Алтайские горы: ворота в шамбалу, легенды о богатырях и снежные барсы
Содержание:
Легенды Южного Алтая
Этот экскурсионный тур позволяет посетить малоизвестный для массовых туристов район Юго-Восточного Алтая (территорию Улаганского и Кош-Агачского районов Республики Алтай), познакомиться с природными и историческими памятниками. На маршруте туристы проживают в 2-х местных летних домиках с возможностью дополнительного размещения. В стоимость тура включены экскурсии и прогулки. Тур идеально подходит для семейного отдыха и отдыха с детьми.
Стоимость тура: 19500 рублей. | Расстояние: авто 2065 км. пешком 51,5 км. теплоход 78 км. |
Все ночевки на маршруте организованы в палатках, на территории кемпингов и турбаз. За дополнительную оплату, при наличии свободных мест, возможно размещение в летних домиках.
Внимание!!! Тур проходит по приграничной зоне Усть-Коксинского района, для посещения выписывается пропуск, при бронировании нужны паспортные данные, на маршруте идет проверка документов, удостоверяющих личность. Бронирование тура для иностранных граждан должна осуществляться минимум за 60 суток до заезда
Общая информация
Район проведения: Юго-Восточный Алтай Количество человек в группе: 5-2o |
Продолжительность: 11 ночей/12 дней Ограничения по возрасту: тур оптимален для семейного и детского отдыха. |
1 день
г. Новосибирск – Акташ (Чибит). Отправление из Новосибирска в 20:00. Место отправления — ул. Советская, 65. (время местное, разница с Москвой + 3 часа). г. Барнаул – Акташ (Чибит). Отправление из Барнаула в 23:50. Место отправления — гостиница «Центральная», (время местное, разница с Москвой + 3 часа).
На комфортабельном автобусе туристы едут по Чуйскому тракту через перевалы Семинский (1894 м) и Чике-Таман (1460 м). По пути — осмотр археологических и исторических памятников, осмотр древних наскальных рисунков петроглифов в урочище Калбак-Таш –(рекреационный сбор – 100руб.. оплачивается дополнительно). Прибытие автобусов на т/б Кочевник – 12.00-14.00.
На турбазе расположены жилые юрты и аилы, юрта – кафе, работает бар, баня, летний душ, волейбольная площадка. Прокат лошадей и спортинвентаря. В районе принимает сотовая связь (Билайн, МТС). Вечер знакомств.
2 день
Пешая прогулка к водопаду на реке Карасу. Река обрывается в долину Чуи живописным 30 метровым водопадом. Возвращение на турбазу.
4 день
Прогулка в ущелье Актру. На автомобиле по Чуйскому тракту доезжаем до села Курай, где сворачиваем направо в Курайскую степь. Перед нами во всей красе видны белоснежные пики горного массива Биш Иирду. На кордоне Перевалка пересаживаемся на автомобиль повышенной проходимости и поднимаемся к альпийскому центру Актру. Обед. Радиальный пеший выход к леднику Малый Актру или высокорному Голубому озеру (по погоде и физическому состоянию группы). Обед с видом на вершины, высотой более 3000 метров. Возвращение на т/б Кочевник.
6 день
Автомобильная экскурсия по Улаганскому тракту. Дорога идет через Красные Ворота, Улаганский перевал, мимо живописных озер. Подъем на смотровую площадку на Курайском хребте. Пешая прогулк к высокогрному «Озеру горных духов», откуда, в хорошую погоду, открывается захватывающий вид на панораму окрестных гор. Возвращение на т/б Кочевник.
8 день
Завтрак.Отъезд с т/б Кочевник. Отправление в 16.00, ориентировочное прибытие в Барнаул – в субботу в 01.00, в Новосибирск — в субботу в 05.00 На комфортабельном автобусе туристы едут по Чуйскому тракту через перевалы Семинский (1894 м) и Чике-Таман (1460 м).
В стоимость тура входит: страховка медицинская 200000 и от несчастного случая 50000, работа гидов-инструкторов; трехразовое питание; проживание на т/б Кочевник, все внутримаршрутные трансферы и передвижения, экскурсии.
В стоимость тура не входит: доставка из Барнаула или Новосибирска; питание в дороге в первый и в последний день маршрута; прокат, баня и прочие дополнительные услуги на т/б Кочевник, не входящие в программу тура.
Барсучье войско
Хорошо жить без войны. Добреют люди, тучнеет скот, и трава на пастбищах вырастает такая, что только войди в нее — пропадешь с головой…
Да ханы и князья не спрашивают, хорошо народу или плохо, и делают войну. Даже забавляться иначе не могут.
Хан Алтын-Таш рассердился на хана Сой-Ло, и решил его напугать.
Поймал двести барсуков и двести сурков, дал им в передние лапы по палке камыша и погнал прямо к жилищу Сой-Ло.
Жена у Сой-Ло толстая, а жир съедает отвагу—толстые люди трусливы. Увидела издалека барсучье войско и закричала, забилась, заплакала:
Барсучье войско. Рисунок Г.И.Гуркина
— Ох, горе, горе! чудовищный враг приближается!
Вскочил хан Сой-Ло и смотрит. Остры глаза у Сой-Ло, как у беркута, и видит он, что это всего лишь барсуки да сурки.
Вышел на соседнюю горку да как крикнет! — будто ударил гром…
Выпали камышовые палки из лап звериных, остановилось войско барсучье.
Крикнул Сой-Ло другой раз—так что камни в горах как от грома треснули… Разбежались барсуки и сурки кто куда. А позади их сам Алтын-Таш на коне показывается, на серебряном седле покачивается. И досадно ему и смешно: хотел напугать да ничего не вышло.
Слез с коня. Подошел к хану Сой-Ло. Руку протягивает.
А тот говорит сердито:
— Зачем зверей согнал? Или народ твой не хочет итти на меня?
Отвечает Алтын-Таш:
— Народ я для настоящего дела берегу.
А настоящее дело известно какое: когда вода в реках становится красной от человеческой крови.
Хорошо берегли ханы народ!
Ресторан «Типография»: попробовать тутпаш и «Карту»
Когда-то в этом здании печатали книги, газеты, учебники. Это была первая типография Горно-Алтайска. А сейчас здесь можно попробовать местную кухню. Кстати, дедушка Юли Фоминых, владелицы заведения, — Борис Чимчиевич Канарин, работал в местной газете «Алтайдыҥ Чолмоны», то есть «Звезда Алтая». Юлия ввела в меню такие необычные для туристов блюда, как кулахи (жареные алтайские пельмени), салат с папоротником, маралом и кедровыми орешками, похлебка тутпаш. Но главная гастрономическая загадка — это деликатес из субпродуктов «Карта». Описать его невозможно, нужно только пробовать.
Порция сибирских пельменей — 250 руб.
Алтайская шурпа из мяса сарлыка — 408 руб.
3-я легенда о Телецком озере
Давно это было, Прогневили люди богов и послали Великие мира сего для них испытание: настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень.Люди бродили в поисках пиши, но мало что находили. Многие умирали от голода. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота размером с лошадиную голову. Радости его не было границ.
Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь съедобное на это золото, но люди жили так бедно, что не могли ничего предложить в обмен на такое богатство. Видя, что нет никакого проку от драгоценного слитка, пастух воскликнул: «Чем же ты отличаешься от обыкновенного булыжника? Что толку от такого богатства, которое не может утолить голод и не может избавить от смерти?!».И тогда в досаде пастух поднялся на самую высокую гору над озером и бросил это никому не нужное богатство в пучину.Но избавившись от своей досады, тут же пожалел о содеянном, стало жалко ему потерянного богатства не смотря на то, что оно не принесло ему счастья, и тогда пастух в отчаянии бросился сам в холодное, равнодушное к людским страстям озеро. С тех пор озеро называется золотым, и горы вокруг него получили название золотых — «Алтын».
Отдых на Телецком озере. Гостевые дома и усадьбы
Когда меч упал
Кому не известно одно из красивейших горных мест Алтая озеро Телецкое?! Золотым озером любовно называют его алтайцы. А Телецким его наименовали в честь племени телесов, которое жило по его берегам.
В народе сохранилась поэтическая легенда происхождении озера. И сейчас можно услышать ее от стариков-сказителей.
В давние времена, — рассказывают они, — на месте озера была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. Сколько около нее было тучных лугов! Здесь жил телесский народ, а во главе его стоял сказочно богатый хан Теле. Он имел огромные стада скота, много золота, серебра дорогих мехов и шелковой одежды. Но самым драгоценным был для него волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, опоясывался им и никогда не знал поражений.
Слава о богатствах Теле распространилась далеко за пределы Алтая. Друзья завидовали ему, а недруги мечтали о том, как бы овладеть его драгоценностями. И однажды чужеземный хан Богдо собрал войску и неожиданно напал на владения Теле. Он грабил людей и угонял их в плен. Тогда Теле опоясался своим волшебным золотым мечом, посадил на лошадей верную дружину и бросился навстречу врагам. Богдо не ожидал стремительного натиска.
Войско его дрогнуло и просилось бежать. Сам Богдо вынужден был сдаться на милость победителя. Обезоруженный, связанный по рукам и ногам, он был доставлен в алтайские шатры. Богдо умолял не убивать его, сохранить ему жизнь, освободить из плена, за что обещал богатый выкуп, а также свою вечную дружбу.
Жена хана Теле Чульча польстилась на подарки и уговорила мужа уважить просьбу Богдо. Через некоторое время приехали послы и положили к ногам хана Теле богатые подарки ему и его жене. Вручая подарки, послы передали заверения хана Богдо в вечной дружбе и приглашение приехать в гости.
Теле принял приглашение. Он стал собираться в дальний путь. Когда к отъезду было все готово хан зашел в шатер проститься с женой. Чульча сняла золотой волшебный меч со стенки шатре и хотела опоясать им своего супруга, как она делала это перед походами. Но муж отстранил ее и с упреком сказал:
— Я еду в стан своего друга, а не в стан врага. Меч мне не нужен. Жди меня через одну луну.
Теле со свитой и вьючными лошадьми, нагруженными подарками для Богдо, тронулся в далекий путь. Через несколько дней тяжелого пути их встретили вооруженные воины хана Богдо. К как же был удивлен Теле, когда он был окружён воинами и увидел, что вместо полагающихся ему почестей, к нему относятся как к плененному врагу.
Богдо, вероломно пленив Теле, обезглавил его и его спутников. И в тот момент, когда голова доверчивого Теле покатилась с его могучих плеч, в шатре любимой его жены красавицы Чульчи золотой волшебный меч сорвался со своего места и упал. Падая, он рассек долину и образовал огромную зияющую пропасть от горы Кеметек до горы Купоросной, и от горы Купоросной до гор Алтын-Туу и Тоолок.
Красавица Чульча оказалась со своим шатром на краю пропасти. Она уже поняла, что с ее мужем случилась непоправимая беда, и горько заплакала. Из её больших лучистых очей в два неудержимых ручья полились горячие слезы. Они лились так долго и обильно, что заполнили всю образовавшуюся от падений меча впадину. Эта впадина, наполненная слезами красавицы Чульчи, и есть Телецкое озеро.
А чтобы озеро никогда не высыхало, и люди не забыли о коварстве хана Богдо, сама Чульча обратилась в быстрый многоводный поток, несущий свои всегда прозрачные воды в реку Чулышман. Смешиваясь с Чулышманом, Чульча впадает в Алтын-Коль — Телецкое озеро.
М. Жарков, (Алтайская правда, 1957 г.)
Перевод в текстовой формат и редакция Е. Гаврилов. 17 февраля 2015 г. Ссылка на сайт обязательна!
-
Назад
-
Вперёд
О водопаде Камышла
В очень давние времена племена, населявшие Алтай, часто воевали друг с другом из-за скота и пастбищ. У одного из предводителей племени была очень красивая дочь. Звали ее Ла. Чтобы её красоту никто не видел, он построил для неё отдельную юрту, поставил стражу и приказал не смотреть в сторону юрты, дабы не потеряли люди зрение от красоты его дочери.
Верным слугой у предводителя был богатырь по имени Камыш. Он везде и всюду был с хозяином в походах. Пришло время, когда он из-за своих ран не мог его сопровождать.
Предводитель оставил Камыша охранять свою дочь, предупредив его, чтобы он тоже не смотрел в сторону юрты, не зная о том, что Камыш тайно встречается с девушкой и что они давно любят друг друга. Вернувшись из очередного похода, предводитель застал в объятиях богатыря свою дочь. В гневе приказал он сбросить Камыша с высокой скалы. Девушка, узнав об этом, проплакала всю ночь, а утром бросилась вниз со скалы.
Через некоторое время здесь образовался водопад, и люди назвали его именами двух влюбленных – Камыш-Ла. Водопад состоит из двух каскадов. Нижний – широкий, мощный, изрезанный скалами – это Камыш. Верхний – стройный, высокий – красавица Ла. Ну а отец девушки с горя умер и был похоронен на вершине горы, с которой кинулась вниз Ла. Не верите – проверьте.
Покинутый вождь
Худая собака только лает, худой человек только ругается.
Вождь одного племени Тас-Таракай был, как худая собака.
Собак боятся. Тас-Таракая тоже боялись и был под ним народ, как трава под грозой и ветром.
Добрел и пьянел он на народном поте, как кумыс на хорошей закваске.
Красив был, собака: высок, краснощек, с волосами как густая грива.
Надоело, однако, народу быть под его ярмом.
Однажды ночью ушел народ, перевалил могучей лавиной за ту сторону гор. Остались с Тас-Таракаем только два его престарелых слуги.
Покинутый вождь. Рисунок Г.И.Гуркина
Взглянули слуги утром на господина своего—и остолбенели:
— Стоит перед ними маленький, желтенький, плешивенький человечек. Шамкает что-то беззубым ртом, чего и разобрать нельзя, да покашливает. Полуглухой, полуслепой, расслабленный…
И поняли старые слуги:
— Вождь в народе, что дерево в земле. Убери землю и завянет в одну ночь!
Собрали слуги свои пожитки и тоже ушли за ту сторону гор.
А Тас-Таракай итти уже не мог. И, упав, медленно умирал, как дерево, с корнем вырванное бурей.
О Катунских воротах
В одной живописной долине Алтая в давние времена правил хан Бешпек. Была у него дочь Катунь – печальная юная красавица. Она всегда пела одну и ту же песню о девушке и одиночестве. А закончив пение, подходила к скале и прикасалась к холодным камням рукой. Скала раздвигалась, образовывая вход в пещеру. Катунь заходила туда. Там, в глубине пещеры, стояли, образуя крест, четыре сундука. В одном хранились золотые монеты, в другом – серебряные, в третьем – радость, в четвертом – счастье. Катунь открывала сундуки поочередно и набирала всего понемногу.
А в это время к входу в пещеры приходил верблюд. Он жил в пещере рядом с той, в которой были спрятаны сундуки. Катунь грузила четыре мешка на верблюда и это богатство раздавала бедным. Как только она отдавала последнюю монету, улыбка радости озаряла печальное лицо красавицы. Делала это Катунь на рождение каждой новой луны. Узнал об этом злой дух Алмыс и не захотел мириться с добром. Он решил расправиться с Катунью. Однажды в очередное рождение Луны он затаился за скалой, ожидая, когда закончит песню Катунь. Девушка закончила пение и уже подняла руку, чтобы прикоснуться к скале, но на мгновение замерла. На нее с восхищением и любовью смотрел подъехавший всадник, молодой и красивый богатырь Чемал. В этот миг злой дух Алмыс обрушил скалу и навсегда засыпал вход в пещеру, где стояли ящики. Катунь вскрикнула от обиды, и горькие слезы потоком хлынули из глаз красавицы. Алмыс, торжествуя победу, крикнул: «Если сумеешь до первой утренней зари откопать свои ящики, твоя взяла, ты победила…» Бросился Чемал ворочать камни, чтобы помочь возлюбленной. Всю ночь трудился. Разрыл обе пещеры, превратив их в две горы, но четыре ящика и верблюд исчезли бесследно. Вот уже и первый луч утренней зари скользнул по горным вершинам… Обнял тогда Чемал прекрасную Катунь, пытаясь утешить. Пуще прежнего забилась в рыданиях юная красавица, а злой Алмыс закончил свое черное дело. Он швырнул в молодых людей горсть заколдованного песка. Катунь обернулась рекой, а Чемал застыл скалистыми утесами – «воротами». Бурными потоками прорывается в этом месте через узкий проход между скалами Катунь. Это Чемал держит ее в объятиях. Две высокие горы – Верблюд и Крестовая – «смотрят» на них. Старый хан Бешпек от горя превратился в гору. Она со временем разрушилась и заросла лесом.
У самой подошвы Бешпека, на живописном пологом склоне, находится известный во всей России Чемальский санаторий. Он славен особенными бальнеологическими условиями: сухим теплым воздухом, обусловленным «фенами», круглый год дующими по течению реки Катунь, а также воздухом, настоянным на фитоцидных выделениях соснового леса, покрывающего склоны Бешпека.
Подготовила Маргарита Аргокова.
2-я легенда о Телецком озере
Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро. Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей.
В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо. Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения. Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.
В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом. Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая.
Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены. Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом, И когда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался нанесши, своего друга. Жена ею Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу. Поэтому она. когда любимый супруг собрался в путь-дорогу, сняла чудесный меч и подала его мужу. «Что ты, жена. — воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен.». И как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа.
Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний путь. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующею дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивою хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор. Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти. Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли. Чульча превратилась в говорливый поток. Озеро же люди стали называть по имени хана — Телецким.
О шооре
Один юноша полюбил девушку из знатной семьи, но ее родители отказались отдать ее ему в жены, ибо был он низкого происхождения. Пошел он опечаленный и вдруг услышал мелодичные звуки. Они так зачаровали его, что стал юноша искать, кто издает их. Но ни одного живого существа не увидел поблизости и понял тогда, что это ветер поет на сломанной тростинке. Срезал юноша тростник и научился на нем играть. Пришел к дому своей возлюбленной, заиграл, и были все так зачарованы мелодией и звуками, что приняли его и согласились отдать за него дочь. Так юноша получил в жены любимую, а алтайский народ – инструмент шоор – флейту без отверстий.