Александр пушкин

Петр и Пушкин

Не флотом, не по́том, не задом В заплатах, не Шведом у ног, Не ростом — из всякого ряду, Не сносом — всего, чему срок,

Не лотом, не бо́том, не пивом Немецким сквозь кнастеров дым, И даже и не Петро-дивом Своим (Петро-делом своим!).

И бо́льшего было бы мало (Бог дал, человек не обузь!) — Когда б не привёз Ганнибала- Арапа на белую Русь.

Сего афричонка в науку Взяв, всем россиянам носы Утёр и наставил, — от внука — то негрского — свет на Руси!

Уж он бы вертлявого — в струнку Не стал бы! — «На волю? Изволь! Такой же ты камерный юнкер, Как я — машкерадный король!»

Поняв, что ни пеной, ни пемзой — Той Африки, — царь-грамотей Решил бы: «Отныне я́ — цензор Твоих африканских страстей».

И дав бы ему по загривку Курчавому (стричь-не остричь!): «Иди-ка, сынок, на побывку В свою африканскую дичь!

Плыви — ни об чём не печалься! Чай есть в паруса кому дуть! Соскучишься — так ворочайся, А нет — хошь и дверь позабудь!

Приказ: ледяные туманы Покинув — за пядию пядь Обследовать жаркие страны И виршами нам описать».

И мимо наставленной свиты, Отставленной — прямо на склад, Гигант, отпустивши пииту, Помчал — по земле или над?

Сей не по снегам смуглолицый Российским — снегов Измаил! Уж он бы заморскую птицу Архивами не заморил!

Сей, не по кровям торопливый Славянским, сей тоже — метис! Уж ты б у него по архивам Отечественным не закис!

Уж он бы с тобою — поладил! За непринуждённый поклон Разжалованный — Николаем, Пожалованный бы — Петром!

Уж он бы жандармского сыска Не крыл бы «отечеством чувств»! Уж он бы тебе — василиска Взгляд! — не замораживал уст.

Уж он бы полтавских не комкал Концов, не тупил бы пера. За что недостойным потомком — Подонком — опёнком Петра

Был сослан в румынскую область, Да ею б — пожалован был Сим — так ненавидевшим робость Мужскую, — что сына убил

Сробевшего. — «Эта мякина — Я? — Вот и роди! и расти!» Был негр ему истинным сыном, Так истинным правнуком — ты

Останешься. Заговор равных. И вот не спросясь повитух Гигантова крестника правнук Петров унаследовал дух.

И шаг, и светлейший из светлых Взгляд, коим поныне светла… Последний — посмертный — бессмертный Подарок России — Петра.

(Станок)

Вся его наука — Мощь. Светло́ — гляжу: Пушкинскую руку Жму, а не лижу.

Прадеду — товарка: В той же мастерской! Каждая помарка — Как своей рукой.

Вольному — под стопки? Мне, в котле чудес Сём — открытой скобки Ведающей — вес,

Мнящейся описки — Смысл, короче — всё. Ибо нету сыска Пуще, чем родство!

Пелось как — поётся И поныне — та́к. Знаем, как «даётся»! Над тобой, «пустяк»,

Знаем — как потелось! От тебя, мазок, Знаю — как хотелось В лес — на бал — в возок…

И как — спать хотелось! Над цветком любви — Знаю, как скрипелось Негрскими зубьми!

Перья на востро́ты — Знаю, как чинил! Пальцы не просохли От его чернил!

А зато — меж талых Свеч, картёжных сеч — Знаю — как стрясалось! От зеркал, от плеч

Голых, от бокалов Битых на полу — Знаю, как бежалось К голому столу!

В битву без злодейства: Самого́ — с самим! — Пушкиным не бейте! Ибо бью вас — им!

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».

В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

Анализ стихотворения «Ты и я» Пушкина

Стихи «Ты и я» Александра Сергеевича Пушкина впервые были опубликованы спустя 20 лет после смерти поэта.

Стихотворение написано примерно в 1819 году. Его автору в эту пору 20 лет, позади обучение в Лицее, впереди литературная стезя и государственная служба

В этот период он сочиняет достаточно много эпиграмм разной степени дерзости, чтобы обратить на себя внимание властей. Это и случилось уже в 1820 году, когда молодой поэт был призван к ответу и отослан в так называемую южную ссылку

По жанру – сатирическое послание, по размеру – хорей с опоясывающей и перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Нужно отметить, что по некоторым версиям пушкиноведов это произведение адресовано императору Александру I. При этом датировка его ставится в более широкие приблизительные рамки: с 1817 по 1820 год. Впервые в официальные источники эта версия проникла в самом начале XX века, спустя какое-то время стала общепринятой, хотя и не имеет под собой каких-либо обоснований. Разумнее считать адресата стихотворения неустановленным лицом. Возможно, к примеру, она направлена против того же графа Д. Хвостова, влиятельного и богатого вельможи, чьи стихи молодые литераторы дружно осмеивали. Впрочем, следуя законам жанра, впрямую называть его поэт бы не стал. Таким образом, вопрос о лице, которому посвящено данное произведение, стоит считать открытым. Построено оно на антитезе и сравнении. Свое положение поэт гиперболизирует: очень беден, тощ, на соломе. Присутствуют все известные штампы о непризнанных поэтах. В сущности, здесь он и смеется над самим собой. Название стихотворения много раз обыгрывается в его строках, повторяется и становится анафорой. Интонация лукавая, а в конце и вовсе возмутительная. Даже проза здесь задирает нос перед поэзией и становится еще одним признаком разделяющей героев пропасти. «Сладко ешь, тянешь вина»: усиливается веселая зависть героя. В середине поэт переходит к животрепещущей теме. Антагонисту порой лень «отдать долг природе» (справить нужду), тем более, от жирной пищи с ним приключаются запоры. А вот у автора перманентное расстройство желудка от дурной пищи и воды. «Сажен за сто бегу»: жалуется герой. «Афедрон»: слово греческое, означающее зад. «Подтираешь коленкором»: надо отметить, что коленкор штука тоже довольно жесткая, не лучше «жесткой оды» Хвостова, которой герой подтирает уже свою, с позволения сказать, «дыру». Сравнения: как маков цвет, как смерть. Усеченная форма глагола: морщуся. Эпитеты: детской, грозным, жирный.

Адресат эпиграммы «Ты и я» А. Пушкина до сих пор остается неустановленным лицом.

Преодоленье

Преодоленье Косности русской — Пушкинский гений? Пушкинский мускул

На кашалотьей Туше судьбы — Мускул полёта, Бега, Борьбы.

С утренней негой Бившийся — бодро! Ровного бега, Долгого хода —

Мускул. Побегов Мускул степных, Шлюпки, что к брегу Тщится сквозь вихрь.

Не онеду́жен Русскою кровью — О, не верблюжья И не воловья

Жила (усердство Из-под ремня!) — Конского сердца Мышца — моя!

Больше балласту — Краше осанка! Мускул гимнаста И арестанта,

Что на канате Собственных жил Из каземата — Соколом взмыл!

Пушкин — с монаршьих Рук руководством Бившийся так же На́смерть — как бьётся

(Мощь — прибывала, Сила — росла) С мускулом вала Мускул весла.

Кто-то, на фуру Несший: «Атлета Мускулатура, А не поэта!»

То — серафима Сила — была: Несокрушимый Мускул — крыла.

Бич жандармов, бог студентов

Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен — Пушкин — в роли монумента? Гостя каменного — он,

Скалозубый, нагловзорый Пушкин — в роли Командора?

Критик — ноя, нытик — вторя: — Где же пушкинское (взрыд) Чувство меры? Чувство моря Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, соленый Пушкин — в роли лексикона?

Две ноги свои — погреться — Вытянувший — и на стол Вспрыгнувший при Самодержце — Африканский самовол —

Наших прадедов умора — Пушкин — в роли гувернера?

Черного не перекрасить В белого — неисправим! Недурен российский классик, Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым! Пушкин — в роли русопята?

К пушкинскому юбилею Тоже речь произнесем: Всех румяней и смуглее До сих пор на свете всем,

Всех живучей и живее! Пушкин — в роли мавзолея?

Уши лопнули от вопля: — Перед Пушкиным во фрунт! А куда девали пекло Губ, куда девали — бунт

Пушкинский, уст окаянство? Пушкин — в меру пушкиньянца!

Что вы делаете, карлы, Этот — голубей олив — Самый вольный, самый крайний Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой Золота и середины.

Пушкин — тога, Пушкин — схима, Пушкин — мера, Пушкин — грань.. Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя Благородное — как брань

Площадную — попугаи. Пушкин? Очень испугали!

Нет, бил барабан перед смутным полком

Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям — Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева — ручищи по швам — Жандармские груди и рожи.

Не диво ли — и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно — почётно — почётно — архи- Почётно, — почётно — до чёрту!

Кого ж это так — точно воры вора́ Пристреленного — выносили? Изменника? Нет. С проходного двора — Умнейшего мужа России.

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

А. С. Пушкина на протяжении всей жизни интересовала тема назначения и смысла деятельности поэта. Этому вопросу он посвятил не одно стихотворение. В 1827 г. Пушкин вновь возвращается к этой теме в произведении «Поэт». Традиционно считается, что непосредственным поводом для написания был приезд поэта в Михайловское. Шумную светскую жизнь в Москве Пушкин сменил на деревенское уединение, сразу почувствовав мощный прилив вдохновения.

В произведении нет традиционных для Пушкина призывов к выполнению гражданского долга и высокопарных слов о великой миссии поэта. Он просто размышляет о различных состояниях творческого человека. В соответствии с этим стихотворение четко делится на две части.

В первой части описан поэт в состоянии душевного покоя. Пока он не ощутил божественного прикосновения Музы, над ним властвуют светские законы. Поэт «малодушно погружен» в традиционные для своего общества развлечения: балы и маскарады. Пушкин достаточно самокритичен в оценке такого состояния. Он считает, что в этот период поэт «всех ничтожней», так как рожден совершенно для другого. Уподобляясь окружающим его пустым людям, поэт идет наперекор своей природе.

Вторая часть посвящена преображению поэта под влиянием услышанного «божественного глагола», символизирующего вдохновение. Оно полностью охватывает душу поэта, превращая ее в «пробудившегося орла». Светские развлечения моментально становятся для него бесполезной суетой. Он поднимается над толпой, равнодушно взирая на почитаемого всеми «народного кумира». Презрение к глупому обществу заставляет поэта искать уединения в диких и пустынных местах. На лоне девственной природы он может спокойно взять в руки свою «святую лиру» и выразить в словах и звуках переполняющие его творческие идеи.

Несмотря на критику спокойного состояния поэта, Пушкин признает, что вдохновение нельзя вызвать искусственно. «Божественный глагол» посещает человека произвольно, это может случиться в любой момент. Поэту остается лишь не упустить это состояние души. Попытка заглушить в себе вдохновение станет настоящим преступлением.

Стоит заметить, что стихотворение «Поэт» очень точно передает особенность творческой деятельности Пушкина. В периоды, когда поэт находился в светском обществе, его больше интересовали увеселения и ухаживания за женщинами. Творческая активность Пушкина значительно падала. Переезжая же в деревню (достаточно упомянуть знаменитые Болдинские осени), великий поэт с невероятной скоростью создавал свои самые лучшие произведения.

Анализ цикла стихотворений «Стихи к Пушкину» Цветаевой

М. Цветаева была влюблена в русскую литературу, особенно в поэзию. Она зачитывалась стихотворениями русских поэтов. Среди своих современников поэтесса преклонялась перед Блоком, а имя Пушкина считала священным. Великому поэту Цветаева посвятила целый цикл произведений «Стихи к Пушкину».

Самая первая строка задает тон всему циклу: «Бич жандармов, бог студентов». Пушкин для Цветаевой был не просто знаменитым поэтом. Она считала его выдающимся историческим деятелем, оказавшим огромное влияние на все русское общество. С этим трудно не согласиться. Имя Пушкина действительно постоянно находилось в центре общественного внимания. «Бог студентов» своими произведениями огромному количеству молодых людей привил любовь к свободе и справедливости. Что уж говорить о правильно сформированном художественном вкусе. Пушкин стоял у истоков русской классической литературы.

Цветаева представляет поэта в различных образах (монумента, Командора, мавзолея) и отмечает, что Пушкин может легко принять любую роль. Смесь негритянской и русской крови в четвертом поколении привела к рождению уникального человека, который был «всех румяней и смуглее». «Глядевший во все страны» гений все-таки был до глубины души русским человеком, отстаивавшим общечеловеческие ценности.

Поэтесса считает, что главный подарок («последний — посмертный — бессмертный») Петра I России был в том, что царь привез на Русь Ганнибала. В мечтах она представляет себе, что Петр и Пушкин живут в одной эпохе. Под властью царя-реформатора великий поэт смог бы совершить гораздо больше.

Цветаева настолько прониклась духом пушкинской эпохи, что в воображении легко представляла себе Пушкина живым. Растворяясь в его произведениях, поэтесса словно сама испытывала чувства и ощущения великого поэта («знаю — как хотелось», «знаю — как скрипелось», «знаю — как бежалось»).

Особняком стоит мини-цикл из трех стихотворений «Поэт и царь», в котором Цветаева с гневом и жестким сарказмом описывает взаимоотношения Николая I и Пушкина. Она называет царя «жалким жандармом», «зверским мясником», который по своей глупости не смог оценить значения Пушкина и подвергал его произведения цензуре.

Настоящим позором для Николая I Цветаева считает обстоятельства похорон Пушкина, когда великого поэта «точно воры вора» выносили для захоронения.

Один из главных эпитетов, который Цветаева употребляет для выражения своего отношения к Пушкину — «умнейший муж России». В принципе, этим выражением можно озаглавить весь цикл «Стихи к Пушкину».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector