Щетинин, михаил петрович

Звездная карьера Кошко

В те времена криминальная обстановка в Российской империи ухудшилась. Назрели перемены в полиции. И в марте 1908 года директор Департамента полиции Максимилиан Иванович Трусевич распорядился образовать «Отдел уголовно-сыскной части». А в июне того же года Государственная дума взялась взялась за рассмотрение закона «Об организации сыскной части». На том заседании выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Людвиг Готлибович Люц. Он заявил, что «быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками».

Полицейские у решетки Михайловского сада Санкт-Петербурга, 1907 (МАММ/МДФ/russiainphoto.ru)

Затем Люц предложил увеличение финансирования полиции, а также ввести судебный надзор за стражами порядка. И Людвиг Готлибович был услышан. Закон «Об организации сыскной части» был одобрен Николаем II и принят Государственной думой 6 июля 1908 года. Вскоре после этого во всех крупных городах Российской империи начали работу сыскные отделы.

У этого закона были как положительные стороны, так и отрицательные. Из минусов стоит отметить, что сыскная полиция получалась привязанной к своей губернии, то есть, она могла проводить розыски, дознания и преследования преступников только на своей территории. Если же ситуация требовала «вылазку» в соседнюю губернию, то сыщикам приходилось передавать «эстафету» местным стражам порядка. А это приводилось к снижению скорости расследования. Но были, конечно, и плюсы. Самое главное заключалось в том, что сыск на законодательном уровне разграничили не только с самой полицией, но и уголовным процессом.

В модернизацию идеально вписался и Аркадий Францевич. Он дослужился до должности начальника сыскного отделения Рижской полиции. После чего его перевели в столицу. Кошко стал помощником начальника Сыскной полиции Санкт-Петербурга. Но в столице Аркадий Францевич долго не задержался — его перевели в Москву, назначив начальником Сыскной полиции.

Аркадий Кошко (справа) и начальник Петербургской сыскной полиции Владимир Филиппов (Архивное фото)

В 1910 году он сумел раскрыть резонансное дело, которым была возмущена даже царская семья. Весной злоумышленник ограбил Успенский собор Московского Кремля. После осмотра места преступления, Аркадий Францевич предположил, что грабитель не успел скрыться. Видимо, он наткнулся на случайного свидетеля и решил залечь на дно в том же соборе.

Стражи порядка несколько раз прочесали собор, но никаких следов преступника не обнаружили. Аркадий Францевич распорядился оцепить место преступления и просто ждать. Через три дня из-за иконостаса выбрался парень, которого тут же арестовали. Полицейские обнаружили при нем драгоценные камни из иконы Владимирской Божией Матери. Преступник оказался Сергеем Семеным, учеником ювелира. Все три дня парень сидел в тайном месте и питался просфорами, надеясь, что стражи порядка уйдут.

Критика

По утверждению А. Цирульникова, автора статьи «Странная школа», опубликованной в 1996 году, в учебную программу школы, помимо прочих особенностей, была включена пропаганда идей Агни-Йоги, а также просмотр сеансов Кашпировского и Чумака.

В 1999 году с критикой школы как со светских, так и с духовных позиций также выступил кандидат педагогических наук, бывший учитель физики, преподаватель сектоведения Кубанского государственного университета протоиерей Алексей (Касатиков). В числе основных претензий к школе он назвал преподавание непризнанных наукой теорий (например, о «торсионных полях», «магическом воздействии» геометрических фигур на человека), «гуруизм» (наделение руководителя сверхавторитетом, в том числе в решении вопросов личной жизни учеников и выпускников), закрытый характер организации, еретический характер духовного учения, проповедуемого в школе. Кроме того, он указывает, что ему неизвестны выпускники школы, добившиеся бы после выпуска значительных успехов в жизни. В 2000 году патриарх Алексей II, характеризуя школу в Текосе, говорил о присутствии в её деятельности признаков тоталитарной секты.

В октябре 2005 года заместитель Министерства образования и науки РФ А. Г. Свинаренко отмечал отсутствие признанных достижений учащихся школы: «обучающиеся названного образовательного учреждения не принимают участия в предметных олимпиадах, спортивных состязаниях, творческих конкурсах, проводимых на региональном и федеральном уровнях; в последние годы в лицее-интернате не было выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями; лицей-интернат не принимает участия в сдаче единого государственного экзамена». Кроме того, «педагогический коллектив лицея-интерната ни разу не выдвигал кандидатуры для участия во Всероссийском конкурсе „Учитель года“ и не участвовал во Всероссийском конкурсе „Лучшие школы России“».

По мнению А. Л. Дворкина, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ, школа Щетинина представляет собой не школу, а «оккультную крайне жесткую тоталитарную секту, мечтающую о захвате власти», которая создает дополнительную напряженность в кавказском регионе, «противопоставляя себя окружающему миру и воспитывая фанатичных, обученных военному делу адептов, которых планируется в своё время использовать для конкретных, в том числе и политических, целей». Как отметил Дворкин в 2013 году, «до сих пор „школа гениев“, как её рекламирует Михаил Щетинин, так и не выпустила не то что одного гения, но даже ни одного кандидата наук. Это лучшее доказательство того, что построенная им секта производит кадры только для себя, на большее она не способна».

По состоянию на 2019 год, школа не входила в рейтинг 20 лучших образовательных учреждений Краснодарского края по числу выпускников, поступающих в лучшие вузы России, составленный RAEX. Школа не входит в число лидеров по результатам ЕГЭ. Согласно статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2018 года, составленному Институтом развития образования Краснодарского края, в перечне школ, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по русскому языку школа находится на 78-м месте, по математике — на 58-м месте, по физике — на 32-м месте, по обществознанию — на 55 месте, в соответствующие перечни по литературе, информатике, химии, биологии, географии, иностранным языкам школа вообще не вошла.

Под колпаком

«Школа Щетинина» — замкнутая на себе
система, которая потребляет то, что порождает:
окончившие эту школу становятся ее преподавателями. Не
известно ни одного случая плодотворной работы выпускника
щетининской школы за ее пределами. «Студенты вузов»
проходят очно-заочное обучение, не выходя из стен школы.

— Основное время твои студенты проводят
в школе. Почему? Боишься выпускать из своих рук?
Боишься, сразу испортятся?

— Тут другое. Ты же видел сам: у нас
каждый студент — учитель в лицее и пролицее. Семьдесят
пять студентов — это и семьдесят пять учителей» (из
беседы Щетинина с А. Цирульниковым). Таким образом,
созданная Щетининым система образования закрытого типа
идеально служит для изоляции адептов группы от связей с
внешним миром.

В школе Щетинина применяется метод
«вызова на круг», когда провинившийся оказывается перед
лицом всей группы, настроенной к нему отрицательно и
выражающей свое порицание. Всякое несоответствие
предписанной модели поведения расценивается как «жидовство»
(?!) и подлежит осуждению всей группой. При этом возраст
проявившего «жидовские» качества не играет никакой роли:
и взрослый человек и ребенок подвергаются одинаковым по
строгости мерам.

Вся информация, проникающая внутрь
«группы Щетинина», проходит тщательнейшую фильтрацию и
жесточайший контроль со стороны Учителя и его ближайшего
окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни
группы как «источники грязи». Книги, газеты, журналы
можно читать только после личной санкции Щетинина. По
словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам
перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на
пленку и прослушиваются. Причем эти меры не считаются
чем-то аморальным в группе, но воспринимаются как
необходимые и справедливые. Свидания с родителями строго
регламентированы и не могут быть продлены более
установленного срока. Нужные качества у адептов
достигаются через восприятие «концепции родовой школы»,
которая предполагает восприятие себя как частицы «рода»,
немыслимой без нее. Эта концепция заставляет адепта
неадекватно воспринимать свою роль в ситуации: так,
шестилетний мальчик в день своего рождения на вопрос:
«Сколько тебе исполнилось?» — ответствовал: «Много. За
мною — века. Я княжьего (?) рода». Другой ребенок на
каком-то основании считает себя потомком… Ермака. И
все как один члены группы Щетинина не мыслят себя в иной
роли, кроме как «спасителей России», хотя, будучи
оторванными от реальной жизни, вряд ли представляют, что
на самом деле требуется сейчас России. Можно отметить,
что социальный возраст адептов группы значительно ниже
фактического. Уход из «группы Щетинина» расценивается
прежде всего как «предательство Учителя», поступок
несомненно аморальный для члена группы. Кроме того,
удерживающим фактором являются социальные льготы,
получаемые членами группы: возможность бесплатного (в
том числе высшего многократного) образования;
освобождение от службы в армии — сначала как студентам,
а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт,
проведший многие годы на полном довольствии, за
пределами группы оказывается полностью дезадаптированным,
вплоть до того, что не имеет никакого опыта обращения с
деньгами. При этом нужно учесть постоянно нагнетаемый
образ внешнего мира, в котором только «…мусор и гниль»
(«Литературная газета», 15.04.98). Область брачных
отношений также регламентируется Щетининым. Известны
случаи, когда давно желающие вступить в брак ученики его
комплекса не делают этого только потому, что не имеют
санкции Учителя. С другой стороны, имеются примеры
браков, заключенных на основании одного лишь
благословения лидера группы. Одним из показаний для
вступления в брак является возможность поездки супругов
в родные места на жительство с целью создания там
филиала щетининской школы. Добавим, что большинство
браков между адептами «группы Щетинина» заключено уже
после обнаружения беременности у невест. Вообще, в
публикациях, освещающих «щетининскую» тему, слово
«семья» встречается только по отношению к «группе
Щетинина». Например: «Мы здесь живем одной семьей,
большим русским домом, следуем традициям предков» —
сообщает корреспонденту один из щетининцев. Ситуация,
впрочем, не новая. На семью покушается всякая
тоталитарная идея.

Алексей Касатиков,
иерей

Краснодар

Михаил Петрович заменил мне отца

— Он приехал на белой «Волге» с
директором нашей школы. Михаил Петрович в элегантном
костюме. Он поразил меня уважением к ученикам, —
рассказала Жилнинская — Это был свет для детей, многие
из которых испытывали проблемы в общении с родителями. У
меня были сложные отношения с отчимом. Михаил Петрович
заменил мне отца, наставника.

В станице Азовской Щетинин сначала
получил экспериментальный класс, потом занял весь второй
этаж школы. Вскоре стало ясно, что сосуществовать с
обычной общеобразовательной школой Щетитин не сможет.
«Мы постоянно сталкивались с непониманием со стороны
традиционных педагогов», — говорит Жилнинская.
Экспериментальный коллектив перешел в полуразрушенное
помещение бывших мастерских в станице Азовской.

— Мы стали их вместе с Михаилом
Петровичем восстанавливать, — вспоминает замдиректора.

Ученики Щетинина расписывали стены,
приводили в порядок двор, вешали в классах иконы. Они
совершали религиозные обряды: со свечами обходили по
кругу классы.

— Как реагировали жители станицы на ваши
обряды?

Жилнинская не ответила.

После лагеря нам нужно было возвращаться
в привычную жизнь, к родителям. Это было очень сложно

Ходили воспитанники летом босиком.
Девушкам Щетинин советовал надевать длинные платья.
Когда наступило лето, ученики Щетинина отправлялись в
летний лагерь «Журавушка» неподалеку от станицы
Азовской. Помогали колхозам собирать фрукты в садах,
косили сено, ухаживали за больными стариками.

— Это было счастливое время, —
вспоминает Виктория Жилнинская. — После работы мы
разжигали костер, собирались вокруг и пели с Михаилом
Петровичем русские народные песни под аккомпанемент его
баяна. Потом обсуждали, что случилось за день. Но после
лагеря нам нужно было возвращаться в привычную жизнь, к
родителям. Это было очень сложно. Разрушалось единение и
радость, то, что мы испытывали все вместе. Однажды мы
поехали из станицы Азовской в Текос на очередной сбор
яблок. Михаил Петрович поговорил с директором местного
совхоза. Он выделил заброшенную армейскую казарму, и
около 18 детей разных возрастов в 1993 году переехали из
станицы Азовской в поселок Текос.

Виктория Жилнинская

Привлеченные необычными методами
воспитания и преподавания, родители привозили детей в
Текос. Щетинина показывали по телевизору.

Однако новая методика вызывала споры.
Сторонники и противники школы Щетинина выступили в 2001
году на телевидении в программе «Пресс-клуб». Во время
передачи Анна Политковская отрицательно высказалась о
методике Щетинина:

Что это за размахивание шашками вблизи
Чечни?

— Любая закрытость — это даже не плохо,
это — преступно, — сказала тогда Политковская.
— Мы все
жили в закрытом обществе и знаем, как это ужасно. Как
дети могут быть полноценными, если они скованы рамками?
Это идеология, которую навязывает им Щетинин. Сравнение
с английскими пансионами вообще не выдерживает никакой
критики потому, что английская закрытость предполагает
полную открытость ребенка социуму. Ни о каком
выращивании в школе Щетинина интеллектуалов не может
быть и речи. И еще. В нашей и без того абсолютно
военизированной стране начинать день с рукопашного боя —
это еще одно преступление. Что это за размахивание
шашками вблизи Чечни? Как этому можно учить ребят?

О встречах с Владыкой Иоанном

— Вы же и с Владыкой Иоанном — митрополитом Ленинградским и Ладожским были неплохо знакомы, благодаря совместной деятельности в Славянской Академии?

— Да, так случилось, что судьба, любящая в иные времена выкинуть неожиданный фортель, забросила меня на мостик корабля, на котором я никогда не плавал.

По приглашению и рекомендациям известного в нашей стране профессора-социолога Б. И. Искакова, бывшего тогда Президентом Международной Славянской Академии (МСА), его заместителя В. А. Десятникова и академика Углова меня приняли 31 членом Северо-западного отделения МСА. Для меня уже это было сверхволнующим моментом и испытанием. Каково же мне было, когда на одном из собраний меня избрали полным академиком и президентом нашего отделения. Ведь, таким образом, мне предложили руководить учёными, в делах которых я ничего не смыслил, артистами, художниками, талантами которых я, конечно же, не обладал, и, наконец, педагогами, да еще такими, которые двигали вперед педагогическую науку. Я попал в положение известного писателя Марка Твена, который по иронии случая вынужден был редактировать сельскохозяйственную газету, хотя не мог отличить пшеницы от ячменя.

— А как часто происходили заседания Академии и кто на них присутствовал?

— Академики собирались раз в месяц, и это были для меня интересные, волнующие дни. Я знакомился с людьми, которых раньше знал плохо, в силу их высокого положения. Тут если учёный, то непременно крупный, известный: один возглавляет институт, другой лаборатории. Все имеют книги, свои школы, а то и направления в науке. Если это артисты, то непременно ведущие: тут был художественный руководитель театра Игорь Горбачёв, всемирно известный певец Борис Штоколов, народные артисты СССР.

Как и почти все академии мира, она была общественной, поэтому ееё членами могли быть видные деятели из любой сферы науки и искусства. Стал её почётным членом ещё до меня и Владыка Иоанн.

…Мы старались по возможности не беспокоить Владыку. У него болели ноги, и мы знали об этом. Как и про его занятость, в том числе, и написание статей, которые составили новую Библию для русского народа под названием «Симфония духа». Статьи Владыки Иоанна указали нам противника и с поражающей смелостью и глубиной раскрыли его суть. Знали мы и о том, как этот великий старец, называемый патриотами Отцом современной Руси, бьётся на поле брани за будущее наших детей и внуков.

Долго я всматривался в этого человека, внимал каждому его слову. По привычке литератора пытался уловить черты его образа, манеру говорить. Кстати, говорил он мало, всё больше молчал и слушал собеседника, но зато о многом говорили его глаза, его лицо и вся его фигура. Он был весь открыт и устремлён навстречу вам; он весь светился и радовался, и казалось, вот сейчас скажет вам нечто такое, что осчастливит вас на всю жизнь. Было что-то детское и восторженное в его взгляде и голосе. Он вам верил, и сам был готов растворить перед вами душу. Я такое вижу чаще на детских и даже младенческих лицах.

Контакты

Школа Щетинина в Текосе открыта для всех. Всегда можно позвонить в учительскую по всем вопросам. Телефоны учительской школы: 8-107-86141-260346, 8-107-86141-60062. Есть также контактное лицо: Елена Олеговна Крылова (

Педагог-новатор,
заслуженный учитель РФ, профессор,
академик РАО, основатель экспериментального
лицея в пос. Текос Краснодарского края,
автор уникальной системы обучения
«методом погружения».

Новаторская
методика М.П. Щетинина построена на
создании комплексного образовательного
пространства, который включает в сферу
педагогического действия многие
жизненные процессы, важные для становления
творческой личности; атмосферу свободного
познания и воплощения полученных знаний.
Руководимый им «Лицей-интернат
комплексного формирования личности
детей и подростков» является идейным
продолжением «школы-мастерской» А.С.
Макаренко.
В
центре всего педагогического процесса
– духовно-нравственное развитие. Задача
школы нового типа – воспитание гармоничной
самостоятельной личности, обладающей
всеми необходимыми знаниями, навыками,
умениями и активной социальной
позицией.
В
рамках лицея М.П. Щетинина объединены
несколько видов программ, последовательно
раскрывающих творческий потенциал
учащихся: собственно образовательная,
художественная, музыкальная,
хореографическая, спортивная и
трудовая.
Обучение
предметным дисциплинам ведется методом
«погружения» — концентрированного
изучения каждого отдельного предмета
в течение определенного срока. В течение
года ученики совершают до четырех
«погружений» в каждый предмет, усваивая
знания по усложняющейся схеме: от
ориентировочного представления до
творческого. «Предметные» уроки
чередуются с «образными» (музыка,
живопись) и «двигательными» (хореография,
спорт, труд). Успевающие ученики становятся
помощниками педагога и помогают в
проведении занятий. Взаимообучение и
коллективная творческая деятельность
одна из отличительных черт новой модели
образования.
Индивидуальный
подход к ученику позволяет отказаться
от классно-урочной системы в пользу
разновозрастных групп, где каждый
обучается в своем индивидуальном темпе,
без принуждения и отметок. Поощряется
самостоятельное проведение учениками
научных исследований, раскрывающих
междисциплинарные связи и формирующих
целостное восприятие мира.

Концепция школы Щетинина

По сути, это школа интернатского типа, она представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики постоянно проживают на территории школы, иногда выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися — это отличный способ приобрести все необходимые для жизни навыки (и чему никак не учат в обычных школах).

Занятия в школе проводятся круглый год. Часть учеников проживает в школе постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод погружений, в котором изучение различных предметов разделено по дням. Это очень хорошая техника — учитывая постоянные жалобы учеников обычных школ, что «скакать» с одного предмета на другой просто невозможно!

Погружения происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться ежедневно, потому что большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа.

Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также разные учения эзотерического толка.

Система образования внутренних коллективов и дисциплинарного контроля сходна с армейской. При этом на все источники информации накладывается жёсткая цезура. Это для меня очень понятно — ведь то, что читают и смотрят ваши дети, вы должны отбирать сами.

Погружения длятся не больше недели. Потом экзамен.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  1. Разновозрастные группы учащихся.
  2. Отсутствие системы классов.
  3. Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
  4. Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
  5. Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.
  6. Отсутствие балловой системы оценок.

Как поступить в школу Щетинина:

В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих здесь учиться, в школу принимаются не все. Конкурс большой. Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует. Поступают в школу круглый год, но нужно пройти собеседование у Щетинина М.П. (а он часто бывает в отъезде). Кстати, поступают не только очень одарённые, но и такие, кто не особо хорошо в обычной школе учился: главное — умение приспособиться к обстоятельствам и желание учиться и узнавать новое, и — способность выдержать крайне суровый режим с малым количеством свободного времени.

Дети летом учатся тоже. Но забрать их можно почти в любое время и на любой срок. Но потом снова придется проходить испытательный срок.

Свободного времени мало, зато иногда организовываются походы, с поеданием «жаренного на костре». 🙂 Места там потрясающие, есть что посмотреть. Инициаторы походов — ученики, по согласованию с пед.составом.

Лучше поступать в школу Щетинина после окончания начальной школы. То есть ребёнка оставить придётся довольно рано — уже в 10-11 лет. Чтобы взяли на испытательный срок — сначала нужно пройти 2 собеседования. Если пройдете — оставляете ребенка на сколько сможете (лучше не меньше 10 дней, можно и на месяц). Трудности могут быть — в общении и налаживании отношений, в поиске друзей и т.д. Также ребёнок должен быть готов в бытовом смысле — постирать, помыться, следить за своими вещами — как мальчики, так и девочки.

Качество образования высокое, выпускники без труда поступают в ВУЗы и т.д. А вот с ЕГЭ — проблемы. Тесты — это не знания, это совсем другое. Если дети устно экзамены сдают — всё отлично, по тестам… — надо именно к тестам готовиться.

После обучения там дети начинают любить самые разные предметы, и знают по ним очень и очень много. Могут заткнуть за пояс многих преподавателей.

Масштабы и качество строений в школе поражают — что-что, а строить они точно научаются. 🙂

Одежду носить можно только такую, которая без надписей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector