст контрольных образцов двух других
исторических тканей, даты рождения которых историкам точно известны.
И всё же этот случай показывает, что может произойти,
когда исходя из политических или церковных интересов
происходит отклонение от установленной процедуры. Опасение,
что случайное отклонение, полученное в одной из трёх
лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось.
Но отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования
всё же дало повод для различных спекуляций.
В России серьёзных публикаций о Туринской плащанице и тем
более о связанных с ней исследованиях было немного: ведь никто
из нас не держал её в руках, да и мало
кто видел. Поэтому мой интерес привлекла статья в «Вестнике
Российской академии наук» (Фесенко и др.; 2001),
в которой ответственные сотрудники Института криминалистики
и Министерства юстиции РФ поставили под сомнение
радиоуглеродный возраст плащаницы. Как говорится, за дело взялись
профессионалы! Они отметили, что пострадавшая от пожара
1532 года плащаница по историческим данным подверглась
реставрации, в процессе которой её могли пропитывать
растительными маслами и таким образом привнести
в её состав свежий органический материал, способный
существенно изменить соотношение изотопов углерода (С-14 / C-12).
Авторы статьи экспериментально показали, что методика подготовки
образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная,
в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного
удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Встаёт
вопрос: насколько это могло «омолодить» плащаницу?
И вот тут авторы статьи допустили промах: они сделали расчёт,
исходя из предположения, что неотмытое растительное масло
привнесло в ткань лишь радиоактивный изотоп углерода (С-14),
тогда как, на самом деле, ткань в результате загрязнения
свежим природным углеводородом могла обогатиться только природной смесью
изотопов углерода. Эта ошибка обошлась авторам статьи дорого:
их вывод гласит — ткань, изготовленная 2000 лет назад,
в результате указанного загрязнения вполне может дать средневековый
радиоуглеродный возраст. Но аккуратный расчёт показывает,
что это не так: загрязнение маслом могло сдвинуть возраст
плащаницы лишь на несколько десятков лет. Жаль, что нашим
криминалистам не удалось сказать своего слова
в «плащаницелогии». По правде сказать, мне трудно понять
причину их столь элементарного промаха. Ведь решалась школьная
задача!
Впрочем, промахи и даже подвохи допускались и раньше.
Например, в 1989 году физик из лаборатории высоких
энергий Гарвардского университета Томас Филлипс предположил, что
в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс
тепловых нейтронов (а почему бы и нет — что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа С-13, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра С-14,
«омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения
радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея
относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно
проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например,
нормальный изотопный состав других элементов, полностью отвергающие эту
гипотезу. Так закончилась нормальная научная дискуссия.
В качестве курьёза отмечу, что неверное решение задачи про
«омоложение» плащаницы, полученное в работе Фесенко и др.,
совершенно верно описывает ситуацию, рассмотренную Филлипсом. Так
в «деле о плащанице» добавилась ещё одна загадка. Думаю,
их будет ещё много. Ведь Туринская плащаница — не столько
объект научного исследования, сколько фокус идеологических
и социальных проблем.
Научные исследования Туринской плащаницы: факты, теории и версии
Ни одна христианская святыня не подвергалась такому пристальному научному изучению как Туринская плащаница.
Вот уже более 50 лет ученые мужи со всего мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Доподлинно известно лишь несколько фактов:
- плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,36 на 1,1 м;
- полотно отличает саржевое переплетение нитей;
- на полотне имеется негативное плоское изображение израненного человека с передней и задней стороны;
- изображение имеется лишь на верхней поверхности ткани и не проходит ее насквозь, что исключает возможность использования каких-либо красок и красителей;
- переднее изображение человека на 5 см длиннее заднего;
- на полотне найдены частицы мужской крови, особо крупные пятна можно наблюдать в боку, на голове, а также в области ступней и запястий.
Позитивное и негативное изображение лика на плащанице Турина
Вот, собственно и все научно доказанные факты. Далее появляются сотни разных теорий и версий.
Самые сложные размышления ведутся по вопросу определения возраста ткани Туринской плащаницы. В 1988 году три независимых комиссии из Швейцарии, Великобритании и США провели радиоуглеродный анализ частицы полотна и датировали возраст ткани временным промежутком 1270-1380 гг.
Тут же появились теории, опровергающие расчеты комиссий и ссылающиеся на то, что плащаница Иисуса заметно пострадала при пожаре, что могло существенно «омолодить» старинное полотно.
В 2008 году исследование повторили, результат оказался тем же – льняное полотно плащаницы изготовлено во времена Средневековья.
Плащаница Туринская – одна из главных загадок последнего столетия
Тогда возникает второй вопрос: как на полотне мог появиться рисунок без использования красок? Могли ли художники эпохи Возрождения знать такой метод нанесения изображения? К тому же рисунок изображен плоским, а если бы ткань облегала тело, то он был бы искажен.
За ответами обратились к творчеству великого гения и мистификатора эпохи – Леонардо да Винчи. Возникла даже теория, что на полотне изображен сам да Винчи. Якобы к мастеру обратились святые отцы, желающие обновить истлевшую ткань, а оригинал надежно спрятать.
Чтобы нанести подобный рисунок на льняную поверхность полотно растянули и закрепили. В солнечные дни за полотном стоял человек, а солнечные лучи, проходя сквозь ткань и сталкиваясь с препятствием, изменяли структуру материи.
После этой процедуры ткань поместили в слабый раствор серебра и тщательно просушили. Появился едва заметный рисунок, не различимый человеческим глазом. Могло ли такое быть в действительности?
Вероятно, могло. Но как религиозный да Винчи мог осмелиться фальсифицировать подлинное изображение Богочеловека, остается загадкой.
Еще один вопрос вызывает саржевое переплетение нитей. В Израиле времен Христа использовали двустороннее переплетение нитей. Саржевое стало широко применяться лишь 1000 лет спустя.
Однако есть мнение, что в Сирии начала новой эры уже использовали саржевое переплетение нитей при изготовлении дорогих тканей.
Учитывая, что Иосиф Аримафейский, который и завернул тело Иисуса в плащаницу, был человеком не бедным, вполне допустимо, что он приобрел дорогую сирийскую ткань. Впрочем, это не более чем теория.
Хотите познакомиться с другими теориями? Тогда рекомендуем посмотреть небольшой фильм, приоткрывающий некоторые тайны и загадки Туринской плащаницы.
Обряд с Плащаницей
Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» – относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.
Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.
В наши дни изображение Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол – «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа».
В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы “Святый Боже…”. Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).
Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы – пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.
На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.опубликовано econet.ru.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Сохранность и реставрация
Реставрирована в ВХНРЦ им. ИЗ. Грабаря: в 1920-1922 гг. Т.Н. Александровой-Дольник, в 1971-1974 гг. М.П. Рябовой.
Первоначальный фон — «червчатая» камка — сохранился лишь в нескольких местах: в надписи средника и около звезд, за фигурой Марии Магдалины и за фигурой Сергия; в ликах шитье местами утрачено, утрачен коричневый шелк в контурах и складках; шитье белым и серым шелком в рипидах и облаках относится к XVIII в. В XVIII в. древний «червчатый» фон плащаницы был заменен атласным зеленым. В 1920-1922 гг. плащаница реставрировалась в ГЦХРМ: укреплен иглой фон каймы, удален зеленый атлас XVIII в.; укреплены фрагменты древнего фона; частично была расчищена вкладная историческая летопись. В 1971-1974 гг. реставрация была продолжена М. П. Рябовой: подведен новый реставрационный фон — темно-красный холст; расчищена полностью вкладная историческая летопись — удалена зашивка красным шелком в промежутках между буквами.
Техника изображения
Что касается предположения о «чудесном негативе»,
то изображение на Туринской плащанице не является
подлинным негативом, поскольку волосы и кровь
на нём выглядят тёмными, тогда как должны были бы
казаться светлыми, разумеется, если Иисус не был блондином
или седым, что маловероятно.
Туринская плащаница в развёрнутом виде |
Если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно
зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается
ряд нелепостей:
— когда покрывало лежит на теле, оно прилегает
к поверхности этого тела. Следовательно, отпечаток на той
части, которая обволакивает, скажем, лицо, должен быть больше
изображения лица, когда мы смотрим на него спереди. Даже при
наличии идеальных условий и использовании ещё не известного
способа получения изображения, например, такого, как «выпаривание»,
покрывало должно быть жёстко закреплено над телом на каком-то
каркасе, чтобы получилось неискажённое двумерное изображение. Иначе,
когда мы снимем и разложим покрывало, привычные пропорции тела
будут на изображении искажены. Но на плащанице нет таких
искажений;
— совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;
— отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически
не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно
направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят
на покрывале и тогда колени должны быть согнуты;
— волосы человека, изображённого на Туринской плащанице,
не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека,
а обрамляют лицо, как на плохих картинах;
— руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 сантиметров длиннее другой;
— кровь течёт так, как это бывает на какой-нибудь
мазне, по небольшой канавке и не сворачивается,
что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала
кровь на одежду, знает, какие безобразные пятна образуются
при этом. Со временем они чернеют. А кровь
на покрывале всё ещё красная.
В своей книге «Иисус умер не на кресте» Грубер и Керстен (1998)
пытаются привести экспериментальные доказательства использования метода
«выпаривания». После того как Керстен побывал в сауне
и намазался маслом, он лёг под полотняное покрывало. Появился
отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя
по фотографиям, приведённым в его книге, отпечаток тела
совершенно чётко расширен в области бедер. В отличие
от плащаницы, не заметно «удлинения» обеих рук. Даже
при контролируемых, идеальных условиях чётко проявляются
определённые признаки отпечатка трёхмерного оригинала,
а на Туринской плащанице они не заметны.
Иконография
Плащаница (1599 год, музей Бенаки, Афины)
В центральной части композиции плащаницы Иисуса Христа обычно расположено изображение «Положение во Гроб» — полностью, или частично — одно только тело Христа. Иконография «Положения во гроб» включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа, тело которого для погребения его тайный ученик — Иосиф Аримафейский попросил у римского наместника Иудеии Понтия Пилата. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале и привалили к его двери камень. За происходящим наблюдали Мария Магдалина и Мария Иосифова.
Техники, использовавшиеся и используемые для создания плащаниц, весьма разнообразны, хотя при этом остается неизменным использование декоративной тканевой основы: чаще всего это бархат, хотя в дешевых плащаницах фабричного производства используются и менее дорогостоящие ткани, например, драп. Плащаницы XV—XVII веков изготовлялись в технике лицевого шитья. В XVIII—XIX веках чаще использовалась комбинированная техника — сочетание золотного шитья или рельефной аппликации из тканей (в изображениях одежд и погребальных пелен) с живописью (лики, тело Христа). Полностью живописные плащаницы также были распространены. В настоящее время, помимо перечисленных техник, используются изображения, сделанные типографским способом (при массовом производстве).
По периметру плата обычно шьётся (или пишется) золотом текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».
На богородичной плащанице изображается только тело усопшей Богоматери. Кайма часто оформляется текстом тропаря Успения: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». В оформлении плащаниц Успения, как правило, господствует голубой цвет, являющийся в русской традиции «богородичным» цветом (точнее, цветом богослужебных облачений для праздников в честь Богоматери).
Кровь или краска?
Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же
и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества
на ней были предприняты с согласия католической церкви ещё
в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская
комиссия в 1973 году. Профессора Джиорджио Фраке, Эуджения
Ридзатти и Эмилио Мари обнаружили на ткани красноватое
гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали
отрицательный результат. Профессора Гуидо Филогамо и Альберто Дзина
обнаружили красноватые овальные частицы диаметром 0,5-0,7 микрона.
Во время проведения второго анализа в 1978 году основную
роль играла группа STURP
Эксперты наложили 32 клеевые полоски
на покрывало и затем осторожно их содрали. Полоски
разрезали на две части и отдали Уолтеру МакКрону и Рею
Роджерсу
Эти микроаналитики исследовали частички вещества
и волокна покрывала, прилипшие к клеевым полоскам.
В частности, МакКрон не обнаружил следов жидкости или каких-либо других признаков трупа. Ему удалось найти всего лишь неорганические компоненты, прежде всего окись железа (ржавчину).
Поскольку МакКрон считал возможным античное происхождение покрывала,
он сделал вывод, что краска была использована дополнительно
для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных
телом на покрывале.
При подробном изучении волокон МакКрон нашёл на них два
компонента: растворимая в воде краска темпера с окисью железа (железистаяохра)
и с киноварью. Этот второй компонент использовался старыми
мастерами как алый цвет, и получали они его из сернистой
ртути. Частицы этих двух компонентов отождествляются вполне уверенно.
МакКрону удалось показать, что обнаружить железистую охру можно
только в области самого изображения, и её нет
в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой
ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт,
что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто
использовалась для изображения крови, только усиливает
предположение о покрывале как о произведении искусства. Наряду
с этим МакКрон нашёл и следы других частиц, причем многие
из них типичны для малярных красок. Всё это укрепило
МакКрона во мнении, что покрывало могло время от времени
попадать в мастерскую художника.
Факты постепенно склонили МакКрона к мысли,
что плащаница — искусственное изделие. Но когда
он поделился своими выводами с другими членами группы STURP,
то встретил сопротивление. У него отобрали клеевые полоски,
и он не смог продолжить исследование. Ему было запрещено
сообщать о своих результатах без согласия группы. Со временем
МакКрон потерял надежду переубедить своих прежних соратников
и приостановил свое членство в STURP. И наконец,
он начал публиковаться в различных журналах, в результате
чего смог найти согласие с непредубеждёнными учёными.
Усилия по химическому анализу плащаницы продолжаются, однако
на ткани не удалось найти никаких других существенных
составляющих крови, например калия, которого в крови в три
раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения,
что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может,
конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это
очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении
столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы
на нём не было найдено никаких человеческих следов.