Пасха в 2020 году
Содержание:
- Когда отмечается христианская Пасха?
- Поверия
- Как вычисляется дата Пасхи?
- Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
- Как рассчитать дату Пасхи?
- Пасха в церковном году
- Смысловое наполнение Ветхозаветной (еврейской) Пасхи
- Цитаты о Святой Пасхе:
- Пасхальная трапеза
- Пасхальные приготовления с детьми
- Пасхальные традиции и обычаи в России
- Великий пост
- Пасха или Светлое Христово Воскресенье
- Чего не следует делать в Светлое воскресение
Когда отмечается христианская Пасха?
Казалось бы, так как праздник Пасха празднуется в честь Воскресения Иисуса, то он должен иметь конкретную дату празднования. Но это не так.
Праздник Пасха не имеет постоянной даты и является преходящим, т.е. всегда празднуется в разное время. И связано это с историей возникновения христианской Пасхи.
Опираясь своими корнями на еврейский Песах дата христианской Пасхи свои первые три века существования полностью рассчитывались в зависимости от даты празднования еврейской Пасхи. Расчет христианской Пасхи был немудрен – христианская Пасха праздновалась строго через неделю после празднования еврейской Пасхи, дата празднования которой рассчитывалась по еврейскому календарю.
К III веку христианская церковь настолько окрепла, что возникла острая необходимость полной отстройки христианской Пасхи от еврейской Пасхи.
I Вселенский Соборе в Никее
Окончательное решение о введении собственных правил для расчета христианской Пасхи было принято в 325 году нашей эры на I Вселенском Соборе в Никее. Произошло это по предложению святого равноапостольного римского императора Константина. На Соборе было принято решение разработать собственные правила расчета христианской Пасхи и окончательно отвязаться от еврейского календаря и в своих расчетах даты празднования христианской Пасхи полностью перейти на свой европейский юлианский календарь.
Таким образом, окончательно правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: Праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая).
Позднее, в 1583 году, в связи с применением в обиходе нового Григорианского календаря в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской, по которой дату Пасхи рассчитывают католики, православные в своих расчетах по-прежнему применяют Юлианский календарь.
Вследствие введения в обиход Григорианского календаря католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.
Поверия
Смена поколений, ход тысячи лет тесно переплетают пасхальные верования и обряды. С Пасхой связано много давних народных поверий:
— накануне Пасхи, в Чистый четверг, люди старались позаботиться о своем финансовом благополучии на предстоящий год. Купаясь, клали в казан с водой самые крупные по стоимости монеты, как бы намывая таким образом богатство в дом;
— в субботу вечером выходили на перекресток и в разные стороны катали яйца, таким образом запутывали нечисть, чтоб та не нашла в деревню дорогу и не принесла с собой болезни и голод;
— в пасхальную ночь, когда завершался крестный ход, все запирались по домам и даже самые смелые боялись выходить. По поверью, деревней в это время разгуливали черти и бесы, они подстерегали людей, не позволяли им встретить Светлый праздник Пасхи;
— вернувшись с церкви, заботливые хозяюшки, наведывались к домашнему скоту и обкатывали его крашеными свячеными яйцами. Они верили, что таким образом заботятся о здоровье и красивой, гладкой шерсти животных. А остальную свяченую еду следует хорошенько спрятать от мышей. Если грызуны отведают пасхальной пищи, рискуют превратиться в летучих мышей, символизирующих смерть;
— невесты, которые потеряли своих женихов, прибегали даже к грешным обычаям. Они дольше задерживались в церкви после завершения крестного хода и пытались разглядеть за пламенем свечи усопших;
— светлое, но вместе с тем, трепетное поверье говорит о том, что в пасхальные дни никто не охраняет ворота в рай и все умершие на пасхальной неделе могут без препятствий попасть прямо туда.
Заглянув в страницы истории, хочется подчеркнуть значимость и величие Светлого Праздника Пасхи – времени для всеобщей благодати. В этот день опускаются рамки различий меду сословиями, царит взаимная дружественная атмосфера. Пасхальное воскресенье особо удивительно тем, что в этот день можно наладить некий контакт с умершими родственниками. Издавна считалось, что на Пасху открывается небо, и души умерших опускаются на землю, приходят к месту захоронения тела. С этим поверяем, связан давний обычай навещать на кладбище умерших родственников. Люди оставляют на могилках пасхальные угощения, сладости, любимые цветы. Это единственный день в году, когда можно ощутить присутствие покойного, поговорить с ним, поделиться своими переживаниями и радостями, попросить совет или помощь. Верят, что облегчение обязательно придет – возможно, это будет знаменательный сон или нужная встреча, и ответ на волнующий вопрос не заставит себя ждать, только нужно быть внимательней.
Несомненно, чтоб праздник оставил по себе самые приятные впечатления беритесь за подготовку с позитивом, в хорошем настроении. Цените возможность провести время в общении с семьей и не упускайте возможности всех задействовать в одном подготовительном процессе. Тогда заряд положительных эмоций гарантирован вам на долгое время, а Светлый Праздник Пасхи пройдет торжественно и запоминающее!
Как вычисляется дата Пасхи?
В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето – зимой, новолуние – полнолунием.
Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.
Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг – это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником – вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.
В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).
«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года – пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.
То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.
«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.
Равноденствие – это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.
Солнечный год (иначе называемый «тропическим») – это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м – 7-го-8-го марта).
Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).
Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).
Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.
На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.
Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи: «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря – старого стиля – прим. редакции)».
Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
У поповцев и безпоповцев Светлое воскресение проходит практически одинаково. Разговение начинается с семейной трапезы, организованной после богослужения. Некоторые старообрядческие общины устраивают обед в церкви, где собираются верующие.
На Пасху праздничный стол ломится от кушаний, которые готовят один раз в год: куличи, крашеные яйца и т. д. Помимо праздничных блюд подают традиционные кушанья русской кухни. В начале трапезы пробуют пищу, освященную в храме.
Яйца, окрашенные шелухой от лука в красный цвет, называли крашенка, расписное – писанка, деревянные изделия именовали – яйчата. Разнообразные картинки и узоры, которыми принято в наши дни декорировать скорлупу, безпоповские общины не приветствуют. Также негативно они относятся к термонаклейкам с ликом Христа. Ведь после очищения яйца она вместе со скорлупой отправляется в урну.
В некоторых безпоповских общинах не принято печь пасхальные куличи. В других не предусмотрено переодевание, замена темных вещей на светлые. Прихожане просто остаются в повседневной одежде. Общим в традициях староверов является отношение к работе на Пасху.
Накануне праздника трудиться разрешено лишь в первой половине дня. На протяжении всей Пасхальной седмицы работать считается большим грехом.
На светлой неделе в некоторых общинах сохранилась старинная забава для детворы. Причем с нескрываемым удовольствием к ней присоединялись и взрослые. Суть забавы заключается в следующем: каждый игрок катит крашеное яйцо по деревянной дорожке. Если оно столкнется с другим яичком, то его забирают в качестве «военного трофея».
Неподалеку от желоба раскладывают символические сувениры. В старину развлечение порой затягивалось на несколько часов. Самые удачливые игроки возвращались с богатым трофеем яиц.
Как рассчитать дату Пасхи?
Чтобы не ошибиться с цифрами необходимо разбираться в солнечном и лунном календаре. Поскольку его знатоки в древние времена проживали в Египте, то честь рассчитать пасхалию была доверена Александрийскому епископу. В его обязанности входило каждый год оповещать все церкви о приближающемся торжестве. Со временем была разработана Пасхалия на 532 года.
В ее основу входит периодичность юлианского календаря, в котором круг Солнца (28 лет) и Луны (19 лет), повторяются каждые пятьсот тридцать два года. Этот период принято называть великим индиктионом. Первый совпадает с началом сотворения мира.
Сейчас идет пятнадцатый индиктион, стартовавший в 1941. На Руси было принято включать пасхальные таблицы в состав богослужебных писаний. Существуют рукописи семнадцатого века, в которых содержатся таблицы для расчета даты Светлого воскресения по руке, так называемая, Пятиперстная Пасхалия.
Пасха в церковном году
К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:
Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи:
По древнему иудейскому преданию, Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);
Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи:
Вели́кий понедельник, Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Вели́кий вто́рник — вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.
Вели́кая среда́, Страстна́я среда — среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.
Великий четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах — агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой — Христом, Его Телом и Кровью;
Страстная пятница — по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;
Великая суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;
Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170—1180-х гг.)
Пасха — Светлое Христово Воскресение:
Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;
Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:
Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи:
На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;
Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):
На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.
Смысловое наполнение Ветхозаветной (еврейской) Пасхи
Евреи в рабстве у Египтян
Каков же смысл Ветхозаветной Пасхи (Еврейской Пасхи)?
Смысловое наполнение праздника еврейской Пасхи – это празднование Исхода евреев из Египта.
Правильное название еврейской Пасхи – «Пе́сах» (ивр. פסח).
Слово Песах – это не какое-то общее отвлеченное слово, а слово которое имеет конкретное смысловое значение. Слово Песах переводится с еврейского как «миновал», «прошел мимо».
Естественно возникает вопрос – почему же словом «миновал» назвали целый праздник? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост.
Праздник Песах — «прошедший мимо» посвящен «10-й египетской казни».
В те далекие времена когда евреи были рабами у Египтян, Бог Яхве через Моисея безуспешно пытался освободить свой еврейский народ из египетского рабства.
И сказал Господь Моисею:
Пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение – (Исх. 8:1)
Египетский фараон никак не хотел освобождать евреев.
Тогда Бог стал насылать на египтян одно бедствие за другим (десять египетских казней).
Египетский фараон упорствовал.
И тогда, в последней десятой «казни», Бог отправил в Египет своего ангела смерти, чтобы тот покарал Египтян.
Десятая египетская казнь
По приказу Бога ангел смерти должен был убить всех первенцев египтян (старших мальчиков), но при этом обойти стороной детей евреев.
Для этого Бог наказал Моисею, чтобы евреи намазали двери своих жилищ кровью свеже-зарезанного ягненка.
Эта кровь должна была указать ангелу смерти, что в этих домах живут евреи и туда ангелу смерти вход закрыт.
Свежая кровь ягненка стала для ангела смерти условным знаком, что бы он проходил мимо (кровь а́гнца на косяке двери).
Евреи выполнили наказ Бога, намазали двери кровью ягненка и избежали смерти своих детей, в то время как в эту ночь в каждой египетской семье был убит старший сын.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. — (Исх. 12:12-14)
Эта «казнь» настигла и старшего сына фараона. Именно после этого события египетский фараон и отпустил евреев из Египта в Земли обетованные.
Далее был Исход, переход через расступившееся Красное море и 40 лет пустыни.
Так, убив всех египетских первенцев (старших сыновей) Бог смог переломить упрямство египетского фараона и освободить свой еврейский народ от рабства.
Таким образом, 10-ая казнь, заключавшаяся в убийстве египетских первенцев, во время которой ангел смерти сделал «Песах», то есть «прошел мимо» дала название религиозному празднику, который иудеи и поныне называют Песах (еврейская Пасха), а христиане называют Пасха (христианская Пасха).
Прим.: «Пе́сах» переводится как «миновал» или «прошёл мимо»
Прим.: Бог покаравший египтян – Бог Яхве из Ветхого Завета. В Новом Завете известен как Бог-отец – отец Иисуса Христа.
Современные иудеи также, как и в древности продолжают праздновать Песах.
Сегодня еврейский Песах также наполнен новым более широким смыслом. Сегодня Песах имеет славить не только ангела смерти, прошедшего мимо еврейских домов и убивших первенцев египтян, но и более широкий смысл – как праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.
Как и древние времена главным атрибутом еврейской Пасхи является Пасхальный агнец (ягненок), которого необходимо зарезать в этот день. Правда сегодня достаточно просто отведать мясо свеже-зарезанного ягненка.
Цитаты о Святой Пасхе:
Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.
(Святой Григорий Богослов)
* * *
Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.
(Святой Амвросий Медиоланский)
* * *
Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.
(Святой Григорий Нисский)
* * *
Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.
(Святитель Иоанн Златоуст)
* * *
Пасха — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.
(Святитель Макарий, митрополит Московский)
Пасхальная трапеза
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.
Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».
Пасхальные яйца. Творожные пасхи
В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.
Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора. Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа
(Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)
Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)
В православной традиции с Пасхой связан а́ртос — особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).
Пасхальные приготовления с детьми
На самом деле, пасхальные приготовления – отличная возможность сплотить семью, с интересом приобщить к работе в игровой форме детей. Во-первых, позвольте им проявить максимум фантазии в разукрашивании яиц. Пусть клеят цветные наклейки, на свой вкус сочетают цвета, в свое удовольствие наносят рисунки. Главное, в легкой ненавязчивой форме преподнести им это задание. Привлекайте детишек к выпеканию пасхальных куличей. Проявите намного терпения, и даже самых маленьких можно задействовать. В зависимости от возраста, доверьте ребенку месить тесто, добавить изюм и даже разложить все по формочкам
Конечно, процесс должен проходить под вашим контролем, не пускайте все на самотек, тем более на кухне есть горячие и острые предметы, с которыми нужно обходиться крайне осторожно. А вот творческий процесс украшения испеченного кулича – в самый раз для юного непоседы
Предоставьте ему на выбор присыпку из разноцветных шариков и звездочек. Дети особенно ценят маленькие пасочки. Потом они с удовольствием смогут угостить ими друзей. Решитесь взять с собой детей в церковь на освящение пасхи. Ничто так не позволит ощутить таинственную и торжественную атмосферу праздника, как шествие рано на рассвете с полной корзиной приготовленных вкусностей вместе с толпой народа к церкви. Ребенку будет приятно ощутить себя частью праздничного действия.
Хорошей идеей, которая особенно порадует детвору, будут заготовленные небольшие сувениры для детей и взрослых. Так праздник оставит еще больше приятных впечатлений. По случаю Пасхи дом можно не только убрать и навести порядок, а и еще красиво украсить, соблюдая весеннюю тематику.
Как красить яйца на Пасху?
Пасхальные традиции и обычаи в России
Пасху в России всегда считали днем великой радости. С ее празднованием связаны ритуалы, обряды.
Освещение яиц и кулича
В Великую субботу и утром в Пасхальное Воскресенье в храмах святят продукты. Идя на праздничную службу, верующие кладут в корзину кулич и несколько крашенок. Освященной едой разговляются после Великого поста, крашеные яйца принято раздавать как милостыню.
Христосование
В Светлое Воскресенье принято гулять и ходить в гости. При встрече дарят писанки. Дарящий произносит пасхальное приветствие — «Христос Воскресе!». Принимающий подарок отвечает «Воистину Воскресе!». После этого христосуются — целуются троекратно.
Другие народные обычаи на Пасху
На Пасху народ катал «крашенки» по специальным лоточкам с желобами. Игроки поочередно скатывали яйца. Победителем считался тот, чье яйцо оставалось целым. Битую писанку он забирал в качестве добычи.
Праздничный стол на Пасху
Подготовка праздничного стола длится несколько дней. В Чистый четверг и Страстную субботу пекут куличи, варят и раскрашивают яйца. В Светлое Воскресенье на стол ставят не менее 40 блюд по числу дней Великого Поста.
Пасхальный крестный ход
Во главе крестного хода идет священнослужитель, несущий крест. Начинается шествие незадолго до 00:00 часов в ночь с субботы на Светлое Воскресенье. Верующие трижды обходят храм. Двери в него закрыты. Это символично. Христос воскрес на 3-е сутки.
После того как шествие в третий раз останавливается перед дверями и оглашается весть о воскрешении Спасителя, двери распахиваются. Верующие входят в храм, начинается торжественная служба.
Пасхальный звон
В колокола на Пасху и все дни Светлой седмицы может звонить любой верующий. Для этого в храмах выделяют определенное время после окончания утреннего богослужения или до начала вечерней службы.
Великий пост
Пасха в России — один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост.
Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила.
40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.
Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы. В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.
Пасха или Светлое Христово Воскресенье
Иисус участвовал в ожидающей Пасхе иудеев, завершил ее выполнением и упразднил. Изменились отношения между людьми и Господом. Преходящий союз Господа с единственным народом стал “ветхим”, то есть устаревшим. Иисус заменил его вековечным союзом, заключенным Господом с человечеством. На Тайной Вечере, своей предсмертной Пасхе, Христос-Мессия совершает поступки и говорит фразы, изменяющие смысл торжества.
Иисус занял место Спасителя для духовного освобождения человечества однажды и навсегда. В действие Иисус вводит Евхаристию – другую пасхальную трапезу. Ученикам-апостолам о своей смерти он сообщает как о новом жертвоприношении.
Чего не следует делать в Светлое воскресение
В праздничный день стоит придерживаться незначительных ограничений:
- Не нужно ругаться, ссориться, вести важные разговоры.
- Воздержитесь от мрачных воспоминаний, которые могут испортить радость от Пасхи. Помните, что это праздник счастья, а не скорби. Ведь люди вспоминают не о погибшем Иисусе, а о воскресшем.
- Не переусердствуйте с едой и спиртными напитками. Разумеется, пара бокалов вина и вкусная пища некому не запрещены. Но всего должно быть в меру. В этот день на первое место выходит душа, а не желудок.
- Не рекомендуется убираться, посещать СПА, заниматься ремонтом. Подобные действия отвлекают от праздника. При этом прямых запретов в данном случае не существует. Каждый поступает так, как считает нужным.
- Не нужно на праздник отправляться на кладбище, чтобы почтить память погибших стоит выбрать другой день.