Кто есть кто в театре
Содержание:
- Примечания
- Театральные фестивали
- Шаманизм и ритуальные обряды (до 2500 г. до н. э.)
- Начало
- Режиссёр в XXI веке
- Режиссёр театра
- С какими проблемами сталкиваются любительские театры?
- Художники и дизайнеры
- История театра в России
- Театр как вид искусства[править]
- Сложно ли получить гранты?
- Что дают творческие фестивали любительскому театру?
- Перемены двадцатого столетия
- Другие театральные должности
Примечания
- ↑ Театр / Родина М. Т. // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
- ↑
- ↑
- Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
- ↑ Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). — М.: Элис Лак, Прогресс, 1994. — С. 583. — ISBN 5-7195-0033-2.
- Энциклопедия кругосвет. . Дата обращения 2 мая 2013.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Бояджиев Г. Н. Комедия дель арте // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
- ↑ (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 мая 2013.
- Lee (2002), стр. 29.
- Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Транзиткнига, 2005. С. 294, 310—317.
- Дмитриев Ю. А. Скоморохи // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
- ↑ Дмитриев Ю. А. Школьный театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
- The World Encyclopedia of Contemporary Theatre: The Americas (англ.) / Rubin, Don; ] (англ.)]. — New York City: Routledge, 2000. — P. 394. — ISBN 0-415-05929-1.
- ↑ Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 5.
- Опера // Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2003. — С. 379. — ISBN 5-7905-1809-5.
- ↑
- Келдыш Ю. В. Драматургия музыкальная // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 2, 1975.
- (англ.). www.quora.com. Дата обращения 14 сентября 2017.
- (англ.). www.encyclopedia.com. Дата обращения 12 сентября 2017.
- (недоступная ссылка). rkpm.ru. Дата обращения 12 сентября 2017.
- Энциклопедия кругосвет. . Дата обращения 3 мая 2013.
- (англ.). www.guidetomusicaltheatre.com. Дата обращения 12 сентября 2017.
- .
- MARCO Computer Technologies. . www.az-customs.net. Дата обращения 12 сентября 2017.
Театральные фестивали
- Dance Open — международный фестиваль балета
- Авиньонский фестиваль
- Алтан Сэргэ — международный фестиваль национальных театров
- Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского
- Всероссийский фестиваль «Реальный театр»
- «Голоса истории» — международный театральный фестиваль Вологодской области
- Дягилевский фестиваль — международный многожанровый фестиваль
- Золотая маска — российская национальная театральная премия и фестиваль
- Золотой Арлекин — Саратовский областной театральный фестиваль и одноимённая театральная награда
- Майатул
- Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина
- Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова
- Международный фестиваль искусств имени Сахарова
- Ново-Сибирский транзит — межрегиональный фестиваль-конкурс драматических театров Сибири, Урала и Дальнего Востока
- Платоновский фестиваль искусств
- Фестиваль «Браво!» — Свердловский областной конкурс на лучшую театральную работу года и фестиваль
- Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
- Эдинбургский международный фестиваль
Шаманизм и ритуальные обряды (до 2500 г. до н. э.)
Шаман — святой человек племени. Он общается с божественным через сложные ритуалы. Тот факт, что шаманизм был начальным этапом зарождения театра, проявляется в существовании театральных элементов, которые присутствуют в шаманском ритуале. К ним относятся песня, танец, музыка, характеристика, гипноз, иллюзия, клоунада и чревовещание.
Ритуалы представляли собой выступления, благодаря которым люди пытались добиться успеха в сражениях, охоте и жизни в целом. Они использовали различные значимые артефакты, которые теперь служат доказательством того, что первые театральные спектакли возникли из таких ритуалов.
Начало
В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.
А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.
Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% — при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.
В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.
Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.
История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные
Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли
Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.
Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире «фонограммы». Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.
Режиссёр в XXI веке
Коммерциализация театрального дела, с конца XX века охватившая и бывшее пространство СССР, в значительной мере возвращает театр к дорежисссёрским временам. Как отмечает французский театровед Патрис Пави в «Словаре театра», потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального процесса: актёр, если он «звезда» и публика ходит на него, требует свободы от тиранических указаний режиссёра-постановщика; художник сцены желает без посредника вовлечь в своё игровое пространство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать ранжирование в труппе, берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер или спонсор стремится подчинить и выбор репертуара, и трактовку произведений, и распределение ролей коммерческим интересам, что неизбежно превращает режиссёра в фигуру зависимую и в конечном счёте второстепенную
Режиссёр театра
Профессия театрального режиссёра в том виде, в котором мы привыкли её видеть, сложилась ещё во второй половине XIX века. Но понятие режиссуры появилось куда раньше – в 1742 году. Режиссёр-постановщик театра определяет общую идею, которая и будет раскрыта в ходе спектакля. Этот творческий работник объединяет усилия всех остальных – декораторов и актёров, композиторов и гримёров. Именно он должен сплотить всех работников театра, заставить их проникнуться смыслом, вложить в постановку душу. Для этого режиссеру необходимо быть хорошим психологом, при этом умея управлять собой.
Режиссёр театра – профессия непростая. Для того чтобы стать им, необходимо обладать напористостью, серьёзностью, грамотностью, умом и оригинальностью. Этот человек трактует пьесы – разумеется, согласно своему видению, так, что они звучат по-новому, заинтересовывают зрителей. Существуют и другие театральные профессии. Помощника постановщика называют просто режиссёром. Он занимается повседневными репетициями. Менее ответственные задания выполняет режиссёр-ассистент.
С какими проблемами сталкиваются любительские театры?
Ирина Шашкина:
Проблемы самые разные, в том числе все вышеперечисленные. Наш коллектив выступает бесплатно на самых разных площадках, многие из которых имеют весьма отдаленное отношение к классической сцене. Это библиотеки, профилактории, санатории. В Томске есть много небольших площадок, которые можно арендовать за небольшие деньги, но мы ими не пользуемся, так как изначально ориентированы именно на бесплатные показы, публику для которых собираем не мы, а хозяева предполагаемых площадок.
Андрей Колемасов:
Если любительский театр имеет свою площадку, то все три постулата (деньги, зрители и место) не имеют значения. А вот если они не имеют места, то живется им очень плохо. Так было и в нашем детском любительском театре-школе «Осколки». Как только мы потеряли свою площадку, то через некоторое время закрылись, потому что ни репетировать, ни играть свои спектакли мы не могли. Любая аренда съедает огромные деньги, которые не окупаются.
Никита Смирнов:
Тут целый букет. Все зависит от того, насколько коллектив желает заниматься. У меня один раз целый класс притащили в прямом смысле этого слова за руки на занятия, чтобы обеспечить приход людей, но они не желали заниматься, поэтому результат был незначительным.
Возьмем коллектив нашего театра ГКСКТИИ. Я набрал с художественным руководителем театра трех девушек, которые сами пришли и желали заниматься. Результат – отличная работа, творческий показ в колледже с успехом, первое место в фестивале коротких спектаклей «Театр в кармане».
Желание. Если есть желание у коллектива, будет время, найдется место и найдутся деньги.
Учебный театр Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций, «Психиатрия»
Фото: Лев Мучник
Художники и дизайнеры
К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.
Постижер и гример
Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.
Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.
Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.
Бутафор
Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.
В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.
Художник-модельер театрального костюма
Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.
Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.
История театра в России
До 17 века главными артистами на Руси были скоморохи. Собственно, их деятельность мало чем отличалась от деятельности бродячих артистов в Европе. Скоморохи часто устраивали представления на городских площадях. Для проведения представлений и временного размещения артистов ставились специальные балаганы. Скоморошьи выступления объединяли в себе и театрализованные сценки и цирковые номера.
Первый частный театр был, что не удивительно, царским и «завёл» его Алексей Михайлович Романов. Этот придворный театр просуществовал 4 года — с 1672 по 1676 год. Вскоре начали появляться и частные — крепостные театры. По мере развития крепостных театров среди крепостных артистов стали выделяться настоящие таланты.
Женские роли, прежде исполнявшиеся молодыми мужчинами, наконец позволили играть женщинам. Некоторым из крепостных артистов давали вольные, а в актрис порой даже влюблялись. Например, граф Шереметьев женился на одной из своих крепостных актрис (предварительно дав ей вольную) — Прасковье Жемчуговой-Ковалёвой. Часто иностранные театральные коллективы, приехав на гастроли в Россию, оставались на постоянное жительство.
В начале 19 века количество театров в Москве и Санкт-Петербурге начало стремительно увеличиваться. 19 век стал для России открытием своих талантов. При этом многие артисты по решению театральных чиновников должны были ездить из одного города в другой для участия в постановках.
Репертуаром театров также ведали чиновники: от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.
На развитие русского театра большое влияние оказала французская школа, но это не помешало артистам найти свой путь в искусстве и создать неповторимый русский театр.
Театр как вид искусства[править]
Страсти Христовы (фрагмент картины). Художник Ганс Мемлинг. XV век. Евангельские сюжеты часто становились основой театральных представлений.
Как и любой другой вид искусства: музыка, живопись, литература, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
Театр — ‘искусство коллективное. Спектакль — это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение «работники театрального цеха»: спектакль — это и творчество, и производство.
Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль — это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.
В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий — либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму — в лето, улицу — в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.
Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена-коробка и сцена-амфитеатр. Сцена-коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену-амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство — устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.
Большое значение всегда придавали театральному зданию
Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью
Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.
Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте — чтобы поддержать интерес публики.
Главное лицо в спектакле — актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ — своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства — не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем-то неуловимым — духом, душой.
Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но, тем не менее, они подчинены воле руководителя — режиссёра.
Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог — и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника-декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены «заговорить». И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.
Зритель сознательно, а порой и бессознательно, будто против воли, оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное — он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни.
Сложно ли получить гранты?
Ирина Шашкина:
Я никогда не работала с грантами и очень смутно представляю, что это такое. Пыталась узнавать подробнее, но мне объяснили, что я не имею права на них претендовать. Так как я не юридическое лицо, а работник клуба.
Андрей Колемасов:
Почти невозможно. Единственная организация, которая давала и сейчас дает деньги любительским коллективам, это Союз театральных деятелей России. Но для этого надо было иметь имя и грамотно поданные документы. А для почти безвестного коллектива получить грант невозможно, на мой взгляд.
Никита Смирнов
Гранты? Мне кажется, что в наше время ты можешь получить его за незначительный проект. За работу же, над которой ты старался месяцами, если не годами, ты будешь просто продолжать о нем мечтать.
Что дают творческие фестивали любительскому театру?
Ирина Шашкина:
Очень много, начиная с новых знаний, творческого опыта, знакомств и прочего. К сожалению, в последние годы мы в фестивалях не участвуем, так как возраст, здоровье и финансовые возможности актеров не позволяют этого делать.
Андрей Колемасов:
Дают многое. Прежде всего, если жюри компетентное и фестиваль предлагает расширенную программу, а не просто показ – обратную связь от профессионалов. Если фестиваль предполагает мастер-классы от ведущих мастеров сцены – повышение своих знаний. Не всегда, к сожалению, удается увидеть своих коллег, потому что иногда жесткая экономия в средствах заставляет коллектив приехать, выступить и сразу уехать.
Никита Смирнов:
Возможность показать себя, заявить о себе. Для дальнейшего развития любительскому театру нужны, просто необходимы фестивали. Если их не будет, то произойдет стагнация, вытекающая в деградацию любительской театральной деятельности.
Фото: ТЮЗ
Перемены двадцатого столетия
Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами. Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.
Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год
После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.
Мариинский театр в 1922 году
Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».
В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика. Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире. Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.
Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года
Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!
В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.
Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра
Другие театральные должности
Наличие других работников зависит от вида и размера театра. В работе крупных заведений могут участвовать театральный критик или директор по рекламе. Нередко штат включает музыкантов, балетмейстеров, драматургов, композиторов. В кукольном театре не обойтись без кукловодов, а в музыкальном часто используется целый оркестр. Кроме того, стоит перечислить бухгалтеров, юристов, охранников, буфетчиков и уборщиков. Хотя они не связаны с основной работой театра, труд этих служащих тоже важен для заведения.
В некоторых театрах работают суфлёры. Во время спектаклей они внимательно следят за говорящими артистами, находясь за кулисами или в специальной будке, которая скрыта от глаз зрителей. Если исполнитель роли забывает свою реплику, суфлёр шёпотом подсказывает ему. Эта работа может показаться лёгкой, однако в течение всего спектакля специалист находится в постоянном напряжении. Суфлёру необходимо быстро ориентироваться и понимать, когда актёр молчит по сценарию или делает лишнюю паузу, потому что забыл текст.