Что видят слепые люди?

Влияние мониторов на зрение детей

Можно ли ослепнуть от компьютера после 10 лет? Предлагаем вам ознакомиться с кратким перечнем советов относительно того, как уменьшить вредное влияние мониторов планшета, ПК и смартфона на зрение ребятишек.

  1. Если вы постараетесь всю эту технику подольше от детишек прятать, беды не будет. Помните, что малышам до двух лет эти все технологии не рекомендуются.
  2. Чем старше ваш малыш, тем больше времени он может проводить за ПК: от 3 до 5 лет – 15 мин. в сутки, 6-7 лет – 20-25 мин., 8 лет – 40 минут, 9-10 лет – не более 1,5 часа (обязательно с перерывами).

Дальше вашего ребенка будет контролировать намного сложнее, так как он уже станет достаточно взрослым. Да и сегодня 1,5 часа в день за ПК – это слишком мало, так как практически вся подготовка к урокам осуществляется с помощью этой машины.

Лучше приучить ваше чадо делать гимнастику для глаз и каждый час перерывы. Учите ребенка на личном примере — вам тоже не повредит так работать. Пока есть зрение, его нужно беречь, а не спасать его, когда оно уже посажено безнадежно.

Дистанция – это закон. Приучайте малышей с малых лет правильной работе с любыми компьютерными устройствами

И здесь не только важно соблюдать верную дистанцию, правильная осанка также играет большую роль

Восприятие света при слепоте

Некоторые опыты, проводимые с полностью слепыми людьми, подтверждают, что, несмотря на отсутствие восприятия зрительной информации, они все же способны реагировать на свет.

Доказательства этого начали появляться еще во время научно-исследовательской работы 1923 года, проводимой аспирантом Гарварда Клайдом Килером. Килер разводил слепых мышей, которые из-за определенной мутации испытывали недостаток в фоторецепторах сетчатки глаз.

Несмотря на то что мыши не воспринимали зрительные раздражители, их зрачки все равно реагировали на свет. Кроме того, мыши придерживались циркадных ритмов, установленных круглосуточными циклами смены дня и ночи.

Восемьдесят лет спустя ученые обнаружили специальные светочувствительные клетки, относящиеся к сетчатке глаза, а точнее к нервному узлу (ipRGCs). Эти клетки есть как у мышей, так и у людей.

Клетки ipRGCs найдены на тех нервах, которые проводят сигналы от сетчатки глаза к мозгу, а не на самой сетчатке. Клетки реагируют на свет, при этом не способствуя зрению. Таким образом, если у человека хоть один глаз, способный воспринимать свет, вне зависимости от уровня зрения, он теоретически способен различать свет и тьму.

Эхолокация заменяет зрение слепому

Как слепые воспринимают мир?

Как уже говорилось выше, 90% информации зрячий человек получает при помощи зрения. У слепых все наоборот. Главным огранном чувств для него является слух. Ученые доказали,  что незрячие люди обладают лучшим слухом, чем зрячие.  Из-за этой особенности среди слепых можно нередко встретить гениальных музыкантов. Чарльз Рэй и Арт Тейтум – лучшее тому подтверждение.

Слепые не только хорошо слышат, но и в некоторых случаях могут задействовать эхолокацию – способность распознавания отраженных от объекта звуковых волн. При помощи слуха слепой может практически безошибочно определить расстояние до предмета, вычислить его размер.

Не так давно эхолокация не признавалась учеными. Все считали эту способность какой-то выдумкой. Эхолокация – неотъемлемая часть жизни летучих мышей, дельфинов, а теперь и слепого человека.  Впервые методику рискнул применить Дэниэл Киш, слепой с младенческого возраста.  Благодаря этой способности он смог вести жизнь обычного человека. Дэниэл постоянно щелкает языком. Направленный исходящий звук отражается от окружающих его предметов, и дает ему полное представление об окружающей обстановке. К сожалению, метод  Дэниэла еще не получил широкого распространения, и не признан учеными.

Образы мира у незрячих людей

Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?

Восприятие цветов

Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.

Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает. Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».

Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).

Как описать слепому человеку цвет?

Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.

  1. Опишите цвет с помощью тактильных ощущений. Можно дать подержать человеку что-то в руки, когда рассказываете о цвете. Например, дотронуться до листьев или травы и описать их: «Трава и листья – зелёные. Они живые, свежие, гладкие». Или, например, дать в руки вату: «Вата белая, как и облака, воздушная, мягкая, пушистая, лёгкая». Серый или коричневый цвета можно ассоциировать с твёрдостью, суровостью, прочностью, холодом и т.д., прикасаясь к стенам, почве, веткам, асфальту и др.
  2. Используйте вкус и запах для описания цветов. Например, большинство ягод, фруктов и овощей красного цвета характеризуется сладким вкусом (малина, клубника, помидор) или бывают острыми (перец). Зелёные овощи часто бывают хрустящими, свежими на вкус. Дайте понюхать фрукты, овощи, пряности. Например: «Апельсин и мандарин – оранжевые, запах отражает их сочность, яркость, наполненность солнцем и теплом».
  3. Объясните, какими могут быть цвета, с помощью звуков. Например: «Звук воды, шум прибоя, волны в океане отражают синий цвет. Звук этого цвета обычно спокойный и приятный», «Вой ветра, капание дождя напоминают серый цвет, потому что на небе в этот момент появляются серые тучи».
  4. Соотнесите цвета с эмоциями и чувствами. Спросите у человека: «Какие чувства у тебя вызывает красный цвет? Чёрный цвет?» Расскажите о своих ассоциациях. Например, жёлтый цвет означает радость, дружелюбие; зелёный связывают с развитием и надеждой; серый с апатией, грустью и т.д.

Сны

Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).

Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.

Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.

Ищи мужа по запаху

— Идея проекта, который приносил бы пользу обществу, пришла в голову моей подруге Оксане Александровой два года назад, когда она побывала в аналогичной галерее в Москве, — рассказывает Александра Рубцова, одна из основательниц интерактивной площадки. — Мы принимаем на работу только людей с инвалидностью по зрению.

Всего в галерее трудятся 15 гидов, а претендентов на эту должность было около 70.

Какие программы для незрячих есть в российских регионах

Александра по профессии психолог-дефектолог, после вуза работала с особыми детишками. Но галерея задумана не для слепых, а для зрячих, подчеркивает девушка, хотя, бывает, приходят семьи, где родители видят, а дети нет. Ребята очень рады поменяться местами с мамами и папами.

— Мы за то, чтобы люди осознали: здоровье нужно беречь. Чтобы узнали себя глубже, оценили свои внутренние ресурсы во время экскурсии, когда нет визуального восприятия, которое помогает нам получать 80 процентов информации, — поясняет Александра. — При сегодняшнем ритме многое происходит на ходу: еда, творчество, встречи с любимыми. От этого чувства теряют остроту. Уникальные условия разбудят креативность. Кроме того, темнота помогает справиться с комплексами, оторваться психологически от «стены» надежности, комфорта, выйти из привычных социальных рамок.

Помимо экскурсий, в темноте проходят поэтические вечера, концерты, романтические свидания, квесты, уроки живописи и даже кулинарные мастер-классы. По мысли организаторов, все это сближает людей и делает добрее. Были случаи, когда после «свидания вслепую» пары действительно начинали встречаться. Конечно, это не служба знакомств, но в полной темноте осязание обостряется, даже от случайного прикосновения мурашки бегут по коже. Усиливается и обоняние — проверено на мастер-классе по составлению индивидуального аромата.

Знаете ли вы, что:

• в России, по официальным данным, 270 тысяч незрячих;

• предшественником азбуки Брайля был унциал, разработанный капитаном артиллерии Шарлем Барбье, чтобы французские солдаты ночью могли читать приказы. Но этот шрифт оказался очень сложным для запоминания. Луи Брайль, изучив систему, понял, в чем ее главный недостаток: каждый символ кодировался 12 точками. Он уменьшил количество до шести, и систему рельефной печати стали использовать слепые во всем мире;

• на радиальных линиях Московского метро при движении к центру станции объявляет мужской голос, а от центра — женский. На кольцевой мужчины озвучивают движение по часовой стрелке, женщины — в обратную сторону. Это сделано для того, чтобы слепые могли ориентироваться в подземке;

• незрячие способны видеть сны, точнее, ощущать их: 18 процентов чувствуют вкус, 30 — запах, 70 процентов осязают что-то, 86 — слышат разнообразные звуки;

• некоторые незрячие могут освоить эхолокацию: с помощью стука тростью, топанья ногой или щелканья языком они определяют расстояние до предмета и даже движется ли он.

Туннельное зрение

Кроме полностью слепых, есть еще и слабовидящие. К этой категории относятся люди с туннельным зрением.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «туннельное зрение — это болезненное состояние, при котором человек теряет способность к периферическому (боковому) обзору. Изображение воспринимается лишь в определенном узком радиусе, попадающем на центральную область сетчатки глаза».

Человек с туннельным зрением смотрит как будто в трубу. Он не замечает движущиеся рядом с ним объекты, перестает ориентироваться в пространстве. Причины возникновения этого нарушения могут быть разные, среди них: кислородное голодание, серьезная кровопотеря, резкий перепад давления, галлюциногены и некоторые другие препараты, резкий выброс норадреналина (реакция «бей или беги»), азотное отравление (кессонная болезнь), осложнения лазерной терапии, катаракта, глаукома, дегенерация сетчатки и многое другое.

Эффект туннельного зрения может быть временным (отлив крови от головы у космонавтов и летчиков сопровождается такими симптомами) и хроническим. Единой схемы помочь людям с этим заболеванием не существует. Некоторые врачи назначают медикаментозное лечение, другие предлагают воспользоваться специальными устройствами, разработанными для людей с туннельным зрением. В их числе очки, созданные по обратному принципу бинокля. Они охватывают все происходящее сбоку. Однако это изобретение не пользуется популярностью у пациентов, т.к. уменьшает предметы, тем самым мешая объективному восприятию окружающего мира. Также есть очки с камерами, которые снимают все происходящее вокруг человека и транслируют изображение на маленькие экраны.

Иные

Даже короткое время находиться в среде слепых или слабовидящих трудно. И на одного такого человека невольно оборачиваешься, мысленно произнося: «Фу-у, слава богу, что это не я», а когда их много… Фиксированное положение головы: немного вперёд, напряжённо. Специфическая осанка. Готовность в любой момент повернуться к источнику звука. Бегающий взгляд: у многих слабовидящих зрачок подвижен — он сокращается самопроизвольно, потому что бесполезен и, следовательно, контроль над ним мозгу не нужен. Тусклая, неровных очертаний радужка… Зрячих невольно берет оторопь, если они заглядывают в эти, когда-то видевшие или не видевшие никогда глаза. Да, они иные. И мир для них иной, чем для нас. Чтобы выжить, чтобы не сломаться, им приходится создавать собственный мир, в котором они ощущают себя обычными людьми. Этот мирок, эта мини-цивилизация начинается со специального детского садика, с особой школы-интерната для слепых и слабовидящих. Если ребёнок не прошёл эти ступени, в большом мире у него нет будущего: главная задача сада и интерната — развить способности, для которых не требуется зрение, и научить слепого жить среди зрячих. Жить в мире, информация о котором скрыта от него на 90 процентов — именно столько мы получаем с помощью глаз. Там же, в интернате, складываются отношения, которые обычно длятся всю жизнь: дружба, любовь, иногда творческие союзы. Больше искать негде: круг узок, а мы, зрячие, для них чужаки. Такие же иные, как они для нас. Как в любой школе, в интернате для слепых устраиваете выпускной бал, после которого выпускнику вручается белая тросточка — символ его принадлежности к «тёмной стороне» мира. По этой трости его будут узнавать зрячие: чтобы помочь, чтобы просто посторониться — дать дорогу…

Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей

Несмотря на то что незрячие люди имеют инвалидность, многие из них стараются чувствовать себя совершенно обыкновенными и вести активный образ жизни.

Конечно, учебная и трудовая деятельность имеют множество ограничений для слепых. Необходимы особые условия работы, специальное оборудование, щадящий график, наличие наставников. Крайне ограничен круг специальностей для людей, лишённых зрения. Но на современных предприятиях создаётся всё больше возможностей для того, чтобы инвалиды (в том числе, по зрению) могли чувствовать себя полноценными работниками. Специальные программы, разрабатываемые в государстве, также этому способствуют.

Большинство слепых стремятся создать семьи и успешно создают их. Довольно часто браки заключаются между людьми, страдающими аналогичным дефектом. Но немало семей, в которых только один из супругов является незрячим. Безусловно, сильное волнение испытывают семьи, ожидающие ребёнка. Будущие родители переживают о том, сможет ли их малыш видеть. Причём вероятность рождения зрячего ребёнка в семьях, где только один из родителей слепой, очень высока. Возможно это и в браках, где оба родителя незрячие (если супруги страдают разными видами слепоты).

Многие слепые люди довольно хорошо адаптируются в окружающем мире и стремятся к тому, чтобы к ним относились как к обычным людям, не имеющим физических недостатков

Поэтому они даже не всегда нуждаются в помощи, а излишнее внимание к себе и гиперопека со стороны окружающих могут обидеть их

Самое важное – это не игнорировать людей, лишённых зрения, а любыми способами давать им понять, что они полноценные члены общества, общаться с ними на равных и оказывать помощь и поддержку в том объёме, в котором они их запрашивают

Нарушения психического развития в детском возрасте

Психология цвета

Различия между мужчиной и женщиной: уровень чувств

Ученые, которые потеряли зрение

Д.Тинторетто, фрагмент портрета Галилео Галилея (1605 — 1607 гг). Изображение с сайта wikipedia.org

Галилео Галилей известен абсолютно всем. Итальянский физик, механик, философ, математик и астроном был не тотально слепым, а слабовидящим, когда впервые посмотрел на планеты и звезды в созданный им телескоп и сказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Он увидел планеты Солнечной системы и Млечный путь, не как полосу света, а как отдельные светила.

Известный конфликт с католической церковью вынудил Галилео отречься от своих открытий. В конце жизни он, ослепший окончательно из-за каракты, был заключен под домашний арест. Но все равно его научная деятельность продолжалась, в этом ему помогали ученики. Сам же великий ученый в письме говорил: «Я не прекращаю даже в охватившей меня темноте строить рассуждения по поводу то одного, то другого явления природы, и я не смог бы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того».

Л.Д.Крюков, фрагмент портрета Лобачевского (1833 -1836 гг). Изображение с сайта wikipedia.org

Николая Лобачевского, известного русского ученого, математика, родившегося в конце ХVIII века называют «Коперником геометрии» При жизни труды Николая Лобачевского не нашли отклика у современников, лишь спустя 20 лет после его смерти в 1856 году создатель неевклидовой геометрии получил признание.

Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, почти половину этого срока был его ректором. За время работы в университете он вел курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике. Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения. За время руководства Лобачевским учебным заведением Казанский университет стал одним из лучших в России.

В конце жизни Лобачевский ослеп, но это не помешало ему за год до смерти надиктовать свой последний научный труд «Пангеометрия» ученикам.

Лечение

В некоторых случаях полная утрата зрения пациентом является обратимой. Например, при развитии патологии на фоне катаракты или воспалительных и инфекционных недугов зрение налаживается после избавления от первопричины явления.

Когда речь идет об острой потере зрения (при отслоении сетчатки), не исключена необходимость в проведении операции. Если в качестве провокатора явления выступило поражение зрительного нерва или кровоизлияние в мозг, восстановить зрение не представляется возможным. В последнем случае пациенту необходима психологическая помощь и обучение перемещению в пространстве без зрительного контроля.

Для категории людей с приобретенной патологией созданы специальные средства, позволяющие больным заниматься привычными делами. В числе подобных: пособия со шрифтом Брайля, программы по чтению и прочие устройства, произведенные для улучшения условий жизни людей, лишенных зрения.

В числе современных методик в лечении рассматриваемой патологии искусственная зрительная система — «бионический глаз».

Таким образом, потеря зрения, как абсолютная, так и частичная, может носить врожденный или приобретенный характер. В числе наиболее вероятных провокаторов патологии: инфекции, воспалительные процессы, прочие болезни глаз (кератит, трахома и пр.). Лечение заболевания в ряде случаев направлено на устранение первичного недуга, некоторые обстоятельства превращают патологический процесс в необратимый.

Оторваны от мира

Чтобы понять это, мы отправились в «Галерею в темноте». Необычная интерактивная площадка появилась в Екатеринбурге год назад. Приезжаем в назначенное время, на входе нас встречает улыбчивый гид Юлия Дик в темных очках. Администратор быстро объясняет правила: сумки оставляем в камере хранения — руки должны быть свободны. В шкафчики отправляются и смартфоны, часы, брелоки и другие мелочи со светодиодами или дисплеями: в кромешной тьме зрачки расширяются, и любой проблеск заметен.

Почему водители не уважают права инвалидов
Выплаты семьям с детьми-инвалидами вырастут до 10 тысяч рублей

Состав нашей группы разношерстный: вот солидный молодой мужчина, он недавно развелся и ищет интеллектуальных развлечений; двух девушек-архитекторов в галерею привели профессиональные интересы — они интересуются, как лучше организовать доступную среду. Я, признаться, затеяла эксперимент ради дочери: поколение 11-12-летних повально увлечено гаджетами. Разговоры про опасность для глаз воспринимаются как родительское брюзжание, поэтому и было решено от теории перейти к практике.

По сути, «Галерея в темноте» — это четыре комнаты, каждая имитирует обычную квартиру, рынок, бар и отдых на природе. Юлия выстраивает нас паровозиком: левую руку положить на плечо соседа, правую выставить в сторону — так безопаснее обходить дверные косяки. Последний человек, заходящий в локацию, подает сигнал голосом, после этого все могут расходиться. Дальше каждый передвигается самостоятельно: кто-то изучает периметр «спиной по стеночке», кто-то цепляется за руку партнера. Ершистый подросток вдруг начинает обниматься: «Мама, пойдем отсюда». Пространство кажется очень тесным, мы постоянно натыкаемся друг на друга, на предметы, спрашиваем: «Кто это?». Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что на самом деле «каморка» занимает 26 квадратных метров. В зрячей жизни такое помещение кажется просторным, потому что мы лавируем между предметами.

Через 15 минут осваиваемся. Настолько, что оставшуюся часть экскурсии дочка бродит сама по себе. На ощупь мир совсем другой. Что-то опознается быстро и легко, например диван или массажная кушетка, а вот в каком углу негромко работает телевизор с тифлокомментарием, мы поняли не сразу. Некоторые предметы открываются с неожиданной стороны. Например, если быстро-быстро перемешивать пластмассовые шарики в «сухом бассейне», они начнут светиться. Но организаторы просили не раскрывать всех секретов галереи.

Жизнь на ощупь

Как чувствуют себя люди, лишённые слуха и зрения одновременно? Способы взаимодействия с миром и другими людьми ограничиваются лишь осязанием, запахами и вкусом. У тех, кто потерял эти функции при жизни, остаётся ещё и память о явлениях, которые они лицезрели или слышали ранее.

На помощь слепоглухим людям приходит тактильный способ чтения и письма (шрифт Брайля). Из внешних сигналов они воспринимают вибрации.

К сожалению, такие люди в большинстве своём оказываются и немыми, поскольку не имея возможности слышать речь, они не знают, как воспроизводить её.

Адаптироваться в мире людям с такими ограничениями крайне тяжело, но немало примеров того, как слепоглухие смогли не только получить образование, но и успешно взаимодействовать с другими, освоить несколько языков, написать не одну книгу.

Слепые: святая, поэт и тифлопедагог

Фотография блаженной старицы Матроны. Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Святую Матрону Московскую называют всегда ласково: «Матронушка», «матушка», как очень близкого и родного человека. И жила она не так давно, была рядом в самые тяжелые годы истории нашей страны прошлого столетия. Незрячая от рождения Матронушка никогда не видела мир, в котором жила, так, как мы привыкли его видеть. Но Господь открывал ей гораздо больше, чем людям зрячим.

Святая видела и прошлое, и будущее. По свидетельству многих людей, слышит она молитвы всех приходящих и сейчас. Недаром еще при жизни она говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам».

Гомер; гравюра нач. 19 в. Изображение с сайта georgeglazer.com

Гомер – самый известный слепец древности. Автор «Одиссеи» и «Илиады» жил примерно в VIII веке до Р.Х. в Древней Греции. Считается, что в образе незрячего певца Демодока в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя. Именно по произведениям Гомера древние греки учились в школе, более половины найденных литературных папирусов принадлежат этому поэту-сказителю. И история Троянской войны, участники ее, и затем странствия Одиссея по всему древнегреческому миру нам известны, спустя тысячи лет, благодаря Гомеру.

Луи Брайль, бюст и экспонаты в музее г.Кувре (Франция). Фото с сайта wikipedia.org

Луи Брайль – человек, без которого невозможно представить жизнь нынешних незрячих людей. Луи Брайль – создатель рельефно-точечного шрифта, благодаря которому незрячие люди всего мира могут читать и писать, работать на компьютере и играть на музыкальных инструментах по нотам. Луи Брайль ослеп в раннем детстве, а свой шрифт создал в возрасте 15 лет, в 1824 году.

Это довольно простой шрифт, с одной стороны, его даже пытались использовать военные в качестве «ночного шрифта», когда читать донесения можно наощупь, не пользуясь светом. С другой стороны, он сложен. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Но текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, читается текст, как обычно, слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа, в «зеркальном отражении».

Как видят ослепшие люди?

Дети ослепшие в раннем возрасте воспринимают мир в серых тонах.

Ослепшие дети несознательного возраста видят мир в серой цветовой гамме. Взрослые ослепшие в зависимости от восприятия и серьезности слепоты могут отличать яркие цвета от тусклых. Также доказано, что люди со скотомой отличают свет, от которого исходит тепло, а также насыщенные цвета и лампочки, что быстро меняют цвет. Замечено, что ощущения двух ослепших могут быть довольно разные. Разница заключается в таких факторах:

  • степень слепоты;
  • индивидуальное восприятие окружающей среды.

Слабовидящие люди нечетко видят окружающие предметы и образы. Но они воспринимают среду окружения с помощью памяти и органов чувствительности:

  • нос;
  • уши;
  • руки.

С помощью ощупывания, слуха и запаха мозг слепого восстанавливает предметы и объекты вокруг человека. Ослепшие пациенты сознательного возраста ощущают окружающую среду по запомнившимся картинкам. Они возникают при воздействии запахов, прикосновений или звуков, что напоминают образ. Ослепшие дети, непонимающие множество предметов, хуже воспринимают мир, но они могут замечательно помнить цветовую гамму. Тогда их представление об окружающей среде может быть ярче.

Слепой моргает с той же частотой что и зрячие, что позволяет предохранить органы зрения от внешних воздействий.

Если органы зрения при слепоте сохранены в целостности и функционируют веки, то слепые моргают с той же частотой, что и зрячие. Такая функция полностью зависит от того, что глазному яблоку требуется слезная жидкость, чтобы зрительный орган не пересыхал. Благодаря сохранению движения век предохраняется роговая оболочка от повреждений, которые наносятся такими негативными воздействиями:

  • солнечный свет;
  • ветер;
  • инородные предметы.

Кроме амавроза и скотомы, различают формы дефекта. Слепота поражает один глаз или оба. Снижается острота зрения обоих органов или одного, иногда отсутствует часть поля зрения. Может быть неуточненная слепота, которая повреждает один зрительный орган либо оба. Каждая форма слепоты может отнимать определенную часть зрительной функции или отключить ее полностью.

Мы должны проделать путь от «инвалида» к «человеку с инвалидностью»

Гиперопекой грешат не только родители, но и обычные прохожие. Им непривычно, что по улицам могут ходить активные слепые без сопровождающих и собак-поводырей. Незрячие часто жалуются на то, что окружающие не воспринимают их как самостоятельных и взрослых людей: бесцеремонно хватают их, пытаясь оказать непрошеную помощь, нарушают личные границы, расспрашивают.

Тестировщик мобильных приложений Армен возмущенно рассказывает, как однажды его не пустили в «ПандаПарк» в Сокольниках: сотрудники посчитали, что он может получить травму. Сколько молодой человек ни убеждал их, что он уверен в своих силах, ничего не помогло.

Анатолий по этому поводу рассказывает анекдот: мужчина идет по парку и видит, как парень с собакой на лавочке играет в шахматы. Мужчина говорит: «Какая у тебя умная собака!» А парень ему: «Да какая же она умная? Она мне уже в пятый раз проигрывает!» Когда зрячие не считают слепого дееспособным, пытаются насильно помочь или, что еще хуже, восхититься тем, что ему самому удалось выйти из дома, кого они видят перед собой — собаку?

4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус

Примерно 90% информации, поступающей извне, мы воспринимаем через зрение. Поэтому его отсутствие у слепых людей должно хотя бы немного компенсироваться обострением других органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Они вынуждены сильнее напрягать слух, поскольку по громкости звуков можно понять, насколько близко или далеко от них какой-то объект. Ощущения от прикосновений к предметам должны дать незрячим людям чёткую картину, из чего эти предметы состоят, насколько они велики, и как их можно применять. Обоняние также играет очень большую роль в жизни слепого человека, ведь запахи нередко указывают на то, безопасно ли находиться в данных условиях.

А вот со вкусом сложнее. Это, конечно, тоже важный канал поступления информации. Но у зрячих людей желание попробовать определённую пищу возникает обычно исходя из внешнего вида блюда. Слепые же лишаются этого и вынуждены следовать интуиции, опираться на запахи и доверять окружающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector