Катастрофа на космодроме плесецк (1980)

Что будет дальше?

Из-за большой нагрузки на действующий экипаж МКС следующий пилотируемый пуск может быть перенесён с декабря на ноябрь. Однако это сделают только после расследования аварии октября. Ситуация некритическая: запасов продовольствия и предметов первой необходимости на Международной космической станции хватит до марта 2019 года. Запуск «Союза-ФГ» и стыковки «Союза МС-10» с МКС застрахованы в российской компании «Согласие». Сумма денежного возмещения составляет 4,65 миллиарда рублей.

Авария и приостановка пилотируемых пусков с российской стороны может спровоцировать масштабный пересмотр программы полётов к МКС со стороны коллег по космонавтике. Кроме того, «Роскосмос» может перенести уже оплаченный и запланированный на апрель 2019-го полёт первого астронавта ОАЭ. Последний сейчас проходит обучение в Центре подготовки космонавтов. Уже допускается отмена выхода космонавтов в открытый космос для обследования внешней поверхности корабля «Союз МС-9». В этом случае речь идёт об ещё одной негативной истории: обнаруженная в августе трещина в корпусе этого корабля спровоцировала утечку воздуха на МКС.

В Казахстане пока неофициально допускают ухудшение экологической обстановки из-за возможного разлива оставшегося керосина из упавших ступеней ракеты. Пока сложно понять объём несгоревшего топлива. Скорее всего, все оставшиеся на хранении ракеты-носители «Союз-ФГ» будут проверены. По итогам расследования причин случившегося российские СМИ не исключают серьёзных кадровых перестановок в руководстве профильной государственной корпорации.

В один период времени у NASA в разработке находилось сразу 3 проекта пилотируемого корабля / Фото сайта deviantart.com

В кадровых перестановках практически нет сомнений. Положение дел поменялось не только в коммерческих запусках, но и в пилотируемой космонавтике. С 2011 года российские корабли «Союз МС» оставались единственным средством доставки людей на МКС, однако уже в 2019 году совершат первые испытательные полёты американские пилотируемые корабли Dragon 2 и Starliner. Dragon 2 – детище компании SpaceX – в беспилотном режиме запустят уже в январе, а в пилотируемом – в июне 2019-го. Корабль Starliner – проект гиганта Boeing – без экипажа запустят в марте, с астронавтами – в августе. Штатные миссии, то есть по графику, у американской стороны запланированы на август и декабрь следующего года.

Почему для казахстанской стороны так критичны имиджевые или иные потери арендатора Байконура? Дело в том, что, потеряв ещё один рынок (вслед за коммерческими запусками космических грузовиков), Россия может недолго задержаться и в лидерах по пилотируемым полётам в космос. Учитывая продление аренды космодрома Байконур и всё-таки создание космического ракетного комплекса «Байтерек», Казахстан надеется на загруженность площадки. Но её может и не быть. Цифры статистики говорят о том, что «Роскосмос» замыкает тройку, а не борется за первое место. В 2018 году на середину октября у Китая 27 запусков, у США – 25, а у России – всего 10, из которых один уже аварийный.

Последствия

23 июля 1981 года удалось избежать аналогичной катастрофы. Перекись водорода начала разлагаться ещё в наземных магистралях образуя взрывоопасную смесь. Было установлено, что при производстве фильтров перекиси водорода применялись каталитически активные материалы. Завод, производивший фильтры, перешёл на использование свинецсодержащего припоя. Имеется документ, согласующий изменение марки припоя при производстве. Рационализаторское предложение по замене припоя исходило от завода-производителя и, не получив должного внимания со стороны химиков, было согласовано конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ), которым руководил главный конструктор Владимир Бармин. В ходе исследований было установлено, что фильтры, изготовленные с применением этого припоя, могли бы привести к аварии при их использовании для заправки 2 ракет. Это уникальный случай, свидетельствующий о том, что при работе с такой сложной техникой мелочей не бывает. На сегодняшний день не сохранилось документальных подтверждений, что годом ранее были использованы аналогичные фильтры. Это могло быть в том случае, если их использовали на один или два цикла заправки ракеты.

5 февраля 1996 года, на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчёта 1-го ГИК МО. В тексте решения указано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчёта космодрома.

Список погибших в катастрофе на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года
Фамилия Имя Отчество звание
Гринько Валентин Гаврилович подполковник
Кузнецов Николай Николаевич майор
Ручков Николай Игнатьевич майор
Кукушкин Александр Витальевич капитан
Шепилов Валерий Васильевич капитан
Микеров Сергей Борисович старший лейтенант
Михайлов Виктор Николаевич старший лейтенант
Куба Александр Александрович лейтенант
Сорокин Сергей Александрович лейтенант
Гареев Айрат Газизьянович прапорщик
Габдуллин Фаридьян Хамитович сержант
Назаров Евгений Григорьевич сержант
Шарипов Иишат Тасимович сержант
Лузин Владимир Анатольевич младший сержант
Аникеев Николай Павлович ефрейтор
Великоредчанин Ярулло Нуриллович ефрейтор
Годунов Николай Васильевич ефрейтор
Желкибаев Максат Даулеткельдович ефрейтор
Жуков Валентин Михайлович ефрейтор
Зайнулин Рушан Фаритович ефрейтор
Захаров Владимир Михайлович ефрейтор
Кудрявцев Юрий Алексеевич ефрейтор
Кузнецов Игорь Борисович ефрейтор
Постовалов Валерий Михайлович ефрейтор
Аббасханов Тофиг Садатхан Оглы рядовой
Абдуразяков Бахром Убайдулоевич рядовой
Агоразов Бекмурад Джумаевич рядовой
Акберов Сулейман Меджид Оглы рядовой
Алиев Али Омар Оглы рядовой
Аманов Данатар Акмурадович рядовой
Аминов Азод Аллаярович рядовой
Денисевич Сергей Владимирович рядовой
Гамбаров Фазаил Исмаил Оглы рядовой
Гельдыев Амангельды Мухоммет Оманович рядовой
Гераскин Виктор Анатольевич рядовой
Карачевцев Анатолий Иванович рядовой
Кодиров Рахимбек Джонтоевич рядовой
Логинов Анатолий Николаевич рядовой
Мамадиев Тулкун Турсунович рядовой
Назаров Шариф Холикович рядовой
Овечкин Петр Петрович рядовой
Одилов Мусуимонкул Остонович рядовой
Салтанов Бекмурад Ильясович рядовой
Сибошвили Нугзари Шалвович рядовой
Тагиев Ислам Садык Оглы рядовой
Шамуратов Тазабай Какаджанович рядовой
Шашичев Сергей Николаевич рядовой
Яруллин Фаик Фсихзянович рядовой

5 июля 1999 года – «Протон-К» с РБ «Бриз-М»

Первый пуск главного космического грузовика в истории с новым разгонным блоком «Бриз-М» завершился полным провалом. По непонятным причинам произошёл взрыв двигателя на 277-й секунде полёта. Технологии развивались, а «Бризы» нового поколения должны были помочь семейству «Протон» выводить на орбиту всё больший объём грузов. Россия надеялась серьёзно влиять на рынок коммерческих запусков и была готова поглотить едва ли не весь имеющийся на тот момент спрос. Есть предположения, что российские учёные торопились с доработкой нового разгонного блока под давлением чиновников.

Ракета-носитель «Протон-М» на сборке / Фото сайта wikiwand.com

Производителем РБ «Бриз-М», как, собственно, и всех ракет серии «Протон», является Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Этот центр затем изготовит (в 2006 году) первый национальный спутник связи для нашей страны – KazSat-1, который потом наша страна потеряла. Космический аппарат прослужил чуть больше двух лет из заявленных производителем 15. Казахстанская сторона при этом получила страховые выплаты.

Старты после аварии 5 июля 1999-го возобновили лишь спустя 11 дней, сразу после выплаты российской стороной компенсации. Последний полёт серия ракет-носителей «Протон-К» выполнила 30 марта 2012 года. С 1991 по 2012 год произошло всего три аварии этого поколения грузовиков, чего не скажешь про следующее – «Протон-М». С 2001 по 2018 год на Байконуре произошло сразу 9 крупных ЧП, и каждое заканчивалось крупным межгосударственным скандалом и разбирательством.

Почему произошла трагедия на космодроме «Плесецк»

Для выяснения причин трагедии привлекли ведущих ученых,специалистов,испытателей ракетно-космической техники из Министерства обороны и Академии наук СССР.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Плесецк.

Mil.ru,CC BY 4.0,commons.wikimedia.org

Определить причины катастрофы было сложно из-за того,что не могли выяснить,где произошел первый взрыв. Поэтому рабочие группы строили версии случившегося,опираясь на результаты опроса уцелевших и очевидцев,которые находились на удалении от пусковой установки.

Многие считали,что причиной катастрофы на космодроме «Плесецк» стал взрыв перекиси кислорода в нижней части ракеты. Перекись кислорода — крайне неустойчивое химическое соединение. Использование химически активных материалов могло привести к его разложению и выделению большого количества раскаленного атомарного кислорода,из-за которого может воспламениться что угодно.

Эта версия стала официальной. В постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 5 июня 1980 года говорится,что причиной катастрофы стал «взрыв(воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». По сути,вину возложили на сотрудников.

Только в 1981 году,при подготовке к очередному старту,на космодроме обнаружили резкий нагрев шлангов для заправки перекисью кислорода. Тогда удалось избежать повторения трагедии. Выяснилось,что виной всему были фильтры. Тогда пришли к выводу,что 18 марта 1980 года реакция разложения перекиси кислорода началась в наземных магистралях и завершилась взрывом,пишет «Ъ». Как уточняет «Военно-промышленный курьер», незадолго до трагических событий,в «Плесецке» предписали использовать для производства фильтров активные материалы.

На доказательство этого понадобилось более 15 лет. По инициативе командования Военно-космических сил России провели повторное расследование. В июле 1995 года комиссия заявила,что причиной катастрофы могла быть неисправность заправочного оборудования стартового комплекса. Реабилитация участвовавших в подготовке «Востока-2М» к запуску произошла в декабре 1999 года.

Космодром Плесецк.

Mil.ru,CC BY 4.0,commons.wikimedia.org

28 сентября 1983 года – «Союз Т-10-1»

Ровно 35 лет назад произошла последняя в истории пилотируемой советско-российской космонавтики серьёзное ЧП. Космический корабль «Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя. После этого по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории мировой космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл прямо на стартовом столе.

Человеческих жертв во время аварии не было. Космонавты испытали серьёзные перегрузки, но обошлось без последствий для их здоровья. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты – «Гагаринский старт». Ракета-носитель была полностью уничтожена. Сгорело 180 тонн горючего, была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Пожар на стартовом комплексе был настолько масштабным, что мог добраться до бункера управления и дополнительных ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, возгорание локализовала. Полностью его ликвидировать удалось только лишь через 20 часов.

Все новости

Это первый запуск после октябрьской аварии.

В России Видео

Олег Кононенко считает, что люди все же должны появляться на свет на Земле.

В России Видео

Кто полетит в космос 3 декабря

Старт ракеты, на которой космонавты из России, Канады и США отправятся на МКС назначен на понедельник, 3 декабря. Это будет первый пилотируемый полет после аварии «Союза» 11 октября.

В России Фото

Российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг все-таки отправятся на орбиту.

Общество

К МКС успешно пристыковался грузовой корабль «Прогресс»

Он стартовал с Байконура: это был первый пуск к Международной космической станции (МКС) после нештатной ситуации в октябре.

Мировые новости Видео

Этот пуск стал первым для ракет этого типа после аварии, которая произошла 11 октября.

Наука Видео

Роскосмос показал видео аварии «Союз-ФГ»

Авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10», произошла 11 октября вскоре после старта с космодрома «Байконур».

Происшествия Видео

Как выяснилось, нештатную ситуацию спровоцировал датчик разделения первой и второй ступеней ракеты.

Общество

Ракета-носитель выведет на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-10».

Общество

Заключение аварийной комиссии будет сделано после проведения дополнительных исследований.

Происшествия

Названа поврежденная деталь, которая привела к аварии ракеты «Союз»

Спецкомиссия РКК «Энергия» пришла к выводу, что дефект произошел во время сборки ракеты-носителя на Байконуре.

Происшествия

Кто виновен в аварии на «Союзе» 11 октября 2018 года

Следователи и комиссия Роскосмоса продолжают разбираться в причинах аварии при запуске корабля «Союз МС-10».

Происшествия

Почему случилась авария на «Союз-ФГ» 11 октября 2018 года

Расследование инцидента с российской ракетой-носителем еще продолжается, однако у экспертов уже появилась основная версия.

Технологии Видео

Работающий на станции космонавт Сергей Прокопьев вышел на связь с участниками научного форума в МГУ.

Наука Видео

1993 год. Старт «Протона» не удался

Не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат «Горизонт №39Л». В 1999 году вновь произошли проблемы с «Протоном», дважды корабли падали в Карагандинской области. При первой аварии фрагмент корабля упал на жилую территорию, возник пожар ступеней на высотах 28-30 км.

Во время второй аварии обломки упали в малонаселенном районе Карагандинской области, тогда правительство Казахстана потребовало изменить правила аренды Россией Байконура и обеспечить безопасность полетов. Были и более радикальные предложения полностью запретить пуски «Протонов» с Байконура.

Уже после прихода к власти в РФ Владимира Путина договор об аренде действительно был пересмотрен, сам космодром перешел в ведение России до 2050 года. Вместе с тем Москва обязалась обеспечить безопасность полетов. Однако инциденты с «Протонами» продолжились.

Ссылки

Взрыв 1980 года

Катастрофы МБР и РН
Дата Ракета Место Жертвы Описание
24 октября 1960 года МБР Р-16  СССР космодром Байконур, площадка 41 78 погибших, 42 раненых Взрыв ракеты на стартовом столе за полчаса до старта.
24 октября 1963 года МБР Р-9А  СССР космодром Байконур, ШПУ «В» 8 погибших Пожар в шахте из-за возникновения искры в загазованной атмосфере. Пары керосина и кислорода образовались в результате заправки учебной ракеты топливом накануне, 23 октября.
9 августа 1965 года МБР «Titan II»  США база Литл-Рок (англ.), ШПУ 373-4 (близ Searcy, Арканзас) 53 погибших При выполнении работ по модернизационной программе Project YARD FENCE в шахте возник пожар. Спастись удалось только 2 рабочим, проводившим работы, остальные погибли. С ракеты перед началом работ была снята боеголовка. Несмотря на то, что ракета была заправлена топливом, она не взорвалась.
18 марта 1980 года РН «Восток-2М»  СССР космодром Плесецк, стартовый комплекс № 43/4 48 погибших, 39 раненых Взрыв ракеты при заправке компонентами топлива за 2 часа до старта.
19 сентября 1980 года МБР «Titan II»  США база Литл-Рок, ШПУ 374-7 (близ Дамаскаса, Арканзас) 1 погибший, 21 раненый При проведении регламентных работ механик уронил инструмент весом 3,4 кг. Упав с высоты более 20 м, он пробил бак ракеты. На следующий день при попытке устранить возникшую утечку топлива произошло его возгорание. Взрывом сорвало 740-тонную крышку шахты, а снаряжённую боеголовку Mk.6 с термоядерной боевой частью W-53 выбросило на высоту около 30 метров. Боеголовка из-за полученных повреждений была списана и утилизирована.
22 августа 2003 года РН «VLS-1»  Бразилия космодром Алкантара 21 погибший Взрыв ракеты при предстартовой подготовке

1960 год. Катастрофа Неделина

Самая страшная и первая крупная авария, произошедшая на Байконуре. За 30 минут до пуска произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16.

Произошло разрушение баков первой ступени, начался пожар итогом, которого стала гибель 74 человек, правда, по другим данным, погибло не менее 120 человек.

Информация о трагедии  в советской прессе была засекречена, учитывая, что пуск планировался к очередной годовщине Октябрьской революции. Причиной аварии в итоге было названо грубое нарушение правил техники безопасности. Как показало расследование, непосредственные виновники аварии погибли при взрыве. Никто из оставшихся в живых наказан не был.

Ежегодно на «Байконуре» вспоминают жертв трагедии. Проходят митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16.

Запуск ракеты-носителя «Союз ФГ». Фото: РИА Новости

К другу…… автор Пидорченко В.А. (март 1980 года)

Дата: 18.03.2018

Главная / Новости

К другу……

(полный, не лицензированный вариант)

Я помню эти лица дорогие:

Михайлов Витя, Куба Саша….

Они не знали, что такое «страшно»

Ни на «нуле», ни на площадках башни

… Вот Коля Кузнецов, наш славный Колька!

Майора получил вот только-только…

Его спасенные часы – «семь вечера с минутой…»

Определили точно катастрофы время. Утром.

Я помню милого Микерова Сережку,

Жизнь ставила ему свои «подножки».

Он как и я хлебнул медка «политрабочих»

И год в презрении ходил друзей, врагов и прочих…

… Прости меня, мой друг Серега,

За то, что убедил тебя ТОГДА идти дорогой,

Нам о которой «пел» ТОЙ НОЧЬЮ Волкогонов* —

Красноречивый визитер в полковничьих погонах:

Хотели мы с тобой искоренить «таличкинизм»*,

Построив в части комсомольский коммунизм.

Тогда лишь Рыбаков, завербовав нас, искренне был рад,

А командир (Татьянкин) наедине сказал мне, что

Предатель я и гад!

Был прав «старик». То поздно довелось познать,

Не вычеркнуть из жизни, не отнять…

И долго «отмывался я тогда,

«Вражина, Вон!…» орал В.С. Беда*,

И Каплину * меня прилюдно приказал

Смешать с дерьмом, коль выгоды своей не понимал.

Но я вернулся в часть, в наш боевой расчет

А то – за этот год что было – то не в счет …

… Но я живу! А он в заправочном вагоне

Сгорел до тла – лишь пепла горсть в ладони…

А Витин  труп с оторванной ногой

Нашли в обломках блока «А» «второй».

И уж не станет «доставать» на партсобраньях

Своею грубоватой прямотой былой «южанин»

Весь парт-полит-активный аппарат,

( Чему Спартак Белобородов* будет, безусловно, рад)

Тот Победитель. Стало быть, — судьба

Быть погребенным под обломком блока «А»…

И думается часто, видно, Горчаков* был прав, Когда на старте девятнадцатого «распекал» политсостав:

Мол, почему средь павших нет политрабочих !!!?

Ему хотелось ЭТОГО ну очень-очень!

Его бы воля, так завел б «за угол» пару «реченковых»

И «хлопнул» лично! Ради символа. Да и «свершений новых»…

Еще одно лицо – Кукушкин Саша,

Увидев вспышку, в шлемофонку крикнул нашим

«Снять напряжение с борта!» но слишком поздно,

Остановить беду уж было невозможно…

С тобою, Саша, слушали любимые кассеты,

И обсуждали их… Как больно вспоминать об этом!

 … Но завтра б офицеров стал Гореев,

Экстерном сдал он, свято в службу верив.

….Спортсмен, любил Айрат походы

Любил и уважаем был народом…

Просила мать Главкома: «Помогите!

Вы лейтенантом сына схороните! …»

«Но строг приказ (Главком и был бы рад…)

И прапорщиком в землю лег Айрат.

Я помню строй, Стоим мы локоть к локтю,

А матери о цинк ломают ногти

И слез никто не сдерживал горячих –

Рыдали даже те, кто был незрячим.

Майор Ручков и лейтенант Сорокин

Гринько В.Г. – Вам эти строки!

Жизнь Вы любили, может, больше многих,

И как похоже стали Те Дороги!…

От подполковника до рядового

Как часовые Мирного родного

Вы службу Вечную несете днем и ночью

Под Вечным Пламенем, зажжённых Вам заочно,

Я заклинаю нас: о все живые!

Век помните те лица дорогие!

И не по строгим фото на граните. –

В сердцах своих вы память сберегите!

Нет! Слов высоких говорить не будем:

Путь ратный и тернист, и труден.

Но живы мы и в этом весь вопрос —

Достойно жить за Вас, не тратя слез.

Нам суждено продолжить Ваше Дело.

Так спите же спокойно Вы под стелой,

А март восьмидесятого, ка уголь,

На белом снеге – память о других.

 автор Пидорченко В.А., марта 1980 г.

* Примечания (сделаны в 1995 году после публикации стихотворения в сокращённом, а точнее – урезанном варианте в газете « Вестник космодрома»)

28 апреля 2015 года – «Союз-2.1а» с ГК «Прогресс М-27М»

Стартовавшая с Байконура ракета «Союз-2.1а» не смогла вывести на расчётную орбиту грузовой корабль «Прогресс М-27М». Последний направлялся к МКС. 8 мая того же года он сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, фрагменты корабля упали в воды Тихого океана на 900 км западнее Маркизских островов.

Причина невыхода на орбиту – нештатное разделение третьей ступени «Союза» с «Прогрессом». Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.

Космический корабль SpaceX CRS-7 разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9 / Фото NASA

Даже американская сторона не смогла воспользоваться российским провалом: полёт космического корабля SpaceX CRS-7 к МКС в июне того же года также закончился неудачей – американский многоразовый грузовой космический корабль Dragon разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9.

Ещё одна авария с «Прогрессом» произошла позже – 1 декабря 2016, и причина оказалось той же. Речь снова шла о проблеме с баком. По другой версии, был допущен брак при сборке двигателя РД-0110.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector