О татуировках и украшениях алтайской принцессы
Содержание:
- Особенности захоронения
- Необычная мумия
- Интересные факты и мифы
- Принцесса Укока — факты
- Мумия «Алтайская принцесса» на плато Укок
- Пристальное изучение
- От Катандинского «фрака» до Алтайской принцессы
- Местоположение
- Что посмотреть рядом
- Начало освоения
- Тайная гробница
- История находки
- Примечания
- Климатические условия
- История находки
- Особенности рельефа
Особенности захоронения
Все особенности захоронения выделяли женщину особым почетом из общего ряда соплеменников. Особенно шелк и кориандр были настоящим сокровищем. Удивляло ученых обстоятельство, что захоронение было одиночное, для скифов были характерны родовые погребения. Единственное объяснение могло быть таким, что она шаманка и дала обет безбрачия.
Бесценную находку решено было перевезти в лабораторию Новосибирска для дальнейшего изучения. Местные шаманы и жители республики были абсолютно против такого развития событий. Еще в пути и позже в Новосибирске уникальное мумифицированное тело стало быстро разлагаться. Новосибирские специалисты срочно обращаются за помощью в столицу. Московский институт, занимающийся сохранением мумии Ленина, работал с мумией, и специалистам удалось сохранить кожный покров и ткани.
Необычная мумия
Но больше всего исследователей кургана заинтересовало то обстоятельство, что это было мумифицированное тело, ни в Египте, ни в Тибете, а на суровом высоком плоскогорье Алтая. У женщины не было внутренних органов, мозга, грудины и ребер. Череп и полости тела ее были наполнены овечьей шерстью, частями растений, конским волосом и торфом.
На бальзамированном маслами женском теле, в составе масел позже обнаружена ртуть, сразу видны необычные синие татуировки. Они покрывали руки и голени женщины. В композиции присутствовал архар и ирбис, по-видимому, тотемные животные ее рода. Левое плечо украшало изображение оленя с головой грифона.
Важнейшим событием для специалистов стала находка в захоронении отлично сохранившихся оригинального парика из конского волоса и головного убора погребенной женщины. Вместе они заняли практически треть погребальной колоды. В древнем скифском обществе именно форма головного убора и убранство волос несли весьма точную информацию о женщине. У разных племен он всегда имел специфическую форму, и статус женщины всегда хорошо читался по украшениям головного убора. Молодые девушки, выходя замуж, меняли род, соответственно менялись убранство волос и головной убор.
В заполненном льдом, имитирующем жилище срубе из лиственницы размерами 3,6 / 2,3 м, при высоте 1,1 м, перекрытом одиннадцатью лиственничными бревнами, расположена погребальная колода. Ее украшают кожаные аппликации в виде оленей. В колоде на мягкой подстилке из войлока под меховым покрывалом с украшениями из золота покоилась высокая 170 см ростом женщина, возраст ее ученые определили примерно в 25 лет.
Мумия была одета в длинную рубаху из тончайшего шелка светло-коричневого оттенка, позже ученые выяснили, что при ее изготовлении использовались нити коконов диких бабочек шелкопряда. Такая ткань, несомненно, была в скифское время роскошью, что подтверждает высокий общественный статус погребенной. Горловина и рукава рубахи были обшиты красными нитями, видимо как оберег. Длинная плотная юбка из шерсти сшита из белых и красных кусков ткани, украшена подвесками из бронзы. На ноги женщины надеты длинные белые войлочные чулки с красными аппликациями.
В мешочке лежало бронзовое зеркальце, его деревянная резная оправа украшена фигуркой оленя. Рядом найдена лиственная палочка — символ творения у азиатских народов, волосяная кисточка, разноцветные бусины из стекла и человеческий зуб. Кругом был рассыпан синий порошок, химический анализ показал, что это кристаллы вивианита, в Европе его стали использовать в виде красителя только к ХIХ веку.
Шею погребенной женщины украшала гривна с покрытием золотым слоем, и подвесками в форме ирбисов. Уши женщины украшены массивными золотыми серьгами в форме колец. С погребенной скифской женщиной найдены сосуды, видимо для напитков и куски мяса, здесь обнаружены деликатесный крестец жеребенка и курдюк барана. Сосуды деревянные, керамические и роговые, видимо олицетворяющие связь всего живого. В погребении нет деревянного пола, его заменил настил из уложенной речной гальки.
Интересные факты и мифы
Персона алтайской принцессы Укока, как и сами раскопки, исследования и видео по этой теме – полны домыслов, преувеличений и противоречий. К неоспоримым фактам следует отнести наличие мумии женщины, которая умерла естественной смертью в возрасте 25-30 лет. Погребена около 2,5 тысячелетий назад в глубоком могильнике в виде деревянного сруба (имитация реального жилища для комфортного пребывания в ином мире). В качества гроба использована выдолбленная деревянная колода из лиственницы. Благодаря образованию ледовой «линзы» тело и сопутствующий инвентарь очень хорошо сохранились.
Богатство одежды, позолоченные украшения и присутствие в захоронении останков шести запряженных лошадей указывают на принадлежность женщины к пазырыкской знати. Многочисленные исследования антропологов доказали ее индоевропейское происхождение. Выполнена компьютерная реконструкция лица и изготовлено несколько бюстов в натуральную величину, которые хранятся в различных музеях.
Раскопки велись в 1993 году под руководством доктора исторических наук Н.В. Полосьмак. На тот момент курганы на плоскогорье Укок уже были сильно разрушены искателями кладов, местным населением (камни для строительства) и военными (материал для обустройства коммуникаций на границе с Китаем). Интуиция не подвела талантливого археолога. Под верхним разграбленным могильником знатного кара-кобинца (подвластная пазырыкцам народность) оказалось более древнее нетронутое захоронение, скованное многовековым льдом.
Находка имела большое научное значение, но не более того. В то же время СМИ не могли пройти мимо того факта, что найдена не просто очередная мумия, аналогичная обнаруженным в 1930-50 годах, а тело молодой женщины в богатом убранстве, которая, как минимум, «принцесса». С течением времени количество домыслов и инсинуаций только увеличивалось. Появилась теория о «прародительнице алтайского народа» и великой госпоже Кадын, которая знает тайны устройства мира и правит Шамбалой.
Регулярные стихийные бедствия, связанные с суровым резко-континентальным климатом и горной местностью, начали увязывать с потревоженным покоем «госпожи». Пик истерии пришелся на Чуйское землетрясение 2003 года, которое произошло в Кош-Агачском районе, где и расположено плато с курганами. Еще больше мифов, мистики и суеверий добавил антинаучный фильм «Месть алтайской принцессы», в котором дрожит земля во время раскопок, с чистого неба бьет карающая молния, потревоженный дух провоцирует военные конфликты, а техника постоянно выходит из строя. Сами участники экспедиции лишь усмехаются и отказываются комментировать данный «документальный шедевр». Землетрясение 2018 года послужило новым толчком для очередной волны разговоров о необходимости срочного захоронения мумии.
Принцесса Укока — факты
Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было.
Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.
Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.
На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».
Принцесса Укока
Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.
В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:
«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».
Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.
Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!
Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.
Мумия «Алтайская принцесса» на плато Укок
Плато прославилось, когда в результате раскопок в 1993 году была найдена мумия древней женщины. Местные жители и СМИ назвали ее «Алтайская принцесса». Возраст женщины — примерно 25 лет, причина смерти — рак молочной железы.
Коренные алтайцы верят, что женщина — хранительница покоя, проводница между мирами, которая не давала злу проникнуть из подземного мира. Некоторые алтайцы считают, что принцессу необходимо захоронить обратно. По их мнению, извлечение мумии из кургана вызвало страшные стихийные бедствия, случившиеся на Горном Алтае.
В 2014 году Совет старейшин Республики Алтая принял решение захоронить мумию, однако директор музея, где она хранится, ответил, что такое решение компетентно принимать Министерство культуры Российской Федерации. Группа жителей во главе с шаманом обращались в суд, но им отказали в удовлетворении иска. Однако некоторые академики отмечают, что найденная мумия относится на самом деле к среднему слою общества и призывы к ее возвращению на Алтай используются политиками для своей выгоды. Обвинения во всех бедах также опровергают тем фактом, что ранее найденные на Алтае мумии давно вывезены и находятся в Эрмитаже. Кстати, вместе с «принцессой», на кургане было обнаружено еще два захоронения, в одном из которых — мужчина, сохранившийся не хуже «Алтайской принцессы», но не получивший такой же славы.
За что мстит алтайская принцесса: Документальный фильм «Месть алтайской принцессы» 2006 года был показан на одном из федеральных телеканалов. Он основан на вере коренных алтайцев в то, что мумия охраняла врата подземного мира и все несчастья, произошедшие на Алтае с момента ее изъятия из земли, — это месть принцессы за то, что ее побеспокоили и достали из могилы. Авторов-журналистов обвиняли в непрофессионализме и суеверии.
Раскопки кургана Ак-Алах-3 сначала обнаружили объекты железного века, а под ними — саркофаг из лиственницы. Это захоронение сохранилось благодаря тому, что воды проникли в колоду с телом и превратились в толщу льда. В ходе изучения выяснилось, что захоронение относится к пазырыкской культуре Алтая железной эпохи, то есть оно пережило более 2500 лет. Захороненные вместе с женщиной жертвенные шесть коней с седлами и сбруей указывали на знатность погребенной. Одежда и предметы туалета, детали конской упряжи сохранились благодаря мерзлоте практически в первозданном виде. Анализ ДНК показал индоевропейское происхождение женщины.
Обнаруженная мумия лежала на боку с подтянутыми ногами. На руках женщина имела много татуировок, а на голове — парик из волос, шерсти и войлока высотой в 90 см. С 2012 года мумия находится в Национальном музее Горно-Алтайска, не доступная для просмотра.
Василий
Пристальное изучение
В начале XX века проводились детальные исследования истории оледенения хребта Южный Алтай. Известный российский ботаник и географ В.В. Сапожников взял на себя сложную задачу – составление каталога флоры и фауны плато Укок с фото и подробными описаниями
Также он уделял серьезное внимание сбору этнодемографических особенностей малоизученного региона
В 1940-е годы были обнаружены залежи вольфрамо-молибденовой руды (Калгутинское месторождение), которые разрабатывались под наблюдением инженерно-строительного отдела НКВД СССР силами заключенных ГУЛАГа. В это же время появились первые дороги, проложенные по пригодным для этой цели водораздельным участкам рек Джазаторы, Тархаты и Джумалы.
С середины 1950-х годов проводятся интенсивные геолого-геоморфологические исследования в рамках комплексной научно-производственной программы по изучению окраинных горных районов Советского Союза. Со временем это направление было всесторонне развито специалистами профильных вузов Томска и Барнаула. Параллельно крупномасштабными съемками высокогорных районов Алтая, в том числе плоскогорья Укок, занималось Западно-Сибирское геологическое управление (город Новокузнецк). Огромный вклад в систематическое изучение плато внесли многочисленные географические и геологические экспедиции Сибирского отделения РАН (город Новосибирск). Также Российская академия наук не упускала из виду и археологический аспект исследований.
От Катандинского «фрака» до Алтайской принцессы
Первые санкционированные раскопки на Алтае начались еще в 1865 году под руководством профессора В.В. Радлова, который является автором сравнительно-исторического метода изучения тюркских языков. Он же напрямую повлиял на формирование термина «Пазырыкская культура», проведя успешные исследования курганов у села Катанда (Усть-Коксинский район) и заявив об этноуникальности захоронений. Одной из самых удивительных находок была шелковая куртка с отделкой из кожи, соболиного меха и золота, которая имела сильно удлиненную заднюю часть, что делало ее похожей на фрак.
Теорию о самобытности исконных народностей Алтая подтвердил в 1929 году академик С.И. Руденко, который раскопал могильники древней племенной знати в урочище Пазырык (долина реки Большой Улаган). Кроме многочисленных украшений, элементов одежды и обуви, утвари, предметов быта, образцов оружия, были обнаружены первые мумифицированные тела. Данное масштабное археологическое открытие имело значительный резонанс как в СССР, так и в научных кругах по всему миру. Географическая местность, где располагались усыпальницы, дала общее название «пазырыкская» всей археологической культуре, которая существовала в течение VII-II вв. до н. э. на территории Республики Алтай, северного Казахстана и значительной части Монголии.
Следующей громкой находки прошлось ждать больше 60 лет. В 1993 году экспедиция под руководством главного научного сотрудника Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Н.В. Полосьмак отправилась на раскопки в долину реки Ак-Алаха на плато Укок. Этот участок был выбран не случайно. Значительные высоты над уровнем моря и суровый морозный климат позволяли рассчитывать на хорошую сохранность захоронений благодаря вечной мерзлоте.
Внимание ученых привлек небольшой курган (диаметр 18 метров), который выделялся обширной системой каменных поминальных колец и большим количеством вертикально вкопанных черных плит («балбалы»). Могильник имел четкую ориентацию в направлении с северо-востока на юго-запад и был частично разрушен старыми перекопами «кладоискателей» и строительной деятельностью военных, использовавших курганные камни для обустройства пограничной полосы
Но ученые логично предположили, что если вечная мерзлота начинается с глубины 70-100 см, есть отличный шанс найти нетронутое захоронение. Так и получилось.
Практически сразу же под насыпью началась сильно промерзшая почва, которая исключительно тяжело раскапывается вручную. Постепенно археологи расчистили яму глубиной 1,5 метра и обнаружили верхнее перекрытие могильного сруба. Внутри оказалась небольшая камера (260х310 см) с деревянной колодой-саргофагом, которая из-за природных катаклизмов сначала залилась талой водой, а потом прочно сковалась тысячелетним льдом. Вскрыв «гроб», ученые увидели мумию молодой женщины, тело которой покрывали синие татуировки в скифо-сибирском стиле (изображение зверей и мифических животных).
Журналисты моментально нарекли находку громкими «титулами» – Алтайская принцесса, Очы-бала (женщина-богатырь), Принцесса Укока. На самом деле усопшая относилась к среднему слою пазырыкской знати и умерла от рака в возрасте 25-30 лет. Сейчас мумия хранится в музее имени Анохина (Горно-Алтайск) и выставляется на обозрение посетителей не чаще 3-4 раза в месяц (подробный график на 2019 год в статье «»)
Местоположение
После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки зрения недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.
19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года). В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия. Однако суд отказал в удовлетворении иска. Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд.
Мнение Вячеслава Молодина
Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:
Не стоит называть её «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернём «принцессу» на Алтай. Всё это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.
Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава Богу, никто не требует их вернуть. Причём это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества. |
Что посмотреть рядом
Горно-Алтайск и его окрестности богаты различными достопримечательностями. Огромной популярностью пользуется уникальный музейный комплекс под открытым небом «Улалинская стоянка». Археологический возраст древнейшего поселения человека в Сибири составляет около 300 тысяч лет. Адрес местонахождения – ул. Советская. GPS-координаты 51.955468, 85.971414.
Также будут интересны:
- восхождение на обзорные горы Комсомольская и Тугая;
- озера Ая и Манжерок;
- комплекс «Бирюзовая Катунь»;
- Талдинские пещеры;
- Камышлинский водопад;
- Горно-Алтайский ботанический сад;
- Чергинский зубрятник.
Остальные знаковые места республики находятся в большей отдаленности от столицы: Семинский перевал (Дьал-Менку) – 104 км, Телецкое озеро (северный берег) – 150 км, перевал Чике-Таман – 230 км, гора Белуха – 250 км, Шавлинские озера – 340 км, плато Укок – 450 км.
Плато Укок
Начало освоения
Короткое и звучное название плоскогорья происходит от древнего монгольского слова «ухэг», которое имеет достаточно сложный перевод на русский язык – «массивная плоская гора». Существуют и альтернативные версии, связанные с древнетюркскими «сукок» (студеный) или «ук + кок» (возглас неба).
До середины XIX века эта суровая и труднодоступная местность мало кого интересовала. Для ее изучения не было ни дорог, ни карт, ни средств в казне. Ситуация резко изменилась после 1860 года, когда между Россией и империей Цин был заключен Пекинский договор с официальным описанием русско-китайской границы. Спустя 4 года появился Чугучакский (Тарбатагайский) протокол, в котором линия разграничения пролегла по южной оконечности плоскогорья Укок в Горном Алтае.
За короткий промежуток времени между 1867-1887 гг. плато посетило несколько исследовательских экспедиций. Был произведен физико-географический анализ местности, определены абсолютные высоты господствующих вершин, созданы первые наброски топографических планов. Параллельно с научной деятельностью происходило военное освоение региона пограничными войсками (полостью обустроено две заставы). Большой вклад в изучение местности внесли гляциологические экспедиции, которые занимались исследованиями ледников атмосферного происхождения.
Эта уникальная местность в узле пересечения границ России, Монголии и Китая называется “Горный массив Табын-Богдо-Ола” («пять божественных гор»). Наивысшей точкой является Куйтэн-Уул («холодная вершина») высотой 4374 метра, которая территориально принадлежит Монголии и лишь немногим уступает «чемпиону» Горного Алтая – остроконечному пику Восточная Белуха (4509 метров).
Характеристики еще четырех господствующих заснеженных вершин представлены в таблице ниже.
Название вершины | Высота, метров над уровнем моря |
Красавица | 3998 |
Снежная Церковь | 4073 |
Белый шатер | 4117 |
Петр Петрович (названа в честь русского географа П.П. Семенова-Тян-Шанского) | 4192 |
Полный обзор всех пиков Табын-Богдо-Ола возможен в восточной части плоскогорья Укока (исток реки Калгуты) или от перевала Теплый Ключ (100 км от райцентра Кош-Агач).
Тайная гробница
Сначала было обнаружено захоронение весьма богатого скифского мужчины. По древним обычаям его в загробное путешествие сопровождали три лошади, посуда, клинки из железа. Специалисты датировали погребение IV-III вв. до н.э. В процессе работы с мужским захоронением научные сотрудники с удивлением обнаружили, что под верхним погребением оказалось тщательно спрятанное второе. Под открытым настилом ученых ждала настоящая сенсация. Здесь находились хорошо сохранившиеся кости шести огненно-рыжих лошадей в богато украшенной сбруе, рядом с ними во льду погребальной колоды, лежала женщина.
История находки
Фотография мумии принцессы Укока
Полосьмак Н. В. и Деревянко А. П. высказали предположение о том, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:
Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль».
Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым.
Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что
Примечания
- Ламин В. А. Энциклопедия: Новосибирск. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2003. — С. 181. — 1108 с.
- . www.moya-planeta.ru. Дата обращения 23 апреля 2019.
- . www.moya-planeta.ru. Дата обращения 23 апреля 2019.
- . www.nsc.ru (2001). Дата обращения 23 апреля 2019.
- . // Новости Горного Алтая (20 сентября 2012). Дата обращения 23 апреля 2019.
- . // РИА Новости (16:48 20 марта 2008 года). Дата обращения 3 мая 2008.
- Михалев Д. . // РИА Новости (19 августа 2014).
- (недоступная ссылка). // РБК (20 августа 2014).
- . // Вести.ру (20 августа 2014). Дата обращения 23 апреля 2019.
- . // Моя планета (28 января 2016). Дата обращения 23 апреля 2019.
- . // РИА Новости (3 февраля 2016). Дата обращения 26 апреля 2020.
- . // Интерфакс (3 февраля 2016). Дата обращения 26 апреля 2020.
- . // РАПСИ (31 марта 2016). Дата обращения 26 апреля 2020.
- Финогина А. . // НТВ (3 февраля 2016). Дата обращения 23 апреля 2019.
- Антон Лучанский. (недоступная ссылка). Большой Новосибирск (18 марта 2006). — «Документальный фильм об археологических раскопках в республике Горный Алтай стал беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий.». Дата обращения 3 октября 2012.
Климатические условия
Сложный характер рельефа, огромные расстояния от морского побережья и значительные абсолютные высоты способствуют образованию резко континентального климата плато Укок и Горного Алтая в целом. Но все же южная оконечность региона наиболее суровая, несмотря на большие объемы суммарной солнечной радиации и доставочное количество часов солнечного сияния.
В зимнее время территория находится под активным влиянием обширной области высокого давления (Азиатский антициклон), которая характеризуется низким уровнем осадков, сильными ветрами и умеренными отрицательными температурами до –20-22°С. Благодаря этому на плоскогорье нет глубокого снежного наста, что позволяет его успешно использовать в качестве зимнего пастбища для овец, лошадей и крупного рогатого скота
Во многом это важное обстоятельство послужило причиной популярности и всеобщего уважения со стороны древних кочевников. В советские времена здесь располагались несколько больших зимних стоянок-пастбищ, принадлежащих местным колхозам
Весна на плоскогорье Укок приходит поздно. С западного направления через относительно невысокие водоразделы рек Бухгтарма (приток Иртыша) и Катуни (левая составляющая Оби) вторгаются обширные циклоны, приносящие дождь, пасмурно-неустойчивую погоду и порывистый ветер. Процесс нормализация циркуляционного режима воздушных масс заканчивается в конце мая – первой декаде июня.
После этого приходит короткое и влажное лето, которое ярко демонстрирует климатическую суровость высокогорного края, приравненного к району Крайнего Севера. Даже в наиболее теплом месяце, июле, температура редко поднимается выше +10°С. При этом в Природном парке «Зона покоя Укок» и по всей территории плоскогорья регулярно возникают летние заморозки под воздействием холодного воздуха, спускающегося с Южно-Чуйского хребта.
Уход тепла начинается уже в августе и сопровождается снижением дневной температуры до +6-7°С. Сентябрь характеризуется приходом циклонов, обилием осадков и усилением ветра. Первые снегопады стартуют с середины морозного октября и постепенно усиливаются на протяжении ноября. В декабре азиатский антициклон устанавливает малоснежную погоду с сильными морозами.
История находки
Долина Ак-Алахи, вид на перевал Канас, плоскогорье Укок
современный вид кургана
Полосьмак Наталья Викторовна и Деревянко Анатолий Пантелеевич высказали предположение, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:
Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль».
Начало изучению «замёрзших» могил Алтая положено в 1865 году Василием Васильевичем Радловым.
Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что
Особенности рельефа
Плато Укок в Горном Алтае на фото и видео прекрасно естественной красотой и живописными горно-степными пейзажами. Во многом этому способствуют богатые зеленью долины, многочисленные озера и высокие хребты, окружающие местность со всех сторон:
- с севера – Южно-Чуйский (долина реки Джазатор);
- с запада – отроги Катунского;
- с востока – Сайлюгем;
- с юга – Таван-Богдо-Ула и Южный Алтай.
Беркетская котловина более масштабна, интересна и причудлива благодаря огромным валунам эрратического происхождения, захламленным каменными обломками моренным участкам, холмисто-западинным микрорельефом с хаотичным разбросом высот от 1-3 до 8-15 метров. Здесь же находится большая часть озер, в том числе и достаточно крупных – Кальджин-Коль, Музды-Булак. В пределах котловины принято выделять две низменные области – Калгутинскую (на востоке) и Акалахинскую (на западе) впадины, которые отделены друг от друга водораздельной грядой. Имеет заповедное плато Укок и собственные вершины. Рекордсменом является гора Майтубе высотой 3242 метра.