Православные посты в 2020 году
Содержание:
- Успенский пост начинается в августе 2019 года
- Что можно есть во время Великого поста
- Возникновение Петрова поста
- Однодневные посты
- Для чего придуманы посты?
- Список 12 православных праздников
- Календарь церковных праздников по дням месяца
- Великие праздники
- Какие продукты можно есть
- Можно ли крестить детей в Великий пост
Успенский пост начинается в августе 2019 года
Этот праздник появился около 1000 лет назад. Успенский пост начинается после Петрова поста. Продолжительность Успенского поста составляет 14 дней. В 2019 году Успенский пост начинается 14 августа и завершается 27 августа. В первый день Успенского поста православные верующие несут в церковь мед.
Этот день называют Медовым Спасом. Традиция праздновать Медовый Спас переходит из поколения в поколение и отмечается на протяжении многих лет. Помимо меда в церквах, святят воду и мак. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в 2019 году выпадает на 27 августа.
Что можно есть во время Великого поста
Во время Великого поста на столе верующих всегда приветствуется овощи и фрукты, а также различные крупы. Готовить постные блюда можно из картофеля, моркови, свеклы, квашенной капусты и маринованных огурцов. Можно разбавить привычный набор продукты кукурузой и зеленым горошком, сладким перцем, а также орехами, грибами и сухофруктами. Чем богаче и разнообразнее пища, тем больше витаминов получает организм в дни воздержания. Не стоит злоупотреблять сахаром, соль и другими пряностями.
Каши также приветствуются среди верующих, поскольку они могут обогатить рацион недостающими витаминами и минералами, которых нет в овощах и фруктам. Но готовить их придется на воде, без добавления масла. Зато можно поэкспериментировать и добавить к привычной крупе сухофрукты или грибы.
Не стоит ограничивать организм в потреблении белков. Поскольку мясо в период поста есть запрещается мясо и яйца – основной источник этого микроэлемента, их приходится заменять растительными белком. Большое количество его содержится в баклажанах, арахисе, бобовых, и сое.
Возникновение Петрова поста
Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский, или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.
Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.
Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как не призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. — М., 1882. Сс. 151-152).
Однодневные посты
В данном случае постные дни припадают на среду и пятницу. Исключением бывает только праздничные дни, выпадающие на эти дни недели. Это Святки, Масленица, Троица, Рождество, Светлая седмица и другие. Тогда веряне не постятся или едят менее скромную пищу. Смысловая нагрузка среды заключается в предательстве Иуды, а пятницы – в дне страданий и смерти Христа.
Другие однодневные посты в 2019 году:
- Крещенский сочельник, установленный в канун Крещения (18 января);
- День усекновения головы Иоанна Предтечи, принятый в день смерти крестителя Иисуса (11 сентября);
- День Воздвижения Креста Господня, определенный в день обретения Животворящего Креста (27 сентября).
В эти дни из еды исключаются яйца, молочная, мясная и рыбная продукция. Разрешается кушать только горячую еду, заправленную маслом.
Обычно на протяжении года в среднем выпадает 180–190 постных дней.
Для чего придуманы посты?
Из Библии всем известно, что Иисус Христос держал пост 40 дней в пустыне. И именно он является идеалом человеческой души – люди должны быть так же безгрешны. Единственным способом избавления от своих грехов – является соблюдение поста. Но почему именно пост освобождает человеческую душу?
Все дело в том, что воздержание состоит из трех составляющих:
- истязание себя является просьбой о прощении своих грехов;
- эта просьба будет чище, если ее просит умерщвленная плоть;
- пост уничтожает все грехи из всех уголков души.
Посты в 2019 году следует соблюдать так же, как год назад – третий и пятый день недели, в прибавку к ним другие великие церковные праздничные дни. Среда и пятница выбраны не случайно. Это связано с историей становления христианства. Их принято считать «Днями Скорби», ведь они связаны со страданиями Спасителя. Именно в среду его предал Иуда, а уже в среду Иисус был распят.
Список 12 православных праздников
Список Двунадесятых праздников невелик и насчитывает всего 12 праздников. Каждый опишем подробно.
8 сентября отмечается Рождение Святой Марии – Матери Божьей. Именно Богородица стала покровительницей всех нуждающихся. Господь отвёл для Святой специальную миссию – освободить от согрешений грешников и родить Сына Божьего – Иисуса Христа. Судьба Марии была уже предопределена задолго. Она стала неким проводником между людьми и Господом. Рождество Небесной Царицы православная церковь отмечает
14 сентября – это дата, когда верующие почитают Крест Господний и Его Воздвижение. Это слово означает, что в процессе службы Божьей, которая проводится в честь торжества, над прихожанами поднимается Крест. Эта традиция зародилась ещё в 326 году. Тогда на палестинских землях были найдены те самые три креста, на одном из которых распяли Иисуса Христа по приказу Понтия Пилата. Примечательно, что в давние времена Крест ассоциировался с позором и унижением. На нём казнили преступников. А благодаря Иисусу Христу, он стал одним из самых почитаемых Православной церковью символов Божьих.
21 ноября отмечается ещё один Двунадесятый праздник – Введение во храм Богородицы. Он олицетворяет жизнь Марии до 12-летнего возраста в храме и её роль в судьбе всего человечества.
7 января церковь отмечает Рождество Христово. В этот день вспоминают появление на свет Мессии, его земную жизнь, в процессе которой он оказывал помощь нуждающимся, смертельно больным и грешным людям, а также то, как семья Иисуса спаслась от Ирода, который, из-за боязни свержения с царского трона, приказал истребить всех младенцев, родившихся в Вифлееме.
19 января отмечается Крещение Иисуса Христа. В этот день почитается Крещение Сына Божьего в водах Иордана. Обряд провёл Иоанн Креститель.
15 февраля празднуется Сретение Господне. Этот день символизирует встречу Иисуса Христа с Симеоном. Богослужитель ожидал земного Спасителя в своём храме. Именно на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли Его в церковь для посвящения.
В апреле, 7 числа празднуется Благовещение Царицы Небесной. Торжество олицетворяет новость архангела Михаила, которую он сообщил Марии. Она узнала, что именно ей предстоит родить самого Спасителя.
В апреле, 21 числа церковь отдаёт почтение празднику Вход в Иерусалим Господа, или Вербное Воскресение. Основным символом торжества является верба. Верующие освящают веточку растения и хранят её дома до наступления нового Вербного Воскресения.
Следующий в списке Двунадесятый праздник в 2019 году (по порядку) — Христово Воскресенье. В течение 40 дней после воскресения Иисус являлся во сне своим ученикам и ведал о Небесном Царстве. Он говорил, что, тот, кто истинно верует, обязательно будет рядом с Ним на небесах после смерти. Отмечается праздник через 40 дней после Светлого Воскресения.
День Святой Троицы выпадает на 50-й день после Пасхи. Этот праздник олицетворяет рождение Православной Церкви.
Преображение Господне, или Яблочный спас отмечается 6 августа. Этот праздник символизирует явление пророков во время молитвы Иисуса и его учеников. После разговора с Моисеем и Ильёй Спаситель запретил кому-либо из апостолов рассказывать об этом.
Успение Пресвятой Богородицы приходится на 15 августа. В этот день Матерь Божья покинула земной мир и отправилась на небеса править вместе со Своим Сыном.
Двунадесятые праздники могут быть переходящими. Это те церковные торжества, которые не имеют точной даты и отмечаются церковью в зависимости от Пасхи.
К переходящим относят:
- Христово Воскресение;
- День Троицы;
- Вход Господа в Иерусалим.
Двунадесятые непереходящие праздники
Непереходящие торжества имеют точные даты и отмечаются всегда в один и тот же день.
К ним относят:
- Успение Пресвятой Богородицы;
- Преображение Господне, или Яблочный спас;
- Благовещение Царицы Небесной;
- Сретение Господне;
- Крещение Иисуса Христа;
- Рождество Христово;
- Введение во храм Богородицы;
- Воздвижение Господнего Креста;
- Рождение Святой Марии – Матери Божьей.
Календарь церковных праздников по дням месяца
1 маяСр |
Пасхальная седмица 3 день Преподобного Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика преподобного Григория Декаполита |
2 маяЧт |
Пасхальная седмица 4 день Блаженной Матроны Московской |
3 маяПт |
Пасхальная седмица 5 день Преподобного Феодора Трихины |
4 маяСб |
Пасхальная седмица 6 день Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского |
5 маяВс |
Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента Преподобного Виталия Александрийского |
6 маяПн |
Мученицы царицы Александры Римской |
7 маяВт |
Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов |
8 маяСр |
Апостола и Евангелиста Марка (Иоанна) Преподобного Сильвестра Обнорского |
9 маяЧт |
Поминовение усопших воинов |
10 маяПт |
Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского |
11 маяСб |
Апостолов от 70-ти Иасона, Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана Святителя Кирилла, епископа Туровского |
12 маяВс |
Преподобного Мемнона Чудотворца, игумена Египетского |
13 маяПн |
Обретение мощей святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского |
14 маяВт |
Преподобного Пафнутия Боровского, игумена |
15 маяСр |
Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373) Святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца |
16 маяЧт |
Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского |
17 маяПт |
Преподобных Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде |
18 маяСб |
Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского |
19 маяВс |
Преподобного Михея Радонежского |
20 маяПн |
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Мученика Акакия, сотника Преподобного Нила Сорского |
21 маяВт |
Преподобного Арсения Великого |
22 маяСр |
Пророка Исаии Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского |
23 маяЧт |
Святителя Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского |
24 маяПт |
Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского |
25 маяСб |
Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Святителя Германа, патриарха Константинопольского |
26 маяВс |
Перенесение мощей преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца |
27 маяПн |
Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца |
28 маяВт |
Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца |
29 маяСр |
Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца |
30 маяЧт |
Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (Юнии) |
31 маяПт |
Память святых отцов семи Вселенских Соборов Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и мученицы Христины |
Великие праздники
Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится все двунадесятые праздники, а также пять других. В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным) и богородичными. По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:
- непереходящие двунадесятые праздники:
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
- Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
- Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
- Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
- Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник);
- переходящие двунадесятые праздники:
- Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
- Вознесение Господне (переходящий) — четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник);
- День Святой Троицы (переходящий) — Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник).
Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Недвунадесятые великие праздники
Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:
- Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
- Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
- Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
- День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
- Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).
Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Богослужебные особенности великих праздников
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.
Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.
Предпра́зднество — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
- Попра́зднество — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
- Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.
У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
См. также .
Какие продукты можно есть
Можно ли в Великий пост есть эти продукты: морепродукты, растительное масло, мед, хлеб, печенья, булочки (выпечка), пить вино, фрукты
По вопросам употребления данных продуктов споры не утихают уже давно, в основном разногласия возникают между представителями науки и священнослужителями.
Морепродукты
Так как морепродукты относятся к бескровным, то наука считает, что употреблять их во время поста можно, но у церкви на этот счет свое мнение, на которое в данном вопросе и стоит ориентироваться.
Морепродукты, по мнению священнослужителей, относятся к живым существам, значит употреблять их во время поста нельзя однако этот запрет введен частично и снимается в дни религиозных праздников, выпадающих на день поста.
Растительное масло
Несмотря на то что является растительным продуктом, но слишком калорийный и насыщает организм, что неприемлемо во время поста, поэтому запрет на него также частичный, разрешен его прием в определенные дни поста.
Мед
Употреблять можно и нужно, церковь считает его даром божьим, многие святые во время поста его употребляли на протяжении веков. Логика такова, что мед собирается с пыльцы, а не вырабатывается пчелами самостоятельно, подобно молоку, которое вырабатывается коровами.
Выпечка
Постная выпечка без яиц, молока и сливочного масла из всех видов муки вполне разрешается к применению в пищу во время поста.
Вино
Красное натуральное вино напоминает кровь Христа, разрешено церковью в определенные дни в небольшом количестве. Другие алкогольные напитки, пусть даже слабые, запрещены, как излишество.
Фрукты
Употреблять можно и нужно, чтобы оказывать организму необходимую витаминную поддержку во время поста.
В заключение отметим, что целью Великого поста является очищение, прежде всего, духовное, когда человек не слишком много времени уделяет удовлетворению своих желаний, а сосредоточен на молитвах и осмыслении жизни.
Можно ли крестить детей в Великий пост
Запрета на Таинство Крещения на время Великого поста для взрослых и детей нет. Единственное, что потом не стоит устраивать шумных застолий, чтобы не нарушать правила периода.
Хотя иногда Таинство лучше перенести. Связано это с практическими вопросами. Во время Великого поста богослужение длится намного дольше, чем в обычный день. В некоторых храмах между утренней и вечерней службой может быть перерыв всего 2-4 часа. Поэтому на проведение крещения у батюшки может просто физически не остаться сил. Конечно, если малыш родился ослабленный или болезненней, то откладывать не стоит. Но если все в порядке от нескольких дней ничего не измениться. Бог не разделяет детей на крещенных и некрещеных, хранит всех.
Великий пост – это большое событие в жизни каждого человека. Если решили соблюдать его, то соблюдайте по всем правилам. А если не готовы отказаться от привычной пищи, хотя бы придерживайтесь других рекомендаций.