Не могу держать без смеха грудь студентки политеха
Содержание:
- Различные практики и вариации БДСМ
- О жертвах, палачах и насекомых
- Фуко и секс-блогеры
- Запретный плод сладок
- Футфетиш
- Фрейд и животные: откуда всё взялось?
- Чем современные практики БДСМ отличаются от садомазохизма прошлого
- О садомазохистском танго, индастриале и жизнерадостной попсе
- Символы
- Кому нравится БДСМ
- «У него не было ноги — а я хотела его». Портрет типичного девота
Различные практики и вариации БДСМ
55% опрошенных написали про БДСМ. Самыми ходовыми были удушение, связывание, унижение, инсценировка изнасилования и шлепки. Абсолютное большинство ответов репрезентировало виктимную позицию женщины. А каждый четвертый сопровождался пояснениями «только с моего согласия» и «в жизни я такого не приемлю».
Профессор психологии Джо Маглиано попытался объяснить желание людей подчиняться. Он опрашивал сабмиссивов и доминантов о том, что они чувствуют до и после сессий, плюс замерял их физиологические параметры. И нижние, и верхние говорили, что после секса они сильнее чувствуют близость и становятся более расслабленными, то есть снижается уровень их психологического стресса. Но при этом у нижних повышался кортизол, что говорило о наличии сильного физического стресса.
О жертвах, палачах и насекомых
Литературный БДСМ хромает на обе ноги и держится всего на паре подпорок (будем честны, де Сад пишет ничуть не лучше нынешних авторов каких-нибудь «Обителей порока»). То ли дело Тема в кино.
Луис Бунюэль благословил в 1967 году режиссеров на садомазохистские игры своей «Дневной красавицей», где скучающая домохозяйка предается фантазиям об унижении. Экранизацию «Истории О» (1975), поставленную режиссером «Эммануэли» Жюстом Жэкином вряд ли можно назвать зрелищем для самых умных, несмотря на участие Удо Кира, который своим сложным лицом всегда как бы символизирует европейский интеллектуализм. Но с другой стороны, сценарий совместно с автором романа писал Себастьен Жапризо, актриса Коринн Клери в главной роли честно старается играть жертвенную силу любви (вот бы она еще убедительнее вопила), поэтому чистой порнографией фильм не назвать. Наполовину чистая порнография — это «Любовница-хозяйка» (1976) Барбета Шрёдера с молодым Депардье; пожалуй, и не во всякой порнографии увидишь, как член приколачивают гвоздями к доске.
История двух обломков мирового крушения, возобновляющих при встрече связь, вызвала бурный ажиотаж и множественные упреки в адрес Кавани, якобы оправдывающей нацизм. В интервью режиссер сказала: «Все мы жертвы или палачи и выбираем эти роли по собственному желанию. Только маркиз де Сад и Достоевский хорошо это поняли» (на Западе любят считать, что только Достоевский все понял).
Возможно, претензии в извращенности были бы обоснованы, но на стороне режиссера — сама жизнь. Когда-то Кавани плотно общалась с Примо Леви — итальянским писателем и ученым, который был узником Освенцима. Ее поразило, что Леви был в состоянии говорить лишь об одном периоде в своей жизни. Она еще не знала, что в 1987 году Леви покончит с собой, последовав за писателем Жаном Амери и поэтом Паулем Целаном. Виктор Франкл — возможно, единственный титан на планете, по-настоящему переживший заключение в концлагере, всех остальных оно так или иначе сожрало и жить больше не позволило, вызвав необратимые изменения психики.
Какими милыми и невинными кажутся другие экранные пары в сравнении с Дирком Богардом, надевающим для прощания с миром нацистскую форму, и отощавшей Шарлоттой Рэмплинг, добровольно вернувшей себя в животное состояние. Даже герои «Империи чувств» (1976) Нагисы Осимы, затрахавшие друг друга до смерти в огнедышащей лаве любви. Даже потерянные и страшные уроды в дьяволиаде о становлении кинематографа «Про уродов и людей» (1998) за авторством Алексея Октябриновича Балабанова. Да что там — даже состоящие в инцестуальной связи мать и дочь, эротоманки, садомазохистки, серийные убийцы, больные на голову сильнее, чем все психопаты всего западного кинематографа вместе взятого, — эти нелепые и жуткие фрики из черно-белого «Гран-Гиньоля» от греческого гения артхауса Никоса Николаидиса, который на голубом глазу уверяет, что его «Сингапурский Слинг» (1990) — это комедия. Хотя это действительно комедия: режиссеры частенько устраивают из БДСМ буффонаду или вписывают в забавную пустышку вроде канадского фильма «Латекс» (2007), где из всех достоинств — недооцененная актриса Лили Собески в кожаном корсете, робко пробующая фем-дом.
Иногда это обрамление для драмы, как декадентское одиночество в «Горьких слезах Петры фон Кант» (1972) Фассбиндера, разыгравшего камерную женскую пьесу, или самоповреждения в «Секретарше» (2001). Последняя лента, казалось бы, должна стать образчиком счастливой садомазо-любви, но нет: в «Секретарше» нет накаченного миллиардера, героиня любит себя резать, а в финале появляется таракан. В результате в борьбе за кассу побеждают шелковые простыни «Пятидесяти оттенков» — народ жаждет красивой жизни, а не тараканов.
Фуко и секс-блогеры
Без Гидденса и Фуко биологизация и медикализация поставили бы крест на фантазиях о кляпах и сексе втроем и предлагали бы только штамповать детей. Но теоретики дали возможность секс-блогерам и сексологам говорить об изучении и развитии сексуальности каждого отдельного подписчика.
Но признать это всё еще сложно, потому что системы контроля, исторически сложившиеся в обществе, разделяли духовность и телесность, а удовольствие долго нормировалось. Общественная мораль ухватилась за интимную сферу, чтобы надзирать и наказывать.
Но почему именно секс попал в морально-этический паноптикон? Почему не еда или сон?
С одной стороны, это христианское наследие с его понятиями греховности и благодетели. С другой — античное с его контролем над телом (мужское семя — благо, а чрезмерное его растрачивание — зло), ограничением сексуальных контактов и воздержанием — чтобы управлять страстями для достижения статуса достойного мужа.
Так что изучение сексуальности — это акт освобождения от наносного и присвоения ее себе. По мнению Арины Винтовкиной, изучать свою сексуальность значит:
Запретный плод сладок
У одних людей воображаемые сцены с изнасилованием вызывают легкое неудобство, а у других — отчаяние. Дело в том, что вторые начинают беспокоиться о значении таких фантазий и тем самым дают им силу. Люди могут зацикливаться на них, стыдиться и отправлять в темные подвалы психики — в отличие от тех, кто способен быстро вымести их из сознания, просто зажмурившись посильнее.
Но и тем, и другим эти фантазии (мимолетные или задержавшиеся в голове) приносят негатив, потому что в их основе лежат устоявшиеся социокультурные стереотипы. Ведь сначала нас пичкают правилами в стиле «и в мыслях своих не прелюбодействуй», а потом предлагают пересмотреть свои устаревшие взгляды согласно современным политическим веяниям и научным открытиям. Многие либеральные доктрины критикуют традиционную религию за то, что она контролирует мысли человека, но сами же навешивают ярлыки — что политкорректно, а что нет.
Футфетиш
Футфетишизм также исторически был забронирован мужчинами. Поэтому когда 2,7% опрошенных нами девушек признались в фетише на ноги, мы удивились. У нейробиолога из Калифорнийского университета в Сан-Диего Вилейанура Рамачандрана есть интересная теория почему у людей (мужчин и женщин) может быть «пунктик» на ступнях. Он обнаружил, что зоны мозга, которые отвечают за движение ног, тесно связаны с зонами, которые в ответе за возбуждение. И предположил, что такая связь может объяснить футфетишизм. Но также этот фетиш может быть связан с ярким опытом из детства (привет, Фрейд). Одна из респонденток написала, что в школе не могла отвести взгляд от точеных ног учительницы географии, а сейчас ее слабость к ногам, к сожалению, не находит отклика у партнерш.
Фрейд и животные: откуда всё взялось?
Пока нет точного ответа, почему некоторых сексуально привлекают люди с инвалидностью. Один из возможных вариантов — половой импринтинг. Об этом пишет доктор Ханна Аронссон из Стокгольмского университета. Она проводит аналогию с животными, которые по ряду причин могут «запечатляться» как на предметы, так и на представителей других видов, например собаки на кошек. Аронссон полагает, что и у людей фетишизм вполне может основываться на этой способности психики.
Чтобы образ, который будет влиять на сексуальное поведение человека в последующие годы, сложился, он должен появиться в момент формирования личности (многие девоти говорят о ярком воспоминании в возрасте 3–5 лет). Он должен включать и сильные внешние раздражители: запоминающаяся картинка, резкий или приятный запах, вкус или необычное тактильное ощущение.
Вторая догадка лежит в плоскости фрейдистского психоанализа. Она касается связи между страхом и сексуальным влечением к объекту, который его вызывает.
Чем современные практики БДСМ отличаются от садомазохизма прошлого
Несмотря на роль договора и добровольного согласия, во время БДСМ-сеанса очень легко навредить партнеру физически и эмоционально — как говорил один киногерой, «с великой силой приходит великая ответственность». Поэтому в БДСМ партнеры должны очень глубоко узнать желания и потребности друг друга, что не всегда предполагается в «ванильных», то есть обычных сексуальных практиках.
В этом современный садомазохим отличается от тех отношений, которые практиковали его отцы-основатели — Захер-Мазох и Маркиз де Сад. БДСМ помещает насилие в игровой контекст, подчиняет его контролю через предварительный договор и стоп-слова.
О садомазохистском танго, индастриале и жизнерадостной попсе
Кто по-настоящему любит БДСМ, так это музыканты. Сильнее всех — Том Лерер, чье издевательское “The Masochism Tango”, исполненное в 1959 году, должно до скончания времен мешать другим музыкантам любить садомазохизм, поскольку человек, хоть раз услышавший “The Masochism Tango”, сможет всерьез воспринимать только песню группы «Несчастный случай» на ту же тему:
Садомазо, садомазо,
Садомазо, садомазо.
Оторви мне чего-нибудь,
Укуси меня за…
Но насмешки не останавливают. Глэм-рок не мог обойти стороной «Венеру в мехах» (думается, что больше из-за мехов, чем из-за Венеры); у Velvet Underground есть одноименная композиция, посвященная роману.
Для раннего панка, может быть за исключением Sex Pistols, было серьезным все, и на волне новой британской серьезности Adam and the Ants записали несколько тематических песен, включая “Whip In My Valise” и “Beat My Guest”. И Sex Pistols, кстати, тоже — сингл “Submission” в своих лучших традициях: с энергетикой ядерного реактора, грязный, отвратительно исполненный и гениальный.
Эстафету подхватила тяжелая электроника и индастриал, где максимальное количество композиций о cуровой любви (местами — государства к гражданам) принадлежит Nine Inch Nails. Группа еще любит снимать провокационные видео, иногда кажется — для того, чтобы их сразу же запретили, а потом все искали бы, где посмотреть.
Странно было бы, если бы Depeche Mode со своей ледяной страстностью обошлись без БДСМ, особенно в свете черной кожи, которую группа сделала униформой в 80-е. Если бодрящая “Master and Servant”, несмотря на эстетику клипа, это все-таки гражданская активность в духе де Сада (минус мерзости, плюс чубчик кучерявый Мартина Гора в кожаной кепке), то “Strange Love” — это, конечно, секс.
Cекс, чувственность, эротика, поразительно часто вычитаемые режиссерами из садомазо-уравнения в кино, в музыке заняли положенные им места.
Символы
Плётки\Гераклы — это все символы свободы. «Геракл» — образ могучего друга-любовника, условный, но нагядный. Запреты и на агрессию, и на секс — вполне себе сочетаются.
Мужик с плёткой, максимально свободный — аналогично. Вместо власти надо мной целого враждебного мира — властвует всего один Властелин, которого вполне можно ..умилостивить.
Секс здесь сбоку припёка, поэтому возбуждение может наконец вылезти наружу.
Далее ещё коснёмся вопроса формирования влечения именно к опасному-притягательному. Собственно механизма, причины БДСМ, а не другой особенности сексуального влечения.
Кому нравится БДСМ
Когда психологи начали изучать реальные БДСМ-сообщества, выяснилось много интересного. Согласно крупному голландскому исследованию, люди, практикующие БДСМ, психологически здоровее окружающих. Они более экстравертны, более открыты к получению нового опыта, менее невротичны и менее подвержены целому ряду психических расстройств — от депрессии до тревоги, паранойи и (сюрприз!) патологического садизма.
По разным подсчетам, к БДСМ склонны от 2% до 65% населения. Первая цифра относится к участию в реальных БДСМ-практиках, а вторая — к сексуальным фантазиям. В отличие от парафилий типа фетишизма, БДСМ одинаково привлекает как женщин, так и мужчин. За участием в БДСМ, как правило, не кроется опыт детских травм и насилия. БДСМ-практики не мешают, а в некоторых случаях даже помогают установить близкие и доверительные отношения между партнерами.
«У него не было ноги — а я хотела его». Портрет типичного девота
Как и у любых других других девиаций, у девоти есть свои места концентрации. Группы в соцсетях, личные блоги ампути, форумы (devotee.mirfor.ru и ampdev.info) и мобильное приложение. В фейсбуке есть четыре крупных сообщества, в которых состоят в общей сложности около 10 000 человек — и ампути, и девоти. Почти все они закрытые. Чтобы попасть в такое сообщество, нужно написать мотивационное письмо о том, почему тебя интересует эта тема и кто ты вообще такой.
Только в одной группе стена открыта. Там постят фото и видео гордых мужчин и женщин с протезами, а в комментариях восхищаются их силой духа. Мало кто открыто ищет партнера для переписки или чего-то большего.
В открытых группах «ВКонтакте» участников намного меньше (примерно 2000 человек), зато свои мотивы никто не скрывает.
В основном активные поиски и в русских, и в иностранных группах ведут мужчины.
Итальянские сексологи Эрика Лимонсин и Рафаэлла Карта провели опрос среди девоти, которых они искали на тематических форумах. Из 219 заполненных анкет всего 10 было от женщин, остальные — от мужчин. 83% из них определили себя как «строго гетеросексуальные». Большинство опрошенных (70%) отметили, что их сексуальное влечение к людям с инвалидностью началось, когда им было 6–14 лет.
На одном из самых живых русскоязычных форумов для ампути и девоти в ветке «Как родился ваш девотизм?» мужчины делятся своими первыми воспоминаниями о «странной» симпатии. Участник Ferrum пишет, что «свое влечение ощутил вместе с первым семяизвержением в 13 или 14 лет». Он отчетливо помнит, «что в этот момент представлял женщину без ноги». Другой девоти bordoler рассказывает:
В личной переписке почти никто из девоти не раскрывает деталей своих детских впечатлений. Михаил Дуков, 52-летний инвалид-девоти, говорит:
Другой мужчина под ником Алексей Федоров, ссылаясь на то, что никто в точности не знает, как формируются пристрастия, рассказывает, что он не помнит никакого триггерного момента. «Просто поначалу представлял себя без ноги», — уточняет он. А участник одного из тематических сообществ во «ВКонтакте» Karda Mon считает девотизм врожденной особенностью:
В исследовании Лимонсин и Карты 2,9% всех респондентов идентифицировали себя как гомосексуалов. А в группах во «ВКонтакте» нашелся единственный гей-девоти — Raul Kastro. Он регулярно пишет на стенах сообществ: «Ищу стройного парня-инвалида на костылях, без ноги. Пишите, я совершенно серьезно, для меня такие парни самые лучшие. Реальные встречи, дружба и общение. Помощь материальная и поддержка. Секса не ищу, не озабочен, хотя он вполне возможен». На вопросы Raul отвечать отказался. Но подтвердил, что он гомосексуал, и добавил: «Я женат, и у меня есть дети. Но это необходимость, потому что парни пока рожать не умеют».
В группах для девоти и ампути во «ВКонтакте» и на форумах встречаются и иностранцы. В основном они указывают в качестве места проживания немецкие города. «Германия лидирует по толерантности. Плюс немцы практичны, женщины там разборчивы и, возможно, более независимы и менее симпатичны. А тут золотое дно: послушная, зависимая подруга, на которую не придется много тратить, и можно похвастаться ее экзотикой и своим милосердием», — поясняет Цветок Амура, женщина 45 лет, которой ампутировали ногу из-за тромбоза.
Хотя фетишистами обычно называют именно мужчин, среди девоти есть и женщины.
На форуме ampdev.info девотка, так себя называет участница Joee, рассказала историю осознания своего фетиша. Ее прабабушка была ампути DAK, то есть не имела обеих ног выше колен. Однажды она разозлилась на сестру Joee, бросила в нее деревянную вешалку и рассекла губу. «Я смотрю на сестру, на кровь и начинаю истошно орать от ужаса», — рассказывает девушка.
Следующий эпизод в ее памяти — это поездки к дальним родственникам, где жил мужчина с точно такой же ампутацией, как у прабабушки. Сначала Joee боялась оставаться один на один с ним:
Но через неделю, не видя его, она снова начинала испытывать страх, когда слышала, что нужно собираться в гости. Через какое-то время мужчина умер.