День памяти иоанна златоуста в россии отмечают 26 ноября и просят у него помощи
Содержание:
- Конец земной жизни святителя
- Молодые годы. Путь в Церковь
- Начало богоугодного пути
- Основные факты биографии святителя
- Возвращение в Антиохию
- Суд над праведником
- История жития богоносца
- Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
- Правила моления перед иконой
- Обличитель знати
- Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
- Небесный пастырь
- Литература
Конец земной жизни святителя
Несмотря на то что святитель Иоанн отбывал ссылку вдали от столицы, его враги не унимались, и в 406 году пришло императорское повеление о переводе иерарха на самую окраину империи, в селенье Питиус, находившееся на территории нынешней Абхазии. Случилось так, что в это время он был болен, но не мог ослушаться высочайшего указа.
Истощенный недугом Иоанн в течение трех месяцев совершал свой путь, невзирая на холод и зной. Это был последний переход, завершивший его земную жизнь. В небольшом селе Коман силы оставили святителя, и он отдал Господу свою чистую душу. Его честные мощи в 438 году были перенесены в Константинополь, а в XI веке на месте кончины святого основали монастырь, где воздвигли храм Иоанна Златоуста. В более поздний период обитель разрушили, а на ее месте сохранилась лишь часть храмового фундамента и отдельные фрагменты стен. В 1986 году начались работы по восстановлению древней обители, а сегодня она входит в число главных духовных центров Абхазии.
Молодые годы. Путь в Церковь
Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.
Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.
Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.
Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.
К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.
Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.
Начало богоугодного пути
Богоносец родился в 374 году в Антиохии. Его отец умер вскоре после рождения наследника. Мать Анфуса, несмотря на свою молодость, решила посвятить свою жизнь воспитанию ребенка и повторно замуж не вышла.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Иоанн тянулся к церкви, а будучи подростком активно изучал Священное Писание.
Епископ Мелетий полюбил парня как родное чадо и старался наставить его в вере. Златоуст был крещен в 367 году, а вскоре получил благословение во чтеца. Император Валент в 372 году отправил Мелетия в ссылку, поэтому Иоанн продолжил обучение подвижничеству у других священников.
Постриг
Будущий богослов мечтал об уединении в монашеской обители, но его матушка всеми силами старалась удержать юношу в миру. После ее успения Иоанн все же принял иноческий постриг. Высшие церковные чины предлагали святому принять архиерейский сан, но святитель, будучи скромным монахом, не желал высокой должности.
Он несколько лет пустынножительствовал, за эти годы написал много богословских творений, после чего два года сохранял безмолвие, проживая уединенно в пещере.
Служение Богу
Его организм, измотанный трудами, жесткими условиями проживания и многочисленными постами был сильно истощен. Иоанну из-за проблем со здоровьем пришлось возвратиться на родину, где он был посвящен во диакона, а через несколько лет возведен в пресвитера. Епископ Флавиан благословил священника нести в народ Слово Божие.
Богоносец оказался блестящим проповедником, за что был именован своей паствой Златоустом.
Служение Богу
Для более полного усвоения прихожанами Священного Писания, Златоуст написал толкования:
- на Псалтирь, Библию, Евангелия, Послания;
- на библейские тексты;
- на поучения на праздники, похвалу.
Иоанн был строгим ревнителем заповеди о помощи беднякам и нищим. Церковь во времена его правления ежедневно кормила более 3000 человек, включая вдов, молодых девиц, путешественников, болящих, арестантов.
В 397 году святой был вызван в столицу. Он начал с главного — духовного роста клира. Ярким примером для «коллег» был он сам. Все архипастырское финансирование он тратил на содержание паломнических домов и лазаретов.
Миссионеров он направлял в Персию, писал послания в Сирию ради возвращения маркионитства, создавал благолепные богослужения: составил литургический чин, утвердил хоровое (клиросное) пение, написал молитвы для совершения Таинства елеосвящения.
Испытание верой
Златоуст обличал развращенность столичных нравов, в большей степени это касалось царского двора.
Однажды супруга царя Аркадия распорядилась о ликвидации имущества у вдовой супруги и чад одного из вельмож. Святой, узнав о свершившейся несправедливости, встал на защиту гонимой семьи. Горделивая царица затаила гнев на пастыря.
Святитель Иоанн Златоуст
Ее вражда разгорелась еще более, когда был совершен донос на богослова: якобы в своей проповеди о суетных дамах он привел в «пример» императрицу. Состоявшийся вскоре суд постановил казнить богослова за оскорбление царственной особы.
Но царь вместо казни решил изгнать Златоуста. В тот момент у церкви собралось множество прихожан, желающих защитить любимого пастыря, но он самоотверженно сдался властям.
Той же ночью в городе свершилось сильнейшее землетрясение. Евдоксия, испугавшись Гнева Божиего, немедленно послала изгнаннику письмо с мольбой о возвращении. Но через пару месяцев ее вновь обуял гнев на богослова и он вновь был изгнан из города.
По убытии столицу одолел страшный пожар, большинство строений превратились в пепелище, совершались варварские набеги, а сама Евдоксия вскоре умерла. Даже яростные идолопоклонники узрели в событиях 404 года наказание Божие за несправедливое осуждение богоносного избранника.
Окончание земного пути
В 406 году тяжкий недуг приковал святителя к одру постели. Но не унимающиеся враги издали новый приказ о переводе его в Пинтус. Обессиленный богослов на протяжении 3 месяцев совершал труднейший переход в Абхазию.
Будучи в Команах Иоанн причастился и отошел ко Христу.
Здесь же он и был похоронен.
Основные факты биографии святителя
Есть несколько интересных фактов из жизни богослова, с которыми необходимо ознакомиться.
Детство и юность
Точная дата рождения богослова не известна до сих пор. Однако есть предположение, что он появился на свет в 347 году в Антиохии. Сейчас этот городок называется Антакья, находится он в южной части Турции. Иоанн родом из обеспеченной семьи, его отец был известным военачальником, а мать домохозяйкой.
Мать позаботилась о том, чтобы у Златоуста было хорошее образование. Поэтому в юном возрасте он хорошо разбирался в философии, риторике и литературе. Также он занимался изучением богословия и священных писаний. В 367 году он принял решение стать крещенным. Через несколько лет после этого Мелетий присвоил Иоанну ранг чтецов писания. Это позволило ему участвовать в богослужениях.
Житие и христианское служение
Житие богослова делится на три главных периода.
В Антиохии
Служение в Антиохии начинается в 381 году, когда Мелетий сделал Иоанна диаконом. Следующие пять лет Златоуст посвятил созданию богословских текстов. За это время он написал такие творения, как «Книга о детстве» и «О провидении». В первой половине 386 года его сделали наследником Мелетия. После этого Златоуст двенадцать лет жизни посвятил попечению о бедных и исполнению заповедей. Также он проводил проповеди и прославлял Слово Божье. Именно в этот период жизни его начали называть Златоустом.
На Цареградской кафедре
Константинопольская кафедра освободилась в 397 году, когда умер Нектарий. После этого император Аркадий решил на его место назначить Златоуста, которому к тому времени исполнилось пятьдесят лет.
Свою работу святитель решил начать с примирения враждующих епископов и усовершенствования священства. Финансы, которые выделялись архиепископу, он тратил на содержание больниц. Оставшиеся средства отдавал в гостиницы, в которых останавливались паломники. За время своего служения он написал много молитв и составил правила проведения Литургии.
В ссылке
Евдоксия, жена императора Аркадия, в 403 году созвала собор при Лубне, который состоял из противников Златоуста. Они осудили святителя за оскорбление императрицы и по другим ложным показаниям. Сначала Иоанна приговорили к смертной казни, однако потом император помиловал его и заменил наказание на изгнание.
Златоуст отправился в город Кукус, находящийся на территории Армении. Там он занимался укреплением своих духовных чад. Он писал много писем епископам разных стран, наставлял их и поддерживал. Также он много времени уделял общению со своими приверженцами.
Смерть и канонизация
Здоровье Златоуста начало резко ухудшаться в 406 году. Он заболел зимой и с этого момента не мог встать с постели. Однако это никак не повлияло на его неприятелей. После болезни он получил письмо, в котором говорилось о том, что его переводят в Питиунт. Последний переход дался святому непросто, так как он был полностью истощен болезнями.
Однако доехать до Питиунта ему не удалось, так как силы оставили его еще в Команах. Ночью перед ним предстал мученик Василиск, мощи которого находились в этом городе. Он сообщил ему, что на следующий день они будут вместе. Василиск оказался прав, так как следующим утром Иоанн умер.
Возвращение в Антиохию
Из-за постоянного физического недомогания монах был вынужден вернуться в родной город. Там он продолжил общение со святителем Мелетием, который убедил подопечного принять сан диакона в 381 году. Через пять лет Златоуста рукоположили в священники. Еще через 5 лет он стал пресвитером.
Когда Мелетия отправили в ссылку, Иоанн начал учиться у других наставников подвижнической жизни. С ним делились опытом пресвитеры Флавиан и Диодор Тарсийский.
Иоанн постоянно контактировал со своими подопечными, давал им мудрые советы и неустанно проповедовал. Он считал годы священства самыми счастливыми в своей жизни. Проповеди Златоуста производили невероятное впечатление на слушателей, именно тогда он и получил свое прозвище. Настоящая фамилия священника остается неизвестной.
В 397 г. по просьбе императора мужчина стал архиепископом. Перед ним была поставлена трудная, но очень важная задача — Иоанн просвещал людей, помогал им уйти от старого образа жизни и язычничества. В отличие от многих священников, Златоуст всегда и сам придерживался проповедуемых принципов. Он подавал прекрасный пример, регулярно отдавая имущество на благотворительность, в особенности на строительство больниц для бедных людей.
Суд над праведником
Однако недаром народная мудрость с горечью говорит, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Постепенно сгустились тучи и над головой святителя. Причиной этого стал гнев императорского двора, который он навлек на себя, обличая господствовавшую в нем распущенность нравов. Особенную же ненависть питала к нему императрица Евдоксия, не раз становившаяся объектом его критики.
Чтобы покарать дерзостного епископа, спешно созвали трибунал, состоявший из тех церковных иерархов, которые больше других возмущались жесткой дисциплиной, установленной им среди высшего духовенства. Суд был скорым и неправым. Иоанна Златоуста приговорили к смещению с занимаемой должности и за оскорбление царствующих особ — к смертной казни, которая, к счастью, была заменена вечной ссылкой.
История жития богоносца
Иоанн родился в благочестивой и богатой христианской семье. Отец святого, антиохийский офицер, окончил свой жизненный путь почти сразу после рождения сына.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Молодая мать решила более не вступать в брак и посвятить свою жизнь воспитанию ребенка.
Младенчество
Маленький Иоанн с детства проявлял любовь к наукам, особенно ему нравилось изучать Священное Писание. Его учителями были знаменитые философы и ораторы той эпохи.
Взрослея, юноша все более ощущал потребность в общении с Отцом Небесным, проводил много времени за творением молитвы.
Приняв Крещение, молодой человек начал обучаться богоносным наукам у известных святых отцов: Флавиана, Мелетия и других. Он мечтал стать иноком, но его мать уговорила остаться в миру и следовать ее мечте: она очень хотела, чтобы повзрослевший сын стал прообразом своего отца — благочестивого христианина и офицера. Иоанн исполнил ее просьбу.
О других святителях в православии:
- Мощи святителя Тихона Задонского
- Житие святителя Спиридона Тримифунтского
- История мощей Николая Чудотворца
Но когда пришел черед матери окончить земной путь, он принял монашеский постриг.
Служение Богу
Святитель проводил много времени в молитве и творении богословских работ, а позже удалился для пустынножительства. Дав обет безмолвия, он несколько лет прожил в дальней пещере.
Но от многочисленных строгих постов, скудного питания и высокой физической нагрузки Иоанн стал испытывать проблемы со здоровьем, что и заставило его вернуться в родную Антиохию.
Служение Богу
По возвращении богоносец был посвящен в сан диакона, затем рукоположен во священство. За свои мудрые проповеди в народе он был наречен «Златоустом». На протяжении десятка лет Иоанн нес в народ Слово Божие, славился человеколюбием и милосердием.
Немногим позже он был назначен Константинопольским Архиепископом.
Но, несмотря на высший чин, он жил скромно, и его бытие стало образцом подлинного священничества.
Окончание земного пути
В начале 5 столетия на святого отца начались гонения со стороны императорского дворца, в результате чего он был изгнан из города. По пути к месту ссылки Иоанн Златоуст сильно заболел. Во сне ему случилось видение: святой Василиск явился к нему и возвестил о дате преставления ко Господу.
Изможденный недугом богослов отошел в небесную райскую обитель 14 сентября 407 года.
Видео об избранных поучениях Иоанна Златоуста.
Самое подробное описание: молитва иоанна златоуста для чего — для наших читателей и подписчиков.
Молитва перед иконой Иоанна Златоуста
«Великий Иоанн, святитель наш и слуга Божий, дай нам сил понять то, что мы не можем, и помоги пронести свои знания сквозь время и беды. Избавь нас от сомнений и неурядиц духовных, дабы дела наши не стояли на месте. Моли Бога о просвещении нашем и получении мудрости великой из рук Его. Помоги нам жизнь нашу преобразить, чтобы счастье пришло и озарило нас светом своим, словно Святой Дух, спустившийся с Небес на землю. Помоги семью сохранить мою от потерь и от беды всякой. Наставь меня и близких моих на путь истинный, чтобы счастье духовное было главным для нас, а не мирские радости и мелочи злободневные. Храни нас молитвами своими и проси Бога о том, чтобы жизнь наша стала лучше во всем. Аминь».
Даты празднования
Молитвы святому принято читать не только в дни памяти иконы: 26 ноября, 9 февраля (перенесение мощей), 12 января, 27 сентября (смерть). Молитесь ему так часто, как вам хочется, но не забывайте о том, что вы молитесь не Богу, а просите святого услышать ваши молитвы и помолиться Господу за вас.
Это чудотворная икона, которая помогает учителям, педагогам, врачам, а также всем, чья работа связана со словами, обещаниями, наставлениями. Просите Иоанна Златоуста о здравии ваших детей, о появлении желания учиться. Пусть процесс просвещения будет безостановочным для вас. Молитвы об успехах в учебе помогут вам и вашим детям преодолеть любые трудности. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Во имя Иоанна Златоуста был освящен один из старейших монастырей Москвы, находившийся на Большом Златоустинском переулке. Первое упоминание об обители относится к 1412 году. В Советский период монастырь был уничтожен.
Вид на Златоустовский монастырь, 1882 год
Во имя святителя Иоанна Златоуста был построен храм в Костроме. Первое упоминание о нем относится к 1628 году. В начале XVII века на этом месте находился ансамбль из двух деревянных храмов — «зимнего» во имя святых мучеников Флора и Лавра и «летнего» во имя святителя Иоанна Златоуста. В XVII веке деревянный храм Иоанна Златоуста был отстроен заново, а в середине XVIII века на его месте была сооружена каменная церковь.
Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста в Костроме
Во имя Иоанна Златоуста освящен храм в Вологде. Согласно Клировым ведомостям, храм — постройка XVII века. Церковь является двухэтажной, т.е. состоит из двух помещений: нижней и верхней церкви. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви — во имя святых Жен Мироносиц.
Храм во имя Иоанна Златоуста в Вологде
Во имя Иоанна Златоустаго освящена часовня в Кедронской долине (Иудейской пустыне) Израиля. Сама часовня, видимо, переоборудована из жилой кельи, которой была первоначально.
Часовня во имя Иоанна Златоустаго в Иудейской пустыне
Правила моления перед иконой
Молитва — это искреннее и доверительное общение молитвенника со святым, предстательствующим о нем перед Христом, и подразумевающее какую-либо просьбу.
Иоанн Златоуст. Галерея икон Щигры
Но как правильно построить «разговор», чтобы Угодник услышал прошение и помог человеку?
Существуют основные правила моления, которых необходимо придерживаться:
- мольба должна быть искренней, в ней не должно присутствовать ни капли лжи и притворства;
- запрещено отвлекаться на посторонние звуки и разговоры, человек должен быть сосредоточен;
- нужно думать о том святом, которому молятся, и о тех людях, за кого возносится прошение;
- мольба, произнесенная наспех заученными словами, без чувства, не будет угодна святому, расстроит его и не принесет никакой пользы;
- нельзя просить о высоком материальном достатке и о чем-то, что может принести вред брату во Христе;
- перед началом моления желательно испросить благословения у священника на прочтение молитв, исповедоваться во грехах и причаститься;
- молитвенную просьбу нужно произносить неоднократно, а в течение длительного времени; возможно, что святой выполнит просьбу через несколько дней, а может быть придется ждать осуществления просимого несколько лет — поэтому нельзя терять веру и Господь, по молитвам святого, обязательно вознаградит молитвенника за труд, терпение и веру.
Церковная молитва считается сильнее домашней, ведь храм — это Дом Божий, именно здесь незримо присутствует Господь. Здесь прошение молитвенника соединяется с пламенной верой и просьбами других прихожан, что делает их духовней и чище.
Совет! Прийти в храм и прочитать мольбу к святому можно в любое время, когда открыта церковь, но лучше это делать во время богослужения.
В чем помогает икона
Икона является сильнейшим оберегом от ссор в семье. Иоанн Златоуст поможет уладить любой конфликт безболезненно. Еще икона помогает детям и взрослым в учебе, получении новых знаний, подготовке к экзаменам. Иоанн был наставником многих людей при жизни. Он является им и до сих пор, помогая говорить правду, искать свой путь, понимать других людей и их нужды. Если в вашем доме будет такая икона, то вам будет обеспечено благополучие, мудрость
Этот образ помогает в работе и делах всем, кому важно обладать высокими навыками общения
Обличитель знати
Но, как это часто бывает, ожидания властей не совпали с подлинным призванием великого христианина. Проповедовать ему удается уже не так часто, как прежде, зато он с головой уходит в организацию практической деятельности Церкви: преодолевает раздоры, устраняет недостойных клириков, требует от остальных прилежания и чистоты жизни. Епископ в его представлении не обласканный властью чиновник, а служитель народа Божьего. Он распродает роскошное убранство архиепископского дворца и передает вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников.
Это было время, когда уже стала забываться первоначальная простота христианских общин, особенно здесь, в величайшем и богатейшем городе мира, рядом с блистательным императорским двором. Почти никого уже не удивляло, что голодный нищий и пиршествующий богач (словно из евангельской притчи) формально суть братья во Христе, а на деле от одного до другого как от земли до неба. Мало кого смущала далекая от аскезы жизнь иных христианских пастырей.
Но Златоуст не собирался мириться ни с чем подобным. От нового константинопольского архиепископа достается всем: и епископам, и знати, и даже императорской чете. Но больше всего он ополчается против богатства и социального расслоения:
Так и с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии, Златоуст вступает в конфликт из-за ее неумеренной роскоши и жадности. Он защищает от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…
Такого снести она никак не могла! Ведь еще недавно римские императоры официально считались богами, а «оскорбление величества» было самым страшным уголовным преступлением.
Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)
Среди священства и епископата многие тоже были в обиде на святителя: его требования казались чрезмерными, его стиль управления — жестоким. В 403 году Собор епископов отправил Иоанна Златоуста в ссылку. Правда, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в столице начались волнения, и его пришлось вернуть.
Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших христианскую символику со вполне языческими поступками. Например, установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы — что в этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается Иродом… Это уже было слишком.
В 404 году новый Константинопольский собор отправляет Иоанна Златоуста в новую ссылку. Сам он сказал об этом так:
Но у Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами:
Он был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг — он умер в местечке под названием Команы 14 сентября 407 года.
Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни.
Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место.
Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:
- Святитель Иоанн Златоуст о землетрясении
- Золотые уста архиепископа Иоанна
Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.
Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.
С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
Небесный пастырь
Для тех, кто трудится в церкви, особенно необходимы молитвенное ходатайство и икона Иоанна Златоуста
Значение их важно для укрепления мира, избавления от искушений. К нему обращаются священники, певчие и чтецы за вразумлением и защитой
Как и в древние времена, тем, кто служит из любви к Богу, встречаются на пути особенные трудности в духовной борьбе.
Икона Иоанна Златоуста есть в каждом храме, так как до сегодняшнего дня повсеместно в Восточной церкви служится Литургия, составленная святителем. С его комментариями выпускаются Евангелия, Писания, Библия. Много веков на Пасхальной службе звучит его «Огласительное слово на Пасху».
Он считается покровителем священнослужителей, миссионеров, богословов, ученых, всех, кому нужен дар слова и небесное путеводительство.
Икона Иоанна Златоуста напоминает о его наставлениях, как оставить зло и полюбить добродетель, как достойно причащаться, как применять библейские знания в жизни, как оставить заботу о приумножении мирской славы и богатства, обратиться к заботе о вечной душе, потому что за нее каждый будет держать ответ перед Богом.
Литература
Русская библиография
- Владимирский Ф. С., Св. Иоанн Златоуст, христианский мыслитель и экзегет, ВЦ, 1907, кн.9-10.
- Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке, Архангельск, 1902
- Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.
- Лопухин А.П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн.:Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т.1, кн.1, СПб., 1895.
- Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, М., 1860.
- НЭС, т. 20.
- ПБЭ, т. 6, с.909-41.
- Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги, Серг.Пос., 1908.
- Прозоров Г. Я., Св. Иоанн Златоуст, К., 1902.
- прот. Сергеенко А., «О жизни и деятельности св. Иоанна Златоуста», ЖМП, 1957, № 3.
- Харламов П., Св. Иоанн Златоуст и его противники, ЖМП, 1957, № 8 (проч. рус. библиогр. см. в указанных трудах).
- Никольский, С., История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям, Ставрополь-Кавказский, 1905.
- Гладков В., «Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении», Православный Собеседник, 1898, т. I.
- Голубинский, Е. Е., История русской церкви, т. I, ч. 2, изд. 2-е.
- Соболевский, А.И., Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков, СПб., 1903.
- Горский, Невоструев, Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, отд. 2, М., 1857 — 1862;
- профессор Экземплярский, В., Учение древней церкви о собственности и милостыне, Киев, 1910.
- профессор Экземплярский, В., статья в сборнике, посвященном Толстому, изд. «Путь» (автор за нее лишен кафедры).
- Зейпель, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви, М., 1913.
Западноевропейская библиография
- Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время, СПб., 1898.
- Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПб., 1897.
- Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб., 1902, т. II.
- Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964.
- Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.), 1887.
- Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15.
- Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.