Что нельзя постить в соцсетях, чтобы не попасть под статью о пропаганде нацизма

Юридическое преследование за пропаганду наркотиков и психотропных средств


Под пропагандой наркотиков и психотропных веществ подразумеваются действия физических и юридических лиц, направленные на:

  • доведение до людей сведений о методах и способах выработки, приготовления и применения, местах покупки запрещенных средств;
  • выпуск и распространение печатной продукции, а также использование СМИ и сети Интернет для размещения подобных сведений.

Конечной целью вышеназванных действий является склонить лицо к употреблению запрещенных веществ.

Российским законодательством предусмотрено два вида преследования за совершение действий по пропаганде наркотиков:

  • административное;
  • уголовное.

В первом случае это Статья 6.13 КоАП РФ. Во втором — статья 230 УК РФ, которую рассмотрим подробнее.

Согласно данной норме Уголовного кодекса ответственность наступает за склонение лица к употреблению наркотических, психотропных веществ или их аналогов. Санкция зависит от субъекта преступления, объекта посягательства, сопутствующих деянию обстоятельств и наступивших последствий.

Например, если по части первой статьи максимальное наказание предусматривает лишение свободы до пяти лет (преступление средней тяжести), то по части третьей (когда потерпевший не достиг совершеннолетия либо умер, а также стал наркоманом, тяжело заболел или совершил самоубийство) можно попрощаться со свободой до пятнадцати лет (а это уже особо тяжкое преступление).

Важно! У статьи 230 УК имеется примечание, согласно которому уголовная ответственность не наступает за пропаганду использования инструментов и оборудования для употребления наркотиков и психотропных веществ в целях профилактики опасных заболеваний, если данные мероприятия были соответствующим образом согласованы с органами власти и правоохранителями

Что нельзя делать в соцсетях, чтобы не попасть под статью о пропаганде нацизма?

  • Нельзя публиковать и репостить материалы,которые каким-либо образом оправдывают нацистский режим и действия фашистской Германии во время Второй мировой войны. Не стоит публиковать критические и негативные материалы о роли СССР во время войны.
  • Не стоит публиковать и репостить фотографии Второй мировой войны и другие изображения,относящиеся к этому времени. На них могут быть элементы нацистской символики.
  • Нельзя публиковать и репостить любые изображения со свастикой и другими элементами нацистской символики.

В Барнауле устроили реконструкцию событий Великой Отечественной войны.

пресс-служба мэрии Барнаула.

Проект Федерального закона n 99041517-2 О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации (ред, внесенная в ГД ФС РФ)

Народы нашей страны внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавление человечества от фашистского порабощения и геноцида. Российская Федерация руководствуется международными договорами Российской Федерации, направленными на искоренение фашизма и недопущение его возрождения в любых формах.

Под фашизмом понимается идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание воины как средства решения межгосударственных проблем.

Комментарий к Статье 354 УК РФ

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны представляют опасность для мира потому, что такие действия формируют в обществе и в органах государственной власти атмосферу морального оправдания подготовки к ведению агрессивной (несправедливой) войны и создают соответствующую поддержку со стороны населения (или части его) лицам, занимающим высшие государственные должности и наделенным полномочиями принимать решения о подготовке к ведению войны, развязывании агрессивной войны.

2. С объективной стороны публичные призывы к развязыванию агрессивной войны могут выражаться в устных или письменных публичных обращениях того или иного человека (в том числе в СМИ) к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности или необходимости по тем или иным причинам или мотивам ведения военных действий против другого государства, а равно в обращениях с призывом к занимающим соответствующие государственные должности лицам о необходимости или целесообразности ведения агрессивной войны против другого государства.

3. Призывы к развязыванию агрессивной войны следует считать публичными, если они высказывались в устном выступлении перед определенным числом слушателей (на собрании, митинге, научно-практической конференции либо в выступлении по радио, телевидению) или распространены по информационной системе Интернет. Подобные призывы также следует расценивать как публичные, если они изготовлены в письменной форме (в виде листовок, обращений), опущены в почтовые ящики граждан по месту их жительства, направлены по почте соответствующему кругу адресатов, вывешены на стендах или иных сооружениях в местах массового пребывания людей в качестве рукописных или типографским способом изготовленных листовок либо плакатов.

4. Преступление окончено (составами) в момент устного выступления с такого рода призывами перед определенной аудиторией слушателей либо в момент опубликования содержащего такие призывы произведения, его рассылки, вывешивания на стендах или иных информационных сооружениях или раскладки по почтовым ящикам жителей, а равно в момент раздачи гражданам таких письменных обращений и документов, воспроизведения звукозаписи либо видеозаписи перед аудиторией зрителей или слушателей. Приготовление к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны не влечет УО (см. ч. 2 ст. 30).

5. Субъектом преступного посягательства (ч. 1) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16-летнего возраста.

6. С субъективной стороны преступление может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть национальная нетерпимость, вражда, месть, религиозные побуждения, карьеристские соображения и др.

Для квалификации содеянного по ч. 1 коммент. статьи мотивы этого деяния значения не имеют, но они должны учитываться при назначении наказания виновному (ч. 1 ст. 63).

7. Квалифицирующими признаками публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выступают совершение этого деяния с использованием СМИ, а также совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Омерзительная четверка

Согласно официальному заявлению ГСУ СК, в ходе следственных мероприятий удалось установить причастных к преступлению. Среди них оказались Даниил Симонов из Перми, Андрей Шабанов из Самары, Денис Воронцов из Волгограда, а также Вячеслав Круглов из Ульяновска. По данным члена Общественной палаты РФ Ильи Ремесла, перечисленные СК лица являются либертарианцами и «навальнистами». Как сообщило информагентство РИА Новости, в квартирах у оппозиционеров уже проведены обыски, сами граждане допрошены, а некоторых из них признали свою вину, назвав произошедшее «шуткой».

С похожей позицией выступил и военный эксперт, полковник запаса, директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. В своем Telegram-канале эксперт призвал не игнорировать произошедшее и не списывать все на безграмотность, а также посылы вроде «они же дети» и сделали все «шутки ради».

Работа правоохранительных органов по поиску злоумышленников считается «террором» лишь в понимании российского либерального сообщества. По мнению большинства россиян и общественных деятелей, чьи семьи пережили ужасы войны и столкнулись с человеконенавистничеством, привлечение «шутников» к ответственности по 354.1 УК РФ — закономерное наказание за следование нацистской позиции.

Россия не единственная страна в мире, борющаяся с проявлениями нацизма в обществе и привлекающая к ответственности за его реабилитацию в различных формах

Во многих европейских странах сохранение исторической памяти, недопущение героизации нацизма и его пропаганды является важной частью государственной политики. Более того, в законодательстве имеются нормы, устанавливающие ответственность, в том числе уголовную, за преступления подобного рода

Примером могут послужить европейские страны: Австрия, Германия.

Кто еще пытался запретить «реабилитацию нацизма»

Принятый Госдумой закон — версия проекта закона, инициатором которого выступил в феврале 2009 г. Сергей Шойгу, который занимал пост главы МЧС. На встрече с ветеранами в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде он предложил ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. Проект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 6 мая 2009 г. спикером Госдумы Борисом Грызловым и другими членами фракции «Единая Россия».

Во время работы пятого созыва парламента законопроект так и не был рассмотрен. В июне 2013 г. проект документа был вновь внесен на рассмотрение нижней палаты группой авторов, в том числе главой комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. В феврале 2014 г. была представлена его новая редакция.

В заключении, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько, указывается, что документ требует существенной доработки, поскольку его формулировки могут привести к неоднозначному толкованию в правоприменительной практике. «Так, в наименовании статьи используется термин «реабилитация» в значении, не соответствующем его легальному определению, поскольку, согласно ст. 5 УПК РФ, под «реабилитацией» понимается восстановление прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию», — говорится в отзыве правительства.

С идеей запрета на «реабилитацию нацизма» выступила также и верхняя палата парламента. 22 апреля 2014 г. группа сенаторов во главе с заместителем председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константином Добрыниным внесла на рассмотрение в Госдуму свой законопроект, в котором под «реабилитацией нацизма» понимается публичное оправдание его идеологии и преступлений. Согласно предложению Добрынина, уголовное наказание должно быть введено за реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников. Под реабилитацией сенатор предлагает считать восстановление в правах, присвоение наград нацистским преступникам, публичное оправдание и распространение идеологии нацизма и публичное прославление нацистских преступников. Санкции, предложенные сенатором, совпадают с наказанием за реабилитацию нацизма в законе Яровой.  

Как ищут нарушителей?

Сотрудники правоохранительных органов регулярно проводят в сети мониторинг на предмет выявления правонарушений. Есть целые центры по противодействию экстремизму, занятые такой работой. Они заводят сотни дел, на пользователей соцсетей за изображения в виде «коловрата» и фотографии татуировок со свастикой. Часто в качестве административных правонарушений расценивают любую публичную демонстрацию нацистских знаков.

Обычные граждане тоже помогают правоохранителям в поиске нехорошей символики в сети. Так, бдительный гражданин пожаловался, что пользователь соцсети «Вконтакте» разместил на странице изображение президента США Трампа с татуировкой на шее в виде цифр «88» в дубовом венке — символа, используемого неонацистами в качестве приветствия «Heil Hitler», и одетого в куртку с изображением «кельтского креста», сходного с cимволом расистской организации «Ку-Клукс-Клан», а также изображение человека, «похожего на А.Гитлера». В ходе рассмотрения дела подсудимый раскаялся, пояснил суду, что не придавал значение этим символам и не знал, что они значат. Его приговорили к штрафу в 1000 рублей.

Состав правонарушения


Объективную сторону нарушения формируют действия, направленные на любую форму публичного обнародования (воспроизведения) запрещенных нацистских, фашистских, экстремистских символов или обеспечивающие их доступность для ознакомления людьми, включая публикацию в СМИ.

Объективная сторона характеризуется изготовлением любых объектов с изображенной на них незаконной (или сходной с такой) символикой, ее сбыт (продажа и другая форма передачи третьим лицам).

Субъективную сторону определяет умышленность вины.

Поскольку конкретный субъектный состав здесь не устанавливается, то субъектом может выступать:

  • обычный гражданин;
  • организация, предприятие (юридическое лицо);
  • любое должностное лицо.

Правонарушение направлено на безопасность общества и установленный в нем порядок.

Ключевым признаком, определяющим правонарушение, является наличие у лица конкретной цели — обеспечить запрещенную пропаганду. Не могут расцениваться как правонарушения действия граждан, не связанные с намеренной пропагандой указанных символов, связанные с:

  • научными исследованиями;
  • творчеством;
  • необходимостью подготовки материалов для осуждения понятий нацизма, фашизма, экстремизма, или же повествующих о событиях в истории.

В данных случаях не усматриваются признаки пропаганды нацизма как по УК РФ, так и по административному законодательству.

Интересно! Подобные утверждения продиктованы судебной практикой, и не находят четкого отражения в законодательных актах. Причина тому — утрата силы законов, действующих в различных субъектах федерации с момента утверждения административной статьи.

Комментарий к статье 20.3. КоАП РФ:

1. Целью комментируемой статьи является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка. Объект противоправных действий — общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.

2. Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).

3. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.

4. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер.

Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.

5. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно.

Следует иметь в виду, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.

Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

6. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

Лица, виновные в демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистскими до степени смешения, несут ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. Организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, не обеспечившие исполнение рассматриваемого запрета, несут административную ответственность в соответствии со ст. 20.2 комментируемого Кодекса.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

8. Демонстрирование нацистской атрибутики и символики или атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 УК РФ.

Правовой комментарий к статье 6.13 КоАП РФ


Как и любое административное правонарушение, данная статья имеет:

  • субъект (правонарушитель, подлежащий ответственности за свои действия);
  • объект (здоровье, жизнь, общественный порядок и нравственность);
  • субъективную сторону (прямой умысел, так как действия по пропаганде и рекламе запрещенных средств производятся обдуманно);
  • объективную сторону (направленные на пропаганду и рекламу запрещенных веществ и растений действия правонарушителя).

Все вышеперечисленные пункты вместе образуют состав статьи 6.13 КоАП РФ.

Ответственность наступает при осуществлении пропаганды или заведомо незаконной рекламы наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров, а также наркосодержащих растений и прекурсоров, потенциально опасных новых психоактивных веществ. Целью правонарушителя является привлечение внимания людей и возникновение у них желания приобрести запрещенные средства.

Важно! Административное наказание по данной статье не применяется при распространении сведений о наркотиках, психотропных веществах и их прекурсорах в специальных изданиях для медицинских и фармацевтических работников, если такие средства могут назначаться в медицинских целях

Состав правонарушения

Бесплатная консультация юриста по телефону
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и МО  +7 499 938 62 89

Санкт-Петербург и ЛО  +7-812-425-13-17

Объективную сторону нарушения формируют действия, направленные на любую форму публичного обнародования (воспроизведения) запрещенных нацистских, фашистских, экстремистских символов или обеспечивающие их доступность для ознакомления людьми, включая публикацию в СМИ.

Объективная сторона характеризуется изготовлением любых объектов с изображенной на них незаконной (или сходной с такой) символикой, ее сбыт (продажа и другая форма передачи третьим лицам).

Субъективную сторону определяет умышленность вины.

Поскольку конкретный субъектный состав здесь не устанавливается, то субъектом может выступать:

  • обычный гражданин;
  • организация, предприятие (юридическое лицо);
  • любое должностное лицо.

Правонарушение направлено на безопасность общества и установленный в нем порядок.

Ключевым признаком, определяющим правонарушение, является наличие у лица конкретной цели — обеспечить запрещенную пропаганду. Не могут расцениваться как правонарушения действия граждан, не связанные с намеренной пропагандой указанных символов, связанные с:

  • научными исследованиями;
  • творчеством;
  • необходимостью подготовки материалов для осуждения понятий нацизма, фашизма, экстремизма, или же повествующих о событиях в истории.

В данных случаях не усматриваются признаки пропаганды нацизма как по УК РФ, так и по административному законодательству.

Интересно! Подобные утверждения продиктованы судебной практикой, и не находят четкого отражения в законодательных актах. Причина тому — утрата силы законов, действующих в различных субъектах федерации с момента утверждения административной статьи.

Судебная практика

Пример 1

В марте 2018 в суде Ч. районным судом было рассмотрено административное дело в отношении гр. М. Признаки правонарушения предусмотренного ч. 1 статьи 20.3 КоАП были выявлены в ходе мониторинга соц. сети «М», где на личной странице нарушителя были выявлены нацистские символы — свастика. Определен владелец и администратор страницы, коим является гр. М.

Он признал, что действительно выложил у себя на странице указанное изображение, однако не в целях пропаганды. Его действия носили скорее шуточную форму. О том, что выкладывать подобную символику на посещаемых гражданами ресурсах запрещено, и в России за пропаганду нацизма предусмотрена статья, он не знал.

Суд не счел оправдания подсудимого вескими и признал его виновным, назначив гр. М. админ. штраф в размере 1 тыс. рублей.

Пример 2

В феврале 2018 Мировым судьей было рассмотрено административное дело в отношении гр. Ф., обвиняемого в совершении правонарушения по ч. 1 статьи 20.3 КоАП. Последний признал, что с помощью баллончика с краской на фасаде жилого здания, дверях и окне, сделал три рисунка нацистского креста и в содеянном раскаивается.

Поскольку присутствует смягчающее обстоятельство, суд посчитал достаточным избрать для гр. Ф. наказание не больше 1/3 от максимального, предусмотренного санкцией статьи.

Согласно вынесенному решению, гр. Ф. было определено наказание в виде 5 (пяти) дней административного ареста.

Видео о штрафе за размещение свастики в соцсети

13 апреля 2018, 00:32Ноя 19, 2018 19:55О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Наказывать как можно строже

Беспокойство правозащитников разделяют в Госдуме и Совете Федерации, там призывают принять как можно более строгие меры.

— Проблема искажения истории Великой Отечественной войны более чем острая и актуальная. Конечно, органы власти также должны занять в этом более активную и жесткую позицию, приняв реальные меры по защите исторической памяти о войне, ее победителях и вкладе в это СССР, — заявил «Известиям» первый зампред Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков.

память

Памятник советскому Воину-освободителю «Бронзовый солдат» на таллинском Военном кладбище. Памятник был перенесен сюда из центра Таллина с холма Тынисмяги

Фото: РИА Новости/Илья Матусихис

Ему импонирует идея создания реестра памятников героев ВОВ, которую необходимо реализовать не только в России, но и на территории зарубежных стран.

— Созданием этого реестра в России могли бы заняться органы местной власти в регионах. Что касается «черного списка» политиков, то я за персональную ответственность. Если люди занимаются грязью, фальсификацией и искажением исторической памяти, то это действие должно быть наказуемо. В зависимости от степени за это должна быть предусмотрена уголовная или административная ответственность, — отметил депутат.

Зампред Совета Федерации по международным делам Андрей Климов также назвал проблему искажения исторической действительности актуальной.

— Правду о войне и роли в ней СССР пытаются исказить в течении всех 75 лет. Конечно, дополнительные меры необходимы, — заявил «Известиям» сенатор.

Он напомнил о неслучайности поправки в Конституцию о том, что Россия чтит память защитников Отечества и защищает историческую правду.

Российский историк, эксперт по взаимоотношениям России и Европы в XX веке Александр Чубарьян усомнился в эффективности мер, предложенных правозащитниками.

— Президент Франции Эммануэль Макрон недавно, находясь с визитом в Польше, выступил с некоторыми вещами, с которыми Россия не согласна. Он что, тоже попадет в этот «черный список»? На мой взгляд, это не очень продуктивная вещь, — заявил «Известиям» эксперт.

По его мнению, более эффективными мерами по защите исторической памяти могла бы стать публикация документов о Великой Отечественной войне, активизация публичных дискуссий на эту тему и максимальное противодействие попыткам политизации истории.

Борьба с нацизмом в Европе

С 1945 года по 1992 год в Австрии был принят ряд конституционных законов, признающих деяния нацистов противоправными и античеловечными, а также запрещающими следовать радикальным идеям нацистов, демонстрировать фашистскую символику и заниматься пропагандой деструктивной идеологии. В Австрии действуют «Запретительный закон», «Закон о военных преступлениях», а также «Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии», в соответствии с которым власти обязались искоренить из политической и культурной жизни страны все следы нацизма. Указанные законы, а также Уголовной кодекс Австрии и кодекс об административных правонарушениях жестко регулируют ответственность за приверженность нацистской идеологии и пропаганду в любой форме.

Причина, по которой в Австрии героизация нацизма возведена в ранг госполитики — наличие в обществе большого числа правоэкстремистов и ревизионистов, пользующихся «трудами» псевдоисториков из Германии, США, Канады и Великобритании. Последователи национал-социалистической идеологии Гитлера не признают преступления фашистской Германии, а также инспирируют в обществе на этой тематике протестные настроения. Возрождение и следование идеалам НСДАП может закончиться 20-летним тюремным сроком. Также запрещено героизировать преступников, демонстрировать и распространять нацистскую символику — штрафы от 4 тысяч до 10 тысяч евро, а также возможно тюремное заключение.

Нормы закона применяются на практике. В качестве примера приведем случай 2018 года. Земельный суд города Инсбрук (федеральная земля Тироль) приговорил к тюремному заключению экс-чиновника из правой Австрийской партии свободы, который в WhatsApp рассылал однопартийцам и друзьям фотографии главаря Третьего рейха Адольфа Гитлера. К изображениям нацистского преступника политик прикреплял «шутливые» приписки. В итоге «шутника» приговорили к двум годам лишения свободы, из которых 16 месяцев — условно. Подчеркнем, что приговор был назначен за фото в мессенджере. Покажи политик фотографию Гитлера на какой-либо памятной акции, аналогичной «Бессмертному полку», и наказание было бы намного жестче.

Политика на недопущение героизации нацизма и неонацизма Германии закреплена в конституции государства. В ФРГ действует уголовно-правовой запрет на публичное озвучивание идей, основанных на теории расового превосходства. Уголовный кодекс ФРГ содержит целый ряд статей (параграфы 130, 86 и 86а УК ФРГ), устанавливающих ответственность за преступления нацистского толка, за пропаганду фашизма, ксенофобии и ненависти.

Параграф 86а устанавливает запрет на демонстрацию портретов Гитлера, нацистские приветствия, показ знаков отличия, символы и прочие атрибуты напоминающие о Третьем Рейхе. За публично показанный портрет Гитлера в Германии «навальнисты» могли бы получить до трех лет лишения свободы. Безапелляционное отношение к подобного рода преступления опосредовано существованием в обществе националистических движений, организовывающих митинги, выступающих против мигрантов и участвующих в стычках с полицией. Они поддерживают наличие в социуме человеконенавистнические настроения. Масштабные антимигрантские выступления правых радикалов имели место в конце августа — начале сентября 2018 г. в Хемнице и Кетене.

Приведенные примеры наглядно показывают, что к нацизму и исторической памяти за границей не относятся как к шутке. Более того, российское законодательство в сфере регулирования проблемы реабилитации и героизации нацизма во много дублирует европейское. Произойди инцидент, аналогичный с «Бессмертным полком» и «навальнистами», в Италии, Германии, Австрии и в других странах Европы, внимания правоохранительных органов преступникам было бы не избежать, равно как и острой критики со стороны общества. Люди, пережившие ужасы войны, с такими вещами шутить не станут, а уголовное преследование называть «террором» не будут.

Несмотря на то, что во многих государствах мира подобных норм в законодательстве нет, к проблеме героизации нацизма все же относятся очень серьезно, равно как и к необходимости охраны исторической памяти, недопустимости искажения самой истории. Этот вывод следует из факта принятия ГА ООН российской резолюции по борьбе с героизацией нацизма в 2019 году. За принятие документа проголосовали 133 государства. Страны приняли рекомендацию РФ по разработке правового механизма предотвращения пересмотра итогов Второй мировой войны и отрицания преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время войны. Россия призвала ликвидировать все формы расовой дискриминации, в том числе на законодательном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector