Гибель юрия гагарина
Содержание:
- Полковник Серегин потерял сознание во время полета
- Прощальное письмо космонавта
- Теории об убийстве Гагарина
- Детство Юрия Гагарина
- Причины гибели Гагарина
- Нужен ли был Гагарину инструктор?…
- Халатность руководства
- Юрий Гагарин — Совершенно секретно
- Не хватило 200 метров…
- Поиск версий
- Последний полет
- «Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»
- Что показала «яма»?
- Примечания
- Заключение
Полковник Серегин потерял сознание во время полета
Причиной катастрофы мог стать случившийся у инструктора во время полета сердечный приступ, в результате чего мужчина заблокировал пульт управления, навалившись на него. Катапультирование стало невозможным из-за особой системы, которая предусматривает покидание кабины сначала инструктором, а потом его учеником. Но если все так и было, непонятно, по какой причине от Гагарина не поступило никаких сообщений относительно происшествия. Есть предположения о том, что сердце полковника остановилось еще в воздухе. В этой связи возникает еще один вопрос: «Мог ли вообще сообщить о том, что случилось, Юрий Гагарин, когда умер его инструктор Серегин?»
Прощальное письмо космонавта
Перед своим историческим полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо родным. Долгое время родные и близкие не знали о письме. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта — Валентине Гагариной.
Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. |
Теории об убийстве Гагарина
Гибель космонавта Юрия Гагарина породила много конспиралогических версий. Точно опознали только останки второго пилота Серегина, найдя золотую и стальную коронки на останках челюсти. Самолет перед столкновением с землей находился под 50 градусов, основная сила удара пришлась на первого пилота. Гагарина опознали по куску летной куртки, висевшей на дереве. В нем оказался карман, в котором были найдены его документы и талоны на питание.
Кремацию останков произвели вечером 28 марта, хотя похороны были назначены на 30 число. По этой причине стали возникать версии о подстроенной катастрофе, причиной которой, якобы, послужил конфликт Гагарина с политическим руководством страны. Многие связывали его с трагической гибелью космонавта Владимира Комарова, который сгорел при посадке «Союза 1» в 1967 году. Гагарин был его дублером.
Многие упускают из виду то, что не только профессия космонавта, но и профессия летчика всегда сопряжена с высокой опасностью. Гагарин был символом СССР, символом эпохи. Его берегли, но сам он хотел летать. Ему разрешили вернуться к профессии военного летчика, для чего нужно было восстановить свой пилотный опыт. Все летчики должны его постоянно повышать, потому жизнь каждого пилота всегда связана с высоким риском. Юрий Алексеевич Гагарин был невероятно активным и решительным человеком и не собирался почивать на достигнутой им славе первого космонавта. Даже в последние секунды своей жизни он старался справиться с внештатной ситуацией и спасти не только себя, но и второго пилота. Он умер как настоящий герой, поэтому версии об его убийстве или гибели во время полета на Луну не выдерживают никакой критики.
Детство Юрия Гагарина
Юрий был родом из крестьянской семьи. Его папа, Алексей Иванович Гагарин, занимался плотничеством, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева трудилась на молочной ферме. Семейство Юрия включало в себя ещё двух братьев и сестру. По возрасту Гагарин был третий. Детские года мальчик прожил в поселке Клушино. 1 сентября 1941 года началась его учеба в школе, но продолжалась она не долго. 12 октября деревню оккупировали немецкие войска, поэтому учеба была прервана. Семья с маленькими детьми осталась без крова над головой. Гагарины сумели оборудовать небольшую землянку с печкой до того как пришла зима. Времена были трудные, отец поддавался постоянным избиениям и рабскому труду. Но худшее было ещё впереди. Перед отступлением немцы забрали с собой в Германию из семьи – брата Валентина и сестру Зою. В будущей жизни Юрий практически никогда не упоминал о военных временах. Пред ним появлялась трагичная картина, бегущих за машиной матерей, в которой увозят их детей. Сложно позабыть такую историю. После годовой оккупации, 9 апреля 1943 года, Клушино освобождают бойцы Красной армии.
Переехав в Гжатск, Юрий заканчивает 6-й класс средней школы и решает продолжать учиться уже в столице, где живут близкие родственники.
Причины гибели Гагарина
На месте крушения самолета у села Новоселово Владимирской области была буквально просеяна земля, но однозначного ответа так и не было получено
Когда Миронов, который отвечал за выявление нарушений во время полета, выезжал на место, где Юрий Гагарин умер, он обратил внимание на то, что среди обломков самолета были оба кресла для катапультирования и парашютные сумки. Однако самих парашютов обнаружено не было
Это в свою очередь породило потом немало слухов и домыслов:
- Подстроенное убийство спецслужб.
- Диверсия.
- Инсценировка катастрофы.
Место гибели летчиков было оцеплено сразу после того, как нашли обломки самолета. Останки МИГ-15, на котором разбился Гагарин, до сих пор хранят в запаянных металлических бочках в Люберцах. Опознание проводилось по личным вещам, так как тела были сильно обезображены.
Назывались разные причины катастрофы, среди которых ошибки пилотирования, недостаточный полетный и инструкторский опыт при поведении пилотирования в сложных условиях и при вхождении в штопор.
Летчик-космонавт Алексей Леонов считал, что самолет Гагарина перевернуло вихревым следом реактивного СУ-15. Летчик С. А. Микоян считал, что самолет Гагарина уходил от столкновения с метеорологическим зондом. А авиационный инженер И. И. Кузнецов выдвинул версию разгерметизации кабины после столкновения с внешним предметом, предположительно зондом.
Однако результаты исследования инженерной подкомиссии показывают, что перед падением на землю самолет на 99% был в исправном состоянии. Остатки стекол кабины собрали и выяснили, что они разрушились только после соприкосновения самолета с землей. Кроме этого, ни одна подкомиссия не занималась поисками запущенного в момент полетов зонда, значит, его попросту не было. Вокруг места крушения было найдено много зондов, но ни один из них не был разрушен внешним столкновением.
По мнению эксперта Арсения Дмитриевича Миронова, изучавшего летную подготовку экипажа и организацию полетов 27 марта 1968 года, наиболее вероятной причиной является неточное пилотирование самолета. На МИГ-15 не было черных ящиков, вместо электронного оборудования, фиксирующего состояние самолета, стоял бароспидограф, в который перед полетом не была заправлена бумага. Данных с локаторов пилотная подкомиссия тоже не смогла получить, так как земля не фиксировала метки МИГ-15. Когда началось аварийное падение самолета, точно сказать невозможно. Кроме этого Гагарину мешала сильная облачность, в которой он должен был совершать маневры. По мнению Миронова, на высоте около 3500 метров Гагарин неожиданно в облаках увидел приближающийся самолет другого пилота Андреева и попытался от него уйти.
Катапультироваться пилоты не смогли по той причине, что все произошло очень быстро, да и вряд ли Герой Советского Союза Владимир Серегин, прошедший войну, мог бы покинуть первого советского космонавта. Катапультироваться в МИГ-15 должен был сначала второй пилот, а затем первый. Они вероятно приняли решение попытаться спасти машину, так как время на катапульту едва хватало только на одного. Миронов считает, что при скорости в 1100 км/час Гагарину не хватило 200 метров до того, чтобы выйти из штопора. Что случилось на самом деле пока остается неизвестным.
Нужен ли был Гагарину инструктор?…
Все сходятся на том, что инструктор Владимир Серёгин, несмотря на свою опытность, недооценил нештатную ситуацию. Кто-то намекает даже на злонамеренный умысел, что, конечно, смешно — однако можно с уверенностью сказать, что настроение Серёгину перед вылетом существенно подпортили. Перед тем как сесть в самолёт, он общался по телефону с начальником Чкаловского гарнизона, и коллеги отмечали, что он был зол и напряжён. Да ещё и генерал Каманин внезапно отдал приказ лететь с Гагариным, а это огромная ответственность сама по себе! Конечно, у Каманина были самые лучшие намерения. Как он пишет в своём дневнике: «26 марта. После заседания Госкомиссии генерал Кузнецов (начальник Центра подготовки космонавтов в 1963+1972 годах) доложил мне, что завтра предполагается выпустить Гагарина в самостоятельный полёт на самолёте МиГ-17. Кузнецов просил меня разрешить ему лично проверить на самолёте УТИ МиГ-15 подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету. Совместный полёт Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки лётчика-инструктора. Я разрешил командиру полка В.С. Серёгину проверить завтра технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска в полёт Гагарина, проанализировать и доложить мне воздушную обстановку и метеоусловия. Право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина я оставил за собой». Есть мнение, что из-за нагоняя начальства у Серёгина уже в самолёте начало болеть сердце, поэтому он отстегнул ремни безопасности, а когда машина заложила вираж, потерял сознание. Однако преимущественное право управления самолётом было у него, поэтому Гагарин, сидящий в передней кабине, ничего не смог сделать. И сделал осознанный выбор — остаться с товарищем до конца, а не катапультироваться из падающего самолёта… Николай Петрович Каманин позднее писал, что любил Гагарина, как сына. Что интересно, генерал не принял официальных выводов госкомиссии о гибели Гагарина и Серёгина. Он считал, что Гагарин и Серёгин находились без сознания после потери связи с Землёй, а также допускал и диверсию, но прямо ничего не говорил и имён не называл…
Халатность руководства
Факты говорят о том, что экипаж учебного «МиГ-15» имел устаревшую информацию о погодных условиях. Свежие данные должны были быть предоставлены им в процессе полета, но их так и не передали. Выполнив снижение, самолет сделал переворот с выходом из пикирования и попал в зону с повышенной облачностью. Это не вызвало у летчиков беспокойства, так как, по их данным, нижний край облаков находился на высоте в 900 метров, хотя в реальности эта цифра составляла всего 400 метров. Когда они увидели землю, высота для выхода в горизонтальное положение оказалась слишком маленькой. Возможно, эти события и спровоцировали трагедию.
Юрий Гагарин — Совершенно секретно
Юрий Гагарин
Алексей Леонов
Для расследования причины гибели первого космонавта была создана Государственная комиссия, составлено 29 томов и в итоге дело было засекречено. Основные детали трагедии были известны до последнего времени только из статей и интервью отдельных членов комиссии. Остальное дополнялось слухами и разными версиями.
Основной вывод Государственной комиссии был таким:
Расследование показало, что отказов и неисправностей техники не было. Посторонних веществ в крови летчиков химический анализ останков не выявил. На самом деле, как написано в рассекреченных данных, самолет Су-15 — истребитель, который взлетел с подмосковного аэродрома Жуковский и не санкционировано находился в воздухе во время тренировочного полета самолета, управляемого экипажем Юрия Гагарина, совершил неосторожный маневр, который привел к срыву в штопор самолет Юрия Гагарина.
Алексей Леонов 20 лет боролся, пытаясь выяснить правду о гибели друга. Он не верил официальному заключению, в котором было написано, что самолет Гагарина столкнулся с Землей в результате того, что совершил резкий маневр, связанный с отворотом, после которого вошел в штопор. Выступая в Звездном городке Леонов заявил: «Это бред!».
По словам Алексея Леонова стало известно, что его допустили к рассекреченным документам комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты, где он узнал, что во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) 27 марта 1968 года в районе тренировочных полетов оказался не санкционировано самолет-истребитель Су-15, который выполнял полет с аэродрома Жуковский.
Алексей Леонов рассказал, что во время полета летчик спустился до высоты 450 метров, чем нарушил режим, — это было известно Алексею Леонову и ранее, потому что он беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час, после чего самолет Юрия Гагарина совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей. Это уже не версия, это истинная причина гибели первого космонавта планеты.
Никакой загадки и тайны в гибели Юрия Гагарина больше нет, информация подтверждена вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии.
Причиной случившегося стало разгильдяйство и нарушение режима полетов.
На вопрос РИА Новости о том, кто пилотировал самолет-истребитель Су-15, и привел к гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина по своей по неосторожности, Алексей Леонов ответил: «Мне дали возможность узнать и объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что его имени не назову», — заключил Леонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос
ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская область), 11 июня 2013 г.
Не хватило 200 метров…
По итогам расследования народу была озвучена следующая причина трагедии: «Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор». Сначала многие недоумевали: как мог такой опытный пилот, как Гагарин, погибнуть из-за какой там воздушной обстановки? Но потом стало известно, что, несмотря на многочисленные регалии и звание лётчика 1-го класса, «налётов» у Юрия Алексеевича имелось не так много — он был слишком плотно загружен общественной работой: поездки, интервью, присутствие на различных официальных мероприятиях… И это сказалось в том, последнем, полёте. По иронии судьбы в тот полёт Юрий Алексеевич намеревался отправиться один, но генерал Н.П. Каманин счёл, что он ещё не совсем готов, и отдал приказ лётчику В.С. Серёгину сопровождать его. Генерал-лейтенант авиации Пушкин, заслуженный военный лётчик СССР, вспоминает: «Услышав от Серёгина по телефону, что тот будет выпускать в самостоятельный полёт самого Гагарина, я мысленно одобрил выбор командованием вывозного: Володя воевал, у него за спиной — 200 вылетов на Ил-2, три сбитых «мессера»; общий налёт 4 тысячи часов. Он закончил академию с назначением в Лётно-исследовательский институт ВВС. Как пилот — надёжен, хладнокровен, квалифицирован и в высшей степени дисциплинирован». Гагарин и Серёгин вылетели рано утром, полёт проходил как обычно, и в 10 часов 19 минут пилоты доложили командованию о том, что возвращаются на аэродром. В 10 часов 32 минуты связь с самолётом пропала… Это встревожило всех, потому что горючего у МиГ-15 должно было хватить ещё только на десять минут. Пилоты не вернулись, и на поиски были срочно брошеньгсамолеты Ил-14 и вертолёты. К15 часам близ деревни Новоселово Киржачского района (Владимирская область) были найдены остатки самолёта… Как считают исследователи, причиной гибели самолёта стала изменившаяся воздушная обстановка, из-за которой машина совершила резкий манёвр и вышла из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Лётчики пытались вывести машину в горизонтальный полёт, но им не хватило для этого буквально 200-300 метров — самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Однако почему же версии о причинах гибели пилотов появляются до сих пор? Наверное, все дело в неопределённости формулировки — что значит «изменившаяся воздушная обстановка»? Что это: грозовая туча, облако, стая птиц, шар-зонд… что это за фактор, из-за которого самолёт и вошёл в роковое пике? Ответа нет до сих пор. Космонавт Алексей Леонов был уверен, что в тот мартовский день рядом с самолётом Гагарина прошёл перехватчик Су-15, также совершавший тренировочный полёт. Траектория движения этого самолёта была ни с кем не согласована, и его появление стало для Гагарина и Серёгина полнейшей неожиданностью, что и повлекло за собой резкое пике. Эта версия гибели самолёта имеет право на существование и, как пишет сам Алексей Леонов (кстати, отказывавшийся называть имя лётчика — виновника катастрофы): «В 2013 году я к Путину обратился:»Владимир Владимирович! Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Открыли. Всё, как я сказал: несанкционированный самолёт рядом со спаркой» (так называли двухместный вариант одноместного истребителя или спортивного самолёта) прошёл, перевернул её, а дальше меня попросили фамилию этого лётчика-испытателя не называть… Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал…».
Поиск версий
Никакой официально признанной версии трагедии до сих пор не существует. Итоговый отчет по результатам расследования правительственная комиссия составлять не стала: ее члены просто не смогли прийти к единому мнению. Следователи собрали максимум информации об обстоятельствах полета, показания командования и характеристики членов экипажа. Документы разложили по папкам и засекретили. Обнародование материалов в 2011 году позволило предположить 5 вариантов развития катастрофы.
Версия № 1: уход от столкновения
На обратном пути МиГ-15 возникло препятствие: другой самолет или метеорологический зонд. Уклоняясь от столкновения, Гагарин и Серегин совершили резкий маневр. Самолет вошел в штопор, с которым пилоты не сумели справиться.
Версия № 2: потеря сознания Серегиным
В процессе полета у Серегина мог случиться сердечный приступ — он навалился на пульт управления и заблокировал его. Гагарин не сумел катапультироваться из-за особой системы самолета. Катапультные кресла в учебном МиГ-15 срабатывают по очереди: вначале кабину покидает сидящий сзади инструктор и только потом — ученик. Правда, в этом случае остается непонятным, почему Гагарин не сообщил о ситуации на землю.
Версия № 3: потеря сознания обоими членами экипажа
Самолет находился на высоте 4000 м. Во время полета кабина пилотов могла разгерметизироваться. Почувствовав нехватку кислорода, летчики предприняли попытку резкого снижения. Произошел скачок давления, повлекший за собой потерю сознания.
Однако у этой версии есть своя ахиллесова пята: оба пилота являлись людьми натренированными. Высота 4000 м с точки зрения кислородного недостатка не должна была стать для них критической. К тому же у Гагарина и Серегина была солидная разница в возрасте (первому на момент гибели исполнилось 34, второму — 45). По мнению медиков, гипоксия не могла подействовать на них одинаково. Если бы пилоты и потеряли сознание, то не одновременно.
Версия № 4: хулиганство в воздухе
В 50-60-е гг. воздушное хулиганство среди советских летчиков было явлением распространенным. Гагарин и Серегин вопреки приказу могли не взять курс на возвращение, а заняться сложным пилотажем на низкой высоте. Выполнение рискованных маневров привело к катастрофе.
Версия № 5: халатность руководителя полетов
Известно, что руководитель полетов предоставил Гагарину и Серегину устаревшие данные о погодных условиях. Свежий прогноз пилоты должны были получить уже на высоте, но информация почему-то так и не была передана.
27 марта 1968 г. нижняя граница облаков на северо-востоке Московской области находилась на уровне 400 м от земли — такие условия не были пригодными для сложных маневров. Выполняя снижение из зоны пилотажа, летчики сделали переворот с выходом из пикирования и попали в зону повышенной облачности. При этом они не забеспокоились, так как их данные о границе облаков были неверными (по информации руководителя нижний край находился на высоте 900 м). В итоге, когда пилоты увидели землю, высоты для выхода в горизонтальный полет оказалось просто недостаточно.
В каком году погиб Гагарин, сегодня знает каждый школьник. А вот о причинах гибели космонавта остается только догадываться. Каждая из озвученных версий имеет право на существование, и каждая может оказаться единственно верной. Однако большинство экспертов склоняются к мнению, что виновниками трагедии следует считать именно руководителей Центра: слишком много дисциплинарных нарушений было выявлено в ходе расследования. Такая версия хорошо объясняет, почему «дело Гагарина» быстро положили на полку. Ведь в ином случае предъявлять обвинения пришлось бы многим высокопоставленным лицам — в том числе и верховному командованию ВВС, отвечающему за порядок во вверенных частях.
Последний полет
Утро 27 марта 1968 года в Центре подготовки космонавтов начиналось самым обычным образом. Одни отправились на тренировки, другие — на полеты. Летчик-космонавт Юрий Гагарин после долгого перерыва в полетах возобновил тренировки с инструктором — полковником Владимиром Серегиным. За три недели занятий они налетали уже около 8 часов — это больше, чем положено летчику-истребителю за месяц.
В 10:19 учебный МиГ-15 совершил очередной вылет с аэродрома Чкаловский. Задание у Гагарина — из начальных упражнений учебного курса: несколько виражей, бочек, боевых разворотов и пикирований. На все про все отводилось 20 минут. По результатам пилотирования Серегин должен был принять решение о допуске ученика к самостоятельным полетам.
Уже в 10:30, выполнив задание раньше запланированного времени, борт 625 вышел на связь и попросил разрешения взять курс на Чкаловский. Руководитель полетов дал согласие, Юрий Гагарин ответил: «Понял. Выполняю». А в 10:43 самолет исчез с экрана локатора.
Место падения обнаружили спустя несколько минут в 65 км от аэродрома. Расследование проводилось не просто тщательно, а сверхтщательно. Достаточно сказать, что на месте катастрофы собрали 95% обломков самолета, хотя для самого подробного анализа требовалось 40-60%.
Изучение обломков показало, что в момент крушения МиГ-15 находился в полной исправности. В крови летчиков не было обнаружено ни алкоголя, ни наркотиков. Более того, медики установили, что уровень адреналина в их организме соответствовал норме. А это значит, катастрофа случилась настолько внезапно, что пилоты даже не успели испугаться. Что же могло послужить причиной падения самолета? Как погиб Юрий Гагарин?
«Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»
27 марта 1968 года ничто не предвещало беды. После защиты дипломной работы в академии Жуковского Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов. Оставалось еще два.
МиГ-15УТИ. Фото — Википедия
Роковой старт, выполненный в паре с с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, также поначалу развивался штатно. Гагарин даже сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь прервалась.
Владимир Серёгин. Фото — Википедия
Начавшиеся вскоре поиски обнаружили примерно в 65 км от аэродрома обломки самолета. Утром следующего дня на месте падения самолета были найдены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами.
Отчет государственной комиссии, расследовавшей причины случившегося, был засекречен и до сих пор не обнародован, в 2011-м были рассекречены только выводы, где говорится, что катастрофа произошла из-за резкого маневра, приведшего «к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».
Причин этого резкого маневра называлось несколько — от внезапного плохого самочувствия Серёгина, непредусмотренных фигур высшего пилотажа, до столкновения с метерологическим зондом, стаей птиц или попадания в вихревой след другого самолета. Последнюю версию в 2013 году подтвердил коллега Гагарина Алексей Леонов: «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так».
Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Фото — Википедия
Леонов добавлял, что разгласить эту информацию разрешили только с условиям не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор. Невольный виновник гибели первого космонавта якобы был еще жив, хотя и тяжело болен.
Су-15. Фото — Википедия
Это резко отрицал один из членов комиссии Арсений Миронов, утверждавший, что полеты всех Су-15 подотчетны, и на тот момент пересекаться с Гагариным не могли.
Общая атмосфера таинственности породила в народе множество конспирологических теорий. Среди них были:
Конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц.
Существует также версия о «советском лунном заговоре», говорящая, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на отрабатываемом в спешке лунной гонки новом космическом корабле Л1 в полете Зонд-4.
Существует даже версия, что Гагарин сымитировал собственную смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.
Гибель Юрия Гагарина стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства
Траурная процессия на похоронах Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Фото — РИА Новости
Семья же Гагарина наконец получила его предсмертное письмо, заканчивающееся словами:
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко накрепко вас обнимаю и целую, с приветом вам папа и Юра».
Depositphotos
«Я сам виноват…» Как и почему гибли советские космонавты
Что показала «яма»?
Объективности ради надо признать: и на месте падения самолета, и затем, когда все скрупулезно собранное доставили в московские НИИ различных специализаций, была проделана колоссальная работа. С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей.
Оно произошло через 60-70 секунд после доклада: «Понял, выполняю». По срезу вершин деревьев, направлению оси разброса обломков МиГа и показаниям некоторых стрелочных приборов (отпечатки на циферблатах) было установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов при скорости полета около 700 км/час и с небольшим правым креном. Скорость снижения в момент столкновения с грунтом была 145 м/сек — вдвое больше, чем ее среднее значение с начальной высоты 4200 метров и до нуля.
Гагарин остался живым в памяти земляков и друзей-космонавтов
Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки (32 вверх), а лишь на половине этого предела. Значит, ручка управления была взята «на себя» не до упора. Перегрузка на этом вертикальном маневре, которая давила в тот миг на пилотов (и, конечно, на конструкцию самолета), достигала почти 11 крат — каждый из летчиков «весил» около тонны. Курс полета при сближении с землей зафиксировался строго на юг — практически в обратную сторону от установленного направления выхода из зоны пилотажа.
Такие «убийственные» параметры, безусловно, не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а явились следствием возникшей нештатной ситуации, обвально усугубившейся до катастрофического исхода всего за одну минуту.
Примечания
- Комментарии
- «Заключение комиссии никогда не было опубликовано, наш народ и весь мир остались в неведении о предполагаемой причине гибели Гагарина и Серёгина.» //
- Использованная литература и источники
- . Комсомольская правда (26 марта 2003). Дата обращения 12 октября 2013.
- ↑ Н. Каманин. . Энциклопедия космонавтики (26 марта 2013). Дата обращения 12 октября 2013.
- . multiring.ru. Дата обращения 12 октября 2013.
- . Свободная Пресса (27 марта 2011). Дата обращения 30 октября 2013.
- Алексей Сергеевич Абрамов. У кремлёвской стены. — Политическая литература, 1987.
- Александр Жуленко. . Энциклопедия «Космонавтика» (13 декабря 2009). Дата обращения 12 октября 2013.
- Игорь Кузнецов. . nesteroff99.narod.ru. Дата обращения 22 октября 2013.
- Александр Емельяненков, Валентин Дудин. . «Российская газета» № 3441 (30 марта 2004). Дата обращения 12 октября 2013.
- ↑ С. М. Белоцерковский, А. А. Леонов. . Наука и жизнь № 5 (1 июня 1987). Дата обращения 12 октября 2013.
- . Энциклопедия людей и идей. Дата обращения 17 октября 2013.
- . Интерфакс (6 апреля 2011). Дата обращения 12 октября 2013.
- Столичные новости, № 9. . Энциклопедия космонавтики (10 марта 2004). Дата обращения 21 июня 2013.
- Леонид Новиков. . Известия (27 марта 2007). Дата обращения 12 октября 2013.
- ↑
- ↑
- ↑ . РИА Новости (11 июня 2013). Дата обращения 21 июня 2013.
- . Новости космонавтики (11 июня 2013). Дата обращения 21 июня 2013.
- . Момент Истины (4 февраля 2013). Дата обращения 21 июня 2013. (недоступная ссылка с 13-04-2016 )
- . NEWSru.com (14 июня 2013). Дата обращения 21 июня 2013.
- ↑
- Миронов, Арсений . . ООО «Высокие технологии и инновации» (26 мая 2009). Дата обращения 23 декабря 2017.
- Пушкарёва, Ольга . . Информационное агентство REGNUM (25 августа 2014). Дата обращения 23 декабря 2017.
- Официальный ответ на запрос в Росархив от 11.07.2013 № 7/1391-III
- . Lenta.ru (10 января 2010). Дата обращения 21 июня 2013.
- . Комсомольская Правда (27 марта 2008). Дата обращения 21 июня 2013.
- Елена Павлова. . Московский Комсомолец № 1561 (28 марта 2005). Дата обращения 21 июня 2013.
- Нина Кайшаури. . Радио Голос России (13 января 2010). Дата обращения 21 июня 2013.
- . Эхо планеты (1 июля 2010). Дата обращения 21 июня 2013. (рус.)
- . РИА Новости (1 июля 2010). Дата обращения 21 июня 2013.
- см. конспирологические теории о т. н. «пропавших космонавтах»
- . gagarinadmin.ru (1 июля 2010). Дата обращения 21 июня 2013.
- . Rambler Новости (13 апреля 2013).
Заключение
Без сомнения, гибель такого выдающегося человека потрясла весь Советский Союз. Гагарин, несмотря на всю славу, обрушившуюся на него, остался человеком скромным, улыбчивым, не задирал нос.
Тем сильнее ударила его смерть по всем. А то, что вокруг причин роковой аварии до сих пор ходит так много спекуляций, не может не огорчать. Ведь хотелось бы, чтобы не только его прах, но и имя обрело покой. Но все же, как бы то ни было, в сердцах многих людей он был и останется героем, который проявил безразмерное мужество, первым из всех людей шагнув в бесконечность Вселенной.