Никита столпник переславский

Покаяние Никиты

В глубоком чувстве осознания своих преступлений, благодаря явлению ему чуда Свыше, он прибежал в монастырь. Игумен и братья испугались, увидев, какой гость к ним пожаловал. Ведь одно его имя наводило ужас на всю округу. Но, увидев, что Никита кается, они перестали бояться. Игумен решил проверить, насколько сильно его намерение. И дал ему послушание – стоять при входе в монастырь и каяться прилюдно в своих грехах в течение трех суток.

Но когда один монах пошел в лес за грибами, то увидел там на болоте человека, раздетого по пояс и покрытого стаями мошек. От их укусов тело подвижника было все распухшее и в крови. От страха монах чуть не выронил корзинку. В подвижнике он узнал того самого Никиту.

В ужасе он прибежал в монастырь и поведал обо всем игумену. Тот отправился сам на болото и спросил у Никиты, зачем он это делает. Тот ответил, что такова сила его покаяния, и просил простить его и принять в число братии.

Тогда у игумена не оставалось сомнений насчет истинности намерения Никиты. Он привел его в монастырь и постриг в монашество.

Жизнь Никиты до обращения к Богу

Никита жил в двенадцатом веке в Переяславле-Залесском. Он в юности женился и стал очень богатым благодаря своему роду деятельности. Никита был, как бы сейчас сказали, начальником налоговой службы. По его приказу собирались подати и налоги с населения. Он был грешен, пользуясь служебным положением, и собрал себе, таким образом, неправедное богатство.

Его не любили люди, по причине его безжалостного характера. Он со многими был во вражде, может быть, даже распускал руки. Когда князь отдал повеление – повысить сумму налогов, по причине строительства каменного храма, Никита еще суровее стал собирать налоги и подати с несчастных жителей. Имя его наводило ужас на местное население.

Однажды Никита случайно зашел в храм, где как раз в это время читались слова Исайи пророка: «измыйтеся и чисти будете…избавите обидимого…». Он был потрясен этими словами, они словно дошли до его сердца. Безжалостный воевода вдруг почувствовал всю тяжесть своих грехов, до него дошло, скольких людей он обидел.

Когда он пришел домой, то решил развеять тоску, позвав друзей на пир. Жене же велел приготовить богатое угощение. Когда она стала варить мясо, Никита подошел к котлу и вдруг увидел в нем человеческие кости, конечности, головы. В ужасе он бежал из дома.

Молитвы

Тропарь преподобному Симеону Столпнику

Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне:/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сый в телеси́,/ Симео́не о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

Ты был столпом терпения, подражая , : Иову — в терпении страданий, Иосифу — в перенесении , и (ревнуя) житию бесплотных (ангелов), пребывая во плоти, Симеон отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Симеону Столпнику

Вы́шних ищя́й, вы́шним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый:/ тем собесе́дник А́нгелом был еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Перевод:

Высочайшего желая и соединяясь с небесным, ты сделал столп, на котором , подобным огненной колеснице (возводящей на небо), потому и стал собеседником ангелов, преподобный, с ними Христу Богу молись непрестанно обо всех нас.

Молитва преподобному Симеону Столпнику

О, святы́й и вели́кий уго́дниче Бо́жий Симео́не! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал е́сть Госпо́дь все́м лю́бящим Его́. Те́мже, взира́юще на святы́й тво́й о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чти́м святу́ю па́мять твою́. Ты́ же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти на́м вся́кое прегреше́ние и по́мощи на́м ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бе́д и напа́стей и вся́каго зла́, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Симеону Столпнику

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Симео́не! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие преподобного Никиты Столпника

Преподобный Никита жил в XII веке и являлся уроженцем города Переславля-Залесского. В юности он вступил в брак. Никита руководил сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Однажды Никита пришел в церковь, где в это время читалось при Богослужении из пророка Исайи следующее: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). Никита хотел поскорее забыть слова пророка и решил пригласить друзей для веселья. Но когда жена принялась готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе она позвала мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он совершает преступление. И воскликнув: «Увы мне, много я согрешил! Господи, настави меня на путь Твой!», он выбежал из дома.

В трех верстах от Переяславля находился монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезным покаянием он припал к ногам игумена. Тогда игумен решил испытать искренность покаяния Никиты и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и совершил над ним иноческий постриг.

С тех пор инок Никита проводил дни и ночи в молитве, чтении Псалтыри и житий великих подвижников. По благословению настоятеля Никита возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих иноческих трудов ископал два глубоких колодца. Спустя некоторое время инок Никита выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву.

Так, подвизаясь в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники инока, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к иноку Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Убийцы инока Никиты остановились на берегу реки Волги, чтобы поделить украденное, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами вериги перенесли в обитель великомученика Никиты и положили на гроб преподобного Никиты Столпника.

Моисей Мурин

Моисей Мурин

История Моисея похожа на историю Марии Египетской. Нет, он не торговал своим телом. Просто он был разбойником и всю свою сознательную жизнь грабил и убивал, насиловал людей и даже одного турка заживо сжёг в печи. Не очень хороший человек, одним словом. Моисей жил в IV веке в Египте и был двухметровым чернокожим рабом, которого отличал злобный нрав.

Каким-то образом от рабства он освободился и стал бандитом. Как он пришёл к Богу, не сообщается. Просто в какую-то из ночей вид звёздного неба сподвиг его отправиться к монастырю и остаться стоять у его ворот несколько суток. Моисей доживёт до 75 лет и сделает неплохую карьеру церковника, дослужившись до преподобного. Тут даже не столько Моисей странный, сколько церковь странная.

Пророк Елисей

Пророк Елисей

Жил почти за 1000 лет до н. э., а пророчествовал в общей сложности 65 лет, прожил очень длинную жизнь и умер в возрасте около 100 лет. Понятно, что его житие больше напоминает какие-то сказочные предания, там люди воскресают, елей превращается в воду и так далее. Также в житие Елисея записан очень странный его поступок.

Когда волосы уже сильно поредели на голове Елисея, он шёл по улице, и орава детишек начала его дразнить плешивым. Старец разгневался и проклял этих детей. Бог после этого проклятия наслал на них двух разъярённых медведиц, которые задрали до смерти 42 ребёнка. О да, христианство — это же о всепрощении.

Храмы во имя преподобного Никиты Столпника

В 1511–1522 гг. был освящен придел церкви великомученика Никиты во имя преподобного Никиты Столпника. Около 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была построена деревянная Никитская церковь, посвященная переславскому чудотворцу. Однако до наших дней церковь не сохранилась. Каменный храм во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами, во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых, был заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г.

Собор во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами: во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых Никитского монастыря в Переславле-Залесском

Антиохийский, архимандрит, столпник

Святой православной церкви.

День празднования: 1 сентября «»

5 января

Знаменит тем, что провёл на столпе 37 лет в посте и молитве, а также другими беспримерными аскетическими подвигами. Был проповедником, согласно житию, получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение. Почитается в лике преподобных в Православной и Католической (память 5 января) церквях.

Его следует отличать от преподобного Симеона Столпника Дивногорца († 596), подвизавшегося также в окрестностях Антиохии Сирийской.

Жизнеописание преподобного Симеона Столпника

Родился в селении Сисан на границе Кирестики и Киликии в христианской семье и в детстве принял крещение. Услышав в храме чтение евангельских блаженств, Симеон попросил стоявшего рядом старца разъяснить их смысл и после его проповеди ушёл в пустынное место и начал свои аскетические подвиги. Житие сообщает, что, молясь Богу с просьбой указать ему путь ко спасению, Симеон получил видение, что он роет некий ров для здания, а голос призывает его копать всё глубже и глубже. После троекратного призыва копать голос сказал ему — «если хочешь строить здание, созидай, но трудись усердно, ибо без труда ни в чём не успеешь». После этого Симеон пришёл в один из монастырей, где семь дней лежал перед воротами и на восьмой был принят игуменом в число братии и в 18 лет принял монашеский постриг. В монастыре Симеон начал изнурять своё тело, что вызвало недоумение братии:

Игумен расспросил Симеона и узнал, что тот носит власяницу, и сказал, что ему не следует в столь молодом возрасте так изнурять себя. С Симеона сняли власяницу, и его раны постепенно зажили, но братия продолжала замечать, что молодой монах изнуряет своё тело, и игумен велел Симеону уйти из монастыря.

Для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпни-чества». В 423 году избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

Житие приписывает преподобному Симеону многочисленные чудотворения и предсказания будущего. Во время стояния на столпе, по словам жития, Симеон был искушаем дьяволом, который явился ему в образе ангела на огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги Симеон подобно пророку Илии будет живым вознесён на небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением, и видение исчезло. Раскаявшись, Симеон год простоял на той ноге которой хотел встать на колесницу. Житие сообщает, что дьявол поразил ту ногу язвой.

Последователи Симеона Столпника

Подвиги Симеона вдохновляли многих подвижников веры и благочестия, возникло новое направление христианской аскезы — столпничество. Первым его последователем стал Даниил, который по благословению Симеона повторил его подвижничество во Фракии. Из русских столпников наиболее известны Никита, Савва Вишерский и Серафим Саровский, который подражая Симеону, 1000 дней молился Богу стоя на камне.

2016-06-26

Значение и суть столпничества

Фото: Pravmir.ru

Священнослужители отмечают, что столпничество является своеобразной формой добровольного мученичества. Столпники всегда стремились принять обет молчания, противостоять дьявольским козням, добивались смирения за счет умерщвления плоти. В результате с помощью аскетического самоистезания достигали богоподобия.

Если обратиться к истории, то можно найти немало примеров, когда помещение человека на столп становилось своеобразной формой наказания. Столпники же наказывали себя добровольно за человеческие грехи.

Для подвижников столпы становились своеобразными крестами, на которых они умерщвляли свою плоть, подвергая ее всевозможным мучениям и страданиям. Поднимаясь на столп, подвижники восходили как бы по лестнице, стремясь к духовному совершенству. Всю свою жизнь они превращали в иллюстрацию апостольского изречения о том, что на протяжении своей жизни человек только внешне тлеет и угасает, а внутренне обязательно обновляется, если прилагает определенные душевные усилия.

Помимо этого столпничество являлось противоположностью языческому культу гор. Любая высота воспринималась как культовое и священное место, предназначенное для проведения богослужений. Считалось, что если проводить службы на возвышениях, человек будет ближе к Богу, быстрее и точнее донесет до него свои слова. В лице столпников христианские подвижники противостояли подобным языческим культам, стремясь низвергнуть идолопоклонство, внедрив вместо него истинную христианскую веру в единого Бога.

Внешняя похожесть языческой и христианской аскезы свидетельствует о том, что столпничество, скорее всего, развилось из языческих традиций. Но здесь нужно говорить не об эволюции христианства из язычества, а о стремлении его заместить. То же самое происходит, когда на месте языческих культовых построек возводятся христианские храмы.

Посмертные чудеса Никиты Столпника

В 1515 году рассудок покинул переславского дьякона Евстафия, но как только на него положили железные святыни Столпника, разум возвратился.

Страдающий телесной слабостью Иван Турков в 1884 году засвидетельствовал полное исцеление после чтения молитвы святому.

Прибывший в обитель Яков Оханов, приняв иночество с именем Иоаким, был поставлен на переписывание святого писания, но впал в искушение и начал заниматься колдовскими книгами, волхвовать. Господь разгневался на самоуверенного инока, который взялся за исцеление бесноватого, приведенного родственниками к мощам Никиты Столпника.

Люди пожаловались на Иоакима игумену, но инок отрицал свою принадлежность к волхованию. В тот момент, когда бесноватый с целованием наклонился над веригами святого, лицемерный монах был брошен на землю неведомой силой, долго вопил и умер, а бесноватый Иларион получил исцеление.

Иван Лопаткин не только потерял рассудок, но онемел при расслаблении членов тела. Его жена перепробовала все средства и травы, в отчаянии и надежде повела больного мужа в Никитский монастырь.

При приближении к мощам преподобного Иван почувствовал приближение смерти, но жена не отчаялась, а начала усердно молиться, осталась с умирающим мужем на Литургию. При пении Трисвятого Лопаткин сделался недвижимым, но как только зазвучала Херувимская песнь, задышал, самостоятельно осенил себя крестом, встал на ноги и поклонился святым мощам, дарующим исцеление по вере и силе молитвы. Здоровье и разум Ивана Лопаткина полностью восстановились.


Икона святого Никиты Переславского

Во времена царя Ивана Грозного на строительстве храма работал некий Симеон, имеющий бесноватую жену. Испробовав все молитвы и народные средства, Симеон с женой отправились к Никитской могиле, около которой бесы так атаковали больную, что ее не смогли удержать несколько сильных мужчин.

Игумен монастыря распорядился надеть на бесноватую святые вериг, пять дней дьявол не отпускал душу Евдокии, но, в конце концов, сдался, и женщина со слезами на глазах молилась в храме, прося Бога об очищении от лукавого.

Уснув во время молитвы у столпа святого, она во сне увидела Никиту Столпника, который велел молиться Спасу. Проснувшись, Евдокия рассказала о сне мужу, они отправились на Литургию, после принятия причастия женщина получила полное исцеление.

Никитская обитель хранит не одно свидетельство исцелений, дарованных как царским особам, там и простым людям.

Мощи Святого Никиты Столпника

Неведомая сила привели старца Симеона Петропавловской обители в Ярославле на берег реки для молитвы, как вдруг он увидел три светящихся луча, побежал в монастырь и сообщил о чуде игумену. Настоятель монастыря, священство, все насельники, городские старейшины и горожане вышли к реке и стали свидетелями явления трех крестов с веригами над водной гладью.

Под молитвенные песнопения святые предметы были вынесены на берег и доставлены в обитель Петра и Павла. Все присутствующие при явлении чуда получили исцеления, которые не прекращались при перенесении вериг с крестами к гробу Никиты.

По благословению святителя митрополита Московского Фотия в 1425 году было решено вскрыть мощи святого.

После молебна могилу Никиты Столпника раскопали, достали завернутое в бересту нетленное тело, как вдруг яму с телом накрыл земляной вал, над присутствующими разразился настоящий ураган, раскидавший копавших от могилы. Многие присутствующие были травмированы, некоторые потеряли рассудок.


Рака с мощами Никиты Столпника

До начала третьего тысячелетия святые мощи не трогали. В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил обретение святых мощей преподобного Никиты, которые и поныне хранятся в храме Благовещения Богородицы и открыты для поклонения прихожан. Рядом с раком преподобного находятся кресты и цепи Столпника.

В 2004 году при поддержке благотворителей и прихожан был восстановлен собор великомученика Никиты Столпника, радуя окружающих сиянием золотых крестов.

Чудеса преподобного Никиты Столпника

За свою подвижническую жизнь и искреннее раскаяние Никита получил от Бога дар чудотворений. Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях прошел по всей русской земле. Отовсюду стали приходить к нему недужные, среди них был  черниговский князь Михаил Всеволодович (1179-1246 гг.), впоследствии прославившийся как мученик и исповедник. С юного возраста он был слаб и никто из врачей не могли ему помочь укрепить здоровье. Узнав про Никиту, князь прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Князь Михаил остановился неподалеку от Никитской обители и послал одного из своих бояр к иноку Никите с просьбой исцелить князя. Инок Никита, видя искреннюю веру и усердие князя, дал посланнику жезл, сказав, что отправляет его как врачевство для недужного князя Михаила; пусть возьмет его в руки и получит исцеление. Боярин вернулся, вручил князю жезл, и только он принял его в свои руки, как почувствовал себя совершенно здоровым. В память о чудесном исцелении князь Михаил Черниговский тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где исцелился, с указанием года: «лета 6694» (1186 год). Об этом чудесном исцелении сказано в Степенной книге и, по свидетельству ее автора, крест тот был еще цел в конце XVI века. Позднее на этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя Михаила Черниговского.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, но сразу исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника. В 1884 году Иван Федорович Турков после молитвы преподобному Никите получил исцеление от телесной слабости.

История хранения вериг и крестов

Святые цепи и кресты до революции хранились в Никитском монастыре, последним настоятелем которого был отец Феофан. Его из-за возраста, слепой жены и душевнобольного сына не арестовали сразу, что позволило священнику спрятать святыни в доме сторожа обители.

В 1939 году храм Животворящей Троицы, в котором служил отец Феофан, закрыли, священника арестовали, но перед этим он успел передать священные вериги двум монахиням, Алфее и Глафире.

Немолодые женщины, рискуя свободой и жизнью, в скитаниях с трепетной нежностью хранили святыни, завернутые в берест, позволяя знакомым христианам прилагаться к ним. Приношения, оставленные верующими, спасли монахинь от голодной смерти.

В 1942 году после подлого убийства Алфеи Глафира передала вериги и кресты в Покровскую церковь, отцу Алексею Громову. После убийства монахини Глафиры опеку над священными предметами взяла на себя монахиня Покровского храма, который не закрывался в тревожное время.

Отец Алексей смалодушничал и присоединился е обновленцам. Этот факт отвернул от прихода верующих, но война сделала свое черное дело, люди, получившие похоронки, приходили в единственный в городе храм на отпевание погибших. Покаявшийся в 1949 году священник Алексей уехал, с 1953 года храм был под опекой архимандрита Тавриона (Батозского).

К тому времени большие вериги находились в музее Переславля, а малые вскоре были перевезены в латвийский город Елгаву, куда был переведен отец Таврион.


Никитский монастырь в Переславле-Залесском

Хранителем святыни стала Спасо-Преображенская пустынь, после возвращения Никитского монастыря Православной Церкви, малые вериги и кресты перевезли в Никитскую обитель. Большие вериги были переданы храму директором музея Михаилом Семеновым.

Читайте о других храмах:

  • Храмы Курска
  • Храмы Серпухова
  • Деревянные храмы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector