Нескучные скороговорки для улучшения дикции
Содержание:
- Скороговорки для детей 7-8 лет
- Скороговорки на Ш
- Дополнительные упражнения
- Другие скороговорки для детей про шитьё
- Повторять и повторять
- Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста
- Как работать со скороговорками для улучшения дикции
- Стихи чистоговорки на Ш
- Другие скороговорки для детей про Сашу
- Ёж, ёж, где живешь?
- Автоматизация звука Ж
Скороговорки для детей 7-8 лет
Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.
По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.
Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.
Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.
Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос,
Прокцогцзинь и Пригноцкроз.
Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»
Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.
Скороговорки на Ш
***
Саша Шустов сушит сушки,
Шустро высушил штук шесть.
***
По шоссе Саша шел,
саше на шоссе Саша нашел.
****
Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
***
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
***
Хороши у бабушки пышки и оладушки.
***
Шила Саша шапку скоро,
Шов строчила шёлком споро.
***
– Как вы дышите, ерши?
– Наши жабры хороши.
***
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
***
У Машиной машины
Цвет мышиный.
***
Суши сушки для несушки!
Шесть несушек склевали шесть сушек.
***
Шампура для шашлыка
Саша сделал неспеша.
***
Любит пшёнку петушок
Дам пшена ему мешок.
***
Среди душистой травушки
Сидит пушистый заюшка.
***
Щеголяет кукушонок В рубашонке
с капюшоном.
***
Шесть мышат
В камышах шуршат.
***
Прошмыгнула мышка
Неслышно в свой домишко.
***
Хороши ерши,
Жарь и ешь от души.
***
За окошком шёл снежок.
Шумно лаял пёс Дружок.
***
Шла Глаша в галошах мимо прохожих.
Шёл с Глашей Алёша в галошах похожих.
Дополнительные упражнения
Демосфен считается одним из знаменитейших ораторов древнего мира (384-322 г. до нашей эры). Добиться выдающихся результатов, ему удалось несмотря на то, что он с детства страдал косноязычием (невнятная речь), имел слабый голос и короткое дыхание. Плюс ко всему этому набору, у Демосфена была привычка подергивать плечом. Что бы научиться ясно произносить слова, он произносил речи с камнями во рту. Подобный способ тренировки речи используется и сейчас.
- Читайте скороговорки положив в рот несколько орехов.
- Можно читать скороговорки зажав зубами пробку от вина или обычный карандаш.
- Старайтесь произносить слова как можно более ясно. Чтобы оценить качество произношения, запишите звук на компьютер или диктофон, а потом прослушайте его. Можно будет сравнить внятность речи в первый день занятий и по прошествии определенного срока, например двух недель.
Поговаривают, что подобные упражнения позволяют в короткие сроки значительно улучшить дикцию речи. Проверим.
Другие скороговорки для детей про шитьё
- Шила шубку – сшила юбку, шила шапку – сшила тапку. Хороша швея Наташа.
- Сшила Шура шикарную шубу.
- Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить и платочек положить. - Шило шубку Шуре шило,
Шелком, шерстю, швы обшило.
Вышла шубка хороша
Нашей Шуре на порошу. - Шила Мила мушерью, ширью верью не владать, лучше шиверью на выверью ширью верью продать!
- Маша нашему малышке
Шила новые штанишки,
Шила шубку, шила шарф
Для Мишутки–малыша.
На малышкиной рубашке
Шёлком вышила кармашки. - Шиншилла из кашемира шикарную шаль сшила.
Вышила вишни и рюши нашила.
Копошится и шуршит пушистая шиншилла. - Шура шилом для шиншиллы
В шалаше сапожки шила. - Шиншилла шилом шубу шила,
Шиншилле шуба широка,
Шиншилла шилом шубу перешила,
Шиншилле шуба подошла. - Шили рубашку с кармашками,
Сшили, ушили, перешили,
зашили, да не вышили. - Мышка кошке
Сшила сапожки.
Кошка мышке
Сшила штанишки. - Шила Шуре шубу швейка,
Мне такую же пошей–ка! - Жил жук по имени Жак.
Шил Жак жёлтый пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыночку – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе – жабо,
А себе – ничего! - Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.
- Сшит колпак, да не по–колпаковски, вылит колокол, да не по–колоколовски.
- Семь суток сорока старалась, спешила
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседка синица:
– Стать самой скрипучей сорока стремится! - Старушка шила сапожки,
Сапожки для сороконожки.
Рассеянная старушка
Взяла иголку, катушку,
Старушка шила, спешила,
И вот о чем позабыла:
На правые, левые ножки
Разные шьют сапожки.
Старушка все сорок сапожек
Сшила для правых ножек.
Бедная сороконожка
Скачет на правых ножках,
Ждет, чтобы сшила сапожки
Старушка на левые ножки.
Повторять и повторять
Допустим, ребенок уже научился выговаривать этот звук и свободно его произносит, но ему нужна хорошая практика, отработка и автоматизация, тут-то и приходят в помощь «чистоговорки». Как правило, звук «Ж» легко произносится, если отработано произношение «Ш». Здесь же звук «Ж», повторяется чуть ли не в каждом слове, что не может быть не полезно и в меру сложно. Если собрать все вышесказанное вместе, то эта скороговорка призвана достичь таких целей:
- автоматизация произношения звука «Ж»;
- развитие внимательности;
- тренировка речевого аппарата, развитие подвижности языка.
Если у ребенка часто происходят затруднения в произношении, то стоит непременно остановиться и вернуться назад к отработке техники произношения звуков «Ш» и «Ж», или же обратиться к профессиональному логопеду, что, конечно, будет гораздо более предпочтительным вариантом. А уже во время этого не грех будет и тренировать скороговорку. Тогда польза будет двойная и результат не заставит себя ждать.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста
Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи
https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24
Скороговорки для развития речи у детей 3 лет
Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет
У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет
В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров! Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Как работать со скороговорками для улучшения дикции
Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».
Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.
Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки.
Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.
Скорость произношения скороговорок
Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.
Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе
Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию!
Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз.
Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю
Уделяйте внимание правильности речи
Стихи чистоговорки на Ш
***
Шили Пашке рубашку
С кармашками.
Сшили, ушили, перешили,
Зашили, да не вышили.
***
Тишка
Исподтишка
Тащит
Кишмиш из мешка.
Тишка!
Кишмиш – не мышь,
Так что, плутишка,
Кыш…(С. Белорусец)
***
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай больше уши.
***
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь, не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”
***
У крошки матрешки
Пропали сережки,
Сережки Сережка
Нашел на дорожке.(чистоговорка на Ж и Ш)
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют
Старушкам сапожки.
***
Жила в норе шишилла
И шлепки шилом шила.
Пошире и поуже,
Получше и похуже.
***(чистоговорка-считалка)
Манной кашей наша Даша
Накормила кошку Машу.
И гуся Вавилу Даша накормила.
И гуся Вавилу Даша накормила.
И щенку Антошке
Досталась каши ложка.
Не хватило каши
Только самой Даше.
Надо кашу вновь варить.
Выходи — тебе водить…
***
Что ты тащишь, мышка, в норку?
Я тащу сухую корку.
Где ты корочку нашла?
В доме, около стола.
А кого ты угостишь?
Угощу соседку мышь.
***
Школьник в школу собирался,
Шкаф, открыв, он одевался:
Шубу, шапку, шарф надел-
Шел до школы и вспотел.
***
Зашивает Шура плащ,
Слышит Шура Мишин плач:
Испугался Миша мышку.
Стало Шуре жаль трусишку.
***
Мышки, мышки, не шумите!
Мышки, мышки, не шуршите!
Но не слушают шустрые мышки,
Не боятся, видно, котишки.
***
Нашёл наш Гриша
Шайбу на крыше.
И клюшку нашёл.
В школу Гриша не пошёл.
***
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
***
С тяжелым мешком
Не пойдешь пешком.
***
Шашки – у Сашки,
Шишки – у Наташки.
***
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
***
Шепчет кошке петушок:
– Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
– Шаг шагнешь – и откушу!
***
Шины у машины на шоссе свистят,
А по лесной дорожке – весело шуршат.
***
Шесть шустрых мышек
Нашли по шесть шишек.
Тридцать шесть шишек
У шести мышек.
Другие скороговорки для детей про Сашу
- Саша – само совершенство, а еще самосовершенствуется!
- Сшила Саша Саньке шапку.
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул.
- Шла Саня с санями, а навстречу ей Сеня с салями.
- Скоро весь снежок растает,
Саша о весне мечтает.
Съела быстро Саша сушку,
Саша выпила весь сок.
Сашенька спешит к подружке,
Чтобы с соней съесть сырок. - Саша больше не боится:
Саша с горки быстро мчится.
Саша с горочки скатилась
И от счастья закружилась. - Встала Саша, съела сушку,
Не оставила пеструшке.
Зарыдал седой комарик:
– Съела Саша весь сухарик. - Писал Саша стих смешной.
Дождик хлынул проливной.
Стих повешан на шесток.
Сушит Саша свой стишок. - Саша –
В шалаше
Машина Саши –
В гараже. - Ша–ша–ша, Саша моет малыша.
- Саша шила малышам.
- По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
- Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
- Кашу Глаша ела, ела и совсем уж растолстела.
- Саша сухой сошла с сухогруза.
- Саша положила чеснок в суши. Чеснок в суши положила Саша.
- У Сашки в кармашке шишки да шашки.
- Кошевар Саша Шароваров
начищал шесть штук самоваров. - Сеня сено в сани, потом везет Сеньку, Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб.
- Саша – счастливчик шустрый, суши из лужи сушит.
- Наташа не привязала кота Пашу, и он убежал. Саша рассердилась и прогнала Наташу.
- В шалаше лишь шмель шумит.
Там, свернувшись, Саша спит. - Смешные шутки у Саши и Мишутки.
- Вот детишки Саша, Миша.
Саша меньше, Миша выше.
Миша Саше что–то пишет.
Отгадай, что пишет Миша. - Саша давала Ромаше сыворотку из–под простокваши.
- Саше каша надоела,
Саша кашу не доела.
Саша, кашу доедай,
Маме не надоедай! - У Саши на кармашке маки и ромашки.
Ёж, ёж, где живешь?
Скороговорки на звуки «ч», «ш», «ж», «щ».
«Ж»-«Ш»
***
Ёж, ёж, где живешь?
Ёж, ёж, что несешь?
***
Жаба, журавль и жёлтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш, и в лесу стало тихо.
***
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
***
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши — и во ржи не души.
***
Журавль журит жука за шум,
А жук крылом журчит от дум.
Усами крутит жук жужжа.
Букашки жмутся и дрожат.
Н. Мельник
***
Сбросил шкуру Уж уже,
Щеголяет в неглиже!
***
У крошки-матрёшки пропали серёжки,
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
***
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу похожие
На маленьких ежат
Шишки прошлогодние
На траве лежат.
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
***
Раз шажок, два шажок,
Левый, правый сапожок.
Я учу Алёшку
Топать понемножку.
Г. Лагздынь.
«Ж»-«Ч»
***
У пчёлки жалко жалит жарко.
***
Ёжик, ёжик чудачок сшил колючий пиджачок.
***
Чужая одёжа не надёжа.
***
Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.
***
Чирикал черный чижик,
Что он не чижик-пыжик.
***
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел.
«Ж»-«Щ»
***
Тех же щей не жалей, а погуще налей.
***
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.
***
В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
Автоматизация звука Ж
Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.
Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:
- пословиц,
- скороговорок,
- стихов,
- потешек.
Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.
Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):
- Жук жужжит над абажуром.
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Режет ежик ножом коржик.
- Жаворонок в жару кружил над жнивьем
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Слишком много ножек у сороконожек.
Частое повторение стихов и скороговорок на букву Ж ускорит результат.
Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Ужата — у ужа, ежата — у ежа. - Желтый желудь
Дрожал над лужей. - Жук жужжит — он встать не может,
Ждет он, кто ж ему поможет.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком. - Жану нужен ножик,
Жанне нужен ежик. - Увижу Женю — покажу ежа,
Увижу Жанну — покажу ужа. - Жарко жабе в теплой луже
Жаба ждет дождя и тужит - Жук-жучок, желтый бочек,
На лужайке не лежи, полетай, пожужжи. - Что на ужин у ежей?
Кожура от желудей. - У ежа — ежата, у ужа — ужата,
У чижа — чижата, у жука — жучата.
Чем интереснее задания, тем легче ребенку включится в игру.
Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):
- Вышла Женя погулять,
Стала дождик умолять:
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
Дождик Жене не мешал,
Дождик дальше побежал. - Шмель Шмелю
Жужжит:
«Друж-ж-жище!
На тебе ж
Пылинок тыщи!
Поправляя
Свой жилет,
Шмель Шмелю
Жужжит
В ответ:
«Это ж вовсе
Не пыльца,
Это ж пудра
Для лица.
На боках
И на спине
Я несу ее
Ж-ж-жене!»
(автор В. Иванова)
После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.
При этом речь окружающих также должна быть:
- грамотной,
- чистой,
- красивой,
- выдержанной.
Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:
- Читать качественную литературу.
- Включать аудиокниги.
- Показывать детские спектакли.
Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.