Дагестанский поход надир-шаха

Последующие события

Горцы продолжали нападать на армию Надир-шаха, стоявшую лагерем около Дербента. С ноября 1741 по февраль 1743 годов Надир-шах совершил шесть походов на территорию Дагестана: в Кайтаг (ноябрь 1741, март и осень 1742), Табасаран (ноябрь 1741, май 1742) и Кумыкию (февраль 1743). Несмотря на ряд успехов (взятие штурмом и разрушение столицы Кайтагского уцмийства Кала-Корейш в ноябре 1742 года; уничтожение кумыкских аулов аулов Эндирей, Костек и Аксай в феврале 1743 года) шах так и не смог склонить горцев к покорности. Одновременно, с декабря 1741 по март 1742 годов, он безуспешно пытался путём переговоров склонить на свою сторону кайтагского уцмия, аварского хана и других дагестанских феодалов и старейшин. Начавшиеся в Закавказье и Персии восстания вынудили Надир-шаха 15 февраля 1743 года прекратить военные действия и отступить из Дагестана.

Воспользовавшись начавшейся турецко-персидской войной и восстанием лезгин, осенью 1743 года Мухаммад-хан Казикумухский вторгся в Кюру и Ширван и, вместе с восставшими, захватил Дербент, Шабран, Шемаху и Ахсу, но в декабре потерпел поражение от сына Надир-шаха Насролла-Мирзы при Ахсу и был вынужден оставить занятые ранее территории.

6 января 1745 года персидская армия во главе с Надир-шахом вновь вторгается в Дагестан. В течение нескольких дней были взяты и разрушены аулы Карабудахкент, Губден, Утамыш и Бойнак. Но сопротивление горцев, восстания в Закавказье и затянувшаяся война с Османской империей уже в феврале заставили Надир-шаха оставить Дагестан.

«Паровозная» мечта

Заходим в просторный дом Алибега. Деловито протягивает руку его сын-школьник. Помогает, осваивает ювелирное мастерство. Знакомимся с отцом мастера. Он уже отошел от дел, зрение подводит. В мастерской бросается в глаза красивый серебряный паровоз. Очень точный, со всеми деталями.

— Это самовар, — объясняет мастер,- осталось электрику сделать.

Паровоз-самовар Алибег делает уже три года. Это его гордость. Правда, приходится отвлекаться на мелкие заказы. Одного серебра уже ушло на 500 тысяч. Сколько в итоге будет стоить изделие, сказать затруднился.

— Думаю, как хороший Лексус, — вносит некоторую ясность Расул.

Покупателя на самовар пока нет. Но мастер уверен, что он обязательно появится.

Прощаемся и идем в сторону старинной сторожевой башни. По дороге Расул срывает свисающие с дерева груши, угощает нас и рассказывает: «Иногда сюда люди молодые приезжают пожить. Русские девушки в платках, а парни бороды отращивают. Я им говорю: неужели вы думаете, что у нас все в платках ходят и бородатые? Будьте самими собой!»

Молодой руководитель древнего села, что называется, в тренде, — имеет всероссийский диплом за лучший сайт села, паблик есть во всех соцсетях.

— Как-то был в отпуске и несколько дней и телефон разрядился. Наутро смотрю — сотни непринятых вызовов и сообщений на Whats App…

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Надир-шах и КГБ

За стеклами витрин — шедевры искусства и свидетельства истории. Кинжалы, кубки, вазы. Вот ваза, подаренная Сталину на юбилей. С портретом вождя из слоновой кости. Ее сделал знаменитый мастер- гравировщик Гаджибмахмуд Магомедов. После смерти Сталина стали развенчивать его культ, и ваза почему-то оказалась чуть ли не на помойке. По легенде, ее забрали обратно на комбинат кубачинские мастера со словами: «Для вас культ, а для нас — смысл жизни».

Вот хрустальный рог, подаренный Брежневу. С ним связана еще одна история. После смерти Леонида Ильича он тоже вернулся сюда.

Комиссия МВД стала проверять комбинат, увидела дорогущий подарок и хотела конфисковать как улику. Но пока членов комиссии поили коньяком, быстренько сделали дешевую стеклянную копию…

Работы здешних мастеров дарились Путину, Медведеву и Патриарху Кириллу.

Но самая извилистая и громкая история у другого экспоната музея — сабля Надир-Шаха. В старину легендарный клинок этого грозного завоевателя был отбит в бою и оказался у кубачинцев. Дамасская сталь, особая рукоять в форме головы дикой кошки, выгравированные изречения, особые зазубрины, позволявшие владельцу в бою вырывать у соперника куски мяса… Сабля бесценна. Историки затрудняются назвать ее денежную стоимость.

А вот арабский коллекционер в 1993 году давал за похищение этой сабли начальнику Дахадаевского райотдела КГБ миллион долларов. Тот нанял исполнителей. Они ночью ворвались на предприятие, убили одного сторожа и тяжело ранили второго. Разбили стекла витрин  и забрали саблю. Попутно побросали в мешок десятки других экспонатов музея. И по горному серпантину помчались вниз.

В Баку их уже ждал самолет, чтобы лететь в Турцию. Но Аллах помог кубачинцам: у «газика» грабителей заглох двигатель. А раненый сторож пришел в сознание и поднял тревогу… По легенде, толпа кубачинцев линчевала преступников на месте. Но это всего лишь легенда…

Бесценная сабля вновь за стеклом, а на вопрос о том, есть ли гарантия, что попытки похитить сокровища не повторятся, на комбинате лишь разводят руками.

Надир-Шах Афшар

Надир-Шах Афшар (1688-1747), шах Ирана с 1736
года. Пришел к власти после завершения
возглавляемой им борьбы за изгнание из Ирана
афганцев и турок. Завоевал значительные
территории в Индии, Средней Азии, Закавказье.

+ + +

Надир-Шах Афшар (22.X.1688 — 20.VI.1747) — шах Ирана (1736-47), из
кызылбашского племени афшар. Начал карьеру в качестве военачальника в Хорасане.
В 1726 году поступил на военную службу к сефевидскому шаху Тахмаспу II,
свергнутому афганцами. В том же году в качестве его военачальника, приняв имя
Тахмасп-Кули-хан, Надир-Шах изгнал афганцев из Мешхеда; в 1729 году предпринял
успешные походы против афганского племени абдали Герата и туркменских племен
Хорасана. В борьбе против афганцев его поддержали широкие слои населения Ирана,
оказывавшие упорное сопротивление завоевателям. Победа над афганцами,
последующие успешные военные действия против турок (1730-1731), стремившихся
захватить Иран (см. Ирано-турецкие войны 16-18 веков), подняли авторитет
Надир-Шаха. В 1732 году он низложил Тахмаспа и объявил шахом его сына Аббаса
III, при котором стал регентом. В 1736 году, после окончания войны с Турцией
(1730-1736), провозгласил себя шахом. Непосредственной опорой Надир-Шаха были
афшары, а также курды Абиверда и Дарагеза. Однако проводимая им политика
диктовалась интересами всего класса феодалов, заинтересованных в создании
сильной власти, способной подавить возросшую в период антиафганской борьбы
активность народных масс и вести завоевательные войны, которые являлись важным
источником доходов иранских феодалов. Завоевательные войны Надир-Шаха привели к
созданию обширной империи, в которую, кроме Ирана, были включены (в качестве
провинций или вассальных территорий) Армения, Азербайджан, Грузия, Дагестан,
Афганистан, Белуджистан, Хивинское и Бухарское ханства (см. карту Иран в 1-й
половине 18 века к ст. Иран). В 1737-1738 году Надир-Шах начал поход в Северную
Индию и в 1739 году захватил Дели — столицу Великих Моголов; в руки завоевателей
попала огромная добыча. В созданной Надир-Шахом империи был установлен режим
жестокой тирании.

В результате значительного роста военных расходов увеличились налоги на
оседлое население горожан, а также кочевые племена, прежде свободные от налогов.
Тирания Надир-Шаха, ограбление населения вызывали многочисленные крестьянские и
городские восстания, принявшие наиболее острые формы с начала 40-х годов.
Одновременно начались восстания против Надир-Шаха покоренных им народов, а также
междуусобные войны феодалов. Надир-Шах был убит в Хорасане в результате заговора
военно-феодальной знати.

К. З. Ашрафян. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966.

Источники:

Мухаммед Мехди-хан Астрабади, Тарихи Надери (Надирова история),
Тегеран, 1263 л. г. х. (1847); Мухаммед Казим, Наме-йи аламара-йи Надири
(Мироукрашающая надирова книга), изд. Н. Д. Миклухо-Маклая, т. 1, М., 1960, т.
2, М., 1965, т. 3, М., 1966 (перс. текст); его же, Поход Надир-шаха в Индию,
пер., предисл. и прим. П. И. Петрова, М., 1961.

Литература:

Арунова М. Р., Ашрафян К. З., Гос-во Надир-шаха Афшара, М., 1957;
Тер-Мкртчян Л. X., Армения под властью Надир-шаха, М., 1963; Lockhart L.,
Nadir-Shah, L., 1938.

Поход на Индию

Овладев Кабулом, Надир-шах послал письмо в Дели великому моголу Мохаммед-шаху, с просьбой не принимать в Индию афганских изгнанников. Просьба не была уважена, и в 1738 году Надир вступил в Индию и быстро покорив всё на пути, разбил войско Империи Великих Моголов близ Дели (у Карпала).

8 марта 1739 года Надир-шах вступил в Дели; через три дня там произошло восстание, и Надир-шах, ожесточившись, велел солдатам вырезать всех жителей, а город сжечь; резня продолжалась от восхода солнца до полудня. Через несколько дней блистательно была отпразднована свадьба сына Надир-шаха с дочерью великого могола.

В мае Надир-шах отправился назад в Персию, взяв все деньги и драгоценности могола (в том числе знаменитый павлиний трон, сделанный из драгоценных камней) и главных богачей Индии; с отдалённых провинций Индии он велел взыскать в свою пользу подати и недоимки, а его хищные сборщики вымогали у жителей, путём пыток, вчетверо и впятеро больше, чем Надир-шах назначил.

Еще один слой Дагестана

«Нельзя сделать из Республики туристический рай, если то там, то здесь взрывают и орудуют боевики», — признался два года назад на встрече с журналистами Рамазан Абдулатипов. За два года здесь стало гораздо спокойнее. В Махе (Махачкале) полно ресторанов,  они забиты людьми. Семьи отдыхают в парках, гуляют или бегают по городскому пляжу. Работают театры, музеи, выставки.

Но тревога есть. Ведь остались причины, которые ее подпитывают. «Менталитет нашего народа таков, что мужчина должен кормить семью. А не найдя работу, парни  порой предпочитают уйти в горы, к боевикам, — честно признался один высокопоставленный чиновник.

Так что экономика – превыше всего. Татьяна Гамалей, министр по делам национальностей, рассказывая о работе министерства, подвела журналистов к фотогалерее портретов ее предшественников на этом посту – двое было убито (для ликвидации одного из них боевики взорвали целый подъезд), один тяжело ранен…

Но это уже история – в начале 2000-х годов Миннац в числе прочих вопросов занимался и  взрывоопасными вопросами религиозными. И министры становились мишенью вахаббитов, эта должность была расстрельной…

Сегодня тренд и обстановка поменялись — министром становится  красивая, обаятельная  русская женщина, кандидат филологических наук, ученый, писатель  и активный блогер.

Многие дагестанские мужчины прошли в конце 90-х годов  через ополчение, когда народ поднялся на борьбу с боевиками. 

А вертолетная охота – это не то, что мы понимаем у себя на Алтае. Это отстрел не горных баранов-аргали, а чиновников. Когда за мэром или главой районной  администрации прилетает вертолет со спецназом. Одних  арестовывают  по подозрению в  подготовке покушений и заказные убийства, других – за связь с боевиками, третьих – за  коррупцию. Самый громкий арест  — парализованного мэра Махачкалы  Саида Амирова. Дагестанцы  его называют  «кровавый Рузвельт». Иные главы подумывают, а не застроить ли места для посадки вертолета детскими площадками или гаражами…

«Идет очищение власти» . – так коротко оценил это президент республики. «Идет борьба кланов и ослабление позиций нелояльных  людей», — пишут  журналисты и блогеры.  «Идет борьба  федеральных силовиков с Абдулатиповым», — предполагают третьи…

Но оставим в покое кланы. За неделю, наскоком, в местных хитросплетениях не разберешься. Со своим уставом в чужой монастырь (или мечеть), как-то не очень… Поднимемся-ка  лучше на Гунибское плато. Или на сторожевую башню в Кубачах. Говорят, если долго стоять на вершине горы и загадать мечту, то она обязательно сбудется. Дома змейкой убегают вниз. Вдруг, как это часто бывает в горах, все заволокло пеленой тумана. Скрылась дорога и дома… Заморосил нудный дождик. Пришлось подождать ехать, пока не прояснится.

А раз дорога в тумане – можно налететь на гору или свалиться в пропасть. Мысленно мы пожелали Дагестану ясной дороги, мира и чистого неба.

Фото: автора

Джумма-мечеть

Заходят в мечеть, снимая обувь у входа. И обязательно с правой ноги, тем самым приветствуя дом Аллаха. Сотни великолепных дагестанских ковров украшают полы самой старой в России и СНГ Джума-мечети в Дербенте. Ей 1300 лет, и она была построена для проведения пятничного намаза. Маленькие оконца высоко под куполом создают полумрак и ощущение игры света и тени. А четырем уникальным платанам во дворе, которые видны с любой точки города-800. При мечети есть медресе. Выходят из мечети — с левой ноги…

Знаменитым платанам в дербентской Джумма-мечети — 800 лет. Древнему искусству кубачинских ювелиров — не меньше. Но живем-то мы сейчас, и потому народ на юбилее Дербента  расхватывал серебряные чехлы для пятого айфона за 10 тысяч рублей и спрашивал, когда мастера сделают чехол для шестого. Ну, и анекдот в тему, рассказанный местным краеведом:

«На международном конгрессе археологов выступили представители Италии и сообщили, что под Венецией найдено древнее поселение и куски проволоки. Это говорит о том, что уже две тысячи лет назад там было электричество, — заключили итальянцы.

Потом выступил ученый из Дербента: «Мы нашли поселение, ему пять тысяч лет. Но проволоки мы не нашли. Это значит, что уже тогда в Дербенте был wi-fi».

Неподалеку — православный храм, армянский храм и синагога. В праздники верующие разных конфессий ходят друг к другу в гости. В Дербенте дружно жили и живут представители десятков народов. Были целые кварталы татских евреев. Но большинство из них сейчас разъехалось.

Ну, а сам праздник был великолепен. На Майданах танцевали и пели, по канату ходили канатоходцы, глаза разбегались от обилия красивых девушек в национальных костюмах и платках. Ремесленники показывали древнее искусство наших старых знакомых кубачинских ювелиров, секреты унцукульской насечки (инкрустация металлом кизилового, абрикосового или орехового дерева). Лакские мастера из села Балхар показывают  знаменитые диковинные гончарные изделия. Блестят  на солнце Кизлярские и Гоцатльские кинжалы.

Встречаю мою старую знакомую  Жанну Курбанову. Это мастерица уникальной техники вязания на спицах. Она жила в маленьком селе Кули. И в 5 классе, почувствовав тягу к творчеству, связала портрет Тараса Шевченко.  Затем Жанна стала создавать авторские вещи со своим замыслом, сюжетом, композицией. Таковы ее «Старый дом в Кули», «Снежные вершины», «Лунная ночь», «Балхарка», «Ослица».  Все у нее одушевленно, все дышит «дыханием твоим», но имеет свой характер, даже цветочный куст, заснеженные вершины, голубь и скачущий конь. А еще Жанна прекрасно поет…

В разгар праздника увидел любопытную сценку  — горцы в папахах выстроились у памятника Ленину, который рукой указывал на дагестанских ремесленников, словно говоря – «верной дорогой идете, товарищи!»

Астрология имени Надиршах

Между управителем именоформы и планетой имеется очень тесная связь

Поэтому знать астрологическое влияние не менее важно, чем происхождение имени Надиршах, тотемы и талисманы Надиршах, национальность Надиршах и т.д

Происхождение имени Надиршах таково, что управляющей планетой является Меркурий. Эта планета наделяет носителя имени рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества, которые получает имя Надиршах от Меркурий: Движение, умеренность, мысль, молодость, амбивалентность, синтез

Недостатки, которыми наделяет Меркурий имя Надиршах: Двойственность, непостоянство

Также той или иной планете соответствует и имеет непосредственное влияние на судьбу каждая буква, из которой состоит имя Надиршах. Если в именоформе присутствует несколько одинаковых букв, влияние соответствующей планеты усиливается во столько раз, сколько раз повторяется эта буква. Доминирующая планета для Надиршах: Солнце

Особое значение имени Надиршах придается согласно планете, управляющей завершающей буквой. В ряде случаев, независимо от того, какую имя имеет национальность и значение, завершающая планета определяет продолжительность и особенности завершения жизни. Последняя планета по имени: Солнце

Совместимость с именем Надиршах

Наибольшую совместимость в любви, работе, дружбе составляют имена, покровителями которых являются планеты: Солнце, Луна, Меркурий, Нептун, Венера.

Астрологический цвет имени: Фиолетовый

Сторона света: Восток

Астрологический камень: Опал, Жемчуг, Хризолит, Алмаз

Олицетворяющее животное: Бобер, Слон, Орел

Планетарное число и значение имени Надиршах

Читателям сайта aznaetelivy.ru, наверняка, будет интересно узнать, что за имя Надиршах с точки зрения планетарных чисел. Значение имени Надиршах и происхождение имени Надиршах указывает на планетарное число 6. Управляет этим именем Венера.

Шестерка как итоговое число имени ставит задачу научиться поддерживать гармонию и порядок в себе и окружающем мире. Это число материального счастья, которое в худшем случае может провоцировать лень, паразитирование и слишком большую привязанность к материальным благам. Ключевой планетой таких имен является Венера — планета любви и материального благополучия.

Зодиакальное и Сакральное число имени Надиршах

Происхождение имени Надиршах определяет Зодиакальное число 3, что соответствует знаку-зодиака Близнецы.

Сакральным числом, которое определяет значение имени Надиршах, является 3, что соответствует знаку-зодиака Близнецы. У имени надиршах совпадают ключевой и сакральный знак зодиака и поэтому их жизнь является более монолитной и цельной и подходит для людей с таким же монолитным гороскопом. В таком случае, такое имя создает в контактах с другими людьми поле благоприятное для раскрытия способностей и реализации имеющихся в судьбе возможностей. Близнецы способствуют общительности, вовлекают в многочисленные контакты с другими людьми, в решение родственных проблем, создают поле ученичества и обмена информацией.

Редакция сайта aznaetelivy.ru постаралась собрать самую полную информацию, которая описывает происхождение имени Надиршах, чье имя, что значит имя Надиршах, имя какой национальности Надиршах, талисманы Надиршах… Используйте эту информацию правильно и вы обязательно почувствуете всю скрывающуюся в нем энергетику.

Литературное творчество

В 1985 году написал повесть «Хроника выживания», которая в сокращенном переводе И. Л. Волгина была под названием «Спустившийся с гор» опубликована в декабрьском номере журнала «Октябрь» за 1995 год. В предисловии Волгин назвал его «дагестанским Хемингуэеем».

После смерти Хачилаева, в некрологе, опубликованном в «Литературной газете» писатель и историк И. Л. Волгин написал:

(…) “От внимательного читателя, – писал я в предисловии к “Спустившемуся с гор”, – не укроются сокровенные смыслы этого текста, “наивность” которого лишь подчеркивает трагизм воплощенной в нем жизни”.
Это была скупая, аскетичная и очень жестокая проза. В ней было много правды и не меньше крови. Уже вовсю шла первая чеченская (она же гражданская) война, и российского читателя не могла не поразить внутренняя сопряженность изображаемых Хачилаевым уже сравнительно давних событий с теперешним ходом вещей. Северный Кавказ представал под его пером отнюдь не как область романтических влечений, но как зона беды, как готовый в любую минуту взорваться котёл. Это был живущий по своим, родоплеменным и нередко криминальным законам мир, чья ментальность никак не вписывалась в “усредненный” советский пейзаж.

Однако сам Хачилаев в 2001 году в своём интервью заметил:

В журнале «Октябрь» в 1995 г. под моей фамилией была напечатана повесть «Спустившийся с гор». Но я её не писал. Это сделал писатель Игорь Волгин на основании моих дневниковых записей, придав им сюжет, которого у меня не было.

В том же году Хачилаев заявлял о намерении написать книгу «Наш путь газзавата», в которой, по его словам, собирался поведать читателям о том, как следует бороться с разложением моральных ценностей.

«Жену — нет, маму — да»

— Работа мастера непроста. Любое изделие проходит несколько стадий — гравировка, чернение, шлифовка. Если он сам все это делает, уходят месяцы, а то и годы. Плюс вредная эта работа — пыль, кислоты, садится зрение. У всех мастеров к сорока годам минус четыре — пять,- рассказывает Расул. — Но никто не бросает дело своей жизни и предков. А иные мастера из соседних районов на своих изделиях ставят надпись — «Кубачи»…»

Он ведет нас извилистой улочкой в дом мастера Алибега Куртаева. Это его троюродный брат. В Кубачах почти все друг другу родственники.

Многие даже в жены берут дальних родственниц. Здесь стараются создавать семьи из своих.

Невесте среди приданого достается еще одно кубачинское изделие — медный десятилитровый кувшин для воды. Женщины каждый день ходят в гору к роднику. Спускаются обратно, а полный тяжелый кувшин — в платке за спиной.

— А почему муж жене не поможет? — спрашивает коллега.

— Это все равно, что если бы мужчина вышел на улицу в юбке,- объяснил Расул.

— А муж жену на руках носит?

— Жену — нет. Маму — да…

Проходим мимо женщин, которые что-то вышивают. Оказалось, это платки. У молодой жены должно быть их не менее сорока. Каждый день после свадьбы она должна надеть новый.

И хотя кубачинцы разбросаны по всему миру, многие на лето приезжают жить сюда, покупают или строят дома. А после смерти их обязательно хоронят на родине. Бывает, по 10 дней везут цинковый гроб из дальних стран. Пока он все таможни пройдет и доедет, к гробу на похоронах невозможно подойти…

Военачальник

Памятник на могиле Надир-шаха в Мехшеде.

Государство Сефевидов в тот период испытывало огромные проблемы. Повсеместно вспыхивали восстания, недовольство политикой шаха привело к объединению усилий суннитской оппозиции в лице афганских и курдских племён, с северо-запада и севера на Иран оказывали давление Турция и Россия. Успехи русских войск и вторжение османской армии в Закавказье летом 1723 года вынудили Персию заключить 12 сентября 1723 года мирный договор, по которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад. Вторгшиеся османы опустошили Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана. Константинопольским договором 1724 года Россия и Турция фактически разделили между собой северные владения Ирана.

Тем временем вождь афганских мятежников в 1722 году овладел столицей Ирана и низверг последнего сефевидского правителя Солтан Хусейна. Так началась недолгая эпоха «афганского» правления Персией.

В 1726 году Надир прибыл со своей дружиной в 3000 человек в Мазандаран, где собирал армию для борьбы с афганцами свергнутый ими молодой шах Тахмасп II из династии Сефевидов. Надир-кули испросил у него прощения и предложил свою помощь для изгнания из Ирана афганцев. Шах принял его очень благосклонно, и в этом же году Надир в качестве его военачальника, приняв имя Тахмасп-Кули-хан, изгнал афганцев из Мешхеда. В благодарность шах пожаловал ему титул султана и звание губернатора Мазандарана и Хорасана. В 1729 году войско Надира-кули одолело афганцев в битве при Дамгане и оттеснило их в Афганистан.

Надир убил своего дядю, присоединил келатское войско к своему и в течение двух лет (1729—1730) положил конец семилетнему афганскому игу. Тахмасп, опасаясь усиления Надира, приказал было ему прекратить военные действия, но Надир подступил к резиденции шаха и принудил его предоставить Надиру огромную власть в государстве. Тахмасп передал ему четыре обширные области: Хорасан, Мазендеран, Систан и Керман; Надир велел чеканить для Хорасана монету со своим собственным именем.

Едва дав отдохнуть своему войску, Надир-шах двинулся на северо-запад, против турок, в руках которых находились до этого времени весь Азербайджан и лучшая часть Ирака. Надир победоносно дошёл до Армении, но в войну вмешался сам Тахмасп и своими неумелыми действиями не только потерял все приобретения Надира, но принуждён был уступить туркам ещё добавочную часть Персии.

Надир постарался вызвать всеобщее негодование против унизительного договора с «презренными еретиками» (то есть суннитами), низверг Тахмаспа (1732), посадил на престол малолетнего Аббаса III и объявил себя регентом.

Дербентский интернат №6

ГКОУ «Общеобразовательная  школа – интернат №6» г. Дербента была официально открыта 2 октября 1959 года. Она располагалась  в двухэтажном здании нынешней школы №16 по адресу:  ул. Ленина №103 .  На втором этаже был спальный корпус, на 1-ом  классы.  В первый год  было принято 150 детей из дальних районов в 1а,1б,2,3,4 классы – всего 5 классов.

  2 апреля 1962 года  интернат  перевели в специально построенный комплекс , состоящий из нескольких корпусов:  трехэтажного здания  школы на 300 учащихся, трехэтажного  общежития, столовой, хозяйственных  построек(прачечной, котельной), жилого дома  для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и  других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома.  Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей , был Ильягуев  Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену  приходит

Герейханов Абдулла  Герейханович,  которого  затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим  Султанович  ,человек большой  души , до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами  и медалями.  Учитель, воин, гражданин .

Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил  с ходатайством перед  Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени  Сеидова Миркерима  Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной  средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

                         Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

                         Учил трудиться, не жалея сил.

                         Учитель наш, земной поклон тебе

                         За все ,чему нас научил.

С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6    своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова  Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова  Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна,  Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская  Нелля  Федоровна, Толпегина Ольга Петровна.  Молодыми людьми по  окончании учебных заведений  они прибыли в  нашу республику по распределению и остались здесь  на долгие годы,а .многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

Бок о бок с ними  трудились Аппажева Мина Рустамовна,, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне  работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

  За 55лет сменилось  много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

    В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков , это 1250 выпускников.

    В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович ,ныне заместитель начальника ГУО.

     1986 году школа – интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы –интернат №6 » г.Дербента.С этого момента  началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей .

    С 1992 года школа работает под  руководством  Н.С. Казимова.

 В июне 2012 года руководство школой-интернатом  №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович .

    В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное  учреждение«Общеобразовательная средняя  школа —  интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан.  В 2013  в соответствии с постановлением  правительства РФ  ГОУ «Общеобразовательная средняя  школа- интернат №6»  г. Дербента  получила статус  Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента ,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности  Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными  нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

Поражение Надир-шаха в Аварии

12 сентября армия Надир-шаха выступила в Аварский поход. Персы продолжали наступать двумя группировками: 20-тысячное войско, под командованием Хайдар-бека, Лютф-Али-хана и Джалил-бека, шло через Аймакинское ущелье; ещё 52-тысячи воинов, во главе с самим шахом, двинулись к Андалалу.

Поход в Аварию был непопулярен в войсках шаха. По сообщению русского посла при персидском дворе И. П. Калушкина, персы шли в Аварию «…с вящим нехотением…» и, наслышавшись о неприступности аварских гор, «…о шахе всякие поносительные слова с крайним руганием явно произносили…».

22 сентября войско Хайдар-бека, Лютф-Али-хана и Джалил-бека, шедшее на соединение с главными силами шаха в Андалал, попали в засаду, устроенную горцами во главе с Муртазали-ханом Казикумухским и . Во время сражения почти всё персидское войско было уничтожено, из Аймакинского ущелья вырвалось только около 1 тысячи человек, не считая командующих, персы потеряли весь обоз и 19 орудий.

Тогда же, в ночь на 22 сентября горцы незаметно подобрались к шахскому лагерю у горы Турчидаг и угнали значительную часть боевых коней, чем вывели из строя шахскую кавалерию.

С 23 сентября на Хицибском поле, в районе аулов Согратль, Мегеб, Чох и Обох, армия Надир-шаха подвергалась постоянным атакам горцев во главе с Муртазали-ханом. Потеряв около 30 тысяч человек, более 33 тысяч лошадей и верблюдов, 79 орудий, большую часть вооружения и снаряжения, а также казну и корону, шах 28 сентября начал отступать. Русский посол Калушкин писал, что его армия отступала «…с таким ускорительным маршем, который по справедливости за побег причесть можно…». Горцы преследовали отступающего противника. Калушкин писал: «Отступающее войско подвергалось непрерывным атакам аварцев…» и «…иногда шаха так жестоко били, что его самого принуждали троекратно к обороне назад оборачиватца…». В ноябре шахская армия достигла Дербента.

Поражение Надир-шаха в Аварии вдохновило на борьбу народы, находившиеся под персидским гнётом. Покорённые раннее дагестанские аулы, один за одним поднимали восстания, горцы громили отступавших воинов шаха. Весть о поражении Надир-шаха в Аварии, по свидетельству турецких историков Эрела и Гекдже, «..встретили в Стамбуле с огромной радостью и восторгом…», как важный фактор, отодвинувший угрозу нападения Персии на Османскую империю. С удовлетворением была воспринята весть о персидском поражении и в Петербурге: «В Стамбуле давали салюты, а в Петербурге не могли скрыть радость и облегчение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector