Феминизм — новые посты
Содержание:
- За что суд преследует художницу по уголовной и административной статьям
- Почему порнографические клише не приносят пользы
- «Приходила в наш сквот»
- Почему «против порно» значит «против капитала»
- Кто такая Оксана Шачко и в каких акциях она участвовала
- Варвара Гранкова,
- Что говорят юристы и правозащитники
- Как порно нормализует насилие в сексе
- Мария Сельцова,
- Кто снимает феминистское порно
- Чем отличается феминистское порно
- Известные женщины в предпринимательстве
За что суд преследует художницу по уголовной и административной статьям
В конце ноября 2019 года активистка Юлия Цветкова возвращалась из Санкт-Петербурга. Там она участвовала в феминистском фестивале «Ребра Евы», который был посвящен документальному кино, театру, кино и перформансу. Юлию, как «Такие Дела», буквально сняли с поезда — и вместо дома в шесть утра она оказалась в отделении, где ей сказали, что на нее завели уголовное дело по статье 242 УК о распространении порнографии (наказание по этой статье может достигать шести лет в колонии). Ее отпустили под подписку о невыезде, однако ненадолго: уже через три дня, 23 ноября 2019 года, художницу посадили под домашний арест, где она пробыла до 16 марта 2020 года.
Точная причина, по которой возбуждено уголовное дело, неизвестна. Ею стала либо серия работ Юлии «Женщина — не кукла», которые она опубликовала в соцсетях, либо рисунки вульв, которые художница находила в сети и выкладывала в паблик «Монологи вагины». В работах «Женщина — не кукла» Юлия схематично изобразила обнаженных женщин, сопроводив рисунки подписями «У живых женщин есть жир», «У живых женщин есть целлюлит», «У живых женщин есть месячные». К слову, до сих пор не заблокирована — правда, обновлений на ней не было с начала ноября (аналогичные группы в этой социальной сети и сейчас; многие из них также не обновляются).
Работа из серии «Женщина не кукла»
В декабре 2019 года Цветкову, которая находилась тогда под арестом, суд на 50 тысяч рублей по статье 6.21 КоАП РФ за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Причиной тоже стал контент, который Юля публиковала во «ВКонтакте» — на своей личной странице и в пабликах.
Обвинения в пропаганде «неправильных» ценностей среди совершеннолетних Юлия Цветкова к тому моменту слышала не первый раз. В 2018 году в Комсомольске-на-Амуре она основала собственный детский театр «Мерак», для детей от 6 до 17 лет. Ей в этом помог опыт ее мамы Анны Ходыревой, у которой есть собственная детская развивающая студия. Первые актеры и актрисы в «Мераке» появились как раз оттуда — Цветкова говорит, что в 14 или 15 лет этим детям становилось скучно просто рисовать или плясать и они хотели заниматься чем-то еще. « начинался как театр на английском, а потом постепенно мы стали придумывать самые разные спектакли и сценки», — она.
Весной 2019 года Цветкова хотела провести фестиваль «Цвет шафрана» в местном Доме молодежи. Сначала администрация согласовала фестиваль, но позже давать под него свои помещения. На фестивале театр планировал показать четыре спектакля, и все они были с четкой социальной позицией. Судя по всему, этот отказ был связан с двумя постановками «Мерака»: антимилитаристским представлением «Благослови Господа и Амуницию Его» и спектаклем против гендерных стереотипов «Розовые и Голубые». В названии последнего увидели тоже «пропаганду гомосексуализма». «Мы даже представить себе не могли, что к этому названию кто-то привяжется, — Цветкова. — Ни один нормальный человек, который хотя бы частично находится в ЛГБТ-повестке, не использует термин «голубой» или «розовый». Это какой-то тюремный сленг, который я просто не учла». Чтобы не подвергать опасности себя и детей, художница закрыла театр — к тому моменту на «Мерак» постоянно приходили жалобы, которые рассматривал Центр «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ), а на саму Цветкову написали три заявления в полицию. Цветкова , что именно конфликт с местными властями и стал формальным поводом для того, чтобы на нее впоследствии завели дела.
Еще два административных дела по статье о гей-пропаганде завели на Юлию в 2020 году. Одно : дети в ЛГБТ-семьях чувствуют себя как минимум не хуже, чем их сверстники, которые растут в «традиционных» отношениях). 10 июля 2020 года суд в Комсомольске-на-Амуре ее по этому делу на 75 тысяч рублей по статье о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ч. 2 ст. 6.21 КоАП). Соответственно, штраф стал вторым после того, к которому суд приговорил активистку в декабре 2019 года. Наконец, последний протокол «о пропаганде» на Юлию Цветкову составили 7 июля 2020 года из-за рисунка в рамках флешмоба #ДаВыберу, который появился после гомофобного рекламного ролика к плебисциту по поправкам к Конституции (ролик впоследствии был заблокирован на YouTube из-за жалоб пользователей).
Итого на Юлию Цветкову завели три административных и одно уголовное дело.
Почему порнографические клише не приносят пользы
«Я помню, как смотрела порно на DVD с моим парнем, и чувствовала, что мне не нравится, но тело всё равно реагирует», — рассказывает режиссер феминистского порно Эрика Люст. Похоже, что она описывает свое переживание нонконкордантности — явления, когда реакция гениталий не соответствует эмоциональному состоянию человека.
Так и среди аудитории давным-давно созрел спрос на что-то новое. И особенно, подчеркивает Люст, на возможность переживать опыт порнографии на эмоциональном уровне.
Если много лет смотреть на одни и те же ситуации и персонажей — как бы круто ни были сняты и смонтированы фильмы, всё приедается. И едва ли кто-то станет спорить с тем, что порно не свободно от клише, ведь на самом деле всё даже хуже. Порно — один сплошной набор клише-персонажей и клише-ситуаций: сантехник и возбудившаяся хозяйка, фитнес-тренер или преподаватель балета, который от курирования своей подопечной плавно переходит к сексу, учителя и ученики, преподаватели и студенты, водители такси и пассажиры, массажисты и врачи — все, как один, предпочитают секс работе, отношениям и даже боязни венерических заболеваний. Закостенелость индустрии опасна, и не только лишь способностью вызывать зевоту вместо эрекции.
«Приходила в наш сквот»
Первые сообщения о гибели 31-летней Шачко появились на каналах ее знакомых в Telegram. Согласно одному из них, девушка совершила суицид в своей квартире во французской столице. «Только что полиция вывезла ее тело на экспертизу. Мне довелось видеться и общаться с Оксаной в Париже. Несколько раз она приходила в наш сквот. Мы пытались вытаскивать ее на акции, но парижская богема поглотила ее
У Оксаны было много выставок, внимание прессы, богатые друзья», — говорится в публикации. Автор подчеркивает, что за последние два года девушка пыталась свести счеты с жизнью два раза
Третья попытка, к сожалению, оказалась успешной. «Отчаяние и бессилие. Простите», — добавляет автор.
ox1
Фото: REUTERS/Gleb Garanich
Позже информацию о гибели подтвердила другая основательница движения Анна Гуцол. По ее словам, всё произошло еще 23 июля. Позже Гуцол уточнила, что друзья последний раз видели девушку 20 июля. «Вчера решили выбить дверь и нашли тело», — сказала она.
В Instagram Шачко последний раз сделала публикацию как раз 20 июля. Она разместила картину, на которой написано You are fake (вы фейк). Возможно, это полотно знакомые и приняли за предсмертную записку. Некоторые комментаторы не верят в гибель девушки. «Оксана, в сети расходятся дурные слухи. Как бы то ни было, держитесь», — написал один подписчик. Другие выражают соболезнования. 9 июня Шачко опубликовала скриншот из Google Translate, где был написан текст «Нет настроения жить» и его перевод на английский язык.
Почему «против порно» значит «против капитала»
Разговор про деньги возникает тут не на пустом месте. Феминистки обвиняют режиссерок фем-порно в желании заработать: некоторые из них снимают свои фильмы на средства крупных студий из индустрии, таких как Vivid Entertainment, Adam and Eve и Evil Angel Production. Получается, мейнстримная индустрия берет феминизм в оборот и продает то же порно — но в актуальной упаковке. С этим феминизму третьей волны приходится иметь дело повсюду.
В публичном поле корпорации могут быть «в теме» и отчаянно «топить» за феминизм, а на деле — совершенно спокойно нарушать права женщин. Потому что феминизм — теперь тоже товар. Повальная коммерциализация и последующая популяризация движения сказывается на нем не самым лучшим образом. Феминизма вокруг так много, что многих он начинает раздражать. Борьба за права местами деградировала до статуса бренда и модного веяния. И вот феминизм уже не кажется чем-то серьезным. От него, как от любой рекламы, не зазорно просто отмахнуться.
Порнотизация феминизма, по мнению радикальных активисток, точно так же не идет ему на пользу. Вклад независимых студий в «борьбу со стандартами мейнстримной порноиндустрии» они считают не просто незначительным, а даже негативным — поскольку фем-порно, по их мнению, легитимирует насквозь эксплуататорскую индустрию в публичном поле.
«Порно для патриархата — то же самое, что и медиа для капитализма», — подытоживает она.
Сторонников феминистского порно радикальные активисты в целом склонны подозревать в неискренности, причем не только из-за сотрудничества с крупными студиями. Выступать они могут за что угодно, но в порнографии всех привлекают, как правило, одни и те же вещи. Такие, что стыдно признаться: элементы сексуального принуждения и насилия. Люди смотрят порно ради того, что обычно считается «табу».
«Очаровательно, как женщины в большинстве своем поддерживают идею феминистского порно и хотят верить в нее. Активисты настаивают, что такого порно должно быть больше, женщины публично высказываются в его пользу… Но когда доходит до дела, им совершенно неинтересно на него смотреть», — утверждает нейробиолог Оги Оглас.
Примерно об этом же говорит статистика: всё больше женщин смотрят порно на совершенно не относящихся к феминизму ресурсах типа Pornhub — по данным за 2017 год, на первом месте по востребованности оказались запросы, определяемые как “porn for women”. А согласно отчету того же Pornhub за 2014 год, избранными категориями как среди женщин, так и среди мужчин были стары добрые “teen”, “milf”, “anal” и “rough” — ничего общего с феминизмом, безопасностью и эмоциональными переживаниями.
Кто такая Оксана Шачко и в каких акциях она участвовала
Оксана Шачко родом из города Хмельницкий. В 2008 году вместе с Анной Гуцол и Александрой Шевченко основала движение Femen, которое известно своими полуобнаженными акциями против дискриминации и эксплуатации женщин.
В 2013 году участницы движения, среди которых была и Шачко, выехали во Францию после того, как заявили о нападениях на них.
В составе Femen Шачко отметилась в акции на Майдане, призванной обратить внимание властей на нехватку общественных туалетов
А также в акции в день выборов президента России в 2012 году участницы движения ворвались в избирательной участок в главном здании Российской академии наук вскоре после того, как его покинул Путин.
Варвара Гранкова,
Есть мнение, что если художнику нечего сказать, то он изображает секс
Хотя сейчас этим уже никого не шокируешь, такой проект всё равно гарантированно привлечет внимание. Я ищу обходные пути
Через свои работы я пытаюсь транслировать философию ненасилия, которая была сформулирована еще Ганди, но в более широком и современном смысле. Меня волнует тема экологичных отношений, а начинать выстраивать их следует с изучения травм. Если я работаю с проблемой насилия или чувства вины, то всегда фокусируюсь на поиске решения, на том, какой путь исцеления мы можем выбрать.
В проекте «Ненасилие» я использую изображения обнаженного тела в первую очередь потому, что говорю о вербальных истязаниях и шрамах, которые они оставляют на теле. Мне интересно исследовать эту связь. Сначала я беседую с человеком, выясняю, какие слова причинили ему боль. Спрашиваю, где в теле отзывается та или иная фраза. Часто люди говорят, что физически чувствуют блок в определенном месте.
Не потому, что это сексуально, а потому, что здесь находится невидимый (а иногда и вполне осязаемый, после кесарева сечения) шрам.
Я исхожу из запроса человека и никогда не принуждаю, не упрашиваю его раздеться во что бы то ни стало. У меня нет цели показать именно голое тело — скорее, оно выступает как форма, как объект, который я исследую в контексте травмы. Одежда, как социальная конструкция — стыд, красота, эстетика, — в этом случае была бы неуместна и отвлекала бы от темы насилия как такового.
После того как изображения голого тела попали под запрет, из моего аккаунта удалили несколько фотографий, хотя я бы не сказала, что они сексуальные: соски́ замазаны, половых органов не видно. На одной не было ничего, кроме лобковых волос, но ее всё равно забанили.
Сейчас в сети и на классических живописных полотнах соски́ замазывают. Получается диссонанс: с одной стороны — запрет порнографии, с другой — повсеместное использование гиперсексуализированных женских образов.
Что говорят юристы и правозащитники
Сейчас дело Юлии Цветковой активисты и правозащитники трактуют как политическое — центр «Мемориал» и Amnesty International, которые занимаются проблемами политических преследований, уже Юлию узницей совести. Сфабрикованным считают дело и тысячи других россиян, среди которых — не только активисты или журналисты, но и художники. Многие из них публикуют в инстаграме бодипозитивные рисунки с хештегом ; сейчас таких рисунков уже больше трех тысяч. О деле Цветковой знает высший эшелон представителей власти — проконтролировать это дело обещала даже уполномоченная по правам человека РФ Татьяна Москалькова. «Ко мне она (Цветкова. — Esquire) не обращалась, но поскольку это дело имеет большой общественный резонанс, оно у меня на контроле, как и любое дело, о котором журналисты активно пишут», — она.
Даты основного суда по уголовному делу пока нет, ведь процесс в таких случаях может растянуться на годы. Юлии Цветковой предъявлено обвинение по статье 242 УК РФ, максимальный срок по которой составляет шесть лет тюрьмы. Советник и руководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «» Юлия Андреева говорит, что раньше по ней в основном привлекали тех, кто добавляет себе порнографические видео в альбомы «ВКонтакте» или выкладывает их для всеобщего доступа. Андреева рассказывает, что обычная судебная практика по таким процессам — это год или два условного срока, если обвиняемый признает свою вину и полностью раскаивается в содеянном. «Насколько мне известно, Юлия вину не признала, поэтому предсказать, каким будет результат рассмотрения дела, довольно сложно, — считает она. — Однако, учитывая большой резонанс и широкое освещение этой ситуации в СМИ, на мой взгляд, приговор с реальным сроком будет как минимум несопоставим с судебной практикой по этой статье. На практике бывает, что даже за хранение и продажу детской порнографии суды дают условный срок».
Андреева отмечает, что в российском законодательстве нет четкого определения порнографии. Итог дела будет зависеть от экспертизы, в которой участвуют сексологи, психологи и даже искусствоведы
Также юрист отмечает, что важно узнать цель распространения материалов — ведь даже то, что по каким-то критериям эксперты могут оценить как порнографию, на самом деле создавалось для совсем других задач. «Это было сделано с целью провоцирования сексуального возбуждения, побуждения к каким-то активным безнравственным сексуальным действиям, либо в научно-познавательных, просветительских целях? Но мы поймем ответ на этот вопрос, когда будет вынесен приговор», — говорит Андреева
Как порно нормализует насилие в сексе
Благодаря порно маргинальные, жесткие и агрессивные формы секса обретают статус нормы. Больше 90 % мальчиков и 60 % девочек признаются, что смотрели порно онлайн. При этом в более 88 % контента им встречалось физическое насилие. Увиденное на экране они хотят — или вынуждены по просьбе партнера — воплощать в реальной жизни. Это не всегда заканчивается хорошо. В попытках воспроизвести опыт актеров они травмируются и обращаются за медицинской помощью. Чаще всего, по словам врачей, к ним приходят молодые девушки — например, с последствиями частого анального секса, которым они занимаются не из особой любви, а потому что этого хотят их партнеры.
Исследования на тему количества насилия в порно и его влияния на зрителя не дают цельного понимания ситуации. Одно из последних (как всегда — не без оговорок) такие цифры: агрессия по отношению к женщинам прослеживается в чуть менее 40 % видеороликов, а откровенное насилие — только в 12 %.
Мария Сельцова,
Я стала художницей три года назад, после того как упала с байка, поскользнувшись на разлитой на дороге краске. Помню, она была синего цвета. Я тогда чуть не лишилась правой руки и пообещала себе и вселенной, что если всё обойдется, то стану более чувствительной, буду следовать знакам. Меня спасли — и я начала учиться живописи.
Через год я переехала в Барселону. Это очень феминистическое место: здесь женщины борются за свои права с применением силы, агрессии — такие приемы кажутся мне абсурдом. У нас есть своя энергия, отличная от мужской, и использовать ее надо по-другому. Сейчас я вышла на тот уровень, когда могу просто улыбнуться, выпустить сексуальную энергию — и получить то, что мне нужно. Это намного быстрее и эффективнее, чем добиваться чего-то силой, как мужчины.
Раньше я пыталась подавлять свою энергию, постоянно доказывала, что я чего-то стою. А нужно было принять себя.
Вдохновение обычно приходит ночью. У меня начинает болеть голова, я не могу спать и потом как будто падаю и смотрю на себя с высоты. В тот раз мне представился такой образ: я пишу картины — а внутри меня что-то вибрирует, вызывает возбуждение и сексуальное удовлетворение. Решила проверить, делал ли это кто-нибудь до меня, — и выяснила, что нет.
Я нашла специальный клиторальный стимулятор, который крепится на ремешках, — удобно, потому что руки остаются свободны. Мои друзья помогли мне организовать съемки в заброшенном помещении на Патриарших прудах.
Все мои творческие способности обострились до предела: я как будто погрузилась в глубокую медитацию, мне было хорошо.
Проект, который я назвала Love Yourself, включает в себя картины, написанные маслом, семиминутный ролик и фотографии процесса — их мы показываем каждый раз, когда я где-либо выставляюсь. Он посвящен не только женщинам — я поддерживаю и ЛГБТК-культуру, тех, кто пытается ужиться в собственном теле. Потому что это тяжело — с детства чувствовать, что отличаешься от остальных, что у тебя проблемы с внешностью или ты ведешь себя не так, как другие считают нужным.
После выставки я месяц лежала пластом дома у мамы в Ульяновске. Проект отнял у меня столько сил, я так старалась, чтобы мое творческое высказывание получилось максимально искренним, и не просто ради перформанса или славы, а чтобы женщины себя приняли. И меня не поняли!
Я посылала этот проект на многие фестивали, постоянно общалась с галеристами, но продолжала получать отказы. Слишком провокационно. Порнография. Ты же мастурбируешь! Но там нет гениталий! Да, голая грудь — но кого сейчас сиськами удивишь? Сами картины ведь абстрактные! А вы попробуйте себя пересилить и сделать то же!
Мне предлагали выставлять мои работы без видео и фотографий, но я не соглашалась. Весь смысл в том, что на мне был клиторальный стимулятор, что я писала картины обнаженная
Даже без видеоряда эта энергия всё равно считывается, но мне важно, чтобы человек покупал не просто абстракцию, которая взбрела мне в голову, а произведение целиком и видел весь творческий процесс
Была у проекта, как следует из его названия, и другая важная задача — заявить, что онанировать, получать удовольствие, испытывать оргазм — нормально. В России эта тема табуирована.
Кто снимает феминистское порно
Эшли Вэкс создает авангардное порно на грани с искусством и сама в шутку называет его «порномагическим реализмом». Будучи студенткой на факультете изобразительного искусства, Вэкс поняла, что хочет снимать фильмы. Деньги на их производство она зарабатывала вебкам-моделингом. Так появился проект Four Chambers. Его успех Эшли объясняет двумя обстоятельствами: во-первых, удобством и потенциалом социальных сетей и, во-вторых, отказом работать со студиями и магистральной индустрией вообще. Несмотря на стремительную популяризацию альтернативной эротики, она вынуждена признать, что независимое порно испытывает серьезные трудности в сравнении с прочим малым бизнесом.
Другой пример — берлинская студия Ersties, которая снимает порно с 2010 года. Их контент — видео от женщин и для женщин; порно, где «реальные женщины занимаются реальным сексом».
Чем отличается феминистское порно
Феминистское порно — это прямая противоположность популярной порнографии. Его придумывают и снимают женщины. Сюжеты в таких фильмах максимально тонко обыгрывают согласие между партнерами и исключают насилие. Его создатели изгоняют с экрана архетип секс-машин и объявляют о возвращении туда «обычных людей» — не только женщин, но и мужчин тоже. По мнению Эрики Люст, видя в порно привычные характеры и тела, во время секса зритель расслабится и не устыдится своих недостатков.
Короче говоря, мужчины — не главные. С этим зритель феминистского порно вынужден будет смириться. Находясь вне рамок консервативной индустрии, Люст и ее коллеги могут себе это позволить. Независимые режиссеры вообще чувствуют себя свободными от порноканонов: это неплохо видно на примере фрагмента снятого ими порно Ink Is In My Blood, которое больше напоминает неэротическое кино.
В производстве хорошего современного порнофильма Люст указывает на несколько ключевых моментов. Во-первых, максимально разнообразный каст
Разные тела, расы и сексуальный опыт — всё это важно, чтобы лишний раз пнуть затхлые стандарты индустрии. Во-вторых, никаких избитых сюжетов
Нужны самые неожиданные — будь то апокалипсис или нездоровая одержимость земноводными.
Известные женщины в предпринимательстве
Кеган Шувенбург
Основательница одного из наиболее продвинутых стартапов для женщин — Sols — не любит делиться информацией о своей частной жизни. Ей пришла идея заняться 3D-печатью ортопедических стелек для обуви, которую она успешно воплотила в жизнь. Кеган можно смело назвать одной из самых известных женщин-предпринимателей за 2015-2018 годы.
Идея пришла девушке, когда она трудилась на заводе Shapeways. Там ей приходилось всю смену бегать по этажам в своих рабочих ботинках, которые жутко мучили ее ноги. Тогда она села и разработала удобную стельку, после чего спокойно передвигалась.
Сегодня стартап Шувенбург привлек уже почти двадцать миллионов долларов. Следует сказать, что трудилась над проектом она не одна, а в соавторстве с Founders Fund, Grape Arbor VC, Rothenberg Ventures, а также другими компаниями и фондами.
Джулиа Хартц
Еще одна известная женщина, личная жизнь который является тайной. Родилась она двадцатого ноября 1979 года в городе Санта-Крус (штат Калифорния). Закончив школу, она поступила в престижный некоммерческий частный исследовательский университет Pepperdine (город Малибу), откуда вышла со степенью бакалавра в области телекоммуникаций и искусств.
Свою карьеру Джулиа начала в качестве руководителя отдела развития компании MTV, что уже само по себе является показателем. Там же с 2001-го по 2003-й она принимала участие в известном ситкоме «Чудаки». После этого она перешла в проект FX Networks, а в 2006-м выкупила компанию Eventbrite совместно с Рено Визажем и Кейном Харцем, своим мужем. В 2014 году Джулиа появилась на обложке журнала Forbes как основатель Sequoia Capital. Компания сегодня имеет около семи сотен высококвалифицированных сотрудников в двенадцати странах.
Кэти Лэнне
Свою знаменитую компанию по торговле топливом и горюче-смазочными материалами Sun Coast Resources эта женщина основала в двадцать три года. Подробностей о ее жизни отыскать не удалось, однако известно, что на 2018 год ее возраст составляет пятьдесят семь лет. Она проживает с мужем и тремя детьми в городе Хьюстон (штат Техас).
Компания Кэти является одной из самых продвинутых и крупных во всем регионе. У нее насчитывается не менее тысячи тяжелых грузовиков. Компания оказывает услуги по доставке топлива и сопутствующей продукции в сорока штатах, а крупные офисы есть в восемнадцати городах Соединенных Штатов. Особенно сильно зарекомендовала себя Лэнне в тяжелые времена после ураганов Харви и Ирэн, поставляя все необходимое в опустошенные районы.