Откуда появился дед мороз и когда у него день рождения

Дед Мороз и православие

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению[источник не указан 952 дня]. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».

Как появился Дед Мороз

Прообразом современного символа нового года послужила персонификация мороза (имеется ввиду холодов), славянские крестьяне представляли его как старика, который ходят по полям и стуча своей палкой закликает морозы.

О нем также говорили в пословицах и сказках. Более-менее похожий образ знакомого нам деда Мороза появился в 1840 году в сборнике «Сказки дедушки Иринея», написанный Владимиром Одоевским.

В сказке «Мороз Иванович» выступает таким себе строгим, но справедливым воспитателем, который может и наказать по совести, и вознаградить за хороший труд. Дети к нему сами приходят, чтобы что-то получить.

До Александра 2 в России вообще не связывали Деда Мороза и Новый Год, а вот при его правлении впервые попытались упомянуть про рождественского Деда, который будет дарить гостинцы детям.

И только в 1886 году первый раз празднуют некий праздник «Морозко», он основан на том представление о рождественском дедушке и образе святого Николая, как в заграничных странах.

Затем в России происходит революция, которая переворачивает с ног на голову не только власть во всей стране, но и задевает все праздники. В 1929 году Рождество и все такие праздники были официально запрещены, а их «отмечание» могло караться лишением свободы.

Вернется Дед Мороз только 7 лет спустя, когда Постышев предложит организовать праздник для детей. В 1935 будет первая елка в СССР, а через год в Москве появится Дед Мороз со своей Снегурочкой.

Кстати, изначально шуба дедушки была только синего цвета, а красной она стала после того, как в рекламе компания Кока-Кола окрасила Дед Мороза в свой фирменный цвет – красный.

Кто такой Дед Мороз: история персонажа

Российский Дед Мороз — это очень древний фольклорный персонаж, пришедший из древних языческих времен. В народной традиции он не всегда был добряком, приносящим подарки, — Морозко мог и заморозить.

С приходом на Русь христианства Дед Мороз стал все больше ассоциироваться со святителем Николаем Чудотворцем, который славился своей привычкой тайно одаривать нуждающихся.

В более позднее время персонажи разделились — Морозко и Снегурочка остались в русской фольклорной традиции, а Дед Мороз стал рождественским персонажем, приносящим подарки детям (Санта-Клаус — это тоже одно из имен Николая Чудотворца).

В советское время, когда на религию были гонения, Деда Мороза «склонили» к атеизму, «отлучив» от Рождества. А когда в СССР в начале 1930-х годов вернулись новогодние елки, Дед Мороз стал символом Нового года без религиозной привязки, а фольклорную Снегурочку определили ему во внучки. Так и повелось, традиция оказалась живуча и сохраняется до сих пор, хотя сегодня Рождество — широко отмечаемый праздник.

В России

Дом Деда Мороза в Великом Устюге.

Летняя резиденция Деда Мороза. Тверь, 18 июня 2016.

Дед Мороз и Снегурочка на «Кремлёвской ёлке» 2016/2017 годов.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем.

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.

Рождественские открытки как важный фактор популяризации волшебника-дарителя в начале XX века

Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. По нашему мнению, главную роль в этом сыграла поздравительная открытка.

В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было еще очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?

На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.

В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества.

Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.

Первоначально в России его называли «Ёлкич», «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». В Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на западе, у нас было невозможно.

Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.

На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: «Мороз-дедушка хитер. Только дунет – и узор…». «Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?» «Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес». «Дед, зайдика-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку». «Все увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет».

Также претерпевает изменение внешний облик дарителя. На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров.

Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он, прежде всего, подобрел, стало более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.

Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.

Вместе с тем в реальной жизни «живой» Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время. Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.

На Украине

Дед Мороз на Площади Независимости, 2003.

На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) повсеместно известен. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю, который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области, где принимает местных и зарубежных гостей.

Некоторые журналисты считают, что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай), который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку (см. Никола Зимний).

До Октябрьской революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы.

В ноябре 2014 года городской голова Киева Виталий Кличко подписал указ о том, что главная ёлка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева — Софийскую площадь. Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая. Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года.

С 2014 года проживает на территории ВДНХ Украины и на территории парка «Киевская Русь».

Как доехать до Вотчины Деда Мороза

1. Добираемся на личном автотранспорте.

Проезд из Москвы. Выбираем трассу трасу М8: Москва – Архангельск. Движение через Ярославль на Вологду. В Вологде выбираем трасу Р-7 и двигаемся в направлении Тотьмы. Траса Р7 начнется у поселка Чекшино. Через 139 км вы окажетесь в Тотьме. Здесь, в Тотьме, вы поворачиваете на Сухонский тракт и двигаетесь по направлению Тотьма – Нюксеница – Великий Устюг. От самого Великого Устюга до вотчины около 12 км.

Проезд из Санкт-Петербурга. Выбираем направление в сторону Тихвина. От Тихвина поверните на Вологду. Дальше двигаемся, как описано выше.

Проезд из Нижнего Новгорода. Выбираем трасу Р-159 и двигаемся по маршруту Нижний Новгород – Яранск. Здесь выбираем движение в сторону Уреня. От Уреня до Великого Устюга направляемся по дороге Р-157 Урень — Котлас.

Проезд с юга-востока. Если вы отправляетесь в Великий Устюг с юго-восточного направления (Уфа, Оренбург, Магнитогорск), рекомендуем последовать нашему совету.

Выбирайте движение через такие населенные пункты: Йошкар-Ола, Яранск, Шахунья, Урень, Ветлуга, Шарья, Никольск. Короткие маршруты, которые предлагают автонавигаторами, через Котельнич, Киров, Мураши, Опарино, на многих участках не имеют асфальтового покрытия. Фактически эта дорога представляет собой бетонные плиты (бетонка).

2. Добираемся на поезде

В Москве  с  Ярославского вокзала, а в Санкт-Петербурге с Ладожского вокзала выбираем поезда, которые следуют до станции Котлас Южный или Ядриха в направлении на Котлас, Воркуту, Сыктывкар.

От станций «Котлас Южный» или «Ядриха» едем на автобусе до Великого Устюга. Проезд занимает пример один час (около 70-и км). Можно заранее заказать такси в Великом Устюге.

3. Добираемся на автобусе из Вологды.

Прямой автобус и маршрутное такси из Вологды до Великого Устюга курсируют ежедневно. Время в пути автобуса составляет около 10 часов, маршрутного такси около 6 часов. В транспортных компаниях узнавайте стоимость билетов.

Проект: краткосрочный ( 13.11.2018 — 19.11 2018 год)

Участники:

дети младшей группы «Ладушки», воспитатель,  родители.

Тип проекта:

 информационно – практический — творческий

Цель:

Формирование у детей представления о Деде Морозе, как о главном персонаже новогоднего праздника, развивать у детей фантазию, творческое мышление, поощрять способность ребенка мечтать.

Актуальность проекта: 18 ноября День рождения Деда Мороза

Ресурсное обеспечение проекта:

• Методический инструментарий;• Уголок сюжетно-ролевых игр;• Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, проектор, экран, флешнакопитель, фонотека);• Наглядный материал:   o Презентация «Добрый Дедушка Мороз»  o Дед Мороз (объемная фигура);  o Посылка Деду Морозу;  o Подборка художественной литературы, мультипликационных фильмов о Д.М. 

Задачи:

Познакомить с историей появления Деда Мороза;- Познакомить ребят с домом Деда Мороза и чудесами, которые происходят в его вотчине;- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;- Учить отвечать на вопросы по прочитанному и просмотренному материалу, расширять словарный запас;- развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

— повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.

— Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу;- Создавать праздничную атмосферу.

Пути решения поставленных задач:

 Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

 Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

 Обогащение активного словаря детей

 Развитие связной речи.

 Достижение плодотворного результата по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация , лепка);

 Развитие детского творчества;

 Чтение наизусть стихотворений о Дед Морозе;

Содержание проекта

Предварительная работа.

1. Подобрать методическую литературу по теме

2. Подобрать художественную литературу для чтения детям

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия, видео ролики.

4. Подобрать презентацию по теме

Работа с родителями.

1. Конкурс: Открытка на день рождения Деда Мороза.

2. Создание отчета для родителей на сайте МБДОУ

Итоговое мероприятие.

1. Приготовление и отправка посылки для Деда Мороза.

Этапы работы

1. Подготовительный.                                                                                                                                                 -Поисковая работа по подбору материала                                                                          — Составление тематического плана                                                                                                              — Подготовка оборудования и материала                                                                                                                                                                                      

2.Исследовательско — творческий.                                                                                                                                                 – Участие детей в совместной игровой и практической деятельности                                                                                                 – Проведение игр по теме

3. Заключительный.

Выставка детско – родительских работ, отправка посылки                                                                                                                                                

Тематическое планирование по проекту

Образовательная деятельность

Содержание                  деятельности

Социально-

коммуникативное

развитие

Беседа «Кто такой Дед Мороз»,

 «Как встречать Новый год»

 «Чтобы ты хотел получить в подарок от Деда Мороза»

Беседа «Как зовут Деда Мороза в разных странах»

Беседа «Где живет Дед Мороз»

Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование: «Снежинка», «Рукавичка Деда Мороза».                                                                     Лепка: «Угощение для Деда Мороза». Аппликация: «Дед Мороз» «Рукавичка Деда Мороза».

Слушание новогодних  песен.

Речевое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Новый год», «Закрывайте окна», «Зайка серенький сидит»,

«снежок».

Стихи: «Добрый дедушка Мороз», «Дедушка Мороз», «Кто пришел?», «Дед Мороз» и другие.

Загадки. Сказки: «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»,  «Два Мороза»

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Когда это

бывает?».

Познавательное

развитие

Просмотр презентации

«Добрый     Дедушка Мороз» мультипликационных фильмов о Д.М. 

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Зима и лето»,

«Веселая эстафета»,

 «Мороз

– Красный нос».

Литература.

1. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №9 2015г.

2. «Музыкальная палитра» методический журнал. №6 2013г.                                      

3. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».  М.: Мозаика — Синтез, 2008.

4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957.

5.Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 —  №7

6.Дыбина О.В.  Что было до…: Игры –путешествия в прошлое предметов.- М.; ТЦ «Сфера», 1999, 160 с.

Конкурс масок и заплыв моржей

Необычно решил отметить своей день рождения молодой морозец Паккайне из Карелии, чья резиденция находится в историческом городе Олонец. Он устроит 1 декабря праздник «Олонецкие морозные игры» по случаю своего 18-го дня рождения. «На праздник ко мне приедут мои сказочные друзья, будет карнавальное шествие, ярмарка, представления, заплыв «моржей» в речке Олонке. Хорошим подарком мне будет карнавальная маска. Конкурс на лучшую маску для себя я уже объявил», — сказал ТАСС Паккайне.

Получит подарки на свой день рождения и чувашский Дед Мороз Хель Мучи. Он будет праздновать не дома, а в центре детского развития «Солнечный город». «В этот день там будет организована выставка-ярмарка детских поделок», — рассказала ТАСС руководитель этноэкологического комплекса «Ясна» Марина Федорова.

По ее словам, Хель Мучи отличается от своих братьев тем, что очень музыкален, как и весь чувашский народ. Чувашский народ представляет его играющим на дудочке на Сказочной поляне в Волшебном лесу. Хель Мучи играет не только на различных дудочках, но и на других музыкальных инструментах, а также обучает этому искусству детей, поет и танцует. Музыкальны и герои, которые его сопровождают — они играют на губной гармошке, ложках, плошках и крынках.

Любит песни и мордовский Дед Мороз Якшамо Атя. На его дне рождения, который отмечается 30 декабря, все поют песни на мордовском языке. «Резиденция у нас находится на речке у подножья горы. Мы традиционно готовим мордовские блюда, например, каймаку (мордовская картофельная ватрушка), угощаем детей, бывает, и чугунок щей сварим. Всем детям дарим обереги, которые сами делаем», — рассказала ТАСС Масторава (Мать Земля), которая также встречает гостей праздника.

Удмуртский Тол Бабай считается самым маленьким предком великанов алангасаров, живших много веков назад. Вместо празднования своего дня рождения он ежегодно в начале декабря проводит в своей резиденции в Шарканском районе республики фестиваль сказочных героев, куда приглашаются волшебники со всей страны. По словам директора усадьбы Павла Наумова, в этом году на фестиваль впервые приедет настоящий Санта-Клаус из Лапландии и его российские братья. Для всех Тол Бабай приготовит подарки, которые будут напоминать им об Удмуртии.

Однако не все Деды Морозы будут широко отмечать дни рождения. Например, ставропольский казачий Дед Мороз проведет этот день в трудах — он уже начал получать письма от юных казачат и готовить ребятам «атаманские подарки» — «сладкие кульки», а также планировать веселые гуляния на Атаманской елке, которые начнутся на Новый год. Он уже не первый год поздравляет юных казачат в стилизованном костюме казачьего Деда Мороза: папаха и казачий кинжал вполне сочетаются с пушистой белой бородой и посохом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector