Биография космонавта германа титова
Содержание:
- Награды и звания
- Главные риски: поезд и бдительные граждане
- Титов Герман Степанович (1935-2000 гг.)
- Сергей Королёв
- Час славы и недоразумения с милицией
- Почетные звания и награды
- Биография
- Образование, ученая степень
- Полет
- В авиацию – за красивой формой
- Фильмы
- Тамара
- Долгая дорога к бухте
- Постсоветский период в жизни космонавта
- Жизнь и карьера после полёта
- Статистика
- Литература
Награды и звания
Мемориал Г. С. Титова в Краснознаменске
Государственные награды России и СССР:
- Герой Советского Союза (9 августа ).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 сентября ) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
- Два ордена Ленина (17 июня 1961, 9 августа 1961 года).
- Орден Октябрьской Революции (21 февраля ).
- Орден Трудового Красного Знамени (15 января ).
- Медаль «За освоение целинных земель» (август 1961).
- Девять юбилейных медалей.
- Лётчик-космонавт СССР (9 августа )
- Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР (15 августа ) — за выдающиеся заслуги перед Советским государством в области укрепления обороноспособности страны и высокое мастерство в профессиональной деятельности.
- Заслуженный мастер спорта СССР (1961).
- Благодарность Президента Российской Федерации (2 марта ) — за большой вклад в становление и развитие отечественной и мировой космонавтики
Иностранные награды:
- Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (21 января )
- Орден Хо Ши Мина (год?)
- Орден Дружбы (Вьетнам) (год?)
- Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (НРБ, 27 сентября 1962).
- Орден Георгия Димитрова (НРБ, 27 сентября 1962).
- Медаль «25 лет народной власти» (НРБ).
- Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 14 февраля ).
- Герой Монгольской Народной Республики (МНР, 10 декабря ).
- Орден Сухэ-Батора (МНР, 10 декабря 1961).
- Медаль «30 лет победы над милитаристской Японией» (МНР, 8 января ).
- Орден Карла Маркса (ГДР, 1 сентября 1961).
- Золотая медаль «За примерную работу» (ГДР, 4 сентября 1961).
- Орден «Звезда Республики Индонезии» II степени (9 января 1962).
- Орден Звезды Югославии с лентой (19 сентября 1962).
- Орден Звезды Румынии I степени (14 октября 1961).
- Большой крест ордена Заслуг (Конго, 03.09.).
- Орден Дружбы и сотрудничества (Сирия, ).
- Почётный знак отличия Президента Украины (11 апреля 1995 года) — за выдающийся вклад в создание ракетно-космических систем, укрепление международного сотрудничества в космической отрасли и в связи с 10-летием первого запуска ракеты-носителя «Зенит»
Премии:
Ленинская премия (1988).
Главные риски: поезд и бдительные граждане
Но настоящая опасность ждала летчика в момент приземления. Его космический полет окончился утром 7 августа. Причем, по невероятному стечению обстоятельств, спускаемый аппарат на парашюте начал опускаться прямиком на железнодорожное полотно, по которому двигался поезд. Некоторое время казалось, что столкновения с поездом при приземлении не избежать. К счастью, спускаемый аппарат с Титовым все же отклонился от железной дороги и приземлился в пятидесяти метрах от нее, на вспаханном поле. Но и это еще не все. Когда Титову удалось выбраться наружу, то одетого в скафандр космонавта задержали бдительные местные жители, которые приняли его за вражеского разведчика и не отпускали до выяснения обстоятельств.
На момент полета Герману Титову было 25 лет и 330 дней, так что он является самым молодым космонавтом. И этот «рекорд космической молодости» не побит до сих пор.
Титов Герман Степанович (1935-2000 гг.)
Краткая биография:
Продолжительность: 1 сутки 01 час 18 минут;
Герман Титов – 2-й советский космонавт, герой СССР, дублер Гагарина: биография с фото, космос, личная жизнь, важные даты, первый и длительный космический полет.
Титов Герман Степанович – 2 космонавт СССР и 2 космонавт мира.
Степанович Титов – Герой Советского Союза. Он вошел в историю, как второй человек, полетевший в космос (на 4 месяца раньше него первый виток вокруг Земли совершил Юрий Гагарин). Герман Титов провел в невесомости больше суток, установив первый рекорд по продолжительности нахождения в космическом пространстве. Он стал самым молодым космонавтом за всю историю космических полетов – на момент старта ему не исполнилось и 26 лет.
Родина второго советского космонавта – Алтайский край. Там, в небольшом селе под названием Верхнее Жилино, 11 сентября 1935 года и появился на свет Герман Титов. Он рос в обычной семье. Его отец – Степан Павлович Титов работал учителем, читал русский язык и литературу. Мать – Александра Михайловна Титова была домохозяйкой.
Жизнь космонавта начиналась довольно обычно. Юноша в 1955 году получил среднее образование, через два года стал выпускником Волгоградской авиационной школы. Еще три года понадобилось Титову, чтобы с отличием закончить другое учебное заведение – Сталинградское военное авиационное училище в Новосибирске. Отсюда он вышел дипломированным специалистом и получил квалификацию «военный летчик».
Космос
1960-й год в корне меняет жизнь Германа Титова. В марте его берут слушателем на курсы летчиков-космонавтов, с этого времени он начинает проходить общекосмическую подготовку. Добиться уже такого результата было не просто. Кандидатов в первые космонавты выбирали из лучших летчиков всей страны. Строго проверяли соответствие всех «параметров»: возраст, рост, вес. Кандидат в космонавты должен был обладать 100% здоровьем.
Приказом Главнокомандующего Военно-воздушных сил №176 Герман Титов был принят в «элитный отряд» — первую шестерку претендентов на полет в космос. Вместе с ним тренировки продолжил Юрий Гагарин, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович.
Стать космонавтом №1 Титову не удалось. За несколько дней до запуска, пилотом космического корабля «Восток» назначили Юрия Гагарина. Герману Степановичу пришлось довольствоваться вторым местом, быть в запасе.
Первый полет
После успешного полета Гагарина к запуску стали готовить вторую космическую миссию. Пилотом «Востока-2» стал Титов. Его путешествие на орбиту началось 6 августа 1961 года и длилось 25 часов. «Орел» (именно таким был позывной Титова) совершил первый столь длительный полет вокруг Земли. За это время его корабль совершил 17 оборотов вокруг планеты, а пилот провел несколько научных экспериментов. Все задания Герман Степанович выполнил и успешно завершил второе космическое путешествие. За проделанную работу летчик-космонавт получил звание Героя Советского Союза.
Герман Титов продолжает учиться. В 1961 году он становится членом Компартии и поступает в военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Через семь лет с отличием защищает дипломную работу и получает очередную квалификацию «летчик-инженер-космонавт». 1972-й год приносит еще один диплом – Герман Степанович заканчивает Военную академию Генерального штаба. Вместе со знаком отличия он получает квалификацию офицера с высшим военным образованием. Позже в этом же ВУЗе Титов защитит кандидатскую и докторскую диссертации.
После своего звездного полета Герман Степанович занимается испытательской деятельностью. В 60-х годах проводит тестирование авиационно-космической системы под названием «Спираль». Для ее проверки нужны были пилоты, которые имели большой летный опыт. Среди прочих был и Герман Титов. Он проводил испытания таких самолетов как МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11, Як-28 и других.
Личная жизнь
Женился Герман Титов в 1958 году – еще до своего космического полета. Его жена – Тамара подарила космонавту двух дочерей. Старшая Татьяна родилась в 1963 году, через два года на свет появилась младшая Галина.
После выхода в 1991 году в запас, Герман Степанович жил в Москве. Космонавт увлекался литературой и музыкой. Много читал, наизусть знал произведения классиков, сам стал автором книг про космос.
Скончался Титов 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни. Причиной смерти стал сердечный приступ. Похоронен второй космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сергей Королёв
Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)
Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.
В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…
Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.
Час славы и недоразумения с милицией
Уже через два дня после возвращения, 9 августа 1961 года, майору Герману Титову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В те времена каждому космонавту, который вернулся из космоса, правительство дарило мечту миллионов советских людей – новенький автомобиль «Волга». Все автомобили космонавтов регистрировались в Звездном городке и получали спецномера – буквенный код «ММО» и цифровой, соответствующий порядковому номеру полета. У Титова был автомобиль с номером 0002 ММО. Дали ему также и новую квартиру, и повышенную зарплату, которая была в несколько раз выше доходов рядового летчика-истребителя.
Космонавт №2 был также награжден орденами Болгарии, Монголии, Индонезии, ГДР, Югославии, Румынии, Сирии и Конго. Несмотря на все почести, по свидетельству друзей, Герман Титов нисколько не страдал звездной болезнью, хотя ему и приходилось, как космонавту №2, вращаться в кругах самого высокого уровня, в том числе встречаться с главами государств СССР и США.
Тем не менее Титов был прост в общении и много сил отдавал работе. Однажды с ним произошел невероятный случай: его задержал наряд милиции, приняв за… бомжа! Дело было так: усталый космонавт возвращался на автобусе дальнего следования из командировки. Когда автобус остановился для заправки, выбежал на минутку в магазин: без документов, одетый в спортивный костюм. К нему подошли милиционеры, попросили предъявить документы. Объяснениям не поверили, за легкой небритостью героя узнавать отказались и препроводили в участок. Когда Герману Титову удалось добиться телефонного звонка, то командир отряда космонавтов Николай Камалов лично примчался с документами выручать его из КПЗ. Побелевшие от ужаса милиционеры буквально валились в ноги космонавту, над которым только что грубо посмеялись. Герман Титов не стал поднимать шума, решив пожалеть их семьи, и замял неприятный инцидент.
Почетные звания и награды
После полета, 9 августа 1961 года, Герману Степановичу вручили орден Ленина, медаль “Золотая звезда” и присвоили звание Героя Советского Союза. Также за полет полагалась, на тот момент мечта любого гражданина — новая “Волга” и квартира в городе Москва.
Титов не страдал звездной болезнью, хотя за свою жизнь получил множество наград:
Ордена Трудового Красного Знамени, за заслуги перед отечеством, Октябрьской революции, медаль “За освоение целинных земель”. Также космонавта награждали другие страны: Япония, Индонезия, Вьетнам, Югославия и Румыния.
Последней наградой, 2 марта 2000 года, стала благодарность Президента Российской Федерации — за большой вклад в становление и развитие отечественной и мировой космонавтики.
Биография
Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края. Русский. Его отец Степан Павлович Титов (1910—1993) был учителем русского языка и литературы. В годы Великой Отечественной войны, когда С. П. Титов был на фронте, его жена Александра Михайловна (1913—1999) с сыном Германом и дочерью Земфирой (имена даны отцом в честь героев произведений А. С. Пушкина) жили у родителей в коммуне Майское Утро, где Герман учился с первого по третий класс, семилетку он окончил в селе Полковниково, а среднюю школу — в селе Налобиха.
В июле 1953 года Г. С. Титов был призван на службу в армию. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им. Краснознамённого сталинградского пролетариата (Новосибирск), после чего служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26-й гвардейский авиаполк, машины Су-7, аэродромы Гатчина, Сиверский (Ордынка)).
С 1960 года — в отряде космонавтов. В апреле 1961 года был дублёром Юрия Гагарина при подготовке к первому в мире полёту в космос. В августе того же года совершил суточный орбитальный полёт на космическом корабле «Восток-2».
С по 7 августа 1961 года Герман Титов выполнял космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл». Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область). На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
- Статистика
# | Стартовый корабль | Старт, UTC | Экспедиция | Корабль посадки | Посадка, UTC | Налёт | Выходы в открытый космос | Время в открытом космосе |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Восток-2 | 06.08., 06:00 | Восток-2 | Восток-2 | 07.08., 07:18 | 01 суток 01 час 18 минут |
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Степановичу Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11158).
В 1961 году вступил в КПСС.
В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Дипломную работу по теме САС проекта одноместного воздушно-космического ЛА, разработанного группой слушателей-космонавтов, он защитил на отличную оценку 17 февраля — в один день с Гагариным.
11 июля 1968 года стал старшим инструктором-космонавтом и взял на себя командование вторым отрядом космонавтов. 21 марта 1969 года возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль».
В 1972 году окончил ещё один вуз — Военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова.
С 1972 по 1973 годы был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, с 1973 по 1979 год — заместителем, а с 1979 по 1991 год — первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
Являлся заместителем главного редактора журнала «Авиация и космонавтика».
31 января 1980 года защитил диссертацию в Военной академии Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова и получил учёную степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
В октябре 1991 года генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов вышел в запас.
С по 1993 год — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», с 1993 по 1995 год — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса, а с 1999 года — президент Федерации космонавтики России.
Жил в Москве.
Избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной Думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), входил в состав фракции КПРФ.
Скончался 20 сентября 2000 года от сердечного приступа. Церемония прощания состоялась 25 сентября 2000 года в культурном центре Центральный дом вооружённых сил России имени Фрунзе, похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве.
Образование, ученая степень
В 1955 году Алексей Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Украина), в 1957 году — Чугуевское военное авиационное училище летчиков (Украина; ныне — Харьковский национальный университет Воздушных сил им. Ивана Кожедуба) по специальности «летчик-истребитель». По окончании в 1968 года инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского (ВВИА) получил специальность «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация — «летчик-инженер-космонавт»). В 1981 году окончил адъюнктуру при ВВИА.
В 1981 году в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.
Полет
В космосе Герман Титов был вторым, но он стал первым человеком, проведшим в полете более суток, первым, испробовавшим на себе прием пищи и сон, первым, применившим ручное управление космическим кораблем, выполнившим различные маневры.
Полет Германа Титова продолжался 1 день, 1 час и 11 минут. Пилотируемый космонавтом «Восток-2» 17 раз облетел вокруг земного шара. Целью полета было исследования влияния на человека невесомости, поведение организма при приеме пищи и сне в таких условиях, а также ручное управление аппаратом, съемка с орбиты, постоянная радиосвязь с Землей.
Уже на первом витке вокруг Земли майор Титов применил ручное управление космическим аппаратом. Постоянно велась видеосъемка Земли с борта корабля.
В авиацию – за красивой формой
В школе Герман Титов увлекся техникой. Сперва он стал помогать сельскому киномеханику, потом мальчишку заинтересовала идея создания школьного радиоузла, для которого он собрал самодельный радиоприемник. К концу школы Герман построил даже маленькую электростанцию.
Фото: Брянов А./ТАСС
В 1953 году выпускник школы Герман Титов был призван в армию. Когда в военкомате его спросили, где он хочет служить, он попросился в авиацию. Позже он признавался, что в тот момент в авиации его больше всего привлекала красивая форма. Семья жила очень бедно, и к концу школы юноша стал заметно стесняться того, что он плохо одет. Титов рассказывал: «Однажды в село приехал муж нашей учительницы – золотые пуговицы, погоны, галстук, ботинки блестящие. Ну, я и спросил, мол, дядя, а где все это дают? Он ответил: «В авиации».
Фильмы
- 1961 — «Москва встречает космонавта-2» — СССР, ЦСДФ.
- 1961 — «Снова к звёздам» — СССР, Центрнаучфильм.
- 1962 — «700000 километров в космосе» — СССР, Киностудия научно-популярных фильмов.
- 1962 — «В 35-й раз через экватор» — СССР, Центрнаучфильм, фильм о поездке космонавта Г. Титова в Индонезию, Бирму и Вьетнам.
- 1962 — «Космонавт-два в США» — СССР, Центрнаучфильм.
- 1963 — «Желанные гости» — СССР, Центрнаучфильм, фильм о поездках Германа Титова в Югославию, Юрия Гагарина в Австрию и Данию.
- 2010 — «Второй. Герман Титов» — Россия, ВГТРК.
- 2010 — «Герман Титов. Первый после Гагарина» — Россия, Студия «Встреча», Первый канал.
- 2010 — «Герман Титов. Звезда над Алтаем» — Россия, Телекомпания «Алтай».
- 2013 — «Гагарин. Первый в космосе» — Россия. В роли Германа Титова — Вадим Мичман.
Тамара
Титов прожил со своей супругой Тамарой Черкас 43 года, пережил с ней потерю сына, и вырастил двух дочерей. А познакомились молодые на танцах в поселке Сиверский Ленинградского округа. Тамара, не поступив в медицинское училище, работала в гарнизонной столовой, а будущий космонавт проходил там службу.
Молодые поженились. Тамара ждала мужа с полетов сидя на окне их маленькой 11-метровой комнатушки.
Когда Титову предложили пройти отбор в первый отряд космонавтов, он даже не сказал супруге, куда его берут. Просто не знал, как такое сказать, не потревожив беременную тогда жену. Сказал, что предложили пройти отбор в отряд испытателей, и очень даже маловероятно, что он его пройдет, просто чтоб не беспокоить. Однако обо всех испытаниях он писал ей в письмах очень подробно, и все письма, несмотря на особый гриф секретности, дошли до адресата.
Однажды он приехал домой без предупреждения, постучал в окно. Выглянув в окно, Тамара увидела куклу – Герман очень мечтал о дочери.
В марте 1960 года чета Титовых переезжает в Москву. Начинается усиленная подготовка к полету, нагрузки становятся не только физическими, но и психологическими. Сурдобарокамера полностью изолирует пилота от внешнего мира, проверяя его организм на отсутствие звука, запахов, информации извне. Титов провел две недели в такой камере. С Гагариным они шли на равных, и о том, что первый полет совершит именно Юрий Алексеевич, стало известно буквально за пару дней до назначенной даты. Такое решение больно ударило по самолюбию Германа, он был амбициозен и рвался к победе, но его супруга втайне обрадовалась, что полетит не он, как впрочем, и жены остальных претендентов. Ведь это было все еще так ново и неизведанно, никто не знал, чем обернется эксперимент.
Второй вылет был назначен на 6 августа, и тут уже сразу было известно, что полетит именно Титов. Семья только-только переехала в новую квартиру, где еще не были расставлены вещи. Накануне вылета Герман Степанович долго возился с замком на входной двери.
Встреча Титова после полета в Москве намного превосходила встречу его предшественника, она была уже четки слаженным действием государственного масштаба. Тамара чувствовала себя не в своей тарелке, и ей на выручку пришел лично Никита Сергеевич Хрущев. Разговорившись с ней, узнав, что она украинка, как и он сам, он не отпускал ее от себя, называл доченькой, всячески поддерживал.
Долгая дорога к бухте
Сегодня посещение Халонга — неотъемлемая часть программы любого путешественника, попадающего в северную часть Вьетнама. Несмотря на то, что в Халонг ежегодно приезжают более 4,5 млн как иностранных, так и вьетнамских туристов, 150-километровая дорога, ведущая к этой бухте из вьетнамской столицы Ханоя, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Две полосы шоссе в каждую сторону обычно забиты грузовиками-контейнеровозами, направляющимися как в крупнейший морской порт северной части Вьетнама — Хайфон, так и обратно. Для того чтобы преодолеть не столь уж и протяженный путь, туристическому автобусу из-за постоянных пробок на дороге требуется четыре, а то и пять часов.
Но раньше увидеть красоту Халонга было еще более проблематично, чем сейчас. До начала 2000-х годов путь в Халонг включал в себя две паромные переправы, на каждую из которых уходило не менее часа. Сейчас паромы заменены мостами, однако время в пути это сократило незначительно из-за того, что количество автотранспорта на дорогах увеличилось во много раз.
Осознавая всю важность создания туристам благоприятных возможностей для посещения прославившего Вьетнам на весь мир залива, местные власти решили подойти к урегулированию транспортной проблемы комплексно, включая строительство новой альтернативной автотрассы и международного аэропорта. Воздушная гавань расположится на крупнейшем в акватории Тонкинского залива острове Вандон
После ввода в строй к 2020 году аэропорт сможет ежегодно обслуживать до 5 млн пассажиров. По мнению местных властей, появление международного аэропорта будет способствовать дальнейшему росту популярности и известности Халонга, признанного в 1994 году ЮНЕСКО объектом мирового наследия. Этот уникальный природный объект по праву считается главной туристической достопримечательностью не только севера Вьетнама, но и всей страны. А в 2014 году Халонг был включен в перечень «Новых семи чудес света».
Постсоветский период в жизни космонавта
С 1991 года космонавт Титов Герман Степанович вышел в отставку и начал активно заниматься общественной деятельностью. В последующем благодаря собственной славе, добытой в эпоху СССР, Герман Степанович даже стал депутатом Государственной думы, причем разных созывов.
В 1992 году Титова назначили на высокую должность президента Международно-технического центра, занимавшегося вопросами электроники и космонавтики. В период с 1993 по 1995 год бывший легендарный космонавт работает заместителем председателя совета в Российском центре консерватории и аэрокосмического комплекса. А в 1999 году он был избран президентом Федерации космонавтики.
До самых последних своих дней Герман Титов лелеял мечту установить еще один необычный рекорд и побить достижение космонавта из США Галена, который в пожилом возрасте (ему было 70 лет) смог совершить полет в космос. Гален является самым возрастным космонавтом в мире.
Жизнь и карьера после полёта
После невероятного полета жажда знаний не позволила остановиться, летчик продолжил учиться. В 1968 году окончил Военно-воздушную академию Н.Е. Жуковского, в 1972 году – Военную академию Генерального штаба.
Герман Степанович составил докладную, в которой указал, что сложный тренировочный процесс не оправдан. Правительство внесло изменения в план подготовки к полетам.
Титов мечтал снова оказаться в космосе. Но у правительства были другие планы, к полету готовили женщину.
Космонавт остался жить в г. Москве, служил в отряде космонавтов и участвовал в программе подготовки космических полетов „Спираль“, испытывал летательные аппараты МиГ-21 и Су-7, Як-28, Су-9, Су-11, ЯК-25РВ и другие.
В 1980 году Герман Степанович защитил кандидатскую по военным наукам, к середине 80-х годов, получил звание доктора наук, а в 1988 году генерала-полковника авиации.
В 1991 году Титов вышел в запас и стал возглавлять организации, занимающиеся аэрокосмическими технологиями, был президентом Федерации космонавтики России и даже депутатом Государственной думы.
Благодаря любви к литературе, которую привил Герману отец, он стал автором нескольких книг, самые известные: “700 тысяч километров в космосе”, “На звездных и земных орбитах”.
Статистика
Игрок
Регулярный сезон | Плей-офф | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | Лига | Игры | Голы | Пасы | Очки | Штр | И | Г | П | О | Штр |
1982/83 | Химик (Воскресенск) | СССР | 16 | 4 | 4 | 2 | — | — | — | — | — | |
1986/87 | Химик (Воскресенск) | СССР | 23 | 1 | 1 | 10 | — | — | — | — | — | |
1987/88 | Химик (Воскресенск) | СССР | 39 | 6 | 5 | 11 | 10 | — | — | — | — | — |
1988/89 | Химик (Воскресенск) | СССР | 44 | 10 | 3 | 13 | 24 | — | — | — | — | — |
1989/90 | Химик (Воскресенск) | СССР | 44 | 6 | 14 | 20 | 19 | — | — | — | — | — |
1990/91 | Химик (Воскресенск) | СССР | 45 | 13 | 11 | 24 | 28 | — | — | — | — | — |
1991/92 | Химик (Воскресенск) | СССР / СНГ | 35 | 16 | 11 | 27 | 31 | — | — | — | — | — |
1992/93 | ТПС | СМ-Лига | 47 | 25 | 19 | 44 | 49 | 12 | 5 | 12 | 17 | 10 |
1993/94 | Калгари Флэймз | НХЛ | 76 | 27 | 18 | 45 | 28 | 7 | 2 | 1 | 3 | 4 |
1994/95 | ТПС | СМ-лига | 14 | 6 | 6 | 12 | 20 | — | — | — | — | — |
1994/95 | Калгари Флэймз | НХЛ | 40 | 12 | 12 | 24 | 16 | 7 | 5 | 3 | 8 | 10 |
1995/96 | Калгари Флэймз | НХЛ | 82 | 28 | 39 | 67 | 24 | 4 | 2 | 2 | ||
1996/97 | Калгари Флэймз | НХЛ | 79 | 22 | 30 | 52 | 36 | — | — | — | — | — |
1997/98 | Калгари Флэймз | НХЛ | 68 | 18 | 22 | 40 | 38 | — | — | — | — | — |
1998/99 | Питтсбург Пингвинз | НХЛ | 72 | 11 | 45 | 56 | 34 | 11 | 3 | 5 | 8 | 4 |
1999/00 | Питтсбург Пингвинз | НХЛ | 63 | 17 | 25 | 42 | 34 | — | — | — | — | — |
1999/00 | Эдмонтон Ойлерз | НХЛ | 7 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 | ||
2000/01 | Анахайм Дакс | НХЛ | 71 | 9 | 11 | 20 | 61 | — | — | — | — | — |
2001/02 | Анахайм Дакс | НХЛ | 66 | 13 | 14 | 27 | 36 | — | — | — | — | — |
2003/04 | Химик (Воскресенск) | Россия | 38 | 5 | 13 | 18 | 67 | — | — | — | — | — |
2004/05 | Химик (Воскресенск) | Россия | 50 | 7 | 22 | 29 | 56 | — | — | — | — | — |
Итого в НХЛ | 624 | 157 | 220 | 377 | 311 | 34 | 11 | 12 | 23 | 18 |
Тренер
- Последнее обновление: 07 марта 2017 года
Команда | Сезон | Турнир | И | В | ВО/ВБ | ПО/ПБ | П | О | %O | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Металлург Нк | КХЛ 2013-14 | Рег. сезон | 43 | 10 | 2 | 8 | 23 | 42 | 32,6% | 13 (из 14) на Востоке |
Кубок Надежды | 2 | 2 | 0% | Квалиф. | ||||||
КХЛ 2014-15 | Рег. сезон | 60 | 10 | 10 | 3 | 37 | 53 | 29,4% | 13 (из 14) на Востоке | |
Спартак | КХЛ 2015-16 | Рег. сезон | 60 | 20 | 5 | 7 | 28 | 77 | 42,8% | 11 (из 14) на Западе |
КХЛ 2016-17 | Рег. сезон | 17 | 7 | 1 | 9 | 22 | 43,1 % | отставка | ||
Авангард | КХЛ 2017-18 | |||||||||
Всего в КХЛ | 180 | 47 | 17 | 19 | 97 | 194 | 35,9% |
Литература
- Берег Вселенной: воспоминания ветеранов космодрома Байконур / под общ. ред. сост. сб. Болтенко А. С. — Киев: Феникс, 2014. — 537 с. — ISBN 978-966-136-169-9.
- Осташев, А. И. Сергей Павлович Королёв — гений XX века: прижизненные личные воспоминания об академике С. П. Королёве. — Королёв: Изд-во Московского гос. ун-та леса, 2010. — 128 с. — ISBN 978-5-8135-0510-2.
- С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / под редакцией В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — 704 с. — ISBN 978-5-906674-04-3.
- Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны РФ; Гл. ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.. — С.535.
- И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.