Пурим 2020: когда отмечается, история и традиции, зачем надевают маски, что пьют и едят

Содержание:

Самый радостный праздник

Как празднуют Пурим? А как бы праздновали его вы, если бы пережили угрозу гибели и спаслись от нее в последний момент? Этот день наверняка запомнился бы как один из самых важных в жизни. Но почему-то многим этот праздник кажется странным и непонятным.

А ведь на самом деле каждому человеку нужен хотя бы один день в году, когда он смог бы забыть обо всех своих проблемах и жизненных неурядицах и радоваться уже только тому, что живешь. В этом и есть вся философия и смысл этого немножко сумасшедшего и очень веселого праздника. По крайней мере, именно такой вывод может сделать человек из другой страны, попавший на это тожество.

Пурим — настолько светлый и позитивный праздник, что он начинает просачиваться в другие культуры, все чаще представители других национальностей отмечают его в своем календаре красным цветом и посылают друг другу поздравления с Пуримом.

fb.ru

Традиции празднования Пурима

Символ Пурима – это, конечно же, Гоменташ. Это традиционное кушанье представляет собой треугольные печенья из песочного теста со сладкими и солеными начинками, но самая популярная — маковая.

Считается, что Аман носил на голове шляпу в виде треуха, именно поэтому блюдо такой формы.

Год за годом в спектаклях Пуримшпиль восстанавливается древняя история спасения.

Веселые иудейские праздники невозможны без подарков и сюрпризов. Их дарят нуждающимся, которые не могут в этот день позволить себе пиршество. Это исходит из древней традиции праздника быть единым сообществом, потому как один ослабший и оказавшийся без помощи человек может ослабить всех, поэтому в этот день необходимо подать пожертвование не менее чем двум нуждающимся.

Кроме того, принято дарить угощения друзьям и родственникам. Угощения могут быть любыми, но, по традиции, они должны быть подарены вместе с бутылочкой виноградного сока.

Религия никогда не приветствовала распитие алкоголя, но именно в эти дни можно не просто пригубить, но и напиться так, чтобы хватило на весь год. Количество выпитого алкоголя должно быть таким, чтобы пьяный человек перестал понимать разницу между благословениями герою Пурима Мордехаю и проклятиями коварному злодею Аману. Пурим обязательно сопровождается пышной трапезой.

А вечером, когда день подойдет к концу, можно выйти на улицу, запускать фейерверки, трещать в трещотки и даже бить в барабаны.

Шум и веселье, яркие наряды, оригинальные прически и песни – это только малая толика того, что принес в жизнь иудейского народа чудесный Пурим.

Переодевание в маски и костюмы, для того чтобы замаскировать свою внешность – это самый интересный обычай Пурима. Костюмы могут быть любыми, но традиционно это наряды героев книги Эстер: персидского царя Ахашвероша, отвергнутой жены царя Вашти, царицы Эстер, Мордехая и Амана.

Пурим отмечается евреями всего мира, но, разумеется, самое бурное празднование происходит в Израиле. Там этот праздник более всего напоминает бразильский карнавал или новоорлеанский Марди Гра.

В больших и малых городах проходят праздничные шествия переодетых в карнавальные костюмы людей. Наиболее яркий парад происходит в Тель-Авиве, где все происходит под громкую музыку лучших диджеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.

Пурим сегодня

Пурим — одна из интереснейших традиций, дошедших до наших времен. Она привлекает не только местных жителей, но и туристов. Местные жители устраивают маскарад, помогающий высмеять врагов евреев. Переодевание приближает их к героям удивительного народа. Такое празднество символизирует успешное разрешение смертельной опасности.

В городах устраивают Пуримшпили – спектакли с зарисовками из событий Пурима, большинство из них носят шуточный и юмористический характер.

Израильские ребятишки еще до наступления праздника наряжаются в яркие костюмы и отправляются в школы, ясли и детсады. Взрослые наполняют улицы шумом, плясками и представлениями, проводятся конкурсы на лучший костюм.

Но надевать слишком богатые и пышные наряды не стоит, так как принято обливать друг друга спреем и бить пластиковыми молотками. Ярче всего евреи отмечают праздник карнавальным балом (адлояда). На него выходят все жители и гости страны, соединяясь в одну яркую волну.

Пурим напоминает, что на каждом лежит ответственность, каждый должен сыграть ту роль, которую Бог написал специально для него – делать то, что Бог от него хочет, что Бог ему поручает через Тору и заповеди, отметил раввин.

Удивительный еврейский народ чтит свою историю и традиции, празднование великого спасения от гнева Персии – прекрасное тому подтверждение. Большинство первых традиций и условий праздника соблюдаются и сегодня в религиозных семьях. Гостей Иерусалима ждет яркое представление и незабываемые эмоции от погружения в совсем другую культуру и нравы.

Миф: Нужно заглушать имя Амана

Всеми любимая традиция Пурима — греметь грагерами (трещотками), стучать, кричать, топають ногами и всячески шуметь, когда во время чтения мегилы звучит имя Амана.

Некоторые настолько усердствуют в этом «унечтожении Амана», что не слышат, как чтец произносит его имя.

Факт: Необходимо слышать каждое слово мегилы

Закон обязывает слышать каждое слово мегилы, даже те, которые относятся к негодяям. Во многих общинах чтец делает паузу после произнесения имени Амана, чтобы дать всем возможность пошуметь, потом повторяет его еще раз и продолжает чтение

Важно не шуметь во время этого повторения. В конце концов, если кто-то пропустил хотя бы одно слово, ему нужно снова услышать все чтение мегилы!

Значение Пурима в иудаизме

В Талмуде высказывается мнение, что когда все книги Пророков и Писания будут забыты, книга Эсфири не забудется и праздник Пурим не потеряет своего значения. Утверждается даже, что Πурим столь же велик, как тот день, в который Тора была дана на горе Синае.

Десять сыновей Амана

В еврейской традиции существует любопытный комментарий к следующему отрывку из Книги Эсфири:

Комментаторы обращают внимание на то, что просьба Эсфири представляется странной. Ведь только что было сказано, что десять сыновей Амана были убиты

Можно было бы объяснить это противоречие тем, что Эсфирь просит повесить тела уже мёртвых врагов в устрашение всем тем, кто в будущем захочет поднять руку на евреев. Но в свитке имена убитых сыновей Амана записаны в столбик — одно под другим, и это, по мнению комментаторов, намекает на то, что они уже были повешены, живые или мёртвые. Еврейские комментаторы дают другое объяснение: Эсфирь обладала пророческим даром и знала, что в будущем вновь возникнет подобная ситуация. И просила она не у персидского царя, а у Царя царей, чтобы это преступление не осталось без возмездия.

Согласно существующим уже 2300 лет (с момента написания свитка Эсфирь) правилам, каждый писец, переписывающий свиток Эсфирь, обязан писать в именах сыновей Амана некоторые из букв маленькими и одну большой. При взгляде на имена, записанные в столбик, тут же бросаются в глаза буквы ת «тав», ש «шин» и ז «заин», отличающиеся от остальных букв своим уменьшенным размером, и буква ו «вав» в последней строчке, написанная так, что она опускается намного ниже строки. Возможно это указание на год, когда произошли события, похожие на Пурим, хотя и при более трагичных обстоятельствах. В еврейской традиции каждая буква имеет числовое значение, и год принято записывать не цифрами, а буквами. Таким образом, ת соответствует числу 400, ש — 300, ז — 7. Вместе — 707. Большая ו (её числовое значение — 6) возможное указание на шестое тысячелетие — пятитысячные годы[неавторитетный источник?].

Миф: Пурим — это второстепенный праздник

Наряду с Ханукой, Пурим часто пренебрежительно называют второстепенным праздником, поскольку он был установлен спустя сотни лет после того, как Моисей получил Свыше повеление соблюдать Шаббат, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот, Песах и Шавуот

Это может звучать как намек (не очень тонкий) на то, что его соблюдение не так уж и важно

Факт: Пурим предписан в Библии, и его уроки жизненно важны

Подобно Хануке, в Пурим работа не запрещена, и он считается одной из семи заповедей, установленных Мудрецами. Тем не менее, книга Эстер является частью библейского канона, и соблюдение праздника четко изложено там в главе 9.

В некотором смысле, Пурим имеет значимость и актуальность для нас больше всех других праздников. Пурим пришел «снизу» как продукт веры и молитв еврейского народа, жившего тогда за пределами Израиля под чужой властью. У них были все основания отказаться от иудаизма, чтобы спасти свои жизни, но они решили с гордостью сохранить свою веру, даже если это делало их мишенью Амана.

История праздника Пурим

Его история начинается около 2500 лет назад, когда Персией правил царь Ахашвероша. Евреи верят, что один из сановников царя указал всем склонять голову перед дворцом. Один из жителей никак не хотел этого делать – это был родственник царицы – Мордехай, объяснявший свое поведение силой веры и заповедями, позволявшими становиться на колени только перед Богом.

Рассерженный Аман нажаловался царю, на свободолюбивого и наглого жителя. Помощник попросил у правителя назначить день, когда каждому позволено убить евреев, не почитавших царя. Все богатство убитого забирали себе. За это Аман обещал пожертвовать в казну 10 тысяч серебряных монет.

Царь согласился на выгодную для него сделку, он не знал, что его возлюбленная жена – еврейка. Тот самый непокорный Мордехай приходил каждый день ко дворцу ради нее. Однажды старик узнал о заговоре против царя. Он сообщил страже об этом, о чем была сделана запись в дворцовую книгу. По счастливой случайности у царя была бессонница, поэтому он начал читать записи. Узнав о случившемся, Ахашверон тут же приказал наградить своего спасителя.

Аман несмотря на ненависть по отношению к евреям посоветовал царю подарить ему дорогую одежду и провести по улицам города, показывая свою щедрость и благодарность всему народу. Противоположный совет он дать не мог, старик спас царю жизнь и был достоин высшей награды. В это время старец рассказал своей воспитаннице и царице Персии о намерениях Амана истребить всех евреев.

Согласно существующим законам, отменить ранее изданный приказ правитель был не в силах, на нем стояла печать царя, поэтому он издал новый документ, приказавший евреям не только защищаться, но и убивать нападавших. Если они победят соперника, то могли забрать имущество убитых ими жителей Персии. В писании говорится о победе евреев над персами, желавшими их уничтожить. Такая легенда лежит в истории праздника, когда принято готовить представления, карнавалы.

Когда Пурим отмечается на субботу, его празднуют три дня – случается утроенный Пурим. В субботу запрещено произносить основные свитки и выходить на улицу с подарками, а значит, и одаривать бедняков. Евреи начинают Пурим на сутки раньше – в пятницу. 

Царь возгордился тем, что его жена принадлежит к семье первых еврейских царей и начал одаривать ее полномочиями и благами. Он особо трепетно и гордо стал относиться к Эстер и Мордехаю. Он заслужил звания советника царя и ему передали печатку повешенного Амана.

Почему на Пурим надевают маски

На Пурим в Израиле традиционно проводятся красочные и веселые карнавалы, и все, от мала до велика, ходят по улицам в карнавальных костюмах и в масках. Традиция надевать маски на Пурим имеет свое объяснение. Во времена гонений некоторые евреи склоняли головы перед чужими богами — идолами, но в глубине души смеялись над ними. Господь видел это и говорил — я знаю, что у вас на сердце, а все внешнее — это только маска.

События Пурима описаны в Книге Эстер, которую обязательно читают в праздник при большом стечении народа. Когда чтец упоминает имя Амана, дети начинают громко топать ногами и трещать трещотками, чтобы даже имени злодея не было слышно.

Местный (малый) Пурим

Помимо самого Пурима также распространён обычай отмечать дату спасения общины или семьи чтением соответствующих молитв и ритуалом, напоминающим пуримский. Это общинные варианты Пурима, называемые мо‘эд катан или Пурим катан с добавлениями названия общины или особого события, которое празднуется в определённую дату еврейского календаря, связанную со спасением в этот день еврейской общины данной местности. Зачастую такое празднование Пурима предваряется постом, подобным посту Эсфири, а в самый день праздника в синагоге часто читается свиток, содержащий историю данного варианта Пурима.

Местных вариантов Пурима известно более ста (хотя многие из них уже не празднуются). Среди них Пурим в городах Сарагоса (17-18 швата; согласно традиции, начиная с 1380 г.; установлен по поводу спасения евреев от обвинения в неуважении к королю), Алжир (4 хешвана, с 1540 или 1541 г., и 11 таммуза, с 1774 г.), Тверия (4-7 элула, с 1743 г.) и Авиньон (24 таммуза, год неизвестен, и 28 швата, с 1757 г.); также Каир, Нарбонна, Падуя. Примером семейного Пурима может служить Пурим Шмуэля ха-Нагида (по поводу его спасения от заговорщиков 1 элула 1039 г.).

Происхождение праздника

Пурим

Название праздника происходит от слова «пур» (аккадское «пуру» — «жребий»), который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19). По свидетельству Библии, весь еврейский народ принял празднование этого дня не только для себя, но и для всех будущих поколений

По всей видимости, лишь событие первостепенной важности могло послужить основанием для такого праздника, не связанного ни с Храмом, ни с каким-либо религиозным явлением.

В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днём Мордехая (2Макк. ).

Библейская критика

Приверженцы библейской критики игнорируют события, переданные традицией. По мнению Вильгельма Эрбта, поводом для празднования могло послужить известное поражение Никанора, разбитого Иудой Маккавеем 13-го Адара 161 г. до н. э., весть о котором распространилась 14-го. Имя Хадасса, которым пользовалась Эсфирь сначала, напоминает название поселения Цур Хадасса, где произошла эта битва.

Тем не менее, остаётся вопрос, не праздновали ли Пурим и до «дня Никанора»?

Циммерн (Zimmern) производит слово «пур» от ассир. puhru = сир. puhrâ — пиршество, праздничное собрание, и находит в Пуриме отголосок вавилонского нового года с его собранием богов для определения посредством жребия судьбы людей. По Лагарду (de Lagarde) формы φρουραία, φουρδαία, у Иосифа Флавия φουρδία, указывают будто на то, что в основе Пурима был персидский праздник нового года furdigan или farwardigan. Эта теория была опровергнута Иосифом Галеви.

История праздника Пурим

Пурим — это не религиозный праздник, он связан с историческим событием, случившимся в 355 году до нашей эры.

Персидский царь Ахашверош (тот самый Артаксеркс, или Ксеркс, который пытался завоевать Грецию и даже как-то высек море за потопленные корабли) любил попировать, а в его гареме было много жен и наложниц.

Как-то, устав от трехмесячного пира, Ахашверош похвастался гостям, что его любимая жена Вашти никогда ему не перечит, хотя она и из очень знатного рода — внучка Навуходоносора. Гости пожелали проверить, так ли это. Царь вызвал Вашти и потребовал, чтобы та станцевала голая перед гостями. Но Вашти отказалась, сочтя это бесчестьем, за что и лишилась жизни.

В ходе смотрин, на которых Ахашверош присматривал себе новую супругу, советник царя Мордехай представил свою племянницу Эстер. Красавица понравилась царю, и он взял Эстер в жены, не зная, что его избранница еврейка.

Аман решил отыграться за обиду на всех евреях и подговорил царя устроить еврейский погром, некий прообраз Холокост. Царю идея показалась удачной, и он отдал приказ истребить всех евреев, живущих в Персии — от стариков до новорожденных младенцев. Имущество убитых должно было отойти погромщикам, что, естественно, увеличивало их рвение.

Резня была назначена на тринадцатый день месяца Адара, как говорится в «Книге Эстер» — главной библейской книге о Пуриме. Дата была выбрана при помощи жребия, который бросал Аман («пуру» — на вавилонском языке — «жребий»), и который выпал на 13 Адара. Отсюда и называние праздника Пурим.

Узнав о страшном жребии, Мордехай потребовал от Эстер, чтобы та попыталась спасти свой народ заступничеством перед царем. Эстер, несмотря на колебания и естественный страх, согласилась. Она пришла в покои к мужу в неурочный час (что при дворе Ахашвероша считалось преступлением). Но красота девушки, ее изысканный наряд и исходящее от нее благоухание раззадорили царя, он принял Эстер в покоях, а затем отправился с ней на пир. На пиру Эстер призналась мужу, что она еврейка и попросила помиловать ее народ и осудить Амана.

Из любви к жене Ахашверош приказал повесить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая. Но указ об истреблении евреев, изданный на основе жребия, отменить было нельзя даже царю. Тогда царь разослал новый указ, согласно которому евреи получили право вооружиться и с оружием в руках защищать свои жизни и свое имущество.

Дни, когда евреи не знали, какая судьба их ждет, были очень страшными. Но, несмотря на это, мудрецы собрали всех детей и стали учить их Торе. Именно поэтому праздник Пурим так важен для детей.

Получив от царя разрешение защищаться, евреи быстро вооружились и сумели дать отпор погромщикам, перебив большинство из них. Не пощадили победители и семью Амана — все его десять сыновей были убиты. А в честь чудесного спасения был придуман праздник Пурим.

Пурим в 2019 году

Дата празднования Пурима не является строго определенной: ее приходится ежегодно высчитывать, пользуясь лунным календарем. В 2019 году евреи всего мира будут отмечать его с 20 по 21 марта: именно на эти дни выпадают 14 и 15 число весеннего месяца Адар.

Пост Эстер

Празднику Пурим всегда предшествует так называемый пост Эстер (на иврите его название звучит как «Таанит-Эстер»), начинающийся на рассвете и заканчивающийся с наступлением полных сумерек 13 числа месяца Адар. Если эта дата приходится на субботу, Таанит-Эстер переносят на 11 адара, то есть на предшествующий ей четверг.

В 2019 году пост Эстер выпадает на 19 марта. При этом следует понимать, что Таанит-Эстер отмечают вовсе не в память трехдневного поста, упоминаемого в списке Эстер. Его прообразом стал пост, выдержанный евреями в канун Пурима. Дело в том, что у этого народа существует традиция поститься и просить помощи у Создателя в победе над неприятелем перед началом любых военных действий.

Во время поста принято не только молиться и подвергать анализу события собственной жизни, но и вспоминать о той бездне скорби и страха, в которую был погружен весь еврейский народ в дни давних исторических событий. Обязательной традицией в дни поста является чтение свитка Эсфирь, содержащего подробное описание истории праздника Пурим.

Шушан Пурим

Большая часть евреев, проживающих в разных странах земного шара, приступает к празднованию Пурима четырнадцатого адара, но в двух городах – Иерусалиме и Шушане (так называли древнюю столицу Персии) – его начало сдвигается на пятнадцатое адара.

Дело в том, что во времена описываемых исторических событий эти города были обнесены неприступными стенами, и потому их еврейское население одержало победу над своими врагами на один день позже. Праздник, отмечаемый евреями Иерусалима и Шушана (на русском языке его название звучит как «Сузы»), называется Шушан Пурим. В 2019 году он будет отмечаться 22 марта.

Двойной Пурим

Еврейское население, проживающее в других городах и странах, отмечает сразу два праздника: и Пурим, и Шушан Пурим. В 2019 году их празднование, предусматривающее строгое соблюдение всех заповедей и традиций, будет происходить в течение 21 и 22 марта, причем первый из этих дней все равно считается основным.

Законы и обычаи праздника

Ханука и Пурим не упоминаются в Торе, их празднование было установлено законоучителями. В частности, из-за этой разницы в статусе праздника нет запрета работать в эти праздники. В книге Эсфири нет никаких ритуальных предписаний для Пурима; говорится только о ежегодном праздновании евреями 14 и 15 адара, причём предписывается, «чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным» (Эсф. ).

гоменташ

Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири.

Чтение Свитка Эстер

трещотка

Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку) во время вечерней и утренней молитвы в синагоге.

Во время чтения свитка при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещотками (Haman Klopfer) и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею. Прототипом подобной формы выражения презрения является введённый французскими и немецкими евреями в XIII в. обычай ударять одним об другой двумя камнями, на которых начертано имя Амана, до тех пор, пока имя не стиралось (в соответствии с библейским предписанием «ты должен стереть память Амалека» (Втор. )). Обычай поручать детям шуметь трещоткой был издавна принят и в России. Раввины, однако, неоднократно протестовали против такого непристойного поведения в синагоге.

Праздничная трапеза

Пурим — весёлый праздник, во время которого принято пить вино. По словам Талмуда, нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю. Некоторые законоучители, однако, возражали против буквального понимания этого предписания.

На праздник пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые гоменташн (гоменташи) (идиш ‏המנטאַשן‏‎ — у́мэнташн или (h)о́мэнташн, букв. «карманы Амана») или «уши Амана» (на иврите озней Хаман).

Посылание угощений и подарков нуждающимся

Две праздничные корзинки с мишлоах манот

Пурим в Дрездене

В Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку (на иврите мишлоах манот, на идишe шалахмонес — букв. «посылка яств») и давать деньги нуждающимся.

Карнавал

Пурим — карнавальный праздник. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль (на идишe «пуримское представление»), исполняемый одним или несколькими актёрами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки, однако уже в начале XVIII в. эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причём мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено еврейским законом).

В современном Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — «Адлояда» (букв. «пока не перестанет различать») — было основано хореографом Барухом Агадати в Холоне в начале 1930-х годов.

Миф: У Амана была треугольная шляпа и острые уши

На Пурим принято есть треугольные пирожки с маком (варенья и джемы тоже сгодятся), которые на идише называются гоменташи, а на иврите озней-аман («уши Амана»).

Согласно расхожей легенде, эти пирожки делают в форме треугольной шляпы, которую носил Аман. Другая легенда (особенно популярная в Израиле) гласит, что это лакомство воспроизводит форму ушей Амана.

Факт: Мы ничего не занем ни о гардеробе Амана, ни об особенностях его анатомии

Нет совершенно никаких оснований считать, что Аман носил треуголку. В отношении формы его ушей так же нет никакой достоверной традиции.

На самом деле, самое главное в этих пирожках — это их начинка из семян (мака), называемая на идише мон . И на Пурим их едят в память о самопожертвовании пророка Даниэля и царицы Эстер, которые, живя в царском дворце, питались этими семенами, чтобы не есть ничего некашерного.

Мон (мак) наиболее предпочтителен, потому что созвучен с манот
(«порции»), которые мы посылаем друг другу в праздник Пурим.

Если так, почему гоменташи иногда называют «ушами»? Вообще-то, так иногда называют и не только пуримские пирожки. Рабби Йосеф ибн Каспи (1279-1340) и рабби Дон Ицхак Абарбанель (1437-1508) в своих комментариях упоминают пирожки-«ознаим» без какой-либо связи с Аманом и Пуримом. Да и во многих восточно-европейских культурах маленькие пирожки с начинкой часто называют «ушками».

Читайте: Разные рецепты гоменташей

Пурим в Израиле: история праздника

Сегодня в великий день все евреи обязаны веселиться, плясать. Однако начиналось все не столь радостно. В 586 году до нашей эры вавилоняне напали на Иерусалим, разгромили здания и захватили множество евреев. Народ удерживался в плену почти полвека. Кир Второй издал указ, освобождавший иудеев от плена. В документе было написано, что они имеют право вернуться в разрушенный город и восстановить его. Однако пророчество Иеремии гласило, что спустя 70 лет. После атаки на Иерусалим, город будет восстановлен, а Вавилон – канет в лету.

Вера в пророчество

Персидские, вавилонские правители боялись пророчества. Хотя глубоко в душе верили, что оно не сбудется. Именно предсказание долгое время защищало еврейский народ. Царствующие особы боялись обидеть его, ибо опасались, что пророчество спровоцирует большую беду. Взошедший на престол персидский царь Артаксеркс создал одну из наиболее мощных империй в истории человечества. Он посчитал, что пророчество уже давно закончилось. Дабы доказать свое превосходство над евреями, он организовал невиданное гуляние. Пир длился полгода. В разных иудейских книгах пишут. Что царь просчитался с пророчеством и спустя несколько лет покинул этот мир.

Ссора Амана и Мардехая

Но между Мардехаем и приближенным Ксеркса Аманом произошла ссора. Первый не захотел поклониться второму. Аман обозлился и решил отомстить всем евреям. Он нашептал Ксерксу, что евреи не признают его власть. А так же не уважают персов и не хотят принимать их законы, живя по своим традициям. С чего же начался Пурим в Израиле? Как гласит история, царь Ксеркс был в поисках новой супруги. Свою предыдущую благоверную он изгнал из дворца.

Она не захотела плясать полностью раздетой под взглядами всех придворных. Ксеркс положил глаз на Есфирь – она была племянницей Мардехая. Именно он уберег царя от заговора, грозившего правителю смертью. Царь разгневался и издал указ – согласно бумаге к смерти приговаривался весь народ! Осталось только определить, в какой день состоится масштабная казнь. Право выбора предоставили Аману. А он не нашел ничего лучше, чем просто бросить жребий. Дата казни – 12 и 13 айдара.

Как Есфирь спасла евреев

Есфирь прослышала о страшном дне и поделилась своей информацией с Мардехаем. Женщина оставалась единственной, кто была способна предотвратить трагедию. Для этого ей нужно повлиять на решение царя. Есфирь организовывает несколько торжеств для царя. Во время каждого из них она мягко, но упорно доказывала Ксерксу о преданности евреев. Ведь именно они спасли его от заговора и смерти. Царь поверил Есфирь, убедился в коварстве Амана и решил наказать его за клевету. Аман был приговорен к повешению.

Судьбоносное решение

Поскольку же отметить свой предыдущий указа персидский правитель не мог. Он разрешил иудеям защищаться с оружием. Палачей они встретили подготовленными. Бои длились двое суток, а все нападавшие были либо убиты, либо сбежали. В рукописях указывается, что за два дня кровопролития погибло более 70 тысяч человек. Среди них было 10 сыновей каверзного и подлого Амана.

14-го айдара евреи поняли, что опасности больше нет. И они могут не волноваться за свою безопасность. Началось великое торжество. По наставлению Мардехая 14-го айдара признан особым днем. А память о нем передается потомкам. Из года в год проходит великий иудейский праздник Пурим.

Откуда пошло название

Теперь вы знаете, что такое Пурим. И что за праздник в Израиле отмечается в начале весны. Его название происходит от слова «пур» — в переводе оно означает жребий. Тот самый, что бросал Аман, выбирая дату казни целого народа.

Из-за этого торжества сформировалось отрицательное отношение христиан к иудеям. Произошло это в период так называемого рассеивания иудеев. Обусловлен негатив тем, что Пурим зачастую припадает на дни Великого поста. Христиане не могли спокойно относиться к ярким праздникам, которые устраивали евреи в эти дни.

Сноски и источники

  1. Есф. 
  2. Возможно, Ксеркс I, V в. до н. э.
  3. Есф. 
  4. Дарием I или же зятем Дария Киром
  5. Имеется в виду толкование Книги Есфири
  6. (Книга Есфири 3.12)
  7. (Книга Есфири 8.9)
  8. Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1
  9. Абу-ль-Фарадж бин Харун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.
  10. Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006
  11. Эсф. 
  12. Эрбт, Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. Erbt, Die Purim-Sage
  14. 1Макк. ; 2Макк. 
  15. 1Макк. ; Иосиф Флавий, Иудейские Древности, XII, 10, 5)
  16. Zeitsch. f. d. alttest. Wissensch., XI, 157—169
  17. Abhandl. d. Gesellsch. d. Wissensch. zu Göttingen, 1887; Mittheilungen, II, 379 и сл.; Nachrichten d. Gesellschaft d. Wissenschaft zu Göttingen, 1890, 403
  18. Иосиф Галеви, Rev. des Et. Juives и др.
  19. Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19
  20. по Танаху — при Иисусе Навине
  21. Талмуд, Меггила 6б—7а
  22. Иногда люди по незнанию этого называют Пурим и Хануку «детскими» праздниками из-за того, что в Израиле все работают, за исключением детей в школах, которые не учатся.
  23. р. Иешаяху Горовиц, Шней лухот ха-брит 260а
  24. Талмуд, Меггила 7б
  25. Эсф. 9:22
  26. Иерусалимский Талмуд, Меггила I, 70d; Маймонид, Мишнэ Тора, Меггила III, 18
  27. Комментарий «Пахад Ицхак» к Талмуд, Баба Меция гл. 9
  28. «Где же был Б-г во время Катастрофы?: Историко-философское исследование»/ М. М. Гитик; Ред. Б.-А. Плохотенко. — Иерусалим: Дварим, 2004. — 208 с.

Еврейский праздник Пурим имеет богатую историю происхождения

Праздник Пурим начали отмечать евреи еще до нашей эры. Так гласит Свиток Эстер — книга, в которой подробно описана история происхождения Пурима.

В давние времена в Персидской империи правил царь Ахашверош, который был женат на еврейке по имени Эстер. Она же скрывала свое происхождение от мужа.

Первым помощником царя являлся визирь Аман, которого боялись все вокруг и преклоняли перед ним колени. И только Мордехай — родственник и воспитатель царицы Эстер, который служил при дворе царя, не оказывал Аману такого «почтения». Чтобы от него избавиться, Аман уговорил императора убить всех евреев в Персии. Царь, недолго думая, подписал указ. Правда, он и не подозревал о том, что его жена тоже еврейка. В тоже время Аман бросил жребий, чтобы определить время для осуществления задуманного. Жребий указал на 14-й день Адара, то есть 21 марта. Узнав о беде, царица Эстер и Мордехай собрали всех евреев, чтобы вместе поститься, молиться и учить детей Торе и любви к Богу.

Еврейские мудрецы считают, что именно тогда, Бог перевернул жребий и разрушил коварные замыслы визиря Амана. После завершения трехдневного поста, Эстер рассказала своему супругу о том, что является еврейкой и попросила пощадить ее народ. Царь Ахашверош разозлился на Амана, задумавшего погубить евреев, а значит и его жену. И в определенный жребием день, 21 марта, казнил не евреев, а коварного визиря и его сыновей. Но, в то время царские указы нельзя было отменить, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям защитить себя и свое имущество любыми средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector