Ставки акцизов в 2018 году в таблице
Содержание:
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 декабря 2019 г. N 03-13-05/103750 О применении ставки акциза на экспортируемый этиловый спирт
- Плюсы или минусы нововведений
- Акцизы на нефтепродукты
- Отмена льготного акциза
- Разливной алкоголь
- Понятие и элементы акциза
- Поддержка российского вина
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 февраля 2020 г. N 03-13-11/14195 О ставках акцизов на алкогольную продукцию
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 декабря 2019 г. N 03-13-05/103750 О применении ставки акциза на экспортируемый этиловый спирт
20 февраля 2020
В связи с указанным обращением Департамент налоговой и таможенной политики в части вопроса о применении ставки акциза на экспортируемый этиловый спирт сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) установлены дифференцированные ставки акцизов на этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты (далее — этиловый спирт).
Так, в отношении этилового спирта, реализуемого организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, и организациям, имеющим соответствующие свидетельства, установленные пунктом 1 статьи 179.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 326-ФЗ, с 1 января 2020 года применяется ставка акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
При реализации этилового спирта организациям, не исполнившим обязанность по уплате авансового платежа акциза (не представившим банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) и (или) не имеющим соответствующего свидетельства, установленного пунктом 1 статьи 179.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 326-ФЗ, с 1 января 2020 года будет применяться ставка акциза в размере 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Согласно пункту 8 статьи 194 Кодекса организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны предварительно уплачивать сумму акциза по указанной продукции до приобретения (закупки) этилового спирта.
Пунктом 11 статьи 204 Кодекса предусмотрена возможность освобождения налогоплательщиков от уплаты указанного авансового платежа при условии представления банковской гарантии одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 193 Кодекса в редакции Федерального закона N 326-ФЗ ставка акциза на этиловый спирт в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта применяется при его реализации налогоплательщиком лицам, представившим извещения об уплате покупателем — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза либо извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза при представлении покупателем этилового спирта банковской гарантии с отметкой налогового органа по месту учета указанного покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Таким образом, при реализации этилового спирта покупателю, не имеющему соответствующих свидетельств, установленных пунктом 1 статьи 179.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 326-ФЗ, и (или) вышеназванных извещений, в том числе зарегистрированному и осуществляющему производство алкогольной продукции за пределами Российской Федерации, исчисление акциза следует осуществлять по ставке 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В части вопроса о возможности сохранения ставок акцизов на этиловый спирт на уровне 111-115 рублей за литр и упрощения порядка освобождения от уплаты акцизов при экспортных поставках, а также предоставления в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 1 октября 2019 года N 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» субсидий производителям этилового спирта, осуществляющим его поставки на экспорт, ответ Департамента в ваш адрес направлен письмом от 27 декабря 2019 г. N 03-13-05/102548.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Плюсы или минусы нововведений
Казалось бы, нововведения только ухудшат ситуацию, поскольку добавляют новых забот. Но нет. Даже наоборот. На цену продукта это совсем не повлияло. А пополнение бюджета значительно возросло. Многие производители и предприниматели выходят из теневого бизнеса. Так за предыдущие полгода на 30 процентов возросло изготовление спиртных напитков. А пополнение в казну страны составило более ста миллиардов рублей, что на 17 процентов больше чем в прошлом году. Получается, что изменения влияют в позитивную сторону уже на первом этапе. Есть все основания считать, что это только начало, ведь вся розничная продукция еще не внесена в систему.
Как все работает? — Поставщик вносит данные о своем предложении в государственную информационную систему. В свою очередь получатель товара при его поступлении сверяет с накладными, как бумажными, так и электронными. Вносит все данные в ту же систему, где проверяется и сводится вся поступившая информация с уже существующей. Если информация совпадает — дается разрешение на отправку к реализаторам. Если все-таки нашлись несовпадения — факт поставки не может быть подтвержден. В таком случае оформляется «Акт расхождения», что тоже фиксируется.
Акцизы на нефтепродукты
Также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального в региональные бюджеты. Норматив перечисления акцизов от нефтепродуктов в региональные бюджеты повышен до 66,6% в 2020 году, до 74,9% в 2021 году, до 83,3% в 2022 году и до 91,6% в 2023 году. С 1 января 2024 года предлагается закрепить норматив на уровне 100%.
По данным правительства, дополнительные поступления в бюджеты регионов составят 57,018 млрд рублей в 2020 году, 121,844 млрд рублей в 2021 году, 192,751 млрд рублей в 2022 году, 269,721 млрд рублей в 2023 году и 355,189 млрд рублей в 2024 году.
Согласно принятым ко второму чтению поправкам, в 2020-2024 годах отчисления в местные бюджеты от акцизов на бензин будут рассчитываться исходя из прежнего норматива, установленного для субъектов РФ, — 58,2%. В качестве переходного периода предлагается установить, что 10% отчислений, прописанные Бюджетным кодексом для отчислений в местные бюджеты, остаются, но они будут рассчитываться, исходя из постоянного коэффициента 58,2%, хотя для отчислений в региональные бюджеты законопроектом уже установлены более высокие нормативы, говорил ранее на заседании бюджетного комитета замглавы Минфина РФ Алексей Лавров.
По его словам, дополнительные поступления от акцизов субъекты смогут передавать в местные бюджеты в удобном для них виде, например, в виде финансовой помощи.
В федеральный бюджет будут зачисляться 100% доходов от акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории РФ, акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, а также налога на дополнительный доход от углеводородного сырья.
На 2021-2024 годы продлевается действие временного норматива зачисления налога на прибыль в региональный бюджет на уровне 25% при разработке на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа («Сахалин — 2»). По другим СРП норматив отчисления данного налога в бюджеты субъектов РФ сохраняется на уровне 75%.
Также поправками ко второму чтению документа было уточнено определение нефтегазовых доходов федерального бюджета: к ним будут также относиться доходы от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 100% нормативом зачисления в федеральный бюджет) и акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку (с 100% нормативом зачисления в федеральный бюджет). Кроме того, уточняется порядок определения дополнительных (или недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Отмена льготного акциза
Пониженные налоговые тарифы действовали на винные изделия российского изготовления с начала 2016 года. К льготным категориям относились образцы с защищенным географическим наименованием места происхождения. Эта мера распространялась и на импортные винные изделия до мая 2017 года. Пока не выяснилось, что льготное положение было разработано в качестве поддержки российского виноделия. Импортные марки исключили из системы пониженной налоговой нагрузки. Неточность произошла из-за того, что в Налоговом кодексе не было уточнения о стране происхождения вина. Это разъяснение содержит отраслевой закон, который ввел льготу.
Европейское и российское законодательство различаются в налоговой оценке товаров. А по правилам Всемирной Торговой Организации, в которой Россия состоит с 2012 года, страна-участница не применяет подобные льготные акцизы. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) гласит:
А ВТО сформулировала требования об изменении налогового законодательства в отношении местных изготовителей.
Министерство финансов стало иначе стимулировать российских изготовителей вин. С начала 2019 года впервые введен акциз на виноград. Налог действует для производителей шампанских, виноградного сусла, виноматериалов, вин и коньячного дистиллята. Изготовитель, который применяет в работе самостоятельно выращенный виноград, получает налоговый вычет. Если винодельня закупает виноград у другого предприятия, платит акциз без возможности оформить вычет.
Разливной алкоголь
Отныне, будь то производитель или продавец, каждый должен переживать о наличии подлинного акциза на отпускаемом спиртном. Каждая единица продукта должна быть со своим кодом, какой и будет считан при продаже специальным сканером. В свою очередь сканер передает в систему информацию о том, что состоялась покупка. Но это еще не все. Система должна дать разрешение, и только после этого клиент может получить чек на свое приобретение.
Здесь клиент снова защищен. Имея специальное приложение, он может самостоятельно и очень быстро проверить купленный товар по штрих коду на полученном чеке. Узнать он может абсолютно все. От названия производителя вплоть до места, где он его купил.
Так же состоит дело и с разливным. Акцизные марки на все спиртные напитки, лицензионное соглашение и подключение к системе ЕГАИС — тоже обязательны. Нововведения обязывают реализаторов спиртных напитков придерживаться и других правил. В особенности:
- пользоваться для продажи только стационарными помещениями;
- запрещено торговать алкоголем в многолюдных местах (заправки, рынки, вокзалы);
- торговая точка должна быть довольно далеко от учебных, образовательных и больничных помещений;
- продолжает действовать запрет для малолетних граждан России;
- ну и «комендантское время» — с 22 часов вечером и до 10 часов днем на продажу спиртного в местах скопления людей.
Хотя некоторые предприниматели имеют возможность продавать слабоалкогольные напитки, но для разлива крепких напитков понадобиться не только разрешение, но и статус юридического лица.
Итак, главная проблема, которая возникает при желании заняться алкогольным бизнесом — как получить акциз на алкоголь?
Краткая пошаговая инструкция:
- Оплатить налог.
- Приобрести лицензию.
- Подключится к единой государственной автоматизированной информационной системе.
Понятие и элементы акциза
Акциз (от франц. accise) — один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. В конечном счете плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
Акцизы, так же как и НДС, относятся к косвенным налогам, так как тоже включаются в цену товара, однако они взимаются при совершении операций с определенной группой товаров, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК) признаются подакцизными. По общему правилу (статья 198 НК) налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму акциза.
Плательщиками акциза, так же как и НДС, являются две группы субъектов:
- организации, индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Подакцизные товары
К подакцизными товарами (предметом налогообложения) статья 181 НК относит следующие группы товаров:
- этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт)
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 % (за указанными в подп. 2 п. 1 исключениями));
- алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 %, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
- прямогонный бензин
Объектом налогообложения признаются операции на территории РФ с подакцизными товарами, перечисленные в статье 182 НК.
Налоговые ставки установлены статьей 193 НК и в зависимости от вида подакцизного товара подразделяются на:
- твердые (специфические), т.е. в абсолютной сумме на единицу измерения (например, спирт этиловый — 30 руб. 50 коп. за 1 л; сигары — 25 руб. 00 коп. за 1 шт.);
- комбинированные, т.е. твердые и адвалорные (в процентах) (например, сигареты с фильтром — 205 руб. 00 коп. за 1 тыс. шт. + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. 00 коп. за 1 тыс. шт.).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара и в зависимости от вида налогооблагаемой операции.
Налоговый период — один календарный месяц.
Поддержка российского вина
На крупном кубанском винодельческом предприятии «Фанагория» отметили, что «смысл повышения акциза — стимулирование производителя вин из собственного винограда». Но при этом избежать роста цен на отечественные вина, по мнению собеседника, все же не удастся. «Если не вкладывать повышение в продажную цену, производитель вина может уйти в минус, так как возмещение разницы акциза будет иметь место «когда-нибудь», а повышенный акциз ему нужно уплатить уже сейчас», — пояснил представитель предприятия.
Совладелец крымской винодельни Cock t’est belle Илья Волошин уточнил, что рост цен из-за акциза не будет слишком ощутим для вин среднего и премиум сегмента. Но более доступным винам будет по-прежнему сложно конкурировать в дешевыми импортными напитками: в этом сегменте «за каждые 10 рублей идет борьба».
Однако даже при этом условии нововведения, как надеются виноделы, помогут увеличить производство из российского винограда, в том числе в Крыму. Сейчас, по некоторым данным, около 40% вин, которые позиционируют как крымские, изготовлены из покупного сырья; подобная ситуация и в других регионах. Производители отмечают, что новые акцизы пойдут на пользу тем российским компаниям, которые делают качественное вино из отечественного сырья. В первую очередь, как надеются руководители компаний, будет легче конкурировать из-за налоговых льгот для российских виноделов.
«Предприятия, которые выпускают вино из свежего винограда, находятся в очень сложном экономическом положении, при этом им необходимо вкладывать большие средства в новые виноградники и в модернизацию производства. Предоставление компенсационного механизма при выравнивании акцизов — очень важная и своевременная мера, которая необходима нашим виноделам для успешного развития», — уверена гендиректор ООО «Агрофирма «Золотая Балка» (один из крупнейших в Севастополе производителей вина) Елена Костенко.
Кроме того, новый акциз позволяет сократить долю вин из низкокачественно виноматериала: их производство и продажа будут просто менее выгодными. «Введение акцизов на привозной виноматериал служит одновременно защитой и потребителя, и производителя. Это позволит усилить контроль над его ввозом, очистить рынок от виноматериала непонятного происхождения, сократить теневой рынок и уменьшить риск попадания некачественного продукта на полки в торговых сетях. Не секрет, что есть недобросовестные производители, которые бесконтрольно завозят импортный виноматериал сомнительного качества и выдают его за российский продукт, подрывая имидж отечественных виноделов», — сказала она.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 февраля 2020 г. N 03-13-11/14195 О ставках акцизов на алкогольную продукцию
14 апреля 2020
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки акциза, в частности:
— винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов — 40 рублей за 1 литр;
— алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) — 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;
— алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) — 435 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Согласно пункту 12.1 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ) ликерное вино это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления (за исключением специального вина) этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята. При производстве ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения допускается добавление ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино).
Согласно пункту 12.3 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ винный напиток это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |