Оао «кучуксульфат»
Возраст свершений
– Сколько людей работает сегодня на «Кучуксульфате» и, если не секрет, какова на предприятии средняя заработная плата?
– На нашем предприятии трудится 1200 человек, средняя зарплата в 2016 году составляла 36,5 тысячи рублей, по 2017 году в среднем получилось 38,4 тысячи рублей. Каждый год стараемся ее хотя бы немного индексировать. Текучесть кадров у нас есть, но она невысокая, средний возраст работающих на предприятии людей составляет 43 года и держится на этой отметке уже несколько лет. По-моему, это хороший возраст: и опыт, и силы, и желание трудиться – все в нем присутствует.
– Можно и еще рекорд поставить?
СправкаСульфат натрия производится из галургического природного сырья – мирабилита, добываемого на уникальном месторождении минеральных солей – озере Кучукском, расположенном в Благовещенском районе. Аналогичный (но значительно менее мощный) завод работает только в Канаде. Всемирно известная компания Procter & Gamble использует алтайский сульфат натрия при производстве таких марок стирального порошка, как Tide, Ariel и «Миф».
Спрос определяет рынок
– Дмитрий Николаевич, сегодня «Кучуксульфат» производит один продукт – сульфат натрия, тогда как в былые советские годы номенклатура выпускаемых на предприятии товаров была значительно шире. Как, по-вашему, это шаг назад или нет?
– Я не так давно прочел материал в районной газете, где ветеран нашего предприятия, женщина, вся жизнь которой прошла на заводе, вспоминает, как много и усердно они работали, выпускали несколько продуктов, было трудно, но весело. Прочел, и мне захотелось без эмоций сравнить то и это время, объемы производства, его эффективность. Посмотрел максимальные нагрузки по теплоэнергии и электроэнергии в советское время и сегодня. Сегодня нагрузка на 15% больше, при этом расход топлива уменьшился, а эффективность производства существенно возросла. В 1991 году – 300 тысяч тонн сульфата натрия, в прошедшем 2017-м – более 800 тысяч тонн.
У нас сегодня есть сульфат натрия, и так сложилось исторически, что предприятие, его инженерно-технический персонал и весь интеллектуальный потенциал заточены на его производство. Это наш монопродукт, он востребован на рынке, и это определяет всё.
– Приоритет в поставках вашей продукции отдается экспорту или вы ориентируетесь в основном на внутренний рынок?
– 40% продукции идет за рубеж, и здесь в прошлом году мы сработали с меньшей, чем ожидалось, эффективностью из-за снижения курса доллара. В 2016-м он в среднегодовом исчислении стоил порядка 70 рублей, а в 2017 году снизился до 58 рублей. Однако в целом 2017 год мы закончили с прибылью, тем более что для нас более интересен внутренний рынок, где мы больше зарабатываем благодаря более простой логистике.
– Пресловутые экономические санкции как-то влияют на работу с зарубежными партнерами?
– Вы год от года наращиваете объемы производства. Нет опасения, что спрос на сульфат натрия может упасть?
– Пока мы этого не видим, но то, что конкуренция здесь была и будет, – это факт. Мы ведь не являемся монополистами по производству сульфата натрия даже на российском рынке, хотя и занимаем на нем доминирующее положение в силу определенных причин. Не ушел с рынка и такой наш серьезный конкурент, как Китай. Но у нас мощная сырьевая база, поэтому если и будут какие-то изменения по выпуску объемов продукции, то не критичные.
Притом что сегодня выпускаются синтетические таблетированные и гелеобразные средства для моющих продуктов, на том же Западе по-прежнему пользуются спросом и порошкообразные. Покупатель найдется и для того, и для другого, потому что были и будут среди людей как любители новинок, так и консерваторы.