Село имени полины осипенко

НАШИ ЛЮДИ

Яшин, Иван Васильевич
Герои

участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, парторг 1-го стрелкового батальона 605-го стрелкового полка 132-й стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, Герой Советского Союза

Яшари, Адем
Герои

один из создателей, идеологов и видных командиров Армии освобождения Косово, национальный герой частично признанной Республики Косово и Албании, признанный террористом в Сербии

Ячник, Сергей Фёдорович
Герои

участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, командир танкового взвода 90-го танкового батальона 20-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта, Герой Советского Союза

Ячменёв, Аркадий Николаевич
Герои

Герой Социалистического Труда

Яцков, Сергей Егорович
Герои

машинист электровоза локомотивного депо имени Ильича Московской железной дороги, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР 10-го созыва

Яцков, Игорь Владимирович
Герои

старший оперуполномоченный Отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации по 136-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде Северо-Кавказского военного округа, капитан, Герой Российской Федерации

Яцков, Иван Алексеевич
Герои

начальник участка восстановления тоннелей Управления военно-восстановительных работ, Герой Социалистического Труда

Яхин, Фазылгаян Фаткулбаянович
Герои

председатель колхоза «Октябрь» Илишевского района БАССР

Транспорт

Сельское поселение находится на значительном удалении от других крупных населённых пунктов, расстояние по дороге до Хабаровска — 723 км, до Комсомольска-на-Амуре — 321 км.

Автомобильный

Имеется постоянно действующая автодорога идущая от станции Постышево (посёлок Березовый) через Бриакан. Действует маршрут междугородних сообщений — каждый день от гостиницы «Пять Звёзд» отходит автобус маршрута №308 до Хабаровска.

Авиационный

С внешним миром сельское поселение связано круглогодичным воздушным сообщением. На территории сельского поселения находится аэропорт авиакомпании «Восток» с грунтовой взлётно-посадочной полосой длиной 1150 метров, так же выполняется постоянный рейс авиакомпанией «Хабаровские авиалинии» и заказные рейсы на вертолёте Ми-8 авиакомпанией «Орлан» (ранее авиакомпания «Авис Амур»).

Служба в авиации

Окончив школу, Полина получила направление на службу в Бобруйскую авиационную бригаду. Во время своего первого отпуска она приехала на родину в Новоспасовку. Односельчане ходили за ней по пятам и спрашивали, на самом ли деле она умеет летать или только носит военную форму? Даже родная мама усомнилась в том, что Поля поднимается высоко в небо. Чтобы доказать всем, что она действительно лётчица, уезжая из отпуска в часть, Полина взяла с собою маму. Пожилая женщина смотрела, как её дочь выполняет в небе на самолёте «бочки», «петли Нестерова», «штопоры» и плакала от переполнявшей материнское сердце гордости.

А поводов для гордости за Полину находилось много, она была уже не просто военным лётчиком, а командиром звена в Харьковском гарнизоне. Начальство постоянно отмечало её высокую дисциплину и незаурядное мастерство. Требования устава она выполняла чётко, все наставления понимала с первого раза, отличалась редкой настойчивостью, трудолюбием и упорством. Увлёкшись высотными полётами, Полина поднималась на пять, шесть, семь и даже восемь тысяч метров в открытом самолёте. Во время одного из полётов она установила рекорд среди женщин – на высоте 8804 м находилась около 20 минут. Когда она совершила посадку, командир вручил ей букет цветов и сказал, что такого не делала ещё ни одна женщина в мире.

В 1935 году Осипенко была переведена из Харькова в Житомир, оттуда в Киев, а потом в Московский военный округ, где вскоре получила назначение в Генштаб на должность инспектора ВВС. В 1936 году лётчица была представлена руководству Советского Союза и, стоя на Кремлёвской трибуне, заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Рекорды и подвиги

1933 год отмечается в жизни Полины Осипенко окончанием военной школы летчиков. В этом же году ее отправляют в военную летную часть в Харькове, где она и сумела показать все свои способности. Ее умение управлять самолетами удивило и привело в восторг всех, поэтому к 1935 году она была уже командиром звена. Любовь к небу и полету не остановила девушку на достигнутом. В скором времени Полина переводится в московский военный округ, а далее становится инспектором военно-воздушных сил при Генеральном штабе.

Настоящие подвиги бесстрашная женщина начала совершать в 1937 году. За один год она сумела побить несколько рекордов мирового уровня по высоте поднятия самолета. Сначала она преодолела взлет на 6 тыс. м, что являлось рекордным результатом летчицы из Италии Негрон. В майские дни 1937 г. летчица достигла 9 тыс. м на ненагружённом самолете. А спустя два дня Осипенко совершила достижение мирового стандарта, оторвавшись от земли на 7 тыс. м с грузом, вес которого составил 1 тонну.

Добившись отменных результатов во взлетах в высоту, Осипенко Полина Денисовна — женщина-летчик — приступила к преодолению наивысших расстояний перелетов на далекие промежутки. И уже в 1938 году экипаж Осипенко удивил фантастическим рекордом дальности полета по замкнутой кривой. В это же время Климент Ворошилов выдал допуск и подобрал экипаж для далекого полета Полины Осипенко с юга на север. Вторым пилотом стала Вера Ломако, а штурманом Марина Раскова. Именно в таком составе женщины и совершили великий подвиг по преодолению высшего результата дальнего полета напрямую. За десять с лишним часов, с нагрузкой в 5,5 т, они пересекли расстояние в 2372 км.

Детство

Полина появилась на свет 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Российской империи. Сейчас это село называется в её честь – Осипенко и находится на Украине в Бердянском районе Запорожской области. По национальности Поля была украинкой, её девичья фамилия – Дудник. Родилась она девятым ребёнком в многодетной бедной крестьянской семье.

Детские годы девочки прошли в родном селе на берегу Азовского моря. Когда Полине исполнилось шесть лет, родители отдали её в церковно-приходскую школу, но окончила она всего лишь два класса. У родителей не было денег на одежду, обувь, тетрадки. Отец решил, что писать, читать научилась и хватит, надо по дому помогать.

В восьмилетнем возрасте Полину отдали в няньки (девочка ухаживала за чужими малышами), а позже она начала батрачить в своём и соседнем сёлах – белила хаты, работала на огородах. Будучи подростком, ходила в город Бердянск на заработки, но семья так и не смогла выбраться из тяжкой нужды.

Учёба в авиационной школе

Однажды на луг за околицей села приземлились два спортивных самолёта. Для колхозников это было невиданной и неслыханной диковинкой, все от мала до велика высыпали смотреть на «железных птиц». Одной из первых прибежала и Полина, а когда увидела среди лётчиц женщину, то буквально следовала за ней по пятам и заваливала вопросами.

Вечером самолёты улетели, а Полина три дня не находила себе места. Потом принялась писать письма, пытаясь выяснить, где есть авиационные училища или школы и могут ли туда принять её – дочь бедного крестьянина, но при этом колхозницу и члена ВЛКСМ. Так она узнала, что под Севастополем есть Качинская авиационная школа.

Непреодолимое желание летать стало для молодой женщины прекрасной и высокой мечтой. Она уговорила председателя колхоза отпустить её с птицефермы, попросила в комсомольской ячейке написать характеристику, сложила свои нехитрые пожитки в деревянный чемоданчик, обклеенный изнутри картинками, и отправилась под Севастополь.

Авиационная служба Полины началась с лётной столовой, куда начальник школы назначил её официанткой. Но она не унывала, главное, что рядом был аэродром, а на авиационной стоянке, как по линеечке, выстроены самолёты. Ежедневно Поля подавала курсантам котлеты и борщ, а потом бежала к начальнику и упрашивала допустить её к учёбе. И она настояла на своём, да и как было отказать такой настойчивой, пышащей здоровьем девушке с алым, как мак, румянцем на щеках.

Медицинскую комиссию она прошла с ходу. Потом Полине остригли волосы, дали военную форму и комнату в общежитии. Так вчерашняя колхозница стала курсантом авиационной школы. Училась она с особенным старанием и рвением, с утра и до позднего вечера, даже по воскресеньям никогда не отдыхала. Товарищи Полину любили и охотно помогали ей во всём.

Когда начались практические полёты, инструктором Полине назначили опытного методиста майора Абрамычева. Ученицей она оказалась очень способной, всё хватала на лету и упражнения программы выполнила своевременно.

В школе было так заведено, что курсантов не предупреждали заранее о дне самостоятельного вылета. Вернувшись с очередного полёта и совершив при этом не слишком удачную посадку, Полина ожидала головомойку от инструктора. Но вместо этого он спросил, сильно ли она устала? Поля ответила, что совсем не чувствует себя уставшей. Тогда Абрамычев сказал, что теперь она полетит одна.

Свой первый самостоятельный полёт Полина выполнила на «отлично», в небе она не могла сдерживать рвущуюся из груди радость и громко пела.

Юность

Когда свершилась Октябрьская революция, в селе организовали колхоз имени Котовского, и родители Полины вступили в него одними из первых. Поля трудилась в колхозе наравне со взрослыми, а после работы училась в вечерней школе. Весёлая и трудолюбивая девушка была всеобщей любимицей.

Вскоре её как активистку послали в Киев на шестимесячные курсы по птицеводству. Она отправилась туда с удовольствием, потому что очень хотела учиться. Но на курсах сельской девушке было непросто. Мало того, что она не успевала записывать лекции, так ещё и не имела никаких познаний в области химии, биологии, естествознания, да и в арифметике была не сильна. Но Полина была не из тех, кто сдаётся, с помощью преподавателей и товарищей она преодолела все трудности и окончила курсы с похвальным листом.

Получив специальность «инструктор по птицеводству», в 1930 году она вернулась в родное село, где её назначили на должность заведующей колхозной птицефермой. За порученное дело взялась со свойственным ей трудолюбием. Вместе с товарками-птичницами наводила на ферме порядок и чистоту, мыла и скребла, разрабатывала рацион для курочек. Никогда не скупилась на знания, после трудового дня устраивала занятия и делилась с молодыми работницами птицефермы всем, чему её саму научили на курсах.

С таким упорством девушка многого добилась бы на птицеферме, но произошло событие, полностью изменившее жизнь Полины.

Память

Сорт сирени «Полина Осипенко»

  • С 17 июля 1939 по 1958 год её именем назывался город Бердянск.
  • Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июня 1939 года Кербинский район Нижнеамурской области Хабаровского края переименован в район имени Полины Осипенко. Этим же указом село Керби — административный центр района тоже был переименован в село имени Полины Осипенко.
  • В честь П. Д. Осипенко названо её родное село (ранее с. Новоспасовка) и музей при местной сельской школе.
  • Именем П. Д. Осипенко была названа улица в ЦАО города Москвы района Замоскворечье. Прежнее название улицы восстановлено, а имя П. Д. Осипенко присвоено новой улице в САО города Москвы Хорошевского района.
  • Её именем названы улицы и площади в Армавире, Архангельске, Березниках, Виннице, Витебске, Великом Устюге, Владивостоке, Владимире, Волгограде, Воронеже, Выксе, Вязьме, Гродно, Дальнегорске, Димитровграде, Днепродзержинске, Ейске, Екатеринбурге, Елизово, Жуковском, Измаиле, Иркутске, Ишиме, Йошкар-Оле, Камышине, Калининграде, Керчи, Киренске, Коломне, Краснодаре, Кореновске, Липецке, Луганске, Людинове, Мариуполе, Макеевке, Мелитополе, Минске, Москве (три улицы), Мурманске, Муроме,, Никополе, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Оренбурге, Орле, Петропавловске (Казахстан) (позже переименована в улицу Егемен Казахстан), Перми, Полоцке, Пучеже, Ростове-на-Дону, Рыбинске,Рязани, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Свободном, Сергиевом Посаде, Синельниково,Симферополе, Смоленске, Советской Гавани, Ставрополе, Ступине, Сыктывкаре, Тамбове, Твери, Томске, Туле, Тюмени, Харькове, Химках, Челябинске, Чите, Элисте, Якутске и других городах, микрорайоны в Запорожье, Барнауле, райцентр и район в Хабаровском крае, Уфе.
  • Имя Осипенко в 1939 году присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, Бердянскому учительскому институту (педагогический институт, позже университет).
  • осенью 1940 года в городе Вижница Черновицкой области была организована ремесленная артель имени Полины Осипенко, однако после оккупации города немецко-румынскими войсками (5 июля 1941 года) она прекратила своё существование
  • В селе Осипенко (Запорожская область) установлен её бюст.
  • В городе Бердянске — памятник.
  • В селе Высокое (трасса М-5) Рыбновского района Рязанской области (на месте гибели) — обелиск.
  • Сорт сирени «Полина Осипенко» выведен московским селекционером Л. А. Колесниковым.
  • В 1940 году в Крыму основан совхоз-завод «Полина Осипенко», одно из крупнейших виноградных хозяйств Крыма. Из мускатных сортов винограда, произрастающих на землях совхоза-завода, Инкерманский завод марочных вин изготавливает белое полусухое вино «Мускат Осипенко».
  • В городе Комсомольск-на-Амуре — памятная табличка на доме по улице Кирова, в котором временно проживал экипаж самолёта «Родина» после своего спасения.
  • В городе Барнауле — квартал в Железнодорожном районе.
  • Именем Полины Осипенко названо грузовое судно.
  • В Республике Казахстан: в Алматы есть улица имени Полины Осипенко; в городе Кокшетау установлен памятник.
  • В 1939 году в центре города Оренбурга был заложен сквер имени П. Д. Осипенко. Также её именем названа одна из улиц.
  • В её честь в 1985 году назван кратер Осипенко на Венере.

Преодоление пути до Дальнего Востока

Следующим героическим достижением Полины Осипенко считается полет на Дальний Восток, за что девушке дали звание второго пилота. Никто не был уверен в том, что Полина согласится с такими условиями, но молодой женщине был важен лишь сам факт перелета, независимо от званий и чинов. Главнокомандующей в этом деле назначили Валентину Гризодубову, которая проходила очень долгую и качественную подготовку специально для командования самолетом при дальних перелетах. Марина Раскова сохранила свою должность и осуществила перелет в звании штурмана.

Самолет, под названием «Родина» отправился в путь 24 сентября 1938 года. Взяв курс на Дальний Восток, летающая машина долгое время передвигались вслепую, в связи с растущей облачностью. Штурман М. Раскова определяла правильное направление только по приборам. Но эта проблема оказалась не единственной на пути отважных летчиц. Вскоре их настигло обледенение. Девушкам пришлось максимально усилить вращение винта, с целью очищения лопастей от накапливающегося льда. Кроме этого, летчицы пропустили заправку топливом в Комсомольске-на-Амуре по причине потери связи с цивилизацией. Связь прервалась после Урала. Ближе к Охотскому морю, в самолете загорелась лампочка, сообщающая о критически низком остатке бензина. По предположительным расчетам, его должно было хватить не более чем на 30 минут. Исходя из сложившейся ситуации, командир экипажа Валентина Гризодубову приняла решение о посадке самолета в тайге. Такое приземление было очень опасно для сидящего впереди штурмана, поэтому Раскова получила приказ о прыжке с парашютом.

Самолет удалось посадить вблизи реки Амгуни. По причине ранее потерянной возможности общения с землей никто не мог даже предполагать точку посадки «Родины». Поиски пропавшего самолета проводились от Байкальских вод до Охотского моря. Искали как воздушные силы, так и простые люди, проживающие в близлежащих поселках. Самолет нашли лишь третьего числа октября, он был замечен одним из участвовавших в поиске самолетов. За стойкими и храбрыми женщинами был отправлен катер под названием «Дальневосточный». Именно он и подобрал героинь в таежной глуши.

Биография

Родилась 24 сентября (7 октября) 1905 год в селе Новоспасовка (ныне носит её имя) Российской империи, ныне Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьян Дудник Дениса Емельяновича и Феодосии Федоровны. Имя при крещении — Пелагия. Была девятым ребёнком в семье. Украинка по национальности.

Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой. Первый муж (с 1 февраля 1926 года) — односельчанин Степан Мефодьевич Говяз (11 (24) октября 1906—1941), военный лётчик, капитан. Он сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 1931 года Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-лётчиков намеренно разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область. Позже, в 1936 году, его репрессировали, документы о его существовании — уничтожили. След Говяз С. М. потерялся в исправительно-трудовом лагере под г. Баку, после марта 1941 года. Все попытки выяснить его дальнейшую судьбу не дали результатов. Реабилитирован посмертно 22 ноября 2001 года.

Первая попытка Полины поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. Училища размещались на нескольких площадках, куда к 12 часам на самолёте У-2 привозили стартовый завтрак. В этих постоянных полётах лётчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась управлять У-2. Затем, во время визита на «Качу» К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году. Член ВКП(б) с 1932 года.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации.

Второй муж (с 11 февраля 1934 года) — однополчанин, советский лётчик-истребитель и военный деятель, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Александр Степанович Осипенко (19 мая (1 июня) 1912— 22 июля 1991), воевавший в Испании. Однако, до 1936 года, Полина Денисовна носила фамилию Говяз, о чем свидетельствуют документы. Лишь в 1936 году сменила ее на Осипенко.

Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

24—25 сентября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова должны были осуществить беспосадочный перелёт на Дальний Восток, как предполагалось, из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина». Однако из-за сложных погодных условий они не смогли найти комсомольский аэродром, а очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря. Гризодубова, будучи командиром самолёта, приняла решение о жёсткой посадке в лесу. Расковой был отдан приказ прыгать из самолёта — спустя десять дней её нашли в лесу живой. Гризодубова и Осипенко остались в самолёте и также выжили в аварийной посадке. Несмотря на это, они установили рекорд по дальности перелёта среди женщин протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км), и каждая из трех лётчиц была удостоена звания Героя Советского Союза.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Полине Денисовне Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза.

После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. Избиралась делегатом XVIII съезда ВКП(б).

Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым. Катастрофа случилась над деревней Высокое, Рыбновский район, Рязанская область, РСФСР, СССР

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector