Буддийский монастырский комплекс в бурятии

Хамбо Лама Итигэлов

Говорят, что даром исцелять обладает и нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в его Дворце. Хамбо Лама Итигэлов возглавлял российских буддистов с 1911 по 1918 год. Он много занимался просвещением, был соратником известного бурятского ученого и богослова Доржиева Агвана. По легенде, Даши-Доржо Итигэлов совершал чудеса и при жизни. Рассказывают, что однажды он проскакал на коне по глади Белого озера (сейчас Сульфатное), мог он также и мгновенно перемещаться в пространстве. В 1927 году Даши-Доржо Итигилов ушел в медитацию, в которой, по убеждению буддистов, пребывает до сих пор. В 2002 году его тело было извлечено из земли и помещено в специальный саркофаг. Любой может убедиться, что тело этого человека выглядит как живое. Ученые не в состоянии объяснить этот феномен.

Всего в году определены девять дней, когда любой желающий может поклониться «Эрдэни Мунхэ Бэе» (Драгоценному и Неиссякаемому телу Пандито Хамбо ламы Итигэлова).  В 2013 году 12 июля вход будет открыт..

5-6 день Отдых в дацане.посещение астрологов и медиков дацана.

Это одно из любимых мест отдыха и туризма в Бурятии. Побережье Байкала в районе Энхалука представляет собой отличный песчаный пляж, на котором можно найти уединенные места. Здесь круглый год действуют турбазы, предлагающие полный комплекс туристских услуг, идет строительство новых сооружений. 

Остановившись в Энхалуке, можно совершить поездку на горячие источники, которые расположены в 8 км от зоны отдыха Энхалук в местности «Урочище Загза». Практически с момента освоения источников их воду используют местные жители, в большей степени рыбаки для лечения суставов и кожных заболеваний. Добраться до них можно по автомобильной дороге, ведущей в с. Сухая. На дороге вывешен указатель «Горячие источники». 

7 день  Чивыркуйский  залив( бухта Змеинная, острова, Ушкании острова(заповедник нерпы). Дневка.

Побережье Чивыркуйского залива изрезано живописными теплыми бухтами, отдых в которых очень популярен. Это бухты Крутая, Змеиная, Онгоконская, Крохалиная. В бухте Змеиной имеется горячий минеральный источник.

Чивыркуй славится отличной рыбалкой, удачливые рыбаки могут поймать здесь щуку весом больше десяти килограмм. Также здесь водятся сорога и окуни.

Теплая вода мелководных бухт, золотые песчаные пляжи, большое количество солнечных дней делают Чивыркуйский залив одним из лучших мест летнего отдыха.

8 день  Водная экскурсия . Практики

 9 день   Переезд на корабле  от п. Усть-Баргузин до п. Хужир. Размещение в усадьбе Бечаровых. Экскурсия по  Хужиру. Мыс Бурхан, скала Шаманка.
10 день  о. Ольхон

Остров богат археологическими памятниками, историческими преданиями и древними легендами. Особо священными мифическими местами считаются мыс Хобой, скала Дева – окаменевшая жена бурятского шамана, беломраморные скалы Саган-Хушун, гора Жима.

Отдых на Ольхоне прекрасно дополняется  экскурсиями по достопримечательностям острова – начиная с музея в поселке Хужир и заканчивая самой северной точкой Ольхона — мысом Хобой. Если вы предпочитаете активный туризм — в Хужире есть возможность арендовать велосипеды и отправиться в самостоятельное путешествие по острову. 

Ольхон считается одним из центром шаманизма бурят. Самое сакральное место на острове – мыс Бурхан и расположенная на нем скала Шаманка. В скале есть сквозная пещера, где проходили шаманские обряды. На острове обнаружено большое количество городищ и могильников древнего народа курыкан.

Песчаные пляжи Ольхона привлекают живописными дюнами в виде высоких холмов, гряд. На песчаных дюнах растет редкое растение – астрагал ольхонский.

11 день  Выезд на северную оконечность острова, пешая прогулка скалы Три брата, Хобой, Шунте.Пикник. Посещение бухты Узур. Встреча  с  коренными жителями(бурятская деревня).12 день  Выезд на западное побережье острова  падь Ташкиней. Озеро Шара-Нур. Водная экскурсия о. Огой (будийская ступа).

13 день Прощание с островом. Трансфер  в Иркутск. Вечерний поезд до …

На Ольхоне нас ждет  интересная встреча с шаманом валентином Хагдаевым.

в аршане мы успеем совершить восхождение в саяны. в дацане мы будем участвовать в национальном празднике и совершим паломничество к нетленным мощам святого Хомбо ламы Итэгелова. 

 Стоимость и условия

стоимость — 35 тыс. рублей

 есть свободные места. Выезжаем на машинах 20 сентября

справки по телефону: 8 950 276 10 56 татьяна

Взять С собой:  коврик для занятий, теплые вещи, дождевик, фото-видео-аппаратура.

Биография[2]

Происхождение, детство и юность

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Образование

Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести . Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование.

Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем . В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по .

В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы (соборного храма).

Русско-японская и Первая мировая войны

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири.

После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

После 1920 года

Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции 1921 года. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Последние дни

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей

Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов. 

Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно. 

В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии. 

Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет. 

Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.

Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.

В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.

В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье. 

В 10 км на северо-запад от селения на вершине Лысой горы располагаются святые места обо Улзытэй Ундэр. Летом к ним собираются ламы и жители ближайших деревень на обряд почитания, во время которого произносят молитвы с просьбой о дожде для хорошего урожая. А юго-западнее Верхней Иволги, примерно в 3 км от её окраины, проезжающие мимо туристы останавливаются, чтобы осмотреть трёхметровый субурган «Бунхан».

Необычайная история дацана длиной в 70 лет

Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?

Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.

Светлана Аубекерова

Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.

Ученик Будды

«Скажите, у меня будет возможность увидеть самого Итигэлова?» — предварительно осведомился я у организаторов. «Конечно! Наша конференция начнётся вместе с ним. Он даст нам благословение. В главном храме Иволгинского дацана ему поднесут мандалу».

Мандала — это модель Вселенной. Сакральное изображение, вышитое на ткани. Иволгинский дацан — монастырь, где в специально выстроенном Благословенном Дворце «живёт» Хамбо Лама Итигэлов. В назначенный час его двери открылись, и на плечах у хранителей Драгоценного и Неиссякаемого тела (так называют Итигэлова сами буддисты) наружу выплыл паланкин — кабинка с задёрнутыми шторами. Под стук барабанов и завывание рожков процессия прошествовала в главный храм монастыря. Через пару минут в него пригласили и остальных.

Входим в храм, рассаживаемся на скамьях. Пустой паланкин стоит в центре. На троне в гранатово-жёлтых одеяниях сидит он, Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной. Пока монахи, раскачиваясь, запевают мантры, вглядываюсь в его лицо. Впрочем, лицом это можно назвать с натяжкой. Линии рта и глаз различаются с трудом, хрящи носа примяты (как предполагает профессор РГГУ Галина Ершова, одна из немногих, кто был допущен к исследованию тела, за годы пребывания в саркофаге Итигэлов наклонился и упёрся в стенку короба). Голова опущена вперёд и чуть влево, светло-коричневая кожа лоснится (как потом выяснилось, специально к конференции Итигэлова переодели и помазали маслом). При этом отвести взгляд от него крайне сложно: каждый миг кажется, что он вот-вот пошевелится и даже откроет глаза. Забегая вперёд, скажу: есть люди, которые уверяют, что видели, как он это делал…

Около часа длится молебен. Монахи читают трактат, восхваляющий Итигэлова и 12 прожитых им жизней. К слову, он успел пять раз пожить в Индии, пять раз в Тибете и два — в Бурятии. «Это выяснилось после того, как была найдена написанная им рукопись, — шепчет Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова. — Оказалось, в первом воплощении он был учеником Будды Кашьяпы, а во втором — Будды Шакьямуни, основателя буддизма».

Ламы подносят к трону обещанную мандалу, после чего поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу приглашаются все желающие. Образуется очередь. Фото- и видеосъёмка строжайше запрещены. Но стоящий передо мной иностранец (их среди паломников много) ничтоже сумняшеся достаёт камеру и делает снимок. К нему с гневом бросается один из монахов: «Ноу фото! Немедленно сотрите!» У зарубежного гостя едва не разбивают фотоаппарат.

К ногам Итигэлова кладут дарственные шарфы (хадаки), продукты и деньги. Подходит моя очередь. Я опускаю глаза и вижу сухонькие кисти рук, выглядывающие из-под накидки. «Пошевелятся или нет? Пошевелятся или нет?» Говорят, большинство людей при приближении к Драгоценному телу теряют все мысли и ощущают странную пустоту. Не потому ли, что пустота — ключевое понятие в буддизме и задача верующего — «поймать» её? В таком случае мне это не удалось.

Правила поведения при посещении Иволгинского дацана.

1. Во время прохождения священного круга гороо не оставляйте монеты, крупы и другие подношения возле ритуальных барабанов (хурдэ), ступ и различных мест поклонения. Поскольку во время прохождения гороо вы накапливаете добродетель, а хаотичное разбрасывание различных видов подношений противоречит практике даяния. Делайте подношения внутри дуганов в специально отведенных для этого местах и в ящики для подношений.
2. На территории монастыря нельзя курить, сорить и сквернословить.
3. Женщинам желательно не надевать мини-юбки, правда, если другой совсем нет, никто из дацана не выгонит. Желательно прикрыть колени и плечи.
4. Внутри храмов рекомендуется снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа.
5. При посещении храмов не поворачивайтесь спиной к статуям Будды и святых, это непочтительно. То есть, сделав круг по храму возвращаетесь к выходу спиной. Если вы повернетесь к выходу лицом, чтобы удобно покинуть храм, то святые увидят вашу спину, а это не уважительно.
Также нельзя показывать на святых пальцем.
6

Обращайте внимание на таблички с изображением перечеркнутого фотоаппарата. На всей территории дацана фотографировать можно, предварительно оплатив съемку

В храмах фотографирование строго запрещено.
7. За советом, к какому ламе обратиться по определенному вопросу, лучше отправиться в главный храм, Согчен Дуган. А если просто возникло желание пообщаться «за жизнь», можно обратиться к любому священнослужителю. После разговора ламу следует поблагодарить деньгами — фиксированной суммы нет, но и жадничать не стоит.

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ.

В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что посмотреть

В отличие от тибетских культовых сооружений, возведенных из камня, в Монголии и Бурятии основным строительным материалом является дерево. Подобные архитектурные решения выглядят несколько непривычно для тех, кто уже посещал буддистские храмы в теплых азиатских странах, однако ничем им не уступают по красоте и обилию ярких красок.

Остальные элементы, такие как загнутые вверх углы крыш, многочисленные изображения, статуи и изваяния, являются вполне типичными для подобных построек. В главном дворце комплекса находится тело нетленного ламы Хамбо Итигэлова, а сам дуган назван в его честь, для поклонения ему в дацане выделяются специальные дни.

Будучи 15-летним подростком, Хамбо остался без родителей и решил присоединиться к одной из буддистских общин, расположенной в Анинском дацане. Для этого мальчику пришлось проделать огромный путь пешком в несколько сотен километров. Чтобы постичь премудрости философских и духовных истин, будущий учитель провел в стенах монастыря более 20 лет, и только после этого принялся за самостоятельное распространение учения.

Вскоре он стал наиболее авторитетным учителем среди всех религиозных деятелей Сибири. Появившись на свет в средине девятнадцатого века, учитель Доржо Даша Итигэлов в 1927 г. принял решение покинуть этот мир посредством ухода в нирвану.

Важно знать: приняв позу лотоса, старец велел своим последователям и ученикам похоронить его тело в коробе из кедра, а спустя семь десятков лет достать его обратно.

В точности выполнив наставление своего гуру, удивлению монахов, извлекших ламу, не было предела: мало того, что у тела учителя отсутствовали какие-либо признаки разложения, идеально сохранился эпителий, глазные яблоки, суставы и хрящевые ткани.

Коллектив врачей, которые с 2002 г. ведет постоянное наблюдение за состоянием данного феномена, утверждает, что тело ламы поддерживает постоянную температуру, способно потеть и даже периодически набирать и сбрасывать вес. Создаётся впечатление, что учитель является спящим. Далай лама сказал, что состояния Будды Итигэлов еще не достиг, но на пути к этому.

Интересный факт: биохимические анализы подтверждают тот факт, что состав тканей кожного покрова и внутренних органов полностью идентичен составу, который присущ абсолютно здоровому человеческому организму. При этом судмедэксперты отрицают какое-либо вмешательство извне вроде мумифицирования или бальзамирования.

Чойра Дуган

Помимо главного дворца, в котором до сих пор находится нетленное тело учителя, на территории присутствует немало интересного. Чойра Дуган предназначен специально для коллективных молебнов, которые начинаются ежедневно с 9:00 утра. Посвящен шестирукому Белому Махакале, в буддистской традиции считающимся одним из центровых божеств процветания и богатства. Махакала является обладателем трех глаз и носит яркую одежду, с которой свисает множество украшений. Участие в подобном молебне будет полезно тем, кто хочет улучшить свое материальное положение и «поймать за хвосту птицу удачи».

Храм Зеленой Тары

Храм Зеленой Тары, которая считается прародительницей всех Будд, называется Ногоон Дара Эхын. Великая богиня имеет 108 обличий и является одной из главных защитниц всего человечества. Согласно мифологии, именно Зеленой Таре первой среди всех женщин удалось достичь просветления и совершенства, однако она отказалась от вечной нирваны для того, чтобы помогать людям. Посетить данный храм стоит всем тем, кто желает обрести божественное покровительство и воздать почести матери богов.

Обратите внимание: на территории храмового комплекса присутствует волшебный камень, к которому, согласно древним преданиям, однажды прикоснулась сама Зеленая Тара. Говорят, что данная реликвия обладает колоссальной силой и способна исполнять любые желания

Причем можно сразу проверить: сбудется оно либо нет. Для этого потребуется отойти от камня на 8-10 шагов, закрыть глаза и пойти с вытянутой рукой навстречу артефакту. Если рука попала точно в область камня, не столкнувшись при этом с какими-либо другими препятствиями, то загаданное непременно произойдет.

Дэважин представляет собой небольшое двухэтажное строение из глины, посвященное божествам, охраняющим буддийское учение в целом и всех его адептов в отдельности. Майдарин Сумэ возведен из дерева в 1970-х годах двадцатого века в честь Будды-Майтреи. Можно посетить также тантрический дуган Жуд, Маанин, Сахюусан и другие храмы, каждый из которых обладает собственным предназначением и отличительными особенностями.

Символы буддизма

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Другие новости раздела

23 Августа 2020, 18:17     
 85

На «Армии-2020» впервые представят вертолет Ми-171Ш «Storm»
«Вертолеты России» демонстрируют две новинки производства АО «У-УАЗ».

23 Августа 2020, 13:08     
 4 057

С миру по нитке. Улан-удэнка дает вторую жизнь непригодной одежде
Семь лет назад Евгения Алексеева задумала воплотить в Бурятии проект, который мог бы освободить свал…

23 Августа 2020, 11:58     
 3 980

Полностью обездвижена
Жительница Бурятии просит земляков помочь ее 15-летней дочери.

Смотреть еще

Актуально

23 Августа, 10:03     

 6 318     2

Глава Бурятии: «Первое сентября может и не состояться»

22 Августа, 09:20     

 5 585

В Бурятии скончалась пациентка с коронавирусом

22 Августа, 09:12     

 6 124

В Бурятии за сутки выявили 56 случаев заражения коронавирусом

9 Августа, 08:52     

 12 599

В Бурятии от коронавируса выздоровел 3691 человек

Свежие новости

23 Августа, 18:17      85
На «Армии-2020» впервые представят вертолет Ми-171Ш «Storm»
«Вертолеты России» демонстрируют две новинки производства АО «У-УАЗ».

23 Августа, 16:30      898
Общественница из Улан-Удэ открыла семейную экостудию
Женщина с необычной идеей выиграла президентский грант.

23 Августа, 15:31      2 120
В Бурятии семья с двумя детьми заблудилась в лесу
Поиски затруднились из-за того, что потерявшиеся решили уйти с указанного на карте места.

23 Августа, 15:01      2 759
Еще один кинотеатр появится в Бурятии
Жители смогут увидеть новинки мирового кинопроката, не выезжая за пределы района.

23 Августа, 14:46      801
«Кручусь, верчусь, ловлю моменты, беру от жизни 100%!»
Под таким девизом пожилые улан-удэнцы объединились для общения, спорта и путешествий.

23 Августа, 09:21      2 964
В Бурятии за сутки коронавирусом заразились еще 46 человек
В стационарах республики находятся более 300 пациентов.

23 Августа, 06:00      2 066
По Бурятии пройдут дожди и грозы
Температура днем до +25.

22 Августа, 22:14      9 674
В Бурятии пропал пятилетний ребенок (ОБНОВЛЕНО)
Мальчик ушел из дома в селе Таловка Прибайкальского района.

22 Августа, 17:20      1 902
Слышать этот мир
Как сохранить хороший слух надолго?

22 Августа, 16:21      2 092
В Улан-Удэ на пожаре спасли семь человек
Огонь вспыхнул в двухэтажном доме по улице Шаляпина.

22 Августа, 14:41      2 358
Летчик-испытатель стал почетным гражданином Бурятии
Почетное звание присвоили Тайгибу Толбоеву.

22 Августа, 13:18      3 101
По улицам Улан-Удэ проехала колонна с российским флагом
Автопробегом в столице Бурятии отметили день национального триколора.

Как сохранить свое здоровье?

Мы решили взять у эмчи-ламы Жамцо небольшие советы, как сохранить свое здоровье.

— Важны две вещи: то, как мы себя чувствуем, и то, как мы думаем. Что касается нашего тела, то нужно есть свежую еду, натуральную. Большое значение имеет гимнастика. Есть разница в образе жизни в Бурятии и в Тибете. Там независимо от возраста люди каждый день делают 100 простираний утром и вечером. Это очень хорошая гимнастика и духовная практика

Также важно думать о хорошем. Если человек постоянно думает о плохом, он притягивает к себе болезни

Нужно думать о хорошем, это помогает поддерживать организм в хорошем состоянии.

Попасть на прием к эмчи-ламе  Жамцо можно, записавшись по телефонам 62-75-23 или 8-924-395-28-55. Он принимает по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гурульбинская, 15, дацан «Арья-Дари».

История основания дацана в Иволгинске

Обитель построена в 1945 году в 35 км от Улан-Удэ — столицы Бурятии (республика входит в состав России). Дацаны, существовавшие ранее, в военные годы были уничтожены, и об их возрождении никто не задумывался. Правительство приняло другое решение — об основании самими верующими буддийских храмов в Бурятии.

Их заселили старые ламы, прибывшие на родину с каторжных работ, а также обыватели Верхней Иволги. Новому монастырю было дано название на местном языке «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хийд». Его перевод с бурятского таков: «Обитель учения Колеса, дарующего радость и наполняющего счастьем».

Главные ворота

Много лет здание нового дацана было единственным местом, где могли собраться буддисты Бурятии, но в 90-х годах ушедшего столетия на здешних землях стали появляться и другие духовные центры, что порадовало и воодушевило верующих. Однако, Иволгинский дацан все равно оставался для них самым излюбленным местом.

С 1991 года при буддистском монастыре начинает функционировать университет «Даши Чойнхорлин». Занятия в нем проводятся и поныне, и аналогов на территории России у него нет. Студентам этого заведения преподаются все тонкости философии буддизма. Примечательно, что подача материала производится, в монастырских бурятских школах, которые существовали здесь до революции 1917 года.

Цогчен-дуган‎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector