«жи-ши» пиши с буквой «и»! правила «чу-щу, ча-ща, жи-ши»

Диктанты на ЖИ, ШИ

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

Нарвалы — это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

Носороги — крупнейшие животные. Оружие носорога — рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Где же Ы?

Примерно до XIV века звуки , , оставались мягкими в позиции перед гласными переднего ряда. Указание на их твёрдость отслеживается по письменным памятникам на основе написания буквы Ы после Ж, Ш, Ц. 

Буква Ы («еры») первоначально была лигатурой из двух букв: Ъ (ер), либо Ь (ерь) и I (i-десятеричное). Название буквы сложилось из названий ее частей — «ер» и «i». Но уже в XIV веке для простоты и скорости начертания ее стали писать как современную Ы.

Ушаков Д. Н. — Толковый словарь современного русского языка — (Библиотека школьных словарей) — 2014

В старославянской письменности сочетания жы, шы, цы не фиксируются, а в древнерусских появляются как раз только в XIV веке. Например, в Духовной грамоте (завещании) Дмитрия Донского (1389) находим слова: жывите, держытъ. Аффриката Ц стала твёрдой только к XVI веку, но в северо-русских диалектах она до сих пор палатализована: .

Духовная грамота Дмитрия Донского

Исконно твёрдые заднеязычные , перед гласными непереднего ряда также смягчились, и от этого зависела судьба их сочетаний с Ы. Сейчас написание ГЫ, КЫ, ХЫ можно встретить разве что в заимствованных словах (акын, Мангышлак, Архыз, Кызыл, Архыз), просторечной форме имён собственных (Олегыч, Маркыч), звукоподражательных междометиях (кыс, кыш).

В древности дело обстояло с точностью до наоборот: , обозначали только твёрдые звуки, и значит, после них всегда букву писали Ы: княгыня, хытрый, гыбель. Со временем, в зависимости от последующего гласного, заднеязычные оставались твёрдыми, либо смягчались. (ср.: гитара, гектар, но гагара, гонки). Стал ненужным и запрет на сочетания ГИ, КИ, ХИ, и буква Ы последовательно перешла в И: сначала в потоке речи, а затем — и на письме.

Почему цыган идёт на цыпочках?

А что же с ЦИ? Звук теперь тоже всегда твёрдый, и логично было бы, что слова «цыган», «цыпленок» и т. д. стали не исключениями, а правилом. Об этом давно задумывались филологи. 

24 сентября 1964 года в советской прессе лингвисты во главе с академиком В.В. Виноградовым обнародовали проект орфографической реформы — «Предложения по усовершенствованию русской орфографии».

Фото: соцсети

Согласно этому унифицировавшему всё и вся проекту, предлагалось, среди прочего, писать ЦИ во всех случаях. Точно так же, как мы, придерживаясь исторической традиции, продолжаем писать ЖИ-ШИ. 

Этот проект вызвал широкие общественные обсуждения, оставив в памяти того поколения написание «заец» через Е и «огурци» через И. Идеи лингвистов так и остались на бумаге, а буква Ы так и не заняла своего законного места после твёрдых согласных. К серьёзной «встряске» законов словообразования и морфемики, и, соответственно, правописания, русский язык не готов и до сих пор. Это и к лучшему.

Как слышим, так и пишем?

Почему же раньше дозволялось писать ЖЫ-ШЫ, а в современном языке на такое написание наложен строгий запрет? 

Фото: соцсети

Яркая особенность русского алфавита и письма — у нас нет отдельных букв для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных. Только последующие гласные могут указать на твёрдость или мягкость. Так, в слове пыл буква Ы указывает на твёрдость согласного звука , а в слове пил буква И указывает на мягкость согласного звука . Но сам согласный в любой позиции обозначается только буквой П.

Согласные Ж и Ш, как мы выяснили, стали твёрдыми еще в XIV веке, и парных им мягких звуков теперь не существует. Обозначать их твёрдость с помощью последующей гласной буквы не требуется, мы и так знаем, что это твёрдые согласные. Но в Древней Руси — особенно в Новгороде или Пскове, где процесс палатализации затянулся до XVI века (а в говорах продолжается и по сей день) — такая маркировка была необходима.

Так откуда же И в сочетаниях ЖИ и ШИ? 

Дань исторической традиции — не более того, «памятник» когда-то существовавшим в языке палатализованным и И, кстати, один из дискуссионных вопросов, как минимум, последнего столетия.

Фото: соцсети

Диктанты на ЧУ, ЩУ

Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

Пищуха — маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю — чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу — схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

Пища песцов — рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Употребление

Как правильно применять слова на правило «жи-ши»? Примеры предложений, приведенные ниже, помогут детям научиться находить слова с данной орфограммой в общем массиве текста. Эти предложения могут быть использованы для диктантов или же для составления карточек.

  1. На поляне рос кряжистый дуб.
  2. Сапожник работал шилом.
  3. Расскажи это правило.
  4. Назови шипящие звуки.
  5. Пассажиры вышли из вагона.
  6. Доктор прописал больному рыбий жир.
  7. Ученик писал с сильным нажимом.
  8. Широка страна моя родная!
  9. Маша попала в жилье медведей.
  10. Жирафы обитают в Африке.
  11. Шимпанзе – забавная обезьяна.
  12. Дикий шиповник – предок розы.
  13. На мальчике нарядный жилет.
  14. Домашним животным нужен уход.
  15. Жил да был один король.
  16. Положи книгу на место!
  17. Этой зимой стоят большие холода.
  18. Малыши вышли на прогулку.
  19. Пиши слова правильно!
  20. Шуршит машина по асфальту шинами.

2000 лет тому назад

Гласный звук (МФА), обозначаемый сегодня в русском языке буквой Ы, существовал уже в праславянском языке, произошёл из долгого праиндоевропейского звука *ū . Именно этим процессом объясняется, например, чередование гласных ы/у в корне слова: слышать —слушать.

В индоевропейском и праславянском языках существовали слоги различного типа: *tat, *sta, *tr̥, *at, *ta, *a и пр. Важнейшей тенденцией праславянского языка стала тенденция к открытости слогов, «идеальными» были слоги sta и ta. Закон открытого слога глобально переделал и фонетическую, и морфологическую систему славянских языков.

Действовал и другой закон — закон сингармонизма. Гласные звуки переднего ряда ( и ) могли сочетаться только с согласными губными или переднеязычными, а заднеязычные — только с гласными непереднего ряда (например, , , , = в современном русском языке).

Следствием этих законов стало появление в славянских языках согласных, не свойственных индоевропейскому и праславянскому языку-основе. В начале новой эры, в период со II по VI вв. (по мнению разных исследователей), в праславянском языке произошёл процесс, названный позднее лингвистами первой палатализацией (первым переходным смягчением) заднеязычных согласных.

Процесс заключался в изменении качества (смягчении, обусловленном продвижением места образования звука вперёд к среднему нёбу) заднеязычных согласных , в позиции перед гласными переднего ряда ( и ). При этом эти согласные звуки изменяли способ образования, приобретая фрикативный или смычно-проходной характер. : — (краткий) — ; — (краткий) — ; — (краткий) — . Например, *gena — жена; *kedo — чадо; *teichina — тишина.

Рисунок: philol.msu.ru

Звук появился позже, в результате второй и третьей палатализации заднеязычных согласных в восточнославянских и южнославянских языках. 

Вторая палатализация была вызвана монофтонгизацией дифтонгов в , в , , в в V-VI вв. в положении перед согласными и на конце слова. Заднеязычные согласные снова оказались перед гласными переднего ряда, что вызвало их дальнейшее смягчение. Вторая палатализация завершилась, самое позднее, к X веку. В результате произошли следующие переходы заднеязычных в свистящие мягкие (или полумягкие) согласные: — — ; — —; — — .

Рисунок: philol.msu.ru

Третья палатализация происходила в одно время со второй, но имела особый характер: слоговой процесс качественного изменения согласных звуков шёл под влиянием предыдущего, а не последующего гласного. Ещё действовал закон открытого слога, поэтому это было межслоговое воздействие.

Рисунок: philol.msu.ru

Как не забыть правило

Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило «чу -щу», «жи-ши», «ча-ща», все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: «жи-ши пиши с буквой и»

Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их «видеть», находить и выделять

Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» на письме.

Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу «вставь пропущенную букву». Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши» и никогда больше не допускать ошибок.

Одна из орфограмм русского языка

Основной единицей раздела языкознания орфографии является орфограмма. Орфограмм в русском языке столько, сколько существует орфографических правил.

Это такое написание, которое соответствует общему правилу. Также написание может выбираться среди нескольких возможных традиционно.

По тому, выбирается ли какая-то буква из разных вариантов, или в зависимости от написания слова (раздельно/вместе; с дефисом/без дефиса; когда речь идет о месте, в котором можно переносить слово), орфограммы делят на:

  • буквенные,
  • небуквенные.

Орфограмма: «В сочетаниях «жи-ши» всегда пишется гласная и» – буквенная.

Вот примеры слов с «жи» и «ши»:

  • житница;
  • жизнь;
  • житье;
  • жидкий;
  • ножи;
  • ужи;
  • кружить;
  • служить;
  • вложил;
  • чужие;
  • прожитые;
  • обжиг;
  • сложил;
  • сторожить;
  • коржи;
  • свежий;
  • кожи;
  • ежик;
  • бежит;
  • умножил;
  • шинель;
  • шипучий;
  • ширина;
  • груши;
  • шифон;
  • шифер;
  • паши;
  • пляши;
  • пришить;
  • поспеши;
  • хороши;
  • копошится;
  • суши;
  • шитые;
  • душистый;
  • шишка;
  • ландыши;
  • младший;
  • плешивый;
  • ошибка.

При желании, можно найти еще множество примеров употребления этого сочетания.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Ответы к стр. 7 — 9

Упражнение 10, с. 7

10. Заполните «домики» словами с данными буквосочетаниями.

и
пружина
а
задача
у
кольчуга
джип
душица
ежиха
машина
удача
пища
роща
чаща
лачуга
прищур
грущу
впущу

Упражнение 11, с. 7

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника  колючие шипы, но душистые. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу — мышиный горошек, в виде — кувшинки. 4. У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата, а щуки — щурята.

Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки — жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата — ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята — чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Упражнение 12, с. 8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

Упражнение 13, с. 8

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

С левого берега реки открывалась чудесная картина.

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно. Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В гостях у щуки

Навещала щука щуку
В середине суток.Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща — пишу с а (навещала, угощала), чу-щу — пишу с у (щука, щуку), (в) середине — серёдка.Кто? щука (подлежащее) что делала? навещала (сказуемое).Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

Упражнение 16, с.9

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые «домики» пропущенные звуки.

, — твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
, — мягкие непарные шипящие звуки.

2) Гласный звук после шипящего находится в безударном положении

Здесь возможны варианты написания гласной буквы (например, могут «спорить» буквы И и Е: жИлаю или жЕлаю), поэтому необходима проверка.

а) Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным, а если это невозможно, т.е. проверяемое слово является словарным, то его написание следует запомнить.

Так, в слове Ш..РСТЯНОЙ гласный звук после Ш является безударным, поэтому нужно проверить, какую букву писать — И или Е. Для этого находим проверочное слово с ударным гласным: ШЕРСТЬ. В слове ЖЕМЧУЖИНА проверочным словом для проверки безударного гласного в корне является ЖЕМЧУГ. В словах ЖЕЛАЮ, ИНЖЕНЕР, ЖЕЛЕЗНЫЙ к безударному гласному в корне нельзя подобрать проверочное слово, значит, смотрим правильное написание в словаре. 

б) Если безударная гласная после Ж-Ш находится в окончании или суффиксе, то проверку делают с помощью ударения или путём грамматического анализа.

Пример: свежИЕ, хорошИЕ огурцы (какие?) — окончание прилагательных ИЕ,но: свежЕЕ молоко, хорошЕЕ настроение (какое?) — окончание прилагательных ЕЕ.

Примечание. При отработке орфограммы ЖИ-ШИ первоклассникам предлагают простые слова, в которых сложно ошибиться

Уже во 2-м классе (после изучения темы о проверяемых безударных гласных в корне) учитель может обратить внимание учеников на то, что традиционное правило о написании ЖИ-ШИ можно применить не во всех случаях, и дополнить правило условием про ударение и проверку слов

А есть ли исключения из правила на ЖИ-ШИ? Можно ли найти слова, в которых всё-таки пишется буква Ы после Ж или Ш?

На эту тему придумали такую примечательную фразу: «»ЖИ-ШИ пиши с буквой И» — твердила учительница Жылыспанова Шынар из Жылабайского района города Шымкент». Как видно из этого примера, написание буквы Ы после Ж или Ш всё-таки возможно. Но данное исключение относится только к именам собственным — именам, фамилиям и географическим названиям. Чаще всего это иноязычные слова, хотя можно встретить варианты с буквой Ы и у некоторых русских фамилий: Жылкин, Шылов, Шыроков, Шышкин, Мужыла. А в Москве есть врач, в фамилии которого встречаются оба буквосочетания ШЫ и ЖЫ: Шыжыыр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector