Чуйский тракт
Содержание:
- Легенды тракта
- География местности
- История строительства Чуйского тракта
- Крупные аварии
- Климат и погода
- Нарушения ПДД которые фиксируют камеры видеофиксации
- Достопримечательности и памятники
- Начало обустройства тракта
- Туризм
- Дерево смерти
- История строительства тракта
- Грунтовая дорога
- Как работают камеры видеофиксации нарушений
- О чем пишут у нас в блоге про камеры
- База камер гибдд Алтай
- Как добраться до Южно-Чуйского хребта на Алтае
- Примечания
- Возникновение дороги
- Экскурсия по дороге в тысячу км
Легенды тракта
Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.
География местности
Чуйский Тракт
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3345 дней]Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История строительства Чуйского тракта
В 1756 г. южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи. Это время можно считать началом освоения пути. Постепенно осваивалась территория и налаживались товарно-денежные отношения с соседними селениями. К середине XIX в. русские торговцы уже имели десятки складов и активно осуществляли торговлю на ярмарках в Кош-Агаче в Чуйской степи. В то время тропа, по которой проходит современная трасса, была вьючной и узкой.
Обустройство дороги требовало немалых средств. Только к 1901 г. началось строительство тракта под руководством инженера И. И. Биля. Деньги в размере 45 000 руб. были предоставлены Комитетом Сибирской железной дороги, а также 35 000 руб. собрали бийские купцы. Строительством занимались крестьяне местных сел. Улучшение качества дороги увеличило обороты купцов в 6 раз. Однако, пригодный вид просуществовал не долго и уже через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.
Обелиск, установленный в 1956 г. в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, St. Plam
Благодаря экспедиции под руководством Вячеслава Шишкова к концу 1916 г. старый маршрут был изучен, усовершенствован и определен новый, который существует и по сей день. В дальнейшем было внесено лишь несколько изменений.
26 мая 1922 г. Чуйскому тракту был присвоен статус дороги государственного значения. Однако, состояние ее было весьма удручающим, особенно после Гражданской войны. Восстановление осуществлялось в течении нескольких лет с 1925 г. Участие принимали местные жители, а также заключенные, в том числе и репрессированные, числившиеся за 7-м отделением сибирских лагерей. Условия труда были тяжелыми.
1 января 1935 г. работы были завершены и тракт сдан в эксплуатацию. С 1941 по 1942 гг. автомагистраль использовалась для помощи советской армии.
С 1961 г. за автодорогой от Новосибирска до Ташанты было закреплено название «Чуйский тракт». В середине 1980-х гг. произошло последнее коренное переустройство трассы — проложена новая дорога через перевал Чике-Таман. С 2019 по 2024 гг. ведутся работы по модернизации и расширению плана автомагистральной инфраструктуры.
Весь маршрут Чуйского тракта на карте
Крупные аварии
- 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек.
- 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
- 21 августа 1995 года на 106-м километре трассы (Черепановский район Новосибирская область) микроавтобус «Ниссан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса, в том числе известная певица и композитор Татьяна Снежина. На месте произошедшей аварии установлен памятный камень.
Климат и погода
Из-за большой протяженности и особенностей рельефа климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске. Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура составляет от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C. Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, в том числе и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимой тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Алтайского края.
Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются суровым климатом с очень низкими температурами зимой. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты. Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ясной погодой и ощутимыми ветрами. Среднегодовая температура составляет -0,3 °C.
Самые суровые климатические условия на протяжении Чуйского тракта отмечены в межгорных котловинах – Курайской и Чуйской степях. Это объясняется феноменом температурной инверсии – в зимнее время весь холодный воздух скапливается в низинах, поэтому с повышением высоты над уровнем моря температура повышается. Морозы в Чуйской степи могут достигать отметки в -60 °C. Период без заморозков обычно не превышает и 2 месяцев, но и летом они вполне могут случиться. Средняя температура января составляет -32 °C, в июле воздух в среднем прогревается до +14 °C. Кроме экстремально низких температур Чуйскую котловину отличает минимальное количество осадков. Их среднегодовая сумма – всего 80-150 мм, и те выпадают исключительно в летнее время. Единственный плюс местного климата – здесь почти всегда светит солнце (более 300 дней в году).
Нарушения ПДД которые фиксируют камеры видеофиксации
Список нарушений которые способны фиксировать современные камеры видеофиксации:
- превышение скорости
- проезд на запрещающий сигнал светофора
- выезд за стоп-линию
- выезд на встречную полосу движения
- проезд под знак «Въезд запрещен»
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»
- выезд на полосу для маршрутных транспортных средств
- выезд на тротуар
- движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей
- нарушение требований дорожной разметки
- выполнение поворота из второго ряда
- не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни
- нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков
- непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах
Достопримечательности и памятники
Если ехать на автомобиле по Чуйскому тракту, то можно посмотреть интересные места в проезжаемых городах и селах. В Бийске, кроме названного музея, можно посмотреть архитектуру 19 — начала 20 века, театр, несколько интересных соборов. Село Сростки – родина В.М. Шукшина, тут можно посмотреть его музей, школу, где учился писатель и памятник на горе Пикет. В Майме – самом длинном селе России, можно посмотреть церковь Сошествия Святого Духа. Вдоль дороги стоят и другие памятники Чуйского тракта. Например, на 407 км от Бийска стоит монумент Кольки Снегирева. А напротив можно увидеть остатки старого Чуйского тракта и указатель с расстояниями до разных городов. На Семинском перевале есть монумент в честь 200-летия вхождения в состав Российской империи алтайского народа.
Начало обустройства тракта
Первый этап истории строительства Чуйского тракта связан с обустройством колесной дороги. С середины 19-го века российское правительство не раз присылало сюда экспедиции с инженерами, чтобы оценить потенциальные расходы на создание дороги. Цифры каждый раз получались внушительными, и Империя не находила для себя возможным ассигновать такие деньги, потому что строила в это время железные дороги.
Но в 1893 году Томской губернии выдали, наконец, из государственной казны 45 тысяч рублей на обустройство дороги. Но сумма была смехотворной. По самым скромным подсчетам нужно было около 500 тысяч. Но делать было нечего, и начали работы на эти деньги. К процессу подключились купцы, которые и раньше поддерживали тракт в относительно приличном состоянии. Общими усилиями к 1902 году за 80 тысяч рублей дорога была приведена в рабочее состояние, были налажены переправы, наведены мосты, по ней стало возможным передвигаться на колесном транспорте. Но очень быстро путь был разбит телегами, и дорога вернулась к исходному состоянию.
Туризм
Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.
Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха«Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).
Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.
От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач, либо трасфертом кемпинга «Тыдтуярык».
Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай.
Район Жанаула |
Вид на Южно-Чуйский Хребет |
Панорама Чуйского тракта в районе границы с Монголией |
Курайская степь |
Дерево смерти
Однажды в семидесятые годы прошлого века из Акташа в Ташанту на грузовике ехал водитель-пограничник, относящийся к той категории людей, про которых говорят: «Не верит ни в Бога, ни в черта». Ко всем местным преданиям и легендам он относился с большим скептицизмом и потому, проезжая мимо «Кровавой версты», ни разу не останавливался и не совершал заведенный водительский ритуал.
В кабине мчавшегося с грузом продовольствия грузовика сидели водитель-пограничник и экспедитор. Как позже показал экспедитор, машина уже подъехала к высокому уступу, с которого полвека тому назад бросилась девушка- алтайка, как вдруг ее стало уводить влево, вынесло на полосу встречного движения, и грузовик на полной скорости врезался в две одиноко стоявшие сосны. Удар был такой силы, что одно из деревьев упало, перегородив собой дорогу. Водитель погиб мгновенно, на экспедиторе же не нашли ни единой царапины.
Но самым удивительным стало то, что увидели прибывшие к месту аварии сотрудники ВАИ: на белоснежном изломе поваленного дерева проступили отчетливые пурпурные капли, точно кровь потекла из израненного тела. Через пару лет вторая, уцелевшая после удара сосна зачахла и погибла…
Проклятый путь
В районе Усть-Муны, горы Сарлык, селений Мыюты и Кош-Агач, где строителям пришлось сносить узкую тропу старого пути и пробивать тракт западнее, отмечается самый высокий процент дорожно-транспортных происшествий. Не проходит и недели, чтобы в районе высокогорного Кош-Агача не слетел в пропасть грузовик. На плоскогорьях Усть-Муны, где Чуйский тракт имеет четыре полосы и прекрасный обзор, по мрачной статистике, автомобили бьются в два раза чаще, чем в среднем по Алтаю.
Каждое третье ДТП в районе горы Сарлык случается со смертельным исходом. Жители Юго-Восточного Алтая рассказывают о Глазе Дракона, который стал являться людям после осквернения могилы шамана Ооюна, находившейся неподалеку от селения Кош-Агач. По поверью, люди, увидевшие Глаз Дракона, либо вскоре умирают, либо обретают сверхъестественные способности: у них может открыться дар предвидения, целительства, они начинают общаться с потусторонним миром.
«БЕСНОВАТЫЙ»
Врачи Горно-Алтайского психиатрического дома-интерната рассказывают об одном из пациентов, проживавшем в интернате в середине восьмидесятых годов. Сорокалетний мужчина попал в психиатрическую клинику с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз» после весьма странного случая, произошедшего с ним. Как-то он возвращался с семьей на своем личном автомобиле по Чуйскому тракту из Кош-Агача в Горно-Алтайс.
Было раннее летнее утро. Солнце еще не успело показаться из-за сопок, когда «Москвич» миновал границу районного центра. После полу часа езды мужчина вдруг резко ударил по тормозам, увел автомобиль к обочине и остановился. На расспросы жены о том, что же случилось, тот ответил, что увидел в боковом стекле нечто странное и пугающее: будто бы огромный кровавый глаз с узким вертикальным зрачком заглянул в машину. Вскоре, придя себя, мужчина завел «Москвич», семья двинулась дальше.
А ночью с ним стало твориться что-то невообразимое. Он бегал по квартире, размахивал руками и крича, будто его преследуют страшные существа. Наутро его забрали санитары. Вскоре на приеме у психиатра с рассказал, что его одолевают чудовища, которые нашептывают ему на ухо о его страшной кончине, пытаются залезть ему вовнутрь. Мужчину поместили в интернат где он пробыл более года. И все это время каждую ночь с ним случались подобные приступы. Ни одно из и: вестных врачам лекарств не дават пациенту облегчения. Среди больных, проживавших в интернате, он получил кличку Бесноватый, никто не водил с ним дружбы, все сторонились этого буйного больного. Как-то зимним вечером в интернате случился пожар. Благодаря стараниям персонала удалось спасти всех пациентов, кроме Бесноватого. Несчастный сгорел заживо…
История строительства тракта
Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.
Грунтовая дорога
В 1914 году сюда была направлена экспедиция во главе с Вячеславом Шишковым, целью которой было найти оптимальный маршрут для прокладки дороги. Данные инженеров были обработаны к 1916 году и было принято решение строить дорогу ближе к Катуни. Но строительство началось только в 1928 году. К процессу активно привлекались люди, живущие в районе строительства, а также заключенные, в основном из числа раскулаченных крестьян. История Чуйского тракта полна драматизма, потому что здесь гибло немало людей. Условия труда и жизни были очень суровыми. Люди жили впроголодь, в ужасающих барачных условиях, поэтому вдоль дороги немало братских могил, на которых даже нет надгробий. Тракт не напрасно называют дорогой на костях. К 1935 году неимоверными усилиями, при помощи лопаты и кайла, было построено 330 км грунтовой и гравийной дороги от Бийска до Ташанты.
Как работают камеры видеофиксации нарушений
О чем пишут у нас в блоге про камеры
С 1 июня камеры ГИБДД начнут выявлять водителей без ОСАГООзнакомиться с деталями
Камеры начали фиксировать даже короткие остановкиОзнакомиться с деталями
База камер гибдд Алтай
Ниже приведен список адресов по которым установлены средства видео и фото фиксации нарешений правил дорожного движения.
Стационарный радарЭлекмонар | |
Стационарный радарШебалинский район,с.Камлак, ул.Центральная, д.101 | |
Стационарный радар"Шебалино" | |
Стационарный радар"Чоя" | |
Стационарный радарЧемал, Чемальская, д.17 | |
Стационарный радарулица "Бийская" | |
Стационарный радар"Турочак" | |
Стационарный радар"Соузга" | |
Стационарный радарс.Майма ул.Алтайская 31 | |
Стационарный радарРыбалка | |
Стационарный радарПешеходный переход в районе ПАТП | |
Стационарный радарперекресток "Ткацкий" | |
Стационарный радарПерекресток "Правительство" | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма ул.Ленина 97 | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма, Р-256 436 км | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 (с.Шебалино) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 891 км (с.Кош-Агач (мост через реку Сухой лог)) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 890 км (с.Кош-Агач) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 628 км (с.Шашикман) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 546 км | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 525 км (с.Барлак) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 505 км (с.Камлак) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 495км 510м (Усть-Сема) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 482 км (с.Известковое) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 428 км | |
Стационарный радарПередвижной Горно-Алтайск | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога Усть-Сема — Чемал — Куюс 8 км (Чепош) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога Усть-Сема — Чемал — Куюс 13 км (район турбазы Берель) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" с.Усть-Куч, ул.Центральная 29 | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" (с.Артыбаш) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" 65 км (с.Чоя) | |
Стационарный радарперекресток "Парк Победы" | |
Стационарный радарперекресток "Мебельный" | |
Стационарный радарперекресток "Детская больница" | |
Стационарный радарПередвижной с.Усть-Сема | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма ул.Подгорная 95 | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 478 км (район кафе Золотой ключик) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 474км 250м (Манжерок) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 467 км (район памятрика Шишкову) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 449 км | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 446 км (район Аэропорта) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" 39 км (с.Сугул) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" 113 км (перед развилкой Турочак — Артыбаш) | |
Стационарный радаростановка "Родник" | |
Стационарный радарВыезд из Маймы маг. Березка | |
Стационарный радар"АКТАШ" | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 450 км (Дубровка) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 638 км (с.Онгудай) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 487 км (с.Усть-Муны) | |
Стационарный радарперекресток "Автовокзал" | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога Усть-Сема — Чемал — Куюс 34 км (Чемал) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога Усть-Сема — Чемал — Куюс 29 км (Элекмонар) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" (с.Турочак) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 500 км (за мостом от с.Усть-Сема) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 553 км (с.Шебалино) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 519 км (за с.Черга) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 515 км (с.Черга) | |
Стационарный радар"Манжерок" | |
Стационарный радарПерекресток "Шонкор" | |
Стационарный радарперекресток "Разъезд Маймы" | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 893 км (с.Кош-Агач (выезд в сторону Ташанты)) | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма ул.Энергетиков 29/2 | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма ул.Алтайская 27 "Б" | |
Стационарный радарПередвижной с.Майма, Р-256 437 км | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 622 км (с.Курота) | |
Стационарный радарПередвижной Р-256 485 км (с.Усть-Муны) | |
Стационарный радарПередвижной Автодорога "Горно-Алтайск — Чоя — Верх-Бийск" (с.Кебезень) | |
Стационарный радар"Онгудай" |
Как добраться до Южно-Чуйского хребта на Алтае
Основной маршрут из Горно-Алтайска проходит по Р-256 (Чуйскому тракту) до села Курай, далее нужно съехать с федеральной трассы и преодолеть еще несколько километров вдоль Чуи. Дальнейший путь зависит от вашего маршрута — по грунтовке можно доехать до Бельтира или далее по Чуйскому тракту до Чаган-Узуна (это удобнее для посещения Талдуринского ледника).
По грунтовке и бездорожью ближе к отрогам Южно-Чуйского хребта добраться получится только на внедорожнике, но и в таком случае предстоит почти день похода в активном темпе (пешком от 10 до 36 км в зависимости от места старта). Если ваш автомобиль не готов к езде по грунтовке, лучше не рисковать — вызвать аварийную службу будет проблематично. Жители окрестных сел охотно предлагают свои услуги трансфера на внедорожниках. Стоимость зависит от дальности заброски и условий проходимости.
Карта-схема автомобильного маршрута от Горно-Алтайска до села Курай на Google. Maps
Общественный транспорт до села не ходит. Туристам без автомобиля рекомендуем бронировать туры на Южно-Чуйский хребет с выездом из Барнаула/Горно-Алтайска. Также можно воспользоваться автостопом — на Алтае это довольно популярный способ передвижения. Но, так как дорога не близкая, имейте ввиду, что придется ловить не один автомобиль, а путь может растянуться более чем на сутки из-за редких попуток в южной части Алтая.
Видео о восхождении на Южно-Чуйский хребет
Примечания
- ↑ . altapress.ru. Дата обращения 6 января 2016.
- . www.logoslovo.ru. Дата обращения 6 января 2016.
- ↑ . altapress.ru. Дата обращения 5 января 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2009.
- Чуйский тракт//Бурят-Монгольская правда. № 272 (370) 4 декабря 1924 года. стр.2.
- Анатолий БУБУНЕНКО (заведующий музеем «История дорог Алтая»), Станислав КРЫЖАНОВСКИЙ (начальник Управления дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта» в 1967-1982 гг.). .
- . (09.07.2019). Дата обращения 12 июля 2019.
- . www.avtodispetcher.ru. Дата обращения 19 января 2016.
- С. С. Михайлов. (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2010.
- . Nat-geo.ru. Дата обращения 5 января 2016.
Возникновение дороги
О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.
Экскурсия по дороге в тысячу км
Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.
В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.
К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.
В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».
Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.
Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.
Новый памятник шоферам Чуйского тракта
Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».
От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.
Станислав ДОНИН