8 ноября

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

История мощей


Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагренную кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места.

Мироточение

Раковина для сбора мира в крипте базилики святого Димитрия

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора). В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Мученичество

Около 63 г. Фотина и ее дети жили уже в Карфагене. Житие святой умалчивает, как и зачем они туда попали из Сихари. Но точно известно, что Фотина передала своим детям горячую веру в Спасителя. Так сложилось, что именно сын святой начал мученический подвиг, который потом прошла и вся семья.

Воин-христианин

Христианская вера не помешала Виктору, старшему из двух сыновей самарянки, служить в римском войске. Храбрый и умелый, он был на хорошем счету. Его даже направили на высокую должность в Атталию

Здесь его открытая проповедь Христа – а своей веры Виктор никогда не скрывал – привлекла внимание градоначальника, Севастиана. Тот, разузнав о новом военачальнике и его семье, просил доблестного мужа не говорить о Христе всем и каждому

Да и мать с братом убедить не делать так. Верите – верьте «в душе». Ведь как будет жаль, если столь прекрасный воин и его семья пострадают за веру в Распятого – как известно, император Нерон христианам не благоволит.

Житие повествует, что Виктор отказался выполнить настоятельную рекомендацию начальника города. А сам Севастиан, «мудро» советовавший христианам воздержаться от проповеди, вдруг лишился зрения. Три дня пролежал он не только без зрения, но и без голоса. А на четвертый день… сам стал христианином узрев некое Божественное видение. Видевшие его обращение слуги также крестились.

Суд в Риме

Император Нерон, узнав о едва ли не скандальном случае перехода в христианство градоначальника и всего его дома, велел привести в Рим на судилище Севастиана, Виктора и прочих уверовавших. По преданию, перед царским судом Сам Господь явился Виктору и Севастиану. Последнего Он благословил и укрепил предстоящий подвиг, а Виктора переименовал Фотином, «Светозарным».

Что же касается Фотины, то она, также извещенная Самим Христом об ожидающем ее Виктора и его друзей судебном процессе у Нерона, пришла в столицу империи сама вместе с младшим Иосией – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией. Все они, представ на суд, исповедовали себя христианами и не пожелали отречься от своего Бога. Нерон велел выколоть глаза Севастиану и Виктору и бросить их в тюрьму. Фотину и других женщин он решил отправить в свой дворец под надзор дочери, Домнины. Вероятно, Нерон думал, что в языческом окружении христианки оставят свое «заблуждение».

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Обители и храмы в честь святого Димитрия издавна строили на Руси. Русские князья считали небесного воина своим покровителем, заступником, просителем перед Господом. К числу наиболее славных и известных храмов сейчас относятся:

  1. Дмитровский храм на Благуше, Москва. Построен в начале 20 века, восстановлен и вновь освящен в 2012 году.
  2. Дмитриевский собор, Владимир. Построен по приказу князя Всеволода в конце 12 века. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменит резьбой по белому камню.
  3. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, Великий Новгород. Храм заложен в 1381 году, сейчас реставрируется.
  4. Храм великомученика Димитрия Солунского Русской Древлеправославной Церкви, Льгов Курской области. Построен в начале 20 века старообрядцами на месте древнего монастыря.
  5. Церковь старообрядцев в Краснодарском крае, хутор Новонекрасовский.

Несколько храмов в честь великомученика Димитрия построено в разные годы в Украине.

Родился великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской

12 октября 1350 г. в Москве в семье князя Ивана Красного, внука Ивана Калиты, родился сын Дмитрий, московский и владимирский великий князь. После смерти Ивана Красного в 1359 г. фактическим верховным правителем Московского княжества при малолетнем Дмитрии стал митрополит Алексий.

В княжение Дмитрия Ивановича в 1367 г. был построен первый на Руси белокаменный Кремль в Москве. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, князь Дмитрий преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение — суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей.

В 1368 и 1370 гг. московские войска отразили нападения литовского князя Ольгерда на Москву. По окончании войны с Тверью (1368-1375) Дмитрий принудил тверского князя к признанию своего старшинства и к союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1376 г. Московское княжество утвердило своё влияние в Волжско-Камской Булгарии, а в 1378 г. рать князя Дмитрия разбила под Скорнищевом рязанского князя Олега.

Дмитрий Иванович первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар. В 1378 г. на р. Воже было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 г. московский князь во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380 г., завершившейся разгромом ордынцев, Дмитрий Иванович проявил выдающийся полководческий талант. За эту победу он был прозван Донским.

После разорения Москвы татарским ханом Тохтамышем в 1382 г. Дмитрий организовал работы по восстановлению города. В его княжение Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды, как «свою отчину».

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. В его княжение в Москве были возведены Симонов и Андроников монастыри, прикрывавшие подступы к центру города. Взамен «служилого» принципа комплектации войска великий князь впервые в русской военной истории ввёл территориальный принцип его формирования. При Дмитрии Ивановиче в Москве раньше остальных русских княжеств и земель была введена чеканка серебряной монеты.

Дмитрий Иванович Донской умер в 1389 г. и был погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. В 1988 г. великий князь Дмитрий был канонизирован русской православной церковью.

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 г. был учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

Лит.: Духовная грамота (первая) Дмитрия Ивановича (Донского) (ок. 1375 г.) // Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. // Подготовлено к печати Л. В. Черепниным. М.; Л., 1950; Карамзин Н. М. Великий князь Дмитрий Иванович Донской. 1363-1389 // История государства Российского. Т. 5. Гл. 1. М., 1993. С. 7-76; Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. М., 1983; Рапов М. А. Дмитрий Донской. М., 2002.

См. также в Президентской библиотеке:

Иловайский Д. И. Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского: Исторический очерк. М., 1880;

Казадаев А. В. Историческое похвальное слово Димитрию Донскому. СПб., 1827;

Катаев И. О. Димитрий Донской и Куликовская битва: . Иркутск, 1863;

Михайлов И. Низверженный Мамай, или Обстоятельное описание победы, бывшей в царствование великого князя московского Димитрия Иоанновича над Мамаем, татарским ханом, и о совершенном истреблении сильного ополчения его россиянами на Куликовом поле, между рек Мечи и Дона, собранное из разных достоверных писателей Иваном Михайловым. М., 1827;

Московское княжество от смерти Дмитрия Донского до воцарения Иоанна Грозного. СПб., 1881;

Нечволодов А. Д. Сказания о русской земле: Ч. 1-4. СПб., 1913. Ч. 2. СПб., 1913;

Покровский Ф. Г. Димитрий Иоаннович Донской, великий князь Московский : историческое повествование, сочиненное Феофилактом Покровским. Тула, 1823.

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий СолунскийПервая половина XVIII в.Дерево, темпера.35 × 26.5 смНациональный музей перемышльской земли,Пшемысль, ПольшаИнв. MPH-1065Происходит из села Крайна (Krajna)Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Именины имени Дмитрий по церковному календарю: даты, когда отмечается день ангела

Имя Дмитрий происходит от древнегреческой богини Деметры, поэтому в древности оно звучало как Деметрий. Церковнославянская же форма имени произносится как Димитрий. Но, несмотря на разницу в произношении, имена имеют идентичное значение и одинаковых святых покровителей. День ангела Дмитрия по церковным святцам отмечается каждый месяц:

  • январь – 4, 8, 21, 31 числа;
  • февраль – 7, 9, 11, 17, 19, 24;
  • март – 4, 22, 23, 25, 31;
  • апрель – 1, 23, 26;
  • май – 5, 22, 28;
  • июнь – 1, 5, 10, 15, 16, 26;
  • июль – 3, 17, 21;
  • август – 1, 14, 17, 20, 22, 25, 30;
  • сентябрь – 8, 9, 13, 19, 22, 24, 28;
  • октябрь – 4, 9, 10, 17, 21, 28;
  • ноябрь – 1, 3, 8, 10, 14, 15, 22, 25, 27, 28, 29;
  • декабрь – 2, 10, 14, 15, 17 числа.

Более подробно остановимся на отдельных святых покровителях имени.

Мужское имя Дмитрий имеет греческое происхождение. Мальчик Дима настойчивый, жизнелюбивый и терпеливый. Любая поставленная цель очень легко и быстро им достигается.

Одним словом, Дмитрий – цельная и сильная личность.

Дмитрий (в церковном произношении звучит как Димитрий) – имя, которое происходит от древнего греческого слова «Деметриос» (принадлежащий Деметре). Богиня мать-земля Деметра своим именем характеризует Дмитрия.

Имя это пришло из Византии в X веке и считается одним из первых христианских. Во времена раннего христианства имя вошло в церковный календарь. Наиболее чтимый на Руси носитель имени – великомученик Димитрий Солунский, который пострадал за свою православную веру во времена правления Диоклетиана.

Среди всех святых особо почитаем русский великий князь святой Дмитрий Донской.

Хотя его внутренние деяния, которые заключались в сдерживании междоусобиц, также значительны и значимы.

Но при всей своей вспыльчивости быстро отходит. Управлять им сложно. Заставит его помочь по дому очень непросто и зачастую лень берёт верх.

Но в то же время Дмитрий рано становится взрослым и начинает самостоятельную жизнь.

Он может быть отличником, но только к этому надо приложить хотя бы минимальные усилия. К тому же у него превосходная память. Артистизм у Дмитрия прирождённый.

Он с удовольствием посещает разные кружки и участвует в школьных концертах и спектаклях.

Дмитрий часто даёт обещания, которые впоследствии многие не выполняет. Из него получится отличный актёр, юрист, певец, экскурсовод или переводчик.

Предлагаем ознакомиться Треугольник между линией сердца и ума

Но также может легко добиться успеха в политической или научной сфере.

Темперамент у носителя имени бурный, взрывной. Очень влюбчивый, но в его действиях нет постоянства. Ему нравятся все девушки, поэтому до самой старости ухаживает за ними. В основном жениться под влиянием искромётного импульса.

Главные черты этого мужского имени:

  • непостоянство;
  • свободолюбие;
  • артистичность.

Если говорить о дне ангела, то это дата крещения по церковному календарю, а именины – это дата памяти святого-покровителя (носителя имени). Сегодня многие думают, что эти два понятия равноценны.

Так, можно считать, что именины – это день ангела Дмитрия. Существуют два понятия – именины «малые» и именины «большие».

Главные именины Дмитрий отмечает в день почитания того святого, дата которого ближе всех ко дню рождения

Другие дни-памяти святых, считаются «малыми» и к ним внимание не столь большое

Дни ангела имени:

  • в феврале – 7, 9, 11, 16, 24;
  • в апреле – 1, 4, 26;
  • в мае – 28;
  • в июне – 1, 5, 10, 16;
  • в июле – 16;
  • в августе – 22;
  • в сентябре – 24;
  • в октябре – 4, 7, 15;
  • в ноябре – 4, 7, 22.

Именины имени связаны с древним праздником – Дмитриев день. Этот день широко отмечался нашими предками 8 ноября.

Именно это дата считалась временем, когда окончательно в свои права вступала осень. Дмитриев день, приходящийся на субботу, был в особом почёте.

Ему молятся и его восхваляют, просят о храбрости и выносливости, об исцелении болезней глаз, в том числе и об обретении зрения слепым людям. Воины молили его даровать им силу и смелость на поле боя.

День 8 ноября также ознаменовался тем, что заканчивался осенний брачный период. Далее следовал перерыв и свадьбы старались сыграть до 8 ноября.

На Руси очень почтительно относились ко дню памяти святых великомучеников

Часто церковная служба проходила в присутствии самого царя, что говорит о важности этого дня для наших предков

Краткая биография Сергия Радонежского о главном

Многим знакомо имя Сергия Радонежского, игумена, чудотворца, основателя великолепной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад. За свои достижения он был причислен к лику святых, но когда именно, точно не известно. По одним данным в 1448 г. по решению Великого князя, по другим – в 1452 г. Многое в биографии Сергия неоднозначно. К примеру, день и место рождения иеромонаха. Принято считать, что это 3 мая 1314 г. в селе Варницы, Ростовская область, но не все историки согласны с этим.

Еще в детстве Варфоломей (именно такое имя носил Сергий в миру) изучил Писание, заинтересовался церковной жизнью и начал поститься. Около 1328 г. он с родителями, братьями Петром и Стефаном переезжает в г.Радонеж. Смерть родителей сильно повлияла на Стефана и Варфоломея, и они ушли жить в дикие места, не населенные людьми. Здесь на холме Маковец ими был заложен храм, посвященный Троице. Около 1337 г. 7 октября Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Год от года количество людей, ставших его учениками, росло, а на месте небольшой церкви сформировалась обитель. Епископ Афанасий посвятил Сергия в сан игумена и пресвитера обители. Новый игумен изменил порядок жизни в обители: запретил просить подаяние, ввел в монастыре форму совместного проживания монахов — общежитие, требовал, чтобы иноки жили своим трудом. Жизнь была сложной, часто голодали.

Преподобный также основал несколько монастырей. За свою долгую жизнь (по мнению ученых, Сергий прожил 70 или 78 лет) он совершил множество чудес, даже воскресил человека, стал очень почитаем Великими князьями и боярами. Митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал митрополитом после него, но Сергий отказался. Перед Куликовской битвой преподобный Сергий Радонежский виделся с князем Дмитрием Донским и благословил его, а также иноков Троице-Сергиевой лавры Пересвета и Ослябю, которые будучи с миру опытными воинами решили сражаться за родину, несмотря на официальный запрет участвовать в бою под угрозой отлучения от Церкви.

Дни памяти святого Сергия Радонежского верующие празднуют 25 сентября (великий иеромонах скончался 25 сентября 1392 г.) и 8 июля (мощи святого были обретены 8 июля 1422 г.). В нашей стране и за рубежом ему посвящено более 780 храмов. Перед его иконой люди просят о даровании сил в решении сложных ситуаций, выздоровлении.

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.

И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

День Ангела Дмитрий по православному календарю

Очень важно знать когда именины по церковному календарю у Дмитрия. Так как эта дата является днем его ангела

В такие дни нужно обязательно посещать церковь или храм и почитать благодарственную молитву перед образом святого.

Также считается что именно в такие дни лучше всего просить о помощи. И так какого числа день ангела у Дмитрия? На протяжении года существует достаточно большое количество дней, когда почитается святой Дмитрий. День ангела выбирается тот, который находится ближе к дате рождения ребенка.

Именины Дмитрия по церковному календарю:

Дата Святой покровитель
4 января Димитрий Киранов, протоиерей, священномученик
8 января Димитрий Чистосердов, протоиерей, священномученик
21 января Димитрий Плышевский, иерей, священномученик
31 января Димитрий, преподобный
7 февраля Димитрий, преподобный, скевофилакс
9 февраля Димитрий, мученик
11 февраля Димитрий Хиосский, мученик
17 февраля Димитрий Казамацкий, псаломщик, мученик; Димитрий Ильинский, псаломщик, мученик; Димитрий Кедроливанский, иерей, священномученик
19 февраля Димитрий Рождественский, протоиерей, священномученик
24 февраля Димитрий Прилуцкий, Вологодский, преподобный, игумен
4 марта Димитрий Волков, мученик
22 марта Димитрий Гливенко, священномученик
23 марта Димитрий Легейдо, иерей, священномученик
25 марта Димитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царь
31 марта Димитрий Розанов, иерей, священномученик
1 апреля Димитрий Торнарас, мученик
23 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
26 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
5 мая Димитрий Власенков, мученик
22 мая Димитрий Воскресенский, протоиерей, священномученик
28 мая Димитрий Угличский и Московский, царевич
1 июня Димитрий Донской, великий князь
10 июня Димитрий Митра, мученик
15 июня Димитрий, мученик
16 июня Димитрий Угличский и Московский, царевич (Перенесение мощей
26 июня Димитрий Смирнов, священномученик, протоиерей
3 июля Димитриан (Димитрий) Саламинский (Кипрский), священномученик
17 июля Димитрий Казанский, иерей, священномученик
1 августа Димитрий Ростовский, митрополит
14 августа Димитрий Павский, протоиерей, священномученик
17 августа Димитрий Воробьев, мученик
20 августа Димитрий Миловидов, иерей, священномученик
22 августа Димитрий Константинопольский, мученик
25 августа Димитрий, инок белогорского свято-николаевского монастыря, преподобномученик
30 августа Димитрий Остроумов, протоиерей, священномученик
9 сентября Димитрий Крючков, иерей, исповедник
13 сентября Димитрий Смирнов, иерей, священномученик
19 сентября Димитрий Спасский, иерей, священномученик
22 сентября Димитрий Троицкий, диакон, священномученик
24 сентября Димитрий Скепсийский (Геллеспонтийский), мученик, князь
28 сентября Димитрий Игнатенко, протоиерей, священномученик
4 октября Димитрий Ростовский, митрополит (Обретение мощей)
9 октября Димитрий Розанов, протоиерей, священномученик
10 октября Димитрий Шишокин, иерей, священномученик
15 октября Димитрий Казанский, мученик
17 октября Димитрий Вознесенский, иерей, священномученик
21 октября Димитрий Добросердов, святитель, архиепископ можайский
28 октября Димитрий Касаткин, иерей, священномученик
1 ноября Димитрий Угличский и Московский, царевич
3 ноября Димитрий Троицкий, иерей, священномученик
8 ноября Димитрий Цилибинский, преподобныйДимитрий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский, преподобныйДимитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царьДимитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
10 ноября Димитрий Ростовский, митрополит
14 ноября Димитрий Овечкин, иерей, священномученик
22 ноября Димитрий Русинов, протоиерей, священномученик
25 ноября Димитрий Розанов, иерей, священномученик
27 ноября Димитрий Беневоленский, протоиерей, священномученикДимитрий Лебедев, протоиерей, священномученикДимитрий Рудаков, иерей, священномученик
28 ноября Димитрий Дабудский, мученик
29 ноября Димитрий Спиридонов, мученик
2 декабря Димитрий Куклин, протоиерей, священномученик
10 декабря Димитрий Беляев, иерей, священномученик
14 декабря Димитрий Трисхалей
15 декабря Димитрий Благовещенский, иерей, священномученик
17 декабря Димитрий Неведомский, протоиерей, священномученик

Лучшая статья для Вас, переходите: Именины Николая по церковному календарю

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о Дне Ангела Дмитрия:

Воин Христов

Дмитрий Солунский с детства воспитывался как христианин, в доме была тайная церковь. Благодаря родителям, юноша усвоил истины веры, которым следовал и в жизни. Жил он в Фессалониках (Солуни), после смерти отца был назначен на его должность. В те времена правил Максимиан, который жестоко преследовал христиан. На иконах с житием подробно показан весь путь мученичества, а также посмертные чудеса.

Но Дмитрий Солунский был пронзен копьями в своей темнице. Этот момент запечатлен на иконе: несколько солдат грозного вида одновременно вонзают оружие в грудь пленника. Тот сидит, не думая сопротивляться. Видно, что святой готов к своей участи. С неба спускается Ангел, который несет корону — знак того, что мученик будет с почетом принят на небе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector