«почта россии» начала выполнять авиарейсы из китая в екатеринбург на своих самолетах
На грузовике
В августе «Авиастар-ТУ» начал эксплуатацию третьего самолета Boeing 757-200F в парке для перевозок товаров из Китая, рассказали «Известиям» в Cainiao и самой авиакомпании. Перевозчик взял самолет в лизинг под увеличение объемов поставок из КНР в РФ. До 2018 года компания использовала только российские самолеты Ту-204, но два года назад начала эксплуатировать грузовые Boeing 757-200F с большей коммерческой загрузкой и дальностью полета. В «Авиастаре» говорят, что планируют продолжить расширение парка, но не раскрывают, о каких самолетах идет речь.
Источник «Известий» в сфере авиационных грузоперевозок утверждает, что Cainiao планирует задействовать для перевозок в Россию широкофюзеляжные Boeing 767. Более крупные самолеты потребуются на фоне роста грузопотока в РФ и локализации бизнеса Alibaba в стране. При обратных полетах из России в Китай эти самолеты Cainiao планирует использовать для экспорта уже наших товаров в КНР.
В Cainiao говорят, что сегодня в интересах логистической компании «Авиастар-ТУ» выполняет регулярные рейсы из Ханчжоу в Москву и Новосибирск, месяц назад запущен рейс из Чанши в Москву. В компании рассчитывают, что с расширением флота партнеров будут открыты прямые регулярные рейсы из городов Китая в Казань и Екатеринбург.
Али_1
Фото: ТАСС/Ладислав Карпов
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечают, что Татарстан и Свердловская область входят в число регионов — лидеров по объему потребления товаров e-commerce: они находятся на 5–6-х местах в рейтинге после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края.
— В зависимости от региона и стоимости заказа период доставки может варьироваться от 15 до 30 дней. В города-миллионники Cainiao доставляет товары за две недели. В отдаленных регионах, где нужно задействовать дополнительные каналы доставки, сроки увеличиваются. Наша задача — в течение двух лет с запуском новых рейсов в новые города и расширением авиапарка сократить сроки до 10–15 дней для большинства российских городов с населением от 500 тыс. человек, — добавили в компании.
В Cainiao утверждают, что в январе-мае компания перевезла в Россию 7,55 тыс. т груза, или на 60% больше, чем за тот же период прошлого года.
— Это связано с более активным шопингом в период самоизоляции: например, мы наблюдали повышенный всплеск в дни, когда карантин продлевался
Более того, покупатели площадки стали выбирать более дорогие и тяжелые товары, переключая свое внимание на новые категории, такие как одежда, косметика и электроника, — объясняют в Cainiao
Али_2
Фото: ТАСС/Сергей Коньков
В июне в Cainiao сообщали, что до конца 2021 года инвестируют в логистическую и IT-инфраструктуру в России около 1 млрд рублей. Вложения должны сократить время и расходы на доставку заказов продавцам, которые работают на российских платформах группы — AliExpress и Tmall. По окончании работ по созданию складской и IT-инфраструктуры российские продавцы смогут, задействуя платформу, отправлять товары на экспорт. Эти товары будут доставляться в Китай по воздуху, для чего Cainiao планирует задействовать флот авиакомпаний-партнеров.
Проблемы с регулярностью
В АКИТ утверждают, что не наблюдали увеличения объемов трансграничной торговли в I квартале: они остались на уровне того же периода прошлого года. Но во II квартале был определенный рост, говорит президент ассоциации Артем Соколов. Данных по торговле за полугодие на сегодня нет, они будут сформированы к концу августа.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов говорит, что, по его оценке, количество посылок в период самоизоляции сократилось на 40% (если считать именно по числу, а не по весу). Он отметил, что до пандемии значительная часть грузов перевозилась в багажниках пассажирских самолетов на регулярных рейсах. После начала пандемии и прекращения регулярных рейсов выбор Cainiao в пользу самолетов грузового перевозчика логичен. Он добавил, что с конца прошлого года логистические компании консолидируют товары в одной посылке, чего раньше не делали. Это снижает их расходы, объясняет он.
Али_3
Фото: TASS/Zuma
В «Почте России» сказали «Известиям», что в 2019 году отправления со сделанными на AliExpress заказами составили 80% от общего объема трансграничного трафика почтового оператора.
— В прошлом году накануне сезона распродаж «Почта России», «Почта Китая» и Cainiao запустили новый логистический продукт cPacket. Он гарантирует оптимальные сроки доставки за счет регулярных рейсов не только в Москву, но и в Екатеринбург и Новосибирск, что позволяет исключить ненужный крюк для почтовых отправлений, адресованных на Урал и в Сибирь, — сказали в компании.
Собеседник «Известий» на рынке e-commerce напомнил, что после прекращения регулярных рейсов на рынке наблюдались сбои поставок товаров.
Покупка самолетов и проверка Генпрокуратуры
Два принадлежащих ранее авиакомпании «Трансаэро» самолета Ту-204С «Почта России» приобрела в июне 2016 года примерно за 3 млрд рублей у «Ильюшин Финанс Ко». В компании сообщили, что покупают лайнеры из-за бурного роста объемов почтовых отправлений, связанного с развитием электронной торговли. Осенью 2016 года глава «Почты России» Дмитрий Страшнов заявлял, что аэропортом регистрации для новых самолетов станет Хабаровск, где к 2018 году планируется запуск крупного логистического центра компании. Ту-204С могут перевозить до 30 тонн почты на расстояние до 3,8 тыс. километров.
Позже стало известно, что в январе 2017 года Генпрокуратура РФ направила материалы о покупке самолетов «Почтой России» в Следственный комитет (СК). Газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в надзорном ведомстве сообщила, что «Почта России», не имея разрешения на полеты, сдала самолеты в аренду ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ», а затем сама же арендовал их у нее. Отмечалось, что по версии Генпрокуратуры, это было сделано на заведомо невыгодных для оператора условиях, которые приводят к необоснованным расходам предприятия и оплате за его счет перевозки грузов других коммерческих организаций. Согласно выводам проверяющих, только за первый месяц действия аренды и фрахтования Ту-204 «Авиастар-ТУ» получила от почтового ведомства 151 млн рублей за эксплуатацию самолетов, а сама компания заплатила «Почте России» в качестве арендной платы всего 71 млн руб.
Таким образом, отмечала газета, сложилась ситуация, когда «Авиастар-ТУ», получив два государственных самолета за счет разницы цены договоров аренды и фрахта, получает двойную прибыль в размере 80 млн рублей за нахождение самолетов в эксплуатации. При этом ФГУП «Почта России» предоставил авиакомпании право использовать арендованные Ту-204 для перевозки грузов других компаний. В итоге, по мнению прокуроров, «Почта России» оплачивала расходы авиакомпании, связанные с этим, хотя доля от перевозимых товаров самого ФГУП не превышает всего лишь 15 % от общего объема. По предварительным подсчетам проверяющих, сообщили в «Коммерсанте», только в декабре 2016 года на двух Ту-204 было перевезено 83 тонны грузов ФГУП «Почта России» и 465 тонн — сторонних организаций.
При этом стоимость перевозки 1 килограмма груза для «Почты России» с учетом расходов по содержанию и заправке лайнеров составляет 970 рублей, а для коммерсантов — всего 86 рублей.
Позже Генпрокуратура подтвердила информацию о направлении материалов о покупке самолетов в СК. В пресс- службе «Почты России», в свою очередь, сообщили, что компания купила два магистральных самолета в полном соответствии с законодательством и согласовала эту закупку с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.