Казачество в россии

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц – там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Где обитали первые казаки

Беглые обычно селились на побережье самых крупных российских рек — фактически на выгодных торговых магистралях, которые проходили вдоль Волги, Днепра, по Уралу. Конечно же, эти места были наиболее неподходящими для того, чтобы скрыться от посторонних глаз. Ведь там регулярно проходили караваны. Кроме того, маршруты всех военных походов тоже пролегали вдоль рек. 

В таких регионах не было ни лесов, ни болот, ни гор. Например, староверы уходили именно в такие места, прячась от никоновой реформы. Но казаки предпочитали степи, просматривающиеся на многие километры, хотя здесь их могли быстро обнаружить. Этот факт не поддается логике.

Существует немало вопросов относительно появления казачества, на которые пока нет точных ответов.

По мнению историков, в далекие времена эти края были совершенно дикими и незаселенными. Зато беглым крестьянам достался теплый и благоприятный климат и черноземные почвы, на которых можно было вырастить урожай два раза в году. Даже сейчас такие регионы принято называть “житницами” и “здравницами”. 

Историки отмечают одну странность. В России издавна почитали Волгу, ее даже называли матушкой. И это при том, что именно из-за реки в течение многих столетий приходила угроза в виде кочевников. Хазары и половцы регулярно совершали набеги. А позднее пришли монголы, которые   разместили здесь свои сараи. Через некоторое время в этих краях обитали шайки беглых крестьян.

Казаки внесли немалый вклад в ход многих военных действий.

Со временем их освободили от уплаты налогов взамен на охрану приграничных территорий от врагов. Казалось бы, зачем беглецам защищать страну, от гнета которой они стремились убежать? И откуда взялась такая щедрость у государства к тем людям, которых, по идее, необходимо было наказать? Все эти факты мало соотносятся друг с другом.

Союз казаков России

Флаг Союза казаков России

Союз казаков России — Это самая «древняя» общероссийская и самая признаваемая Казачья общественная организация в России и следовательно в мире, свидетельствовать тому — может тот факт, что Верховный атаман Союза Казаков — всегда является членом совета при президенте РФ по делам казачества (ранее совета по делам казачества при президенте РФ) — был образован 28−30 июня 1990 на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Принят Устав, учреждены Совет атаманов и Атаманское правление. Сокращённое наименование Организации на русском языке: «СКР».Первым Атаманом назначен Александр Гаврилович Мартынов, с 2008 — почётный верховный атаман. В 2008 году на 7-ом Общероссийском Круге Союза казаков России в городе Ставрополе Верховным атаманом Союза казаков России был избран казачий полковник Задорожный Павел Филиппович. В правлении кроме Атамана входят 2 товарища атамана, кошевой атаман и 8 войсковых старшин. С 1993 по 2004 гг. товарищем Атамана являлся известный в казачьих кругах писатель полковник В.B. Наумов, застреленный неизвестными 3 августа 2004 г. в Подмосковье.

На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября — 1 декабря 1990 года Союз принял «Декларацию казачества России» и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана.

7—10 ноября 1991 года в Ставрополе прошёл II Большой круг (съезд) Союза казаков. Большой круг высказался за присоединение к России Северного Казахстана, Южной Осетии и ряда других исконно русских территорий и поддержал создание казачьих республик в составе России.

В 2000 на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Подразделениями Союза, включающими территориально близкие казачьи войска и округа, являются Союз сибирских казаков, Союза казаков Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года, для поощрения членов «Союза Казаков» за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, за иные заслуги перед Союзом Казаков, были учреждены следующие награды:

  • Орден «За Веру, Волю и Отечество»
  • Орден «За службу казачеству»
  • Медаль «Защитник Отечества»
  • Крест «За оборону Приднестровья»
  • Медаль «Алексий — человек Божий»
  • Медаль «Атаман Платов»
  • Медаль «Пётр Бекетов»
  • Медаль «Атаман Дутов Александр Ильич»
  • Крест «За возрождение казачества» I и II степени
  • Медаль «Товарищ Верховного Атамана СКР В. В. Наумов»
  • Медаль «10 лет Союза Казаков»
  • Памятный знак крест «Крым»
  • Памятный знак крест «Дивеево»

Созданы также парралельные войска и структуры, не входящие в Союз казаков России:

  • в ноябре 1991 в Новочеркасске — Союз казачеств Юга России (в основном — Донское казачье войско),
  • в июле 1993 в Москве — Союз казачьих войск России и зарубежья.
  • Балтийский отдельный корпус казачьих войск.
  • другие организации, по мнению Шадчина Пахома — все организации не входящие в состав Союза казаков — это либо не захотевшие объединиться со своими братами-казаками, либо те кого выгнали из Союза Казаков и онии создали параллельные вторые и третьи копии донских кубанских и други казачьих войск.

На данный момент, по словам Верховного атамана Союза казаков России Павла Филипповича Задорожного, в Союзе казаков России суммарно по всем войсковым организациям числится более полутора миллионов человек. Союз казаков России является самой крупной казачьей организацией в мире.

Казаки Союза казаков участвовали в вооружённых конфликтах в Приднестровье и в Донбассе.

с 2012 года прошёл перерегистрацию как Общероссийская Общественная Организация «СОЮЗ КАЗАКОВ»

Роль и место в истории страны

К началу двадцатого века в России насчитывалось почти три миллиона казаков, это более двух процентов всего населения. Они участвовали практически во всех важных для страны мероприятиях (усиливали границы, участвовали в военных походах, усмиряли народные бунты).

Во время Первой мировой войны казацкие войска проявили себя настоящими героями и по заверениям историков участвовали в Ленинском расстреле. После завершения революции часть казаков присоединилась к белогвардейцам, остальные выбрали большевиков.

Вольному народу пришлось пережить и неприятную процедуру расказачивания, у них отнимали привилегии, людей репрессировали, объединяли в колхозы. Традиционная форма казакам возвращена в период ВОВ, они проявили себя отважными бойцами. Двести шестьдесят два кавалериста из казачьего сословия получили звание Героя Советского Союза.

Участвовали казацкие войска и во Второй мировой войне. Забыв про прошлые обиды и отодвинув политические предубеждения, отважные бойцы встали на сторону СССР. Однако нашлись и те, кто перекинулся к фашистам, надеясь, что они свергнут коммунистов и вернут страну на прежний путь.

Казачьи войска на государевой службе

Русские князья очень быстро начали вербовать казачьи отряды себе на службу для охраны границ и борьбы с восстаниями крестьян.

Войсковая служба требовала дисциплины и беспрекословного подчинения, что шло вразрез с вольнолюбивым характером свободных жителей степей. Последовала череда восстаний.

После преобразования в часть вооруженных сил Российской империи казачье войско внесло весомый вклад во множество российских побед: покорение Сибири, изгнание поляков из Москвы, взятие Азова, Измаила, поход Суворова через Альпы, участие в Отечественной войне 1812 года, оборона Севастополя и участие в войне с Японией в 1905 году.

«Ряженые»

Попытки возрождения казачества начались в конце 1980-х годов вместе с модой на «Россию, которую мы потеряли». Популяризации казачьей темы сильно способствовали песни Игоря Талькова, Вики Цыгановой и Олега Газманова.

Борис Ельцин создал при своей администрации управление по делам казачества. Правда, тогда казаков предполагалось использовать не для правоохранительной, а для военной службы.

Появилось множество исторических и псевдоисторических публикаций. Одни авторы провозглашали казаков славой и опорой России, другие утверждали, что они вообще не русские, а особый этнос, и должны сообща с «братскими народами Кавказа» гнать «московских захватчиков».

Намерения инициаторов возрождения казачества могли быть разными, но на практике попытки придать ему официальный статус и функции столкнулись с трудноразрешимыми проблемами.

Дореволюционный казачий уклад основывался на земельной собственности и сословной традиции. Сразу возникли вопросы: могут ли быть казаками жители городов, и если да, то чем они будут отличаться от остального населения? Захотят ли все сыновья казаков быть казаками и посвятить себя службе в армии? Может ли стать казаком любой желающий и должны ли потомки коренных казаков иметь какие-то преимущества, с учетом того, что значительная часть этих потомков рассеялась по всему бывшему СССР, а их место заняли люди, не имеющие к казачеству никакого отношения?

Идея установления монополии местных жителей на владение землей в Ростовской области и Краснодарском крае была отвергнута как противоречащая конституции. Планы создания особых казачьих частей из призывников с Дона и Кубани спустил на тормозах генштаб, относящийся с подозрением к любым попыткам кого-то выделять в армии и желающий иметь полную свободу рук в деле комплектования войск.

К тому же, образ казака неотделим от кавалерии. В танке или в кабине истребителя он выглядел бы странно.

Image caption

Казаки активно участвуют в политике, но большой роли в ней не играют

Согласно закону о полиции, монополия на насилие принадлежит уполномоченным на то представителям государства, никакие активисты-добровольцы применять его к другим гражданам не вправе.

Возникло мнение, что казаки — не столько социальная, сколько идеологическая общность. Кто за великую Россию, православие и сильную власть, тот и казак.

При этом среди людей, называющих себя казаками, есть и сторонники Владимира Путина, и монархисты, и сочувствующие компартии.

По словам лидеров казачьего движения, его ряды насчитывают порядка 700 тысяч человек.

На Дону, Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье обращение к казачьей теме приносит электоральные дивиденды, а атаманы пользуются определенным влиянием. Ключевую роль в казачьем движении заняли отставные военные и милиционеры, предприниматели и чиновники.

По оценкам СМИ, в ряде случаев оно стало прикрытием для ксенофобских настроений, а объявленная казаками «война с криминалом» свелась к попыткам вытеснить другие группировки и самим «держать» рынки и автозаправки.

В остальных регионах оно приняло фольклорно-этнографический характер, и казаков прозвали «ряжеными».

Нужно ли в России казачество?

Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.

Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.

Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?

Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Ну, полиция — это государственный орган, который наделен определенными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.

Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков  сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
  • замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
  • шарованы широкие или узкие;
  • зимой женщины спасались жупейкой;
  • нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон «башлык».

Современное казачество

Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.

Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.

Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.

Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.

Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.

Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.

Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.

В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.

В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.

Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Парки в Каменске-Уральском отдали под охрану казаков. Вход с собаками будет запрещен

С сегодняшнего дня в Каменске-Уральском парк «Космос» и сквер Тимирязева, популярные места отдыха жителей города, будут охранять добровольцы из дружины «Казачья застава». Как сообщили Znak.com в пресс-службе администрации города, казаки не являются официальными охранниками, договоры с ними не заключали, вести надзор за порядком они будут вместе с патрульными полиции. Тем не менее средства из местного бюджета на их работу все же выделены.

«Добровольцы усилят наряды МВД, число патрулей увеличится. Пока по плану они будут выходить на дежурство три раза в неделю: в пятницу, субботу и во вторник. Контрактов с этим казачьем обществом на охрану парков у мэрии нет, но есть соглашение, по которому им предоставляется субсидия. В нее входит возмещение транспортных расходов, оплата за обслуживание счетов и даже зарплата дружинникам по расчету 100 рублей в час», — пояснили в пресс-службе.

Работу дружинников Каменск-Уральский субсидирует по муниципальной программе «Профилактика правонарушений на территории Каменска-Уральского на 2016–2018 годы». За последние 11 месяцев «Казачья застава» получила 122,6 тыс. рублей. В мэрии уже посчитали, что работа казаков эффективна. Так, в этом году они участвовали в охране 44 массовых мероприятий, получив «только положительные отзывы» от организаторов. По этой причине, как заявил замглавы города Денис Миронов, в 2019 году субсидии казакам увеличат до 340 тыс. рублей.

В парках дружинники будут следить за тем, чтобы люди не мусорили, не мешали отдыхать другим горожанам и не выгуливали собак. «Мы запретили входить в парк с собаками, скоро на территории установим предупреждающие таблички. У нас сейчас именно эти площадки наиболее благоустроенные, не хотелось бы, чтобы их загрязняли. Дружинники не нацелены непосредственно на собаководов, но, конечно, будут делать людям замечания, если увидят людей с животными», — сообщили в пресс-службе мэрии.

Иван Маслов

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей. Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector